Мотивационные методы повышения эффективности обучения
Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя»
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности,
К учебным мотивам относятся такие, как
собственное развитие в процессе учения;
действие вместе с другими и для других;
познание нового, неизвестного.
понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
процесс учения как возможность общения,
похвала от значимых лиц
учеба как вынужденное поведение;
процесс учебы как привычное функционирование;
учеба ради лидерства и престижа;
стремление оказаться в центре внимания,
стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.
Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
Отрицательная мотивация
В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей:
наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д.
В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия.
Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
во-вторых, - организацией учебного процесса;
в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
в- четвёртых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения.
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
Следует различать понятия мотив и цель.
Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными
Внутренние и внешние
К достижению успеха и избеганию неудач
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив - побуждение к достижению цели.
познавательные социальные мотивы могут иметь разные уровни.
познавательные мотивы
Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками.
Определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т. д.
Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
социальные мотивы
Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми.
Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.
При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии.
Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.
Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
интерес к процессу деятельности,
интерес к результату деятельности,
стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.
Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности,
ради достижения определенного положения среди сверстников
, из-за давления родных, учителя и др.
необходимость развития у учащихся стремления к успеху.
Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.
Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.
Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.
Ученик при этом не уверен в себе, боится критики.
Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха.
Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.
Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.
Характеристика мотивации учения у подростков и старшеклассников (по Н.В.Немовой)
Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях.
Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета).
Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний.
Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам.
Внутренняя, собственная мотивация.
Стойкий интерес к определенному предмету.
Мотив избегания неудачи
Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения.
Познавательный интерес только у высокомотивиованных.
Мотив достижения успеха в учебе не развивается.
Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)
Психологи выделяют положительные, благоприятные особенности мотивации в подростковый период
общая активность подростка, стремление к самостоятельности, увеличение широты и разнообразия интересов в сочетании с их избирательностью и дифференцированностью, возрастание определённости и устойчивостью интересов и др.
укрепляется интерес к новым знаниям, появляется интерес к закономерностям, а не только к фактам.
Достаточно интенсивно развиваются мотивы самообразования, которые носят конкретный характер, направлены на близкие цели (например, сдать экзамен).
наиболее существенные сдвиги происходят в социальных мотивах, что определяется типичным для подросткового возраста стремлением занять позицию взрослого человека.
Кроме этого в подростковом возрасте меняется ведущий вид деятельности – на смену учебной приходит интимно-личностное общение со сверстниками.
Негативная мотивация
определяется такими причинами,
как трудность во взаимоотношениях с другими людьми
отрицательное отношение к готовым знаниям,
отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностью использования их в будущем,
избирательный интерес к каким-то одним предметам и др.
«отход от школы», «мотивационный вакуум»
Формирование мотивации учащихся на различных этапах урока
Этап вызывания исходной мотивации.
Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.
Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения, применяемые на уроках русского языка и литературы
Словесные
наглядные и практические методы
репродуктивные и поисковые методы
методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Фантазёр»
На доске записана тема урока.
- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
- Вот видите, как важно…
«Профи»
Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Приёмы:
Образовательная стратегия.
- Что ты сделал, чтобы написать эту работу на «5»?
- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.
Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса целесообразно научить ребят начинать свой ответ словами: «Я знаю, что…». Этот приём способствует росту уверенности учеников в своей лингвистической компетенции
Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт.
.
Проблемное обучение
вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия. Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.
вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
вопросы по установлению причинно–следственных связей. Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, активизации мышления учащихся, является проблемность обучения.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
«Горе от ума» – комедия или драма?
Почему «Мертвые души» Гоголя – поэма?
Почему Белинский назвал Лермонтова «…поэтом совсем другой эпохи»?
одинаковые или разные буквы нужно писать в словах ГОРЯЧ(?) ВРАЧ(?)М ПЛЕЧ(?) ПЕЧ(?)Т
застрел(?)нный и расстрел(?)нный ?
Заученно или заучено? Совершенно или совершено? Озабоченно или озабочено?
Мотивация к изучению русского языка и литературы
Важное значение имеют первые, вводные уроки. Именно они мотивационные.
На этих уроках мы задаем вопрос: зачем нам это нужно?
Ответом служит информация об огромной роли русского языка в нашей жизни
Аргументами являются высказывания великих людей о красоте и неповторимости нашего языка. О важности научиться владеть им в совершенстве.
Заглядывая в будущее, определяем, как успешное овладение нормами литературного языка поможет стать успешным и счастливым человеком.
Не менее важны вводные уроки литературы.
В чем специфика литературы как вида искусства?
За что отвечает литература в нашей жизни?
А что было бы, если бы вдруг исчезли все книги? Именно художественные?
Зачем нужно читать художественную литературу?
Эти и другие вопросы помогают школьникам понять важность изучаемого предмета, осознать необходимость отношения к нему как некоему инструменту, помогающему развиться в интересную разностороннюю личность.
Одним из вариантов пробуждения у школьников интереса к изучению русского языка должна стать близость дидактического материала, который применяет учитель, к их жизни. Их интересам и запросам.
Уроки должны быть построены преимущественно на связных текстах, интересных для школьников.
Обеспечить интерес на уроке в полной мере помогут тексты краеведческого содержания.
Связь предметного материала с историей или современностью местности, где живет ученик, является одним из факторов, повышающих интерес к изучению литературы.
Разнообразные творческие работы. Позволяющие ученикам стать соавторами писателей, исследователями, критиками.
(Письмо Катерины на родину,
Как бы оценил роман «Обломов» и его героя Евгений Базаров?
Если бы я был художником… то нарисовал бы портрет (Татьяны и Ольги…, Снежной королевы и Герды…)
Напиши рецензию на мультфильм «Сказ о Петре и Февронии»
Проектная деятельность
педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования.
Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Типология проектов очень обширна
исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д
монопроекты и коллективные проекты
По времени: от одного урока до нескольких месяцев
Формирование мотивации замедляют:
эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала;
невысокая компетентность педагога, его незаинтересованность работой;
излишняя повторяемость одних и тех же приемов;
однообразные задания; отсутствие оценки;
недоброжелательное отношение к обучающимся;
приемы понуждения.
Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.