Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)
Оценка 4.8

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
труд
9 кл
04.03.2018
Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)
Творческий проект содержит основные особенности питания спортсменов школьников, состав пищи . В проекте представлено меню питания спортсменов-школьников. Проектная деятельность у учащихся может осуществляться как на уроке, так и на внеурочной деятельности. С данным проектом мы участвовали на олимпиаде по технологии.
проект Питание спортсменов-школьников.doc
Содержание Введение……………………………………………………………………. 3 1. Теоретическая часть…………………………………………………….. 4 1.1.Энергозатраты спортсменов……………………………………………4 1.2. Состав пищи…………………………………………………………….5 1.3. Режим питания на тренировочном сборе…………………………….14 1.4. Питание на дистанции…………………………………………………16 2. Практическая часть………………………………………………………18 2.1. Составление меню……………………………………………………..18 2.2.Питание школьника­спортсмена………………………………………24 2.3.Исследование……………………………………………………………27 Заключение………………………………………………………………….29 Список литературы…………………………………………………………30 Приложение…………………………………………………………………31 Введение Правильное   питание   –   основа   здоровья   человека.   Состав   пищи,   её свойства   и   количество   определяют   рост   и   физическое   развитие, трудоспособность,   нервно­психическое   состояние, заболеваемость,   продолжительность жизни. С   пищей   организм   получает   необходимые   для   жизнедеятельности   белки, жиры,   углеводы,   а   также   биологические   активные   вещества­   витамины   и минеральные соли.  В настоящее время спорт занимает одно из самых значительных мест в жизни подрастающего поколения. Систематическая мышечная деятельность изменяет   протекание   биохимических   и   физиологических   процессов,   что требует   внесения   определенных   изменений   в   организацию   питания   юных спортсменов. Поэтому, с самого детства следует прививать детям вкус к здоровому образу жизни, обязательным компонентом которого является спорт. Уже в 6­7 лет вы вместе с ребенком можете выбрать подходящий вид спорта, вместе с этим стоит пересмотреть и свои взгляды на некоторые аспекты питания юного спортсмена. Цель: изучить особенности питания спортсменов ­ школьников. Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Проанализировать состав пищи. 3. Составить примерное меню. 4. Провести исследование о питании спортсменов – школьников. 2 1.Теоретическая часть 1.1. Энергозатраты спортсменов   В   настоящее   время   достижение   высоких   спортивных   результатов    невозможно без очень больших физических и нервно­психических нагрузок, которым подвергаются спортсмены во время тренировок и соревнований. Для   компенсации   энергозатрат   и   процессов   восстановления работоспособности   спортсменов   необходимо   снабжение   организма адекватным количеством энергии и незаменимых факторов питания. Величины энергозатрат спортсменов являются крайне разнообразными и     зависят   не   только   от   вида   спорта,   но   и   от   объема   выполняемой   работы. Энергозатраты могут колебаться в очень больших пределах для одного и того же   вида   спорта   в   зависимости   от   собственного   веса   спортсмена.   Поэтому энергозатраты целесообразно рассчитывать в каждом отдельном случае.    Основных видов спорта 5 групп в зависимости от расхода энергии: I   группа   —   виды   спорта,   не   связанные   со   значительными   физическими нагрузками. II   группа   —   виды   спорта,   связанные   с   кратковременными   значительными нагрузками. физическими   III   группа   —   виды   спорта,   характеризующиеся   большим   объемом   и нагрузки. интенсивностью физической     IV   группа   —   виды   спорта,   связанные   с   длительными   нагрузками. V группа — те же виды спорта, что и в IV группе, но в условиях чрезвычайно напряженного режима во время тренировок и соревнований. 3 1.2. Состав пищи      Для   поддержания   нормальной   деятельности   человека   необходимо поступление   в   организм   пищевых   веществ   не   только   в   соответствующих количествах,   но   и   в   оптимальных   для   усвоения   соотношениях.   При   этом необходимо   помнить,   что   вредна   не   только   недостаточность   отдельных незаменимых   факторов   питания,   но   и   их   избыток,   включая   многие аминокислоты, витамины и другие пищевые вещества.  Из чего же состоит наша пища и какую роль играют ее компоненты в    поддержании нормальной жизнедеятельности организма? а) Вода Человеческий организм на 55 – 65 % состоит из воды. В организме взрослого человека с массой тела 65 кг содержится около 40 литров воды. По мере старения снижается. количество воды теле       в          Многие   считают   одной   из   причин   старения   организма   понижение способности  коллоидных   веществ,   особенно   белков,   связывать   большое количество   воды.   Вода   является   основной   средой,   в   которой   протекают многочисленные   химические   реакции   и   физико­химические   процессы, лежащие   в  основе   жизни.  Организм   строго   регулирует   содержание   воды   в каждом органе и в каждой ткани. Постоянство внутренней среды организма, в том   числе   и   определенное   содержание   воды,   —   одно   из   главных   условий нормальной жизнедеятельности.        Вода,   отвечающая   требованиям   организма,   в   изобилии   находится   в 4 овощах, фруктах и свежевыжатых овощных и фруктовых соках. В овощах и плодах   ее   содержится   70   –   90   %.   Много   воды   содержат   огурцы,   салат, томаты,   кабачки,   капуста,   тыква,   зеленый   лук,   ревень,  спаржа   и,  конечно, арбузы и дыни. Как правило, прием сочных плодов и овощей насыщает нас самой   лучшей   водой,   и   нам   вообще   не   хочется   пить.   Прекрасными вода. характеристиками обладает талая       Потребление воды, находящейся в свежевыжатых соках, и талой воды     оказывает целебное и омолаживающее действие на организм. Именно такой водой   лучше   утолять   жажду.   Количество   воды   в   пищевом   рационе спортсменов должно составлять около 2 – 2,5 л, с учетом чая, молока, кофе, супов, а также воды, содержащейся в различных блюдах, фруктах и овощах. В дни напряженных тренировок и соревнований повышается потребность в воде.   Однако   следует   помнить,   что,   выпивая   сразу   большое   количество жидкости, спортсмен не может утолить жажду и восстановить потерю воды, имевшую   место   во   время   физической   нагрузки.   Чувство   сухости   во   рту, обусловливающее   жажду,   объясняется   торможением   слюноотделения   при выполнении     деятельности. Минеральные воды целебны не составом растворенных в них веществ, а интенсивной мышечной       информацией, которую вода вобрала  в себя, проходя сквозь толщу земли. Неорганические минеральные вещества, растворенные в воде, не усваиваются   Усваивать организмом   и   выводятся   как   чужеродный   материал. неорганические вещества могут только растения, мы же пользуемся только теми   минеральными   веществами,   которые   прежде   были   переработаны растениями. В условиях нормальной температуры и умеренных физических нагрузок   человеку   достаточно   той   воды,   которая   имеется   в   салатах   и фруктах.   Если   растительной   пищи   потребляется   мало,   то   человек,   как правило, испытывает жажду и пьет много воды. Это приносит несомненный вред,   так   как   усиливает   нагрузку   на   сердце,   почки   и   повышает   процессы распада   белка. 5 Важно   знать   и   следующее:   потребление   продуктов   с   высоким     содержанием   солей   натрия   способствует   задержке   воды   в   организме.   Соли   калия   и   кальция   выводят   воду.   Поэтому   рекомендуется   ограничить   потребление   соли   и   продуктов,   содержащих   натрий,   при заболеваниях   сердца   и   почек,   а   увеличить   в   рационе   продукты,   богатые калием и кальцием. При обезвоживании организма следует увеличить дозу продуктов с натрием. б) Углеводы Углеводы   —   это   соединения   углерода,   водорода   и   кислорода,   причем водород   и   кислород   образуют   соотношение   2:1,   как   в   воде,   отсюда   их название.     Животные   и   человек   не   синтезируют   углеводы.   Углеводы подразделяются на моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Моно­ и олигосахариды   обладают   сладким   вкусом,   в   связи   с   чем   их   называют сахарами.     Основными пищевыми источниками глюкозы и фруктозы служат мед, сладкие овощи и фрукты. Глюкоза и фруктоза содержатся во всех плодах, в семечковых   преобладает   фруктоза,  в  косточковых  —  глюкоза.   Важнейший пищевой источник сахарозы — сахар. Лактоза — основной углевод молока и молочных   продуктов.   Старайтесь   шире   в   своем   питании   использовать продукты,   содержащие   естественную   глюкозу,   фруктозу   и   сахарозу. Наибольшее   количество   сахара   содержится   в   овощах,   фруктах   и сухофруктах, а также в проросшем зерне. в) Белки  Белки — это сложные азотосодержащие полимеры. Аминокислотный состав различных  белков разный  и является  важнейшей  характеристикой   каждого белка, а также критерием его ценности в питании. 6 Основные функции белка в организме:  пластическая   функция:   белки   составляют   15   –   20   %   сырой   массы различных   тканей   и   являются   основным   строительным   материалом клеток, органов и межклеточного вещества;  каталитическая функция: белки — основной компонент всех известных в   настоящее   время   ферментов.   А   простые   ферменты   представляют собой   чисто   белковые   соединения.   Ферментам  же   принадлежит решающая роль в ассимиляции пищевых веществ организмом человека и в регуляции всех внутриклеточных обменных процессов;  гормональная функция: значительная часть гормонов по своей природе — белки. К их числу принадлежат инсулин, гормоны гипофиза и др.;  функция   специфичности:   чрезвычайное   разнообразие   и   уникальность индивидуальных   белков   обеспечивают   тканевую   индивидуальность   и видовую специфичность;  транспортная   функция:   белки   участвуют   в   транспорте   кровью кислорода, жиров, углеводов, некоторых витаминов, гормонов и других веществ.   Специфические   белки­переносчики   обеспечивают   транспорт различных минеральных солей и витаминов через мембраны клеток и внутриклеточные структуры. г) Жиры        Это вещества, состоящие из глицерина и жирных кислот, соединенных эфирными связями. По насыщенности жирными кислотами жиры делятся на две группы: твердые (сало, сливочное масло), которые содержат насыщенные жирные кислоты, и жидкие жиры (подсолнечное, оливковое масло, масло из орехов,   косточек   и   т.   д.),   содержащие   в   основном   ненасыщенные   жирные кислоты.   Полинасыщенные   жирные   кислоты   относятся   к   незаменимым факторам питания, так как в организме не синтезируются и поэтому должны 7 поступать с пищей. Дневная норма в жировых продуктах удовлетворяется 25 – 30 г растительного или сливочного масла д) Витамины         Витаминами   называются   низкомолекулярные   соединения   органической природы,   не   синтезируемые   в   организме   человека,   поступающие   извне,   в составе пищи, не обладающие энергетическими и пластическими свойствами, проявляющие биологическое действие в малых дозах. Недостаток витаминов   Скрытые   формы   витаминной вызывает   тяжелые   расстройства. недостаточности не имеют каких­либо внешних проявлений и симптомов, но оказывают   отрицательное   влияние   на   работоспособность,   общий   тонус организма   и   его   устойчивость   к   разным   неблагоприятным   факторам. Удлиняется период выздоровления после перенесенных заболеваний, а также возможны различные осложнения. 1. Витамин   А.Содержится   только   в   продуктах   животного   происхождения. Оказывает влияние на развитие молодых организмов, на процессы роста и формирования   скелета,   ночное   зрение.   Особенно   нужен   щитовидной железе,   печени,   надпочечникам,   ушам.   Потребность   в   витамине   А составляет   1,5   мг/сутки.   Важнейшие   источники   витамина   А:   печень, сливочное масло, сливки, сыр, яичный желток, рыбий жир. 2. Витамин   Д.  Он   нормализует   всасывание   из   кишечника   солей   кальция   и фосфора, способствует отложению в костях фосфора и фосфата кальция и препятствует   заболеванию   рахитом.   Высокое   содержание   витамина   Д обнаружено   в   зародышах   зерновых,   зеленых   листьях,   пивных   дрожжах, рыбьем жире. Богаты им яйца, сливочное масло и молоко. 3. Витамин   Е.   Физиологическое   воздействие   заключается   в   его антитоксическом действии на внутриклеточные жиры. Принимает участие в обмене белка, способствует развитию мышц и нормализует мышечную деятельность, увеличивает долголетие и функцию размножения. Суточная 8 потребность   —   12   –   15   мг.   Им   богаты   растительные   масла,   зародыши злаков, зеленые овощи. 4. Витамин К. Участвует в процессах свертывания крови. Вообще в витамине К   нуждается   каждая   клетка   организма,   поскольку   он   имеет   большое значение   для   сохранения   структурных,   функциональных   свойств клеточных мембран. У взрослых этот витамин синтезируется микрофлорой кишечника. Он  также  содержится  в зеленых  листьях  салата, в  капусте, крапиве, люцерне. 5. Витамин   В   H1.   Участвует   в   обмене   углеродов,   играет   важную   роль   в белковом обмене, вовлекается в жировой обмен, воздействует на функцию органов пищеварения, нормализует работу сердца. Суточная потребность — от 1,3 до 2,6 мг. Источником служат зерновые, не освобожденные от зародышей; пивные дрожжи и печень. 6. Витамин   В   H2.   Участвует   в   процессах   роста,   играет   важную   роль   в белковом обмене, обмене углеводов и белков; оказывает нормализующее влияние на функции органов зрения. Пищевые источники: яйца, печень, гречневая и овсяная крупы, проросшие зерна. 7. Витамин РР. Входит в состав группы ферментов, переносящих водород, участвует   в  реакции   клеточного  дыхания;  оказывает   влияние   на  работу органов   пищеварения.   Много   витамина   РР   в   гречке,   горохе,   мясе, проросшем зерне и пивных дрожжах. 8. Витамин   В   H3.Регулирует   функцию   нервной   системы   и   нервно­ питательных   процессов.   Потребность   —   5   –   10   мг/сутки,   источники: пивные дрожжи, яйца, проросшее зерно. 9. Витамин В H6.Принимает участие в обмене веществ, играет большое роль в кровотечении. Суточная потребность — 1,5 – 3 мг. Высоко содержание его в пивных дрожжах, печени, твороге, картофеле, гречке, горохе, капусте. 9 10.Витамин   Н.Оказывает   регулирующее   влияние   на   нервную   систему. Потребность — 0,15 – 0,3 мг/сутки. Его источники: яйца, крупа овсяная, горох. 11.Витамин   В   H12.Его   основное   значение   заключается   в   антианемическом действии,   он   оказывает   влияние   на   процессы   обмена   веществ,   у   детей стимулирует   рост.   Некоторые   медики   утверждают,   что   он   содержится только   в   животных   продуктах:   печени,   скумбрии,   сардинах,   нежирном твороге,   говядине,   яйцах.   Витамины   группы   "В"   определяют   общее состояние   здоровья.  Если   они  поступают   в  достаточном  количестве,   то организм   может   жить   без   животных   белков,   что   особенно   важно   при аллергиях. Когда же их не хватает, остальные витамины теряют большую часть своего значения и действия. Полное снабжение витаминами группы "В" обеспечивается приемом пищи, в состав которой входят зеленолистные растения, цельное зерно, проросшее зерно, пивные дрожжи, орехи. 12.Витамин С.Он представляет особый интерес благодаря непосредственной связи   с   белковым   обменом.   При   дефиците   витамина   С   снижается   в организме использование белка, и потребность в нем возрастает. Он также играет   важную   роль   в   поддержании   нормального   состояния   стенок капилляров   и   сохранении   их   эластичности.   Недостаток   витамина   С приводит к нарушению устойчивости организма не только к инфекциям, но и к действию некоторых токсинов. Суточная потребность — 60 – 100 мг. Наибольшее   количество   витамина   С   в   сухом   шиповнике,   черной смородине, землянике, капусте, укропе и петрушке. 13.Витамин   Р.Основная   роль   этого   витамина   заключается   в   том,   что   он способствует   укреплению   капилляров   и   снижению   проницаемости сосудистой стенки. Поэтому витамин Р нормализует состояние капилляров и   повышает   их   прочность.   Потребность   точно   не   установлена, приблизительно   она   составляет   половину   по   отношению   к   витамину   С. Источники: черная смородина, клюква, вишня, черешня, крыжовник. 10 е) Минеральные элементы Физиологическое   значение   минеральных   элементов   определяется   их участием: 1)   в   структуре   и   функциях   большинства   ферментативных   систем   и организме; процессов, протекающих в       2)в пластических процессах и в построении тканей организма, особенно ткани; костной     поддержании 3)в 4)в   поддержании   нормального     кислотно­щелочного   солевого   состава равновесия;   крови;   обмена. 5)в Главным источником минеральных элементов является растительная пища водно­солевого нормализации     — фрукты и овощи. Причем в свежих овощах и фруктах они находятся в самой активной форме и легко усваиваются организмом. ж) Кальций Среди элементов, которые входят в состав нашего тела, кальций занимает 5 место   после   углерода,   кислорода,   водорода   и   азота,   а   среди   металлов   — первое. Кальций нейтрализует вредные кислоты, выполняет важную роль как составная часть клеточного ядра. Суточная норма кальция — 800 мг. Больше всего кальция в грецких орехах, фасоли, фундуке, жирном твороге, горохе. з) Магний Магний и калий являются преобладающими катионами в клетке. При участии магния происходит расслабление мышц, он обладает сосудорасширяющими свойствами,   стимулирует   перистальтику   кишечника   и   повышает   отделение желчи.   Суточная   потребность   в   магнии   —   400   мг.   Повышенным   его содержанием отличаются зеленые листовые культуры, орехи, овощи, фрукты, зерновые. и) Калий и натрий 11 Калий находится внутри клеток, влияет на внутриклеточный обмен. Натрий преобладает   в   кровяной   плазме   и   межклеточных   жидкостях.   Оба   играют важную   роль   в   поддержании   нормального   осмотического   давления   и участвуют в образовании протоплазмы. Калий имеет большое значение для деятельности   мышц   и   участвует   в   образовании   химических   передатчиков импульса нервной системы к исполнительным органам. Суточная потребность   5   этих   г. в Калия   много   в   фасоли,   горохе,   грецких   орехах,   фундуке;   натрия   —   в   —   элементах –   3   помидорах, горохе, гречке, овсе, абрикосах, черной смородине. к) Фосфор Ему   принадлежит   ведущая   роль   в   деятельности   центральной   нервной системы.   Фосфор   также   играет   важную   роль   в   обменных   процессах, протекающих в мембранах внутриклеточных систем и мышцах. Соединения фосфора являются самыми распространенными в организме компонентами, активно участвующими во всех обменных процессах. Потребность в фосфоре — в пределах 400 – 1000 мг/сутки. Необходимый структурный компонент некоторых   аминокислот,   входит   в   состав   инсулина   и   участвует   в   его образовании.   Источником   серы   являются   преимущественно   продукты животного происхождения. Потребность — 1 г в сутки. л) Хлор Физиологическое   значение   и   биологическая   роль   хлора   заключаются   в   его роли регулятора осмотического давления в клетках и тканях, в нормализации водного обмена, а также в образовании соляной кислоты железами желудка. Его потребность полностью удовлетворяется за счет обычных продуктов. 12 1.3. Режим питания на тренировочном сборе     Питание спортсменов должно быть подчинено определенному режиму. Распределение рациона в течение дня зависит от того, на какое время суток приходится основная спортивная нагрузка. Если тренировочные занятия или соревнования   проводятся   в   дневное   время   (между   завтраком   и   дом)»то завтрак спортсмена должен иметь преимущественно углеводную ориентацию, т. е. включать блюда с высоким содержанием углеводов. Завтрак должен быть достаточно   калорийным   (25%   общей   калорийности   суточного   рациона), небольшим по объему, легко усвояемым. Не следует включать в его состав продукты с высоким содержанием жиров и большим количеством клетчатки. Физиологическое   значение   обеда   состоит   в   восполнении   многообразных затрат   организма   во   время   тренировочных   занятий.   Калорийность   обеда должна   составлять   примерно   35%   суточной   калорийности   пищи. 13 Калорийность   ужина   —   около   25%   суточной   калорийности   пищи. Ассортимент   продуктов   должен   способствовать   восстановлению   тканевых белков и пополнению в организме углеводных запасов. В ужин целесообразно включать   творог   и   изделия   из   него,   рыбные   блюда,   каши.   Не   следует употреблять продукты, долго задерживающиеся в желудке.                     После ужина (перед сном) рекомендуется стакан кефира или простокваши, которые являются дополнительным  источником белков, способствующих ускорению процессов восстановления. Кроме того, эти продукты улучшают пищеварение, а содержащиеся в них микроорганизмы угнетают развитие болезнетворных и гнилостных микробов, обитающих в кишечнике.                               Во время тренировок   целесообразен   режим   питания,   включающий   5—6   приемов пищи   .При   этом   под   приемами   пищи   следует   подразумевать   также   и употребление   пищевых   восстановительных   средств   (продукты   и   напитки повышенной биологической ценности). (см.табл.1 прилож.)          Прием   пищи   необходимо   приспособить   к   режиму   тренировок   таким образом, чтобы от момента основного приема пищи до тренировки проходило не менее 1 часа 30 мин. ­ 2 часов. Это требование в основном относится к видам   спорта,   связанным   с   большими   длительными   нагрузками   (лыжи, марафон и др.). Для видов спорта, относящихся к скоростно­силовым, это время должно быть не менее3 часов.      Режим   питания   спортсменов   при   сгонке   веса   должен   обеспечивать потерю веса (1—3 кг) за 1—2 суток. Это прежде всего может быть достигнуто ограничением   калорийности   рациона   и   уменьшением   содержания   в   нем углеводов, солей и воды, при сохранении относительно больших количеств белка. В эти дни крайне необходимо включать в рацион спортсмена продукты повышенной   биологической   ценности   с   высоким   содержанием   белков, например,   белковые   продукты   Института   питания   АМН   СССР,   белковое печенье   «Олимп»   и   др.   Отсутствие   достаточных   сведений   о   механизме 14 регуляции обмена веществ при ограничении потребления пищи в условиях интенсивного   тренировочного   режима,   требует   особенно   внимательного отношения врачей команд и диетологов при составлении дневных .рационов, в период сгонки веса спортсменов.                                         1.4. Питание на дистанции     Основная   задача   питания   на   дистанции   состоит   в   восполнении энергетических,   водных   и   минеральных   ресурсов   организма,   а   также   в поддержании нормальной концентрации сахара в крови.  1. Это может быть достигнуто за счет приема легкоусвояемых углеводов в относительно небольших количествах жидкости. Следует иметь в виду, что абсолютное   количество   калорий,   которое   может   быть   дано   с   этим   видом питания,   является   сравнительно   небольшим   и   не   превышает   2—3   %   от суточной калорийности. 2. Продукты должны восполнять повышенные траты минеральных веществ (К,   Nа,   Мg   и   Р)   и   способствовать   поддержанию   водно­солевого   обмена   на уровне. необходимом   15 3.   Желательно   введение   некоторого   количества   витаминов   (аскорбиновой тиамина. кислоты, рибофлавина,     4.   Продукты   должны   иметь   хорошие   вкусовые   качествами   приниматься спортсменом   в   жидком   виде   небольшими   порциями   (30—50мл). 5.При   приготовлении   жидкого   питания   для   спортсменов   необходимо учитывать   климатогеографические   и   температурные   условия   проведения соревнований тренировок. Как правило, температура напитков в зимнее время составляет 54—60°, а в летнее время 35—40°.      При   составлении   меню   и   выборе   продуктов   для   спортсменов необходимо учитывать неодинаковую скорость эвакуации различных пищевых продуктов из желудка в кишечник.      В табл. 2 показана примерная длительность задержки некоторых пищевых продуктов   в   желудке.   Медленнее   всего   эвакуируются   из   желудка   жиры, особенно бараний и свиной. Длительно (4—5 часов) задерживаются в желудке блюда,   при   кулинарной   обработке   которых   употребляется   большое количество   жира  (жареное  мясо, жареная  дичь), это   обусловлено   тем, что жиры   оказывают   тормозящее   влияние   на   секреторную   и   моторно­ эвакуаторную функцию желудка. ( См. табл.2 прилож.)    Значительно быстрее происходит эвакуация из желудка вареного мяса (3—4 часа), отварной рыбы (2—3 часа).       Необходимо учитывать, что на продолжительность задержки пищи в желудке оказывает влияние не только химический состав, но и количество принятой   пищи.   Больший   объем   принятой   пищи   значительно   дольше задерживается в желудке. Данные, приведенные в .табл. 5, касаются порций продуктов, весом. 150—250 среднем в     г       Для   правильного   соотношения   времени   тренировочных   занятий   и   времени приема пищи распорядок дня на сборе составляется руководителем сборной с обязательным участием тренера и врача.                                                 16 2. Практическая часть 2.1.Составление меню Для   обеспечения   спортсменов   оптимальным   питанием   совершенно     необходимой   является   разработка   специализированных   продуктов,   блюд   и рационов,   которые   в   наибольшей   степени   отвечают   особенностям потребностей   организма   спортсмена   в   пищевых   веществах   и   энергии.   В настоящих рекомендациях используются, главным образом, меню­раскладки, 17 утвержденные в сети общественного питания. В дальнейшем предполагается внесение в них значительных корректив, с учетом выявленных особенностей метаболизма спортсменов при занятиях различными видами спорта.           При составлении меню, прежде всего следует исходить из калорийности рациона и необходимого   количества   пищевых   веществ   для   данного   вида   спорта   в соответствии с рекомендациями, предложенными в табл. 3, а также с учетом индивидуальных особенностей и вкусов спортсменов.                         Желательно предусматривать, возможно, большее разнообразие блюд. Не рекомендуется частое повторение одних и тех же блюд.                                         В настоящих рекомендациях   даны   сведения   о   калорийности   и   химическом   составе основных продуктов питания и различных блюд. Эти материалы могут быть, несомненно, полезны при составлении меню и выборе продуктов и блюд в соответствии с потребностями спортсменов.  Все продукты питания делят на шесть основных групп: 1)Первая группа — молоко, сыры и кисломолочные продукты: творог, кефир, простокваша и т. д.  2)Вторая группа — мясо, птица, рыба, яйца и продукты,   изготовленные из них.  3)Третья группа — мука, хлебобулочные изделия, крупы, сахар, макаронные и кондитерские изделия, картофель.  4)Четвертая группа — жиры.  5)Пятая группа — овощи.  6)Шестая группа продуктов—фрукты и ягоды.        Первая   и   вторая   группы   продуктов   являются   главными   источниками полноценных   животных   белков.   Они   содержат   оптимальный   набор аминокислот и служат для построения и обновления основных структур тела.  К третьей группе продуктов относятся: мука, хлебобулочные изделия,    крупы,   макаронные   изделия,   сахар   и   кондитерские   изделия.   Основное значение продуктов этой группы — снабжение организма энергией. Особое 18 место среди продуктов третьей группы занимает хлеб. В рацион спортсменов хлеб   включается   в   среднем   в   количестве   около   500—   .   600   г   в   день. Поскольку хлеб содержит от 40 до 45% углеводов, то он обеспечивает около 1200   ккал   энергии   в   день.   Значение   хлеба   не   исчерпывается   его энергетической ценностью. В различных сортах его содержится от 4,7 до 7% белка. Несмотря на то, что белки хлеба не относятся к полноценным из­за недостаточности   таких   незаменимых   аминокислот,   как   лизин,   метионин   и триптофан, при разнообразном питании и правильном сочетании растительных белков с животными, особенно молочными, усвояемость белков хлеба может быть повышена. Следует отметить, что весьма полезен хлеб, выпеченный из муки   грубого   помола,   содержащий   значительное   количество   витаминов группы В и минеральных солей.    Ценными   продуктами   этой   группы   являются   крупы,   содержащие    значительное количество углеводов, белка, минеральных веществ. В рационы спортсменов   целесообразно   включать   блюда   из   овсяной   крупы,   которая наряду   со   значительным   количеством   углеводов,   содержит   также липотропные вещества—метионин и холин.      Сахар   как   продукт   представляет   только   энергетическую   ценность, поскольку   является   чистым   углеводом.   Практически   он   не   содержит   ни витаминов, ни микроэлементов.      Жиры, входящие в четвертую группу продуктов, являются подлинными концентратами энергии.  Биологическая ценность жира определяется прежде всего его высокой калорийностью. Ни один продукт неможет сравниться по своей   энергетической   ценности   с   жиром.   Так,   например,   по   своей калорийности 25 г жира соответствуют 100 г хлеба, 175 г мяса, 320 г молока, 225 г картофеля и 700 г капусты. Энергетическая ценность многих других продуктов зависит от содержания в них жира, чем н объясняется, в основном, 19 чувство   насыщения,   наступающее   после   приема   относительно   небольших количеств жирной пищи. ( См. табл.3 прилож.) Различие  жиров  обусловлено   главным  образом  природой  входящих  в     них   жирных   кислот.   Твердые   при   комнатной   температуре   жиры   содержат много   насыщенных   жирных   кислот:   стеариновую,   пальмитиновую   и   др. Жидкие при нормальной температуре жиры (масла) содержат очень большой процент  ненасыщенных  жирных  кислот.  Для биологической  ценности  жира имеет существенное значение наличие в нем отдельных полиненасыщенных жирных   кислот,   к   числу   которых   относятся:   линолевая   и   арахидоновая. Содержание полиненасыщенных жирных кислот в отдельных жирах различно. В растительных маслах содержится ,обычно больше 50% линолевой кислоты, значительно,   меньше   ее   в   животных   жирах,   примерно   до   15%,   и   совсем немного, менее 5%, в сливочном масле. В подсолнечном масле содержится около   60%   линоленовой   кислоты,   в   кукурузном—55%,   в   соевом—50%, хлопковом—45%, ореховом—73% .и т.       Вместе   с   жирами   организм   получает   важнейшие   жирорастворимые витамины. Витамины А и D в больших количествах содержатся в жире, печени рыб   и   морских   животных   и   в   очень   незначительных   количествах   в растительных маслах, зато витамина Е гораздо больше в растительных маслах. Овощи   и   фрукты,   входящие   в   пятую   и   шестую   группы,   являются     важнейшими поставщиками витаминов С, Р, некоторых витаминов группы В, провитамина А—каротина, минеральных солей (особенно солей калия), ряда микроэлементов,   углеводов,   фитонцидов,   способствующих   уничтожению болезнетворных микробов и, наконец, балластных веществ, необходимых для нормального функционирования кишечника.       Весьма   важным   свойством   овощей   является   их   способность значительно увеличивать  секрецию  пищеварительных   соков и усиливать  их ферментную активность.  20 употреблять   с   овощами.   Мясные   и   рыбные   блюда   лучше   усваиваются   организмом,   если   их   Овощные   блюда   усиливают   секрецию пищеварительных   соков   и,   тем   самым,   подготавливают   пищеварительный тракт   к   перевариванию   белковой   и   жирной   пищи.   .Поэтому   обед   полезно начинать с овощных закусок: винегретов и салатов, а затей уже переходить к супам, борщам и пр.  Овощи не только поставщики важных пищевых веществ и витаминов,     они   являются   и   динамическими   .регуляторами   пищеварения,   повышают способность усвоения пищевых веществ, а следовательно, и биологическую ценность большинства продуктов.    Овощи и фрукты выполняют важную роль в нормализации щелочно­    кислотного   равновесия,   которое   после   интенсивных   мышечных   нагрузок нарушается,   вследствие   чего   в   организме   появляются   большие   количества кислых   продуктов.   Овощи   и   фрукты   содержат   значительные   количества щелочных   солей   и   щелочноземельных   металлов,   которые   покрывают возникший   в   организме   спортсмена   дефицит   в   продуктах,   обладающих основными свойствами.      Благодаря   содержанию   в   овощах   большого   количества   балластных веществ, они являются хорошими естественными стимуляторами моторной, функции кишечника. С этой точки зрения весьма полезны свекла, морковь, чернослив, ревень и др.      В дополнение к приведенным выше данным о продуктах, являющихся источниками   основных   пищевых   веществ  —  белков,   жиров   и  углеводов,   в настоящих рекомендациях даются сведения о продуктах, особенно богатых отдельными минеральными веществами и витаминами.       При составлении меню следует обращать внимание на содержание в продуктах солей фосфора, кальция, железа и магния, потребности, в которых при напряженной мышечной работе повышаются. 21 Основными источниками кальция служат молоко, сыр, творог, сметана, яйца. Сравнительно богаты им бобовые, овсяная и гречневая крупы, капуста, абрикосы,   чернослив,   грецкие   орехи.   Однако   кальций   из   растительных продуктов усваивается значительно хуже, чем из молочных продуктов. Много фосфора содержится в молоке и молочных продуктах, яйцах, мясе, печени, рыбе, а также в бобовых, овсяной и гречневой крупах, хлебе. Необходимо помнить,   что   важно   не   только   обеспечение   организма   достаточным количеством   кальция   и   фосфора,   не   менее   существенным   является   также соблюдение оптимального соотношения этих солей в рационе. По формуле сбалансированного питания соотношение кальция и фосфора соответствует 1 : 1,5.      При   составлении   меню   следует   подбирать   продукты,   взаимно дополняющие друг друга по содержанию фосфора и кальция. Так, например, продукты   с   высоким   содержанием   фосфора   (мясо,   рыба,   печень) целесообразно сочетать с продуктами, содержащими достаточное количество кальция.   Источниками   железа   являются   главным   образом   печень   и   мясо, бобовые, пшеничная и ржаная мука, овсяная крупа, персики, яблоки, сливы и др. Из растительных продуктов железо усваивается значительно хуже, чем из продуктов животного происхождения.        Поставщиками   магния   в   основном   являются   продукты   растительного происхождения и прежде всего хлеб, крупы и бобовые.         Калий   содержится   в   очень   многих   продуктах,   особенно   богаты   им растительные   продукты   (бобовые,   картофель,   курага,   изюм   и   др.).   В настоящее время считается установленным, что рациональное питание может быть   достигнуто   только   при   достаточном   разнообразии   продуктов   и правильном их сочетании. Перечисленные шесть групп продуктов дополняют друг   друга,   обеспечивают   организм   необходимыми   материалами   для построения и обновления структур человеческого тела, снабжают его нужным 22 количеством   энергии,   а   также   веществами,   участвующими   в   регуляции физиологических процессов (витаминами  и микроэлементами). Совершенно бесспорно,   что   питание   спортсмена   должно   быть   разнообразным   и обеспечивающим организм всеми необходимыми веществами. Одностороннее питание, чрезмерное использование мяса, яиц и молока, себя не оправдывает, более того,— оно может послужить причиной нарушения обмена веществ и перегрузки   организма   определенными   продуктами   обмена,   затрудняющими работу   печени   и   почек.   В   рацион   спортсмена   должны   быть   включены продукты всех шести групп, особенно молочные и мясные, которые являются носителями   полноценного   белка.   Рекомендуется   включать   в   питание   в достаточном   количестве   овощи   и   фрукты,   которые   легко   усваиваются,   а также   снабжают   организм   углеводами,   минеральными   веществами   и некоторыми   витаминами.   Следует   помнить   также   о   снабжении   организма необходимым количеством полиненасыщенных жирных кислот.                                     2.2. Питание школьника­спортсмена 23 Влияние спорта на детский организм велико. Рациональный двигательный режим, закаливание организма благотворно влияют на развитие и укрепление нервной системы, повышают работоспособность и адаптацию к напряженному ритму   жизни.   У   детей,   систематически   занимающихся   спортом,   во   время физической   нагрузки   организм   испытывает   повышенную   потребность   в   энергии, затрачивается   мышц. которая работу на              Калорийность рациона зависит от вида спорта, возраста, пола спортсмена,   от   интенсивности   и   продолжительности   тренировочных   занятий.     Пищевой рацион спортсменов считается полноценным только тогда, когда он     обеспечен   широким   ассортиментом   разнообразных   продуктов   высокой биологической ценности, сбалансирован по химическому составу и содержит достаточное количество калорий.            В питании детей и подростков особенно важна белковая часть рациона. Для растущего организма он необходим, прежде всего, для восполнения белковых затрат,   а   также   для   роста   и   развития   организма.   У   детей­спортсменов потребность в белках выше, чем у учащихся обычных школ, ­  она составляет в день 2­2,5 г/кг в зависимости от вида спорта и длительности физических   нагрузок таблицу). (см.          В   рацион   обязательно   должны   включаться   продукты,   содержащие животные белки, – мясо, птица, рыба, яйца, сыр, творог, кефир и   другие молочные   продукты,  а   также   содержащие   растительные   белки   –  зерновые: горох, фасоль, чечевица, рис и  орехи. Наиболее легкоусвояемые и особенно полезны   растущему   организму   такие   продукты,   как   рыба,   творог,   сыр, поэтому   они   должны   постоянно   присутствовать     в   рационе.   В   некоторых видах   спорта   (бодибилдинг,   силовые   виды   спорта)   рекомендуется дополнительно вводить специальное белковое питание в виде концентратов, смесей, напитков, но только строго индивидуально   под контролем врача и тренера.   На организме ребенка неблагоприятно сказывается как недостаток, так   и   избыток   белкового   компонента   в   питании.   При   длительном 24 недостаточном поступлении с пищей белка нарушается деятельность органов кроветворения,   печени   и   мышц.   Также   вреден     для   организма   и   избыток белков, который приводит к брожению и усилению гнилостных процессов в кишечнике.         Жиры являются обязательным компонентом здорового рациона питания, причем их питательная ценность не одинакова. В сливочном масле, сливках, сметане   есть   важнейшие   витамины   А,   Д,   Е   и   К,   а   их   молочный   жир способствует   лучшему   усвоению   кальция,   что   имеет   важное   значение   для   Растительные   жиры   (оливковое,   кукурузное, полноценного   питания.   подсолнечное   и   др.)   должны   составлять   в     рационе     не   менее   20­25%   их общего   количества,   так   как   они   являются   основными   источниками полиненасыщенных   жирных   кислот,   которые   так   необходимы   растущему организму.  Поэтому их не рекомендуется подвергать термической обработке, а лучше добавлять в блюда в свободном виде в салаты и винегреты.   Жиры растительного   происхождения   особенно   важны   для   спортсменов,   велосипедистов, тренирующих   выносливость   (лыжников,   пловцов, легкоатлетов).   Диетологи   рекомендуют   исключить   из   рациона   или   резко ограничить их употребление трудно усвояемые тугоплавкие животные жиры   (бараний,        Углеводный обмен у детей характеризуется высокой интенсивностью, т.к. говяжий,     свиной). углеводы­   основной источник энергии. Основное количество углеводов (до 65­75%   от   общей   массы   углеводов)   лучше     вводить   в   виде   крахмала   и сложных углеводов: овощных гарниров, картофеля, макаронных и крупяных   должно   приходиться   на   простые   сахара   и изделий.   Лишь   25­30%   легкоусвояемые углеводы: кондитерские изделия, варенье, джем, сахар, мед  и 5% ­ на клетчатку.  Необходимо отметить, что основные запасы углеводов в организме находятся в депо: печени и мышцах в виде гликогена, в крови в виде   глюкозы.   Во   время   тренировок   или   соревнований   в   первую   очередь расходуется запас глюкозы в крови,  при последующих длительных нагрузках 25 используются другие запасы углеводов. Именно поэтому в первые 30 минут после   тренировки   для   восполнения   углеводных   запасов,   необходимо употреблять легкоусвояемые продукты – соки, фрукты, мед, сухофрукты.     Необходимо отметить, что потребность детей, занимающихся спортом,  в витаминах   увеличивается   в   1,5­2   раза.   Рацион   должен   содержать   много овощей   и   фруктов,   зелени   и   соков.   Значение   минеральных   веществ, участвующих   во   всех   обменных   процессах,   очень   велико   для   детского организма. Основные источники кальция – молоко, все молочные продукты, яйца, овсянка, гречка, бобовые. Важно соблюдать правильное соотношение кальция   и   фосфора   в   рационе,   которое   составляет   как       1:  1,5.   Фосфор содержится   в   мясе,   рыбе,   печени,   яйцах.   Железом   богаты   мясо   и субпродукты,   желтки   яиц,   овсяная,   гречневая   крупы.   Ассортимент   продуктов      Питание   спортсменов   должно   быть   правильно   организовано.   Режим разнообразным. должен   питания     быть   питания должен соответствовать  графику учебы и тренировок, необходимо   время   и   продолжительность.   Дети,   регулярно также   учитывать   их   занимающиеся спортом, должны питаться не менее 4­5 раз в сутки. В течение дня калорийность рациона распределяется следующим образом:          Завтрак ­  15­20%;           Второй завтрак ­  10%;           Обед ­  35­40%;           Полдник ­  10%;           Ужин – 25­30%.      Перед тренировками нужно употреблять калорийные, но легкоусвояемые  продукты, небольшие по объему. Необходимо исключить жирную и трудно  перевариваемую пищу. Для восполнения энергетических потерь после  тренировок можно использовать, кроме легкоусвояемых углеводов,  специальные спортивные напитки.       В заключение необходимо отметить, что правильно организованное  26 питание школьника поможет справиться как со спортивными, так и  с  учебными нагрузками. (См. табл.4 прилож.) 2.3. Исследование Я занимаюсь в спортивной школе «Высокогорец», в секции большого     тенниса. И я решила провезти небольшое исследование на тему «Здоровое питание».     Проводя   исследование   я   решила   сравнить   младшую   группу,   где занимается моя младшая сестра, и среднюю, где занимаюсь я.     Какую же пищу предпочитают спортсмены разных возрастных групп, «Неправильную   пищу»   (жаренное,   соленное,   жирное,   острое,   содержащие угольную   кислоту(газированная   вода)   и   т.д.),держаться   какого   то   особого режима,   или   для   них   это   не   имеет   особого   значения,   какую   пищу   они употребляют.  И я пришла к таким результатам : Младшая группа     В группу входит 10 человек, опрошены были все дети.7 человек из 10 предпочитают   так   называемую   «Неправильную   пищу».2­е     из   10   детей   не придают особого значения, объясняя, это такими словами: « Главное, чтоб было   вкусно».   И   только   1­н   человек   из   группы   придерживается   особого режима питания. 27 Средняя группа     В группу также входит 10 человек. Но результаты уже иные.8 человек из 10 придерживаются особого режима питания. И только 2­ое предпочитают «Неправильную пищу». А тех кто не придает особого значения ­  уже нет.     Из этих данных можно сделать такой вывод, чем становишься старше, тем больше начинаешь задумываться о своем здоровье. С возрастом начинаешь задумываться « А нужно ли тебе это всё? Ведь жизнь дается нам один раз, а она   итак   коротка,   так   зачем   же   ее   укорачивать   из­за   такой   ерунды,   как «Неправильная пища»? Ведь итак достаточно вкусной, а главное ПОЛЕЗНОЙ пищи, без всяких там химических добавок. 28 Заключение     Итак, для нормального развития организма и повышения результативности юных спортсменов требуется сочетание рационально спланированного учебно­ тренировочного   процесса   и   адекватно   сбалансированного   питания. Полноценное питание имеет важнейшее значение для обеспечения протекания обмена   веществ   и   оказания   существенного   влияния   на   сопротивляемость организма   ребенка,   выработку   иммунитета   к   различным   заболеваниям. Правильно   организованные   рацион   и   режим   питания   повышают работоспособность   и   выносливость   молодого   организма,   способствуют нормальному физическому и нервно­психическому развитию.    В современных условиях значение питания существенно возрастает в связи с влиянием на формирование юного спортсмена таких социальных факторов, как   резкое   ускорение   темпа   жизни,   увеличение   объема   получаемой познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.       Таким   образом,   для   нормального   развития   организма   и   повышения результативности   юных   спортсменов   требуется   сочетание   рационально 29 спланированного   учебно­тренировочного   процесса   и   адекватно сбалансированного питания.                                      Список литературы 1.  Руководство   «   Детская   спортивная   медицина»   под   редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева ­ Руководство для врачей. Медицина­1991г.   2.  В.Г.Лифляндский,   В.В.Закревский,   М.Н.Андронова   Лечебные   свойства пищевых   продуктов.   М., 1996 г.     Терра,       1984. 3.Петровский   К. 4. Припутина Л. С. Пищевые продукты в питании человека. — Киев, 1984.   Гигиена   питания.   —   М.,   С. 5. Скурихин И. М. Как правильно питаться. — М., 1985. 6. www.sportpharma.ru/terms/rpsp_bb4.htm 7. sportpit.at.ua…quotpitanie_dlja_sportsmenovquot 8. www.publicant.ru/Demo/581405.htm 9. www.vmiretrav.ru/razpitanie/principsport.html 10. coralsport.blogspot.com 30 Приложения Таблица 1. Примерный режим питания во время тренировок  Прием пищи  Завтрак.  Калорийн.   пищи   (в   %   от общей калор.)  25  Пищевые   восстановительные   средства   до   и после тренировки  Обед.  10  35  Пищевые   восстановительные   средства   после второй тренировки  5­10  Ужин.  20­25  Таблица 2. Длительность задержки пищевых продуктов в желудке  31 1­2 часа  2­3 часа  3­4 часа  4­5 часа  Вода,   чай,   какао, молоко,   бульон, яйца всмятку    какао   с Кофе, молоком,   яйца сливками, рыба вкрутую, отварная, отварная телятина,   вишни свежие    Вареная   курица, вареная   говядина, хлеб,   яблоки,   рис отварной, картофель, капуста.      Жаркое (мясо, дичь), селедка, пюре   гороховое, тушеные бобы.  Таблица 3. Жиры  Продукты (100 г)  Ккал  Белки,г  Жиры,г  Углевд г.  0,8  0,4  0,4  0  1,7  0  0,4  0  78,2  78,5  78,0  93,5  85,5  93,7  77,1  93,8  0,6  0,5  0,5  0  0  0  0,4  0  Масло сливочное вологодское  733  Масло сливочное несоленое  Масло сливочное соленое  Масло топленое  Шпик свиной  Жир животный топленный  Маргарин молочный  734  729  869  802  871  720    Масло (подсолнечное, хлопковое)  растительное соевое,   872  Таблица 4. Суточная потребность в основных пищевых веществах, витаминах и энергии юных              («Детская спортивная медицина» под ред.Тихвинского) специализации спортсменов зависимости от в         32 Вид спорта  Возраст,  годы  П  о  л  Калорий  ность,  ккал  Белки, г  Общие  В т.ч.  расти­ тельные  Жиры, г  Об В т.ч  расти­  щие  тельные  11­13    14­17  М  Ж    М  Ж  3050  2650    3600  3050  11­13    14­17  М  Ж    М  Ж  3600  3400    3900  3300  112  97    132  112  132  125    134  114  67  59    79  67  79  74    80  68  Гимнастика (спортивная, художествен ная), настольный теннис, прыжки   с трамплина на   лыжах, санный спорт, стрельба, фехтование, фигурное катание  Бег   на   400, 1500, 3000 м, бокс, борьба, горнолыжны й спорт, плавание, спортивные игры (волейбол, теннис, футбол, хоккей)    20  18    21  20  21  20    32  27  90 79   10 6  90 10 6  10 0    12 6  10 7  Велогонки на   шоссе, 11­13  М  Ж  3600  3400  132  125  79  74  10 6  21  20  У г л е ­ в о д ы , г 4 4 8 3 8 8   5 2 8 4 4 8 5 2 8 4 9 9   5 2 2 4 4 4 5 2 Витамины, мг  А  В2  С  В 1 2,1  2,0    2,4  2,1  2,4  2,3    2,6  2,2  2,4  2,3  2 , 3 2 , 0   2 , 7 2 , 3 2 , 7 2 , 6   2 , 9 2 , 5 2 , 2, 5  2, 2    3, 0  2, 5  3, 0  2, 8    3, 3  2, 8  11 5  10 0    13 5  11 5  13 5  12 8    14 6  12 4  3, 0  13 5  33 14­17    М  Ж    4600  3900    157  134    94  80    гребля академическ ая, на байдарках   и каноэ, коньки, лыжные гонки, лыжное двоеборье    37  32  10 0    14 8  12 6    3,1  2,6  8 4 9 9   6 2 7 5 3 3 2, 8    3, 8  3, 2  12 8    17 3  14 7  7 2 , 6   3 , 5 2 , 9 Рецепты блюд Манная каша Ингредиенты: Способ приготовления: 1/2 стакана манной крупы из цельной пшеницы Закипятите постепенно     молоко, вмешайте 34 Салат "Весна" 3 стакана молока 1 столовая ложка масла  2 чайные ложки коричневого сахара  морская соль Ингредиенты: 100   г   зеленого   салата   ­   2 яйца,   2   свежих   огурца,   1 пучок   красной   редиски,   1 вареную   морковь,   2­3   шт. вареного   картофеля,   2 помидора,   50   г   зеленого лука, 3/4 стакана сметаны, 1 ст. ложку уксуса, 1/2 чайной ложки сахарной пудры. Коктейль "Гигант" Ингредиенты: Сбалансированное   сочетание углеводов,   белков   и   жиров. Рекомендуется для ускоренного   роста   массы мышц.   Блюдо "Крыша Колизея" На одну порцию:  330   мл. молока    обезжиренного 1   стаканчик   нежирного мороженого  2 столовые ложки орехового масла  1 большой спелый банан  1 столовая ложка меда  Ингредиенты: 100 гр цельной крупы  200 мл. воды 4 столовые ложки лимонного сока   Добавьте манную   крупу. масло,   соль   и   сахар. Доведите   до   кипения   и варите на слабом огне 10­15 минут. с вареньем, медом, фруктами.   Подавайте   Способ приготовления:   Нарезать   обмытый   зеленый салат,   положить   горкой   в   Вокруг   салата салатник.   нарезанные расположить кружочками   морковь, помидоры, картофель, редиску,   огурцы,   а   также зеленый лук. В центре горки зеленого   салата   разместить кружочки сваренных вкрутую   яиц.   Из   сметаны, уксуса и сахара приготовить соус.   При   подаче   на   стол салат слегка посолить;  соус подать отдельно в соуснике. Способ приготовления:       молоко С   помощью   миксера смешайте и мороженое.   На   медленной продолжайте скорости смешивать коктейль, добавляя   ореховое   масло, банан, мед.     Способ приготовления: Налить   воду   в   небольшую кастрюлю с помещенной нее кркпойти   до   кипения, накрыть и подождать   пока   кускус впитает всю воду. крышкой     35 1   ст.   ложка   оливкового масла холодного отжима 1 пучок петрушки Смешать   лимонный   сок, оливковое масло и рубленую петрушку.   Вылить   заправку на сваренный кускус. Способ приготовления: Отварить   цельный   рис   в кипящей воде в течение 30­ 40 минут, пока он не станет очень мягким. Слить воду и промыть   рис     в   холодной воде. Выложить   рис   в   миску   и смешать   с   остальными ингредиентами. Салат   из   коричневого риса и фасоли морская   соль   и   перец   по вкусу Ингредиенты: (на 4 порции) 1   консервная   банка   (420   г) красной фасоли  1   нарезанный   красный сладкий перец  нарезанных   2 сельдерея    корня 4   нарезанные   молодые луковицы  3 ст. л. нарезанной петрушки Морская соль с приправами и   свежесмолотый   черный перец  100   г   разделенного   на кусочки   консервированного тунца Словарь терминов. 36 Анаболические процессы – процессы, способствующие накоплению энергии в организме, а также образование мышечных  структур. Аминокислоты ­ органические соединения, в молекуле которых одновременно содержатся карбоксильные и аминные группы. Карбоксильная группа (карбоксил) ­СООН — функциональная одновалентная группировка,   входящая   в   состав   карбоновых   кислот   и   определяющая   их кислотные свойства. уу Аминогр ппа   —   одновалентная   группа   —NH2,   остаток   аммиака   (NH3). Аминогруппа содержится во многих органических соединениях — аминах, аминокислотах, аминоспиртах и др. Соединения, содержащие группу —NH2, имеют,   как   правило,   основный   характер,   обусловленный   наличием неподелённой электронной пары на атоме азота. Коллоидные вещества – это вещества, растворимые в воде. Моносахариды ­ Моносахариды (от греческого monos: единственный, sacchar: сахар), — органические соединения, одна из основных групп углеводов; самая простая форма сахара; являются обычно бесцветными, растворимыми в воде, прозрачными   твердыми   веществами.   Некоторые   моносахариды   обладают сладким вкусом. Олигосахариды   ­   это   олигомеры,   состоящие   из   нескольких   (не   более   20) мономеров — моносахаридов, связанных между собой гликозидной связью. В отличие   от   них   полисахариды   состоят   из   десятков,   сотен   или   тысяч моносахаридов. ολιγος έρος Олигомер (греч.   ­ часть)   —   молекула   в   виде   цепочки   из   небольшого   числа   одинаковых составных звеньев.  — малый, немногий, незначительный + греч. μ Полисахариды   ­   общее   название   класса   сложных   высокомолекулярных углеводов,   молекулы   которых   состоят   из   десятков,   сотен   или   тысяч мономеров   —   моносахаридов.Полисахариды   необходимы   для жизнедеятельности   животных   и   растительных   организмов.   Они   являются одним из основных источников энергии, образующейся в результате обмена веществ   организма.   Они   принимают   участие   в   иммунных   процессах, обеспечивают   сцепление   клеток   в   тканях,   являются   основной   массой органического вещества в биосфере. 37 Глюкоза ­ («виноградный сахар») встречается в соке многих фруктов и ягод, в том   числе   и  винограда,   отчего   и   произошло   название   этого   вида  сахара. Является шестиатомным сахаром . Фруктоза – (  плодовый сахар  C6H12O6  )моносахарид, который в свободном виде   присутствует   почти   во   всех   сладких   ягодах   и   плодах.   Многие предпочитают заменять сахар не синтетическими препаратами, а природной фруктозой. Полимеры   ­   высокомолекулярное   соединение,   вещество   с   большой молекулярной массой. Ферменты   ­  белковые   молекулы  или  молекулы   РНК  (рибозимы)   или   их комплексы,   ускоряющие   (катализирующие)   химические   реакции   в  живых системах. Гормоны ­ сигнальные  химические вещества  , которые служат  регуляторами определённых процессов в определённых органах и системах.  Щитовидная железа ­  эндокринная железа  у  позвоночных, хранящая  йод  и вырабатывающая йодсодержащие гормоны, участвующие в регуляции обмена веществ и росте отдельных клеток, а также организма в целом. Рахит   ­   заболевание   детей   грудного   и   раннего   возраста,   протекающее   с нарушением   образования   костей   и   недостаточностью   их   минерализации, обусловленное   главным   образом   дефицитом  витамина D)   и   его   активных форм в период наиболее интенсивного роста организма. Антитоксическое действие ­вывод из организма продуктов жизнедеятельности клеток и нейтрализации различных вредных веществ. Микрофлора   кишечника   –   микроорганизмы,   обитающие   в   кишечнике здоровых   людей   и   животных   и   не   оказывающие,   как   правило,   вредного влияния на организм. Ферментативные   системы   –   системы,   которые   отвечают   за   усвоение питательных веществ в организме человека. Катионы ­ положительно заряженный ион. Осмотическое   давление   –   давление,   которое     стремится   уравнять концентрации   двух   растворов   вследствие   встречной   диффузии   молекул растворённого вещества и растворителя. Протоплазма ­ содержимое живой клетки — её цитоплазма и ядро. 38 Инсул ниу — гормон поджелудочной железы. Оказывает многогранное влияние на   обмен   практически   во   всех   тканях.   Основное   действие   инсулина заключается в снижении концентрации глюкозы в крови. Рибофлавин ­ один из наиболее важных водорастворимых витаминов В2. Тиамин   ­   водорастворимый  витамин  В1,   необходимый   для   нормального протекания процессов роста и развития , а также   помогает поддерживать надлежащую работу сердца, нервной и пищеварительной систем. Секреторная   фукция   желудка   ­   характеристика   концентрации  кислоты  в желудочном соке. Моторно­эвакуаторная   функция   желудка   ­   Продвижение   пищи   по пищеварительному   тракту,   её   механическая   обработка,   перемешивание   с пищеварительными   соками   это   одна   из   важных   функций  желудочно­ кишечного тракта. Липотропные вещества – это жировые вещества. Метионин —незаменимая  белков.Метионин  источник серы . аминокислота.   Метионин   входит   в   состав  Холин — жёлчь. Холин относят к витаминам группы В (витамин B4 или Bp). Стеариновая   кислота —   одна   из   наиболее   распространённых   в   природе жирных кислот. Пальмитиновая кислота– наиболее распространенная в природе одноосновная насыщенная карбоновая кислота (жирная кислота). Линолевая   кислота     ­   относятся   к   так   называемым   незаменимым  жирным кислотам,   необходимым   для   нормальной   жизнедеятельности;   в   организм человека и животных эта кислота поступает с пищей. Арахидоновая   кислота  Человеческий организм может самостоятельно синтезировать её. ­   витамин   F   ненасыщенная  жирная   кислота. Секреция  — выработка и выделение железистыми клетками секретов. Балластное  вещество — это  вещество, которое  проходит  через  организм в непереработанном   виде.   Оно   не   всасывается   в  кровь  и   не   даёт   энергии. Главная задача балластного вещества — обеспечение регулярного очищения кишечника. 39 Полиненасыщенные   жирные   кислоты   ­  витамин   F —   комплекс полиненасыщенных жирных кислот, которые принимают значительное участие в биологических процессах. 40

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)

Творческий проект "Питание спортсменов-школьников" (9 класс, технология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018