Тьютор и ассистент (помощник) в инклюзивном образовании. Организационнометодические трудности построения процесса тьюторского сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями
Бекетова Ольга Юрьевна, учитель-логопед, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 13 г. Горно-Алтайска»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации обучающихся в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоциональноценностного отношения к действительности.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании. В настоящее время много говорят о реформе образования, приближении школьной практики к реальной жизни, к изменениям, происходящим в обществе. Современный мир требует от школы такого обучения, при котором ребенок мог бы быстро реагировать на внешние изменения, быстро адаптироваться. Тьютор помогает ученику ориентироваться в современном образовательном пространстве.
В настоящее время в теории и практике образования существует несколько подходов к определению понятия «тьютор» и соответствующих этим определениям образовательных систем. Наиболее известны исследования Щедровицкого П.Г., Ковалевой Т.М., Рыбалкиной Н.В., на которые мы будем ссылаться в данной работе. Созданная в 2007 году Межрегиональная Тьюторская Ассоциация под руководством д. п. н. Т.М.Ковалевой много и плодотворно трудится над институциональным оформлением тьюторства, его продвижением в российское образование.
В настоящее время в России должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и 11725 соответственно).
Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761-н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. № 18638).
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание школы и оплачивать его работу из бюджетных средств. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится: «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ОВЗ, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» (http://www.edu.ru).
В различных странах для обучающихся, имеющих статус «инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», в случае необходимости предоставляется необходимая поддержка в виде сопровождающего - тьютора, ассистента помощника.
В каждой стране определен специфический перечень услуг, которые оказывает данный специалист, помогающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения. Среди них выделяются: организация деятельности ребенка по гибкому расписанию, организация занятий с возможностью покидать классную комнату, проведение занятий на индивидуальной основе.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) указывается, что обучающимся с ОВЗ должны предоставляться необходимые специальные условия обучения, воспитания и развития, в числе которых предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Ассистент может выполнять поручения учителя, например, осуществлять некоторые виды контроля, оказывать помощь обучающимся в изучении содержания предмета. Но все же его главная функция – формирование универсальных учебных действий, поскольку они нужны ученикам для качественной самостоятельной работы, плодотворного учебного сотрудничества в парах и группах и формирование надпредметного содержания образования. Чтобы процесс становления универсальных учебных действий был целенаправленным, ассистенту необходим план деятельности на занятии, составленный совместно с учителем, в котором прописываются задачи по формированию и диагностике конкретных умений у тех или иных учеников.
Очень часто в практике происходит отождествление деятельности таких специалистов как тьютор и ассистент (помощник).
Должность «тьютор» была введена в системе общего образования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» как должность педагогического работника высокой квалификации.
В должностные обязанности тьютора отнесены следующие функции:
- Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
- Организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
- Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.
- Сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей;
- Координирует взаимосвязь познавательных интересов, обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
- Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования;
- Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление совместно со специальным педагогом индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
- Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
- Проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
- Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана.
- Содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научноисследовательской деятельности с учетом интересов.
- Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
- Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
- Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
- Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
- Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
- Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Главная задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека.
В России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста.
Включение тьютора в реестр профессий позволяет ввести должность в штатное расписание образовательной организации и оплачивать его работу из бюджетных средств. Тьюторство может быть оформлено и как организация платных дополнительных образовательных услуг. Для оформления тьюторства как платной дополнительной образовательной услуги в образовательной организации необходимо оформить следующие документы: описание услуги в Уставе образовательной организации, Положение о тьюторском сопровождении, программа тьюторской работы, должностные обязанности тьютора, договор с родителями, график работы тьютора, материалы, отражающие результаты тьюторской работы. В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора могут выглядеть следующим образом:
– тьютор назначается на должность и освобождается от должности руководителем образовательной организации через издание приказа, заключение трудового договора или заключение Договора о возмездном оказании образовательной услуги;
– тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой обучающихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);
– за выполнение работы по оказанию услуги «личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям оплаты в образовательной организации.
Тьютор должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, права, социологии;
- организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Содержание деятельности тьютора определяется рядом факторов в том числе: характером и тяжестью нарушения развития; готовностью образовательной организации к инклюзивной практике, подготовленностью педагогического коллектива к деятельности в инклюзивном образовательном пространстве, заинтересованностью родителей, профессиональной компетентностью тьютора.
Деятельность тьютора организуется в несколько этапов:
• получение запроса на сопровождение (рекомендации ПМПК);
• сбор информации о ребенке, анализ информации;
• знакомство и установление контакта с ребенком и его семьей, наблюдение за ребенком; получение родительского запроса;
• информирование педагогического коллектива к приходу в образовательную организацию ребенка с ОВЗ;
• подготовка детского коллектива к приходу ребенка с ОВЗ;
• индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ по формированию личностной мотивации к обучению.
•работа в междисциплинарной команде образовательной организации
(разработка тьюторской программы сопровождения обучающегося с ОВЗ;
•участие в разработке индивидуального плана;
•наблюдение за ребенком в образовательном процессе;
•взаимодействие с ребенком в ходе обучения;
•обеспечение способности ребенка продуктивно взаимодействовать с учителем и детским коллективом
•анализ и оценка результатов обучения ребенка;
•оценка ресурсов и дефицитов в разных сферах деятельности ребенка;
•взаимодействие с родителями и педагогами;
•организация консультация ребенка специалистами (при необходимости)
•мониторинг достижения ребенка, внесение корректировок в стратегию тьютерского сопровождения;
Постепенный выход тьютора из процесса обучения, предоставление максимальной самостоятельности в обучении.
Тьютор в рамках школьного психолого-педагогического консилиума:
•информирует участников консилиума о ходе работы с ребенком;
•заявляет о возникших проблемах;
•принимает участие в разработке образовательного маршрута для ребенка, в решении вопросов, связанных с жизнедеятельностью ребенка в образовательной организации;
•на основании записей в дневнике отслеживает положительную динамику (успехи).
Тьютор должен работать в междисциплинарной команде со специалистами сопровождения учителем, педагогом-психологом, социальным педагогом, родителями. Тьютор совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом помогает выявлять возникшие проблемы в образовательной деятельности подопечного и выполняет рекомендации специалистов по решению проблем. Родители подопечного – дополнительный ресурс команды взрослых. Родители обучающегося с особенностями развития могут стать активными помощниками в работе специалистов с их ребенком в школе. У родителей и ребенка появляется важная тема для разговоров – школьная жизнь. Обсуждение этой темы должно носить позитивный характер. Так как тьютор находится в близком общении с родителями.
Учитель и тьютор – это одна команда, в которой роли распределяются наиболее эффективным образом. Тем не менее, в сознании ученика с особенностями развития лидером должен оставаться учитель. Тьютор должен восприниматься как помощник педагога. Например, тьютор может заранее договориться с учителем о том, когда наиболее уместно вызвать ученика с особенностями развития к доске. Во время урока дети по очереди выходят решать примеры, и тьютор «встречается глазами» с учителем в тот момент, когда подопечный тьютора готов идти к доске. Учитель при этом задает более легкое задание. Таким образом, ребенок получает опыт успешного ответа перед классом. От тьютора может потребоваться помощь в адаптации учебной программы к возможностям ученика с особенностями развития. В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Например, тьютор может говорить ученику, сколько слов записать с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказывать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос учителя отвечать. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно
В настоящее время в практике тьюторского сопровождения наметилась тенденция трех различных моделей продуктивного взаимодействия тьютора и учителя.
Тьютор - учитель-дефектолог. Сопровождает процесс образования ребенка с ОВЗ. Перед ним в этих случаях стоит задача осуществлять индивидуальное обучение ученика с такими отклонениями в развитии, которые не позволяют осваивать образовательную программу без использования специальных методов обучения. Это в первую очередь касается детей с выраженными сенсорными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи, сложными дефектами развития. Тьютор организует персональное сопровождение ребенка в образовательной организации, создает необходимую специфическую информационную среду, исходя из структуры нарушения, обеспечивая индивидуальный подход в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с ОВЗ с учетом психофизических возможностей, наличия медицинских ограничений и противопоказаний; образовательного уровня учащегося и его образовательных потребностей.
Тьютор – помощник учителя. В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, собирая у всех учеников тетради, поддерживая дисциплину класса в процессе выполнения задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если учитель стремится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельности ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет специального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т.п.), то в такой паре самое оптимальное – стать для учителя помощником в реализации его идей относительно обучения ребенка с особенностями развития.
Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считается нарушением его прав, в классе, где занимается ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учиться всем детям, но ребенку с особенностями развития – в большей степени. В качестве примера использования такого подхода в нашей стране можем привести опыт одной из московских школ. В инклюзивном классе общее руководство уроком осуществлял один учитель, а другой (условно – тьютор) проверял домашние задания у всех учеников, следил за ходом самостоятельной работы каждого, в том числе и за работой ученика с особенностями развития. В то время как основной преподаватель объяснял новый материал, второй учитель находился рядом со своим подопечным.
Тьютор также тесно взаимодействует с социальным педагогом – специалистом образовательной организации, осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде образовательной организации.
Социальный педагог не является тьютором для ребенка с ОВЗ. Исключением может быть ситуация, когда частью функциональных обязанностей социального педагога по распоряжению администрации школы становится сопровождение ребенка с ОВЗ на уроках или во внеурочное время. В этом случае социальный педагог работают с ребенком по утвержденному графику в определенные часы.
На основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики социальный педагог выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяет направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.
В ходе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ социальный педагог, взаимодействуя со специалистами разного профиля (тьютор, учитель-логопед, педагог-психолог, учительдефектолог, инспектор отдела по делам несовершеннолетних, специалисты учреждений социальной защиты) реализует следующие функции информационную, социально-правовую, посредническую, досуговую, социальную и педагогическую (образовательную), восстановительную (реабилитационную) и пр. через различный вид деятельность. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования так или иначе, тьютор и учитель, по сути, становятся одной командой, в которой экспертом в отношении обучения ребенка с особенностями развития может быть, как учитель, как и тьютор (в этом случае учитель придерживается рекомендаций тьютора во время ведения урока/занятия). При любом раскладе необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании обучающегося.
Работа с родителями – важный аспект деятельности тьютора. Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.
Основные направления работы с родителями:
- установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- оказание родителям эмоциональной поддержки;
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
- формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Для организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ при получении запроса на сопровождение от психолого-медико-педагогической комиссии, тьютору необходимо знать особенности их развития.
Командный подход, сотрудничество всех участников «инклюзивной команды», включая родителей, профессионализация сопровождения – все это, важнейшие компоненты успеха в продвижении и развитии практики инклюзивного образования в нашей стране.
Инклюзивное образование оказывается принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов, что является базовым компонентом формирования инклюзивной образовательной среды. Такое командное взаимодействие определяется как: межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье.
Коррекционно-развивающее воздействие тьютора осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации тьюторского сопровождения предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.
Выполняя работу по сопровождению образовательного процесса, обучающегося с ОВЗ тьютор должен вести документацию. Анализ уже существующего опыта и наша практика позволяют выделить в качестве основной:
• программа тьютерского сопровождения • дневник тьютора.
Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации в зависимости от целей деятельности: например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.
Безусловно, основным документом является программа тьюторского сопровождение. Можно предложить следующий алгоритм его разработки
Программа тьюторского сопровождения (разрабатывается на текущий год) и включает:
• задачи;
• ожидаемые результаты (могут быть по четвертям, триместрам);
• направления работы: диагностическая, коррекционная, консультативная, информационно-просветительская (с ребенком, с учителем, с родителем, детским коллективом, со специалистами сопровождения):
• формы работы (индивидуальная, малогрупповая, групповая).
В настоящее время образовательными организациями ведется прием на работу педагогических работников на должность «тьютор» в соответствии с вышеуказанной
Номенклатурой и ЕКС как работников высокого уровня квалификации, соответственно обеспечивается оплата труда тьюторов.
За последние годы накопился разнообразный опыт сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Под определение тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании сегодня попадают разные варианты сопровождения ребенка с ОВЗ:
- помощник-сопровождающий, ассистент (осуществляет физическое сопровождение, физическую поддержку, помогает перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве класса, в зданиях);
- педагог сопровождения, воспитатель (оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПК, ведет педагогическую и воспитательную работу; обеспечивает координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; показывает окружающим, как следует относиться к ребенку с
ОВЗ, какую помощь можно ему оказать и как правильно это сделать);
- специалист сопровождения, обладающий знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии; владеющий технологиями тьюторского сопровождения.
Успешность тьюторской деятельности зависит от многих факторов:
- психологическая готовность администрации и коллектива образовательной организации к инклюзии, принятие основных принципов;
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- наличие необходимых специалистов или сетевое взаимодействие по вопросам психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ специалистами из ресурсных центров, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Таким образом, тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребенка в образовательное пространство школы. Задача тьютора состоит в том, чтобы организовывать обучение ребенка с учетом его интересов и особенностей. Тьютор помогает обучающемуся заниматься тем, что ему интересно, при этом не отставать в рамках общеобразовательной программы.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило приказ от 12 апреля 2017 г. № 351н, который утвердил профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Согласно приказу, основная цель вида профессиональной деятельности ассистента – оказание технической помощи /предоставление социальных услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья для осуществления возможности вести независимый образ жизни и активно участвовать во всех аспектах жизнедеятельности.
В соответствии с утвержденным профессиональным стандартом ассистент (помощник) должен обладать необходимыми специальными знаниями:
- основы законодательства Российской Федерации в области прав инвалидов (детейинвалидов), организации их обучения, досуга и социальной поддержки;
- стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- правила организации безбарьерной среды на основании нормативно-правовых актов;
- трудовое законодательство Российской Федерации, регулирующее трудовой процесс ассистента по оказанию технической помощи;
- требования охраны труда, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, меры пожарной безопасности;
- основы нозологии инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья;
- правила общения с инвалидом и лицом с ограниченными возможностями здоровья, родителями (законными представителями) и уполномоченными лицами;
- сберегающие здоровье технологии при перемещении инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья;
- правила информирования об изменениях в состоянии инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья;
- порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях;
- основы устройства, функционирования, эксплуатации и обслуживания средств реабилитации (изделий);
- санитарно-эпидемиологические требования личной гигиены инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья;
- алгоритм смены нательного белья инвалиду, лицу с ограниченными возможностями здоровья;
- правила кормления инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья.
Функциями ассистента (помощника) отличаются в зависимости от работы с конкретными категориями лиц. Всего таких категорий четыре, они определены по основным критериям ограничений жизнедеятельности: нарушение способности к самообслуживанию; нарушение способности к передвижению; нарушение способности к ориентации; нарушение способности к общению.
Например, при работе с лицами с нарушениями способности к самообслуживанию в функции помощника входит:
- оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий); - оказание помощи в одевании и раздевании;
- оказание помощи в ведении записей, приведение в порядок рабочего места и подготовка необходимых принадлежностей;
- оказание помощи при пользовании столовой посудой и приборами, в соблюдении личной гигиены во время принятия пищи;
- оказание первой помощи при угрожающих жизни состояниях;
- организация присутствия медицинского работника при необходимости медицинских и социально-медицинских манипуляций;
- оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований.
При работе с лицами с нарушениями способности к ориентации:
- подбор необходимого способа донесения инвалиду и лицу с ограниченными возможностями здоровья информации о внешней обстановке на объекте социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, месте отдыха;
- описание основных визуальных, звуковых и тактильных особенностей окружающей среды инвалиду и лицу с ограниченными возможностями здоровья;
- помощь в определении места нахождения в пространстве по отношению к внешним объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры по атрибутам пространственных ориентиров.
Полный список гораздо шире. Стандартом также определены особые условия допуска к работе. Требования к образованию и обучению для помощника: среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Используемые источники:
1. Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».
2. Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
7. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».
9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011 г.) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
10. Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
11. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
12. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».
13. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2017 г. № 351н «Об утверждении профессионального стандарта. «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными».
14. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций / С.В.Алехина и др. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - с. 148.
15. Тьютор // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
16. Образование без границ: информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eduopen.ru/Default.aspx?tabid=408.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.