План урока
Установление автокефалии РПЦ.
Концепция «Москва – третий Рим».
Митрополит Макарий и Стоглавый собор.
Русская церковь в годы опричнины.
Брестская уния: причины, условия заключения и последствия.
РПЦ в Смутное время.
Цари и митрополиты в первой половине XVII в.: от сотрудничества к противостоянию.
Положение духовенства в XVII в.
Цели и задачи лекции
Цель лекции – рассмотреть развитие церковно-государственных отношений в XV – XVII вв.
Задачи:
- Выявить причины и последствия установления автокефалии РПЦ;
- определить особенности взаимоотношения церкви и власти в первой половине XVI в.;
- установить роль церкви в годы опричнины и Смуты;
- определить положение церкви и духовенства в XVII в.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, где в 1439 году была подписана Флорентийская уния
Ферраро-Флорентийский собор
Собор состоялся в 1339 г. во Флоренции.
На соборе рассматривалась возможность объединения восточной и западной церквей.
Представителем от Русской церкви был митрополит Исидор.
Результатом деятельности собора стала уния – документ об объединении церквей.
Московский собор 1448 г.
Василий II Темный принимает Исидора в Москве
Исидор вернулся в Москву в 1441 г., его обвинили в отступничестве от православия и заточили в монастырь.
В течение 7 лет русское духовенство подготавливалось к установлению независимого управления.
В 1448 г. в Москву на собор съехались все русские епископы и избрали новым митрополитом Иону.
Де-факто была установлена автокефалия русской церкви.
Церковь и централизованное государство: первые столкновения
Иван III
Церковь оставалась крупным землевладельцем.
Светской власти в условиях формирования служилого сословия были необходимы новые земли, поэтому у государства появляются претензии к церкви.
Митрополиты твердо отстаивали неприкосновенность церковного имущества.
Спор иосифлян и нестяжателей
Нил Сорский. Икона
Иосиф Волоцкий. Икона
Нил Сорский – представитель исихастов. Считал, что монастырская жизнь должна быть простой и суровой. Видел в труде и молитве монахов единственное спасение монашества.
Иосиф Волоцкий считал, что внешнее «благолепие» монастырской жизни определяет качество духовной жизни. Выступал за богатые монастыри.
Концепция «Москва – третий Рим»
Икона «Москва – третий Рим»
Сформировалась в годы правления Ивана III и Василия III;
Наиболее полно описал концепцию псковский инок Филофей;
Основой новой идеологии стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров.
Светская власть и митрополиты в начале XVI в.
Василий III
Василий III избирал митрополитов по своему усмотрению, без соборного участия.
Положение митрополитов во многом зависело от борьбы боярских группировок за власть в период малолетства Ивана IV.
Активная политическая деятельность митрополитов могла стать поводом для отстранения их от кафедры.
Митрополит Макарий
(1390-е – 1461)
Митрополит Макарий. Икона
Возведен в сан митрополита в 1542 г.;
Пользовался большим авторитетом в церковной среде.
В отличие от предшественников, старался избегать активного участия в политической борьбе боярских кланов.
После венчания на царство Ивана IV в 1547 г. занял одно из важнейших мест в государстве.
Вошел в историю как церковный реформатор.
Стоглавый собор 1551 г.
Стоглав. Титульный лист
На соборе рассматривался самый широкий круг церковных вопросов.
Решения собора были зафиксированы в Стоглав – свод постановлений, состоящий из 101 главы.
Приговор по церковному землевладению, основные решения:
- запрет на покупку вотчин без доклада царю;
- поместные и черные земли, полученные церковью за долги, предписывалось вернуть хозяину за определенную плату.
Церковь в годы опричнины
Я. П. Турлыгин. «Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного».
Активным противником политики опричнины был митрополит Филипп. Из-за своей позиции он лишился сана, был заточен в Тверской Отроч монастырь, где был задушен.
Представители высшей церковной иерархии были запуганы репрессиями и не смели перечить царю.
Учреждение патриаршества в России
Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата, май 1590 г.
Предпосылки учреждения патриаршества:
- установление автокефалии РПЦ в 1448 г.;
- образование единого централизованного государства;
- рост влияния и значения РПЦ в православном мире.
Учреждение патриаршества в России – 26 января 1589 г.
Брестская уния 1596 г.
Место подписания церковной унии – Свято-Николаевский собор в Бресте
Брестская уния – соглашение о присоединении Киевской митрополии к Римско-католической церкви, утвержденное на соборе в Бресте в 1596 году.
Содержание унии 1596 года:
- православные Киевской митрополии должны были подчиниться католическому вероучению;
-если существующие православные обряды не противоречили основам католицизма, то их разрешалось оставить;
-территориально сохранялись все бывшие православные епархии, но они переходили под власть римского папы.
Церковь в Смутное время
П. Рыженко. «Смутное время»
Высшие церковные иерархи призывали к защите Отечества в годы Смуты.
Возрастала политическая и идеологическая роль патриарха Гермогена: при его участии создавались новые ополчения, рассылались грамоты с призывом бороться против поляков.
Цари и митрополиты в п. п. XVII в.: от сотрудничества к противостоянию
Митрополит Филарет
Митрополит Филарет фактически являлся соправителем Михаила Федоровича.
Преобразовал патриарший двор по образцу государева двора.
В годы его деятельности церковь вновь получила широкие права и привилегии.
Цари и митрополиты в п. п. XVII в.: от сотрудничества к противостоянию
Соборное уложение. Свиток
Соборное уложение 1649 г.:
- запрет духовенству на приобретение новых земель;
- создание Монастырского приказа, выполнявшего судебные, административные и финансовые функции – ограничение юрисдикции церкви;
- церковь защищается государством от ересей.
Цари и митрополиты в п. п. XVII в.: от сотрудничества к противостоянию
Патриарх Никон
Кружок ревнителей благочестия – группа церковных деятелей, объединившаяся вокруг духовника царя – Стефана Вонифатьева. Стремились улучшить церковную жизнь, строго следуя постановлениям Стоглава и уставам.
На ухудшение церковно-государственных отношений в середине XVII в. повлияли:
- учреждение Монастырского приказа;
- вовлечение государства в дела церкви;
- радикальная реформаторская деятельность патриарха Никона.
Положение духовенства в XVII в.
П. Рыженко. «Молитва»
Духовенство сохраняет статус привилегированного сословия (освобождается от уплаты тягла в пользу государства).
Основной источник доходов епископов – прибыль с земельных участков.
Епархиальная казна пополнялась в основном за счет приходского духовенства.
С XVI в. принадлежность к духовному сословию становится наследственной.
В большинстве своем духовенство оставалось малограмотным.
Вывод
- После установления автокефалии Русская церковь, с одной стороны, получила независимость от Константинопольского патриарха, с другой – увеличилась ее зависимость от государства;
- на протяжении XV – XVII вв. светская власть все больше вмешивалась в церковные дела: по инициативе государя назначались епископы и предстоятели церкви;
- неоднократно поднимался вопрос о церковном землевладении, решения носили компромиссный характер, однако главным выгодоприобретателем оставалось государство;
- сильное, единое государство стремилось уничтожить параллельный источник власти в виде церкви.
Использованная литература
Голубинский Е. Е. История русской церкви: в 2 т. М.: ОИДР, 1881. 2570 с.
Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovskij/russkoe-staroobrjadchestvo/#source.
Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Изд-во политической литературы, 1985. 445 с.
Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси в XIV – XVI вв. Новосибирск: Наука, 1991. 337 с.
Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI–XVII вв. М.: Индрик, 2002. 349 с.
Шапошник В. В. Церковно-государственные отношения в России в 30–80-е гг. XVI в. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 569 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.