Творческое мышление или креативность, как его определяет словарь психологических терминов, это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-то нового. Это “что-то” может быть предметом (картина, роман, например), навыком (игра на пианино) или действием (использование известного инструмента по-новому).
Творческое мышление позволяет взглянуть на мир по-другому. Оно позволяет находить новые подходы к решению проблем и успешно справляться с вызовами мира. Это очень ценное качество, один из soft skills, так необходимых в современном мире.
Зачем в исследовании PISA приступают к измерению способности к креативному мышлению • Творческое мышление ― основа для появления нового знания, инновационных идей; привычка мыслить креативно всё заметнее влияет на общественное и духовное развитие, на развитие производств • Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося• Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования
Модель оценки креативного мышления в исследовании PISA: тематическая
Креативное самовыражение
письменное или устное
художественное или символическое
Получение нового знания/ Решение проблем
естественно научные или математические
социальные или межличностные
Модели заданий: письменное самовыражение
1)создание свободных высказываний и текстов (с указанными ограничениями по объёму);
2) выдвижение идей для создания текстов на основе рассмотрения различных стимулов, таких как фантастические иллюстрации, рисованные мультфильмы без заголовков, или ряд абстрактных картинок;
3) оценка креативности приводимых высказываний, например, заголовков, историй, лозунгов, и т.п.
4) совершенствование собственных или чужих текстов
Модели заданий: визуальное самовыражение
1)выдвижение идей для своих проектов на основе заданного сценария и исходных установок (например, на тех деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или способах, которые необходимо использовать);
2) оценка креативности собственных или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны;
3) совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или дополнительной информацией.
Модели заданий: решение социальных проблем
1) погружение в проблему, имеющую социальный фокус;
2) выдвижение различных идей для возможных путей решения социальных проблем, отвечающих заданному сценарию;
3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных или чужих решений;
4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и совершенствование решения;
Модели заданий: выдвижение разнообразных идей
В задании требуется предложить несколько разных решений, значимо отличающихся друг от друга (например, методом);
Все решения должны соответствовать исследуемой проблеме/задаче. Могут использоваться различные форматы заданий – записать заголовок или рассказ, составить художественную композицию, предложить научные методы или поставить вопросы и т.п.
Критерии оценки (ДА/НЕТ): 1) правомерность, адекватность ответа заданию; 2) оригинальность; и 3) значимость, полезность, ценность ответа.
Модели заданий: уточнение и совершенствование идей
Возможные форматы заданий
• усовершенствовать идею методом последовательных уточнений,
• адаптировать идею с учётом дополнительных требований, дополнительной информации или ограничений,
• адаптировать свои идеи с учётом целевой аудитории,
• сопоставить успешные итерации,
• обосновать производимые уточнения.
Модели заданий: оценка и отбор идей
Возможные форматы заданий
• оценить с определённой точки зрения сильные и слабые стороны собственного или чужого продукта/идеи,
• отделить оригинальные идеи, имеющие креативную ценность, от тривиальных и неинтересных идей, например, выделить решения, которые действительно эффективны, экономичны и инновационны,
• выбрать наиболее креативные продукты/идеи,
• расположить продукты/идеи в порядке убывания креативности.
Учёт возрастных особенностей
Использование релевантных возрасту (опыту, предметному знанию, интересам, познавательным возможностям) ситуаций
• лексического материала, грамматических конструкций и изобразительно-выразительных средств
Структура заданий
Последовательность нескольких (от 2-х до 6-ти) экранов, содержащих :
мотивационную часть
• обучающую часть (при необходимости)
• вопросы, направленные на проверку различных аспектов компетентностной модели
Типы ответов
• Свободно конструируемые ответы:
• письменный ответ – от нескольких слов (например, заголовок к иллюстрации или ответ на научный вопрос) до короткого текста (например, концовка рассказа или пояснение проектной идеи);
• ответ с помощью визуальных средств (например, дизайн постера, или изготовление изображения с помощью набора заданных форм и средств), которые поддерживаются простейшими графическими редакторами.
• Ответы на интерактивные задания, выполненные в виде симуляций (например, научное исследование в виртуальной лаборатории), проектов с открытым ответом и инженерных задач (например, создание необычного объекта с помощью набора инструментов).
• Простой и сложный множественный выбор:
• выбор одного ответа из списка (например, выбор креативной идеи)
• перетаскивание и заполнение ячейки для ответа (например, установление соответствия, упорядочивание или маркировка и классификация идей).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.