«Проектно-исследовательская деятельность как инструмент развития метапредметности учащихся»
Важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих учащемуся раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.Важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих учащемуся раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.
Творческий отчёт по теме самообразования.pptx
Творческий отчёт по теме самообразования
Творческий отчёт по теме самообразования
«Проектноисследовательская деятельность
как инструмент развития метапредметности
учащихся»
учителя начальных классов МОУ СОШ № 3
Зуевой Натальи Васильевны
январь 2016г.
Творческий отчёт по теме самообразования
I. Общие сведения:
Здравствуйте, уважаемые коллеги . Наш
разговор я хотела бы начать с кратких
сведений о себе.
1. Ф.И.О. Зуева Наталья Васильевна
2. Образование: средне – специальное
3. Предмет: начальные классы
4. Педагогический стаж: 18 лет
5.
6. Разряд, категория: I категория
7. Программа по которой работаю: «Школа России»
8. Тема самообразования: «Проектноисследовательская
деятельность как инструмент развития
метапредметности учащихся»
в МБОУ СОШ № 3: 5 лет
Творческий отчёт по теме самообразования
Анализируя свою деятельность как педагога, я
столкнулась с проблемой :
Проблема
как усиленно работая со средними и слабыми
учащимися поддержать, не упустить сильных учеников?
Осознав эту проблему я стала искать технологию, которая
может работать на детях разного уровня развития.
Которая сможет и слабого учащегося сделать успешным в
классе, в семье, в школе, а в дальнейшем и в
окружающем социуме. И ей оказалась технология
проектной деятельности.
Для достижения какой же цели будет работать эта
технология? На создание условий…
Основная цель
моей педагогической практики: создание условий для развития метапредметности
учащихся через участие в проектноисследовательской деятельности на уроках, а
также во внеурочной деятельности.
Творческий отчёт по теме самообразования
Задачи
практики
использовать технологию проектно
исследовательской деятельности с
целью формирования :
•УУД,
•знаний,
• умений,
•навыков,
•ключевых компетентностей
•повышения мотивации учащихся;
• повышение качества проведения
учебных занятий на основе внедрения
новых технологий
Творческий отчёт по теме самообразования
Объект
практики:
Предмет
практики:
Идея
прак
тики:
процесс развития метапредметности детей младшего
школьного возраста.
проектно – исследовательская деятельность как инструмент
развития метапредметности учащихся.
я предполагаю, что использование новых образовательных технологий, в частности,
проектного метода обучения, вовлечение учащихся в проектно – исследовательскую
деятельность поможет мне развить метапредметные универсальные умения и навыки.
Немного слов об актуальности данной
темы. Причины по которым я стала
работать именно над этой темой.
Творческий отчёт по теме самообразования
II. Актуальность
Анализируя свою деятельность как педагога, каждый
учитель рано или поздно в процессе своей
педагогической деятельности сталкивается с
противоречиями:
Возможные противоречия в педагогической деятельности:
•между требованиями программы и реальным уровнем развития детей;
•разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в
ходе которых отрабатываются навыки;
• отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в
жизненную;
•между предметным образованием и восприятием целостной картины мира;
• между программным материалом и требованиями общества к выпускникам школ.
Социологические исследования позволяют
констатировать, что запрос работодателей, сделанный
из различных секторов рынка, к системе начального и
среднего профессионального обучения имеет общие
требования:
Творческий отчёт по теме самообразования
Они хотят видеть у своих молодых специалистов:
Запрос работодателей к выпускникам школ:
•умение работать в коллективе;
• умение ориентироваться на рынке труда;
•умение самостоятельно работать с информацией;
•умение принимать решения;
•готовность связывать свою карьеру с продолжением
образования;
•готовность менять профиль деятельности в
зависимости от изменения в стратегии развития
предприятия, технологиях и т. п.
Творческий отчёт по теме самообразования
То есть во главу угла ставятся не
узкоспециализированные знания, а сформированность
основных типов ключевых компетенций:
Ключевые компетенции, необходимые конкурентоспособным молодым специалистам на
современном рынке труда:
• информационная (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);
• проектировочная (способы определения целей, ресурсов их достижений, действий, сроков);
• оценочная (способы сравнения результатов с целями, классификации, систематизации, конкретизации);
• коммуникативная (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для
достижения своих целей).
Таким образом, важнейшей педагогической проблемой
становится внедрение в образовательный процесс средств
и методик, помогающих учащемуся раскрыть себя как
личность, выработать умение принимать решение в
ситуации “неопределенности”.
Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в
активный познавательный процесс, создавать адекватную
учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы
возможность свободного доступа к различным источникам
информации, возможность работать в сотрудничестве при
решении разнообразных проблем. Наиболее
Передо мной встал вопрос: «С чего же начать?» «Как
перспективным является метод проектов.
простроить работу по данной теме?» После некоторых
раздумий и поисков у меня появились этапы формирования
своего опыта работы по данной теме.
Творческий отчёт по теме самообразования
III. Этапы формирования опыта
Диагностический
1) Изучение
литературы по
проблеме
и имеющегося
опыта
«Формирование УУД младших школьников
средствами проектноисследовательской
деятельности. Формы организации проектно
– исследовательской деятельности
учащихся в рамках реализации ФГОС
второго поколения во внеурочной и урочной
деятельности.
Л.Л. Дрозд
Изучение ФГОС начального общего
образования.
Изучение психолого – педагогической литературы:
«Как проектировать УУД в начальной школе. От
действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова)
Концепция региональной системы оценки
качества начального общего образования в
Красноярском крае.
Творческий отчёт по теме самообразования
2009 г., «Разработка программ дополнительного образования,
соответствующих современным требованиям», КГБОУ
ДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования», г. Красноярск;
2010 г., «Детское общественное объединение
как средство становления социального опыта
детей», КГБОУ ДПО(ПК)С«Красноярский
краевой институт повышения квалификации
и профессиональной переподготовки
работников образования», г. Красноярск;
2) Курсы
повыше
ния
квалифи
кации
2010 г., «Стажировка «Сопровождение
индивидуального образования младших
школьников в образовательном учреждении»,
КГБОУ ДПО(ПК)С «Красноярский краевой
институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования», г. Красноярск
2015г., «Способы оценивания образовательных результатов в
начальной школе»
Творческий отчёт по теме самообразования
Результаты диагностического этапа
История возникновения технологии
Проектноисследовательская технология как система
интегрированных процедур в образовательном процессе
включает многие известные методы и способы активного
обучения, как то: метод проектов, метод погружения,
методы сбора и обработки данных, исследовательский и
проблемный методы, анализ справочных и литературных
источников, поисковый эксперимент, опытная работа,
обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др.
Ее изначальной формой является метод проектов,
который успешно используется учителямипредметниками
в современном процессе обучения.
Творческий отчёт по теме самообразования
Метод проектов не является принципиально новым в
мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего
столетия в США. Его называли также методом проблем и
связывался он с идеями гуманистического направления в
философии и образовании, разработанными американским
философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником
В.Х.Килпатриком.
В 20е годы в советской школе активно использовали
метод проектов, но в 30е школа была полностью переведена
на традиционное обучение и был сделан вывод о том, что этот
метод не даёт глубоких знаний по предметам.
Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма
успешно развивался. Метод проектов приобрел большую
популярность в силу рационального сочетания теоретических
знаний и их практического применения для решения
конкретных проблем окружающей действительности в
совместной деятельности школьников.
Творческий отчёт по теме самообразования
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни».
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в
различных группах; развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
А это и есть мета предметность! "Мета "-(«за», «через»,
«над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность,
метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда
это называют универсальными знаниями и способами.
Иногда - мыследеятельностью. Мета деятельность -
универсальная деятельность, которая
является "надпредметной".
Сегодня перед школой ставятся новые задачи:
«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём, всех детей, без всякого исключения…»
(В. В. Давыдов)
Так уж сложилось, что классы, с которыми я работала и работаю не столь
высокого уровня развития, которого хотелось бы учителю. В таких классах
зачастую упор делается да же не на среднего, а на детей критического уровня
развития. В заботах о том, чтобы класс не потерял своих слабых учеников, на
сильных детей уделяется гораздо меньше времени, чем требовалось бы. И вот
здесь снова появляется метод проектов, который позволяет для учеников разного
уровня развития найти работу по своим силам и возможностям. Совместная
деятельность даёт возможность каждому почувствовать свою значимость.
Любой проект в продуктивном обучении личностноориентирован, в то время
как традиционная школа все еще работает на среднего ученика. Что снова же
работает на решение проблемы моей практики: как усиленно работая со средними
и слабыми учащимися развивать и сильных учеников?
Творческий отчёт по теме самообразования
Прогностический этап
Разработка
системы мер,
направленны
х на
расширение
проблемы.
Прогнозиров
ание
результатов.
Выступление на ШМО, ГМО
по теме практики
Участие в
муниципальных
конкурсах по теме
практики
Участие в организации и
работе детского клуба
юных исследователей
«Уникум»
Творческий отчёт по теме самообразования
Результаты прогностического этапа
Выступление на ШМО с 2011 г. по темам:
•«Организация проектной деятельности младших
школьников»;
• «Организация исследовательской работы младших
школьников – в форме образовательного модуля»;
•Основы построения индивидуальных маршрутов».
Выступление на ГМО по теме:
2011 – 2012 мастер – класс «Приёмы формирования
универсальных учебных действий у младших школьников».
Творческий отчёт по теме самообразования
Участие в муниципальных конкурсах:
2010 г. – участие в конкурсе проектов классных руководителей
по проблемам воспитания. Проект «Кукольный театр»
2012 г. II место в городском конкурсе на лучшую организацию
профилактической работы среди образовательных учреждений,
номинация «Мероприятие, направленное на профилактику
наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма,
правонарушений, формирование здорового образа жизни среди
детей и их родителей.
2013 г. мастер – класс «Проектная деятельность в начальной
школе»
участник муниципального
конкурса профессионального
мастерства
«Учитель года 2013»
участник муниципального
фестиваля педагогических
идей «Современные подходы
к образовательному процессу
в условиях обеспечения
ФГОС»
Творческий отчёт по теме самообразования
В данный момент проектноисследовательская урочная
деятельность спланирована в рабочей программах по
предметам, которые составлены в соответствии с
требованиями ФГОС.
Практический этап
Внедрение опыта работы
Урочная деятельность:
Вот практические примеры этого… групповой проект
«Разговор о здоровье» проводился по программе предмета
«Окружающий мир», 1 класс А.А. Плешакова. Он
объединил такие темы как: Почему нужно есть
много овощей и фруктов? Почему нужно
чистить зубы и мыть руки?2 классных часа
были посвящены теме: «ЗОЖ» и ко 2 апреля
всемирному дню здоровья были приурочено
внеклассное мероприятие «весёлые страты
совместно с родителями 1А и 1 В классов.
Цель: повышение мотивации школьников к ЗОЖ, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного
подхода к здоровью своему и окружающих
Продукт: театральная сценка «Спор овощей», мероприятие «Весёлые старты совместно с родителями , стенгазета.
Результат: II место в городском конкурсе на лучшую организацию профилактической работы среди образовательных учреждений, номинация
«Мероприятие, направленное на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, правонарушений, формирование здорового
образа жизни среди детей и их родителей»
Творческий отчёт по теме самообразования
•«Истории осеннего листочка»
•Цель: развивать творческие способности учащихся
Продукт проекта: ветка осеннего дерева с листочками – рассказами.
Во 2 классе по Литературному чтению при изучении раздела «Люблю
природу русскую. Осень. После изучения стихотворений Тютчева.
Бальмонта, Плещеева, Фета… разбирается технология построения
стихотворения (рифма, такт..) на уроке работали в группах пытались
сочинить стихотворения на заданные рифмы, а дома каждый сам вот на
таких красивых листьях
Творческий отчёт по теме самообразования
•Понятие «проектная задача» введено А.Б. Воронцовым (президент МАРО)
•Проектная задача появилась тогда, когда в образовании стали обсуждать изменение цели: от ЗУНов к деятельности, от классической дидактики
Я.А. Коменского к современной дидактике деятельности.
Новые формы проектной деятельности
Проектные и практические задачи
Проектная задача
«Как помочь птицам зимой?»
Продукт: стенгазета
Практическая задача
« Мой детский журнал»
Продукт : самостоятельно сделанный детский журнал»
http://www.bratsk-school32.ru/images/MATERIALS/FGOS/2014/metody-organizacii-od/materialy-seminara-table.gif
Все большую популярность в работе с младшими
школьниками приобретают проектные задачи. Педагогов в
их использовании привлекает то, что наблюдая за работой
детей при решении проектной задачи, можно фиксировать
проявления регулятивных и коммуникативных
универсальных учебных действий. Кроме того, решая
проектные задачи, ученики приобретают необходимую
подготовку к проектной деятельности в средней школе.
Понятие «проектная задача» появилось
сравнительно недавно. Это понятие ввел А.Б. Воронцов. В
своих работах автор указывает, что для младших
школьников проектная деятельность не соответствует
возрастным возможностям, переносить способы работы из
основной школы в начальную неэффективно. Прообразом
проектной деятельности основной школы у младших
школьников могут стать проектные задачи.
•Практическая задача: «Мой любимый детский журнал»
задания по лит. чтению
На уроках лит.чтения есть тема «Из детских журналов». В
течении 4 уроков говорилось о детских журналах ( Что есть
на обложке. Какие разделы имеются. Кой нравится тебе и
почему?
Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова,
ориентирована на применение учащимися целого ряда
способов действия, средств и приемов не в стандартной
(учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию
приближенных к реальным. На такой задаче нет
«этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому
учебному предмету она относится. Итогом решения такой
задачи всегда является реальный продукт (текст, схема
или макет прибора, результат анализа ситуации,
представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков),
созданный детьми.
Творческий отчёт по теме самообразования
2013г. Исследовательский проект «Тайна узамбарской фиалки»
Результат: участие в открытой городской научно – практической конференции «Умное поколение» г. Зеленогорск
Внеурочная деятельность
Если урочная деятельность носит в основном групповой
характер, то внеурочная – это индивидуальная работа или
работа в малых группах (двойки – тройки)
Творческий отчёт по теме самообразования
В 2014 г. На базе своего класса организовала
исследовательский клуб «Почемучки». Занятия клуба
посещали ребята, которые хотели заниматься проектной
деятельность. Они узнавали как вести групповую работу,
учились добывать информацию из интернета, проводить
научное наблюдение, опыт и эксперимент. Совместно
ставили цели, задачи и выдвигали гипотезы, затем
анализировали сказанное при помощи проблемных
вопросов. И вот вы видите результат деятельности клуба
«Почемучка»
Результат: I место в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес страна
исследований».
«Какие условия, влияют на качество выращивания растения узамбарская фиалка»
Творческий отчёт по теме самообразования
Надо сказать, что работа в данной технологии
предполагает тесную связь с родителями детей. Учитель
работает на осознание выполняемой учащимся
деятельности (консультирует, мотивирует,
сопровождает, помогает обозначить проблему каждого
этапа исследования), то родитель это мотиватор,
товарищ, контролёр.
2014г. «Какие подвижные игры помогут организовать школьные перемены?»
Результат: II место в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ
младших школьников
«Страна чудес страна исследований».
Творческий отчёт по теме самообразования
Если вы заметили, то на фотографиях участников проектов,
исследований гораздо больше, чем на защите. Дело в том,
что не все желающие заниматься проектно-
исследовательской деятельностью доходили до финала
проекта. Всем нравилось делать опыты, проводить
эксперименты, играть, а вот как дело доходило до заданий
требующих волевых усилий (заучивание текста проекта.
Презентация проекта перед классом, монотонное
каждодневное исследование в течении недели повадок
птиц(надо было мёрзнуть на морозе) на этом этапе группы
редели и из 6 – 8 человек оставалось 2 – 3.
Исследовательский проект «Как помочь птицам зимой?»
Результат: Iместо в школьном этапе «Первые ступеньки в науку» краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна
чудес страна исследований».
Творческий отчёт по теме самообразования
И я считаю, что это нормально. Я дала им возможность
попробовать свои силы. Кто-то дорос до нужного уровня
самостоятельности, кто-то понял чего не хватает и над чем
надо работать.
Результат: II место в школьном этапе «Первые ступеньки в науку» краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна
чудес страна исследований».
Исследовательский проект
«Что я знаю о снеге?»
Творческий отчёт по теме самообразования
В этом году я набрала первый класс. Класс по уровню
развития слабее предыдущего набора. Я приглядывалась к
детям и поэтому у нас был только 1 проект.
2015г. Исследовательский проект «Что общего у разных растений?»
Результат: II место в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес страна
исследований».
Творческий отчёт по теме самообразования
А вот проекты этого года. Думаю, что
работа в проектно-исследовательской
деятельности - может быть одним из
ярких воспоминаний начальной школы.
Ребёнок может быть не совсем успешен
по предметам, проектно-
исследовательская деятельность
предоставляет ему возможность
почувствовать себя успешным. Он
говорит: Я- смог, Я – сделал, Я – молодец!
Мама будет мной гордиться!
2016г.
Текущие проекты
•Как изменился образ Бабы Яги в современной детской литературе?
•Какие секреты есть у зубной пасты?
•Что лучше клубни или глазки?
•Какие условия влияют на рост и
развитие репчатого лука.
•Почему не всё мыло полезно?
•Почему нужно мыть руки?
•Когда появились и что обозначают
наши фамилии.
Творческий отчёт по теме самообразования
IV. Рефлексивный этап
Проанализировав свою работу по данной
теме, хочу поделиться некоторыми итогами,
выводами. Тем, что из всей информации я
отобрала для себя, то что я применяю в своей
деятельности. Сделаю это кратко и
лаконично.
Этапы реализации ученической проектной деятельности:
1.
2.
3.
4.
Выявление способных детей, диагностика и коррекция их умений и навыков.
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных гипотез.
Оформление выполненных исследований.
Итог проектной работы – это ежегодное участие в работе клуба юных исследователей «Уникум»
Творческий отчёт по теме самообразования
Методы применяемые в
проектноисследовательской деятельности
•метод погружения
•метод проектов
•опытная работа,
•обобщение результатов
поисковый эксперимент,
•методы сбора и обработки
данных
• исследовательский и
проблемный методы
•анализ справочных и
литературных источников
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
•подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им
самим найти решение
•сталкиваю противоречия в практической деятельности
•излагаю различные точки зрения
•рассматриваем явление с различных позиций
•предлагаю сделать сравнения, обобщения, выводы
•ставлю конкретные вопросы
•ставлю проблемные задачи
Творческий отчёт по теме самообразования
Благотворными плюсами проектно исследовательской
деятельности являются вырабатываемые умения:
•планировать свою работу;
•предвидеть результаты;
•использовать различные источники информации;
•самостоятельно отбирать и накапливать материал;
•анализировать, сопоставлять факты;
•аргументировать мнение;
•самостоятельно принимать решение;
•устанавливать социальные контакты (распределять
обязанности, взаимодействовать друг с другом);
•адекватно оценивать себя и друг друга
Творческий отчёт по теме самообразования
Я познакомила вас с проектно – исследовательской
деятельностью как инструментом развития мета
предметности учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы
немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не
простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы
– не просто красивая, детально проработанная схема,
подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая
презентация или даже склеенный из бумаги робот. А пока
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном
ещё маленькая, но уже личность человека, стоящего за
отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые
знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.
всем этим
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе
индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы
воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин,
создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков
исследовательской работы.
Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это
возможность организовать самообучение, самовоспитание
детей, что является актуальным в современной школе и
жизни. Проанализировав свою работу, я поняла, что
устойчивого положительного результата можно добиться,
«Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
только работая по принципу:
Творческий отчёт по теме самообразования
Формулу успеха знают многие, дело
за малым познать сам успех.
В.М. Лизинский
Владимир Михайлович
«… факт сам по себе ничто, и важна только
идеальная сторона факта, мысль из него
вытекающая и им подкрепляемая.
Передаётся мысль, вытекающая из опыта,
но не сам опыт.»
К.Д. Ушинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.