Творческий проект "Изготовление шляпы своими руками"
Оценка 4.8

Творческий проект "Изготовление шляпы своими руками"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
технология
7 кл—11 кл +1
12.06.2022
Творческий проект "Изготовление шляпы своими руками"
Творческий проект "Изготовление шляпы своими руками"
Пояснит записка Пешкова.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №2 Г.РУДНЯ»

 

 

 

 

 

 

Творческий проект по технологии

«Любимый во все века аксессуар»

 

 

 

 

 

 Подготовила ученица 9 б класса :

Пешкова Татьяна

Руководитель : Джумкова

Зоя Васильевна

 

 

2020

 

Содержание

 

I.Введение ……………………………………………………………………….3

II.Основная часть ………………………………………………………………5

1.Теоретическая часть. Из истории шляп…………………………..……....6

      2. Практическая часть………………………………………………………10

     2.1. Материалы  и инструменты для работы………………………………10

2.2. Техника безопасности…………………………………………………..11

2.3. Технология изготовления………………………………………………11

      2.4 Себестоимость. Экономическое и экологическое обоснование… …15

 III. Заключение……………………………………………………………..…16

IV.  Источники …………………………………………………………………17

V.  Приложение…………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Введение

«…Она поэтами воспета
Последних десяти веков,
Когда же на тебе надета,
То просто - не хватает слов ».

Булат Окуджава [1,c.87]

 

    У женщин есть немало способов изменить свой облик до неузнаваемости. Но самый простой – надеть шляпу!

     Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской. Однако я остановлюсь в своей работе на женских шляпках.

   Она необходима  женщинам в самых различных ситуациях. Это и шляпки для вечерних походов в театр, и летние пляжные шляпки, и деловые женские и мужские шляпы, они актуальны были и много веков назад и сейчас. Поэтому  считаю мою идею  актуальной.

   У нас в школе часто бывают различные внеклассные мероприятия. Для концертных номеров торжественной части этих представлений нужны соответствующие костюмы. Конечно же, один из наиболее востребованных аксессуаров – шляпа. Вот и мне для моей роли (госпожа Щукина из рассказа Чехова А.П. «Беззащитное существо») нужно было изготовить шляпку.

Цель проекта: изготовить женскую шляпку.

 

Задачи:

1)    Изучение источников информации.

2)    Изготовление шляпы

3)     Выводы и рекомендации.

Методы исследования: теоретические и практические:

-Анализ

-Обобщение

-Сопоставление

- эксперимент

-Аргументированные выводы.

В настоящее время многие подростки не знают, чем заняться в свободное время. Я считаю, что изготовление шляп для носки и как дополнение к костюмам артистов интересное и полезное занятие. Оно имеет и социальное значение, так как помогает проведению внеклассных мероприятий, которые имеют своей целью воспитание  подростков.

 

 

 

 

 

 

 

II.  Основная часть

1.Теоретическая часть

                                             Из истории шляп.

       Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес. Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петасос отбрасывали на спину, ведь он был подвешен на ремне или ленте. От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света. (Приложение 1)

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона. (Приложение 2)

   Классическим головным убором того времени был и генин - высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская. Лишь через сто лет он исчез из одежды светской, но не перестал существовать совсем, его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см). Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо. Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее гении приобрел форму полумесяца или двухугольную. [3,с.67], (Приложение 3)

   В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

   В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». [2.с.704]  И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон). Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной. (Приложение 4)

   Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу....  Всего не перечислишь.

   Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» - о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы. [4.с.109]                 Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

   Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов. (Приложение 5)

    Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

    Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

    Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности. Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное - локоны и кудри.    Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик. (Приложение 6)

    До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

    Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну - правую сторону. (Приложение 7)

     С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

    Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».

    Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. (Приложение 8)

     Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия.

    В военные годы вновь наступает «спокойный» период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

   Появившийся в конце 40-х "нью лук" принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн. (Приложение 9)

Главные головные уборы женщин в 70-х - маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

На протяжении всей истории головной убор, как правило, был способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы - бобровые шапки, ученые - шапочки с четырехугольной тульей. В средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.[5,c.21]

2. Практическая часть.

2.1. Материалы  и инструменты для работы.

Для того, чтобы изготовить шляпку  нам необходимы следующие материалы: шелковая  ткань, плотный картон, ленты, искусственные цветы, тесьма, нитки.

Необходимые инструменты: циркуль, сантиметровая лента, ножницы, клеевой пистолет.

2.2. Техника безопасности

Правили обращения с ножницами.

1. Хранить ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. Класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались на край стола.

3. При работе следить за направлением реза и поддерживать материал.

4. Не держать ножницы концом вверх.

5. Не оставлять концы ножниц раскрытыми.

6. Не резать ножницами на ходу.

7. Не работать тупыми ножницами и с ослабленным креплением.

8. Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.

Правила работы с иглами.

1. Не бросай иглы. Не втыкай их в ткань или одежду.

2. Ни в коем случае не брать иглы в рот.

3. Во время работы втыкать иглы в специальную подушечку-игольницу. Убирать подушечку в коробку.

4. Запасные иглы хранить в игольнице в сухом месте.

5.  Проверять количество игл перед началом и после окончания работы. При пропаже обязательно найти недостающие иглы.

6. При шитье пользоваться наперстком.

7. Не применять иглы вместо булавок.

Частично я взяла технологию из интернета, но добавила очень много своего творчества.

2.3.Технология изготовления

Инструкционно – технологическая  карта.

технологическая операция

инструменты и  оборудование

приемы выполнения операций №рис.

1

 Измеряем окружность головы. С помощью формулы длины окружности рассчитываем радиус окружности для построения деталей шляпы.

 

Сантиметровая лента

 

2

Делаем на плотном картоне чертёж полей шляпы, донышка и тульи.

 

 

 

 

Циркуль, линейка, ножницы

Ширина полей 10 см, высота тульи 8 см

 

3

Вырезаем детали шляпы.

ножницы

4

Выкраиваем из ткани поля, накладывая картонные поля на ткань, добавляя по диаметру припуск к внешней стороне

линейка, мел,

ножницы

Припуск 12 см

5

Выкраиваем из ткани подкладку для тульи с припусками

линейка, мел,

ножницы

Припуск по 2 см с каждой стороны

6

Выкраиваем подкладку донышка по размеру донышка

мел,

ножницы

 

7

Выкраиваем из ткани донышко, прибавляя по внешнему краю припуск

линейка, мел,

ножницы

Прибавка 8 см

8

Соединяем с помощью клея подкладку с донышком

клей

Уравнивая срезы

 

 

9

Делаем надсечки на внутренней стороне тканевых полей

ножницы

Через каждые 2 см, глубиной 2 см

 

10

Соединяем с помощью клея внутренний край тканевых полей с картонными полями, подворачивая надсечки

клей

 

 

11

Делаем разметку складок на внешнем краю тканевых полей

линейка, мел

На расстоянии друг от друга 6 см

12

Пришиваем внешний край тканевых полей к внутреннему краю картонных полей, делая складки по разметке

Игла, нитки

Шов 0,5 см от края

13

Соединяем подкладку с картонной тульей, подгибая края

клей

Совмещая края

14

Соединяем тулью с донышком

клей

 

 

 

15

Делаем разметку складок на внешней стороне донышка из ткани

линейка, мел

На расстоянии друг от друга 4 см

16

Пришиваем внешний край тканевого донышка к  краю картонной тульи, делая складки по разметке

Игла, нитки

Шов 0,5 см от края

 

 

17

Пришиваем швом через край тулью к донышку

Игла, нитки

Частота шва 0.5 см

 

19

Приклеиваем тонкую  ленту на поля шляпы, закрывая ручной шов

Клей, лента

По внутреннему краю

20

Приклеиваем тонкую атласную ленту на нижний край тульи, закрывая ручной шов

Клей, лента

По нижнему краю

21

Приклеиваем отделочную ленту  по низу тульи

Клей, лента

Шов соединения на боку шляпки

22

Прикрепляем отделочные цветы, закрывая шов соединения ленты

Клей

 

      2.4 Себестоимость. Экономическое и экологическое обоснование

Материалы

Необходимое

количество

Цена за 1 м

Стоимость

Картон б.у.

 

 

0

Ткань шелковая

0,6 м

320р

192р.

Лента атласная узкая

2.0

5р.

10р.

Цветы искусственные

2

30р.

60р

Нитки х.б.

0,01 катушки

15 р.

0,15 р.

Клей

 

 

Итого

 

 

267р.

 

    Шляпа получилась экономически выгодной, затраты минимальны. Можно такую шляпу сделать еще дешевле, если использовать остатки шелковых тканей.

     Шляпа сделана из экологически чистых материалов.

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

        Цель работы достигнута, я изучила историю шляпок, изготовила шляпку, причем по технологии немного отличной от той, которую предлагают в интернете.

Я довольна своей работой, шляпка получилась интересный, креативный, функциональный. Думаю, она пригодится нам на наших школьных мероприятиях и на выступлениях театрального кружка. Хотелось бы посоветовать сверстникам, обратить внимание на этот вид аксессуара, их изготовление и ношение принесет в вашу жизнь много радости.

«…Пусть заедает суета,

И угрожает стресс,

Но дама в шляпке, господа,

Совсем не та, что без…

Чуть-чуть кокетливей, смелей,

Увереннее в жизни,

Немножечко капризней.

Под шляпкою – в любой сезон

Найдете бездну шарма,

Она всегда – хороший тон,

Носите шляпки, дамы!»

 Булат Окуджава [1,c.87]

 

 

 

IV.  Источники

 

1. Булат Окуджава. Стихотворения, М., Проф-Издат.,2014г. 336с.

2.Владимир Даль. Толковый словарь русского языка, М., Эксмо., 2010г., 896с.

3. Марина Седова. «Шляпный мастер», М., «НП- принт», 2008г., 156с.

4. Марина Седова. «Три века шляп», М., «НП- принт»,2009г., 304с.

5. Клэр Хьюз. «Шляпы», Новое литературное обозрение, 2019г., 328с.

6. http://ymadam.ru/kak-sdelat-iz-bumagi-shlyapu.html

7. http://www.apatitylibr.ru/index.php/2011-04-21-08-25-29/2012-07-16-09-28-37

8. http://tvori.net/show.htm?id=1078

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

Приложение 3

Приложение 4

 

Приложение 5

 

 

Приложение 6

 

Приложение 7

 

 

 

 

Приложение 8

 

Приложение 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

Паспорт проекта

 

1.Название проекта

 

«Любимый во все века аксессуар»

2.Образовательная организация

 

 МБОУ РСШ №2

3.Состав проектной группы

 

Пешкова Татьяна

4. Руководитель проекта

 

Джумкова Зоя Васильевна

5.Цели проекта

Изготовить шляпу

6. Задачи проекта

1. Изучить историю шляп

2. Изучить технологию изготовления шляпы.

3. Изготовить шляпу

7. Актуальность проекта

Сегодня шляпы очень популярны во всем мире

8. Методы

Теоретические и практические

9. Этапы работы над проектом

1)    Изучение источников информации.

2)    Обработка полученных данных.

3)    Изготовление шляпы

4)    Выводы и рекомендации.

 

10. Продукты проекта

шляпа, презентация

11. Приложения

Фотографии шляп и готовой работы

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание I .Введение ………………………………………………………………………

Содержание I .Введение ………………………………………………………………………

I .Введение «…Она поэтами воспета

I .Введение «…Она поэтами воспета

Задачи : 1) Изучение источников информации

Задачи : 1) Изучение источников информации

II . Основная часть 1.Теоретическая часть

II . Основная часть 1.Теоретическая часть

Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери

Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери

Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу

Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу

Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик

Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки

От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые

От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые

При работе следить за направлением реза и поддерживать материал

При работе следить за направлением реза и поддерживать материал

Циркуль, линейка, ножницыШирина полей 10 см, высота тульи 8 см 3Вырезаем детали шляпы

Циркуль, линейка, ножницыШирина полей 10 см, высота тульи 8 см 3Вырезаем детали шляпы

Делаем разметку складок на внешнем краю тканевых полей линейка, мел

Делаем разметку складок на внешнем краю тканевых полей линейка, мел

Делаем разметку складок на внешней стороне донышка из ткани линейка, мел

Делаем разметку складок на внешней стороне донышка из ткани линейка, мел

Приклеиваем отделочную ленту по низу тульи

Приклеиваем отделочную ленту по низу тульи

III . Заключение Цель работы достигнута, я изучила историю шляпок, изготовила шляпку, причем по технологии немного отличной от той, которую предлагают в интернете

III . Заключение Цель работы достигнута, я изучила историю шляпок, изготовила шляпку, причем по технологии немного отличной от той, которую предлагают в интернете

IV . Источники 1. Булат

IV . Источники 1. Булат

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 10

Паспорт проекта 1.Название проекта «

Паспорт проекта 1.Название проекта «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2022