Учитель Высшей категории начальных классов в ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4" Г. МЕЛИТОПОЛЬ
anzhelaverbickaya69@yandex.ru
Цели занятия
- Формирование представления о значимости образования в условиях
военного времени;
- Осознание роли учителей и учебных заведений в поддержке морального духа
населения и подготовке молодежи к защите Родины;
- Знакомство школьников с особенностями организации учебного процесса в
годы Великой Отечественной войны;
- Актуализация знаний о вкладе образовательных учреждений в победу над
фашизмом;
- Развитие уважения к подвигу учителей и учащихся, продолжавших учебный
процесс в тяжелых условиях войны
Формирующиеся ценности
Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, уважение к труду и
героизму предшественников, историческая память, сопереживание и
ответственность
Основные смыслы
Знание – сила. Учимся, чтобы побеждать!
Великая Отечественная война – это героическая страница истории
нашей Родины. Время тяжелых испытаний, время борьбы и мужества. Весь
народ встал на защиту страны. Победа ковалась в боях, на заводах и колхозных
полях, в единстве фронта и тыла. Война за будущее страны велась и за
школьной партой, в аудитории техникума и института. Особенно тяжело было
в начальный период Великой Отечественной войны. Но обучение детей было
решено продолжить. Принятые меры в системе образования позволили
обеспечить всеобщее обязательное обучение детей, повысить качество
обучения в школах.
Система народного образования в годы Великой Отечественной войны
сыграла важную роль в победе СССР.
Продолжительность занятия: до 40 минут
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа.
Комплект материалов:
o презентация занятия
o текст к слайдам для учителя
o видеоролик: «Дневники детей войны»
3
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Беседа со школьниками начинается с информирования о городском
образовательном проекте «Мой героический район» и о великом
историческом событии: 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов.
Проводится обзор системы народного образования СССР перед войной:
школа, средние специальные и высшие учебные заведения. Формируется
представление о достижениях общего образования страны.
Далее на контрасте событий в форме обсуждений выявляются проблемы,
возникшие в обучении и воспитании детей с началом войны.
Часть 2. Основная часть
Проводится обзор мер по сохранению общего образования в годы войны.
Ребята знакомятся с задачами, которые решала система общего образования в
это время, изменениями в образовательном процессе.
Рассказывается о том, как самоотверженно учились, трудились и
защищали свой город школьники Москвы, о героическом обучении в
блокадном Ленинграде. Дети вносили свой вклад в борьбу с врагом.
Школьники знакомятся с личностью историка, педагога, дипломата
Владимира Петровича Потёмкина. На примере рассказа о его деятельности,
масштабах проводимых реформ раскрывается тема профессионального
мастерства, личного вклада человека в Великую Победу и будущее страны.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части подводятся итоги беседы.
Дети и учителя военных лет боролись с фашизмом на фронте и в тылу.
Система народного образования страны смогла справиться с трудностями
времени. Учительство в тяжелые дни войны самоотверженно продолжило
воспитание и просвещение детей и молодежи. В годы Великой Отечественной
войны принятые меры позволили сохранить школьное образование, повысить
качество обучения и подготовки выпускников. Им предстояло стать надежной
сменой на фронте, на производстве, предстояло восстанавливать и развивать
страну после войны.
4
Слайд 1
Титульный
5
Слайд 2
Введение
Мой героический район — городской образовательный проект, в котором
за последние годы приняли участие несколько сотен тысяч школьников
Москвы.
Проект предоставляет возможность школьникам и студентам колледжей
изучать героическую историю своего города. Все исследовательские
материалы проекта создают ученики московских школ, студенты колледжей
под руководством педагогов-наставников и публикуют на сайте проекта. Они
рассказывают о людях, памятных местах, объектах культурного наследия,
заводах, больницах и пр., связанных с героической историей города Москвы.
Участники проекта – московские школы и колледжи – традиционно
проводят Урок мужества, посвященный Дню Победы в Великой
Отечественной войне.
Наш народ противостоял нацистской Германии и её союзникам. В
судьбе каждой семьи война оставила свой след. Страна боролась с врагом,
защищала будущее. Победа в Великой Отечественной войне – это подвиг всего
народа!
6
Слайд 3
В 1931 году четырехклассное начальное образование стало обязательным
для всех, с 1937 года — пятиклассное, а с 1939 года обязательным был сделан
и седьмой класс.
Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями:
•Начальная школа (4 класса) с 8 лет
•Неполная средняя школа (7 классов)
•Средняя школа (10 классов)
Страна делала все для того, чтобы каждый гражданин был грамотным. В
1939 году грамотных граждан было уже 87,4%
Основной формой организации учебного процесса стал урок.
В школе вводились строгое расписание занятий, правила для учащихся.
Кстати, должность «классный руководитель» появилась в 1934 году
вместо прежней должности «групповод».
«...Пойми, нашей родине...нужны грамотные, образованные... умеющие
превосходно работать люди. Они нужны были всегда, они нужны сейчас. И
они еще нужней будут завтра» - из статьи в «Пионерской Правде», от 21
марта 1941 г.
Вопросы к обучающимся:
Почему государство заботилось о повышении уровня грамотности
граждан?
7
Слайд 4
Строились тысячи новых школ.
В стране развивалась система высших и средних учебных заведений.
Открывались техникумы и училища, где молодёжь могла получить
специальности, востребованные в народном хозяйстве и промышленности, и
профессиональные навыки.
Развернулась масштабная подготовка специалистов – выходцев из
рабочих и крестьянских семей. Вузы и техникумы были созданы во всех
регионах страны. К концу 1930-х гг. Советский Союз вышел на первое место
в мире по числу учащихся и студентов.
Успехи в просвещении населения носили стремительный и грандиозный
характер. Передовой характер системы советского образования во многом
способствовал победе в Великой Отечественной войне.
Вопросы к обучающимся:
Почему государство заботилось о повышении уровня образования
граждан?
Что общего в школьном образовании предвоенных лет и наших дней?
Как вы думаете, какие профессии были востребованы в то время и почему?
(Предполагаемый ответ: инженеры, врачи, строители, шахтеры, летчики,
высококвалифицированные рабочие: токарь, слесарь, строитель и другие. В
стране проводилась индустриализация)
8
Слайд 5
Годы Великой Отечественной войны стали испытанием для всего народа,
временем борьбы с врагом. В это время необходимо было сохранить систему
народного образования, укрепить учебно-воспитательную работу.
Продуманная образовательная политика 1941-1945 гг. стала важной
составляющей победы СССР в Великой Отечественной войне.
Перед школой стояла задача во чтобы то ни стало продолжить обучать
детей. Проводилась эвакуация школ и учащихся в тыл. На освобождаемых
территориях здания школ часто были разрушены. Многие учителя и ученики
старших классов ушли на фронт. Не хватало письменных принадлежностей и
учебников. Уроки во многих школах проводились в несколько смен.
Корректировались учебные планы, из программы исключались
второстепенные предметы, усиливалась военная подготовка школьников.
Общее состояние школ:
• На территории страны фашисты разрушили около 82 тыс. школ
• Около З тыс. школьных зданий были заняты под казармы,
госпитали, заводы (ноябрь 1941 г.)
• В районах боевых действий почти все школы прекратили работу
• В 1941/42 учебном году 2596 учащихся в РСФСР не посещали
школу
• Количество средних школ сократилось на треть, резко
уменьшилось число учащихся старших классов
• Острый дефицит учебников
• Нехватка чернил и письменных принадлежностей
9
См. ролик «Дневники детей войны»
Вопросы к обучающимся:
Как изменилась жизнь школьников, когда началась Великая
Отечественная война?
Как война повлияла на систему школьного образования?
10
Слайд 6
Обеспечение всеобщего обязательного обучения и воспитание патриота
своей страны, стремление развить в нем лучшие черты, свойственные нашему
великому народу: трудолюбие, скромность, самоотверженная преданность
Родине, любовь к свободе, – задачи, которые решала система школьного
образования в годы Великой Отечественной войны.
Для сохранения и развития школьного образования в годы Великой
Отечественной войны были приняты серьёзные решения:
• уже в июле 1942 г. принято постановление «О вовлечении в школы всех
детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению»
• для обучения работающих на предприятиях детей и подростков в 1943 г.
созданы школы рабочей молодежи, в 1944 г. — вечерние школы сельской
молодежи
• с 1943 года вводилось обучение детей в начальной школе с семилетнего
возраста, что позволяло завершить неполное среднее образование (7 классов)
в 14 лет
• решалась проблема дефицита педагогических кадров
• введены пятибалльная система оценок успеваемости и поведения
учащихся (1943 год), обязательные выпускные испытания по окончании
начальной, семилетней школы и экзамены на аттестат зрелости в средней 10-
летней школе (1944 год)
• с 1944 года золотыми и серебряными медалями награждали
отличившихся учащихся средней школы
11
• за годы войны было построено 8 412 новых школ на млн 177 тыс. мест и
восстановлено 70 тыс. школьных зданий
Вопрос обучающимся:
Какие из принятых мер во время Великой Отечественной войны
применяются и в наши дни в деятельности школ?
Слайд 7
Во время войны жизнь Москвы была подчинена борьбе с врагом.
• В сентябре 1941 года началась эвакуация детей в тыл. В школах
размещались госпитали, казармы, призывные пункты и военные
учреждения.
• К 31 июля 1941 года из Москвы были эвакуированы 472 тысячи детей.
Столицу покинул 9 281 педагог.
• 28 тыс. учащихся старших классов пошли работать на заводы и фабрики,
заменив ушедших на фронт
• Старшеклассники участвовали в строительстве оборонительных
рубежей.
• Школьники были активными участниками МПВО (местная
противовоздушная оборона). За первые 9 месяцев войны на город было
сброшено около 100 тысяч зажигательных бомб, а бойцами МПВО
ликвидировано около 44 тысяч загораний и 2 тысяч пожаров. Воздушные
атаки немецкой авиации на Москву продолжались весь 1941 год. Многие
москвичи укрывались от бомбежек в метро.
12
Газета «Вечерняя Москва» 13 декабря 1941 года писала:
«В одном из домов по улице Кирова с первых дней войны дети
принимают активное участие в работе группы самозащиты. Они дежурят
по штабу и у здания, следят за порядком в убежищах».
В Москве 16 школ Фабрично-заводского обучения, 8 ремесленных и
железнодорожных училищ продолжили работу, выпускали детали для
военной техники. Учащиеся и мастера трудились по 10-12 часов в сутки. За
годы войны в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО
Москвы было обучено и направлено на производство 66,367 человек.
13
Слайд 8
«Не помню, чтобы когда-либо ученики занимались серьёзнее, вдумчивее,
добросовестнее, чем в тот тяжелый год, когда враг был у ворот столицы.
Очень много времени уделяли общественно- полезной работе. И как
самоотверженно трудились наши ученики!» - Антонина Корнеева,
Заслуженный учитель РСФСР
Помощь учреждениям города и населению оказывали тимуровские
команды: шефствовали над госпиталями, семьями бойцов, детскими домами и
садами, помогали собирать урожай.
Учащиеся школ активно оказывали помощь фронту: собирали
металлолом, в школьных мастерских изготавливали детали для оружия,
отправляли посылки бойцам.
С 15 января 1942 г. во всех 25 районах Москвы при 30 школах были
организованы консультационные пункты, в которых обучалось 13 964
человек, в т. ч. учащихся 7-х классов – 10 677, учащихся 10-х классов – 3 287
человек. К концу 1942 года уже 176 тысяч московских ребят снова сели за
парты в 295 школах.
Школы не только обеспечивали обучение, но и выполняли важную
воспитательную функцию, формируя патриотизм и ответственность у
подрастающего поколения.
14
Слайд 9
Школьное образование в Ленинграде во время войны продолжало
просвещение детей. В самые тяжелые месяцы первой блокадной зимы 39 школ
Ленинграда продолжали работу.
В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов
приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств.
Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за
чистотой в классах. В помещениях, где проходили уроки, было холодно. В
часы, когда не бомбили, дети занимались в классах, во время обстрелов и
бомбежек спускались в бомбоубежища, и уроки продолжались там.
Обучение проводилось по сокращённому учебному плану, в который
были включены только основные предметы. Уроки длились 20–25 минут,
больше не выдерживали ни учителя, ни ученики. Основную часть информации
школьникам приходилось запоминать на слух и пересказывать учителю –
записи в тетрадях почти не велись. Не хватало учебников, тетрадей,
письменных принадлежностей.
«К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ.
Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в
классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать
надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе,
столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как
тебе трудно, тоже нельзя» - осень 1941 года, учительница истории 239-й
школы К.В. Ползикова-Рубец.
15
Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-42 годов,
ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».
Дополнительно к скудному пайку дети получали в школе суп, за который
не вырезались талоны из продовольственной карточки. Борясь с голодом,
холодом и слабостью, дети овладевали знаниями.
Слайд 10
Дети вносили свой вклад в дело защиты города. Несмотря на истощение,
совмещали учебу с общественной работой. Они вставали к станкам на военных
заводах, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и
больными.
Широко привлекались школьники системой МПВО. С 23 июля 1941 года
по примеру Москвы в Ленинграде были введены круглосуточные посты для
тушения зажигательных бомб на всех крышах и чердаках домов. Дети
дежурили на крышах, помогали в ликвидации пожаров, участвовали в
строительных работах.
Когда была прорвана блокада Ленинграда в январе 1943 года, число
учащихся школ возросло. Уровень подготовки детей очень различался.
Учителя провели большую работу по выравниванию знаний учащихся.
В 1944 - 45 учебном году количество действующих школ в Ленинграде
существенно возросло: теперь насчитывалось почти 200 школ, а число
обучающихся в них школьников по сравнению с предыдущим годом
увеличилось почти в 3 раза, потому что началось возвращение детей из
эвакуации.
16
Ленинградские учителя и школьники в блокадные страшные дни
самоотверженным трудом помогли отстоять Ленинград. Более пяти тысяч
школьников получили награду- медаль «За оборону Ленинграда».
Блокадное детство
Я вспоминаю детства моего страницы,
Когда закружит в поле снегопад.
Блокадный город начинает сниться,
Любимый город – город Ленинград.
Вот наша школа в шрамах от бомбежки:
Фанера в окнах, лампы фитилёк.
Мороз безжалостный гуляет за окошком.
Но светит в классе добрый огонёк.
Учитель за столом, и бледный, и усталый,
Читает Пушкина в продрогшей тишине.
И кажется: вокруг теплее стало
И все на миг забыли о войне.
О том, что бомбы рвутся где-то рядом,
Что люди падают от голода в сугроб,
Что смерть по улицам гуляет Ленинграда
И кто-то тащит на салазках гроб.
Учитель говорит о том, что сердцу свято:
О родине, о мире, о добре,
О том, как любят Родину солдаты,
И город защитят в любой войне...
Наш город выстоял. И слово о Победе
Из репродуктора однажды донеслось.
От счастья плакали и взрослые, и дети –
Без слез в тот славный день не обошлось.
И загремел салют над ЛенинградомПобеды вестник на родной земле.
Но навсегда запомним мы Блокаду
И тех, кто выстоять помог родной стране.
Любовь Федунова
(В основе стихотворения - воспоминания участников блокадных дней и
событий)
17
Вопросы обучающимся:
Как школьники Москвы и Ленинграда участвовали в защите города?
Почему в условиях военного времени не прекращалось обучение
школьников?
18
Слайд 11
В годы Великой Отечественной войны сфера образования столкнулась с
проблемой нехватки педагогических кадров. Многие учителя ушли на фронт.
В тылу учителя учили детей, в каникулы работали на колхозных полях,
фабриках, собирали вещи для красноармейцев, вязали носки и варежки.
«Когда вспоминаешь о самоотверженной работе учителей
прифронтовой полосы, учителей героического Сталинграда и славного города
Ленина, об учителях, находящихся на фронте, в партизанских отрядах,
чувствуешь, как велика сила советского патриотизма, как горяча любовь
советского учительства к своей родине» - Владимир Петрович Потёмкин,
нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР.
В первые годы войны в широком масштабе развернулась подготовка
учителей на 6-месячных и 10-месячных педагогических курсах.
Продолжительность подготовки в учительских институтах увеличивалась с 2
до 3 лет, а выпускники должны были быть готовыми преподавать несколько
смежных дисциплин.
В осаждённых городах учителя продолжали работать. Младшие классы
были вынуждены заниматься в бомбоубежищах. В освобождённых районах
учителя проводили перепись населения, учёт детей, потерявших родителей, а
также подлежащих обучению.
В годы Великой Отечественной войны правительство приняло меры для
улучшения материального положения учителей. Летом 1943 года вышло
постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении заработной платы
19
учителям и другим работникам начальных и средних школ». Денежное
содержание педагогов было повышено.
В 1943 году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР был
учреждён нагрудный знак «Отличник народного просвещения».
В 1944 году более 5 тысяч учителей были награждены орденами и
медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и
воспитанию детей.
20
Слайд 12
Для поддержки молодых преподавателей со стороны государства в 1943
году была основана Академия педагогических наук РСФСР. Первое
комплексное научно- исследовательское учреждение в области педагогики.
В её задачи входило изучение проблем и теоретических вопросов
педагогики, вопросы методики преподавания предметов, повышение качества
педагогического образования и помощь в создании учебников, пособий.
Сотрудники Академии педагогических наук принимали участие в учительских
совещаниях и конференциях, присутствовали на экзаменах в школах, читали
лекции для учителей.
Большое внимание Академия педагогических наук РСФСР уделяла своим
периодическим изданиям: «Советская педагогика», «Начальная школа»,
«Семья и школа».
Первым президентом учреждения в 1943-1946 гг. стал народный
комиссар просвещения РСФСР Владимир Петрович Потёмкин.
В 1966 году АПН РСФСР была преобразована в Академию
педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР.
Преемницей, ликвидированной АПН СССР в 1992 году, стала Российская
академия образования (РАО).
21
Слайд 13
Владимир Петрович Потёмкин (1874—1946) – советский
государственный и партийный деятель, историк, педагог, дипломат,
действительный член АН СССР и АПН РСФСР (1943)
• по окончании историко-филологического факультета Московского
университета преподавал в гимназии, реальном училище и институте
благородных девиц
• вел просветительские и пропагандистские лекции на рабочих курсах
• в 1919-м как член Коллегии Наркомата просвещения РСФСР принял
участие в создании «Положения о единой трудовой школе» — для детей
разных слоёв населения
• полпред СССР в Греции (1929–1932), Италии (1932–1934), Франции
(1934–1937)
• в 1937–1940 годах -заместитель наркома иностранных дел СССР.
• в 1940–1946 годах - нарком просвещения РСФСР. Время нахождения
Владимира Петровича на этом посту в период Великой Отечественной войны
было крайне тяжелым. И все-таки наркому просвещения удалось не только
сохранить школу, но и провести ряд крупных преобразований.
• Участвовал в создании Академии педагогических наук РСФСР, с 1943
года был её президентом.
• Руководил созданием коллективного трёхтомного научного труда
«История дипломатии» в годы Великой Отечественной войны.
В.П. Потёмкин стал инициатором реформы школьного образования. Его
целю было сделать советскую школу лучшей в мире.
22
Слайд 14
В школе царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим
авторитетом и уважением в обществе. Изменения произошли в содержании
общего образования, в организации процесса обучения, наполнении учебных
планов и программ.
Были установлены: «Правила для учащихся», укрепившие учебную
дисциплину, раздельное обучение, выпускные испытания в 4-х и 7-х классах,
экзамены на Аттестат зрелости в 10-м классе, золотые и серебряные медали,
пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся.
Были объединены русский язык и литература. Программа по литературе,
разработанная при В.П. Потёмкине, была лучшей за всю историю советской
школы.
Личный вклад В.П. Потёмкина в дело сохранения школьного образования
страны:
•В первые недели войны Потёмкин обращается через «Учительскую
газету» ко всем работникам народного просвещения - организовать для
учащихся 7—10-х классов занятия по военной подготовке и военносанитарному делу по 7 часов в неделю.
•«Правда» публикует 10 июля 1941 года обращение наркома
просвещения РСФСР к пионерам и школьникам с призывом помочь
стране в борьбе с врагом: организовывать пожарные, санитарные и
трудовые бригады, взять на себя заботу о семьях фронтовиков, помогать
взрослым в ремонте школьных зданий и учебного оборудования.
•Накануне 1941-42 учебного года Потёмкин издаёт приказ для
работников просвещения о подготовке школ к началу учебного года,
23
принимая в школы детей из семей всех эвакуированных и беженцев.
Приказ принимают к исполнению даже в осаждённых врагом городах,
переводя занятия в бомбоубежища, в каменоломни, в подземелья.
•15 ноября 1941 года, когда враг подступал к Москве, Потёмкин издал
приказ «О сборе материалов Великой Отечественной войны» - писем,
фотографий, почтовых открыток, различных билетов, плакатов, афиш и
других материальных свидетельств войны, вплоть до трофеев. Самыми
активными собирателями снова становятся дети.
Выступая в августе 1945 г. на Всероссийском совещании по народному
образованию, в котором традиционно участвовали не только учителя, но и
руководящие работники партийных и советских органов, широкая
общественность, нарком просвещения В.П. Потёмкин сказал: «Никто не
посмеет утверждать, что наша школа не выполнила своей основной
воспитательной задачи... Советская школа победила фашистскую школу,
советский учитель победил немецкого учителя-фашиста».
Вопрос обучающимся:
Как вы понимаете слова В.П. Потёмкина?
24
Слайд 15
Подведём итоги
Как учились дети в годы войны?
Как работали школы в годы войны?
На ваш взгляд, каков вклад системы образования в дело победы в
Великой Отечественной войне?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.