Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)
Оценка 5

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
9 кл
05.03.2018
Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)
Творческий проект по изготовлению обереговой куклы. В проекте подробно описаны типы и назначение народных кукол, выявлена роль кукол в жизни человека. Проектная деятельность учащихся может осуществляться как на уроке, так и на внеурочной деятельности. С данным проектом мы участвовали на городском этапе олимпиады по технологии.
проект обереговая кукла.docx
Управление образования Администрации города Нижний Тагил Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Центр образования №1» Роль обереговой куклы в современном обществе. Использование кукол в дизайне интерьера                                          Исполнитель: Митяшина Юлия                                             ученица 11А класса                                                            МБОУ СОШ «ЦО№1»                                          Руководитель: Наумова Ольга Дмитриевна                                           учитель технологии                                                             первой кв.категории МБОУ СОШ «ЦО№1»                                              Нижний Тагил 2016 Содержание Введение………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………....5 1.1. Роль обереговой куклы в жизни человека………………………..5 1.2. Типы и назначения народной куклы……………………………...7 1.3.  Куклы – обереги………………………………………………….11 Глава 2. Практическая часть………………………………………………...16 2.1. Результаты исследования………………………………………...16 2.2.Мастер­класс по изготовлению обереговой куклы …………….18 2.3 Значение обереговой куклы в интерьере………………………  20 Заключение…………………………………………………………………...21 Список литературы…………………………………………………………..22 Приложения…………………………………………………………………..23 Приложение 1 ……………………………………………………..…..24 Приложение 2 …………………………………………………………25 Приложение 3 …………………………………………………..……..26 Приложение 4 …………………………………………………………27 Приложение 5 ………………………………………………..……......28 Приложение 6 ………………………………………………..………..31           Приложение 7………………………………………………………….32           Приложение 8…………………………………………….………...….33           Приложение 9………………………………………………………….35 Введение Тему исследовательского проекта помогла выбрать игра «Мы живем на Урале». Предстояло   найти материал об обереговой кукле и научиться ее изготавливать. Во время изучения материала для конкурса, возник вопрос, знают ли  мои сверстники  об обереговой кукле?              Выбранная тема  показалась интересной  потому,  что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка   в   виде   фигурки   человека   [20].     По   мнению   других   учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С   незапамятных   времен   мастерами   было   освоено   искусство   изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.[6] Считалось,   что   куклы,   сделанные   своими   руками   из   подручных материалов,   обладают   магическими   свойствами.   Наши   предки   верили,   что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.[6] Актуальность:     В   век   современных   технологий   утеряны   многие народные традиции. Утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди   озадачились вопросом о возрождении традиций изготовления русских народных кукол, ведь именно они воспитывали и  развивали ребенка. При   анализе   литературы   одной   из   трудностей   стало   небольшое количество   источников   информации   по   данной   теме.   Современные   авторы мало уделяют внимание истории народной обереговой куклы. Обращение  за информацией   в   Нижнетагильский     краеведческий   не   дало   положительных результатов,   поэтому   для   работы   была   использована   литература,   изданная много лет назад и материалы интернет сайтов. Основной блок теоретической информации были взяты из книг: Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы, Дайн, Г.Л. Русская игрушка, Дайн,   Г.Л.   Русская   тряпичная   кукла.   В   них   подробно   описана   история обереговой куклы, её предназначения и виды. Цель исследования: Ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества. Цель исследования определила следующие задачи: Познакомиться с историей появления кукол в жизни человека. Определить разновидности кукол, их назначение. Привлечь внимание к истокам создания куклы­оберега и выделить ее    достоинства.  Провести   мониторинг   среди   учеников   и   научить   выполнять   их   по традиционным технологиям образцы русских кукол­оберегов.  Оформить экспозицию в школьном музее   Выяснить значение кукол в интерьере Методы исследования: опрос, анализ, синтез, сравнение Глава 1. Теоретическая часть 1.1 Роль обереговой куклы в жизни человека Всюду,   где   селится   и   живет   человек,   от   суровых   заснеженных арктических   просторов   до   знойных   безводных   песков   пустыни,   кукла   – неизменный   его   спутник.   Она   проста,   но   в   этой   простоте   таится   великая загадка. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего   человечества,   кукла   сохраняет   в   своем   образе   самобытность   и характерные черты создающего ее народа[6]. На   долю   кукол   выпали   самые   разные   предназначения.   Сначала человеческие фигурки из глины устанавливали в качестве стражей усопших. Позже их стали приносить в жертву богам, чтобы оградить себя от несчастий и болезней[13]. Вокруг   первобытного   человека   творилось   много   чего   необычного, необъяснимого, пугающего и непонятного. Кто всё это посылал на землю? Конечно,   какие­то   высшие   и   могущественные   силы­боги.   Люди   стали поклоняться   богам,   просить   о   милости   и   защите.   Так   появились   кумиры, идолы   и   истуканы   –   изображения   богов.   Обычно   их   делали   в   виде человеческих фигур. Выходит, это и были самые первые куклы.  Когда же появились куклы? Одни учёные считают, что одновременно с появлением   человека.   Другие,   что   мы   сами   игрушки   высших   сил.   Третьи говорят, что игрушки­предметы сделаны самим человеком[5]. Исследуя   историю,   мы   можем   понять,   что   в   древнем   мире,   куклы применялись не только для игр, но и  для обрядов. Это были предки народных игрушек[4]. До сих пор искусствоведы не могут ответить на вопрос: существовала ли изначально кукла­игрушка как самостоятельное  культурное явление или это вторично   по   сравнению   с   обрядовыми   функциями?   Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. И вот почему. В глубочайшей древности, на ранних стадиях развития общества,   между   созданием   предметов   религиозного   культа   и   созданием игрушки не было разницы, мир детей мало отличался от мира их родителей в том смысле, что ребёнок рано вступал во взрослую жизнь, приобщаясь к её ценностям. Именно поэтому древние куклы являлись не  совсем игрушками. У них было другое предназначение: участие в ритуалах, празднествах, их клали в   могилы   или   сжигали   в   качестве   искупительной   жертвы.   Переходя   в отроческий возраст, ребёнок посвящал богам игрушки своего детства, как это делали, например, юные греки и римляне[14]. Итак,  кукла ­ это игрушка, сделанная в виде фигурки человека. Значит человек, старался показать схожесть куклы с человеком. И над этим стоит задуматься.   В   русском   языке   слово   «кукла»   ­   это   одушевленное   имя существительное.   Одушевлённое,     значит,   имеет   душу!   Мастер­кукольник, вкладывая   душу   в   свое   произведение,   словно   творец,   создает   подобие человека. Он верит, что такая кукла и в горе поможет, и счастье разделит[11]. 1.2. Типы и назначения народной куклы Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла» ­ как игрушка и как фигуры в театральном представлении. Иногда упоминается также кукла как фигура, выставленная в витрине. Однако реальная история куклы выходит за рамки сухих книжных определений. Вне зависимости от того,     какую   роль   играла   кукла   в   конкретном   регионе   в   ту   или   иную историческую  эпоху, очевидно, что понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно[7]. Куклы отличаются: o o o o o  по внешнему виду;  по степени сложности их изготовления;  по традиции и месту происхождения;  по материалу изготовления;  по функциональным особенностям  Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Кукла­оберег.Это особенная категория кукол.                              Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было   использовать   колющие   и   режущие   предметы,   которыми   человек   мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Ее набивку валяли как мяч из очеса собственных волос и шерсти   животных,   из   кудели,   хлопьев   от   конопли,   тряпок.   Наполнителем кукол были и зола, и крупа, как жизнь отгоревшая, так и зарождающаяся. Изображение лица в кукле было запрещено, и запрет этот долго действовал. За   его   соблюдением   строго   следили   старшие.   Шаровидная   голова символизировала   солнце,   выражая   стабильность,   защищенность,   вечность. Туловище куклы – это связь с нижним миром – с миром предков. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. А когда стали маcтерить руки, то   они   были   пустотелые,   без   кистей.   Это   делалось,   чтобы   предки   не навредили. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы­ домовые[5]. Игровая кукла.Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный  спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. В кукол из ткани играли дети во всех странах   мира.   Матерчатая   кукла   была   любимой   игрушкой   и   маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой   и   любовью.   Вышитый   узор,   которым   когда­то   украшали   наряд куклы,   тоже   не   был   случайным.   Каждый   его   элемент   хранил   магическое значение [7]. Слово   «узор»   обозначало   «призор»,   т.   е.   «присмотр».   На   кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: o o o o o o круги, кресты, розетки – знаки солнца;  женские фигурки и оленей ­ символы плодородия;  волнообразные линии – знаки воды;  горизонтальные линии – знаки земли;  ромбики с точками внутри — символ засеянного поля;  вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Но, даже когда кукла стала просто игрушкой (появилось лицо), долго еще   сохранялось   в   обычаях   простых   людей   трепетное,   бережное   и уважительное отношение к ней. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили,   что   чем   больше   и   усерднее   ребенок   играет,   тем   больше   будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо — неприятностей не миновать.  Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла   очень   важную   роль.   С   помощью   неё   старшее   поколение   могло передать,   а   младшее   принять,   сохранить   и   передать   дальше   накопленный жизненный опыт[9]. Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека   в   обрядах   жертвоприношения.   У   наших   предков   был   ужасный обычай:   чтобы   умилостивить   богов,   приносили   в   жертву   им   людей.   Но однажды кому­то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу.   Взяли   обыкновенное   полено,   обрядили   его   в   платок   и   сарафан   и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Масленица, Покосница, и другие. Смысловое содержание обрядовых действий   наших   предков   соединяло   в   себе   идею   возрождения   жизни, плодородия, благополучия. В ритуалах и обрядах прослеживается желание призвать   силы   природы   на   нужные   земледельческие   действия.   Обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья[9]. Многие   обрядовые   куклы   популярны   и   в   наше   время.   Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается  в человеческий рост из соломы или лыка. Её  закрепляют  на крестовине  из  дерева.  Солома,  как  и  дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным   рисунком.   На   руки   её   вешают   тесёмки,   завязывая   которые, люди   загадывают   желания.   Эти   тесёмки,   чтобы   желания   сбылись,   должны сгореть вместе с куклой[4]. Итак,  народные  куклы  не  только  игрушки, но  и  близкие  друзья. Они похожи   на   людей.   Изначально   кукла   служила   и   тотемом,   и   обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность   вернуться   в   мир   детства.   В   играх   с   куклами   дети   учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Народная кукла может быть игрушкой, оберегом, или участвовать в обрядовых действах[6]. 1.3. Куклы – обереги С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы обмануть нечистую силу, совершались многочисленные обряды [7]. Крестьяне   очень   тщательно   готовились   к   появлению   в  семье   ребенка. Когда женщина  рожала  ребенка, то муж или вся семья садилась  и делала «кувадок»(см. приложение 1).Подвешивались они в бане перед входом или так, чтобы их было не видно, а они роженицу видели и все боли впитывали в себя[17]. Вместе со свивальниками, пеленкой с уголком от дурного глаза, и одеяльцем,   будущему   малышу   сооружали   куклу  «Пеленашка»(см. приложение 1). Игрушку сворачивали из цветных тряпок,  и клали в пустую пока   колыбельку:   обжить,   обогреть.   А   когда   малыш   появлялся   на   свет, куколку   укладывали   с   ним,   чтобы   сбить   злых   духов   с   толку.   В   кроватке куколка   находилась   до   крещения   ребёнка,   чтобы   принимать   на   себя   все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду[9]. Ребёнку   делали   также   куклу   –  «бессонницу»,   которая   охраняла   сон малыша. Как правило, эти куклы были небольшого размера. «Берегиня» сна подвешивали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Укладывая   ребёнка   спать,   мать   приговаривала:   «Не   играй   с   моим дитятком, а играй с этой куколкой!»[8]. Крупеничка  ­   кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупеничка (см. приложение 2). В основе этой куклы ­ мешочек, наполненный зерном. Также   эту   куклу   могла   сделать   женщина,   которая   хотела   иметь   ребенка. Куклу Крупеничку делали на Руси во время сбора урожая, наполняя лучшей крупой   (чаще   всего   гречкой),   наряжали.   А   весной,   во   время   сева,   первые горсти   зерна   брали   из   этой   куколки.  Она   отвечает   за   Достаток   в   семье, следит,   чтобы   в   доме   было   сытно   и   богато.   Дарили   Крупеничку   с пожеланиями благополучия и добра[16]. Кубышка­травница  –   кукла,   наполненная   душистой   лекарственной травой (см. приложение 2). Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять.Кубышка­травница следит за тем,   чтобы   болезнь   не   проникла   в   дом.   От   нее   исходит   теплота,   как   от заботливой   хозяйки.   Она   и   защитница   от   злых   духов   болезни,   и   добрая утешница.   Ее   подвешивали   в   доме   над   колыбелью   ребенка.   Куклу   давали играть  детям. Еще  её  ставили  около кровати больному.  В  основе  куклы ­ закрутка   из   льняной   ткани,   а   вместо   туловища   делается   мешочек   и наполняется   травой.   К   рукам   куклы   тоже   привязываются   два   небольших мешочка с травой. Куклу наряжают, и она долго радует жителей дома запахом луговых трав и красивым нарядом[16]. Десятиручка ­ это обрядовая многорукая кукла (см. приложение 3). Ее делали   из   лыка   или   соломы   14   октября   на   Покров,   когда   садились   за рукоделие.   В   изготовлении   используются   нитки   красного   цвета,   который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек­бантов [15].  Столбушка ­ самая главная и первая кукла­оберег в русской народной традиции (см. приложение 3). В ее основе ­ деревянный «столбик», отсюда её название ­ Столбушка. Считается, что эта кукла ­ помощница в Душевной Беседе. Ей можно пожаловаться на судьбу, высказать  всё, что наболело и беспокоит, и тогда станет легче и понятнее как жить дальше. Столбушка с детьми­пеленашками   считалась   берегиней   Семейного   Очага   и   помощницей женщине в Материнстве. Она «несет» детей на себе, а руки ее свободны для хозяйства. Такую куклу дарили женщинам, чтобы в семье и в доме у них был лад[15].   Меня заинтересовал вопрос: а почему обереговая кукла была безлика? Оказывается, в её безликости больше души и тепла, чем в кукле ­ подобии человека. Смысл этого намного глубже. Считалось, что, если кукла будет уж очень походить на человека, в нее может вселиться злойдух. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил [5].Есть еще одна кукла, которая   сопровождала   ребенка   с   самого   детства   и   до   тех   пор,   пока   не «уходила», то есть рвалась, портилась. Это «вепсская кукла»(см. приложение 4). Принадлежит она северному народу – вепсам, такую куклу еще называют «капусткой» за множество юбок. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребенка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом [3]. Раньше   к   любому   празднику   в   семье   мастерили   куклу,   в   которую вкладывалась   частица   души.   Поэтому   выбрасывать   таких   кукол   считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Тряпичную«берегиню» дарили не только малышу. Такую куколку, сделанную своими руками, мать дарила дочке перед свадьбой, благословляя ее на замужество [11]. В каждом доме, например, обязательно «проживали» и оберегали хозяев от различных болезней   двенадцать  «кукол­лихоманок»:Аввареуша,   Глазея,   Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. Заговоренные куклы ставились рядком за печкою и хранились до церковного праздника   Благовещения   Пресвятой   Богородицы   –   7апреля   (26   марта   по старому   стилю).   Накануне   Благовещения,   ночью,   куклы   ­   лихоманки сжигались   вместе   со   старыми   соломенными   постелями,   с   человеческими недугами и болезнями [6]. Куколкой­оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой­ нибудь   напасти.   Ее   брали   в   руки,   три   раза   поворачивали   против   часовой стрелки   и   приговаривали:   «Отвернись,   повернись   добром».   Когда   в   доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы»[11]. В   большинстве   случаев   кукла   –   это   образ   женщины,   богини.   Но   и мужчина   тоже   «имел   честь»   пользоваться   силой   куклы.   Женщина   давала куклу мужчине, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге [12]. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. « Не трудное дело, да даётся не всякому», ­ говорят в народе. Во­первых, для того, чтобы ваша кукла вышла крепенькой и ладной, нужна определённая сноровка. А во­вторых, главное искусство состояло в умении нарядить куклу. Тут в ход шла вся фантазия маленькой портнихи. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом.В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца,   тепла,   здоровья,   радости.   И   еще   считали,   что   он   обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. В каждой местности были свои приёмы изготовления кукол [7]. Куклам   приписывались   различные   волшебные   свойства:   они   могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю [14]. Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки   народной   игрушки,   организуются   выставки   народного   творчества, возрождаются   праздничные   народные   гуляния,   в   высокой   моде   находят неожиданные отражения элементы русского народного костюма [15]. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от  различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и  который носят на теле в качестве талисмана. Известно,   что   у   тряпичных   кукол   лицо   не   изображалось.   Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил[6]. Считалось   раньше,   что   если   над   кроваткой   ребёнка   висит     кукла­ Куватка, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл [6].         Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это   развивало   зрение   младенца.     Берегиню   сна   вешали   над   изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны[6].        Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.  Во   многих   русских   сказках   встречаются   куколки,   которым   герои доверяют   свои   горести   и   радости,  делятся   своими   мыслями.  И   маленькие куклы ­ помощницы не оставляют в беде своих хозяев [8]. Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки   понять   окружающий   мир,   оградить   себя   от   неблагоприятных событий.   Народные   обычаи   и   поверья   со   временем   менялись   вместе   с изменениями в культуре народа [12]. На протяжении тысячелетий не один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные  изображения топора, колокольчика, ложек, а также  обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в обрядах. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и земле. Постепенно   менялся   взгляд   человека   на   события,   происходящие   вокруг. Менялись   быт,   утвари,   жилье   и   другие   аспекты   жизни.   Но   неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод. Глава 2 Практическая часть 2.1. Результаты исследования На   втором   этапе   работы   было   предложено   ученикам   нашей   школы ответить   на   вопросы   анкеты   (см.   приложение   5).   Мне   было   интересно, знакомы ли ребята с историей народной обереговой куклы, есть ли у них желание изготовить куклы­обереги своими руками . В анкетировании  приняли участие 70 человек из них 55 –детей и 15­ взрослых. После  обработки анкет было выяснено, что у нынешних учеников скудные  представления  о  народной  кукле.Технология  изготовления  куклы­ оберега не известна. Поэтому был разработан мастер­класс по изготовлению куклы­оберега (см. приложение 6). Мною   рассказана   информация   о   народных   куклах,   акцентировано внимание   на   обереговых.   Рассказ   сопровождался   показом,   изготовленных мной   кукол.   Ребята   внимательно   слушали   и   с   неподдельным   интересом разглядывали обереговых куколок. Больше всех им понравилась «вепсская» кукла, или «капустка». Именно её ребята захотели изготовить своими руками. Порядок   работы,   каждое   действие   по   изготовлению   куклы   были прокомментированы и продемонстрированы, как правильно нужно закреплять детали,   чтобы   куколка   получилась   ладной   и   аккуратной.   Необходимый материал   (цветные   и   белые   лоскуты   ткани,   нитки)   были   приготовлены заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята связывали детали будущей куклы, используя традиционные технологии изготовления обереговых кукол. Ребята   были   увлечены   работой,   помогали   друг   другу,   делились впечатлениями. Приятно   было   узнать,   что   многие     знают   о существовании   народных   кукол   и   их   изготовлении.   Из   ответов   ребят   учащиеся   (71%)   выяснили, что разные народы делали куклы из соломы, глины, дерева, ткани своими   руками.   У   каждого   народа   были   свои   особенные   куклы.   Кукол одевали   в   одежду,   которую   носили   эти   народы,   в   национальный   костюм. Кукол изготавливали мастера, чтобы отпугивать злых духов, чтобы в доме было богатство и благополучие. Кукол в старину очень берегли, относились к ним с любовью. Народы ханты делали кукол без лица, так как думали, что в куклу может попасть дух злой, ведь куклы давали малышам. Порадовало   то,   что   мои   одноклассники   хотели   бы   познакомиться   с историей создания народных кукол и научиться их изготавливать (74%).  При   исследовании   данной   темы   была   изучена   технику   изготовления некоторых   народных   кукол,     шесть   из   них   изготовлены   мною.   Это   очень увлекательное   занятие,   вырабатывает   усидчивость,   развивает   эстетический вкус, творческое воображение.  Созданные  куклы будут подарены школьному музею.  2.2.     Мастер­класс по изготовлению обереговой куклы Мастер­класс (от английского masterclass: master­ лучший в какой­либо области + class­ занятие, урок) ­ современная форма проведения обучающего тренинга­семинара   для   отработки   практических   навыков   по   различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания[19]. Задачи мастер­класса: ­ передача мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа   последовательности   действий,  методов,   приемов   и   форм   дея­ тельности; совместная   отработка   методических   подходов   мастера   и   приемов ­ решения поставленной в программе мастер­класса проблемы; ­ рефлексия собственного мастерства участниками мастер­класса; ­ оказание   помощи   участникам   мастер­класса   в   определении   задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. В ходе мастер­класса участники: ­ изучают разработки по теме мастер­класса; ­ участвуют в обсуждении полученных результатов; задают вопросы, получают консультации; ­ ­ предлагают   для   обсуждения   собственные   проблемы,   вопросы, разработки; высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.  ­ Алгоритм технологии мастер­класса: 1. Презентация опыта мастером: ­ кратко характеризуются основные идеи технологии; ­ описываются достижения в работе; ­ доказывается  результативность   деятельности  учащихся, свидетельствующая об эффективности технологии; ­ определяются проблемы и перспективы в работе мастера. 2. Представление системы занятий: ­описывается система занятий в режиме презентуемой технологии; ­определяются   основные   приемы   работы,   которые   мастер   будет   демонстрировать слушателям. 3. Проведение имитационной игры: ­   мастер   проводит   занятие   со   слушателями,   демонстрируя   приемы эффективной работы с учащимися; ­слушатели   одновременно   играют   две   роли:   учащихся   экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии. 4. Моделирование: ­ученики   выполняют   самостоятельную   работу   по   конструированию   собст­ венной модели учебного занятия в режиме технологии мастера;   ­мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею; ­мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия[19]. Данные     теоретические материалы, легли в основу конспекта мастер­ класса по изготовлению обереговой куклы (см. приложение 6). Практическими   результатами   является   создание   мультимедийной презентации (см.приложение7 ). Мастер­класс   был   дан   для   учащихся   5­8   классов.По   результатам проведения   занятия   была   предложена   анкета   (см.приложение   8   ),   которая показала, что 100% учащихся узнали новое об обереговой кукле,75% будут использовать эту куклу в  качестве оберега. В итоге мастер­класс понравился 100% учащихся. 2.3 Значение обереговой куклы в интерьере Сегодня   хенд­мейд   в   интерьере   –   актуальный   тренд.   Особенно   он касается   использования   текстильных   кукол,   которые   не   просто   авторская работа, а целый культурный пласт. Сейчас большую популярность набирают примитивные или же обереговые куклы . Поскольку тогда дорогие магазинные куклы были многим не по карману, матери сами шили детям игрушки. А когда дети вырастали, кукол забрасывали на чердак. Сегодня примитивы отлично дополняют интерьер и всем своим видом напоминают детские. Главное в декоре дома, чтобы куклы органично вписывались в основную тему.   Не   следует   комбинировать   ее   с   мелкими   предметами   и   убирать   в застекленный   шкаф.   Куклы   за   стеклом   теряют   свое   обаяние,   смотрятся скучно   и   безжизненно.   Зато   они   неплохо   сочетаются   с   зеркалами.   Нужно помнить, что солнечный свет вреден куклам, размещать их надо в стороне от прямых солнечных лучей. И не стоит перегружать интерьер – одной куклы или композиции вполне достаточно. Таким   образом,   подводя   итог   можно   сказать,   что   обереговую   куклу можно использовать не только как оберег, но также и как элемент интерьера. Хочется   отметить,   что   данные   куклы   набирают   большую   популярность   в современное время. Заключение Работа по изготовлению обереговых кукол увлекательна и интересна.  Для меня эти куколки самые любимые, ведь, сделаны они своими руками. Они   хранят   тепло   моих   рук   и   несут   большую   смысловую   нагрузку. Притягательная безликость  кукол  будет  отводить  от моей семьи недуги  и напасти. Ведь, если верить в обережные способности куклы, то она и станет «оберегом».        В дальнейшем я планирую продолжить изготовление кукол. Возможно, в моей коллекции появятся и игровые куклы. Куклы   сопровождают   нас   всю   жизнь.   Они   развлекают,   поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.  Если   очень   захотеть,   то   каждый   может   сделать   свою   куклу,   не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.  У традиционной русской народной куклы есть свои преимущества по сравнению с современными игрушками.  Традиционная   тряпичная   русская кукла была “безликой”, что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Также преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде   и   больше   не   повторялась.   Такая   добротно   и   ладно   сшитая   кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Достоинством народных кукол является то, что они   индивидуальны. Они прививают вкус к разнообразию и фантазии  и  приучают детей к труду и рукоделию. В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:  была   изучена   история   традиционной   русской   народной   обереговой куклы и ее виды;  освоена технология выполнения;  изготовлены технологические карты и образцы народных кукол  проведен мастер­класс по  изготовлению обереговой куклы  создана   мультимедийная   презентация   по   изготовлению   обереговой куклы.  Сделан вывод о назначении куклы в интерьере  Создан буклет о народной обереговой кукле (см. приложение 9). Своими   знаниями   о   народных   куклах     и   умениями   я   поделилась   с другими детьми. Также в будущем хочу овладеть и другими, более сложными техниками изготовления кукол. Практический материал может быть использован педагогами на уроках технологии   и   истории.   Собранные   мною   материалы   могут   послужить   для проведения школьных экскурсий. Список литературы 1. Бугаева АЛ. Традиционная педагогическая культура хантов и манси. ­ М., 1994.  2. В.   К.   Соколова.   Весенне­летние   календарные   обряды   русских, украинцев и белорусов. ­ СПб, 2003 3. Вокина А. Вепская кукла. – М.:  2004 4. Головнев А. Говорящие куклы. ­ Екатеринбург, 1995.  5. Громова И. А. Православные и народные обряды. ­ М.:, 2005. 6. Дайн, Г.Л. Русская игрушка ­  М., 1987 7. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология ­ М.:  2007 8. Забылин   М. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. 9. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы ­ М.:  2007 10.Игры детей угорских народов // Под ред. Е.А. Немысовой. ­ СПб., 1999.  11.История культуры народов мира: Костюм; Украшения; Предметы быта; Вооружение; Храмы и жилища; Обычаи и нравы ­ М: 2007 12.Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск, 1995. 13.Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла ­ СПб, 2003 14.М.М.Поташник   Управление   профессиональным   ростом   учителя   в современной школе ­М.:2009 15.Ожегов С.Ш. – толковый словарь русского языка, Москва – 1994. 16.Угорское наследие. Древности Западной Сибири. ­ Екатеринбург, 1994  17.Энциклопедия домашнего хозяйства. Выпуск третий. – М.: СП, 1994            Интернет­сайты 18.Сайт в Интернете «Народная игрушка». http://www.ru.kukla.ru 19 .    Сайт в Интернете « Славянский путь http://slavput.ru/index.php» 20.    Сайт в Интернете «О своем о женском» http://osvoemsirin.ru/?p=1293 ПРИЛОЖЕНИЯ Кукла «Куватка»                                           Приложение 1                                       Кукла «Пеленашка» Кукла «Крупеничка» Приложение  2 Кукла «Кубышка­Травница» Кукла «Десятиручка»                                                               Приложение 3 Кукла «Столбушка» «Вепсская кукла» Приложение 4 Приложение  5 Анкета «Что вы знаете об обереговой кукле?» Вопросы Известно вам что­либо о народной обереговой  кукле? Могли бы вы изготовить обереговую  куклу своими руками? Вам известны названия и предназначения обереговых кукол ? В вашей семье есть кукла­оберег ? Вам известна технология изготовления обереговых кукол? Желаете научиться изготавливать куклу­оберег своими руками? Результаты  Известно вам что­либо о народной обереговой  кукле? Вопросы Могли бы вы изготовить обереговую  куклу своими руками? Вам известны названия и предназначения обереговых кукол? В вашей семье есть кукла­оберег? Вам известна технология изготовления обереговых кукол? Желаете научиться изготавливать куклу­оберег своими руками? да 71 % 54 % 49 % 31 % 31 % 74 % нет 29 % 46 % 51 % 69 % 69 % 26 % да 71% нет 33% да нет 46 да 54 нет 51 да 49 нет да нет Приложение  6 Конспект мастер­класса «Изготовление обереговой куклы». Приложение  7 Мультимедийная презентация (СD диск) «Изготовление «Вепсской» обереговой куклы»   Приложение 8 Анкета «Результаты мастер­класса» 1. Узнали ли вы что­либо новое об обереговой кукле? 2. Нужна ли вам  обереговая кукла? 3. Будете ли вы использовать эту куклу  в качестве оберега? 4. Понравился ли вам мастер­класс по изготовлению  обереговой куклы? нет    ­ да 100 % 60% 40 % 75% 25 %    ­ 100 % Результаты 1. Узнали ли вы что­либоновое об обереговой кукле? Вопросы 2. Нужна ли вам  обереговая кукла? 3. Будете ли вы использовать эту куклу  в качестве оберега? 4. Понравился ли вам мастер­класс по изготовлению обереговой  куклы?  да да нет да нет да Приложение 9                                       Буклет « Народная обереговая кукла»

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)

Творческий проект " Обереговая кукла" (9 класс, технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018