В материале в полной мере раскрыта сущность , цели , задачи тьюторского сопровождения образовательной деятельности подростка, функции тьютора в старшей школе. Описана циклограмма деятельности тьютора, направленная на создание условий и формирование предпосылок для самостоятельной разработки и реализации подростками индивидуальной образовательной программы (ИОП). Представлен план мероприятий по реализации программы.Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе.docx
Программа тьюторского сопровождения в школе.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
3. ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 20172019 ГОДАХ
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
5. ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ТЬЮТОРА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе нормативных документов Министерства
образования и науки Российской федерации, Приказа Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010
г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования»» (Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих (тьютор), в соответствии с Законом Российской
Федерации в соответствии с Законами РФ «Об образовании» «Об образовании».
В тьюторской работе реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения,
осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам,
возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования:
научить человека (подростка, юношу) использовать себя в связи со своими целями и образом
будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
Сегодня тьюторскатя система работы является полноценной системой поддержки
процесса построения индивидуальной образовательной программы учащимися. Разработаны
функциональные обязанности тьюторов, подходы к построению тьюторской программы,
ориентированной на индивидуализацию образования, формат тьюторского дневника. В связи с
возрастанием интереса к процессу индивидуализации образования в рамках программы
модернизации начались переносы тьюторской практики в сектор «школа» и в другие сектора
образования: в дополнительное и вузовское образование.
Тьюторинг в школьном образовании и представляет для нас наибольший интерес. Общая
задача педагогапосредника — построить связь индивидуальной потребности и предмета (поле
достижений). Тьютор определяет и советует обучающемуся, как лучше всего усвоить учебный
материал, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо
занимались и были готовы к контрольным работам и экзаменам. Тьютор — ближайший советник
ученика и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменяет обучающемуся
родителей. Тьютор, как посредник, тоже призван соотносить культурные образцы, нормы,
понятия с типом поведения и ожиданиями отдельного ученика.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента: руководство
занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школьников и работу в каникулярное время;
моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни ребенка во время обучения в
школе в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее обучение в течение учебного года. Только в отличие от педагога он занимается не предметными задачами и
средствами их решения, а заданиями по составлению подопечным планов и программ своей
работы (учебной, образовательной), т. е. организованностью действий в ресурсноцелевом поле,
где человеку необходимо определить область и границы своих возможностей».
Для реализации настоящей работы программы в своей деятельности тьютор ориентируется
на:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную,
физкультурноспортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию
отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков,
возрастную физиологию, школьную гигиену;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику;
теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени
обучающихся;
технологии открытого образования и тьюторские технологии;
методы управления образовательными системами; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения,
реализации компетентностного подхода;
методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями
(лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей
позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии;
административное, трудовое законодательство;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по
охране труда и пожарной безопасности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тьютор:
организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению,
формированию и развитию их познавательных интересов;
организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве
предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации
обучающимися для самообразования;
сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах,
неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на
будущее);
совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех
видов для реализации поставленных целей;
координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений
предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику
преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и
консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную
организационную структуру для этой взаимосвязи;
оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования,
преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для
реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных
планов и планирование индивидуальных образовательнопрофессиональных траекторий);
обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям
федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с
обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на
анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов;
организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими
работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует
генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно
исследовательской деятельности с учетом интересов;
организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению,
формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе
младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных
учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и
результаты реализации этих планов;
осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути
своего образования;
организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей
(лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции
индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей,
используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой
обучающихся), включая электронные формы (Интернеттехнологии) для качественной
реализации совместной с обучающимся деятельности;
поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития
и возможности расширения его диапазона; синтезирует познавательный интерес с другими
интересами, предметами обучения;
способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной
активности обучающегося;
участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической
работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой
образовательного учреждения, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим);
обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней
образования (образовательных цензов);
контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной
программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность
самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой
деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные
технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного
процесса;
выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ТЬЮТОРА
Ежедневно
1. Работа с опоздавшими и выяснение причин отсутствия обучающихся
2. Организация информирования
3. Индивидуальная работа с учащимися
Еженедельно
1. Проверка электронных дневников учащихся 2.
Проведение мероприятий по плану
3. Работа с родителями (по ситуации)
4. Работа с учителямипредметниками (по ситуации)
5. Разработка индивидуальных планов и внесение корректив
Один раз в четверть
1. Оформление папок тьютора
2. Анализ выполнения плана воспитательной работы и его коррекция
3. Проведение родительского собрания
Один раз в год
1. Оформление личного дела учащегося
2. Статистические данные (сентябрь)
3. Анализ и составление плана работы
Какие функции выполняет тьютор в современной школе?
Изучая технологию тьюторского сопровождения, мы пришли к выводу, что педагог – наставник
должен:
изучать и анализировать индивидуальные особенности детей, динамику их развития, становление
творческих и учебных групп, команд;
определять ближние и дальние перспективы взаимодействия с ребенком, предвидеть результаты
участия школьника в разнообразных творческих и социальных проектах и формах обучения;
подавать личный пример, помогая поддержать рабочую и учебную среду, создать комфортную
психологическую обстановку; помогать
эффективно общаться, направлять школьников на путь к достижению их целей;
включать обучающихся в образовательный процесс, содействуя принятию решений, помогая в
выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая задумываться над
собственным жизненным планом;
управлять процессом обучения, следя за успехами, деятельностью и качеством работы, решать
возникающие сложности; советовать по вопросам обучения, преодоления препятствий;
побуждать обучающихся применять свои идеи на практике, вовлекать их в обсуждения,
требующие размышлений, и интерактивных дискуссий;
поддерживать детей в их исследованиях и начинаниях;
разрабатывать курсы, учебные пособия, системы оценки знаний, с тем, чтобы применить
широкое многообразие педагогических стратегий.
Тьютор класса удерживает общую образовательную ситуацию в классе, отслеживает эффекты,
проявляющиеся в целом, поддерживает решение организационных вопросов, работает над
портфолио каждого обучающегося, выявляет и корректирует интересы, планы. Ученик в классе
тьюторского сопровождения постоянно находится в тесной взаимосвязи с тьютором.
При разработке программы тьюторского сопровождения учитель – наставник должен обеспечить
самостоятельный выбор детьми образовательных услуг, тем и направлений творческой,
исследовательской и проектной деятельности. Причем в организации работы тьютора можно
выделить следующие этапы: Диагностико
мотивационный;
Проектировочный;
Реализационный;
Аналитический.
В ходе реализации программы по данным этапам тьютор определяет цели и задачи совместной
деятельности, оказывает психологическую поддержку, проводит диагностику обучающихся,
разрабатывает стратегии работы, 9 определяет сильные и слабые стороны, включает школьников
в активную деятельность и т.д. В опыте работы педагогов тьюторов нашей школы большой
арсенал технологий, методов и приемов.
Широко применяемыми являются:
критическое мышление;
кейсстади;
дебаты;
игры;
проектная технология;
технологии работы с «портфолио»;
технологии консультирования ;
тренинговые технологии;
технологии профильных и профессиональных проб;
активизирующие методики;
информационные технологии;
рефлексивные технологии.
Используя разнообразные формы работы тьюторы нашей школы большое внимание уделяют:
индивидуальным и групповым тьюторским консультациям, учебным тьюторским семинарам,
тренингам и т.д. Результатами реализации программ тьюторского сопровождения является
освоение обучающимися следующих видов деятельности:
готовность к решению проблем; готовность к самообразованию;
готовность к поиску и использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.
Организацию диагностики результатов тьютор может отслеживать основываясь на материалах,
которые отражают индивидуальные достижения и особенности образовательной деятельности
учащихся. Таким образом, разработка и реализация программ тьюторского сопровождения
обеспечивает ценность индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения
человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению.
Главное в деятельности тьютора научить школьника использовать себя в связи со своими целями
и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс. ПРОГРАММА индивидуального тьюторского сопровождения
«Твой выбор»
Показаньева Ю.А, учитель географии, классный руководитель 10в класса
Пояснительная записка
«Сопровождать нельзя стоящего» Т.М. Ковалева.
Глобальные изменения в социальном и политическом устройстве в нашей стране поновому
определяют положение человека в мире, возможности его успешного развития и самореализации,
границы его ответственности. В соответствии с данными изменениями изменяется и миссия
общеобразовательных учреждений. Школа должна обеспечивать подготовку подрастающего
поколения к жизни в реформируемом обществе, к активному участию в социальном развитии, к
совершению ответственных и сознательных поступков, направленных на самореализацию и
прогрессивное развитие общества.
Задача тьютора – помочь ребенку определиться в этом обществе, самореализоваться и
самоутвердиться, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и
сложности сегодняшней жизни, уверенно шагнул в своѐ будущее. Приобретет ли ученик базовый
набор ключевых компетенций? Станет ли полноценным гражданином своей страны или окажется
неприспособленным к жизни в обществе? Наиболее удачной технологией, позволяющей создать
условия для развития и становления личности, является тьюторское сопровождение. Школьники
быстрее адаптируются к постоянно меняющимся условиям жизни, демонстрируют стабильные
результаты обучения, творческий подход к практической и научноисследовательской
деятельности, а также активно участвуют в жизни школы.
В рамках Программы основными формами взаимодействия являются:
индивидуальное консультирование обучающегося и его родителей по вопросам формирования
и реализации индивидуальной образовательной траектории, выбора и продолжения образования;
различного рода тренинги, способствующие формированию у школьника ключевых
компетенций, создающие предметную содержательность для индивидуальной работы с ним;
рефлексивнопроектные мероприятия с учащимся по вопросам формирования и реализации
индивидуальной образовательной траектории, подготовки и реализации профессиональных проб
и социальных практик.
Методологическую основу Программы составляют научные труды выдающихся ученых
психологов и педагогов Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева,
А.Н.Лурия, Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и
др. Среди методологических оснований Программы на первый план выдвигаются реализация
личностноориентированного, системного и деятельностного подходов.
Их реализация базируется на ряде принципов: принцип вариативности
Право ребенка обучаться и воспитываться в условиях постоянного выбора с целью развития
умения ориентироваться и адаптироваться в современных условиях.
принцип сотрудничества
Право на диалогическое воспитание, приносящее высокие результаты развития личности при
сохранении психологической комфортности.
принцип активности
Право на развитие ключевых компетенций личности посредством активной деятельности.
принцип самореализации
Право на самореализацию в личностно и социально значимой деятельности, успешность и
состоятельность жизненных планов.
принцип комфортности
Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития
личности условиях.
принцип программности
Право, определяющее возможность получения обучающимся дополнительного образования в
соответствии с его познавательными потребностями и интересами.
принцип заинтересованности
Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в увлекательной, интересной,
нестандартной форме.
принцип адекватности
Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он
может усвоить.
принцип коммуникативности
Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
принцип адаптивности
Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку
нестабильного общества.
В соответствии с данными принципами тьютор должен создать оптимальные условия, при
которых обучающийся сможет удовлетворить свои потребности и интересы, получит
возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в
проектно исследовательской деятельности, в работе школьной детской организации и
ученическом самоуправлении, волонтерском движении, получать удовлетворение от процесса и
результата своей интеллектуальной деятельности. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Программой развития и Уставом МБОУ
СОШ №30.
Программа рассчитана на 2 года, предполагает тьюторское сопровождение обучающегося на
старшей ступени профильного обучения. Разработка настоящей Программы осуществлялась с
учетом потребностей обучающегося и его родителей, особенностями образовательного процесса
в школе, ресурсами социального окружения.
Цели и задачи
Цель программы: создание условий для проектирования и реализации индивидуальной
образовательной программы обучающегося, становления у него устойчивых мотивов обучения,
реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и
ответственного выбора жизненного пути.
Задачи:
содействовать составлению и реализации индивидуальной образовательной программы через
формирование индивидуального стиля и работу с профессиональными и образовательными
интересами обучающегося;
координировать взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений
профильного обучения;
организовать взаимодействие с родителями по выявлению, формированию и развитию
познавательных интересов обучающегося, проектированию и корректировке индивидуальной
образовательной программы;
формировать у школьника учебную и образовательную рефлексию, собственные
образовательные мотивы и интересы;
обеспечить развитие способности школьника к самооценке собственной деятельности;
обучить управлению ресурсами собственного образовательного движения;
оказать помощь в профессиональном самоопределении обучающегося, в преодолении
проблем и трудностей.
Предполагаемый результат Персональные занятия с тьютором позволяют обучающемуся
правильно расставить приоритеты в своем обучении, сформировать индивидуальную
образовательную траекторию, выстроить стратегию и тактику личностного роста.
Прогнозируемым результатом является достижение учащимся своего собственного личностного
и профессионального образа, определение своего пути в образовании, осмысливании своего
заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее. Таким образом, главным
результатом сопровождения обучающегося на старшей ступени профильного обучения станет высокий уровень развития личности школьника, обладающей комплексом ключевых
компетенций:
ценностносмысловых;
общекультурных;
учебнопознавательных;
коммуникативных;
социально трудовых;
компетенций личностного самосовершенствования.
План мероприятий по реализации программы
№ п/п Мероприятия
Формы работы
Сроки
10 класс
Диагностика первичного
образовательного и личностного
запроса обучающегося, его интересов,
склонностей. Составление образа
желаемого будущего
Выяснение образовательного заказа
семьи
Определение доступных
образовательных ресурсов и
возможностей их дополнительного
привлечения
Оказание помощи в определении для
изучения курсов по выбору, тем
исследований и проектов.
Разработка индивидуальной
образовательной программы, выбор
маршрута реализации ИОП.
Начало сбора портфолио.
Подготовка к участию в предметных
олимпиадах, творческих конкурсах, в
научнопрактических конференциях
школьников «Грани творчества»,
«Путь в науку»,
Контроль и анализ хода выполнения
ИОП Рефлексивный анализ
деятельности обучающегося и
результатов, направленных на анализ
выбора его стратегии в обучении,
корректировку ИОП.
Методика проектно
исследовательской деятельности
Проведение тренинга личностного
Свободное интервью сентябрь
Индивидуальная
беседа с родителями
Информационная
консультация
сентябрь
Индивидуальное
собеседование
Консультация
Консультация
Консультация
Октябрь
В течение года
Консультация
Ноябрь. декабрь
Консультация
Тренинг
Ноябрь
Декабрь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 характера по приобретению
обучающимся опыта эмоционально
волевого отношения к миру,
являющегося вместе со знаниями и
умениями условием формирования у
личности системы ценностей.
Технология социального
проектирования.
Развитие коммуникативной
компетентности.
Способы планирования, анализа,
рефлексии результатов
образовательной деятельности.
Интернет технологии в образовании.
Совершенствование навыков работы в
команде и лидерских качеств
Организации социальных и учебных
практик
.Мониторинг развития личностных
качеств учеников
Мониторинг усвоения содержания
обучения. Анализ результатов
тьюторского сопровождения.
11
12
13
14
15
16
17
18
Практикум
Тренинг
Январь
Январь
Консультация
Февраль
Консультация
Тренинг
Консультация
Анкетирование,
тестирование
Рефлексивный
анализ деятельности
Февраль
Март
Март
Апрель
Май
№ п/п Мероприятия
Формы работы
Сроки
11 класс
Диагностика «Прогноз и профилактика
проблем обучения и профориентация
старшеклассников с последующими
консультациями с учащимся и его
родителями.
Оказание помощи в определении для
изучения курсов по выбору, тем
исследований и проектов.
Разработка индивидуальной
образовательной программы и выбор
маршрута реализации
Сбор портфолио
Подготовка к участию в предметных
олимпиадах, творческих конкурсах, в
научнопрактических конференциях
школьников.
Включение в дистанционные системы
тестирования, организация онлайн
тестирования при подготовке к ЕГЭ.
Использование информационных
технологий при изучении профильных
дисциплин и интеграции предметов
Контроль и анализ хода выполнения
Тестирование
консультация
Сентябрь
Индивидуальное
собеседование
Консультация
Сентябрь 2010г
Консультация
Консультация
В течение года
В течение года
Консультация
Октябрь
Консультация
Октябрь
Консультация
Ноябрь, декабрь
1
2
3
4
5.
6
7
8 ИОП. Корректировка ИОП на основе
рефлексии с обучающимся хода
выполнения ИОП в соответствии с
поставленными целями и задачами.
«Мой выбор» (построение жизненной и
профессиональной перспективы)
Экскурсия в ТОГУ
Проектная и научно
исследовательская деятельность
Формирование коммуникативной,
образовательной, информационной
компетентностей
Организации социальных и учебных
практик.
Использование компьютерных
технологий, в т.ч. текстовые редакторы
и электронные таблицы в своей
деятельности.
Развитие коммуникативной,
информационной, правовой,
интеллектуальной компетентностей.
Реализация социальных практик
Оказание помощи учащемуся в
подготовке экзаменов по выбору
Психологическая подготовка к ЕГЭ
(повышение сопротивляемости стрессу
и развития навыков самоконтроля с
опорой на внутренние резервы)
Мониторинг усвоения содержания
обучения. Анализ образовательных
достижений.
Анализ результатов тьюторского
сопровождения. Рефлексия и оценка
индивидуального стиля обучения и
коммуникации в контексте реализации
индивидуальной образовательной
программы.
Ноябрь, декабрь
Тренинг
Экскурсия
Практикум
Тренинг
Консультация
Практикум
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Тренинг
Март
Практикум
Консультация
Тренинг
Апрель
Апрель
Май
Собеседование
Май
Индивидуальное
собеседование
Май
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Тьюторское сопровождение в старшей школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.