Учебная презентация, как учебно-методический материал по истории, помогает не только преподавателю организовывать учебный процесс, но и должна способствовать более успешному усвоению обучающимися предлагаемого учебного материала, развитию умений и навыков обучающихся анализировать данный учебный материал, выделять главное в презентации, организовывать свою учебную работу.
Древнерусское государство
и христианство
к дополнительному занятию
Презентация
по истории
Разработал:
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
ОГАОУ СПО Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
Древнерусское государство и христианство
План учебного занятия:
1. Первые русские князья.
2. Крещение Руси.
3. Православие и национальная культура.
Первые русские князья
Олег (Вещий Олег, др.рус. Ольгъ, ум.
912 или 922 г.) — варяг, князь
новгородский (с 879) и киевский (с 882).
Нередко рассматривается как
основатель Древнерусского
государства.
В летописи приводится его прозвище
Вещий, то есть знающий будущее,
провидящий будущее. Назван так
сразу по возвращении из похода 907
года на Византию.
В летописях имеются две версии биографии Олега: традиционная,
изложенная в «Повести временных лет», и по Новгородской Первой
летописи, сохранившей фрагменты не дошедшего до нас более
раннего летописного свода, с путаницей в хронологии.
Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем
(соплеменником) Рюрика, возможно (по Иоакимовской летописи)
его шурином. После смерти Рюрика в 879 Олег стал княжить в
Новгороде, поскольку Игорь Рюрикович был ещё малым ребёнком.
Образование Руси
ѧ ѧ
ѧ ѧ
ѧ ѧ
В 882 Олег предпринял удачные походы на Смоленск и
Любеч. После этого он по Днепру спустился к Киеву, где
князьями были соплеменники Рюрика, варяги Аскольд и
Дир. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы
неста кн з
ни роду кн ж , но азъ єсмь роду кн ж ».
Предъявив наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег
убил Аскольда и Дира. Расположение Киева показалось
Олегу весьма удобным, и он перебрался туда с дружиной,
объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Тем
самым он объединил северный и южный центры восточных
славян. По этой причине именно Олега, а не Рюрика иногда
считают основателем Древнерусского государства.
Святая княгиня Ольга
Княгиня Ольга, в крещении
Елена († 11 июля 969) — княгиня,
правила Киевской Русью после
гибели мужа, князя Игоря
Рюриковича, как регент с 945 до
примерно 960 года. Первая из
русских правителей приняла
христианство ещё до крещения
Руси, первая русская святая.
Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга
была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что
родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке
Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного
рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение
подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как
Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом
археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века.
С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой
«Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.
Святая княгиня Ольга
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси,
принявшим крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ
при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги,
великий князь Киевский Святослав Игоревич.
В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный
визит в Константинополь, где крестилась по христианскому
обычаю в храме святой Софии и получила в крещении имя
Елена.
Ольга была похоронена в земле (969) по христианскому обряду.
Её внук князь Владимир I Святославич Креститель перенес (1007) мощи
святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы
в Киеве. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной.
Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской
истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица
Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами
русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др.
западными церквами — 24 июля по григорианскому.
и равноапостольным Кириллу и Мефодию в Киеве
Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Памятник княгине Ольге, Св. Апостолу Андрею Первозванному
Святой князь Владимир
Владимир I Святославич (960 — 1015) — киевский
великий князь, при котором произошло крещение
Руси. Стал новгородским князем в 970, захватил
киевский престол в 978 году. В 988 выбрал
христианство в качестве государственной религии
Киевской Руси. В крещении получил христианское
имя Василий. Известен также как Владимир Святой,
Владимир Креститель (в церковной истории) и
Владимир Красное Солнышко
(в былинах). Прославлен в лике святых как
равноапостольный; день памяти в русском
православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
Сын великого князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши родом из города
Любеч, ключницы княгини Ольги. Сын рабыни, по обычаям язычников мог
наследовать отцукнязю. Многожёнство было в обычае. Как сообщают поздние
источники XVI века, Владимир родился под Псковом, куда разгневанная княгиня
Ольга сослала Малушу. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а
малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини
Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в
обычаях Руси было доверять воспитание наследника дружинникам.
Крещение Руси
Крещение Руси — введение в Киевской Руси
христианства как государственной религии,
осуществлённое в конце X века князем Владимиром
Святославичем. Источники дают противоречивые
указания на точное время крещения. Традиционно,
вслед за летописной хронологией, событие принято
относить к 988 году и считать началом официальной
истории Русской Церкви (некоторые исследователи
полагают, что крещение Руси состоялось позже: в
990 или 991 году).Рядом авторов термин понимается
также и как процесс распространения христианства
на Руси в XI—XII веках. Христианизация народов
Российской империи была длительным процессом,
продолжавшимся в течение 9и последующих веков.
Православие и национальная культура
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в
средневековых её формах, проникновению византийской культуры как
наследницы античной традиции. Принятие христианства как
государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих
культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них
сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми
исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или
двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища.
Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
По мнению некоторых исследователей, опирающихся на
«Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро
Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось
действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав
Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических
областях»; в 1070х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя
Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с
борьбой против власти Киева»). Предполагают, что начало года по
принятии христианства в Киеве начали считать от
1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.
Интернет ресурсы:
•http://nnm.ru/blogs/ashkaa777/pornograficheskiy_vzgly
ad_na_velikih_russkih/
•http://multiwarezz.net/76895istoriyarossii
klassicheskietrudy.html
•http://svarga.name/?p=1339
•http://www.autolada.ru/viewtopic.php?p=5393374