Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""
Оценка 4.9

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
13.07.2019
Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""
Творческо-краеведческий проект с учащимися 4 класса, совместно с родителями. По итогам работы повысилась самооценка учащихся и мотивация к проектной деятельности. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС. Он идеален на всех типах уроков Создание лэпбука – это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Cтатья для интернета ЛЭПБУК.docx
ЛЭПБУК как разновидность проектной деятельности «МОЯ ЯКУТИЯ» (Творческо-краеведческий проект) Николаева Надежда Александровна учитель начальных классов МОБУ СОШ №9 имени М.И.Кершенгольца г.Якутска 1. Введение:      ……………………………………………………………3­4 стр                  Содержание Актуальность Новизна Цель Задачи Практическая значимость Ожидаемые результаты 2. 1. Из опыта работы по организации проектной деятельности…………5 стр 2.Лэпбук как разновидность проектной работы     Классный творческий проект «Моя Якутия»……………………….6­8 стр 3. Заключение   ……………………………………………………………..   9 стр 4. Литература    ……………………………………………………………..  10 стр 5. Приложение  …………………………………………………………...11­12 стр. Введение Идея проекта возникла от проблемы:  Анализ пробного ВПР и результатов прошлых лет с коллегами по окружающему миру показал, что наибольшую сложность вызвали задания: назвать регион проживания, главный город  региона,   указать   достопримечательности   региона,   животный   и   растительный   мир региона.   Мне   нужно   было   уделить   большее   количество   времени   на   формирование краеведческих знаний. И вот, чтобы заинтересовать детей и через творческую работу  повысить познавательный интерес к истории края, его настоящего и будущего, к природе родного края, и успешно сдать   ВПР   по   окружающему   миру   возникла   идея   создания   лэпбуков   по   теме   «Моя Якутия».  Проектная   деятельность   эффективна   и   актуальна,   т.   к.   позволяет   обучающимся самостоятельно   добывать   знания,   обобщать   и   систематизировать   собранный   материал, развивает   коммуникативные   навыки   и   творческие   способности.   Объединение   уроков технологии и окружающего мира служат благоприятной почвой для развития творчества. Актуальность  данной   темы   в   том, что   лэпбук­   это   отличный   способ   закрепления   и повторения   материалов   изучаемой   темы,   это   способ,   в   процессе   которого   ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, т.е. ребенок становится деятелем. Проектная   деятельность   эффективна   и   актуальна,   т.   к.   позволяет   обучающимся самостоятельно   добывать   знания,   обобщать   и   систематизировать   собранный   материал, развивает   коммуникативные   навыки   и   творческие   способности.   Объединение   уроков технологии и окружающего мира служат благоприятной почвой для развития творчества. Новизна  данного проекта состоит в том, что краеведение и метод проектов являются одним целым, а не отдельно существующими направлениями деятельности школьников. Все проекты, разработанные детьми, основаны на глубоких краеведческих исследованиях. Данный   проект   отличается вариативностью и   творческой   направленностью,   является ориентирующей   моделью   совместной   деятельности   учителя,   учащихся   и   родителей, инструментом целевого формирования способности ребенка осваивать социокультурные ценности и развивать свой творческий потенциал и влияет на положительную мотивацию школьников. Моя цель:  Изучить возможностей использования лэпбука как средства   мотивации при организации проектно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: ­ Изучить научно – методическую литературу и другие информационные источники по теме проекта. ­  Обучение   детей  младшего  школьного  возраста   и  создание   условий  для   совместной   с родителями информационно­ поисковой деятельности. ­ Формирование интереса у младших школьников к углубленному изучению родного края. ­ Создание ЛЭПБУКА, практическое применение в педагогической деятельности. Планируемые результаты В результате данной проектной работы обучающиеся смогут применять приобретенные  знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко­культурными объектами  родной республики;  ориентирования в своем городе; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историю города Якутска; качественной  подготовки к ВПР по окружающему миру (региональные вопросы)      Предлагаю вашему вниманию межпредметный, творческо­краеведческий проект «Лэпбук как разновидность проектной деятельности» на примере проекта «Моя Якутия».    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта одной из важнейших задач становится развитие универсальных учебных действий учащихся,   в  том  числе   познавательных.  Основой  ФГОС  является   системный  подход,   в реализации которого центральным компонентом становится деятельность ученика. ФГОС требует создать условия, при которых учащиеся будут: ­ самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников; ­   учиться   пользоваться   приобретенными   знаниями  для   решения   познавательных   и практических задач; ­   приобретать   коммуникативные   умения,   работая   в   различных   группах  (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению); ­   развивать   исследовательские   умения  (выявлять   проблему,   собирать     информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать); ­ развивать системное мышление. Одним   из   способов   достижения   этой   цели   является   проектно­исследовательская деятельность. Мой опыт работы в проектно – исследовательской деятельности составляет более 20 лет, не смотря на это, каждый раз сталкиваюсь с проблемой ­  нежелание у некоторых учащихся создавать   проекты.   Большая   часть   учащихся   считают   работу   по   созданию   проекта сложным делом. По мнению психолога А.Б. Воронцова «... Полноценная проектная деятельность не соответствует   возрастным   возможностям   младших   школьников.   Переносить   способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно».                  Поэтому поставила перед собой цель сделать проектную деятельность для моих учащихся увлекательной и посильной.         В ходе поисков решения этой проблемы открыла для себя методику создания лэпбука. Она мало известна среди учителей начальных классов  и применяется не широко. Изучив технологию изготовления лэпбука, пришла к выводу, что это творческий процесс, в ходе которого учащиеся участвуют в поиске, анализе и сортировки информации и легко  приходят к конечному результату, т.е. созданию проекта.   Работа   по   созданию   лэпбука   направлена     на   развитие   у   учащихся   творческого потенциала, учит мыслить и действовать креативно, расширяя не только кругозор, но и формируя   навыки   и   умения   необходимые   для   преодоления   трудностей   и   решения поставленной проблемы. Лэпбук – это интерактивная папка, которая дает возможность продолжать работать с материалом без ограничения времени. Находить новое по данной теме возвращаться и пополнять интересными фактами, материалами. Представляю вашему вниманию опыт своей работы. Рассмотрим     организацию   деятельности   учащихся   на   интегрированном   уроке окружающего   мира   и   технологии   с     использованием   лэпбука   на   примере   темы     «Моя Якутия». Организация деятельности  проходит в четыре этапа: 1. Диагностический; 2. Подготовительный; 3. Поисково­исполнительный; 4. Заключительный. Диагностический этап.  В ходе работы выясняем  «Что мы знаем о Якутии» Определяемся с темой работы. Темы на выбор:  ­Якутск ­Улусы (районы) РС(Я) ­Достопримечательности Якутии ­Города Якутии ­Деревья Якутии ­Рыбы ­Птицы ­Полезные ископаемые Якутии ­Ягоды Якутии ­Памятники города Якутска ­Известные люди Якутии ­Моя Якутия Подготовительный этап.  Подвожу к ответу на вопрос  «Зачем нам нужно изучать Якутию?».  Выясняем цель нашей работы. Поисково­исполнительный этап.  На   этом   этапе   урока   провожу   самостоятельную   работу   с   использованием   различного материала. Учащимся выдается план работы по выбранной теме в виде проектных заданий в ходе решения, которых учащиеся приходят к результату, готовому лэпбуку. Заключительный этап. Учащиеся представляют результат работы, защита проектов. В   конце   урока   учащиеся   получают   творческое   домашнее   задание   ­   предлагаю подобрать   интересный   дополнительный   материал   по   изученной   теме   или   придумать интересное задание (ребусы, кроссворды, загадки).  На занятиях внеурочной деятельности организуется работа в библиотеке по поиску дополнительной   информации.   Данная   работа   позволяет   расширить   границы   изученного материала. Работа по созданию лэпбука содержит следующую структуру: 1)Выбор темы; 2) Составления плана; 3)Создание макета лэпбука; 4) Оформление. 1)Выбор темы; Тема лэпбука  соответствует общей теме работы. Выбрав тему, учащиеся определяются с целью своей работы. 2) Составления плана; Чтобы полностью раскрыть тему проектной работы, необходим  подробный план. Для этого  использую модель  трех вопросов:  1.Что вы знаете по этой теме?   Это информация по выбранной теме (Что я знаю по этой теме?). Эти разделы лэпбука являются повторением и закреплением изученного материала.  2. Что хотели бы узнать по данной теме? Интересные факты по выбранной теме (загадки, пословицы, кроссворды, сказки, легенды, песни, игры и т.д.)  Этот раздел лэпбука будет носить творческий характер. 3.Что сделать, чтобы узнать новое по этой теме?  Данная   информация  подбирается  из   книг,  энциклопедий  и  других  источников.  За  этой информацией учащиеся отправляются в библиотеку. Помощь в подборе этой информации оказывают работники библиотеки.  Или воспользуются, интернет ресурсами для этого обратятся за помощью к родителям.  На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени. Эта работа проходит во внеурочное время. На данном этапе учитель или родители выступают в роли консультантов.  3)Создание макета лэпбука;   Папка из картона А 3 с кармашками или страничками  на которых будет размещен собранный материал. После этого переходим к оформлению лэпбука.  4) Оформление Этот этап для учащихся начальных классов самый интересный и увлекательный.  Для оформления   лэпбука подходит все: и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки или фотографии; рукописные или распечатанные тексты, схемы, таблицы. Когда с оформлением окончено лэпбук готов.   обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Демонстрируется созданное «сокровище»  одноклассникам, происходят спонтанные В работе с лэпбуком использую следующие формы работы: 1) индивидуальная; 2)  парная;  3) групповая. Работая  индивидуально,  обучающийся   занимается   поиском,   сбором   информации   и оформлением   своей   работы   самостоятельно,   рассчитывая   только   на   себя   и   свои   силы. Данный вид работы необходим, если в   классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с  одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и одноклассниками. Работая   в   паре,   учащиеся   учатся   делить   задание   на   микро­темы   и   заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. Важной   формой   работы   является   взаимодействие   в   малой  группе,   когда   3–5   учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто­то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто­то другой. Работа с родителями.  Создание   лэпбука   –   это   эффективное   средство   для   привлечения   родителей   к сотрудничеству.  Родители обеспечивают поддержку: ­ организационную (экскурсии, походы);  ­ техническую (фото, видео);  ­ информационную (сбор информации для лэпбука);  ­ мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе).   Каждый   лэпбук   уникален,   как   уникален   и его   создатель,   нет   правильного   или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, учащиеся из разных пар и групп очень часто по­разному находят решения поставленных перед ними проблем.  Необходимо   отметить,   что,   работая   над   творческими   заданиями   лэпбука,   учащиеся часто   открывают   для   себя   темы   следующих   своих   исследований.   При   правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.  Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.  Тот   факт,   что   решение   проблемы   и наполнение   информацией   лэпбука   зависит   от ученика,   говорит   о том,   что   при   создании   лэпбука,   обеспечиваются   индивидуальный и дифференцированный   подходы   в обучении.   В   зависимости   от   уровня   способностей учащихся получаются  различные виды проектов: Если лэпбук будет содержать информацию в рамках одного учебного предмета – то это будет монопредметный проект; Если в лэпбуке ученик использует знания по двум и более предметам, то такой проект будет межпредметный; Если   собранный   материал   выходит   за   рамки   школьных   предметов,   носит   характер исследования и может использоваться как дополнение к уроку, то это – надпредметный проект. Данный   опыт   работы   был   представлен   на   заседании   методического   объединения начальных классов, что вызвало интерес со стороны педагогов. Заключение Лэпбук   –   это   мощный   справочный   инструмент,   совместная   проектная   деятельность, дифференциация   заданий,   идеален   на   всех   типах   уроков,   информативность, интерактивность, наглядность. Однако,   как   выяснилось,   для   такого   использования   лэпбука   в   классе   есть   несколько сложностей. Это, конечно же трудоемкость (как в создании шаблонов, так и в создании самого   лэпбука),   времязатратность,   а   также,   как   выяснилось,   плохо   развитая   мелкая моторика детей. Тыкать и скользить пальцем  по экрану смартфона они  умеют, а, вот, ножницами вырезать квадратик у детей получается реально хуже.   В результате мониторинга было выявлено, что такая работа не только интересна,  увлекательна, но и положительно влияет на успеваемость учащихся моего класса. Повысилась самооценка учащихся и мотивация к проектной деятельности. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС НОО:    информативен;  полифункционален:   способствует   развитию   творчества,   воображения,   мышления, логики, памяти, внимания;  пригоден к использованию одновременно группой учащихся;  обладает дидактическими свойствами;  является средством художественно­эстетического развития учащегося, приобщает его к миру искусства;  вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);        его структура и содержание доступны младшему школьному возрасту;  обеспечивает   игровую,   познавательную,   исследовательскую   и   творческую активность обучающихся на уроке и внеурочное время. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на   уроке,   это   полет   фантазии,   который   может   дать   непредсказуемые   результаты,   это исследование,   которые   однажды   начавшись,   будет   продолжаться   всю   жизнь,   ведь   если посеять   в ребенке   «зерно»   открытия   и исследования,   оно   будет   расти   и увеличиваться. Задача   учителя   лишь   придавать   учащимся   уверенности   в своих   силах   и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Используемая литература: 1. Гатовская Д. А. «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС» [Текст] / Д. А.  Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар.  науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162­164.  2. Лэпбук как результат проектно­исследовательской деятельности младших школьников.  https://infourok.ru/lepbuk­kak­rezultat­proektnoissledovatelskoy­deyatelnosti­mladshih­ shkolnikov­916450.html  3. Лэпбук. Интерактивная папка.  http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki 4. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей.   https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/lepbuk­kak­vid­sovmiestnoi­dieiatiel­ nosti­vzroslogho­i­dietiei    Источники информации: https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/ http://www.tavika.ru/2015/12/Red­book.html Приложение Это совместная работа ученика­родителя­учителя. Презентация конечного продукта  проектной работы в виде лэпбука всем очень понравилась. Очень трудоёмкая, но очень  интересная захватывающая работа. Работа по краеведению: изучению истории культуры, природы родного края ведется с из  года в год. Ребята со своими проектами участвуют в различных конкурсах, конференциях,  начиная со школьного уровня до российского.

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""

Творческо-краеведческий проект "Лэпбук как разновидность проектной деятельности "Моя Якутия""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2019