Учебная презентация по истории "ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА"

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • ppt
  • 03.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная презентация, как учебно-методический материал по истории, помогает не только преподавателю организовывать учебный процесс, но и должна способствовать более успешному усвоению обучающимися предлагаемого учебного материала, развитию умений и навыков обучающихся анализировать данный учебный материал, выделять главное в презентации, организовывать свою учебную работу.
Иконка файла материала ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА.ppt
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВА
Особенности Особенности традиционной культуры традиционной культуры  Ориентация на прошлое и его  Ориентация на прошлое и его  идеалы. идеалы.  Авторитаризм и догматизм  Авторитаризм и догматизм  мышления. мышления.  Приоритет религиозных  Приоритет религиозных  ценностей. ценностей.  Коллективизм, общинность. Коллективизм, общинность.
Традиционализм и его Традиционализм и его видывиды  Религиозный традиционализм Религиозный традиционализм –   –  это преследование всяческих  это преследование всяческих  нововведений, любого проявления  нововведений, любого проявления  скептицизма.  скептицизма.  Общинный традиционализм – это   – это  растворение личности в обществе. растворение личности в обществе.  Общинный традиционализм
Характерные черты Характерные черты традиционной культуры традиционной культуры  «Чинность» и «урядство» «Чинность» и «урядство»  Патриархальный уклад семьи Патриархальный уклад семьи  Отсутствие противопоставления  Отсутствие противопоставления  между культурой «верхов» и «низов» между культурой «верхов» и «низов»  Феномен «юродства» Феномен «юродства»
Священник Сильвестр Священник Сильвестр  Сильвестр  Сильвестр      (в иночестве  (в иночестве  Спиридон)  Спиридон)      (ок. до 1577),  (ок. до 1577),  священник,  священник,  писатель,  писатель,  переводчик,  переводчик,  уроженец  уроженец  Новгорода.  Новгорода.
Священник Сильвестр Священник Сильвестр  В 1540­1550­е  В 1540­1550­е  пользовался  пользовался  влиянием при  влиянием при  Иване Грозном (до  (до  Иване Грозном  1453 — его  1453 — его  духовник и  духовник и  советник). Был  советник). Был  священником  священником  московского  московского  Благовещенского  Благовещенского  собора.  собора.
Священник Сильвестр Священник Сильвестр IV ии    В 1560 г. Сильвестр  В 1560 г. Сильвестр  удалился от двора  удалился от двора  царя Ивана IV  царя Ивана  принял монашеский  принял монашеский  постриг  в Кирилло­ постриг  в Кирилло­ Белозерском  Белозерском  Успенском  Успенском  монастыре под  монастыре под  именем Спиридон. именем Спиридон.
Священник Сильвестр Священник Сильвестр  Существуют сведения об участии  Существуют сведения об участии  Сильвестра во введении  Сильвестра во введении  книгопечатания, составлении  книгопечатания, составлении  Стоглава, Степенной книги («Житие  Стоглава, Степенной книги («Житие  княгини Ольги», написанное  княгини Ольги», написанное  Сильвестром на основе Никоновской  Сильвестром на основе Никоновской  летописи, в переработанном виде  летописи, в переработанном виде  вошло в Степенную книгу в качестве  вошло в Степенную книгу в качестве  вступительной статьи). вступительной статьи).
Священник Сильвестр Священник Сильвестр  Значение протоиерея Сильвестра для  Значение протоиерея Сильвестра для  общественной и культурной истории  общественной и культурной истории  Руси периода московского царства  Руси периода московского царства  определяется его причастностью к  определяется его причастностью к  появлению обобщающих сочинений  появлению обобщающих сочинений  XVI в. — «Домостроя», Степенной  XVI в. — «Домостроя», Степенной  книги. книги.
«Домострой» «Домострой»  «Домострой» «Домострой» — памятник русской   — памятник русской  литературы, литературное произведение в  литературы, литературное произведение в  жанре «поучения», сборник правил,  жанре «поучения», сборник правил,  советов и наставлений. Наиболее известен  советов и наставлений. Наиболее известен  в редакции, относимой к середине XVI XVI в.  и  в.  и  в редакции, относимой к середине  приписываемой протоиерею Сильвестру,  приписываемой протоиерею Сильвестру,  IV  Грозного. В  духовнику царя Ивана IV   Грозного. В  духовнику царя Ивана  состав «Домостроя» входят советы по  состав «Домостроя» входят советы по  религиозным, общественным, семейным,  религиозным, общественным, семейным,  хозяйственным и другим вопросам. хозяйственным и другим вопросам.
«ДОМОСТРОЙ» «ДОМОСТРОЙ» "Книга, глаголемая  "Книга, глаголемая Домострой, имеет в Домострой, имеет в себе вещи зело себе вещи зело полезны, поучение полезны, поучение и наказание и наказание всякому всякому христианину - мужу, христианину - мужу, жене, и чадам, и жене, и чадам, и рабам, и рабыням" –  рабам, и рабыням " –  полное название  полное название  произведения.  произведения.
ЮРОДСТВО - ФЕНОМЕН ЮРОДСТВО - ФЕНОМЕН МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА  Расцвет юродства в России –  XV – первая  первая  Расцвет юродства в России – XV –  половина XVIIXVII вв.   вв.  половина   Юродство – уникальное явление русской  Юродство – уникальное явление русской  национальной культуры. Ни православный  национальной культуры. Ни православный  Восток (Византия), ни римско­католический  Восток (Византия), ни римско­католический  Запад не знали его. Запад не знали его.  Наиболее известный русский юродивый,  Наиболее известный русский юродивый,  канонизированный Русской Православной  канонизированный Русской Православной  Церковью – св. Василий Блаженный.   Церковью – св. Василий Блаженный.
ОСОБЕННОСТИ ОСОБЕННОСТИ ЮРОДСТВА ЮРОДСТВА  Юродство имеет две стороны:  Юродство имеет две стороны:   Пассивная сторона – мнимое безумие,  Пассивная сторона – мнимое безумие,  самоуничижение, умерщвление плоти; самоуничижение, умерщвление плоти;  Активная сторона – обличение  Активная сторона – обличение  пороков и грехов людей без различия  пороков и грехов людей без различия  их общественного положения. их общественного положения.
Св. Василий Блаженный Св. Василий Блаженный  Святой Василий  Святой Василий  Блаженный,  Блаженный,  Московский  Московский  чудотворец  чудотворец      (1469­1557 ) (1469­1557 ) родился в  г.        родился в  г.  Москве.  Москве.   В 16 лет начал  В 16 лет начал  тернистый путь  тернистый путь  юродства.  юродства.
Св. Василий Блаженный Св. Василий Блаженный  Согласно «Житию», блаженный Василий,  Согласно «Житию», блаженный Василий,  проведя 72 года в подвиге юродства,  проведя 72 года в подвиге юродства,  скончался 15 (2 по ст. ст.) августа 1557 г. в  скончался 15 (2 по ст. ст.) августа 1557 г. в  возрасте 88 лет.  возрасте 88 лет.   Тело святого было погребено в приделе  Тело святого было погребено в приделе  московского Троицкого храма, который  московского Троицкого храма, который  вместе с Собором Покрова “что на рву” стал  вместе с Собором Покрова “что на рву” стал  в народе именоваться храмом Василия  в народе именоваться храмом Василия  Блаженного.     Блаженного.        Прославлен блаженный в лике святых  Прославлен блаженный в лике святых      15 (2 по ст.ст.) августа 1558 г.  15 (2 по ст.ст.) августа 1558 г.
ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ РУССКОЙ ХАРАКТЕР ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРЫ  Научные знания в России   Религиозный характер культуры во  Религиозный характер культуры во  всех ее проявлениях, в том числе в  всех ее проявлениях, в том числе в  искусстве. искусстве. Научные знания в России XVI­XVII находились в стадии зарождения. находились в стадии зарождения.  Астрология и алхимия, пришедшие с  Астрология и алхимия, пришедшие с  Запада, в Московской Руси  Запада, в Московской Руси  преследовались. преследовались. XVI­XVII вв.   вв.
Виды традиционной Виды традиционной русской культуры XVI – XVI – русской культуры XVII вв.вв. XVII  Литература  Литература   Архитектура (шатровый стиль) Архитектура (шатровый стиль)  Иконопись (классический русский  Иконопись (классический русский  иконостас) иконостас)  Музыка Музыка
ЛИТЕРАТУРА ЛИТЕРАТУРА  Основные жанры: Основные жанры:  Летопись Летопись  Публицистика (Иосиф Волоцкий,  Публицистика (Иосиф Волоцкий,  Андрей Курбский, Максим Грек и др.) Андрей Курбский, Максим Грек и др.)  Поучения («Домострой») Поучения («Домострой»)  Агиография («Житие княгини Ольги») Агиография («Житие княгини Ольги»)  Повесть («Повесть о Шемякином  Повесть («Повесть о Шемякином  суде») суде»)
Архитектура Архитектура  Храм Покрова  Храм Покрова  Пресвятой  Пресвятой  Богородицы на Рву  Богородицы на Рву      (1555­1560),  (1555­1560),       воздвигнут в честь  воздвигнут в честь  победы русского  победы русского  оружия под  оружия под  Казанью. Известен  Казанью. Известен  как собор Василия  как собор Василия  Блаженного.  Блаженного.
Архитектура Архитектура  Храм Вознесения в  Храм Вознесения в  селе Коломенском  селе Коломенском  под Москвой (1530­ под Москвой (1530­ 1532).  1532).   Построен в честь  Построен в честь  рождения будущего  рождения будущего  русского царя  русского царя  Ивана IVIV Грозного   Грозного  Ивана  на высоком берегу  на высоком берегу  Москвы­реки. Москвы­реки.
Архитектура Архитектура  Особенностью церковной    Особенностью церковной  архитектуры XVI XVI в. стала  в. стала  архитектуры  также луковичная форма  также луковичная форма  купола храма. купола храма.  Ее происхождение связано  Ее происхождение связано  с украшениями интерьера  с украшениями интерьера  иерусалимского Храма  иерусалимского Храма  Гроба Господня.  Гроба Господня.   Она символизировала  Она символизировала  тождественность России со  тождественность России со  Святой Землей, подлинным  Святой Землей, подлинным  Иерусалимом, связь Бога и  Иерусалимом, связь Бога и  православного русского  православного русского  народа.  народа.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Особенность иконописи  Особенность иконописи XVI XVI в. – русский  в. – русский  классический  иконостас, который был символом  классический  иконостас, который был символом  связи  Бога (алтарь которого он закрывал) и  связи  Бога (алтарь которого он закрывал) и  паствы. паствы.  Иконы ­ это окна в горний небесный мир, поскольку  Иконы ­ это окна в горний небесный мир, поскольку  икона в православном понимании является земным  икона в православном понимании является земным  отражением горнего мира. В этом смысле  отражением горнего мира. В этом смысле  Московского государство именовалось «иконой  Московского государство именовалось «иконой  Царства Божьего». Поэтому икона стремилась  Царства Божьего». Поэтому икона стремилась  отобразить не земную, а небесную красоту,  отобразить не земную, а небесную красоту,  которая имела свои особенности написания, одной  которая имела свои особенности написания, одной  из них была обратная перспектива.  из них была обратная перспектива.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ    Иконостас (от греч.  Иконостас (от греч.  «эйкон» ­ образ и  «эйкон» ­ образ и  «стасис» ­ место  «стасис» ­ место  стояния) – это  стояния) – это  перегородка или  перегородка или  стена, украшенная  стена, украшенная  множеством икон,  множеством икон,  расположенных с  расположенных с  особом порядке. особом порядке.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Классический  Классический  русский  русский  иконостас  иконостас  состоит из пяти  состоит из пяти  ярусов.  ярусов.   Ярусы имеют  Ярусы имеют  также название  также название  чинов или  чинов или  рядов. рядов.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ В иконостасе     В иконостасе  имеются три  имеются три  двери:  двери:   Царские врата  Царские врата  (главные) (главные)  Диаконские  Диаконские  врата (боковые) врата (боковые)
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Средние – самые большие ­ именуются  Средние – самые большие ­ именуются  Царскими вратами, потому что через них  Царскими вратами, потому что через них  священник выносит Чашу со Святыми  священник выносит Чашу со Святыми  Дарами (т.е., по мнению верующих, Сам  Дарами (т.е., по мнению верующих, Сам  Господь Иисус Христос, Царь Небесный,  Господь Иисус Христос, Царь Небесный,  проходит невидимо сквозь эти врата).  проходит невидимо сквозь эти врата).   На Царских вратах изображаются  На Царских вратах изображаются  Благовещение и четыре евангелиста –  Благовещение и четыре евангелиста –  Матфей, Марк, Лука и Иоанн; Матфей, Марк, Лука и Иоанн;
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Северные и южные двери  ­  Северные и южные двери  ­  диаконские, так как через них  диаконские, так как через них  проходят диаконы. На них  проходят диаконы. На них  изображают архангелов  изображают архангелов  Гавриила и Михаила или св.  Гавриила и Михаила или св.  диаконов Стефана и Лаврентия.  диаконов Стефана и Лаврентия.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Справа от Царских врат находится  Справа от Царских врат находится  икона Спасителя, слева – Богоматери  икона Спасителя, слева – Богоматери  с Младенцем на руках. Рядом с  с Младенцем на руках. Рядом с  иконой Христа помещают храмовую  иконой Христа помещают храмовую  икону (например, святителя Николая  икону (например, святителя Николая  Чудотворца, если это Никольский  Чудотворца, если это Никольский  храм). Это местный чин храм). Это  икона Спасителя заменяется здесь  икона Спасителя заменяется здесь  иконой Св. Троицы. иконой Св. Троицы. местный чин (ярус). Иногда   (ярус). Иногда
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ деисусный  чин   Второй ряд иконостаса ­  Второй ряд иконостаса ­  чин (от  это   деисусный (от  это  греч. «деисис»­  греч. «деисис»­  моление). Он  моление). Он  символизирует моление  символизирует моление  всей небесной Церкви  всей небесной Церкви  ко Христу. Центральная  ко Христу. Центральная  икона этого ряда –  икона этого ряда –  «Спас в силах» ­  ­  «Спас в силах» изображает Спасителя  изображает Спасителя  как Судию всего мира (в  как Судию всего мира (в  царском или  царском или  архиерейском  архиерейском  облачении на престоле). облачении на престоле).
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Слева и справа от  Слева и справа от  иконы «Спас в силах»–  иконы «Спас в силах»–  образы Богородицы и  образы Богородицы и  Иоанна Крестителя.  Иоанна Крестителя.  Они символизируют  Они символизируют  совершенную молитву,  совершенную молитву,  так как в Пресвятой  так как в Пресвятой  Богородице и  Иоанне  Богородице и  Иоанне  Предтече явлена  Предтече явлена  высшая святость,  высшая святость,  какая возможна для  какая возможна для  человеческого рода. человеческого рода.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  По обе стороны от  По обе стороны от  центральных  центральных  образов Спасителя,  образов Спасителя,  Божией Матери и  Божией Матери и  Иоанна Предтечи  Иоанна Предтечи  находятся иконы  находятся иконы  молящихся  молящихся  апостолов и других  апостолов и других  святых, поэтому  святых, поэтому  иногда этот ряд  иногда этот ряд  называют  называют  апостольским. апостольским.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Третий чин (ярус) ­  Третий чин (ярус) ­  праздничный, , потому  потому  праздничный что здесь изображены  что здесь изображены  главные, двунадесятые  главные, двунадесятые   православные   православные  праздники –  праздники –  Рождество Христово,  Рождество Христово,  Вознесение,  Вознесение,  Преображение и  Преображение и  другие. другие.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Четвертый чин –  пророческий, так  , так  Четвертый чин – пророческий как в нем помещены иконы  как в нем помещены иконы  ветхозаветных пророков, через  ветхозаветных пророков, через  которых было получено откровение о  которых было получено откровение о  воплощении Иисуса Христа и о  воплощении Иисуса Христа и о  Богородице. Икона  Божией Матери  Богородице. Икона  Божией Матери  «Знамение» располагается в центре  «Знамение» располагается в центре  этого ряда.  этого ряда.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Пятый ряд – праотеческий    Пятый ряд –  праотеческий  – – содержит изображения  содержит изображения  праотцев – ветхозаветных  праотцев – ветхозаветных  персонажей. В центре  персонажей. В центре  этого ряда расположена  этого ряда расположена  икона Св. Троицы. Пятый  икона Св. Троицы. Пятый  ярус иконостаса  ярус иконостаса  увенчивается Крестом. В  увенчивается Крестом. В  некоторых иконостасах  некоторых иконостасах  рядом с ним ставили иконы  рядом с ним ставили иконы  Страстей Христовых,  Страстей Христовых,  которые образовывали  которые образовывали  дополнительный шестой  дополнительный шестой  "страстной" ярус.  "страстной" ярус.
ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ  Непосредственно над Царскими  Непосредственно над Царскими  вратами располагается икона «Тайная  вратами располагается икона «Тайная  вечеря». вечеря».  Согласно православному учению,  Согласно православному учению,  классический пятиярусный иконостас,  классический пятиярусный иконостас,  будучи образом Церкви, открывает  будучи образом Церкви, открывает  пути домостроительства Божия, Его  пути домостроительства Божия, Его  Промысл, осуществляемый в творении  Промысл, осуществляемый в творении  и истории мира.  и истории мира.
МУЗЫКА МУЗЫКА  В 1479 г. при царском дворе был создан  В 1479 г. при царском дворе был создан  Хор Государевых певчих дьяков. Хор Государевых певчих дьяков.  В состав хора входили выдающиеся русские  В состав хора входили выдающиеся русские  композиторы­распевщики Иван Нос и  композиторы­распевщики Иван Нос и  Федор Христианин (Крестьянин).  Федор Христианин (Крестьянин).   Хор существовал до 1917 г. под названием  Хор существовал до 1917 г. под названием  Придворной певческой капеллы (такое  Придворной певческой капеллы (такое  название он стал носить с XVIIIXVIII в.).   в.).  название он стал носить с
МУЗЫКА МУЗЫКА XVI­XVII вв.:вв.:  Основные жанры русской духовной  Основные жанры русской духовной  музыки XVI­XVII  музыки   Путевой распев (сопровождение церковных  Путевой распев (сопровождение церковных  шествий) шествий)  Большой распев Большой распев  Демественный распев (пышный, роскошный  Демественный распев (пышный, роскошный  декоративный стиль со множеством  декоративный стиль со множеством  мелодических украшений). Его называли  мелодических украшений). Его называли  «красным». «красным». одноголосными.. Все эти распевы были одноголосными  Все эти распевы были
МУЗЫКА МУЗЫКА  В В XVI XVI в. наряду с одноголосным  в. наряду с одноголосным  троестрочное  пением возникло троестрочное  пением возникло  (трехголосное, по образу Святой  (трехголосное, по образу Святой  Троицы). Троицы).  Создатели троестрочного пения –  Создатели троестрочного пения –  Савва и Василий Роговы из   из  Савва и Василий Роговы Новгорода, жившие в Москве во  Новгорода, жившие в Москве во  второй половине XVI XVI в. в.  второй половине