Цель творческого проекта «Кукольный домик»: изготовление кукольного домика для игры в «Дочки-матери».
Каждая девочка мечтает иметь кукольный домик для игры в дочки-матери, но получает в подарок очередную развивающую игру. Родители все свои силы направляют на умственное развитие детей. При этом не учитывают, что без творческого, эмоционального развития невозможно полноценно подготовить ребенка к школе и жизни.
Игра «Дочки-матери» очень проста. В игре малыши воплощают то, как они видят семейные отношения.
А для родителей наблюдение за игрой ребёнка с куклой позволит лучше узнать собственного ребенка, понять, что его беспокоит, тревожит, радует или пугает. Наблюдая и анализируя процесс игры, можно лучше понять ребенка и исправить его поведениеФайл содержит творческую работу "Кукольный домик"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАТЧИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЖУРАВУШКА»
Творческий проект
Кукольный домик
Автор: Паник Дарья, 12 лет,
обучающаяся т/о «Белошвейка».
Руководитель: Колесникова В.В.,
педагог дополнительного образования
1Гатчина
2016
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Аннотация…………………………………………………………..3
Введение…………………………………………………………….4
Изучение информационных источников по теме проекта………5
Разработка идеи проекта…………………………………………..7
Техника изготовления изделия……………………………………8
Организация рабочего места………………………………………8
Материалы, инструменты и оборудование……………………….8
Технология изготовления кукольного домика – книги………….8
Экономическая оценка проекта………………………………….10
Экологическое обоснование проекта……………………………10
Выводы…………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………..11
Список источников информации………………………………...11
Приложение……………………………………………………….12
2Аннотация
Цель творческого проекта «Кукольный домик»: изготовление кукольного
домика для игры в «Дочкиматери».
Каждая девочка мечтает иметь кукольный домик для игры в дочки
матери, но получает в подарок очередную развивающую игру. Родители все
свои силы направляют на умственное развитие детей. При этом не учитывают,
что без творческого, эмоционального развития невозможно полноценно
подготовить ребенка к школе и жизни.
Игра «Дочкиматери» очень проста. В игре малыши воплощают то, как
они видят семейные отношения.
А для родителей наблюдение за игрой ребёнка с куклой позволит лучше
узнать собственного ребенка, понять, что его беспокоит, тревожит, радует или
пугает. Наблюдая и анализируя процесс игры, можно лучше понять ребенка и
исправить его поведение
Объём работы: 11 страниц
Количество таблиц: 7
Количество эскизов: 8
3Количество рисунков: 28
Количество иллюстраций: 5
Количество источников информации:13
Количество приложений: 1
I . Организационно подготовительный этап.
Введение.
Моя семья – мама, папа, старшая сестра Юля, я и младшая сестрёнка –
Сонечка. Сонечке два с половиной года. У нас в доме много книг и
развивающих пособий для детей. Соня с удовольствием рассматривает книги,
играет в развивающие игры.
Но у нас есть проблема: несмотря на то, что моя сестра многое умеет и
хорошо развивается, она с трудом "поддается воспитанию".
Решение проблемы: сделать сестрёнке Сонечке кукольный домик для
игры в «Дочкиматери». Игра «Дочкиматери» очень проста. В игре малыши
воплощают то, как они видят семейные отношения. Наблюдая и анализируя
процесс игры, можно лучше понять ребенка и исправить его поведение.
Актуальность.
В настоящее время такая проблема актуальна для многих семей, которые
воспитывают детей дошкольного возраста. Современные дети мало играют.
Почему? Вопервых, малыши все больше времени проводят у телевизора, за
компьютером. Вовторых, и родители, и детские сады, все свои силы
направляют на умственное развитие детей. При этом не учитывают, что без
4творческого, эмоционального развития невозможно полноценно подготовить
ребенка к школе и жизни. Втретьих, сами мамы и папы не умеют играть и
получать от этого удовольствие.
Раньше дети росли во дворах. Общались с ровесниками и с детьми
постарше. Происходил обмен опытом. Старшие учили играть младших. Одной
из самых любимых была игра «Дочкиматери». Сейчас связь поколений
нарушена. Большинство родителей предпочитают своих детей во двор не
Ответственность ложится на
пускать. Кто же научит играть детей?
родителей, на семью.
Новизна проекта заключается в создании кукольного домика, с помощью
которого можно решать проблемы по воспитанию ребёнка.
Цель: Изготовление кукольного домика для игры в «Дочкиматери».
Задачи:
1.
2.
Изучить историю традиционной игры «Дочкиматери».
Изучить историю кукольных домиков.
3.
Проанализировать варианты кукольных домиков и выбрать
лучший вариант для изготовления.
4.
5.
6.
7.
Разработать эскиз кукольного домика.
Изготовить кукольный домик.
Изготовить куклу.
Научить сестрёнку играть в «Дочкиматери» с использованием
кукольного домика.
1. Изучение информационных источников по теме проекта.
1.1. Игра «Дочкиматери».
Дочкиматери – детская ролевая игра, имитирующая взрослую
семейную жизнь. В эту игру любят играть девочки, иногда мальчики, а также
их родители. Каждому игроку присваивается определенная роль члена семьи.
5Чаще всего девочки выбирают роль мамы, т.к. мама является для них
примером для подражания. В роли дочки может выступать другой игрок,
или кукла. При этом можно использовать различные детские игрушки.
Участники игры воспроизводят поведение взрослых, проигрывают различные
ситуации из жизни (приложение, рис.1; 2).
С точки зрения психологии наблюдение за игрой в дочкиматери может
дать родителям полезную информацию о том, какой видит семью ребёнок, как
понимает смысл запретов и требований, на кого старается быть похожим и
многое другое.
1.2. История традиционной игры «Дочкиматери».
Известный санктпетербургский этнограф И. И. Шангина в книге
«Русские дети и их игры» рассказывает о том, как в прошлом веке
воспитывали детей в традиционной русской семье «по заветам дедов», уделяя
особое внимание игре – основе народной педагогики.
И.И.Шангина пишет: «Малыши с двухтрехлетнего возраста играли
обычно вместе со своими сверстниками на деревенской улице под надзором
старших девочек (7—8 лет), которых называли в русской деревне
«пестуньями», «няньками». В играх девочек отражались народные
представления о роли женщины, которая заботится о семье и хозяйстве.
Любили играть в "дочкиматери". Куклы изображали малолетних детей,
которых заботливые матери укачивали, распевая колыбельные песни, кормили
и поили, шили для них одежду» (приложение, рис. 3; 4).
В современном российском обществе заметен отход от традиционного
воспитания детей. Русские люди справедливо говорят: «Прожитого не
прожить, а прошедшего не воротить». Но в тех же русских пословицах
говорится: «Не будь грамотен, будь памятен, может, что и сгодится».
Сегодняшняя задача — постараться понять жизнь далеких от нас поколений
русских людей, взять у них для себя то, что покажется интересным и нужным.
61.3. Кукольный домик.
Кукольный домик — игрушка в виде жилого здания. В Европе такие
игрушки известны с XVI века. Сначала они были большого размера. В XVIII
веке появились миниатюрные кукольные домики, которые дети могли носить
в руках. Кукольные домики с XVI по начало XX века делались вручную.
Некоторые из них считались настоящими произведениями искусства.
Например, в Лондоне кукольный дом королевы Мэри, в России
миниатюрный домик Нащокина (приложение, рис.5; 6). После Второй мировой
войны объёмы производства этого вида игрушек в Европе резко возросли, но
кукольные домики стали менее красивыми. В 1950 году стандартный
кукольный домик делался из листового металла, а мебель из пластика.
Производство однотипных домиков ставилось на поток на промышленных
предприятиях, и эта игрушка стала более доступной (приложение, рис.7).
2. Разработка идеи проекта.
2.1. Требования к изделию.
Изделие кукольный домик для ребёнка должно обладать следующими
качествами: безопасность, соответствие возрасту и интересам ребёнка,
привлекательность по внешнему виду, качество исполнения.
2.2. Варианты изделия.
Таблица сравнения вариантов изделия
№
Варианты
Достоинства
Недостатки
1
2
3
кукольного домика
Домик из старого
шкафчика.
Домик из книжного
шкафа.
Домик из книжного
шкафа..
Удобно играть, поместятся
большие куклы.
Удобная и надёжная конструкция.
Много возможностей для
оформления дома.
Доступный материал, многообразие
конструкций и оформления.
Не нашлось свободного
старого шкафчика.
В нашем доме не
нашлось свободного
книжного шкафа.
Ненадёжная
конструкция.
74
Текстильный домик:
домикдомик;
домиккнига;
домиксумочка.
Доступный материал, многообразие
конструкций и оформления дома.
Дом красочный, безопасный, легкий
и удобный, можно брать в дорогу.
Нет.
Исходя из результатов оценки разных вариантов кукольного домика
(приложение, рис.8 13), лучший вариант текстильный домик.
2.3. Исследование.
Каждый из вариантов кукольного домика из текстиля мне очень
нравится, поэтому было трудно выбрать один из них. Я провела исследование
в кругу моей семьи и узнала мнение по этому вопросу всех членов моей семье
(приложение, таблица №1).
Исходя из результатов исследования – лучшим признан домиккнига.
II. Технологический этап.
1. Техника изготовления изделия.
Техникой изготовления кукольного домика я выбрала аппликацию.
Аппликацией называется процесс украшения ткани нашитыми или
наклеенными на нее лоскутками, а также непосредственный результат
этого процесса. В качестве основы я выбрала х/б ткань, продублированную
флизелином; для деталей интерьера – синтетический фетр.
Фетр сорт войлока, изготавливаемый из тонкого пуха кроликов или
коз. Войлок – это плотный нетканый текстильный материал из валенной
шерсти. Современные технологии позволяют производить фетр как из
натуральных, так и из синтетических тканей.
2. Организация рабочего места.
Качество работы и время, затраченное на работу, зависят от правильной
организации рабочего места. Рабочее место должно находиться в наиболее
освещенном месте помещения. Материалы и инструменты для работы должны
храниться в ящиках или коробках. Перед работой надо проверить исправность
8инструментов и приспособлений. Во время работы необходимо выполнять ТБ
при ручных работах, на швейной машине, при влажнотепловой обработке.
3.
Материалы, инструменты и оборудование
Материалы.
Оборудование, инструменты и приспособления.
1. Ткань х/б.
2. Фетр.
3. Флизелин.
4. Синтепон.
5. Нитки – мулине.
6. Нитки.
1.Швейная машина.
2.Ножницы.
3.Иглы для швейной машины.
4.Иглы для ручных работ.
5.Портновский мел.
6.Утюг.
7. Гладильная доска.
8. Сантиметровая лента.
9. Карандаш.
10. Ручка.
11. Тетрадь.
12. Калькулятор.
13. Наперсток.
14. Клей Титан.
15. Игольница.
16. Линейка
17. Распарыватель.
18. Булавки.
19. Пуговицы.
20. Крючки.
21. Коврик для раскроя.
22. Нож для нарезки фетра.
4. Технология изготовления кукольного домика – книги.
4.1. Разработка эскизов кукольного домика – книги.
Эскиз это предварительный поисковый набросок задуманного
изделия. При создании эскиза необходимо найти композиционные решения,
определить пропорции, форму, цвет, функциональность.
1). Я разработала эскиз домикакниги, который состоит из 8 страниц. Две
страницы – обложка и 6 страниц комнаты дома: кухня, столовая, спальная,
гардеробная, ванная и прачечная (приложение, рис.14 16).
2). Разработала чертежи на миллиметровой бумаге в масштабе 1:1 и
изготовила лекала предметов интерьера (приложение, рис.17).
4.2. Последовательность изготовления кукольного домика (приложение,
рис. 18 24).
№
1
2
3
4
5
Последовательность выполнения работ
Выкроить из хлопчатобумажной ткани основу «страницы» кукольного домика
27х22 см с припуском на шов 1 см.
Продублировать хлопчатобумажную ткань флизелином.
Выкроить из фетра детали интерьера.
Приклеить их на основу и отстрочить по краю.
Сложить «страницы» кукольного домика лицевыми сторонами внутрь поочерёдно в
соответствии с эскизом, стачать, оставив место для выворачивания.
96
7
8
Вывернуть, отутюжать.
Потайными стежками прошить отверстия для выворачивания.
Отстрочить по контуру каждый лист книги.
4.3.
Последовательность изготовления куклы (приложение, рис.25
28).
Для изготовления куклы я нашла выкройку в интернете.
№
1
2
3
4
5
6
Последовательность выполнения работ
Выкроить из х/б ткани детали куклы с припуском на шов 1 см.
Стачать, оставив место для выворачивания.
Детали куклы вывернуть, набить синтепоном.
Потайными стежками стачать отверстия для выворачивания.
Пришить вручную руки к телу куклы.
Сделать из ниток волосы
4.4.
Последовательность изготовления платья куклы.
Последовательность выполнения работ
Выкроить из х/б ткани детали платья на куклу: лиф и юбку с припуском на шов 1 см.
Стачать плечевые швы и боковые швы лифа платья.
Отогнув запас на шов по линии горловины и пройм на изнаночную сторону, прошить
вручную швом «вперёд иголку».
Собрать сборку по верхнему срезу юбки, низ юбки подшить швом «вперёд иголку».
Соединить лиф и юбку, прошив их швом «назад иголку».
Выполнить задний шов швом «назад иголку».
№
1
2
3
4
5
6
III. Заключительный этап.
1. Экономическая оценка проекта
№ Наименование используемых
материалов
Условная цена
за (1 м, 1 шт.)
Расход
матер. на изд.
Затраты
на материал
1 Ткань хлопчатобумажная
2 Фетр
3 Флизелин
4 Синтепон
5 Нитки
6 Клей ТИТАН
7 Нитки мулине
8 Набор игл для швейной машины
Итого:
650 руб.
50 руб.
200руб.
100 руб.
40 руб.
90 руб.
15 руб.
110 руб.
5 листов
1 м
1м
0,20м
3 шт.
1 шт.
6 шт.
1 шт.
650 руб.
250 руб.
200 руб.
20 руб.
120 руб.
90 руб.
90 руб.
110 руб.
1530 руб.
10Экономическая оценка проекта – 1530 рублей.
2. Экологическое обоснование проекта.
Ткани, которые я использовали для изготовления куклы и кукольного
домика приобретены в магазине и соответствуют санитарноэпидемиологическим
нормативам: не выделяют в атмосферу вредные вещества, не имеют неприятного
запаха. Таким образом, процесс изготовления изделия не нанёс вред окружающей
среде и жизнедеятельности человека.
3. Выводы.
Цель проекта «Кукольный домик» выполнена. Я изготовила кукольный
домик для игры в «Дочки матери» и подарила его моей младшей сестрёнке.
Работая над проектом, я
1.
Узнала много нового и интересного об истории кукольных
домиков и об игре «Дочкиматери».
2.
Научилась анализировать варианты изделий и выбирать лучший
для выполнения.
3.
4.
5.
6.
Научилась разрабатывать эскизы.
Освоила технику изготовления аппликация.
Усовершенствовала навыки и умения пошива изделий.
Научилась самостоятельно выбирать необходимые материалы и
применять нужные инструменты.
4. Заключение.
До недавнего времени мне казалась, что в свои 12 лет я не могу
похвастаться особыми достижениями. Теперь я думаю иначе.
Вопервых, я сделала этот проект, довела начатое дело до конца, и это
мое достижение.
11Вовторых, я видела глаза моей сестрёнки, когда показала ей кукольный
домик. Она была счастлива!
Втретьих, я научу Сонечку играть в дочкиматери, и это поможет нам
решать многие проблемы, которые будут возникать в процессе воспитания.
5.
Список источников информации
1. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. М.: Культура и традиции, 2007.
2. Шангина И.И. Русские дети и их игры. – СПБ: Искусство, 2000.
3. http://festival.1september.ru/articles/646048/
4. http://www.oytoy.ru/interesting/209istoriyakukolnihdomikov.html
5. http://www.dollplanet.ru/miniature/amy_miles/
6. http://tvorcheskieproekty.ru/oformlenie
7. http://tvorcheskieproekty.ru/tehnologii
8. http://www.prodetey.ru/2107igrydlyadevochekdochkimateri
9. http://www.allwomens.ru/8601igrydlyadevochekdochkimateri.html
10. http://psychology.nsu.ru/statpronina.html
11. http://psychology.nsu.ru/statpronina.html
12. http://udav02.livejournal.com/299228.html
13. http://rlonline.ru/articles/rl04_99/483.html
Приложение
12Иллюстрации из изученных информационных источников.
Игра «Дочкиматери»
Рис. 1 Рис. 2
История традиционной игры «Дочкиматери»
Владимир Маковский. Виноградов С.А.
Крестьянские дети. 1890 год Крестьянские дети. 1929г.
Рис. 3 Рис. 4
Кукольный домикРис.5 Рис.6 Рис.7
Варианты изделия
Домик из старого шкафчика Домик из книжного шкафа Домик из картона
Рис.8 Рис.9 Рис.10
Текстильные домики
Домикдомик Домиккнига Домиксумочка
Рис.11 Рис.12 Рис.13
Таблица результатов исследования вариантов кукольных домиков №1.
Варианты кукольного
домика
Домикдомик
Домиккнига
Домиксумочка
Мнение
Бабушка Мама
Папа
Старшая
сестра
Младшая
сестра
+
+
+
+
Я
+
+
Исходя из результатов исследования – лучшим признан домиккнига.
14Эскизы кукольного домика
Эскиз дома Эскиз кухни
Рис.14 Рис.15
15Эскиз гостинной Чертёж кухни
Рис.16 Рис.17
Последовательность изготовления кукольного домика
Рис.18 Рис.19
16Рис.20 Рис.21
Рис. 22
Рис.23 Рис.24
Последовательность изготовления куклы
Рис.25 Рис.26 Рис.27 Рис.28
17Фотографии
Я работаю над проектом
Я и моя сестрёнка Сонечка играем в дочкиматери.
1819