Учебная ситуация – маленький, но целостный фрагмент урока.
Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные.
(Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель)
Учебная ситуация (УС)
Автор: Вагина Лилия Владимировна, МАОУ «СОШ № 28», г. Пермь, учитель истории и
обществознания.
Тема: «Становление Древнерусского государства», урок истории 6 класс
Место УС в изучении предмета: учебная ситуация может быть рассмотрена в качестве
проблемной ситуации целеполагания в начале урока.
Цель УС: формировать умение интерпретировать (объяснять) полученную информацию о
теориях становления древнерусского государства с заданной точки зрения. Обучающиеся
должны сформулировать письменный развернутый ответ.
Конкретизированный метапредметный результат: у обучающихся будет
формироваться умение интерпретировать полученную информацию с заданной точки
зрения. Интерпретация должна быть представлена в виде письменного развернутого ответа.
Этапы учебной
ситуации
1.Подготовительный
этап.
2.Основной этап.
3.Заключительный этап.
Этапы УС:
Задачи этапа:
Деятельность педагога
Ввести в курс УС.
Объяснить основные
понятия (если в этом
есть необходимость).
Выполнить по
инструкции
предложенное задание.
Уложиться во
времени.
Проверить, насколько
правильно задание
выполнено по
инструкции.
Исправить недочеты.
Педагог зачитывает и
поясняет УС.
Комментирует
отдельные ее части.
Поясняет суть задания;
устанавливает условия
выполнения работы.
В процессе
самостоятельной работы
обучающихся
координирует их
действия.
Индивидуально
корректирует действия
обучающихся.
Координирует действия
обучающихся во времени.
Деятельность
обучающихся
Погружение в УС.
Осмысление и
уточнение задания.
Непосредственно
работают над УС,
выполняя инструкцию.
Самостоятельно
проверяют правильность
выполнения УС и
исправляют недочеты,
если таковые имеются.
Дидактические материалы (то, что получают обучающиеся для работы)
Учебная ситуация: Используя отрывок из летописи ответьте на вопрос "Кого легенда
считает создателем государства на Руси?"Дайте оценку с точки зрения противников
норманнской теории.Инструкция:
1. Внимательно прочитайте текст и критерии оценивания (в таблице).
2. Ознакомьтесь с заданием учебной ситуации.
3. Ответ должен содержать письменное развернутое высказывание.
4. Время работы – 10 минут.
Легенда о призвании варягов из русской летописи XI–XII вв.
«В год 6370 (862). Изгнали [чудь, словене, меря] варяг за море и не дали им дани, и начали
сами собой владеть. И не было средь них правля, и встал род на род, и была у них усобица,
и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел
нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, словене,
кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и
владеть нами». И избрались [среди варягов] трое братьев со своими родами... и пришли [к
словенам], и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, третий –
Трувор – в Изборске».
Письменное высказывание:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________
Критерии оценивания для обучающихся:
1.Наличие
интерпретации
(объяснения).
2 балла
2. Наличие вывода в
конце объяснения.
1 балл
3. Качество
письменного
развернутого
ответа.
2 балла
4.Время,
затраченное на
выполнение
задания.
1 балл
ИТОГО:
6 баллов
Критерии
1.Наличие интерпретации
(объяснения).
Критерии оценивания письменного развернутого ответа
Параметры
Показатели
1. Объяснение сформулировано с опорой на
предложенную информацию и с заданной точки
зрения.
2. Объяснение сформулировано, но не с заданной
точки зрения.
3. Объяснение не сформулировано.
2 балла
1 балл
0 баллов2.Наличие вывода в конце
объяснения.
3.Качество письменного
развернутого ответа.
1. Обучающийся сделал вывод, и он отражает
заданную точку зрения.
2. Обучающийся не сделал вывод.
1. Обучающийся представил письменный развернутый
ответ в виде связанного текста (23 предложения и
более).
2. Обучающийся представил письменный развернутый
ответ в виде одного распространенного предложения.
3. Обучающийся представил письменный ответ в виде
словосочетания.
4.Время, затраченное на
выполнение задания.
1. Обучающийся уложился в установленные
временные рамки.
2. Обучающийся не уложился во времени.
1 балл
0 баллов
2 балла
1 балл
0 баллов
1 балл
0 баллов
Уровень развития умения данного навыка определяется по таблице:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
02
34
56