Проза Бунина субъективнее и «поэтичнее» стихов. Во всех его книгах можно найти чисто лирические композиции в прозе. Этот лирический стиль был главной чертой его прозы, привлекшей к нему общее внимание. В первых сборниках (1892–1902) лирические рассказы были, несомненно, наиболее интересны, – все остальное было либо реалистически-сентиментальные рассказы в традиционном духе, либо попытки превзойти Чехова в изображении «мелких уколов», не дающих житья (Учитель; в ранних изданиях – Тарантелла). Лирические рассказы восходили к традиции Чехова (Степь), Тургенева (Лес и степь) и Гончарова (Сон Обломова), но Бунин еще больше усиливал лирический элемент, освобождаясь от повествовательного костяка, и в то же время старательно избегал (всюду, за исключением некоторых рассказов с налетом «модернизма») языка лирической прозы. Лирический эффект достигается у Бунина поэзией вещей, а не ритмом или подбором слов. Самое значительное из этих лирических стихотворений в прозе – Антоновские яблоки (1900), где запах особого сорта яблок ведет его от ассоциаций к ассоциации, которые воссоздают поэтическую картину отмирающей жизни его класса – среднего дворянства Центральной России. Традиция Гончарова, с его эпической манерой изображения застойной жизни, особенно жива в лирических «рассказах» Бунина (один из них даже называется Сон внука Обломова). В последующие годы та же лирическая манера была перенесена с умирающей Центральной России на другие темы: например, впечатления Бунина от Палестины (1908) написаны в том же сдержанном, приглушенном и лиричном «минорном ключе».Биография Бунина
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
Об этом моя работа
26.rtf
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни,
умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования
деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского
реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной
чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам.
Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей
человека является человеческая память. Именно память защищает
героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина
считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно
исповедальное начало ("Антоновские яблоки"). Зачастую у Бунина
лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет
("Лирник Родион").
Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено
эпическое, романтическое начало в поле зрения писателя попадает вся
жизнь героя ("Чаша жизни"). Бунин фаталист, иррационалист, его
произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм.
Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о
трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый
план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и
природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость
его образов голосами Вселенной сближает его творчество с
буддистскими идеями.
Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.
Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину,
становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-
настоящему может почувствовать другого человека, только чувство
оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему,
только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не
бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров
необычной трактовки темы любви служит рассказ "Сны Чанга" (1916 г).
Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует
внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе
появляется образ "дальних работящих людей"(немцев). Исходя из
сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях
человеческого счастья:
1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты
жизни;
2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к.
всегда существует возможность измены;
3. Путь вечной жажды, поиска,в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.
Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через
реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе
был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья
выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и
признательности.
Это, по мысле писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. В
лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом
кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление,
примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких
("Сверчок", "Худая трава").
Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и
духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их
друг с другом. Так в рассказе "Антоновские яблоки" восхищение
щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу
умирания дворянских усадеб. Ряд произведений Бунина посвящен
разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал
писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским
благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд,
нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина
чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального
мира, об исчезновении целых сословий ("Антоновские яблоки"). Во
многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы "новых" людей,
рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных премен. В
начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
В рассказе "Деревня" (1911 г.) отражены драмматические раздумья
писателя о России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском
характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на
перспективы народной жизни. Рассказ "Суходол" поднимает тему
обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись
медленного трагического умирания русского дворянства (на примере
столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев
"Суходола" лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца.
Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном,
трагическая гибель Петра Петрович предопределены самой судьбой.
Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век
женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная
картина церковного кладбища, "потерянных" могил символизирует
потерю целого сословия.
В "Суходоле" Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся
лишь к материальной стороне.
Творчество Бунина
Творчество Бунина
Творчество Бунина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.