МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА ЛИПОВЕНКО»
Научно – исследовательский проект
«Изготовление скворечника»
Автор проекта:
Шуляр Илья Юрьевич
Учащийся 6-А класса
ГОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко»
Руководитель:
Гороховацкий Валерий Николаевич,
учитель технологии
ГОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко»
Алчевск 2022
Содержание
Обоснование проекта
Себестоимость проекта
Оценка и самооценка
Заключение
Список литературы
Приложение
Обоснование проекта
С давних пор на Руси 22 марта отмечается народный праздник - Сороки. В этот день закликали весну, встречали перелетных птиц, пекли из теста жаворонков. Возрождая старые традиции, в нашей школе традиционно проводится День птиц. Праздник помогает нам лучше узнать и полюбить птиц, живущих рядом, пробуждает интерес к родной природе, её ее охране, что способствует экологическому воспитанию обучающихся. Так уж повелось, что к прилету скворцов на деревьях или просто вбитых в землю стойках вывешивают птичьи домики различных конструкций. Поэтому, я решил привлечь птиц и построить для них скворечник.
Цель проекта: изготовить скворечник.
Задачи:
Изучить дополнительную литературу данной тематике;
Составить технологическую карту изделия и применить ее на практике;
Развивать зрительную и моторную координацию в системе «глаз-рука».
Методы:
словесные;
наглядные;
практические.
Практическая значимость проекта заключается в применении развития творчества труда и экологической культуры в учреждениях основного и дополнительного образования для групповых и индивидуальных занятий с обучающимися.
История возникновения скворечников
Письменное упоминание о скворечниках имеется в «Книге для охотников» 1774 года Василия Левшина. Но первые массовые попытки человека соорудить и предоставить птицам жилье были предприняты гораздо раньше, скорее всего в прошлом тысячелетии в Индии. Индусы издавна гуманно относятся ко всем животным.
Скворечник (синичник) - закрытое искусственное гнездовье для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах.
В старину на Руси скворечники бывали настоящими произведениями искусства. На отрезке бревна с полостью в центре вырезали фигуры людей, раскрашивали их. Из досок сооружали подобие теремка с двускатной крышей, балконом, украшенным резьбой. Птицам это было не нужно, зато людям приятно. Интересные старинные скворечники хранятся в коллекциях Исторического музея в Москве и Музея игрушки в Загорске. Такая трудоемкость изготовления говорила о том, с какой любовью люди относились к этому делу и обитателям домиков - скворцам. Профессор Г.П. Дементьев писал, что «судя по всему, именно у сельского населения России впервые возникла мысль об охране птиц по этическим и эстетическим соображениям».
Возможные варианты скворечников и выбор лучшего варианта.
Обычно скворечник делается в виде деревянного домика с круглым или прямоугольным летком. Высота обычно составляет 30-40 см, размер дна - около 15 см, диаметр летка - около 5 см. Верхний козырёк должен выступать не менее, чем на 5 см, чтобы защитить леток от непогоды. Крышку следует делать съемной для того, чтобы в конце гнездового сезона можно было его почистить. Скворечник размещают на деревьях, на балконе, стене или под крышей дома.
Мне понравился вид «избушка», т.к. он похож жилой домик, и я думаю, птицам в нем будет тепло и уютно.
Технологическая карта «Скворечник»
Выбрать заготовку с учётом припусков на обработку:
Передняя и задняя стенки:
(16х130х270) – 2 шт.
Боковины:
(18х120х200) - 2 шт.
Крыша:
(18х185х125) – 1 шт.
(18х185х140) – 1 шт.
Дно: (16х155х130) – 1 шт.
Верстак, рубанок
Разметить заготовки по размерам.
В передней стенке разметить отверстие (леток) R 70.
Боковины:
200
120
Передняя и передняя стенки:
270
200
Дно:
130
155
Крыша:
125
185
140
185
Верстак, линейка, угольник.
Выпилить детали по намеченным линиям.
В передней стенке сделать отверстие шуроповертом, затем выпилить лобзиком.
Отверстие:
Лобзик, шуруповерт.
Зачистить все детали.
Верстак, наждачная бумага
Соединить делали между собой гвоздями.
Верстак, молоток, гвозди.
Изготовление крыши скворечника и сборка
Соединить гвоздями две заготовки размерами:
18х185х125 и 18х185х140
Молоток, гвозди, ножовка по дереву.
Соединить корпус скворечника с крышей. Установить жердочку.
Молоток, гвозди
Отделка скворечника:
Украсить скворечник декоративными элементами.
Себестоимость проекта
В данном проекте использовался древесный материал б/у, хранившийся в гараже. Поэтому, на изготовление скворечника было использовано только свободное время и электроэнергия, при работе с электрическим лобзиком.
Оценка и самооценка
Изготовление скворечника важный элемент в экологическом, трудовом и семейном воспитании обучающихся. Во время выполнения этого проекта были закреплены знания и умения по обработке древесины, о способах соединения деталей и о видах декорирования изделий. Считаю, изделие оригинальным, т.к. оно выполнено с душой и из экологически чистых материалов.
Заключение
Таким образом, поставленные в ходе проекта цели и задачи последовательно решены. Надеемся, что в скворечнике уже в этом году поселятся птицы, и мы сможем наблюдать за ними.
Список литературы
Уроки технологии с применением ИКТ 5-6 классы: методическое пособие с электронным приложением. – М.:Планета, 2011.
Тищеннко А.Т. Технология. Индустриальное производство: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- 2-е изд.,испр. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Храбрый В.М. Атлас-определитель птиц. - М. 2006 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.