Участие обучающейся в правовом конкурсе «Свобода слова или вседозволенность?»
Оценка 4.8

Участие обучающейся в правовом конкурсе «Свобода слова или вседозволенность?»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +4
docx
воспитательная работа +2
5 кл—9 кл
03.02.2019
Участие обучающейся в правовом конкурсе «Свобода слова или вседозволенность?»
Свобода слова прав. конкурс.docx

МКОУ «Орешковская основная общеобразовательная школа»

полное название образовательной организации

140550, п. Орешково, ул. Луговая, д. 6, Луховицкий район, Московская область schoreshkovolmr.edumsko.ru, 84966358380

почтовый адрес, адрес сайта, телефон, факс

Зобова Светлана Александровна

ФИО директора образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 


Комендантова Ульяна Владимировна, 9 класс
ФИО конкурсанта, класс

orech777@mail.ru

контактный телефон: 89295501741

 

     

                                                                             

 

 

         Тема работы: «Свобода слова: ответственность

               или вседозволенность?»

 

 

                                                          Руководитель: Пушкарева Т. Ю.,

учитель обществознания,

контактный телефон: 89153006880

электронный адрес: pushka1958@mail.ru

 

 

 

 

- 2018 -

Свобода слова: ответственность или вседозволенность?

                                                                          

Эпиграф

 

Говорить и писать можно всё, что думаешь,

но думать следует осторожно.

                                                                                                                                Нора фон Эльц

Цель работы: уяснить значение свободы слова в жизни человека, российского общества, всего современного мира, формировать активную жизненную позицию.

Задачи работы: выявить отношение современных подростков к одному из самых важных прав человека -  свободе слова; учить их ответственно пользоваться этим правом, не допуская вседозволенности; показать истинное лицо западноевропейской свободы слова, приведшей мир к информационным войнам; развивать гражданскую инициативу и правовую ответственность обучающихся.

Актуальность работы: свобода слова не только одно из самых важных, но и ответственных прав человека. В работе освещены законодательные аспекты прошлого и современности.

Практическая значимость работы: данные материалы могут использоваться с целью повышения правовой грамотности учащихся как на уроках, так и во внеклассной работе по правовому воспитанию.

Методы, использованные при написании работы: анализа и синтеза, научно-исследовательский, анкетирование и опрос.

План.

1.     О значении понятий «слово» и «свобода» в жизни человека.

2.     Международные документы и Конституция Российской Федерации о свободе слова.

3.     Пределы свободы слова для современных школьников /анализ анкетирования обучающихся школы/.

4.     Свобода слова в РФ: её плюсы и минусы.

5.     Информационные войны в современном мире, как следствие свободы слова.

6.     Законодательные инициативы РФ в области защиты чести государства

7.     Выводы.

 

 

Когда и как возникло слово? Никто не сможет дать достоверный ответ на эти вопросы. Ещё в глубокой древности люди сформировали свои первые слова в результате познания окружающего мира. С тех пор бесконечная река времени внесла много изменений в речь человека. Каждый день нас захлёстывает целое море слов, благодаря которому мы, как и далёкие наши пращуры, стремимся к познанию чего-то нового с тем, чтобы в последующем выполнить своё предназначение - изменить мир к лучшему. В современном обществе применительно к понятию «слово» часто используют термин «свобода». Философы приводят много определений этого слова, всякий раз пытаясь сделать его более верным и полным. По сути, свобода – это независимость, отсутствие стеснений и ограничений.

Ключевыми понятиями для правоведов всего мира являются свобода слова, мнений, суждений. В толковом словаре В.И. Даля записано: «Свобода слова, позволенье выражать мысли свои» [1]. «Свобо́да сло́ва - право человека свободно выражать свои мысли» - вносит уточнение с правовым уклоном Википедия[2].  Выясним, как свобода слова закрепляется на законодательном уровне. В ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году, говорится: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и их выражения; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» [3]. В статье 10 Европейской конвенции по правам человека говорится о праве каждого выражать своё мнение, а также получать и распространять информацию без какого-либо вмешательства в это со стороны публичных властей. Но поскольку любая свобода является одновременно ответственностью, то она может быть связана с определенными ограничениями и санкциями, необходимыми в демократическом обществе «в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка» [4]. Все эти положения закреплены в 29 статье действующей Конституции Российской Федерации. Каждому гражданину России гарантируется свобода мысли и слова, и никто не может быть принужден к выражению или отказу от своих мыслей. Однако… недопустимы пропаганда или агитация, разжигающая национальную, расовую и религиозную вражду, что нарушает естественные права граждан на свободу и равенство [5]. 20 ноября 1989 года была принята Конвенция ООН о правах ребенка, в которой в ст.13 сказано: «Ребенок имеет право свободно выражать своё мнение…» В п.2 этой статьи есть важные слова: «Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям… : a) для уважения прав и репутации других лиц; или б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения» [6].  Все положения этой статьи верны, потому что нет прав без обязанностей, и любой человек, в том числе ребёнок, должен нести ответственность за то, что говорит. Напоминание об этом содержится фактически во всех правовых документах. Запрещены призывы к агрессии и войне, посягание на государственную, личную и семейную тайну, а также распространение ложной информации, порочащих репутацию граждан. Статья 14 этой Конвенции указывает на то, что «государства - участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии». В статье 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» говорится о защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию [7]. Статья 4 ФЗ РФ «О средствах массовой  информации» говорит о недопустимости использования СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности…, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань» [8]. Много споров в обществе вызвал ФЗ РФ об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Оскорбление религиозных чувств ранее регулировалось Кодексом об административных правонарушениях (ст. 5.26 КоАПП). Под ним понимались неуважительный отзыв или высмеивание религиозных догм или канонов, осквернение предметов, имеющих культовое значение… Теперь с аналогичной формулировкой эти деяния преследуются по статье 148 Уголовного кодекса РФ[9].  

Таким образом, основные правовые документы защищают право человека на свободу слова и суждений, потому что без вольного мышления жить невозможно.   Из уроков истории мы знаем, как дорого платили за свободу во все времена. Кого-то ссылали в Сибирь, кого-то заключали в тюрьмы, лагеря, психушки, кого-то выдворяли из страны. Из деятелей прошлого, в то или иное время пострадавших либо от царской цензуры, либо от советских репрессий, можно назвать Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маяковского, Мандельштама, Ахматову, Пастернака, позднее - Солженицына, Лихачёва и Сахарова. Как видим, не одно поколение России добивалось свободы слова, и, наш долг – сохранить эту свободу.

В наши дни всё чаще звучит вопрос - сколько свободы должны иметь дети? И это не случайно. Сегодня подростки говорят нелицеприятные вещи родителям, учителям, да и просто старшим людям. Иногда их речь становится настолько ненормативной и непонятной, что вызывает отвращение. Мне кажется, что причина этого - стремление к независимости. Многим подросткам «взрослость» представляется как абсолютная свобода, «что хочу, то и ворочу», и нет ещё осознания того, что существует ещё и ответственность за сказанное слово. У нас в классе, к великому сожалению, есть такие ребята. Они вошли в конфликт и противоречие прежде всего сами с собою и со своими родителями, которые теперь бессильно разводят руками. «Свобода слова» вначале с родными, затем с учителями и школьными товарищами привела к бесконечной череде конфликтов. А ведь любая свобода должна ограничиваться нравственными принципами. Ещё Сенека говорил о том, что «стыд запрещает порой то, что не запрещают законы» [10]. И к свободе слова это относится самым прямым образом, которая не должна из неотъемлемого права превращаться во вседозволенность.

На уроках обществознания мы много говорим о современной демократии, непреложной истиной которой является положение о том, «чем больше прав, тем больше и обязанностей», но, к сожалению, понимают это далеко не все. Обязанности эти, в первую очередь, моральные: перед собой и обществом, в котором живешь. Только глупый полагает, что слова не имеют силы, и не способны при неосторожном использовании повлечь за собой необратимые последствия. И, наверное, таких немало - от того и возникает так много конфликтов. Когда я слышу в школе, на улице грубые выражения и ненормативную лексику, всегда делаю замечание, на что, как правило, следует ответ: «У нас в стране свобода слова!» Но разве ради такой пресловутой свободы платили столь высокую цену наши лучшие предшественники? Уверена - нет! Это говорит не о праве на свободу слова, а лишь о бескультурии и невоспитанности. Свобода слова предполагает прежде всего правильное с ней обращение. Представьте, какой бы творился вокруг хаос и беспорядок, если бы мы все начали говорить друг о друге то, что думают?

Я провела анкетирование среди школьников городской и сельской школ с тем, чтобы выяснить, какой смысл вкладывают школьники в понятие «свобода слова» и насколько важно для них это право. Респондентами стали учащиеся 7-9 классов /по 40 человек от каждой школы /. Анкета состояла из 8 вопросов, главный их которых звучал так: свободе слова: ответственность или вседозволенность? Результаты анкетирования меня порадовали /подробный анализ ответов смотрите в приложении №1 /.  Они показали, что школьники и городской, и сельской школ имеют верные представления о свободе слова. Они знают основные правовые документы, и понимают, что свобода слова - это не вседозволенность, а прежде всего ответственность за каждое сказанное слово. Школьники осознают, насколько сложно отстаивать своё мнение в школе, семье, с друзьями, поэтому свободе слова надо учиться.

А учиться этому, на мой взгляд, необходимо прежде всего в семье – и чем раньше, тем лучше. Подростковый период сложен как для детей, так и для взрослых. В нём всё намешено – и вспыльчивость, и противоречивость, и особый драйв, и непослушание. И мы с братом, а он младше меня всего на год, благодарны родителям за то, что они не обижаются и ни в коей мере не отдаляются от нас, наоборот, все наши негативные эмоции стараются перевести в иное русло, а то и в шутку. С родителями у нас сложились доверительные отношения. У них всё в меру – любовь и терпение, разум и великодушие, строгость и юмор. Поэтому, если и возникают разногласия, то они быстро улаживаются. Родители дают нам определённую свободу, но при этом объясняют, как ею надо пользоваться, чтобы не причинить никому зла. Мама, провожая нас в школу, часто напоминает проверенную временем народную мудрость: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Это звучит для нас как сигнал – будьте сдержанны и аккуратны со словом! В общем, думаю, что только родители и их дети могут решить, сколько свободы должны иметь дети дома, в школе, в окружающем социуме. Малышам в этом плане гораздо проще – им позволено говорить всё. Нашему самому младшему братишке три года, и он может без всякой боязни лепетать о чём угодно, не боясь наказания. Смотрю на него и понимаю, что только у него и есть истинное право на свободу слова.

Степень свободы слова и самовыражения зависят, на мой взгляд, ещё и от того, насколько человек близок тебе по духу. У меня есть подруга, с которой я могу говорить открыто на любые темы, зная, что она меня поймёт и разделит мои взгляды. Пожалуй, лишь с ней я могу говорить абсолютно свободно. А, например, с учителями и людьми старшего возраста я говорю более сдержанно, тактично и осторожно с чувством ответственности и осознанием того, что неосторожным словом могу навредить не только себе, но и другому человеку. Таким образом, чем старше мы становимся, тем больше задумываемся над своими словами.         Но далеко не все. В ходе выполнения данной работы, я побывала в местном Доме культуры и поговорила со старшим методистом Тучиной Е.В. о том, как проводят своё свободное время обучающиеся школы.  Она отметила, не все подростки усвоили правила морали: находясь в общественном месте, часто употребляют ненормативную лексику. Родители не могут справиться со сквернословием собственных детей / подробно интервью изложено в приложении №2 /. Я ещё раз убедилась в том, что именно семья в ответе за формирование нравственного облика своего ребёнка, его общей культуры. Подобное поведение школьников должно быть наказуемо.

        Уже сегодня я строю планы на будущее и понимаю, что оно во многом будет зависеть от меня – моих знаний, жизненной позиции, целеустремлённости, трудолюбия, умения сотрудничать с людьми и многого другого. В нашей школе существуют органы ученического самоуправления, которые помогают развивать самостоятельность обучающихся в принятии и реализации решений. Что касается свободы слова, у каждого есть не только право свободно выражать своё мнение, но и обязанность уважать взгляды и убеждения, свободу и достоинство другого человека; более того - достойно, культурно вести себя и заботиться о красоте родной речи. В День учителя обучающиеся школы традиционно берут бразды правления в свои руки. Всё как у взрослых – проведение утренней общешкольной линейки, уроков, воспитательных мероприятий, питание в столовой, выполнение всякого рода контролирующих функций. И только побывав на месте учителей и администрации школы, осознаём, насколько тяжёл и ответственен их труд.

В октябре 2017г. обучающиеся нашей школы участвовали в выборах депутатов в районную Детскую думу. Мне доверили быть председателем школьной избирательной комиссии. Выборы прошли организованно и каждый имел возможность осуществить свободное волеизъявление и отдать свой голос за кандидата - сделать свой ВЫБОР, сказать своё весомое и свободное СЛОВО. Так небольшими шажками мы, пока ещё школьники, продвигаемся к взрослой самостоятельной жизни. Главное на этом пути – ставить перед собой верные ориентиры. А учиться этому нам есть у кого! С большим вниманием я следила за работой молодёжного форума «Россия – страна возможностей», который проходил с 13 по 15 марта в Москве на ВДНХ. Меня поразило число умных инициатив в самых различных отраслях знаний, выдвинутых талантливой молодёжью при личной встрече с Президентом, а также их умение грамотно говорить на важные и актуальные темы, успешно презентовать свои инициативы. Вот она – истинная СОЗИДАТЕЛЬНАЯ СВОБОДА СЛОВА, к которой нам всем следует стремиться. А как свободно и весомо звучало СЛОВО Президента страны: «Страна заинтересована в успехе каждого из вас. Потому что из успехов каждого будет складываться успех нашей Родины — России» [11].   Уверена, что именно на такую молодёжь и следует держать равнение.

Сегодня многие признают, что СЛОВО обладает огромной силой - оно способно окрылять, давать надежду, веру, силу, делать человека счастливым. Но к сожалению, оно может и глубоко ранить человека, сломить его волю и даже желание жить. Вот почему об этом следует помнить каждому человеку, и тем более нашим политикам.

Всю страну поразили теледебаты в преддверии Президентских выборов - кандидаты на высшую должность в стране «дискуссировали», не стесняясь никаких словесных выражений, и готовы были буквально «рвать друг друга на части». Это было ужасно. 14 марта кандидат на пост президента Ксения Собчак покинула предвыборные дебаты в слезах, так как кандидат от ЛДПР Владимир Жириновский на протяжении всей программы оскорбительно комментировал все её выступления. Это был не первый их конфликт. Во время дебатов 28 февраля Жириновский также нелицеприятно выражался в адрес Собчак, и на одну из его оскорбительных реплик, телеведущая взяла стакан и выплеснула воду на лидера ЛДПР, после чего он перешёл на нецензурную брань. Зрители телеканала были шокированы: если позволительно так безнравственно вести себя партийной элите, то что говорить о простых смертных? А между тем, по данным исследования Комитета по политическим технологиям РАСО, Собчак с результатом четыре балла из пяти стала лучшим среди кандидатов в президенты РФ по качеству работы на предвыборных дебатах [12].   Нет, такая свобода слова нам не нужна! Можно понять и простить поведение подростков с их максимализмом, но не зрелых политиков. Считаю, что такое поведение должно быть наказуемым и точку в таких спорах обязан ставить ЗАКОН. «Свобода слова» – это не есть свобода оскорблений. Слово не должно быть таким откровенно злым и подавляющим, оно должно быть добрым и созидательным. Тогда и само общество будет становиться добрым, открытым и конструктивным. Мне кажется, все хотят жить именно в таком обществе. Свобода слова нуждается в нравственной цензуре, а сквернословие необходимо запрещать на любом уровне [13].

Хотелось бы несколько слов сказать о свободе слова в Интернете, ведь никто не будет отрицать тот неопровержимый факт, что его власть над человеком неуклонно растёт /об этом - интервью с заведующей сельской библиотекой – см. приложение №3 /. Вот где есть возможность каждому проявить СВОБОДУ СЛОВА и почувствовать себя «журналистом-профессионалом». «Виртуальный мир для многих людей стал импровизированной трибуной, взобравшись на которую, можно высказать своё мнение по поводу волнующих проблем, обстановки в стране и мире, действий политиков, или, например, поведения соседа» [21].  И не только высказаться, но и дождаться обратной связи - ответов сторонников или противников высказанной точки зрения, возможности поспорить, развить тему, и доказать свою правоту. Однако, в случае с высказываниями в интернете, важно помнить о том, что он вовсе не анонимен и что, если кто-то станет заниматься очернительством или оскорблением власти, или простого человека, за это можно поплатиться. И это, на мой взгляд, абсолютно правильно. Нужно быть вежливым и сдержанным, особенно в виртуальном мире, ведь мы подчас лично не знакомы. Необходимо ответственно относиться к каждому слову и обсуждать любую, даже самую горячую тему, никого не оскорбляя. И ещё одно маленькое предостережение – нельзя принимать любую информацию за чистую монету. Не зря появилась поговорка, проверенная временем – «доверяй, но проверяй». Где гарантия того, что та или иная информация правдива? Думаю, что СЛОВО всё же должно быть под контролем государства, потому что его СВОБОДОЙ в должной мере российское общество пользоваться ещё не научилось.

   18 марта 2018г. состоялись выборы Президента нашего государства. За Владимира Путина проголосовало более 56 млн избирателей, что составило почти 77% от их общего числа. Цифры более чем убедительные. Почему вновь победа за Путиным? Потому что он всегда ответственно относится к каждому слову. Поздним вечером в день выборов, обращаясь на Манежной площади к своим избирателям, он назвал их КОМАНДОЙ, а себя членом этой команды. Какое ёмкое слово, показывающее высочайшую степень уважения и доверия к своему избирателю. Наверное, таким и должно быть СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА – взвешенным, продуманным и ёмким. Президент заверил, что, опираясь на поддержку россиян, он продолжит большую масштабную работу во имя России [14 К сожалению, не все россияне в этот день смогли свободно проголосовать – на Украине доступ к дипмиссиям был перекрыт. Причину объяснили - Крым является территорией Украины, и Россия не имела права проводить там свои выборы [15]. Но ведь по результатам референдума 2014г. полуостров вошёл в состав России. Четыре года назад 16 марта 2014г. на референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Согласно официальным результатам, в АРК 96,77 % проголосовавших высказалось за присоединение Крыма к России при явке 83,1 %, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %. Однако Украина до сих пор не признает плебисцит. Президент РФ Владимир Путин неоднократно заявлял, что голосование прошло в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН, и вопрос Крыма «закрыт окончательно». Крым вернулся назад домой в родную гавань, имя которой РОССИЯ [16]. Запад крайне болезненно и даже истерично воспринял итоги референдума в Крыму. Оно и понятно, Крым – лакомый кусочек и у США и Европы на него были свои планы. Вот почему они по-прежнему называют референдум нелегитимным, противоречащим международному и украинскому законодательству. И в продолжение грозят Москве введением новых экономических и политических санкций. 

Западная свобода слова в наши дни стала свободой русофобского слова, когда против России в целях введения в заблуждение и получения финансовой или политической выгоды намеренно распространяют дезинформацию. «Но свобода слова не должна переходить границы морали, тогда она не будет опасной». В 2017 году президент США Дональд Трамп по отношению к журналистам, которые, по его мнению, сообщают «фейковые новости», применил термин «враги народа». Даже он признал: «Фальшивые новости очень затрудняют заключение соглашений с Россией». При этом Трамп повторил ранее высказывавшийся им тезис о том, что «поладить с Россией было бы прекрасно». Западные СМИ с их неконтролируемой свободой слова сеют против России целую череду клеветы, манипулируя при этом человеческим мнением.
Как следствие этого – порождение одного из опаснейших явлений XXI века – информационных войн. Многие европейские и американские издания специально публиковали и продолжают публиковать заведомо ложные данные. В адрес России постоянно звучат обвинения в ограничении и нарушении свободы слова в России. Однако при этом зачастую игнорируются или замалчиваются многочисленные проблемы со свободой слова на самом Западе. Вот лишь некоторые темы из того потока клеветы, который в последние годы обрушился на Россию: - искажены факты крушения малазийского рейса МН17;

- Швеция постоянно ищет в своих территориальных водах «русские» субмарины;

- в 2016г. на Западе впервые заявили о том, что II мировую войну выиграли США;

- в ноябре-декабре 2016 года, при восстановлении контроля над Алеппо, западные СМИ обвинили Россию в использовании «тактики выжженной земли»;

- Россия - пособник международной наркомафии и терроризма.

Каждый день рождаются новые мифы. Вот темы последних:

- Россия - страна-агрессор, которая организует гибридные войны;

- РФ постоянно вмешивается в ход выборов в разных странах мира;

- Россия организовала в Солсбери убийство Скрипаля и его дочери;

- Путин угрожает США и Западу гонкой вооружений.

Дело Скрипаля называют вишенкой на торте в информационной войне с Россией. Никаких доказательств о её причастности к отравлению семьи не имеется, но со всех трибун звучит: «Виновата Россия». Последняя тема особо актуальна для всего Запада. Во время ежегодного послания ФС РФ Владимир Путин 1 марта 2018г. презентовал шесть новых видов вооружения, не имеющих аналогов в мире. О том, что Россия ответит на выход американцев из договора по ПРО, он говорил еще в 2000-х. А сейчас подтвердил это конкретными результатами. В Пентагоне уже признали бесполезность размещённых в Европе ПРО США перед российскими ракетами. Запад истерит по этому поводу – опять не удалось загнать Россию в угол. Существует рейтинг «Репортеров без границ», в котором оценивается положение со свободой слова и свободой СМИ в 180 странах мира. В 2014 году Россия была на 148-м месте. На первых местах – Финляндия, Нидерланды, Люксембург и др., кстати, США – на 46-м месте. По результатам 2017 года Россия всё также остаётся на 148-м месте. Авторы докладов озабочены и признают: «Мы вошли в эру постправды, пропаганды и подавления свобод – в особенности в демократических странах» [17].   Таким образом, эксперты правозащитной организации «Репортеры без границ» признают, что свобода прессы в мире переживает кризис.

Запад откровенно наплевал на принципы правды и объективности и выдает награды за откровенную клевету и поддержку антироссийской истерии. Всё потому, что «не может праведная Европа примириться с растущим влиянием Москвы на ситуацию в мире и не желает восстановления статуса России как сверхдержавы. Наоборот, Россию стараются всеми силами низвести до уровня страны-изгоя, угрозы безопасности для всего «цивилизованного мира» [18].  

Журналисты Запада, пользуясь свободой слова, забыли об ответственности перед своей аудиторией, а профессия ведь ко многому обязывает. Слово, обращённое к читателю должно быть взвешенным, проверенным и правдивым, и конечно же, СВОБОДНЫМ. Тем временем Запад продолжает демонстрировать миру всю мощь информационного оружия.

В связи с информационной войной, навязанной миру Западом, хочется отметить что многие зарубежные журналисты честно исполняют свой журналистский долг. За 2016 год в мире погибли 74 журналиста, в 2017г. – 65. Эти данные приводятся в отчёте организации «Репортёры без границ». На сегодняшний день 54 репортера удерживаются в заложниках, двое считаются пропавшими без вести. 20 декабря 2018г. в Госдуме открылась выставка «Долг журналиста», посвящённая профессиональному подвигу корреспондентов, работавших в горячих точках. В экспозицию вошли фотографии Андрея Стенина, погибшего на Украине в 2014 году, а также видеосъемки его коллег с ВГТРК и Первого канала — Игоря Корнелюка, Антона Волошина и Анатолия Кляна, погибших в Донбассе. Помимо кадров из Донбасса и Киева на выставке есть работы журналистов, работавших в Сирии — разрушенные города, объятые страхом жители. Это их СЛОВО, которое они донесли до нас, отдав при этом самое ценное - ЖИЗНЬ! Это не столько выставка, как скорее мемориал погибшим журналистам [19]. В 2018 году на Арбате в Москве появится памятник погибшим журналистам новой России.

К сожалению, некоторые россияне, стремясь выехать на постоянное место жительство в страны Запада, сознательно вводят в заблуждение иностранные миграционные службы, рассказывая мифы об «ужасах» в России. Как можно относиться к такому СЛОВУ? Как к предательскому! Россия вырастила их, дала образование, а теперь они клевещут на неё. Западные СМИ, так настроенные на антироссийскую риторику, подхватывают эту информацию и выдают за чистую монету в информационном поле своих стран. Такое поведение, а именно участие в процессе демонизации образа страны, должно соответственно наказываться. Вот почему депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит проект закона о введении уголовной ответственности в отношении лиц, сознательно распространяющих ложные сведения о России - готовится статья в УК РФ «Клевета на государство». «Государство, защищая от клеветы каждого своего гражданина в уголовном порядке, тем более может и должно защищать и себя» [20].     

В современном демократическом государстве не может господствовать одна точка зрения. Общество постоянно меняется, развивается, и, чтобы эффективно управлять страной, власть должна знать мнение граждан, что возможно только при реальной свободе слова. Но полной и абсолютной свободы слова быть не может. Да, любой человек, и ребёнок в том числе, может свободно высказать свою точку зрения, но при этом он должен чётко осознавать, что он говорит и нести ответственность за каждое сказанное слово, иными словами -  помнить о культуре слова, своей личной нравственной цензуре. А молчать всё-таки нам, молодым, не надо! Необходимо учиться СВОБОДЕ СЛОВА, умению отстаивать свою точку зрения, свою позицию, делая это достойно, без излишней запальчивости и оскорблений. Мне в этом плане очень импонируют строчки из песни Андрея Макаревича «Давайте делать паузы в словах».

Давайте делать паузы в словах,

Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах [21].

Да, делать паузы очень важно, но превращаться в угодливых молчунов и соглашателей не стоит, потому что история учит -  многие грязные поступки в ней совершались с молчаливого согласия остальных членов общества. Вот почему важно говорить, но делать это надо ответственно, не допуская вседозволенности, не забывая о культуре слова, которое только при этих условиях станет по-настоящему СВОБОДНЫМ.

 

 

 

 

Источники и литература

1.      http://www.endic.ru/dal/Svoboda-36704.html

2.      https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B

3.      http://base.garant.ru/10135532/95ef042b11da42ac166eeedeb998f688/

4.      https://www.echr.coe.int/Documents/Convention_RUS.pdf

5.      http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-29-krf

6.      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ee1e80d69129a61971af5c86c0217eb8431126ad/

7.      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/c1969317a1e0e4abc2eb9cf23dcf4c9f72e6c764/

8.      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/285787630b41d4963964c4c89fada1196a65cf3e/

9.      https://novainfo.ru/article/?nid=1963

10.  https://socratify.net/quotes/lutsii-annei-seneka/152667

11.  https://www.5-tv.ru/news/189802/

12.  https://www.znak.com/2018-03-14/kseniya_sobchak_pokinula_teledebaty_v_slezah

13.  http://tv-soyuz.ru/qna/chto-takoe-svoboda-slova

14.  http://kremlin.ru/events/president/news/57084

15.  https://ria.ru/election2018_news/20180319/1516782251.html

16.  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BC_%D0%BE_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%81%D0%B5_%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D0%B0_(2014)

17.  https://pr-agentstvo.com/articles/mnenie-zhurnalistov-est-li-v-rossii-svoboda-slova.html

18.  https://ru.sputniknews-uz.com/columnists/20180317/7741015/delo-skripalya-vishenka-na-torte-v-informacionnoj-vojne-s-rossiej.html

19.  https://www.vesti.ru/doc.html?id=2965569

20.  https://iz.ru/news/592234

21.  https://kulturologia.ru/blogs/131016/31777/

- Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека от 1950 г., ст. 10, п.2.

- Конституция Российской Федерации, гл. 2, ст. 29.

- Закон РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-1, ст.4.

- Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 15, п. 1- 12.

- Уголовный Кодекс РФ, ст.148, ч. 2.


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Орешковская основная общеобразовательная школа» полное название образовательной организации 140550, п

МКОУ «Орешковская основная общеобразовательная школа» полное название образовательной организации 140550, п

Свобода слова: ответственность или вседозволенность?

Свобода слова: ответственность или вседозволенность?

Каждый день нас захлёстывает целое море слов, благодаря которому мы, как и далёкие наши пращуры, стремимся к познанию чего-то нового с тем, чтобы в последующем…

Каждый день нас захлёстывает целое море слов, благодаря которому мы, как и далёкие наши пращуры, стремимся к познанию чего-то нового с тем, чтобы в последующем…

Конвенция ООН о правах ребенка, в которой в ст

Конвенция ООН о правах ребенка, в которой в ст

Из уроков истории мы знаем, как дорого платили за свободу во все времена

Из уроков истории мы знаем, как дорого платили за свободу во все времена

У нас в стране свобода слова!»

У нас в стране свобода слова!»

Это звучит для нас как сигнал – будьте сдержанны и аккуратны со словом!

Это звучит для нас как сигнал – будьте сдержанны и аккуратны со словом!

В День учителя обучающиеся школы традиционно берут бразды правления в свои руки

В День учителя обучающиеся школы традиционно берут бразды правления в свои руки

Всю страну поразили теледебаты в преддверии

Всю страну поразили теледебаты в преддверии

И не только высказаться, но и дождаться обратной связи - ответов сторонников или противников высказанной точки зрения, возможности поспорить, развить тему, и доказать свою правоту

И не только высказаться, но и дождаться обратной связи - ответов сторонников или противников высказанной точки зрения, возможности поспорить, развить тему, и доказать свою правоту

Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление

Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление

Однако при этом зачастую игнорируются или замалчиваются многочисленные проблемы со свободой слова на самом

Однако при этом зачастую игнорируются или замалчиваются многочисленные проблемы со свободой слова на самом

Таким образом, эксперты правозащитной организации «Репортеры без границ» признают, что свобода прессы в мире переживает кризис

Таким образом, эксперты правозащитной организации «Репортеры без границ» признают, что свобода прессы в мире переживает кризис

России. Как можно относиться к такому

России. Как можно относиться к такому

СВОБОДНЫМ. Источники и литература 1

СВОБОДНЫМ. Источники и литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019