Ранняя помощь - первые шаги
Учитель-логопед Абдуллаева Э.Т.
Особенный ребенок….. Так принято называть ребенка, чье развитие сильно отличается от общепринятых норм. Рождение малыша с ограниченными возможностями здоровья, независимо от характера и сроков его заболевания изменяет, а нередко нарушает весь ход жизни семьи.
Ранняя комплексная помощь и коррекция нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является ключевым звеном поддержки семьи.
В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Синеглазка» муниципального образования город Ноябрьск с 2017 года функционирует Служба ранней помощи, цель которой оказание методической, диагностической, консультативной помощи семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Службу ранней помощи посещают 13 детей. Все дети, посещающие Службу ранней помощи, имеют статус «ребенок-инвалид».
Служба ранней помощи представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим миром.
С учетом особенностей детей, посещающих Службу ранней помощи, организованы мобильные центры активности: чилаут-центр, сенсорная комната, центр двигательной активности «Растишка», центр художественно-эстетического развития «Добрые ладошки», центр познавательного развития «Почемучки», речевой центр «Говорушки». В развивающих центрах ребенку предоставляется возможность свободного выбора заинтересовавших его предметов и игрушек, способов действия с ними. Педагог, следуя за ребенком, направляет его активность, демонстрирует родителю эффективные способы взаимодействия с ребенком в специально созданной предметной среде.
Ранняя комплексная помощь в условиях Службы ранней помощи предполагает широкий спектр инновационных технологий и методик, ориентированных на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в процессе согласованной работы специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя. Комплекс специальных коррекционных технологий и методик позволяет осуществлять коррекцию и развитие базовых систем и психических функций ребёнка. Специалисты активно используют программы мозжечковой стимуляции, коммуникативной ритмотерапии, межполушарной интеграции, логоритмику, биоэнергопластику и сеансы нейройоги.
На каждого ребенка-инвалида, разработана индивидуальная программа психолого-педагогической помощи, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с малышом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.
Работа с ребенком, посещающим Службу ранней помощи МАДОУ «Синеглазка», охватывает различные направления развития детей раннего возраста: здоровьесбережение (развитие движений), сенсомоторное развитие (познавательное развитие), речевое развитие, развитие в изобразительной и музыкальной деятельности через организацию детско-родительских мероприятий с использованием эффективных, инновационных форм, таких как:
1. Практические занятия, игровые сеансы «Мама-рядом» - это непосредственные практические занятия и игровые сеансы с ребёнком и его родителями, организуемые специалистами.
2. Педагогический интерактивный городок - это пространство, где функционируют интерактивные площадки, в каждой из которых работает специалист.
3. Родительский флеш – это работа с родителями в условиях специально созданного информационного веб – пространства, в котором каждый из участников может самостоятельно, в удобное время познакомиться с успешными и перспективными практиками в системе раннего развития ребенка, со стилями, техниками, методами работы с малышами, с коррекционными программами и методиками, а также с различным развивающим оборудованием.
4. Минутки родительского взаимообучения «Академия успешных мам», дают возможность поделиться опытом семейного воспитания, рассказать о необычных педагогических находках. Данные мероприятия проводятся в различных формах. Это практические занятия, беседы в кругу, фотоальбомы или видео уроки.
В процессе игровых сеансов каждому малышу нужны сопереживание, содействие, поддержка, доброжелательные интонации, побуждение к действию, поощрение за успехи. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается, меняется характер и мера помощи взрослого. Большое внимание уделяем созданию благоприятного микроклимата во время игровых сеансов, что имеет большое значение для уравновешенности нервной системы каждого ребенка. В положительно- эмоциональном состоянии ребенок активен, доброжелательно относится к окружающим, меньше подвержен заболеваниям, полноценно развивается, у него формируется уверенность, общительность, оптимизм. Положительное влияние на эмоциональное состояние детей оказывают звуки природы, классическая музыка. Поэтому музыка сопровождает разные виды деятельности малышей в течении всего игрового сеанса или любого другого мероприятия.
Перечисленные детско-родительские мероприятия предполагают совместную деятельность родителя и педагога, основанную на свободном выборе и сотрудничестве, в процессе которой происходит передача родителям практических приемов коррекции и профилактики нарушений в развитии.
В Службе ранней помощи МАДОУ «Синеглазка» разработаны вариативные модели сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие «включать» «особого» ребенка в коллектив нормативно развивающихся сверстников.
В настоящее время созданы условия для реализации инклюзивного образования посредством взаимодействия двух инфраструктурных элементов, функционирующих в МАДОУ – Службы ранней помощи и Центра раннего развития ребенка. Представленный формат инклюзивного образования основан на творческом анализе и переработке существующих практик, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая практика позволяет предотвратить ограничение социальной перспективы ребенка и его семьи.
Рассматривая положительные аспекты образования в рамках посещения Службы ранней помощи МАДОУ «Синеглазка» можно отметить, что в первую очередь возрастает эффективность коррекционно-образовательного процесса. В процессе взаимодействия со сверстниками и специалистами особый ребенок быстрее овладевает различными видами деятельности и может развиваться в личном темпе.
Педагогическая практика показала, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, включенный в деятельность Службы ранней помощи МАДОУ «Синеглазка» достигает более высокого уровня социализации, а ресурсы, вложенные в раннее развитие, дают в три раза больший (хоть и отложенный) эффект для успешной социальной мобильности, чем ресурсы, потраченные на профессиональное образование.
Мы уверены, занятия в Службе ранней помощи МАДОУ «Синеглазка», способствуют увеличению качества и количества услуг психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ. Деятельность ребенка и семьи в рамках Службы ранней помощи МАДОУ «Синеглазка» положительно отразилось на востребованности услуг, оказываемых сегодня детским садом, возрос интерес со стороны родителей, повысился статус ДОУ и педагогов. А самым главным результатом такого взаимодействия является полная социальная адаптация ребенка и семьи в окружающем мире.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.