учеба в период ВОВ

  • doc
  • 30.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала учеба в период ВОВ.doc

Вербицкая Анжела Валерьевна,

Учитель Высшей категории начальных классов в ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4" Г. МЕЛИТОПОЛЬ

    anzhelaverbickaya69@yandex.ru

Цели занятия

- Формирование представления о значимости образования в условиях

военного времени;

- Осознание роли учителей и учебных заведений в поддержке морального духа

населения и подготовке молодежи к защите Родины;

- Знакомство школьников с особенностями организации учебного процесса в

годы Великой Отечественной войны;

- Актуализация знаний о вкладе образовательных учреждений в победу над

фашизмом;

- Развитие уважения к подвигу учителей и учащихся, продолжавших учебный

процесс в тяжелых условиях войны

Формирующиеся ценности

Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, уважение к труду и

героизму предшественников, историческая память, сопереживание и

ответственность

Основные смыслы

Знание – сила. Учимся, чтобы побеждать!

Великая Отечественная война – это героическая страница истории

нашей Родины. Время тяжелых испытаний, время борьбы и мужества. Весь

народ встал на защиту страны. Победа ковалась в боях, на заводах и колхозных

полях, в единстве фронта и тыла. Война за будущее страны велась и за

школьной партой, в аудитории техникума и института. Особенно тяжело было

в начальный период Великой Отечественной войны. Но обучение детей было

решено продолжить. Принятые меры в системе образования позволили

обеспечить всеобщее обязательное обучение детей, повысить качество

обучения в школах.

Система народного образования в годы Великой Отечественной войны

сыграла важную роль в победе СССР.

Продолжительность занятия: до 40 минут

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа.

Комплект материалов:

o презентация занятия

o текст к слайдам для учителя

o видеоролик: «Дневники детей войны»

3

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Беседа со школьниками начинается с информирования о городском

образовательном проекте «Мой героический район» и о великом

историческом событии: 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной

войне 1941-1945 годов.

Проводится обзор системы народного образования СССР перед войной:

школа, средние специальные и высшие учебные заведения. Формируется

представление о достижениях общего образования страны.

Далее на контрасте событий в форме обсуждений выявляются проблемы,

возникшие в обучении и воспитании детей с началом войны.

Часть 2. Основная часть

Проводится обзор мер по сохранению общего образования в годы войны.

Ребята знакомятся с задачами, которые решала система общего образования в

это время, изменениями в образовательном процессе.

Рассказывается о том, как самоотверженно учились, трудились и

защищали свой город школьники Москвы, о героическом обучении в

блокадном Ленинграде. Дети вносили свой вклад в борьбу с врагом.

Школьники знакомятся с личностью историка, педагога, дипломата

Владимира Петровича Потёмкина. На примере рассказа о его деятельности,

масштабах проводимых реформ раскрывается тема профессионального

мастерства, личного вклада человека в Великую Победу и будущее страны.

Часть 3. Заключительная

В заключительной части подводятся итоги беседы.

Дети и учителя военных лет боролись с фашизмом на фронте и в тылу.

Система народного образования страны смогла справиться с трудностями

времени. Учительство в тяжелые дни войны самоотверженно продолжило

воспитание и просвещение детей и молодежи. В годы Великой Отечественной

войны принятые меры позволили сохранить школьное образование, повысить

качество обучения и подготовки выпускников. Им предстояло стать надежной

сменой на фронте, на производстве, предстояло восстанавливать и развивать

страну после войны.

4

Слайд 1

Титульный

5

Слайд 2

Введение

Мой героический район — городской образовательный проект, в котором

за последние годы приняли участие несколько сотен тысяч школьников

Москвы.

Проект предоставляет возможность школьникам и студентам колледжей

изучать героическую историю своего города. Все исследовательские

материалы проекта создают ученики московских школ, студенты колледжей

под руководством педагогов-наставников и публикуют на сайте проекта. Они

рассказывают о людях, памятных местах, объектах культурного наследия,

заводах, больницах и пр., связанных с героической историей города Москвы.

Участники проекта – московские школы и колледжи – традиционно

проводят Урок мужества, посвященный Дню Победы в Великой

Отечественной войне.

Наш народ противостоял нацистской Германии и её союзникам. В

судьбе каждой семьи война оставила свой след. Страна боролась с врагом,

защищала будущее. Победа в Великой Отечественной войне – это подвиг всего

народа!

6

Слайд 3

В 1931 году четырехклассное начальное образование стало обязательным

для всех, с 1937 года — пятиклассное, а с 1939 года обязательным был сделан

и седьмой класс.

Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями:

•Начальная школа (4 класса) с 8 лет

•Неполная средняя школа (7 классов)

•Средняя школа (10 классов)

Страна делала все для того, чтобы каждый гражданин был грамотным. В

1939 году грамотных граждан было уже 87,4%

Основной формой организации учебного процесса стал урок.

В школе вводились строгое расписание занятий, правила для учащихся.

Кстати, должность «классный руководитель» появилась в 1934 году

вместо прежней должности «групповод».

«...Пойми, нашей родине...нужны грамотные, образованные... умеющие

превосходно работать люди. Они нужны были всегда, они нужны сейчас. И

они еще нужней будут завтра» - из статьи в «Пионерской Правде», от 21

марта 1941 г.

Вопросы к обучающимся:

Почему государство заботилось о повышении уровня грамотности

граждан?

7

Слайд 4

Строились тысячи новых школ.

В стране развивалась система высших и средних учебных заведений.

Открывались техникумы и училища, где молодёжь могла получить

специальности, востребованные в народном хозяйстве и промышленности, и

профессиональные навыки.

Развернулась масштабная подготовка специалистов – выходцев из

рабочих и крестьянских семей. Вузы и техникумы были созданы во всех

регионах страны. К концу 1930-х гг. Советский Союз вышел на первое место

в мире по числу учащихся и студентов.

Успехи в просвещении населения носили стремительный и грандиозный

характер. Передовой характер системы советского образования во многом

способствовал победе в Великой Отечественной войне.

Вопросы к обучающимся:

Почему государство заботилось о повышении уровня образования

граждан?

Что общего в школьном образовании предвоенных лет и наших дней?

Как вы думаете, какие профессии были востребованы в то время и почему?

(Предполагаемый ответ: инженеры, врачи, строители, шахтеры, летчики,

высококвалифицированные рабочие: токарь, слесарь, строитель и другие. В

стране проводилась индустриализация)

8

Слайд 5

Годы Великой Отечественной войны стали испытанием для всего народа,

временем борьбы с врагом. В это время необходимо было сохранить систему

народного образования, укрепить учебно-воспитательную работу.

Продуманная образовательная политика 1941-1945 гг. стала важной

составляющей победы СССР в Великой Отечественной войне.

Перед школой стояла задача во чтобы то ни стало продолжить обучать

детей. Проводилась эвакуация школ и учащихся в тыл. На освобождаемых

территориях здания школ часто были разрушены. Многие учителя и ученики

старших классов ушли на фронт. Не хватало письменных принадлежностей и

учебников. Уроки во многих школах проводились в несколько смен.

Корректировались учебные планы, из программы исключались

второстепенные предметы, усиливалась военная подготовка школьников.

Общее состояние школ:

• На территории страны фашисты разрушили около 82 тыс. школ

• Около З тыс. школьных зданий были заняты под казармы,

госпитали, заводы (ноябрь 1941 г.)

• В районах боевых действий почти все школы прекратили работу

• В 1941/42 учебном году 2596 учащихся в РСФСР не посещали

школу

• Количество средних школ сократилось на треть, резко

уменьшилось число учащихся старших классов

• Острый дефицит учебников

• Нехватка чернил и письменных принадлежностей

9

См. ролик «Дневники детей войны»

Вопросы к обучающимся:

Как изменилась жизнь школьников, когда началась Великая

Отечественная война?

Как война повлияла на систему школьного образования?

10

Слайд 6

Обеспечение всеобщего обязательного обучения и воспитание патриота

своей страны, стремление развить в нем лучшие черты, свойственные нашему

великому народу: трудолюбие, скромность, самоотверженная преданность

Родине, любовь к свободе, – задачи, которые решала система школьного

образования в годы Великой Отечественной войны.

Для сохранения и развития школьного образования в годы Великой

Отечественной войны были приняты серьёзные решения:

• уже в июле 1942 г. принято постановление «О вовлечении в школы всех

детей школьного возраста и использовании школьных зданий по назначению»

• для обучения работающих на предприятиях детей и подростков в 1943 г.

созданы школы рабочей молодежи, в 1944 г. — вечерние школы сельской

молодежи

• с 1943 года вводилось обучение детей в начальной школе с семилетнего

возраста, что позволяло завершить неполное среднее образование (7 классов)

в 14 лет

• решалась проблема дефицита педагогических кадров

• введены пятибалльная система оценок успеваемости и поведения

учащихся (1943 год), обязательные выпускные испытания по окончании

начальной, семилетней школы и экзамены на аттестат зрелости в средней 10-

летней школе (1944 год)

• с 1944 года золотыми и серебряными медалями награждали

отличившихся учащихся средней школы

11

• за годы войны было построено 8 412 новых школ на млн 177 тыс. мест и

восстановлено 70 тыс. школьных зданий

Вопрос обучающимся:

Какие из принятых мер во время Великой Отечественной войны

применяются и в наши дни в деятельности школ?

Слайд 7

Во время войны жизнь Москвы была подчинена борьбе с врагом.

• В сентябре 1941 года началась эвакуация детей в тыл. В школах

размещались госпитали, казармы, призывные пункты и военные

учреждения.

• К 31 июля 1941 года из Москвы были эвакуированы 472 тысячи детей.

Столицу покинул 9 281 педагог.

• 28 тыс. учащихся старших классов пошли работать на заводы и фабрики,

заменив ушедших на фронт

• Старшеклассники участвовали в строительстве оборонительных

рубежей.

• Школьники были активными участниками МПВО (местная

противовоздушная оборона). За первые 9 месяцев войны на город было

сброшено около 100 тысяч зажигательных бомб, а бойцами МПВО

ликвидировано около 44 тысяч загораний и 2 тысяч пожаров. Воздушные

атаки немецкой авиации на Москву продолжались весь 1941 год. Многие

москвичи укрывались от бомбежек в метро.

12

Газета «Вечерняя Москва» 13 декабря 1941 года писала:

«В одном из домов по улице Кирова с первых дней войны дети

принимают активное участие в работе группы самозащиты. Они дежурят

по штабу и у здания, следят за порядком в убежищах».

В Москве 16 школ Фабрично-заводского обучения, 8 ремесленных и

железнодорожных училищ продолжили работу, выпускали детали для

военной техники. Учащиеся и мастера трудились по 10-12 часов в сутки. За

годы войны в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО

Москвы было обучено и направлено на производство 66,367 человек.

13

Слайд 8

«Не помню, чтобы когда-либо ученики занимались серьёзнее, вдумчивее,

добросовестнее, чем в тот тяжелый год, когда враг был у ворот столицы.

Очень много времени уделяли общественно- полезной работе. И как

самоотверженно трудились наши ученики!» - Антонина Корнеева,

Заслуженный учитель РСФСР

Помощь учреждениям города и населению оказывали тимуровские

команды: шефствовали над госпиталями, семьями бойцов, детскими домами и

садами, помогали собирать урожай.

Учащиеся школ активно оказывали помощь фронту: собирали

металлолом, в школьных мастерских изготавливали детали для оружия,

отправляли посылки бойцам.

С 15 января 1942 г. во всех 25 районах Москвы при 30 школах были

организованы консультационные пункты, в которых обучалось 13 964

человек, в т. ч. учащихся 7-х классов – 10 677, учащихся 10-х классов – 3 287

человек. К концу 1942 года уже 176 тысяч московских ребят снова сели за

парты в 295 школах.

Школы не только обеспечивали обучение, но и выполняли важную

воспитательную функцию, формируя патриотизм и ответственность у

подрастающего поколения.

14

Слайд 9

Школьное образование в Ленинграде во время войны продолжало

просвещение детей. В самые тяжелые месяцы первой блокадной зимы 39 школ

Ленинграда продолжали работу.

В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов

приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств.

Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за

чистотой в классах. В помещениях, где проходили уроки, было холодно. В

часы, когда не бомбили, дети занимались в классах, во время обстрелов и

бомбежек спускались в бомбоубежища, и уроки продолжались там.

Обучение проводилось по сокращённому учебному плану, в который

были включены только основные предметы. Уроки длились 20–25 минут,

больше не выдерживали ни учителя, ни ученики. Основную часть информации

школьникам приходилось запоминать на слух и пересказывать учителю –

записи в тетрадях почти не велись. Не хватало учебников, тетрадей,

письменных принадлежностей.

«К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ.

Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в

классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать

надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе,

столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как

тебе трудно, тоже нельзя» - осень 1941 года, учительница истории 239-й

школы К.В. Ползикова-Рубец.

15

Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-42 годов,

ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

Дополнительно к скудному пайку дети получали в школе суп, за который

не вырезались талоны из продовольственной карточки. Борясь с голодом,

холодом и слабостью, дети овладевали знаниями.

Слайд 10

Дети вносили свой вклад в дело защиты города. Несмотря на истощение,

совмещали учебу с общественной работой. Они вставали к станкам на военных

заводах, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и

больными.

Широко привлекались школьники системой МПВО. С 23 июля 1941 года

по примеру Москвы в Ленинграде были введены круглосуточные посты для

тушения зажигательных бомб на всех крышах и чердаках домов. Дети

дежурили на крышах, помогали в ликвидации пожаров, участвовали в

строительных работах.

Когда была прорвана блокада Ленинграда в январе 1943 года, число

учащихся школ возросло. Уровень подготовки детей очень различался.

Учителя провели большую работу по выравниванию знаний учащихся.

В 1944 - 45 учебном году количество действующих школ в Ленинграде

существенно возросло: теперь насчитывалось почти 200 школ, а число

обучающихся в них школьников по сравнению с предыдущим годом

увеличилось почти в 3 раза, потому что началось возвращение детей из

эвакуации.

16

Ленинградские учителя и школьники в блокадные страшные дни

самоотверженным трудом помогли отстоять Ленинград. Более пяти тысяч

школьников получили награду- медаль «За оборону Ленинграда».

Блокадное детство

Я вспоминаю детства моего страницы,

Когда закружит в поле снегопад.

Блокадный город начинает сниться,

Любимый город – город Ленинград.

Вот наша школа в шрамах от бомбежки:

Фанера в окнах, лампы фитилёк.

Мороз безжалостный гуляет за окошком.

Но светит в классе добрый огонёк.

Учитель за столом, и бледный, и усталый,

Читает Пушкина в продрогшей тишине.

И кажется: вокруг теплее стало

И все на миг забыли о войне.

О том, что бомбы рвутся где-то рядом,

Что люди падают от голода в сугроб,

Что смерть по улицам гуляет Ленинграда

И кто-то тащит на салазках гроб.

Учитель говорит о том, что сердцу свято:

О родине, о мире, о добре,

О том, как любят Родину солдаты,

И город защитят в любой войне...

Наш город выстоял. И слово о Победе

Из репродуктора однажды донеслось.

От счастья плакали и взрослые, и дети –

Без слез в тот славный день не обошлось.

И загремел салют над ЛенинградомПобеды вестник на родной земле.

Но навсегда запомним мы Блокаду

И тех, кто выстоять помог родной стране.

Любовь Федунова

(В основе стихотворения - воспоминания участников блокадных дней и

событий)

17

Вопросы обучающимся:

Как школьники Москвы и Ленинграда участвовали в защите города?

Почему в условиях военного времени не прекращалось обучение

школьников?

18

Слайд 11

В годы Великой Отечественной войны сфера образования столкнулась с

проблемой нехватки педагогических кадров. Многие учителя ушли на фронт.

В тылу учителя учили детей, в каникулы работали на колхозных полях,

фабриках, собирали вещи для красноармейцев, вязали носки и варежки.

«Когда вспоминаешь о самоотверженной работе учителей

прифронтовой полосы, учителей героического Сталинграда и славного города

Ленина, об учителях, находящихся на фронте, в партизанских отрядах,

чувствуешь, как велика сила советского патриотизма, как горяча любовь

советского учительства к своей родине» - Владимир Петрович Потёмкин,

нарком просвещения РСФСР, академик АН СССР.

В первые годы войны в широком масштабе развернулась подготовка

учителей на 6-месячных и 10-месячных педагогических курсах.

Продолжительность подготовки в учительских институтах увеличивалась с 2

до 3 лет, а выпускники должны были быть готовыми преподавать несколько

смежных дисциплин.

В осаждённых городах учителя продолжали работать. Младшие классы

были вынуждены заниматься в бомбоубежищах. В освобождённых районах

учителя проводили перепись населения, учёт детей, потерявших родителей, а

также подлежащих обучению.

В годы Великой Отечественной войны правительство приняло меры для

улучшения материального положения учителей. Летом 1943 года вышло

постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении заработной платы

19

учителям и другим работникам начальных и средних школ». Денежное

содержание педагогов было повышено.

В 1943 году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР был

учреждён нагрудный знак «Отличник народного просвещения».

В 1944 году более 5 тысяч учителей были награждены орденами и

медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и

воспитанию детей.

20

Слайд 12

Для поддержки молодых преподавателей со стороны государства в 1943

году была основана Академия педагогических наук РСФСР. Первое

комплексное научно- исследовательское учреждение в области педагогики.

В её задачи входило изучение проблем и теоретических вопросов

педагогики, вопросы методики преподавания предметов, повышение качества

педагогического образования и помощь в создании учебников, пособий.

Сотрудники Академии педагогических наук принимали участие в учительских

совещаниях и конференциях, присутствовали на экзаменах в школах, читали

лекции для учителей.

Большое внимание Академия педагогических наук РСФСР уделяла своим

периодическим изданиям: «Советская педагогика», «Начальная школа»,

«Семья и школа».

Первым президентом учреждения в 1943-1946 гг. стал народный

комиссар просвещения РСФСР Владимир Петрович Потёмкин.

В 1966 году АПН РСФСР была преобразована в Академию

педагогических наук СССР при Министерстве просвещения СССР.

Преемницей, ликвидированной АПН СССР в 1992 году, стала Российская

академия образования (РАО).

21

Слайд 13

Владимир Петрович Потёмкин (1874—1946) – советский

государственный и партийный деятель, историк, педагог, дипломат,

действительный член АН СССР и АПН РСФСР (1943)

• по окончании историко-филологического факультета Московского

университета преподавал в гимназии, реальном училище и институте

благородных девиц

• вел просветительские и пропагандистские лекции на рабочих курсах

• в 1919-м как член Коллегии Наркомата просвещения РСФСР принял

участие в создании «Положения о единой трудовой школе» — для детей

разных слоёв населения

• полпред СССР в Греции (1929–1932), Италии (1932–1934), Франции

(1934–1937)

• в 1937–1940 годах -заместитель наркома иностранных дел СССР.

• в 1940–1946 годах - нарком просвещения РСФСР. Время нахождения

Владимира Петровича на этом посту в период Великой Отечественной войны

было крайне тяжелым. И все-таки наркому просвещения удалось не только

сохранить школу, но и провести ряд крупных преобразований.

• Участвовал в создании Академии педагогических наук РСФСР, с 1943

года был её президентом.

• Руководил созданием коллективного трёхтомного научного труда

«История дипломатии» в годы Великой Отечественной войны.

В.П. Потёмкин стал инициатором реформы школьного образования. Его

целю было сделать советскую школу лучшей в мире.

22

Слайд 14

В школе царил культ знаний, а учитель пользовался высочайшим

авторитетом и уважением в обществе. Изменения произошли в содержании

общего образования, в организации процесса обучения, наполнении учебных

планов и программ.

Были установлены: «Правила для учащихся», укрепившие учебную

дисциплину, раздельное обучение, выпускные испытания в 4-х и 7-х классах,

экзамены на Аттестат зрелости в 10-м классе, золотые и серебряные медали,

пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся.

Были объединены русский язык и литература. Программа по литературе,

разработанная при В.П. Потёмкине, была лучшей за всю историю советской

школы.

Личный вклад В.П. Потёмкина в дело сохранения школьного образования

страны:

•В первые недели войны Потёмкин обращается через «Учительскую

газету» ко всем работникам народного просвещения - организовать для

учащихся 7—10-х классов занятия по военной подготовке и военносанитарному делу по 7 часов в неделю.

•«Правда» публикует 10 июля 1941 года обращение наркома

просвещения РСФСР к пионерам и школьникам с призывом помочь

стране в борьбе с врагом: организовывать пожарные, санитарные и

трудовые бригады, взять на себя заботу о семьях фронтовиков, помогать

взрослым в ремонте школьных зданий и учебного оборудования.

•Накануне 1941-42 учебного года Потёмкин издаёт приказ для

работников просвещения о подготовке школ к началу учебного года,

23

принимая в школы детей из семей всех эвакуированных и беженцев.

Приказ принимают к исполнению даже в осаждённых врагом городах,

переводя занятия в бомбоубежища, в каменоломни, в подземелья.

•15 ноября 1941 года, когда враг подступал к Москве, Потёмкин издал

приказ «О сборе материалов Великой Отечественной войны» - писем,

фотографий, почтовых открыток, различных билетов, плакатов, афиш и

других материальных свидетельств войны, вплоть до трофеев. Самыми

активными собирателями снова становятся дети.

Выступая в августе 1945 г. на Всероссийском совещании по народному

образованию, в котором традиционно участвовали не только учителя, но и

руководящие работники партийных и советских органов, широкая

общественность, нарком просвещения В.П. Потёмкин сказал: «Никто не

посмеет утверждать, что наша школа не выполнила своей основной

воспитательной задачи... Советская школа победила фашистскую школу,

советский учитель победил немецкого учителя-фашиста».

Вопрос обучающимся:

Как вы понимаете слова В.П. Потёмкина?

24

Слайд 15

Подведём итоги

Как учились дети в годы войны?

Как работали школы в годы войны?

На ваш взгляд, каков вклад системы образования в дело победы в

Великой Отечественной войне?