Развитие творческих способностей у детей
с нарушениями речи
Дошкольное детство - это период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Большое значениедля ребёнка является поддержка и развитие качеств свойственых для дошкольного возраста. В этот период развитие ребёнка идёт стремительно. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка. Формируются основы личности ребенка, расширяется сфера его деятельности, познавательное развитие идет более интенсивно. В настоящее время очень популярен аспект проблемы обучения и развития. Так называемое развивающее обучение, которое начинают широко использовать в дошкольном воспитании.
Многие авторы говорят о необходимости обучению творчеству, так как не все дети могут сами открывать дорогу к созиданию и сохранять надолго творческие способности (О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса).
В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и другие авторы отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны:
- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
- недостаточный объем сведений об окружающем,
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
- общая психофизиологическая расторможенность;
- недоразвитие общей и мелкой моторики.
Наиболее благоприятным периодом развития творческих способностей выступает старший дошкольный возраст
Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с ОНР показало, что задержка в развитии речи ведёт за собой и задержку развития воображения, так как у детей с общим недоразвитием речи речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная, малословная.
Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют.
По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.
Рисунки детей отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесённости частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.
Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у таких детей в изобразительной деятельности являются:
- активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;
- развитие познавательной активности;
- организация коррекционно-развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности;
- создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики;
- повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.
Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующую развитию творчества. Коррекционно-развивающие методы (пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапия и др.) интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению, самораскрытию личности.
В процессе НОД необходимо использовать:
– дидактические игры
– пальчиковые игры
– физкультминутки
– художественное слово
– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения
– музыкальное сопровождение
– графические упражнения.
Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.
НОД изобразительной деятельностью должен носить интегрированный характер, теснейшим образом связаны с такими разделами, как ознакомление с окружающим миром, природой, развитием речи. Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.
За основу занятий можно брать сказочно-игровую форму преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера придадут занятиям динамичность, создадут интригу, вызовут интерес. При этом нужно учитывать, что у детей с общим недоразвитием речи полноценное взаимодействие с окружающим миром нарушено: речь формируется с задержкой, наблюдаются недостатки звукопроизношения, владения лексикой, грамматические отклонения.
При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества, перелетные птицы и др.
Вместе с детьми обсуждаются просмотренные картины известных художников. Задаются вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину? После ответов детей нужно знакомить их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией.
Монотипия считается одной из простейших графических техник и очень нравится дошкольникам. Она пробуждает фантазию ребёнка. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа гуашевой краской рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Также можно оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно его сжать. Развернуть и увидеть необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь! В работе по развитию творческих способностей дошкольников с речевыми нарушениями наряду с монотипией можно использовать и другие оригинальные технические приемы и разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Пальчиковая живопись.Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Начать можно с простых изображений - цветок, солнышко, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом. Можно поместить несколько пятен густой краски на лист бумаги. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами не только увлекает детей, но прекрасно развивает осязание.
Пятна и кляксы.Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, дерево, цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.
Лепка, рисование пластилином. «Рисование» пластилином вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук. Лепить можно как из пластилина, так и из соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений и тонких ручных навыков. Если мы ставим цель развитие творческих способностей, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.
Рисование губкой.Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.
Коллаж.Изготовление аппликаций и коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное - всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. Это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной), лоскутки самых разных тканей, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, кусочки коры, красивые фасолины, фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы и т.д.). Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются (насыпаются) приготовленные материалы. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание).
Все это важно для детей с ОНР. Создание сюжетной картины помогает развить зрительно-моторную координацию, умение планировать и доводить дело до конца. Выполненные работы могут иметь практическую направленность, например, для оформления группы.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитие фантазии, наблюдательности, импровизации.
Также важной является заключительная часть занятия, где в изобразительной деятельности происходит закрепление впечатлений, полученных в ходе беседы. В заключительной части можно использовать релаксационные упражнения.
Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей-логопатов. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей-логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам).
Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. В конце учебного года можно провести мониторинг развития детей с ОНР. Видимые изменения не заставят себя ждать: у них проявится повышенная познавательная мотивация, работоспособность, положительная эмоциональная окраска поведения, дети проявляют инициативу и самостоятельность. У детей появится еще больший интерес к изобразительной деятельности, улучшится качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла).
Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки - театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.
. Чем
тяжелее нарушения речи, тем труднее
ребенку проявить своё творчество. Рисунки таких детей отличаются
бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются в
создании нового образа.
В играх они часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике. Игры носят
явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются, замысел
игры оказывается нестойким, и она распадается в силу речевого недоразвития.
Детям-логопатам недоступны такие творческие задания как рассказ из личного
опыта, раскрытие переносного значения слов или метафор. Дети с ОНР недостаточно
эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, грустную сказку, нежную
мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети
не очень уверены в себе.
Основные затруднения дети
испытывают в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета.
Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста
или сказки. Рассказы не всегда содержательны, последовательны, лаконичны: дети
затрудняются начать, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы. Они
рассказывают однообразно, копируя друг друга.
Основная работа по развитию воображения и активизации творческих способностей детей-логопатов проводится по следующим направлениям:
1. Создание условий для творческой
игровой деятельности.
Детям, отстающим в речевом и общем развитии, трудно создавать и воплощать в
игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен
стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру
занятие. Важна увлеченность взрослого игрой,
искренность,непосредственность.
По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность
ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того,
чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских
игр. Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными
переживаниями, поэтому в работе с детьми надо шире использовать элементы
театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.
2. Использование специальных заданий, в процессе выполнения которых
развивается наглядно — образное мышление ребенка, формируется способность к
преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.
Так, на занятиях по продуктивным видам деятельности, можно предложить детям изменить
постройку, поделку, рисунок, добавив или убрав какие-то детали,
дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития
познавательных способностей дошкольников заложены в заданиях, предполагающих
действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими
изображениями.
3. Формирование
способностей к словесному творчеству. Это, прежде всего, занятия по обучению
рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются
наиболее сложными для детей с ОНР. Задания следует тщательно отбирать, учитывая
речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта. Система игр строится на
основе комплекса приемов,
стимулирующих детское творчество:
• сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов;
• альтернативное использование предметов (замещение на основе изменения
функций, назначения, способа применения);
• решение проблемных ситуаций, преобразование и усовершенствование предметов,
самостоятельное выдвижение новых идей, сюжетов;
• нахождение общих и отличительных характеристик между близкими по характеру
явлениями, предметами и объектами.
При обучении творческим рассказам необходимо формировать у детей
осознанное отношение к заданиям по типу «придумайте…». Следует обращаться к
таким приемам, как сопоставление жизненного опыта детей с сюжетами придуманных
детских историй, замена в рассказе придуманного ребенком фактического материала
из личного опыта эпизодом, основанным на вымышленных событиях («выдумай»,
«сочини»).
Эффективный прием, стимулирующий творческую деятельность — это показ или
образец способа действия. Сочинению рассказов дети обучаются вначале с опорой
на наглядный материал, а затем и без него.
Существует ряд обучающих приемов,
позволяющих развивать творческое
воображение и инициативу дошкольников в словесном творчестве.
Наиболее простой прием —
предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета. Вначале рекомендуется
придерживаться тех вариантов, которые предлагает педагог, а затем даются
задания на сочинение рассказов самими детьми.
Следующий прием —
завершение детьми рассказа, начатого педагогом (придумывание окончания
истории), он также хорош для развития воображения на начальном этапе обучения.
С целью активизации воображения и речи, возможно, применять следующие приемы:
дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как девочка нашла
щенка»); включение в рассказ прямой речи героев; использование серии картинок,
отражающих сюжетное развитие событий.
Форма организации детей при проведении игр и упражнений зависит от их количества на занятии, времени и места проведения, типа и вида занятий. Фронтальные занятия менее эффективны при решении творческих задач по сравнению с подгрупповыми занятиями. При организации совместной деятельности педагога и ребенка комплекс игр и упражнений можно проводить с небольшой группой детей, объединяя их по 3-5 человек.
Игры и упражнения на развитие творческих
способностей у детей с ОНР:
Рассказ по картинкам
Цель: развивать
воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного
события, и предлагает составить по ним историю.
Измени сказку
Цель: учить
использовать прием реконструкции. Педагог предлагает детям рассказать, как бы
изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
Расскажем про Олю
Цель: развивать
вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
Педагог: Как-то раз Оля… (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она… (Дети
продолжают.) Дети взяли с собой… (Варианты.) На полянке… (Варианты.) А Оля…
(Дети заканчивают рассказ.)
Охотник до сказок
Цель: учить
придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет
окончания и придумать для нее необычное завершение.
Придумай загадку
Цель: учить
составлять загадки с опорой на схему.
Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно
использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
Соедини сказки
Цель: учить
использовать прием агглютинации (комбинирования).
Педагог предлагает детям придумать историю, в которой фигурируют персонажи
известных сказок (например, «Морозко» и «По-щучьему велению»; «Красная
Шапочка», «Снегурочка», «Кот, Петух и Лиса»).
Сказка про себя
Цель: учить
включать в авторский текст себя в качестве персонажей.
Педагог показывает рисунки сказочных героев. Детям предлагается придумать сказку
с этими героями и включить себя в качестве действующих лиц.
«Перевирание» сказок
Цель: учить
использовать в сказочных импровизациях прием «перевирания сказок».
Педагог читает сказку «Колобок». После ее анализа детям предлагается
представить, что у Лисы болят зубы и ей очень хочется съесть Колобка. Дети
должны ввести в известную сказку новые эпизоды и забавные приключения.
Про волшебную палочку
Цель: учить
использовать прием волшебных превращений. Педагог вместе с детьми придумывают
сказку про волшебную палочку (большое становится маленьким, и наоборот).
Волшебные превращения
Цель: учить
придумывать следствия невероятных событий.
Педагог: Представьте, что вы уменьшились до размеров муравья. Придумайте. Какое
у вас будет любимое занятие? Чего бы вы опасались? Через какое время вы бы
захотели вновь стать большими? Почему?
Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся не напрасными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.