Министерство образования и науки Тамбовской области
Администрация Рассказовского МО
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Платоновская средняя общеобразовательная школа
Дмитриевщинский филиал
Творческий проект
по образовательной области «Технология»
Русская игра – « Городки́»
Выполнил: ученик 9-го «г» класса
Тарасов Вадим
Руководитель: учитель технологии
Дмитриевщинского филиала
МБОУ Платоновской СОШ
Махортов Владимир Викторович
С. Дмитриевщина, 2024 г.
Содержание
I.Введение…………………………………………………………………...3
II. Теоретическая часть……………………………………………….…..5
2.1 История игры………………………………………………………….5
2.2 Правила игры ………………………………………………………...6
III. Практическая часть………………………………………………….7
3.1 Изготовления набора …………………………………………………7
3.2 Подготовка площадки…………………………………………………7
3.3 Подготовка и проведение соревнований……………………………..7
3.4 Фигуры для игры…………………………………………………………8
3.5 Технологическая карта…………………………………………………..9
IV. Экономическое обоснование……………………………………………10
V.Экологическое обоснование ……………………………………………...10
VI.Заключение………………………………………………………………10
Источники информации…………………………………………..............11
I. Введение
Городки – старинная увлекательная русская игра, в которую можно играть и на улице, и в помещении. Из современной молодежи уже мало кто знает, как играть в городки: правила позабылись, и сложно найти игроков в команду. Но она и сейчас выглядит интересно, стоит лишь разобраться в правилах игры.
Актуальность:
Одной из главных задач политики государства в сфере образования по обеспечению социализации личности является формирование культуры здоровья и навыков здорового образа жизни, бережному отношению к своей истории, культуре, традициям, ко всему тому, что объединяет нашу страну.
Игра в «Городки» отлично подходит для реализации этих задач. Потому что, она проста по правилам, проходит на открытых площадках, летом и зимой на свежем воздухе. Эта игра увлекательная, атлетическая, требующая силы и ловкости, меткости и выдержки, хорошей координации движений. Она является отличным средством оздоровления, и доступна для людей самого разного возраста. Да и не так много осталось у нас исконно русских игр.
Цель:
-Формирование устойчивого интереса к игре у детей младшего и среднего возраста;
Задачи:
- Изготовление инвентаря для игры в "Городки";
- Создание площадки для игры;
- Ознакомление с историей возникновения игры и ее правилами.
Участники проекта:
- Участниками проекта являются учащиеся младших классов, учитель физической культуры.
Основные этапы реализации проекта:
Проект, реализуемый на протяжении одной недели, предусматривает несколько этапов.
Целью практического этапа является
- Изготовления набора для игры в городки;
- Подготовка площадки к игре в городки.
- Ознакомление учеников с историей возникновения и развития игры «Городки».
- Обучение правилам: развитие умения строить фигуры, обучение правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель. Показать важность правильной техники в достижении конечного результата.
Предполагаемый результат:
- Организация площадки при школе для игры в городки;
- Привлечение внимания и интереса к игре среди всех учащихся школы.
II.Теоретическая часть.
2.1. История игры
Городки — старинная игра, упоминания о которой можно найти в источниках, которые относятся к периоду Древней Руси. Первые документальные описания и изображения игры относятся к началу XIX века и в основном принадлежат иностранцам. О популярности игры свидетельствует то, что в неё играли: Пётр I и генералиссимус А. Суворов. Великий русский полководец А. В. Суворов любил Городки и прививал эту любовь своим солдатам, устраивая состязания на привалах. Так он объяснял свою приверженность к этой игре: «Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск». Все эти качества Суворов старался развить в своих солдатах. Если сначала Городки были преимущественно крестьянской игрой, то в начале XIX века Городками начали увлекаться городские жители. Любил игру в городки царь Николай II. В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. Среди них — академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, музыкальный критик и композитор В.В. Стасов, художник И.Е. Репин, писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.
Когда говорят об игре в городки до революции и об увлечении ими широких народных масс после 1917 года, обычно имеют в виду игру, по существу, без правил. Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В 1928 году городки были включены в программу первой Всесоюзной Олимпиады. Раньше игра проходила в основном на земле, деревянными битами. В 20-е годы XX века стали появляться площадки с твердым бетонным и асфальтным покрытием. Городошники начали применять окованные биты. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу, эти правила действуют и сегодня.
В 60-70 года 20-го столетия городки были почти столь же массовым видом спорта, как футбол. Городошные площадки можно было видеть на многих стадионах, в парках, в школах; училищах, техникумах и институтах, в загородных домах отдыха и в пионерских лагерях. и даже зачастую на территориях заводов и фабрик.
В 80-90-х годах этот национальный вид спорта пришел в упадок. И только в начале 2000х годов в стране началось его возрождение. Регулярно стали проводиться различные соревнования местного, общероссийского и международного уровней, благодаря которым городки стали привлекать старых и новых поклонников, а игры приобретать массовость.
2.2. Правила
Суть игры — бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.
Размеры площадки («город») — 2×2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») — 13 м, ближнее («полукон») — 6,5 м; длина городков —
12 - 20 см, диаметр их — 3—5 см; длина биты — 80 – 100 см. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.
Бросок считается потерянным, если:
§ бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
§ игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
§ во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
§ игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.
Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.
Партия в городки состоит из 15 фигур.
Состязания городошников бывают личными — между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.
Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии — на асфальте, на земле, на газоне — и делается разметка.
В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.
В каждой партии может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.
Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.
III. Практическая часть
3.1. Изготовления набора
Для изготовления набора для игры в городки требуется несколько черенков (ручек) для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:
1. Два черенка – это две биты.
2. Еще два черенка, меньшего диаметра, нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!
Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 800 мм, диаметром 40-50 мм, б) для городков (рюх) – длина 120-200 мм, диаметр 30 мм.
При пилении заготовок использовалось стусло. Пилить заготовку нужно плавно, при этом необходимо соблюдать технику безопасности.
Торцы заготовок необходимо отшлифовать наждачной бумагой.
Чертим на асфальтовой площадке линии, которыми обозначают два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга. Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), наносим черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон. Далее, отступите еще несколько метров, чертим линию — кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра). Все линии обводятся белой краской.
Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.
3.3. Подготовка и проведение соревнований.
Перед
началом соревнований ученикам рассказывали об истории игры, ее правила, техника
броска биты и построение фигур.
Соревнования проводились среди учеников начальных классов (1-4 кл.). В
связи с малым возрастом учеников игра шла по упрощенным правилам:
- Броски проводились с полукона (3метра);
- Выбивались 5 фигур;
- Городок считался выбитым при разрушении фигуры.
Фигуры для игры.
Технологическая карта
№ |
Операция выполнения |
Эскиз |
Материалы и инструменты |
1 |
Взять черенок диаметром 40 мм. Отрезать от него заготовку на биту длиной 800 мм.
|
|
Ножовка, стусло. |
2 |
Взять 2-ой черенок диаметром 40 мм. Отрезать от него заготовку на биту длиной 800 мм.
|
|
Ножовка, стусло. |
3 |
Взять черенок диаметром 30 мм , разметить его и отрезать заготовки длиной 180 мм. |
|
Ножовка, стусло. |
4 |
Взять черенок диаметром 30 мм , разметить его и отрезать заготовки длиной 180 мм. |
|
Ножовка, стусло. |
5 |
Отшлифовать торцы заготовок наждачной бумагой. |
|
Подкладная доска, наждачная бумага. |
IV.Экономическое обоснование проекта.
4.1Изготовление инвентаря для игры «городки».
Для изготовления бит и рюх я купил готовые черенки (ручки) для сельскохозяйственного инвентаря: 2 ручки диаметром 40 мм и 2 ручки диаметром 30 мм.
Для изготовления бит я использовал ручки диаметром 40 мм. На комплект ушло 2 ручки. Стоимость одной ручки 240 рублей.
Ц1=240 х2=480 рублей;
Для изготовления рюх я использовал две ручки диаметром 30 мм по цене 160 рублей за 1 штуку.
Ц2= 160 х 2=320 рублей.
Для шлифования заготовок я приобрёл наждачную бумагу длиной 1 м (ширина 150 мм) по цене 75 рублей за метр.
Ц3= 75х1=75 рублей.
Итого на изделие: Ц1 +Ц2 +Ц3=480 + 320 +75 = 875 рублей.
Стоимость комплекта для игры в городки в магазинах от 1000 рублей до 2500 рублей (зависит от комплектации и материала).
При изготовлении комплекта для игры использован минимальный набор инструмента: измерительный и разметочный инструмент, ножовка по дереву, стусло, наждачная бумага.
V. Экологическое обоснование проекта.
При изготовлении комплекта для игры в городки использовалась древесина берёзы. Древесина – самый чистый экологический материал. Лакокрасочные материалы для изделия не использовались. Из этого можно сделать вывод, что изделие является экологически безопасным.
VI. Заключение.
Мы считаем, что
поставленные нами цель и задачи были успешно выполнены: Подготовлены площадка и
инвентарь для игры «Городки».
В ходе соревнования среди моих одноклассников, учащиеся проявили активность и интерес к игре.
Это позволяет нам сделать вывод, что русская народная игра «Городки» не потеряла актуальности и сегодня, и вполне может быть востребована у учащихся разных возрастов.
Источники информации
1.Фонд сближение. Городки — русская народная спортивная игра. Режим доступа http://fond-sblizhenie.ru/
2. Родная тропинка. Как играть в городки. Режим доступа http://rodnaya-tropinka.ru/kak-igrat-v-gorodki/
3.Федерация городошного спорта России. Режим доступа http://gorodki-russia.ru/
4.Для детей и их родителей русские городки . Режим доступа http://magver.narod.ru/MagverArx/2003/N_5/Gorod/Gorodke.htm
5. Московская областная федерация городошного спорта. Режим доступа http://gorodki-mo.ru/history/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.