ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Бекетова Ольга Юрьевна, учитель-логопед, педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 13 г. Горно-Алтайска»
В настоящее время в современном образовании активно идет процесс инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду нормально развивающихся сверстников. В связи с этим становится актуальным вопрос максимальной адаптации, полного вовлечения и включения в жизнь детей с ОВЗ в условиях современной образовательной организации. Для успешного решения задач обучения детей с ОВЗ необходимо комплексное сопровождение образовательной деятельности - тьюторское сопровождение. В рамках тьюторского сопровождения проводится специфическая работа тьютора, не схожая ни с работой педагога, ни с работой воспитателя, ни с работой педагога-психолога.
В своей деятельности тьютор использует различные технологии тьюторского сопровождения, которые помогают ему организовать работу с личным интересом (потребностью) обучающегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ребенка. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, образовательное путешествие, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стади, технологии открытого пространства, социокультурные игры, робинзонада, образовательное событие, творческая мастерская, мастер-класс и т.д.).
Также в арсенале тьютора имеется целый пакет технологий, которые активно используются в образовательной организации (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации, конструирование ситуаций «успеха» и т.д.).
При работе с обучающимися тьютору важно обращать внимание на особенности и потребности детей, степень нарушения в развитии. Постепенно тьютор может составить свой индивидуальный набор методов, форм, приемов, технологий для более качественного и эффективного осуществления тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающегося.
Особенность тьюторских технологий заключается еще и в том, что они позволяют тьютору усилить индивидуальный ресурс подопечного (тьюторанта) внешними (социальными) ресурсами, то есть тьютор становится своеобразным «посредником» между тьюторантом и возможностями «окружающего мира», «социума». Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей технологии, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
В технологии тьюторского сопровождения, как в любой другой технологии, присутствуют свои формы и методы работы.
Рассмотрим кратко содержание некоторых основных форм и методов тьюторского сопровождения, применяемых в практике тьюторской деятельности по отношению к тьюторантам.
Основными формами тьюторского сопровождения являются различного вида индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) является индивидуальной организационной формой тьюторского сопровождения и представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого обучающегося.
Индивидуальные тьюторские беседы позволяют организовать процесс сопровождения более целенаправленно, эффективно, повысить активность каждого тьюторанта. Целью тьюторской беседы является, прежде всего, активизация каждого обучающегося, с учетом, именно его способностей, особенностей его характера, навыков общения и т.д. на дальнейшую самостоятельную работу по формированию и реализации своей индивидуальной образовательной программы.
Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным ребёнком, тьютор составляет рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы.
Для того, чтобы тьюторская беседа прошла успешно, необходимо:
Установить диалогичные и эмоционально комфортные отношения.
В целом, тьюторская беседа каждый раз должна иметь не только образовательный, но и эмоциональный эффект, чтобы в дальнейшем оказывалось возможным проводить все более глубокий анализ образовательной ситуации каждого обучающегося.
Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, как и на индивидуальных тьюторских консультациях (беседах), тьютором реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ детей с похожими познавательными интересами. В рамках таких групповых занятий (также, как и на индивидуальных тьюторских консультациях) тьютор одновременно осуществляет несколько видов работ: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную.
Мотивационная работа тьютора заключается в определении уровня мотивации обучающихся на развитие своего познавательного интереса; в соотнесении различных ожиданий тьюторантов, их приоритетов и целей в построении своих индивидуальных образовательных программ.
Коммуникативная работа тьютора направлена на обеспечение обратной связи в группе и ее результативности; умения вести диалог, так как для эффективного проведения тьюториала важны как совместная работа обучающихся и тьютора, так и взаимодействие тьюторантов между собой.
Рефлексивная деятельность тьютора направлена на обеспечение понимания в группе, своевременную организацию конструктивной критики и поиск коллективного решения. Как правило, рефлексия - это процесс индивидуальный, но возможна и групповая рефлексия. Как раз на таких занятиях рефлексия носит групповой характер и проводится по ходу его проведения. Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии, и в нее уже на первых порах включались все члены группы.
В своей работе по сопровождению ИОП обучающихся мы выделяем несколько типов тьюторских консультаций. Эти консультации могут быть скорректированы с учетом возрастной специфики с возможной типологией индивидуальных и групповых тьюторских консультаций, проводимых в образовательной организации.
Типология тьюторских консультаций:
1) стартовая - проводится в начале года (на ней обучающиеся совместно с тьютором намечают ближайшие цели и задачи, формулируют свои ожидания, планируют работу индивидуально или своей тьюторской группой);
2) аналитическая - анализируется определенный этап реализации индивидуальной образовательной программы; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее;
3) рабочая - подводятся промежуточные итоги текущей работы, определяются трудности в реализации индивидуальной образовательной программы, их причины и способы преодоления;
4) итоговая - фиксируются продвижения каждого обучающегося относительно целей и задач, поставленных первоначально на определенном этапе реализации индивидуальной образовательной программы;
5) тематическая - обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей обучающихся.
Определение темы, предстоящей индивидуальной или групповой тьюторской консультации является одним из наиболее важных моментов подготовки тьютора. Как отмечают разработчики «Тьюторского дневника» для тьюторов, воспитателей и классных руководителей (Л.Н. Антропянская, Н.В Муха, Ф.У. Мухамедова, М.А. Подоплекина, Д.В. Расколенко, О.Ю.Яновская), тематические и целевые ориентации тьюторских консультаций могут быть разными в зависимости от уровня образования. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой стороны, побуждает тьюторов и тьюторантов к совместному творческому поиску и, тем самым, обеспечивает продуктивность консультации.
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов обучения и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми класса/ группы и со взрослыми. Основным инструментом являются вопросы обучающегося или собственные вопросы тьютора, касающиеся этих сфер жизнедеятельности ребенка. Все вопросы тьютора направлены, прежде всего, на то, чтобы «расширить» существующее образовательное пространство каждого обучающегося до преобразования этого образовательного пространства в открытое. Опираясь на вопросы, специально подобранные для встречи с каждым конкретным обучающимся, тьютор и тьюторант совместно составляют рабочий план по реализации определенного шага индивидуальной образовательной программы.
Тьютор использует открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику активного слушания. Технологии и методики, которые тьютор использует в своей профессиональной деятельности, - это также технологии открытого образования: «кейс-стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.
Еще одна форма сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, на которую нам хотелось следует обратить внимание, это индивидуальные и групповые тьюториалы.
Тьюториал представляет собой коллективную деятельность тьютора и обучающегося (тьюторанта) в виде открытого занятия с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленную на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей, выработку или отработку умений и навыков в установлении деловых связей, на получение обратной связи, коррекцию мотивации, приобретение и обмен опытом.
Тьюториал имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность слушателей, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. Основная задача тьютора - направлять и корректировать ход занятия.
Важно отметить, тьюториал имеет много общего с семинарским занятием, но принципиальным отличием между ними является наличие тьюторской позиции, которая позволяет работать с личными дефицитами, ресурсами, фиксировать индивидуальное движение участников. Среди основных форм и методов обучения, используемых в данной программе тьюториалов, можно выделить следующие: групповые дискуссии, работа в парах (в том числе, посредством программ общения по интернету), метод «мозгового штурма», case-study, деловые и ролевые игры, обсуждение видеоматериалов, рефлексивный круг, индивидуальная работа.
Тьюториалы проводятся приблизительно раз в месяц в удобное для обучающихся время и утверждаются администрацией образовательной организации. При проектировании и проведении тьюториала необходимо учитывать следующие особенности:
• цели занятия (поиск решения проблемной ситуации, отработка практических умений и навыков, выработка модели поведения при определенных условиях и т.д.) в зависимости от содержания и целей занятия;
• форма занятия (деловая или ролевая игра, тренинг, мозговой штурм, презентация, анализ учебной ситуации, круглый стол, конференция, защита
проекта и т.д.);
• технические средства, которые могут быть использованы при проведении занятия с целью повышения его эффективности, обеспечения наглядности, сокращения времени и т.д. Можно использовать видео, слайды, компьютер в зависимости от цели занятия, технических возможностей учебного заведения, а также свободой владения преподавателем тем или иным техническим средством;
• методы и приемы создания благоприятного психологического климата на занятии;
• тема, цели и форма занятия должны быть четко определены и доведены до сведения школьников и студентов заранее, для того чтобы они могли самостоятельно организовать свою подготовку. Если тьюториал проводится в форме ролевой или деловой игры, представляется целесообразным обсудить и распределить роли с членами группы, чтобы по возможности предоставить каждому ту роль или ту часть работы, которая ему не только наиболее интересна, но и соответствует его индивидуальным интеллектуальным и психологическим особенностям.
Для повышения эффективности организации тьюториалов тьютору необходимо анализировать их проведение вместе с обучающимися. Продолжительность тьюториала зависит от вышеперечисленных особенностей и время его проведения может составлять от 1 до 3 часов.
Работа с ребёнком может разворачиваться в режиме индивидуальных тьюторских часов, групповых тьюториалов, когда происходит анализ особенностей поведения, выявление ресурсов, интересов ребёнка. Также в условиях образовательной организации тьютору важно периодически или регулярно (в зависимости от особенностей ребёнка) сопровождать ребёнка в ходе его образовательной деятельности, наблюдая за ребёнком, его реакцией на предложенные задания учителя, тьютор может подсказать оптимальный способ выполнения задания с учётом его особенностей, помочь обучающемуся собрать все свои ресурсы и направить на усвоение материала.
Кроме этого, большим подспорьем тьютора могут стать технологии, вошедшие в технологические пакеты, разработанные педагогами школы «Эврика – развитие» (г.Томск):
- «Горизонты» (создание условий для формирования обучающимся образа будущего, организация целеполагания в образовании, проявление имеющихся сильных сторон и точек роста в достижении цели);
- «Зеркала» (создание условий для рефлексивно-аналитической деятельности, формы организации образовательного процесса, открытые формы организации мониторинга, методы аутентичного оценивания);
- «Бумеранг» (методики соотнесения целей и результатов, открытые формы мониторинга текущих результатов);
- «Вызовы» (действия в ситуации неопределенности, создание ситуации преодоления, проектирование зоны ближайшего развития)
- «Рефлексия» (анализ способов построения реализации и оценки индивидуальной образовательной программы, проектирование перспектив)
Важно понимать, что тьютор это не нянька, которая ежесекундно находится с ребенком, решает за него проблемы и полностью контролирует каждый его шаг, а специалист, задача которого помочь ребенку в соответствии с его особенностями и возможностями решать его проблемы (в развитии, социализации) в индивидуальном порядке. Это говорит о том, что тьютор может сопровождать не только одного ребенка, но и группу обучающихся, составляя индивидуальную программу для каждого.
Таким образом, тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающемуся.
Используемые источники:
1. http://li.i-docx.ru/28pedagogika/68248-1-centr-okazaniyu-psihologo-pedagogicheskih-uslug-doveriemetodicheskiy-material-pomosch-tyutoru-tema-samoo.php
2. http://edu.shd.ru/index.php?id=2203:2012-12-04-05-11-43&Itemid=282&option=com_content&view=article
3. http://www.inclusive-edu.ru/materialy-proekta-1-pmpk/reestry-diagnosticheskih-metodik/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.