Творчество С. Прокофьева
Оценка 5

Творчество С. Прокофьева

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
музыка +1
Взрослым
17.02.2019
Творчество С. Прокофьева
Данная методическая разработка (сценарий урока или концерта) предназначена для преподавателей и учащихся старших классов Детских музыкальных школ и школ искусств., знакомит с основными периодами жизни и творчества советского композитора XX века - Сергея Сергеевича Прокофьева. В материале предложены примеры (названия) музыкальных произведений для ознакомления слушателей с шедеврами музыкального искусства и кинематографии.
Творчество С. Прокофьева.docx
Творчество С. Прокофьева «СОЛНЦЕ – это Я!» ЗАСТАВКА – портрет Фон – «Принц и золушка» из балета «Золушка»  («Антология» ­ Диск №  30, трек №8) «Ребёнку богов, Прокофьеву» К. Бальмонт Ты – солнечный богач. Ты пьёшь, как мёд, закат Твоё вино – рассвет. Твои созвучия, в хоре,  торопятся принять в спешащем разговоре Цветов загрезивших певучий аромат. Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад. Там где – то далеко рассыпчатые зори Как нитка жемчугов, и в световом их споре Темнеющий растёт в угрозном гуле сад. И ты, забыв себя, но сохранивши свет  степного ковыля, споённого весной,  В мерцании мечты, всё новой, всё иной, С травинкой поиграл в вопросы и ответы, И в звук свой заронив поющие приметы,  В ночи играешь в мяч с серебряной луной. Добрый день, уважаемые гости,…. С. Прокофьев «Песня без слов» Наш концерт посвящён солнечному композитору ­ С. С.Прокофьеву,  которому исполняется 125 – лет со дня рождения.  «Солнце – это я» ­ в этом названии концерта заложена главная идея его  творчества, его лучезарность, свободный полет, открытость людям.   Широко известно, что у композитора был заведён альбом с названием «Что вы думаете о солнце?». Ответ на этот вопрос в альбом записывали многие  крупные музыканты, литераторы, художники. Известный пианист Артур  Рубинштейн написал: «Лучше всего я постигаю солнце благодаря нескольким  гениальным личностям, с которыми имею счастье быть знаком. Король –  Солнце сказал «Государство – это я!». Вы, мой дорогой Прокофьев, могли бы  сказать «Солнце – это я!». Этот солнечный свет был неистребим, и Прокофьев пронёс его через все коллизии своей нелёгкой жизни. С. Прокофьев «Дождь и радуга» СЛАЙД 2 – семья Родился Сергей Сергеевич 23 апреля 1891 года, в селе Красное (в  имении Солнцовка Екатеринославской губернии). Сегодня это село ­ часть  Донецкой области.  Мама будущего композитора полностью взяла на себя воспитание сына,  занималась с ним музыкой, иностранными языками. Уже с четырех лет он  начал пристраиваться к роялю, на котором ежедневно по несколько часов в  день занималась Мария Григорьевна. Приподнявшись на цыпочки, без разбору  тыкал пальцем в клавиши, впрочем внимательно прислушиваясь к  производимым ими звукам. Мать же, вместо того чтобы отгонять озорника,  выделила ему две верхние октавы и одновременно с Сережиным бренчанием  продолжала свой собственный урок. И уже в пять с половиной лет Сергей  начал подбирать мелодии, а в семь стал обладателем целого «тома»  собственных сочинений.  В 9 лет, после поездки в Москву и посещение Большого театра, он  СЛАЙД – ОПЕРА «ВЕЛИКАН» буквально заболел оперой. Сначала играл в театр с деревенскими  мальчишками, а в 1900 сочинил первую свою оперу «Великан» на собственное  либретто. Через год появилась следующая опера «Н пустынных берегах».  С. Прокофьев «Сказочка» По совету Сергея Ивановича Танеева родители пригласили,  СЛАЙД – ТАНЕЕВ закончившего Московскую консерваторию, молодого композитора Рэйнгольда Морицевича Глиэра, который в дальнейшем давал мальчику уроки  композиции.  Всех поражало удивительное соединение в юном Сергее очень взрослое  СЛАЙД ­ ГЛИЭР отношение к музыке, самостоятельность взглядов на неё и чисто детская   наивность. СЛАЙД – ЮНЫЙ ПРОКОФЬЕВ «Петя» из симфонической сказки «Петя и волк» С раннего возраста Серёжа увлекался разными науками: географией,  шахматами. В 13 лет мальчика повезли в Петербург поступать в консерваторию.  Серёжа пришёл с двумя большими папками, в которых были партитуры 4­х  опер, 2 сонаты, симфония и много фортепианных пьес. Н. А. Римский –  Корсаков посмотрел на юного композитора и сказал: «Это мне нравится!!!».  Он был принят и оказался в одном классе со студентами, старшему из  которых исполнилось 30!!! Немного хотелось бы остановиться на фортепианном творчестве для  детей. СЛАЙД – ОБЛОЖКА «ДЕТКОГО АЛЬБОМА» Фортепианный цикл «Детская музыка» стал настоящим сокровищем для педагогов, обучающих детей управляться с клавишами. Наверное, никто из  композиторов так не понимал детей, не вкладывал в свои «детские»  произведения частичку своей души, как Прокофьев, снова и снова  переживающий самое хорошее время для любого человека. Ведь именно тот  отрезок жизни, в который, по мнению ученых, человек и формируется, и  определяется раз и навсегда как личность. Загляните в свою душу: все наши  мечты, радости и страхи, способности и привязанности, память, речь, главные  “люблю” и “не люблю”; все самое сильное, тонкое и нежное ­ оно из детства.  Мы все родом из детства. С. Прокофьев «Марш» из цикла «Детская музыка» Двенадцать пьес, составивших «Детскую музыку»,  ­ очень   разнообразны по сюжетам, по характеру, увлекательны по своим образам. Тарантелла – итальянский танец со стремительным движением, с  острыми акцентами, с неожиданными сменами тональностей. Всё здесь ярко и  красочно – как на карнавале». С. Прокофьев «Тарантелла» из цикла «Детская музыка» СЛАЙД – В КОНСЕРВАТОРИИ Обучаясь в консерватории, Прокофьев занимался  инструментовкой у  Н. А. Римского­Корсакова, а так же дирижированием. Его педагог говорил:  «У Вас нет способности к дирижёрству, но так как я верю в Вас, как в  композитора, и знаю, что вам не раз придётся исполнять свои сочинения, я  буду учить вас дирижировать». Прокофьев, благодаря педагогу, стал  замечательным дирижёром. В 18 ­летнем возрасте Прокофьев заканчивает консерваторию как  композитор (у А. К. Лядова), а через 5 лет – как пианист. Если диплом  композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (у  него не сложились отношения с педагогом), то окончание консерватории в  1914 г. как пианиста оказалось блестящим – ему был выдан диплом с  отличием и  присуждена первая премия имени Антона Рубинштейна –  прекрасный рояль. Со временем Сергей Сергеевич стал одним из крупнейших  пианистов – виртуозов. С. Прокофьев «Гавот» Уже в ранние годы Прокофьев прослыл в музыкальном мире – как  хулиган. Его музыка отличалась дерзостью. Его первый концерт стали  называть футбольным за чёткую ритмику, сухие ударные звучания.  Константин Бальмонт написал сонет, вдохновлённый 3­м фортепианным СЛАЙД _­  ЗА ГРАНИЕЙ концертом Прокофьева: «Ликующий пожар багряного цветка Клавиатуру слов играет огоньками, Чтоб огненными вдруг запрыгать языками, Расплавленной руды взметённая река. Но, брызнуть бешено, всё разметал прилив. Прокофьев! Музыка и молодость в рассвете В тебе востосковал оркестр о звонком лете И в бубен солнца бьёт непобедимый скиф». «Стонет сизый голубочек»  ­ романс из симфонической сюиты «Поручик Киже» Раннее творчество Прокофьева многообразно и по этому поводу  СЛАЙД _ ЗА РОЯЛЕМ существуют разные мнения. Премьеры его произведений часто  сопровождались скандалами.  Сам композитор писал: «Народ хватается за  голову. Одни – чтобы заткнуть уши, другие – чтобы выразить восторг, третьи  – чтобы пожалеть бедного автора». В конце 1917 года С. С. задумался об отъезде из России.  В своём дневнике он написал: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь –  закисание, там – жизнь ключом, культурная жизнь. Здесь – жалкие концерты в  Кисловодске, там – Нью – Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду…И вот под этим флагом я встретил Новый год. Неужели он провалит мои желания».  После революции Прокофьев уезжает за рубеж. Практически, без гроша в  кармане, он оказывается в Сан – Франциско, а затем в Нью – Йорке. С. Прокофьев «Вальс» Жизнь вне России не была лёгкой. Поначалу американская публика не  проявляла к нему интереса, музыка была там товаром, который нуждался в  рекламе. Он перебирается в Париж, где общается с Рахманиновым,  художником Пикассо,  Матиссом, Чарли Чаплином и С. Дягилевым и  продолжает концертные выступления.  В конце 20­х годов Прокофьев посещает Россию с гастролями. Его  концерты проходят с огромным успехом. Русский танец В начале 30­х годов музыкальный стиль Прокофьева стал более  умеренным, композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих  сочинениях. СЛАЙД _ ПОРТРЕТ Музыка стала более светлой и мелодичной. С. Прокофьев «Прелюдия» (C – dur) Проводя на Родине недолгое время, он не мог представить себе  истинной жизни в стране. Прокофьев считал, что вернувшись в Россию,  сможет жить так, как сам захочет: выезжать на гастроли, писать то, что  пожелает. Но он глубоко ошибался. В 1933 году композитор вернулся на  Родину. Первые годы гастроли с выездом за границу ещё продолжались. Но  затем выезд его был запрещён. Прокофьев не оставлял свои «детское» занятие  и увлечение игрой в   шахматы.  В 1937 году состоялся интересный матч скрипача Давида Ойстраха и  СЛАЙД – ШАХМАТЫ – афиша  Сергея Прокофьева. При любом исходе соревнования приз получала публика.  Проигравший обязывался выступить с концертом. В это время резко изменилась тематика его творчества. Были написаны  Слайд ШАХМАТЫ ­ игра музыка к кинофильму «Александр Невский»,  СЛАЙД _ КАНТАТА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» «Повесть о настоящем человеке», оперы «Игрок», «Война и мир»,  балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Также Прокофьев написал  множество вокально­симфонических произведений, инструментальных  концертов.  Но основными жанрами в творчестве композитора оставались опера и  балет.  СЛАЙД _ ПРОКОФЬЕВ С СЫНОВЬЯМИ Прокофьев часто обращался к сказочным сюжетам – любимым и  близким детворе. Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал над  балетом «Золушка», которая наряду с «Ромео и Джульетта» стала шедевром  русского искусства. СЛАЙД _ СЦЕНА ИЗ «РОМЕО и ДЖУЛЬЕТТЫ» С. Прокофьев «Прелюдия» (C – dur) Настало утро, а вместе с ним вражда и рознь забыты, Но не взойдет на небе солнце в трауре великом. Кто был врагом, а кто­то может другом: Судьбою всем воздастся по заслугам, Ведь нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте. С. Прокофьев Сцена из балета «Ромео и Джульетта» СЛАЙД _ ЛАВРОВСКИЙ Из воспоминаний критика Лавровского после репетиции спектакля:  «В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт  жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен  покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не  слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. Репетиция  „пошла“, когда артистам удалось увидеть сцену глазами Прокофьева“, они  поняли, что композитору важно было обрисовать не „утро“ и не „жаворонка“,  а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки. С. Прокофьев «Монтекки и Капулетти» Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по  роману Льва Толстого «Война и мир».  Не все были на фронте, но все трудились во имя победы. И Прокофьев  так же обращается к военной тематике.  СЛАЙД по ОПЕРЕ «ВОЙНА И МИР» Над оперной Сергей Прокофьев работал на протяжении двенадцати лет, а первое концертное исполнение состоялось в 1944 году, когда Вторая  мировая война ещё не закончилась. По причине огромных размеров опера  была разделена на две части, которые предполагалось показывать в два  вечера. 12 июня 1946 года состоялась премьера первой части, а вторая прошла только на генеральной репетиции, после чего спектакль был снят с репертуара — слишком сложным оно оказалось для народа. Это была музыка, которая  казалась неожиданной и, по меньшей мере, странной для начала прошлого  века. Уж слишком опережала время, ставя порою в тупик и дирижеров, и  постановщиков опер и балетов. Она и для сегодняшнего времени не совсем  проста. Вальс из оп. «Война и мир» СЛАЙД  _ ПРОКОФЬЕВ с сыновьями (взрослыми) В 1947 году получил звание народного артиста РСФСР. Слайд – музей в ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ На Родине композитора находится музей, оборудованный небольшим  концертным залом на 120 мест. Раз в году приезжают сюда люди со всех  концов света. С музеем сотрудничают искусствоведы, музыканты,  преподаватели, артисты театров и балета.  Наверное, им нравится родина Прокофьева. Этот ветер, это небо,  СЛАЙД _ ХОЛЛ МУЗЕЯ свежесть, сосны... Ощущение космического простора и свободы.  Соприкосновение с иным временем. Ведь ландшафт этого места остался  прежним. И облака, и воздух. Подышать этим воздухом приезжают любители  музыки Прокофьева. С трепетом просят разрешения поиграть в этих стенах...  Здесь это разрешается всем. СЛАЙД _ ФРАГМЕНТ ЭКСПОЗИЦИИ Прокофьев был, он творил, он поражал и радовал. Радовал взрослых и  детей, создавал, как Моцарт, Штраус и Бах, нечто новое, чего до него никто  не мог придумать. Для советской музыки Прокофьев стал тем же, чем Глинка  для музыки русской всего веком ранее. «Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить  СЛАЙД _ МУЗЕЙ В МОСКВЕ человеку и народу. Он должен украшать человеческую жизнь и защищать её.  Он прежде всего обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему» ­ так Прокофьев видел свою роль. ПОСЛЕДНИЙ СЛАЙД _ «КОМПОЗИТОР,…» Самое главное, что привлекает всегда в музыке Прокофьева (и  слушателей, и тех, кто играет) – это тот от солнца идущий свет, которым  светится всё творчество Прокофьева.  С. Прокофьев Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева

Творчество С. Прокофьева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2019