Творческий потенциал интегрированного урока-практикума
Оценка 5

Творческий потенциал интегрированного урока-практикума

Оценка 5
doc
11.09.2021
Творческий потенциал интегрированного урока-практикума
26 06 2021.doc

Творческий потенциал интегрированного урока-практикума

 

 

 

Проблема развития творческой личности, креативных способностей учащихся явля- ется актуальной задачей современной педа- гогики. С точки зрения определения твор- чества как создания нового все познава- тельное развитие ребенка проходит исклю- чительно творческим путем. Однако одним из отличий детского творчества от взросло- го является ограниченность опыта детей. Творческие уроки-практикумы в началь- ной школе ориентированы на создание в обучении условий для выявления и разви- тия творческих способностей учащихся, приобретения опыта прикладной и твор- ческой деятельности. Творческий потенци- ал таких уроков, понимаемый как совокуп- ность средств, необходимых для развития креативности учащихся, может быть гораз- до выше, если в обучении интегрировано содержание нескольких предметов.

 

В начальных классах средних общеобра- зовательных школ Ленинградской области преподается предмет «русское народное творчество». Учителя среднего звена шко- лы успешно работают по региональной программе «Трудовое обучение (девочек) с углубленным изучением основ русской культуры» (автор В.А. Соколова). В прог- рамме интегрированы учебный предмет

«технология» с учебным материалом, кото- рый называется «Традиционная русская культура». Важно, что содержание прог- раммы соответствует этнографическим особенностям региона (местным традици- ям, обрядам, музыкальному фольклору, особенностям рукоделия и т.д.).

Русская народная культура обладает уникальным воспитательно-развивающим потенциалом. Благодаря необычной емкос- ти народное искусство представляет инте-

 

рес не только с художественной, историчес- кой, этнографической точек зрения, но и воспитывает в учащихся определенную культуру восприятия материального мира, развивает творческие способности личнос- ти, готовность наследовать духовные цен- ности народной культуры.

Мы предлагаем разработку интегриро- ванного урока «Встреча весны» для II клас- са начальной школы, который проводился Е.И. Михайловой с участием учениц IX класса, подготовивших сообщения о весен- них обрядах и праздниках на Руси и актив- но участвующих в проведении игр и прак- тикума (методическая разработка Т.С. То- миной).

Цель и задачи: познакомить учащихся с обрядами и традициями, связанными со встречей весны; закрепить умения работать с пластилином; дать возможность проявить творческие способности на практике; спо- собствовать воспитанию заинтересованно- го и почтительного отношения к культур- ному наследию русского народа, отражен- ного в народных обычаях и традициях, на- родном костюме; творчески развивать учащихся на примерах русского фольклора и в процессе изучения русской культуры; формировать эмоционально-образное вос- приятие учащимися окружающей действи- тельности средствами русской культуры; способствовать активизации творческого

 

проявления самостоятельной деятельности младших школьников и подростков в ходе игрового действия.

Оформление кабинета: класс украшен подлинными этнографическими образцами изделий, выполненными в традициях рус- ского рукоделия (русские народные костю- мы, обувь, полотенца, подзоры и пр.).

На доске записана тема урока и тексты закличек весны; вывешены текстильное панно «Жаворонки прилетают, весну зак- ликают», выполненное учащимися IX класса, инструкционно-технологический плакат по изготовлению жаворонков из пластилина; декоративные текстильные куклы Иван да Марья, изготовленные уча- щимися школы.

Оборудование: образцы объектов тру- да — имитация обрядового печенья «жа- воронки», выполненного из   пластили- на; рабочие коробки с раздаточным мате- риалом (инструкционно-технологические карты, пластилин, горошинки для изго- товления глазок, салфетки); магнитофон, аудиозаписи народных песен и голосов птиц.

Этапы и виды деятельности учителя и учеников.

1.         Организационный момент: вступи- тельное слово учителя (1–2 мин).

2.         Объяснение нового материала учите- лем. Рассказ о традициях, обрядах и по-

 

3.         Познавательные сообщения учащихся IX класса о весенних обрядах и праздниках на Руси, традиционном русском костюме (5 мин).

4.         Практическая работа по изготовле- нию образцов обрядового печенья «жаво- ронки» (из пластилина) (11–12 мин).

5.         Игра-хоровод «Ай да птица, что за птица...» (4 мин).

6.         Опрос-повторение в игровой форме с использованием загадок (5 мин).

7.         Игра «Золотые ворота» (4 мин).

8.         Закрепление изученного материала. Рефлексия (6 мин).

9.         Подведение итогов урока. Выставка индивидуальных работ (3 мин).

Для повышения эмоционально-образ- ного восприятия темы дети могут надеть элементы народного костюма: девочки — платки, поясочки, головные ленты, мальчи- ки — пояса. Такая стилизация способствует приобщению к культурному наследию рус- ского народа, а также позволяет школьни- кам войти в образ, использовать его в игре. Поскольку подобные уроки можно про- водить на познавательном материале любо- го народного праздника, то мы не рассмат-

 

риваем подробно содержание урока и игр. Учитель может самостоятельно найти этот материал в специальной литературе и Ин- тернет-ресурсах.

Урок является нетрадиционным и ин- тегрированным по следующим показа- телям:

1.         В нем интегрированы учебный мате- риал предмета «русская народная культу- ра» и курса «Технология».

2.         Формирование знаний основ русской культуры происходит в процессе знаком- ства и осмысления самобытных традиций русской культуры и освоения учащимися конкретных видов народного творчества (музыкально-поэтического, календарно- обрядового, изобразительно-пластическо- го и т.д.).

3.         Развитие творческого воображения детей происходит в соответствии с уровня- ми повтор — вариации — импровизации, что согласуется с личностно-деятельност- ным и индивидуальным подходом в обу- чении.

4.         Активный, игровой и просветитель- ский характер урока позволяет младшим школьникам в творчески-игровой атмосфе- ре почувствовать свою причастность к ис- тории и культуре русского народа, а уча-

 

щимся-подросткам дает возможность твор- чески проявить себя в театрализованном, игровом действии.

5.         Общий эмоциональный характер иг- ровой и практической творческой деятель- ности учащихся разных возрастных групп является достаточной мотивацией учебной деятельности школьников, дает возмож- ность каждому достичь ситуации успеха в конкретном деле.

6.         Подобная форма проведения урока может быть рекомендована учителю для обобщения и закрепления пройденного ма- териала после прохождения определенного раздела программы.

Полезно провести серию таких уроков по теме (разделу), осуществив их пример- ную разбивку по целям, темам, доминиру- ющим видам деятельности, предполагае- мым результатам. Задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы они не имели однозначного варианта вы- полнения, т.е. позволяли каждому ученику реализовать свою творческую индивиду- альность (например, образцы «жаворон- ков» не должны быть одинаковыми, обра- зы в ролевых играх должны отличаться са- мобытностью и оригинальностью и т.д.). Одним из требований к уроку является смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты, в начальной школе — не реже, чем через 10–15 мин [3]1.

Формами контроля и оценками резуль- татов урока является само- и взаимоконт- роль учащимися изготовленных изделий (их оригинальность); правильность и пол- нота ответов на вопросы; мнение экспертов (на нашем уроке экспертами загадки выс- тупали ученицы IX класса); рефлексивные высказывания детей. Рефлексия, осознание

 

своей деятельности, является завершаю- щим этапом творческого урока, на котором учащиеся осознанно оценивают свою дея- тельность на уроке, определяют, что им бы- ло интересно и посильно для выполнения, какие выводы они смогли сделать после изучения темы. Не всегда у учителя имеет- ся возможность выслушать каждого учаще- гося, главное, чтобы каждый школьник за- думался над этими вопросами, попытался осознать проблему и сформулировать свое отношение к ней.

Знание национальных традиций, изу- чение их в процессе непосредственной практической деятельности способствует формированию национального самосозна- ния у младших школьников, идентифика- ции личности по национальному призна- ку, скорейшей и эффективной социализа- ции детей.

Творческая судьба личности в индиви- дуальном развитии определяется особен- ностями ее взаимодействия с культурой. В процессе этого взаимодействия натураль- ное творчество ребенка видоизменяется во взрослое творчество, которое рассматрива- ется в качестве высшей психической функ- ции [2]. Какими будут уровень творческой самореализации взрослого человека, его творческая активность, личный вклад в коллективное творчество человечества, за- висит от творческого начала, закладывае- мого в детстве.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.         Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

2.         Николаева Е.И. Психология детского твор- чества. СПб., 2006.

3.         Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., 2004.


Творческий потенциал интегрированного урока-практикума

Творческий потенциал интегрированного урока-практикума

Познавательные сообщения учащихся

Познавательные сообщения учащихся

Знание национальных традиций, изу- чение их в процессе непосредственной практической деятельности способствует формированию национального самосозна- ния у младших школьников, идентифика- ции личности по национальному призна-…

Знание национальных традиций, изу- чение их в процессе непосредственной практической деятельности способствует формированию национального самосозна- ния у младших школьников, идентифика- ции личности по национальному призна-…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2021