Учебная презентация на тему "Русская православная церковь в XV - XVII вв."
Оценка 5

Учебная презентация на тему "Русская православная церковь в XV - XVII вв."

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
история
27.12.2024
Учебная презентация на тему "Русская православная церковь в XV - XVII вв."
Русская_православная_церковь_в_XV_XVII_вв_.pptx

Русская православная церковь в период самостоятельного управления (1448 – 1700 гг

Русская православная церковь в период самостоятельного управления (1448 – 1700 гг

Русская православная церковь в период самостоятельного управления (1448 – 1700 гг.)

План урока Установление автокефалии

План урока Установление автокефалии

План урока

Установление автокефалии РПЦ.
Концепция «Москва – третий Рим».
Митрополит Макарий и Стоглавый собор.
Русская церковь в годы опричнины.
Брестская уния: причины, условия заключения и последствия.
РПЦ в Смутное время.
Цари и митрополиты в первой половине XVII в.: от сотрудничества к противостоянию.
Положение духовенства в XVII в.

Цели и задачи лекции Цель лекции – рассмотреть развитие церковно-государственных отношений в

Цели и задачи лекции Цель лекции – рассмотреть развитие церковно-государственных отношений в

Цели и задачи лекции

Цель лекции – рассмотреть развитие церковно-государственных отношений в XV – XVII вв.


Задачи:

- Выявить причины и последствия установления автокефалии РПЦ;
- определить особенности взаимоотношения церкви и власти в первой половине XVI в.;
- установить роль церкви в годы опричнины и Смуты;
- определить положение церкви и духовенства в XVII в.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана Флорентийская уния

Ферраро-Флорентийский собор

Собор состоялся в 1339 г. во Флоренции.
На соборе рассматривалась возможность объединения восточной и западной церквей.
Представителем от Русской церкви был митрополит Исидор.
Результатом деятельности собора стала уния – документ об объединении церквей.

Московский собор 1448 г. Василий

Московский собор 1448 г. Василий

Московский собор 1448 г.

Василий II Темный принимает Исидора в Москве

Исидор вернулся в Москву в 1441 г., его обвинили в отступничестве от православия и заточили в монастырь.
В течение 7 лет русское духовенство подготавливалось к установлению независимого управления.
В 1448 г. в Москву на собор съехались все русские епископы и избрали новым митрополитом Иону.
Де-факто была установлена автокефалия русской церкви.

Установление автокефалии Поставление митрополита

Установление автокефалии Поставление митрополита

Установление автокефалии

Поставление митрополита Ионы

Автокефалия – административная независимость Поместной церкви, заключающаяся в праве самостоятельно избирать епископов и предстоятеля.

Митрополит Иона (1390-е – 1461) 10 лет

Митрополит Иона (1390-е – 1461) 10 лет

Митрополит Иона
(1390-е – 1461)

10 лет Иона управлял единой русской митрополией.

В 1458 г. происходит отделение 9 епархий в литовскую митрополию.

Активно поддерживал московских князей во всех их начинаниях.

Церковь и централизованное государство: первые столкновения

Церковь и централизованное государство: первые столкновения

Церковь и централизованное государство: первые столкновения

Иван III

Церковь оставалась крупным землевладельцем.

Светской власти в условиях формирования служилого сословия были необходимы новые земли, поэтому у государства появляются претензии к церкви.

Митрополиты твердо отстаивали неприкосновенность церковного имущества.

Спор иосифлян и нестяжателей

Спор иосифлян и нестяжателей

Спор иосифлян и нестяжателей

Нил Сорский. Икона

Иосиф Волоцкий. Икона

Нил Сорский – представитель исихастов. Считал, что монастырская жизнь должна быть простой и суровой. Видел в труде и молитве монахов единственное спасение монашества.

Иосиф Волоцкий считал, что внешнее «благолепие» монастырской жизни определяет качество духовной жизни. Выступал за богатые монастыри.

Концепция «Москва – третий Рим»

Концепция «Москва – третий Рим»

Концепция «Москва – третий Рим»

Икона «Москва – третий Рим»

Сформировалась в годы правления Ивана III и Василия III;

Наиболее полно описал концепцию псковский инок Филофей;

Основой новой идеологии стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров.

Светская власть и митрополиты в начале

Светская власть и митрополиты в начале

Светская власть и митрополиты в начале XVI в.

Василий III

Василий III избирал митрополитов по своему усмотрению, без соборного участия.
Положение митрополитов во многом зависело от борьбы боярских группировок за власть в период малолетства Ивана IV.
Активная политическая деятельность митрополитов могла стать поводом для отстранения их от кафедры.

Митрополит Макарий (1390-е – 1461)

Митрополит Макарий (1390-е – 1461)

Митрополит Макарий
(1390-е – 1461)

Митрополит Макарий. Икона

Возведен в сан митрополита в 1542 г.;
Пользовался большим авторитетом в церковной среде.
В отличие от предшественников, старался избегать активного участия в политической борьбе боярских кланов.
После венчания на царство Ивана IV в 1547 г. занял одно из важнейших мест в государстве.
Вошел в историю как церковный реформатор.

Стоглавый собор 1551 г. Стоглав

Стоглавый собор 1551 г. Стоглав

Стоглавый собор 1551 г.

Стоглав. Титульный лист

На соборе рассматривался самый широкий круг церковных вопросов.
Решения собора были зафиксированы в Стоглав – свод постановлений, состоящий из 101 главы.
Приговор по церковному землевладению, основные решения:
- запрет на покупку вотчин без доклада царю;
- поместные и черные земли, полученные церковью за долги, предписывалось вернуть хозяину за определенную плату.

Церковь в годы опричнины Я. П.

Церковь в годы опричнины Я. П.

Церковь в годы опричнины

Я. П. Турлыгин. «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного».

Активным противником политики опричнины был митрополит Филипп. Из-за своей позиции он лишился сана, был заточен в Тверской Отроч монастырь, где был задушен.
Представители высшей церковной иерархии были запуганы репрессиями и не смели перечить царю.

Учреждение патриаршества в России

Учреждение патриаршества в России

Учреждение патриаршества в России

Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата, май 1590 г.

Предпосылки учреждения патриаршества:
- установление автокефалии РПЦ в 1448 г.;
- образование единого централизованного государства;
- рост влияния и значения РПЦ в православном мире.
Учреждение патриаршества в России – 26 января 1589 г.

Брестская уния 1596 г. Место подписания церковной унии –

Брестская уния 1596 г. Место подписания церковной унии –

Брестская уния 1596 г.

Место подписания церковной унии – Свято-Николаевский собор в Бресте

Брестская уния – соглашение о присоединении Киевской митрополии к Римско-католической церкви, утвержденное на соборе в Бресте в 1596 году.

Содержание унии 1596 года:
- православные Киевской митрополии должны были подчиниться католическому вероучению;
-если существующие православные обряды не противоречили основам католицизма, то их разрешалось оставить;
-территориально сохранялись все бывшие православные епархии, но они переходили под власть римского папы.

Брестская уния 1596 г.

Брестская уния 1596 г.

Брестская уния 1596 г.

Церковь в Смутное время П. Рыженко

Церковь в Смутное время П. Рыженко

Церковь в Смутное время

П. Рыженко. «Смутное время»

Высшие церковные иерархи призывали к защите Отечества в годы Смуты.
Возрастала политическая и идеологическая роль патриарха Гермогена: при его участии создавались новые ополчения, рассылались грамоты с призывом бороться против поляков.

Цари и митрополиты в п. п. XVII в

Цари и митрополиты в п. п. XVII в

Цари и митрополиты в п. п. XVII в.: от сотрудничества к противостоянию

Митрополит Филарет

Митрополит Филарет фактически являлся соправителем Михаила Федоровича.

Преобразовал патриарший двор по образцу государева двора.

В годы его деятельности церковь вновь получила широкие права и привилегии.

Цари и митрополиты в п. п. XVII в

Цари и митрополиты в п. п. XVII в

Цари и митрополиты в п. п. XVII в.: от сотрудничества к противостоянию

Соборное уложение. Свиток

Соборное уложение 1649 г.:
- запрет духовенству на приобретение новых земель;
- создание Монастырского приказа, выполнявшего судебные, административные и финансовые функции – ограничение юрисдикции церкви;
- церковь защищается государством от ересей.

Цари и митрополиты в п. п. XVII в

Цари и митрополиты в п. п. XVII в

Цари и митрополиты в п. п. XVII в.: от сотрудничества к противостоянию

Патриарх Никон

Кружок ревнителей благочестия – группа церковных деятелей, объединившаяся вокруг духовника царя – Стефана Вонифатьева. Стремились улучшить церковную жизнь, строго следуя постановлениям Стоглава и уставам.
На ухудшение церковно-государственных отношений в середине XVII в. повлияли:
- учреждение Монастырского приказа;
- вовлечение государства в дела церкви;
- радикальная реформаторская деятельность патриарха Никона.

Положение духовенства в XVII в

Положение духовенства в XVII в

Положение духовенства в XVII в.

П. Рыженко. «Молитва»

Духовенство сохраняет статус привилегированного сословия (освобождается от уплаты тягла в пользу государства).
Основной источник доходов епископов – прибыль с земельных участков.
Епархиальная казна пополнялась в основном за счет приходского духовенства.
С XVI в. принадлежность к духовному сословию становится наследственной.
В большинстве своем духовенство оставалось малограмотным.

Вывод - После установления автокефалии

Вывод - После установления автокефалии

Вывод

- После установления автокефалии Русская церковь, с одной стороны, получила независимость от Константинопольского патриарха, с другой – увеличилась ее зависимость от государства;

- на протяжении XV – XVII вв. светская власть все больше вмешивалась в церковные дела: по инициативе государя назначались епископы и предстоятели церкви;

- неоднократно поднимался вопрос о церковном землевладении, решения носили компромиссный характер, однако главным выгодоприобретателем оставалось государство;

- сильное, единое государство стремилось уничтожить параллельный источник власти в виде церкви.

Выделите основные этапы развития церковно-государственных отношений в

Выделите основные этапы развития церковно-государственных отношений в

Выделите основные этапы развития церковно-государственных отношений в XV – XVII вв. и охарактеризуйте их.

Контрольный вопрос

Использованная литература Голубинский

Использованная литература Голубинский

Использованная литература

Голубинский Е. Е. История русской церкви: в 2 т. М.: ОИДР, 1881. 2570 с.
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovskij/russkoe-staroobrjadchestvo/#source.
Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Изд-во политической литературы, 1985. 445 с.
Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси в XIV – XVI вв. Новосибирск: Наука, 1991. 337 с.
Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII вв. М.: Индрик, 2002. 349 с.
Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30–80-е гг. XVI в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 569 с.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2024