Поэт, переводчик, критик, эссеист, драматург
Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А.А. Ахматовой, высоко оценившей его талант.
Стихи появились в самиздатовском журнале "Синтаксис" (1959-1960 гг.).
12 февраля 1964 г. арестован и осужден Дзержинским районным судом Ленинграда по обвинению в тунеядстве, приговорен к пятилетней ссылке в Архангельской обл.
Летом 1972 года Бродский был вынужден эмигрировать в США. Преподавал в университетах. В 1980 г. получил американское гражданство.
В 1987 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1992 г. стал Поэтом-Лауреатом США. В творчестве Бродский касается важнейших проблем человеческого бытия. Он вненационален и аполитичен.Биография Бродского
Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996) – писатель, эссеист, переводчик, преподаватель, личность известная и уважаемая не только в России, но и во всем мире.
78.rtf
Иосиф Александрович Бродский родился в семье ленинградских
журналистов. До 15 лет он учился в школе, а потом работал, изменив
ряд профессий, в геологических экспедициях в Якутии и Казахстане, на
Белом море и Тянь-Шане, был фрезеровщиком, геофизиком, санитаром,
кочегаром. “Я изменял работу, - говорил он, - так как можно больше
хотел знать о жизни и людях”. В 1963 году Бродский освободился из
последнего места работы и начал жить литературной работой: поэзией
и переводами. Того же года в газете “Вечерний Ленинград” вышел
фельетон “Окололитературный трутень”, в котором Бродскому
предъявляли обвинение в безделье. А в июле 1964 года состоялся суд
над Бродским. Поэта высылают на 5 лет в глухое село в Архангельской
области. Тем не менее за освобождение поэта хлопотали Ахматова,
Твардовский, Чуковский, Шостакович, Вигдорова, Сартр и другие
деятели литературы и искусства. Благодаря этому заступничеству
Бродский был освобожден. Он возвращается в город на Неве.
Произведения Бродского не публикуют. Тем не менее его стихи
становятся известными благодаря “самиздату”, их заучивали,
выполняли под гитару. На Западе же выходят два его сборника: “Стихи
и поэмы” (1965) и “Остановка в пустыне” (1970). В 1972 году поэта
принудили оставить родину.
Бродский поселился в США, излагал русскую литературу в
американских университетах и колледжах, писал как на русском, так и
на английском. В период эмиграции выдаются его поэтические
сборники: “В Англии” (1977), “Конец прекрасной эпохи” (1977), “Части
речи” (1977), “Римские элегии” (1982), “Новые стансы к Августе” (1983),
“Урания” (1987).
В октябре 1987 года Шведская академия объявила Иосифа Бродского
лауреатом Нобелевской премии по литературе. В 1996 году земной путь
поэта оборвался.
Творчество Иосифа Бродского иногда разделяют на два периода. Стихи
раннего этапа, который завершается в середине 60-х годах, более
простые по форме, мелодичные, светлые и просветляющие. Яркими
примерами раннего Бродского есть такие поэзии, как “Пилигримы”,
“Рождественский романс”, “Стансы”, “Песня”. У позднего Бродского
преобладают мотивы одиночества, пустоты, конца, абсурдности,
усиливается философское и религиозное звучания, усложняется
синтаксис. Подтверждением этого есть его поэзии “Сретение”,
“Насмерть другу”, “Келомякки”, “Развивая Платона”, циклы “Части
речи” и “Кентавры”.
Во всех поэтических произведениях Бродский виртуозно владеет языковыми средствами, в его стихах сталкивается архаика и арго,
политическая и техническая лексика, “высокий штиль” и уличные
просторечие. Для его поэзии характерные парадоксы, контрасты,
объединение традиционного и экспериментального. По словам
Бродского, он воспользовался советом своего друга Евгения Рейна:
свести к минимуму использования прилагательных, делая акцент на
именинниках. В своих стихах Бродский ориентировался как на русскую,
так и на англоязычную традицию. Показательно, что в своей
Нобелевской лекции поэт назвал своими учителями Мандельштама,
Цветаеву и Ахматову, а также Роберта Фроста и Вистана Одена.
Дальнейшее знакомство учеников с творчеством Бродского
целесообразно сосредоточить на тех приемах его художественного
стиля, которые оказываются созвучными с поэтикой постмодернизма
(учитывая отсутствие украинских переводов, цитированные образцы
будут подаваться языком оригинала).
В творчестве Бродского есть ведущие сквозные мотивы, расположения
духа, приемы. Так, начиная из стиха “Пилигримы” (1959), он изображает
движение в просторы среди хаоса предметов. В этом же произведении
он применил прием перечня предметов, которые проходят перед
взглядом наблюдателя:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больных базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы
идут по земле пилигримы.
Этот постмодернистский прием встречается в Большой элегии Джону
Донную”, “Столетней войне”, в поэзиях “Пришла зима…” и “Исаак и
Авраам”. Бродский своими “гиперперечнями” создает настоящий
постмодернистский коллаж, воссоздает мозаичность мира:
Уснуло все. Спят крепко стопы книг.
Спят реки слов, покрыты льдом забвенья.
Спят речи все, со всею правдой в них. Их цепы спят. Чутьчуть звенят их звенья.
Все крепко спят: святые, дьявол, Бог.
Их слуги злые, их друзья, их дети.
Одним из главных в поэзии Бродского есть мотив слияния
индивидуальной судьбы и естественного простора света. Он не впервые
зазвучал в его стихе “Сад”:
Нет, уезжать! Пускай куда-нибудь
Меня влекут громадные вагоны.
Мой дальний путь и твой высокий путь
Теперь они тождественно огромны.
Прощай, мой сад!..
В стихах Бродского ощутима установка на одновременное
воспроизведение бытия космоса, истории, человеческого духа, мира
вещей. Встречается в поэзии Бродского и постмодернистский пастиш.
Яркий пример - шестой сонет из цикла “Двадцать сонетов к Марии
Стюарт”, в котором для выражения безжалостного взгляда на человека,
мир, любовь резко трансформируется текст пушкинского шедевра “Я
вас любил…”:
От постмодернистского сознания у Бродского присутствуют также
ирония и самоирония, смесь высокого и низкого, трагического и
фарсового, насыщенность поэтических текстов образами предыдущих
историко-литературных эпох и культурными реалиями. Все эти и другие
признаки постмодернистской лирики есть, например, в его
произведении “Речь в пролитом молоке”:
Я сижу на стуле в большой квартире.
Ниагара клокочет в пустом сортире.
Я себя ощущаю мишенью в тире,
Вздрагиваю при малейшем стуке.
Я закрыл парадное на засов, но
Ночь в меня целит рогами Овна,
словно Амур из лука, словно Сталин в XVII съезд из “тулки”.
Творчество И.Бродского
Творчество И.Бродского
Творчество И.Бродского
Творчество И.Бродского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.