Творческий проект «Пословицы и поговорки»
Оценка 4.7

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
русская литература
2 кл
09.06.2017
Творческий проект «Пословицы и поговорки»
История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам. В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего. Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего. Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Творческий проект «Пословицы и поговорки».docx
Творческий проект «Пословицы и поговорки» 2 класс Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится» Тема. «Пословицы и поговорки».  Цели.  Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и  поговорками,   уточнить значения некоторых из них;   развивать творческие способности учащихся, чувство  ответственности за порученное дело;  учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с  использованием различных источников, работать в группах,  обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь  выражать свою точку зрения и обосновывать ее;   анализировать и оценивать собственные творческие и деловые  возможности.  Этапы работы над проектом Этап 1. Разработка проектного задания Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и  распределение в них ролей, определение источников информации, постановка  задач, выбор критериев оценки результатов. Класс получает задания:  подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку­ малышку;   придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;  проиллюстрировать несколько пословиц;  выписать пословицы, в которых встречаются числа. Этап 2. Разработка проекта Задачи этапа – сбор и уточнение информации. 1 Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах  и парах, анализируют и синтезируют идеи. Учитель наблюдает и консультирует. Этап 3. Оценка результатов Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий. Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке­ презентации. Этап 4. Защита проекта. Урок­презентация Задача этапа – коллективная защита проекта. Ученики выступают перед одноклассниками и жюри. Ход презентации.  I. Вступление .     Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или  «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми  знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»!  (слайд 1) ­ С каким настроением вы пришли на урок?      Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и  поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь  народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во  многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век  не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели:  А. Пушкин,  И. Крылов.  В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.     В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы  красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с  ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В  ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее  2 крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел  сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.    В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его  жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет  принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда  заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление  русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не  был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни  прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека  принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по­русски».     Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей.  Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд,  составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не  просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их  множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря,  и составителя. II. Выступление  учащихся. Презентация своих работ. История создания книжек­малышек, чтение рассказов  к пословицам. III.   Рассказ учителя о пословицах народов мира.   Я вам расскажу о  пословицах народов мира  «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская  пословица учит следить за своим поведением.  Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран  начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело  начинается с малого.  Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море  поссорилось с ветром, а пострадала лодка».  «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.  Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А  осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».  Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение,  начинай сначала». 3  Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо  нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».  Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и  большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться  латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».  «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».     IV.  Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое  путешествие. Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые  пословицы.  (слайд 2) А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная  карта. ( слайд 3) Итак , ребята, начинаем наше путешествие. Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной  стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова.  Например, эти: «Крибле, крабле, крубле…» .Откройте глаза ( слайд 4)  Посмотрите, где это мы оказались!       На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес.  Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши  старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется  задержаться здесь немного и выполнить задание.  Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей. (по рядам) Язык до Киева доведет. В гостях хорошо, а дома лучше. Слезами горю не поможешь. Утро вечера мудренее. Тот не заблудится, кто не спрашивает. Восток ли, Запад ли, а дома лучше. Один утренний час лучше двух вечерних. Бесполезно плакать над пролитым  молоком.         4 Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие  красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле  пословиц! (слайд 5)  На ваших столах тоже есть небольшие  снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили. Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать  целые пословицы.  Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.   Собери части пословицы.(работа в группах) Умей взять, умей и дать. Старый друг лучше новых двух. Едешь на день, бери хлеба на неделю. Красна птица пером, а человек умом. Не рой другому яму, сам в неё упадёшь. Друга ищи, а найдёшь – береги. Были бы кошки, а мышки будут. Десять раз примерь, один раз отрежь.                      ФИЗМИНУТКА ( слайд6)      А дорожка ведет нас дальше, на самый берег быстрой говорливой речки.  Это река Пословица. Перебираться через нее придется по одному. Для этого  нужно вставить рисунок в пословицу. (слайд…) 5 Вставь рисунок в пословицу.  Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)  Когда ... на горе свистнет. (Рак.)  ... рубят – щепки летят. (Лес.)  Не ..., так и не мычи. (Корова.)  Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)  Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)       Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки.  Только что это за переполох?! Прислушайтесь!  В этой деревеньке творятся  самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что  происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили  пошутить.  Давайте  найдём ошибки и назовём правильно пословицы. (слайд 7) . Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.(читает учитель)  Первый клин комом.  Сашу маслом не испортишь.  Мы сами с ушами.  Крутится как булка в колесе.  Не делай из муки слова.  Голода не бойся, по пояс мойся. Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес  не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё  одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками.   ( Плакат) 6 В  выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну  пословицу о труде. По горизонтали: Дело мастера боится. 1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза ... . 2. Скучен день до вечера, коли делать ... .  3. Кончил дело – гуляй ... . 4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать ... . 5. Поспешишь – людей ... . 6. Хочешь много знать, надо мало ... . 7. Умелые руки не знают ... . 8. Кто любит трудиться, тому без дела не ... . 9. Хочешь есть калачи – не сиди на ... . 10. Семь раз примерь – один раз ... . 11. Без труда не вынешь рыбку из ... . 12. На чужую работу глядя, сыт не ... .  13. Что посеешь, то и ... . 14. У работящего в руках дело огнем ... . 15. Труд человека кормит, а лень ... . 16. Делу время – потехе ... . 17. Куй железо, пока ... . Ответы.  1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.  7 5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11.  Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17.  Горячо Вот и подошёл к концу наш урок­презентация.   Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть  букв. (слайд 8,9)   ­о­ч­л  д­л­  г­л­й  ­м­л­! ( Кончил дело – гуляй смело!) V.Подведение итогов.      ­ Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?       В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы  нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию  говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность  говорящего.       Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности  и культуры человека.    8

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

Творческий проект «Пословицы и поговорки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017