Учебник по EXCEL
Оценка 4.7

Учебник по EXCEL

Оценка 4.7
Домашнее обучение +19
doc
информатика +1
6 кл—11 кл +1
06.02.2017
Учебник по EXCEL
Чтобы войти в меню, необходимо нажать клавишу или . После этого одно слово в меню будет выделено подсвет¬кой. При помощи клавиш <→ >и <→> выбирается нужный пункт меню. При нажатии клавиши раскрывается подменю. Перемещение по подменю осуществляется клавишами <↑> и <↓>, а выбор команды фиксируется нажатием . Выход из меню осуществляется нажатием клавиши . С меню Excel удобно работать при помощи мыши. Выбрав необходимый пункт, нужно навести на него курсор и сделать щелчок по левой кнопке мыши. Щелчком по левой кнопке мыши выбираются необходи¬мые команды подменю и раскрываются вкладки, а также ус¬танавливаются флажки. Щелчок мыши вне меню приводит к выходу из него и зак¬рытию подменю.
Учебник по EXCEL.doc
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С EXCEL Цели работы:  познакомиться с основными понятиями электронной таблицы;  освоить основные приемы заполнения и редактирования таблицы;  научиться сохранять и загружать таблицы. При   установке   Excel   на   компьютере   в   зависимости   от   своих потребностей   и   мощности   персонального   компьютера,   пользователь может выбрать один из нескольких вариантов установки: минимальный, выборочный,   стандартный,   полный.   Мы   предполагаем,   что   вы используете как минимум стандартную конфигурацию Excel. ЗАДАНИЕ 1. Запустите EXCEL. Для вызова Excel необходимо дважды щелкнуть мышью на пиктограмме Microsoft Excel, она обычно располагается в одном из групповых окон Windows (например, Microsoft Office). ЗАДАНИЕ   2.  Разверните   окно   EXCEL   на   весь   экран   и   внимательно рассмотрите его. Excel   предоставляет   несколько   вариантов   настройки   экрана, однако при изучении основных операций с электронной таблицей мы будем предполагать, что окно Excel выглядит, как показано на рисунке. Если это не так, то сначала выполните ЗАДАНИЕ 3 и измените настройку экрана, а затем вернитесь к ЗАДАНИЮ 2. Верхняя строка ­ заголовок окна с кнопками управления; Вторая строка ­ меню процессора Excel; Третья   и   четвертая   строки   ­   панели   инструментов   Стандартная   и Форматирование. 2.1. Прочитайте назначение кнопок панели инструментов Стандартная, медленно перемещая курсор мыши по кнопкам. Пятая строка ­ строка ввода и редактирования или строка формул. Строки между пятой и последней заняты рабочим листом электронной таблицы. Строки и столбцы таблицы имеют определенные обозначения. Нижняя  строка ­ строка состояния. ЗАДАНИЕ 3. Произведите настройку экрана, используя меню EXCEL. Работа с меню Чтобы   войти   в   меню,   необходимо   нажать   клавишу     или . После этого одно слово в меню будет выделено подсветкой. При помощи   клавиш  <   >→ и  < >  → выбирается   нужный   пункт   меню.   При нажатии   клавиши     раскрывается   подменю.   Перемещение   по подменю   осуществляется   клавишами   < >   и   < >,   а   выбор   команды фиксируется   нажатием   .   Выход   из   меню   осуществляется нажатием клавиши . ↑ ↓ С   меню   Excel   удобно   работать   при   помощи   мыши.   Выбрав необходимый пункт, нужно навести на него курсор и сделать щелчок по левой кнопке мыши. Щелчком   по   левой   кнопке   мыши   выбираются   необходимые команды подменю и раскрываются вкладки, а также устанавливаются флажки. Щелчок мыши вне меню приводит к выходу из него и закрытию подменю. 3.1.Щелкните по кнопке Развернуть     в зоне заголовка, если после вызова программы ее окно не занимает всего экрана. Окно документа также должно быть полноэкранным. 3.2.В   меню   Вид   выберите   команду   Панели   инструментов.   Установите флажки (*) , как показано на рисунке: Установка   и   снятие   флажков   производится   щелчком   мыши   в соответствующем окне. Для   вывода   панелей   инструментов   вы   можете   также использовать   контекстно­зависимое   меню,   которое   появляется   после щелчка правой кнопкой мыши в зоне панелей инструментов. 3.3. В меню Сервис выберите команду Параметры и раскройте вкладку Вид. 3.4. Проверьте, установлены ли флажки (*): 3.5. Если нет, то произведите соответствующую установку.  Далее   в   тексте   подобные   действия   по   работе   с   меню   будут описываться в краткой форме: Меню: Сервис ­ Параметры ­  Вид ­ Строка формул (*). ЗАДАНИЕ   4.  Познакомьтесь   с   основными   понятиями   электронных таблиц.   Для   этого   внимательно   прочитайте   нижеследующий   текст   и выполните некоторые действия. Строки, столбцы, ячейки Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов. Максимальное количество строк равно 16384, столбцов ­256. Каждое пересечение   строки   и   столбца   образует   ячейку,   в   которую   можно вводить данные (текст, число или формулы). Номер   строки   ­   определяет   ряд   в   электронной   таблице.   Он обозначен на левой границе рабочего поля. Буква   столбца   ­   определяет   колонку   в   электронной   таблице. Буквы   находятся   на   верхней   границе   рабочего   поля.   Колонки нумеруются в следующем порядке: А ­ Z, затем АА ­ AZ, затем ВА ­ BZ и т. д. Ячейка   ­   первичный   элемент   таблицы,   содержащий   данные. Каждая ячейка имеет уникальный адрес, состоящий из буквы столбца и номера строки. Например, адрес ВЗ определяет ячейку на пересечении столбца В и строки номер 3. Указатель   ячейки   ­   светящийся   прямоугольник,   определяющий текущую   ячейку.   Указатель   можно   перемещать   по   таблице   как   при помощи клавиатуры, так и мышью. Текущая ячейка помечена указателем. Ввод данных и некоторые другие действия по умолчанию относятся к текущей ячейке. 4.1.Сделайте текущей ячейку D4 при помощи, 4.2. Вернитесь в ячейку А1 при помощи клавиш перемещения курсора. Блок (область) Блок представляет собой прямоугольную область смежных ячеек. Блок   может   состоять   из   одной   или   нескольких   ячеек,   строк     или столбцов. Адрес   блока   состоит   из   координат   противоположных   углов, разделенных  двоеточием. Например: В13:С19, A12:D27 или т.п. Блок можно задать при выполнении различных команд или  вводе   формул   посредством   указания   координат   или   выделения   на экране. Рабочий лист, книга Окно с заголовком Книга 1  состоит из нескольких рабочих листов (по   умолчанию   таких   листов   16).   При   открытии   рабочей   книги автоматически загружаются все ее рабочие листы. На экране   виден только один лист ­ верхний. Нижняя часть листа содержит   ярлычки других листов, щелкая мышью на ярлычках  листов, можно  перейти к другому листу. 4.3. Сделайте текущим лист 6. 4.4. Вернитесь  к листу 1. Выделение столбцов, строк, блоков, таблицы Для выделения  с помощью мыши:  Столбца   щелкнуть мышью на букве ­ имени столбца;  Нескольких     столбцов   ­   не   отпуская   кнопку   после   щелчка,  Строки ­   щелкнуть мышью на числе ­ имени строки;  Нескольких  строк ­ не отпуская кнопку после щелчка, протянуть протянуть мышь;  мышь;  Блока   ­   щелкнуть   мышью   на   начальной   ячейке   блока   и,   не отпуская протянуть мышь на последнюю ячейку;  Рабочего листа ­ щелкнуть мышью на пересечении имен столбцов и строк  (левый верхний угол таблицы) Для выделения блока с помощью клавиатуры необходимо, удер­ живая   клавишу   ,   нажимать   на   соответствующие   клавиши перемещения   курсора,   или,   нажав   клавишу   ,   войти   в   режим выделения и произвести выделение при помощи клавиши перемещения курсора.  ­ выход из режима выделения. Для выделения нескольких несмежных блоков необходимо:  выделить первую ячейку или блок смежных ячеек,  нажать и удерживать клавишу ,  выделить следующую ячейку или блок и т. д.,  отпустить клавишу . Для   снятия   выделения   достаточно   щелкнуть   мышью   по   любому невыделенному   участку   рабочего   листа.   Новое   выделение     снимает предыдущее. 4.5. Выделите строку 3. 4.6.Снимите выделение. 4.7. Выделите столбец D. 4.8. Выделите блок А2:E13 при помощи мыши. 4.9. Выделите столбцы A,B,C, D. 4.10.Снимите выделение. 4.11. Выделите блок С4:F10 при помощи клавиатуры. 4.12. Выделите рабочий лист. 4.13. Снимите выделение. 4.14.  Выделите   одновременно   следующие   блоки:   F5:G10,   Н   15:115, C18:F20, Н20. ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с основными приемами заполнения таблиц. Содержимое ячеек В Excel существуют следующие типы данных, вводимых в ячейки таблицы: текст, число, дата, время и формула. Для ввода данных необходимо переместиться в нужную ячейку и набрать данные (до 240 символов), а затем нажать  или клавишу перемещения курсора. Excel определяет, являются ли вводимые данные текстом, числом или формулой по первому символу. Если первый символ буква или знак *, то Excel считает, что вводится текст. Если   первый   символ   цифра   или   знак   =,   то   Excel   считает,   что вводится число или формула. Данные, которые вводятся, отображаются в ячейке  и в строке формул   и   только   при   нажатии     или   клавиши   перемещения курсора помещаются в ячейку. Ввод текста Текст ­ это набор любых символов. Если текст начинается с числа, то начать ввод необходимо с кавычки ‘. Если   ширина   текста   больше   ширины   ячейки   и   ячейка   справа пуста,   то   текст   на   экране   займет   и   ее   место.   При   вводе   данных   в соседнюю   ячейку   предыдущий   текст   будет   обрезан   (но   при   этом   в ячейке он будет сохранен полностью). 5.1. В ячейку А1 занесите текст Москва — древний город. По   умолчанию   после   фиксации   текста   в   ячейке   он   будет   прижат   к левому краю. Внимание!  Не   бойтесь   ошибок.  Почти   все  действия   могут  быть отменены.   Если   после   вашего   действия   произошло   то,   что   вы   не планировали, воспользуйтесь отменой ­ либо используя команды меню Правка,   Отменить...   либо,   что   еще   проще,   кнопкой   Отмена   панели   инструментов   Стандартная.   При   щелчке   мыши   по   кнопке <Отмена> отменяется последняя операция. Ввод чисел Числа в ячейку можно вводить со знаков = , + , ­ или без них. Если ширина   введенного   числа   больше,   чем   ширина   ячейки   на   экране,   то Excel изображает его в экспоненциальной форме либо вместо   числа   ставит   символы   ####   (при   этом   число   в   ячейке   будет сохранено полностью). Экспоненциальная форма используется для представления очень маленьких либо очень больших чисел. Число 501000000 будет записано как   5,01Е+08,   что   означает   5,01*10^8.   Число   (0,000000005   будет представлено как 5Е­9, что означает 5*10^­9. Для ввода дробных чисел используется десятичная запятая или точка в зависимости от настройки. По умолчанию    ­ запятая. Любой символ перед числом или в середине числа превращает его в текст. Если вы захотите набрать число 5,34 как 5.34, то оно будет воспринято как текст и прижато к левому Краю. По умолчанию после фиксации числа в ячейке Excel  сдвигает его к правой границе ячейки. 5.2. В ячейку В1 занесите число 1147 (это год основания Москвы). 5.3. В ячейку С1 занесите число — текущий год. Ввод даты и времени При вводе даты или времени Excel преобразует их в специальное число   (поэтому   дата   и   время   после   фиксации   в   ячейке   прижаты   к правому краю ячейки). Это число представляет собой количество дней, прошедших   от   начала   века   до   введенной   даты.   Благодаря   тому,   что Excel   преобразует   дату   и   время   в   последовательное   число,   с   ними можно производить такие же операции, как и с числами. Введенная   дата   может   быть   представлена   в   одном   из   ниже перечисленных форматов: 3/I2/94  12­Мар­94 12­Мар  Map­12 После фиксации даты в ячейке в качестве разделителя между днем,   месяцем   и   годом   устанавливается   точка.   Например,   3.12,94, 12.Map.94 Введенное время может иметь следующие форматы: 14:25 14:25:09 2:25 РМ 2:25:09 РМ 5.4. В ячейку К1 занесите текущую дату. 5.5. В ячейку К2 занесите дату 1 января текущего года. Ввод формул В   виде   формулы   может   быть   записано   арифметическое   выра­ жение. Оно представляет собой последовательность чисел или ссылок на   ячейки,   объединенных   знаками   арифметических   операций   или функциями. Формула должна начинаться со знака = . Она может содержать до 240 символов и не должна содержать пробелов. Для   ввода   в   ячейку   формулы   C1+F5   ее   надо   записать   как =C1+F5. Это означает, что к содержимому ячейки С1 будет прибавлено содержимое   ячейки   F5.   Результат   будет   получен   в   ячейке,   куда занесена формула. По умолчанию после фиксации формулы в ячейке отображается результат вычислений по заданной формуле. 5.6. В ячейку D1  занесите формулу = С1­ В1. Что за число получилось в ячейке? Это возраст Москвы. 5.7.В ячейку КЗ занесите формулу = К1­ К2. Это количество дней, которое прошло с начала года до настоящего дня. ЗАДАНИЕ   6.   Познакомьтесь   с   основными   приемами   редактирования таблиц. Изменение ширины столбцов и высоты строк Эти действия можно выполнить, используя мышь, или через меню. При   использовании   мыши   указатель   мыши   необходимо   нанести   на разделительную линию между именами столбцов ним номерами строк. Указатель   примет   вид   двойной   черной   стрелки.   Затем   необходимо нажать левую кнопку мыши и растянуть (сжать) столбец или строку или дважды   щелкнуть   в   этом   месте   левой   кнопкой     мыши   для автоматической установки ширины столбца  или высоты строки. При   использовании   меню   необходимо   выделить   строки   или столбцы и выполнить команды Меню: Формат­ Строка – Автоподбор высоты  или Формат – Столбец – Автоподбор ширины. 6.1. При помощи мыши измените ширину столбца А так, чтобы текст был виден полностью, а ширину столбцов В, С, D сделайте минимальной. 6.2.При помощи меню измените высоту строки 1 и сделайте ее равной 30. 6.3.Сделайте высоту строки 1 первоначальной (12,75). Корректировка содержимого ячейки Редактирование данных может осуществляться в процессе ввода в ячейку и после завершения ввода. Если во время ввода данных в ячейку допущена ошибка, то она может   быть   исправлена   стиранием   неверных   символов   при   помощи клавиш     и   набором   их   заново.   Клавишей     можно отменить ввод данных в ячейку и написать их заново. Чтобы отредактировать данные после завершения ввода (после нажатия   клавиши   ),   необходимо   переместить   указатель   к нужной   ячейке   и   нажать   клавишу     для   перехода   в   режим редактирования   или   щелкнуть   мышью   на   данных   в   строке   формул. Далее   необходимо   отредактировать   данные   и   нажать     или клавиши перемещения курсора для завершения редактирования. 6.4.Необходимо   определить   возраст   Москвы   в   2000   году.   Замените текущий год в ячейке С1 на 2000. В ячейке D1 появился новый возраст столицы (в 2000 году). Внимание!   При   вводе   новых   данных   пересчет   в   таблице   про­ изошел автоматически. Это важнейшее свойство электронной таблицы. 6.5. Отредактируйте текст в ячейке А1. Новый текст: Москва ­ столица России. Операции со строками, столбцами, блоками Прежде чем произвести какие­либо действия с блоком, его не­ обходимо выделить. Действия   по   перемещению,   копированию,   удалению,   очистке блока   можно   производить   несколькими   способами,   что   дает возможность пользователю выбрать наиболее удобный для него способ:  с помощью кнопок панели инструментов Стандартная  через  главное  меню  Excel  (в  меню  Правка: команды  Вырезать,  (Вырезать, Копировать, Вставить);   Копировать, Вставить, Удалить, Очистить, Заполнить); с помощью мыши; с помощью контекстно­зависимого меню. Если щелкнуть по выделенному блоку правой кнопкой мыши, то откроется контекстно­зависимое меню, где можно найти все команды, необходимые для копирования, вырезания, вставки, удаления. Порядок работы аналогичен работе с главным меню. Перемещение Перемещая   данные,   необходимо   указать,   что     перемещается   и куда.   Для   выполнения   перемещения   с   помощью   мыши   требуется выделить ячейку или блок (что перемещается). Затем навести указатель мыши   на   рамку   блока   или   ячейки   (он   должен   принять   форму   белой стрелки).  Далее  следует  перетащить  блок  или  ячейку  (в  место, куда нужно переместить данные). 6.6.Выделите блок A1:D1 и переместите его на  строку ниже. 6.7.Верните блок на прежнее место Копирование При копировании оригинал (что) остается на прежнем месте, а в другом   месте   (куда)   появляется   копия.   Копирование   выполняется аналогично перемещению, но при нажатой клавише . 6.8. Скопируйте блок А1:D1 в строки 3, 5, 7. Заполнение При   заполнении   исходная   ячейка   (что)   или   блок   повторяется несколько   раз   за   одно   действие.   Заполнение   возможно   вправо   или вниз. Заполнение с помощью мыши выполняется так же, как и пере­ мещение, но при этом курсор должен наводиться на нижний  правый угол ячейки или блока (принимает форму черного плюса и называется маркером заполнения). 6.9.Выделите строку 7 и заполните выделенными данными строки по 15­ ю включительно. 6.10. Заполните данными столбца  С столбцы Е, F, G. Удаление, очистка Если надо очистить только данные (числа, текст, формулы), то достаточно на выделенной ячейке или блоке нажать клавишу 6.11.Выделите блок A 10:G15 и очистите его. 6.12. Выделите блок К 1:КЗ и очистите его. Для   очистки   ячейки   или   блока   от   введенных   данных   можно установить указатель на ячейку или выделить блок, а затем выполнить команду   Правка   ­     Очистить.   В   подменю   необходимо   указать,   что конкретно требуется очистить: форматы, содержимое, примечание или все вместе. 6.13.Очистите содержимое ячейки G9, используя команды меню. Для   удаления   столбцов,   строк,   блоков   нужно   выделить   необ­ ходимый   элемент,  а   затем   воспользоваться   командами   меню  Правка, Удалить. При удалении место строк, столбцов и блоков схлопывается 6.14.Удалите столбец Е. Обратите внимание на смещение столбцов. Для удаления данных из таблицы с сохранением пустого места необходимо воспользоваться командами Правка ­ Очистить. 6.15. Удалите столбец Е  с сохранением пустого места. Внимание! Экран после выполнения данной части работы должен иметь вид, представленный на рисунке: ЗАДАНИЕ 7. Научитесь использовать функцию автозаполнения. В Excel существует интересная функция автозаполнения, которая позволяет   быстро   вводить   различные   типовые   последовательности (арифметическую   и   геометрическую   прогрессии,   даты,   дни   недели, месяца, года, и т. д.) Excel   позволяет   вводить   также   некоторые   нетиповые   пос­ ледовательности, если удается выделить какую­либо закономерность. 7.1. В ячейку G10 занесите год ­1990. 7.2. В ячейку Н10 занесите год —1991. 7.3. Выделите блок G10: Н10. 7.4. Укажите на маленький квадратик в правом нижнем углу ячейки Н10 (экранный курсор превращается в маркер заполнения). 7.5.Нажмите   левую   кнопку   мыши   и,   не   отпуская   ее,   двигайте   мышь вправо, пока рамка не охватит ячейки G10; М10. Блок заполнился годами с I990 по 1996. 7.6. Введите в ячейки G11: М11 дни недели, начиная с понедельника. При этом, оказывается достаточно, ввести один понедельник. 7.7.  В   ячейки   G12:   М12   месяцы,   начиная   с   января.   При   этом, оказывается, достаточно ввести один январь. 7.8.В ячейки G13:М13 даты, начиная с 12 декабря. 7.9.Используя рисунок,   внесите следующие данные в таблицу:  в ячейки G16: М16 века;  в ячейку G15 занесите заголовок: Население Москвы (тыс. чел).  в   ячейки   G17:M   17   запишите   данные   о   населении   Москвы   по векам. ЗАДАНИЕ   8.  Освойте   действия   с   таблицей   в   целом,   такие,   как сохранить, закрыть, создать, открыть. Для действий с рабочей книгой в целом используются   команды из меню Файл.  Сохранить   ­   сохраняет   рабочую   книгу   на   листке   для   последу­ ющего использования.  Сохранить как... ­ аналогична Сохранению, но при ном позволяет поменять имя файла или записать на другой диск,  Закрыть ­ убирает документ с экрана.  Создать ­ создает новую рабочую книгу (пустую или на основе указанного шаблона).  Открыть ­ возвращает рабочую книгу с диска не экран.  Действия   Создать,   Открыть,   Сохранить   закреплены   за   тремя первыми кнопками панели инструментов Стандартная 8.1.Сохраните таблицу на рабочем диске в личном каталоге под именем work 1.xls 8.2. Уберите документ с экрана. 8.3. Вернитесь к своему документу work1.xls 8.4. Закройте файл. ЗАДАНИЕ 9. Завершите работу с Excel Для выхода из Excel можно воспользоваться одним из четырех способов.  Меню: Файл ­ Выход.  Системное меню   Клавиатура ­ +. команда Закрыть. Если   Вы   не   сохранили   рабочую   книгу,   то   появится   рамка   с предупреждающим  сообщением,  вам  будет   предложено  сохранить  ее или выйти без сохранения. ЗАДАНИЕ 10. Подведите итоги. В   результате   выполнения   работы   №1   вы   должны   познакомиться   с основными понятиями электронных таблиц и приобрести первые навыки работы с Excel, Проверьте: знаете ли вы, что такое:  умеете ли вы:  элементы окна Excel;  строка;  столбец;  ячейка;  лист;  книга;  контекстно­зависимое меню  панели инструментов.  работать с меню;  вводить   текст,   числа,   фор­ мулы;  редактировать данные;  изменять   размер   строк   и столбцов;  перемещать;  копировать;  заполнять и удалять;  сохранять таблицу;  закрывать, открывать;  производить   настройку   окна Excel. Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы. Предъявите преподавателю: краткий конспект;   файл workl .xls на экране и на рабочем диске в личном каталоге. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 (1) РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ТАБУЛИРОВАНИЯ ФУНКЦИ Цели работы:  закрепить навыки по заполнению и редактированию таблицы;  познакомиться со способами адресации;  освоить некоторые приемы оформления таблиц. Дальнейшее знакомство с Excel осуществим па примере задачи  табулирования функции.  Постановка задачи: Вычислить   значения   функции  y=k*(xA2­l)/(xA2+l)   для   всех   х   па интервале [­2,2] с шагом 0,2 при к=10. Решение должно быть получено в виде таблицы: № Х К Y1=X^2­1 Y2=X^2+1 Y=K*(Y1/ Y2) ЗАДАНИЕ   1.  Прежде   чем   перейти   к   выполнению   задачи,   позна­ комьтесь со способами адресации в Excel. Абсолютная, относительная b смешанная адресация ячеек и блоков При   обращении   к   ячейке   можно   использовать   способы,   опи­ санные ранее, например В3;  А!:G9 и т.д. Такая адресация называется относительной.   При   использовании   подобной   адресации   в   формулах Excel  запоминает расположение   относительно текущей ячейки.. Так, например,   когда   вы   вводите   формулу   =В1+В2   в   ячейку   В4,   то  Excel интерпретирует   формулу   как   «прибавить   содержимое   ячейки расположенной   тремя   рядами   выше,   к   содержимому   ячейки   двумя рядами выше». Если вы скопировали формулу =В1+В2 из ячейки В4 в С4,  Excel также   интерпретирует   формулу   как   "прибавить   содержимое   ячейки, расположенной   тремя   рядами   выше,   к   содержимому   ячейки   двумя рядами   выше".   Таким   образом,   формула   в   ячейке   С4   изменит   свой видна =С1+С2. Абсолютная   адресация.   Иногда   при   копировании   формул   вы пожелаете сохранить ссылку на конкретную ячейку или  область. Тогда вам   необходимо   воспользоваться   абсолютной   адресацией.   Для   ее задании   необходимо   перед   буквой   колонки   и   перед   номером   ряда напечатать символ $. Например: $В$4 или $C$2:$F$48 и т.д. Смешанная   адресация.   Символ   $   ставится   только   там,   где   он необходим,   например:   В$4   или   $С2.   Тогда   при   копировании   один параметр адреса изменяется, а другой лист. ЗАДАНИЕ 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы. 2.1.Заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки A1: Шапка   ­   это   верхняя   строка   таблицы   с   названием   столбцов   (см. постановку задачи): в ячейку A1 занесите № (название первого столбца таблицы); в ячейку В1 занесите X (название второго столбца таблицы);  в ячейку С1 занесите К (название третьего столбца таблицы)  установите   ширину   столбцов   такой,   чтобы   надписи   были видны полностью. 2.2.Заполните   вспомогательную   таблицу  начальными   исходными данными, начиная с ячейки Н1: Х0 ­2 step 0,2 К 10 Где ХО ­ начальное значение X; step­ шаг изменения X; к ­ коэффициент (const). Данный   пункт   при   решении   задачи   табулирования   функции является   необязательным   и   введен   искусственно   для   демонстрации способов адресации. 2.3.Используя функцию автозаполнения, заполните столбец А числами от   1до   21,   начиная   с   ячейки   А2   и   заканчивая   ячейкой А22 аналогично тому, как заполнили блок ячеек годами в работе №1. 2.4.Заполните столбец В значениями X:  в ячейку С2 занесите =$J$2  в ячейку СЗ занесите =С2 Посмотрите на введенные формулы. Почему они так записаны?  заполните этой формулой ячейки С4:.С22. Весь столбец заполнился значением 10. 2.6.Заполните столбец D значениями функции у1=х^2­1:  в ячейку D2 занесите = В2*В2­1,  заполните этой формулой ячейки D3:D22. Столбец   заполнился   как   положительными,   так   и   отрицательными значениями функции y1. Начальное значение 3 и  конечное значение ­3. 2.7.Аналогичным образом заполните столбец   В значениями функции у2=х^2+1. Проверьте! Все значения положительные: начальное 5, конечное ­5. 2.8.Заполните столбец F значениями функции у = к*(X^2­1)/(X^2+1)  в ячейку В2 занесите =$Н$2 Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение X), знак $ указывает на абсолютную адресацию.  в ячейку ВЗ занесите =B2+$i$2 Это   означает,   что   начальное   значение  X  будет   увеличено   на величину шага, которая берется из ячейки I2.  заполните э той формулой ячейки В4;В22 Столбец заполнится значениями X от ­2 до 2 с шагом 0,2. 2.5. Заполните столбец С значениями коэффициента К:  в ячейку F2 занесите =С2*(D2/Е2),  заполните этой формулой ячейки F2: F22. Проверьте!   Значения   функции   как   положительные,   так   и   от­ рицательные. Начальное значение 6. Конечное значение 6. ЗАДАНИЕ 3.  Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной. 3.1. Смените во вспомогательной таблице начальное значение х, в  ячейку Н2 занесите ­5. 3.2.Смените значение шага, в ячейку I2 занесите 2. 3.3. Смените значение коэффициента, в ячейку J2 занесите 1. Внимание! При всех изменениях данных во вспомогательной таблице в основной таблице пересчет производится автоматически. 3.4.Прежде   чем   продолжить   работу,   верните   прежние   начальные значения во вспомогательной таблице: step=0,2 к=10 ЗАДАНИЕ 4. Оформите основную и вспомогательную таблицы. 4.1.Вставьте 2 пустые строки сверху для оформления заголовков:  установите курсор на 1 строку;  выполните команды меню Вставка ­ Строки (2 раза). 4.2. Занесите заголовки:  в ячейку А 1 Таблицы,  в ячейку А2  Основная,  в ячейку Н2 Вспомогательная. 4.3.Объедините ячейки А1:J1 и центрируйте заголовок «Таблицы»:  выделите блок А1:J1  используйте   кнопку     центрировать   по   столбцам       панели инструментов Форматирование.    аналогичным   образом   центрируйте   заголовки:   «основная»     и «вспомогательная». 4.4.Оформите заголовки определенными шрифтами: Символы (шрифты) Символы любой ячейки или блока можно оформить различными шрифтами, начертанием, высотой и т.д. Для выполнения этих действий необходимо   выделить   ячейку   или   блок,   а   затем   воспользоваться кнопками из панели инструментов Форматирование:  ­ тип шрифта.  ­ размер шрифта  ­ начертание (жирный, курсив, подчеркнутый) Можно   воспользоваться   командой   меню   Формат   ­   Ячейки   или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню.   На   экране   появится   диалоговое   окно   Формат   ячеек.   В   нем необходимо раскрыть вкладку Шрифт.  Заголовку   "Таблицы"   установите   шрифт  ArialCyr,   высота шрифта 14, жирный. Используйте кнопки панели инструментов Форматирование;  Заголовкам   "Основная"   и   "Вспомогательная"   установите шрифт ArialCyr, высота шрифта 12, жирный. Используйте команды меню Формат – Ячейки ­ Шрифт;  для шапок таблиц установите шрифт ArialCyr, высота шрифта 12, курсив. Используйте контекстное меню. 4.6.Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью. 4.7.Произведите выравнивание надписей шапок по центру. Выравнивание Содержимое любой ячейки можно выровнять внутри по одному из   краев   или   по   центру,   как   по   горизонтали,   так   и   по   вертикали,  а также   можно   задать   необходимую   ориентацию   текста   (снизу   вверх, сверху вниз и т.д.). Для задания необходимой ориентации используются кнопки на панели инструментов Форматирование: (Выровнять влево, Выровнять по центру, Выровнять вправо). Можно   воспользоваться   командой   меню   Формат   ­   Ячейки   или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню.   На   экране   появится   диалоговое   окно   Формат   ячеек.   В   нем необходимо раскрыть вкладку Выравнивание. 4.8. Обрамите основную и вспомогательную таблицы. Обрамление Для   задания   обрамления   используется   кнопка   на   панели   Форматирование. Можно   использовать   команду   меню  Формат   ­   Ячейки,   вкладка Рамка или аналогичную команду контекстного меню. 4.9.Задайте фон заполнения внутри таблиц ­ желтый, фон заполнения шапок   таблиц   —   малиновый.   Содержимое   любой   ячейки   или   блока может иметь необходимый фон (тип штриховки, цвет штриховки, цвет фона).   Для   задания   фона   используется   кнопка   панели Форматирование.   Можно использовать команду меню Формат ­ Ячейки, вкладка Вид, или аналогичную команду контекстного меню. Экран после выполнения работы должен иметь следующий вид: ЗАДАНИЕ 5. Сохраните результаты своей работы на дискете, в личном каталоге. Имя файла work2_1.xls ЗАДАНИЕ 6. Завершите работу с  Excel. ЗАДАНИЕ 7. Подведите итоги. Проверьте: знаете ли вы, что такое: умеете ли вы:  использовать, различные способы  адресации;  оформлять символы;  производить выравнивание и  обрамление;  изменять фон.  относительная адресация;  абсолютная адресация;  смешанная адресация. Если нет, то еще раз внимательно перечитайте соответствующие разделы работы. Предъявите преподавателю: краткий конспект;   файл work2_1.xls на экране и на рабочем диске в личном  каталоге. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 (2) (Продолжение) Цели работы:  Познакомиться с использованием функций в Excel;  Познакомиться с форматом чисел  Научиться осуществлять защиту информации в таблице  Научиться распечатывать таблицу; ЗАДАНИЕ 1: Откройте файл work2_1.xls, созданный на прошлом уроке. ЗАДАНИЕ 2: Защитите в таблице информацию, которая не изменяется (заголовки,   полностью   основная   таблица,   шапка   вспомогательной таблицы). Защита ячеек В  Excel  можно защитить от изменения всю рабочую книгу, лист или   некоторые   ячейки.   Защита   делает   невозможным   изменение информации,   пока   она   не   отключена.   Обычно   защищают   данные, которые не должны изменяться (расчетные формулы, заголовки, шапки таблиц). Установка (снятие) защиты выполняется за два действия:  отключают   блокировку   (защиту)   с   ячеек,   подлежащих   пос­ ледующей корректировке;  включают защиту листа или книги. После   этих   действий   можно   корректировать   и   заполнять   только   те ячейки, которые ранее были разблокированы.  Разблокировка (блокировка) ячеек. Выделите необходимый блок. Выполните команду Формат ­ Ячейки, Защита, а затем в диалоговом окне выключите (включите) параметр Защищаемая ячейка. Включение   (снятие)   защиты   с   листа   или   книги.   Выполните команду Сервис – Защита ­ Защитить лист (книгу) (для отключения ­ команду Сервис, Защита, Снять защиту листа (книги)). 2.1. Выделите блок  H4:J4 и снимите блокировку. Меню:     Формат   –   Ячейки   –   Защита   –   убрать   знак   в   окне «Защищаемая ячейка» 2.2. Защитите лист. Меню: Сервис­ Защита – Защитить лист – Ок. В   результате   действий   заблокируется   вся   основная   таблица   и шапка вспомогательной. 2.3. Попробуйте изменить значения в ячейках: В ячейке А4 с 1 на 10. Это не возможно. Значение шага во вспомогательной таблице с 0,2 на 0,5. Это возможно. В основной таблице произошел пересчет. Измените текст «step»  в  ячейке I3 на «шаг» Каков результат? Почему? Верните значение шага 0,2 ЗАДАНИЕ 3. Сохраните файл под старым именем. Воспользуйтесь кнопкой сохранить      на панели инструментов Стандартная. ЗАДАНИЕ 4.Снимите защиту  листа.  Меню: Сервис ­ Защита – Снять защиту с листа – Ок. ЗАДАНИЕ 5. Познакомьтесь с функциями пакета Excel Функции Функции   предназначены   для   упрощения   расчетов   и   имеют следующую форму:  Y=f(X), где у ­ результат вычисления функции, Х­ аргумент, f­функция. Пример содержимого ячейки с функцией: =A5+sin(C7), где А5 ­ адрес   ячейки;  sin()     ­   имя   функции,   в   круглых   скобках   указывается аргумент; С7­ аргумент (число, текст и т.д.) в данном случае ссылка па ячейку, содержащую число. Скобки ­ обязательная принадлежность функции, даже если у нее нет аргументов. Некоторые функции: МАКС(список) ­ возвращает из списка максимальное  число.  МИН(список) ­ возвращает минимальное значение из списка  аргументов. СРЗНАЧ(список) ­ возвращает среднее­ арифметическое  своих аргументов. ЦЕЛОЕ(Х) ­ округляет аргумент X до ближайшего  меньшего целого ABS(X)  ­  возвращает модуль ( абсолютную величину ) числа X. ЕХР(Х) ­  возвращает экспоненту заданного числа X LN(X) ­  возвращает натуральный логарифм заданного числа X. LOGIO(X) ­ возвращает десятичный логарифм заданного числа X. LOG(X) ­возвращает натуральный логарифм числа X. SIN(X) ­  вычисляет синус угла X, измеренного  в радианах.  СУММ(список) ­  возвращает сумму указанного списка. Например,   СУММ(А1:А300)   =>   подсчитает   сумму   чисел   в   трехстах ячейках диапазона А1:А300. Так   как   функция   суммирования   часто   используется,   то   за   ней закреплена кнопка Z на панели инструментов. Для   вставки   функции   в   формулу   можно   воспользоваться Мастером функций, вызываемым командой  меню Вставка, Функция или кнопкой  . Появится  диалоговое окно, в котором необходимо выбрать функцию, а затем нажать на кнопку ОК. Второе   диалоговое   окно   (второй   шаг   Мастера   функций)     позволяет задать аргументы к выбранной функции. 5.1.  Нажмите     кнопку     .   Выберите   категорию   Полный   алфавитный перечень. Посмотрите с помощью линейки просмотра, каким  огромным арсеналом функций располагает Excel.  5.2.  Подсчитайте   сумму   вычисленных   значений  y    и   запишите   ее   в ячейку F25. Сделайте текущей ячейку   F25. Щелкните по кнопке . Вычисление   суммы   –   часто   используемая   операция.   Она закреплена за кнопкой на панели инструментов Стандартная. В ячейку У25 запишите поясняющий текст Сумма y= 5.3.Оформите   нахождение   среднего   арифметического   вычисленных значений Y.  Сделайте текущей ячейку F26; Щелкните по кнопке  ; В диалоговом окне Мастер функций выберите категорию Полный алфавитный перечень и имя функции СРЗНАЧ; Щелкните кнопкой ОК; В появившемся диалоговом окне укажите диапазон,   в котором производится вычисление среднего значения (F4; F24).  Это можно сделать двумя способами  набрав диапазон вручную в окне число 1;  выделив соответствующий диапазон таблицы (при этом если окно Мастера   функций   закрывает   нужный   блок   таблицы,   то его можно отодвинуть, уцепившись мышью  за заголовок окна).  щелкните по кнопке Закончить;  занесите  в  ячейку  Е26   поясняющий   текст, а  в  F26   —   среднее значение. 5.4.Оформите нахождение минимального и максимального   значений, занеся в ячейки Е27 и Е27 поясняющий1 текст, а в ячейки  F27 и  F28 минимальное и максимальное значение. ЗАДАНИЕ 6. Оформите блок ячеек  Е25:F28 6.1.Обрамите ячейки  Е25:F28 6.2. Заполните этот блок фоном шапки таблицы. 6.3.Поясняющие   надписи   в   ячейках   Е25:Е28   оформите   жирным шрифтом типа  Arial Cyr с выравниванием вправо. Экран   после   выполнения   данной   части   работы   должен   иметь следующий вид: ЗАДАНИЕ 7.  Сохраните файл под новым именем  work2_2.xls. ЗАДАНИЕ 8.  Познакомьтесь с форматами чисел в Excel. Форматы числа Число в ячейке можно представить в различных форматах. Например, число 100 будет выглядеть как: 100,00 р ­ в денежном формате; 10000% ­ в процентном выражении; 1,00Е+2 ­ в научной форме, что означает 1­Ю2. Для   задания   формата   числа   необходимо   выделить   ячейку   или блок,   а   затем   воспользоваться   кнопками   из   панели   инструментов Форматирование. Лучше   воспользоваться   командой   меню   Формат,   Ячейки   или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню.   На   экране   появится   диалоговое   окно   Формат   ячеек.   В   нем необходимо раскрыть вкладку Число  и выбрать желаемый формат. При изменении формата числа ячейки изменяется только способ представления данных в ячейке, но не сами данные. Если ячейка отображается в виде  HUUH  символов, то это озна­ чает, что столбец недостаточно широк для отображения числа целиком в установленном формате. 8.1. Установите масштаб 75% 8.2. Скопируйте значения из столбца А  в столбцы  K,L,M,N. Столбец  F  заполнен   формулами,   а   скопировать   требуется значения.  Выделите столбец F;  Подведите   курсор   к   границе   выделенного   блока   (он   должен принять Форму белой стрелки);  Нажмите правую кнопку мыши;  Буксируйте блок с помощью мыши до столбца К;  Отпустите мышь;  В   открывшемся   контекстно­зависимом   меню   выберите   команду «Копировать только  значения»;  При   этом   столбец   К   заполнится   теми   же   значениями,   что   и столбец F, но он не будет содержать формул.  Заполните значениями столбца К столбцы L,M,N. 8.3. В столбце  К задайте формат, в котором отражаются  две значащие цифры после запятой 0,00. 8.4. В столбце L задайте научный формат; 8.5. В столбце М задайте формат процент; 8.6. В столбце N установите собственный формат, четыре знака после запятой. 8.7. Оформите блок K2:N24 в стиле основной и вспомогательной таблиц (заголовок, обрамление, шрифт, заполнение). ЗАДАНИЕ   9.  Предъявите   результат   работы   преподавателю.   Экран должен иметь следующий вид: ЗАДАНИЕ 10. Сохраните файл под старым именем work2_2.xls ЗАДАНИЕ 11. Распечатайте таблицу на принтере, предварительно просмотрев ее вид на экране. Предварительный просмотр и печать таблицы на принтере. Прежде чем распечатать таблицу, неплохо убедиться в том, что она выглядит так, как вы хотите. Excel позволяет сделать это. Для   этого   необходимо   выполнить   команды   меню:   Файл   – Предварительный просмотр или щелкнуть по кнопке Предварительный просмотр     Функция   на   панели   инструментов   Стандартная. предварительного   просмотра   выводит   на   экран   таблицу,   но   не позволяет исправлять явные ошибки. Для этого придется вернуться в обычный экран, но в этом режиме   можно выполнить очень полезные операции:  изменить параметры страницы;  изменить установленные поля и разбивку па страницы;  начать печать. Функция предварительного просмотра позволит сам сэкономить время, бумагу и избежать ненужных разочарований. 11.1.Задайте режим предварительного просмотра. С   помощью   кнопки   Предварительные   просмотр   панели   инструментов Стандартная. 11.2. Щелкните по кнопке <Страница>. 11.3.В диалоговом окне Параметры страницы раскройте   вкладку   Страница   и   установите   переключатель   (*) Альбомная.  Проверьте, что установлен размер листа 210 х 297 (формат А4). 11.4. Откроите вкладку Колонтитулы.  Щелкните по кнопке <Создать Верхний колонтитул>. Откроется новое диалоговое окно.  В окне Центр наберите свою Фамилию и Имя.   Щелкните по кнопке <ОК>.  Щелкните по кнопке <Создать Нижний колонтитул>  В   окне   Центр   установите   текущие   дату   и   время,   используя соответственно кнопки   Щелкните по кнопке <Ок>.  Раскроите вкладку Лист и проверьте, что  флажок (*).  Печатать.  Сетку  ­ <Не выбран>.  Щелкните по кнопке <Ок>. Диалоговое окно Параметры страницы закроется. 11.4.Щелкните   по   кнопке   <Поля>,   на   экране   будут   видны линии, обозначающие поля. Зацепившись за черный квадратик и перемещая его, можно изменить размер любого поля.  Измените   ширину   полей   таблицы   таким   образом,   чтобы   все данные   в   них   были   видны   и   таблица   помещалась   на   странице полностью. 11.5.Убедитесь,   что   принтер   подключен   к   вашему   компьютеру и работоспособен. 11.6.Нажмите на кнопку <Печать>. ЗАДАНИЕ 12. Завершите работу с EXCEL. ЗАДАНИЕ 13. Подведите итоги. Проверьте, знаете ли вы, что такое:   функции Excel  форматы чисел;  режим   предварительного просмотра; колонтитулы  умеете ли вы: защищать   информацию   в таблице;   использовать функции;  изменять   форматы представления чисел;  распечатывать таблицу Если   нет,   то   еще   раз   внимательно   перечитайте   соответствующие разделы работы.  Предъявите преподавателю: краткий конспект;   файл   work2_2.xls   на   экране   и   на   рабочем   диске   в   личном каталоге;  распечатку таблицы work2_2.xls . ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 СОСТАВЛЕНИЕ   ШТАТНОГО   РАСПИСАНИЯ   ХОЗРАСЧЕТНОЙ БОЛЬНИЦЫ Цели работы:  научиться   использовать   электронные   таблицы   для   автома­  тизации расчетов; закрепить   приобретенные   навыки   по   заполнению,   форма­ тированию и печати таблиц. Постановка задачи: Заведующий хозрасчетной больницей должен составить штатное расписание,   т.е.   определить,   сколько   сотрудников,   на   каких должностях и с каким окладом он должен принять на работу. Общин месячный фонд зарплаты составляет $10 000. Построим модель решения этой задачи. Поясним,   что   является   исходными   данными.   Казалось   бы,   что ничего   не   дано,   кроме   общего   фонда   заработной   платы.   Однако заведующему   больницей   известно   больше:   он   знает,   что   для нормальной работы больницы нужно: 5­7 санитарок; 8­10 медсестер; 10­12 врачей; 1 заведующий аптекой; 3 заведующих отделениями; 1 главный врач; 1 завхоз, 1 заведующий больницей. На   некоторых   должностях   число   людей   может   меняться. Например,   зная,   что   найти   санитарок   трудно,   руководитель   может принять решение сократить число санитарок, чтобы увеличить оклад каждой из них. Итак,   заведующий   принимает   для   себя   следующую   модель задачи.   За   основу   берется   оклад   санитарки,   а   все   остальные вычисляются через него: во столько­то раз или на столько­то больше. Говоря   математическим   языком,   каждый   оклад   является   линейной функцией от оклада санитарки: А • С + В, где    С  ­ оклад санитарки; А и В  ­  коэффициенты, которые для каждой должности определяются решением совета трудового коллектива. Допустим,   совет   решил,   что   медсестра   должна получать в 1,5 раза больше санитарки,  врач ­ в 3 раза больше санитарки,  заведующий   отделением   ­   на   30   $   больше,   чем врач   заведующий   аптекой   ­   в   2   раза   больше санитарки, завхоз ­ на 40 $ больше медсестры,  главный   врач   ­   в   4   раза   больше   санитарки, заведующий больницей ­ на 20 $ больше главного врача.      А=1,5    В=0 А=3    В=0 А=3    В=30 А= 2    В=0 А=1,5    В=40 А=4    В=0    В=20 А=4 Задав   количество   человек   на   каждой   должности,   можно   со­ ставить уравнение: N1 *(А1 *C+B1)+N2 * (А2 *C+B2)+...+N8 *(А8 * С+В8)=10000, Где:  N1 ­  количество санитарок  N2 ­ количество медсестер   А1...А8 и В1...В8; и т.д. ­ коэффициенты для каждой должности. В этом уравнении нам известны А1...А8 и В1...В8, а не известны С и N1...N8. Ясно,   что   решить   такое   уравнение   известными   методами   не удается,   да   и   единственно   верного   решения   нет.   Остается   решать уравнение путем подбора. Взяв   первоначально   какие­либо   приемлемые   значения   не­ известных, подсчитаем сумму. Если эта сумма равна фонду заработной платы,   то   вам   повезло.   Если   фонд   заработной   платы   превышен,   то можно снизить оклад санитарки,  либо отказаться от услуг какого­либо работника   и   т.   д.   Проделать   такую   работу   вручную   трудно.   Но   вам поможет электронная таблица. ХОД РАБОТЫ:   пример   заполнения ЗАДАНИЕ   1.   Заполните   таблицу   (см.   рис.   таблицы). 1.1. Заполните шапку таблицы. 1.2.Отведите   для   каждой   должности   одну   строку   и   занесите название должностей в столбец С. 1.3.В столбцах А и В укажите коэффициенты А и В, соответствующие каждой должности. 1.4.В ячейку НЗ занесите значение заработной платы санитарки 150 и установите   для   нее   формат   0,00   —   два   знака   после запятой. ЗАДАНИЕ 2. В столбце D вычислите заработную плату для каждой должности. В   постановке   задачи   было   объяснено,   что   заработная   плата вычисляется по формуле А*С+В. В нашей таблице коэффициенты А и В находятся в столбцах А и В, а С ­ зарплата санитарки указана в ячейке НЗ. Внимание!   Столбец   D   должен   заполняться   формулами   с   ис­ пользованием   абсолютной   ссылки   на   ячейку   НЗ.   Изменение   со­ держимого этой ячейки должно приводить к изменению содержимого всего столбца D. Аналогично в работе №2(1) в задании 3 изменение значения шага во вспомогательной таблице приводило к пересчету в основной.   В   данной   задаче   удобно   использовать   еще   один   способ абсолютной адресации ­ именованную ячейку. Именованная ячейка В  Excel  можно присвоить имя любой ячейке или области. Чтобы присвоить имя ячейке, ее необходимо выделить и выполнить команду Вставка   –   Имя   ­   Присвоить.   На   экране   появится   диалоговое   окно   с полем ввода, где необходимо набрать имя и нажать кнопку <ОК>  Имя   должно   начинаться   с   буквы,   не   содержать   пробелов,   не совпадать с адресацией. Например, нельзя использовать имя F:2, но можно F_12 (рис. 3.3). Второй способ именования состоит в использовании поля имени, которое располагается слева в строке формул. Для этого необходимо:  выделить ячейку или область;  перейти в поле имени и щелкнуть левой кнопкой мыши;  ввести имя и нажать клавишу <Ок>. При выборе имени из списка имен Excel немедленно перейдет к этой именованной ячейке или области. Использовать именованную ячейку удобно в формулах, так как можно заменить адрес ячейки, ничего не говорящий о ее содержании на более выразительное имя. При ссылке в формулах на именованную ячейку она будет адресована абсолютно и при копировании формул не возникнут ошибки. Кроме того, рекомендуется именовать все "важные" ячейки,   в   которых   планируется   часто   изменять   данные   и   которые содержат итоговые результаты. 2.1.Ячейке НЗ присвойте имя С. 2.2.В ячейку D3 занесите формулу =АЗ*С+В3. Хотя   эта   формула   равнозначна   =АЗ*   $Н$3+В,   но   имя   С   облегчает понимание формулы. 2.3. Скопируйте формулу из ячейки D3 в D4: D10. При копировании адрес ячейки с зарплатой санитарки остался постоянным (абсолютным), а адреса A3 и ВЗ перенастраиваются (они относительные). ЗАДАНИЕ   3.  В  столбце   Е   укажите   количество   сотрудников   на   дол­ жностях. Данные в ячейках ЕЗ:Е5 могут изменяться в пределах штатного расписания, количество сотрудников на других должностях неизменно (см. постановку задачи). ЗАДАНИЕ   4.  В   столбце   F   вычислите   заработную   плату   всех   со­ трудников данной должности. 4.1.В   ячейку   F3   занесите   формулу   =D3*E3   (зарплата     *   количество сотрудников). 4.2.Скопируйте формулу из ячейки F3 в F4 ­.F10. 4.3.Установите   для   данных   в   столбцах  D  и   F   формат   0,00   — два знака после запятой. ЗАДАНИЕ   5.  Определите   суммарный   месячный   фонд   заработной платы. 5.1. Просуммируйте столбец F, используя кнопку  5.2.Переместите   значение   суммы   в   ячейку   F12   и   сделайте   к ней подпись : Суммарный месячный фонд заработной платы 5.3.Составьте штатное расписание. Вносите изменения в зарплату санитарки или меняйте количество сотрудников в ячейках ЕЗ:Е5 до тех пор, пока полученный суммарный месячный фонд заработной платы не будет равен заданному $10000 (в ячейке F12 необходимо получить значение *= 10000). ЗАДАНИЕ   6.  Сохраните   таблицу   в   личном   каталоге   под   именем work3.xls ЗАДАНИЕ   7.  Составьте   штатное   расписание   с   использованием функции автоматизации расчетов — Подбор параметра. Подбор параметра ­ удобное средство Excel для анализа "Что ­ если". При этом значения для ячеек­параметров изменяются так, чтобы число в целевой ячейке стало равно заданному. 7.1. Выберите команду Меню: Сервис – Подбор параметра.   7.2. Укажите в поле  Установить в ячейке адрес целевой ячейки 7.3. Укажите в поле Значение — 10000. 7.4.Укажите   в   поле   Изменяя   значение   ячейки     ­   адрес   ячейки   с зарплатой санитарки $Н$3 и нажмите на кнопку <ОК>. Начнется процесс подбора параметра. На рисунке показам результат подбора  параметра. Если нажать на кнопку <ОК>, значения ячеек в таблице будут изменены в соответствии с найденным решением. ЗАДАНИЕ 8.  Составьте несколько вариантов штатного расписания с использованием   функции   Подбор   параметра   и   оформите   их   в   виде таблицы. 8.1.Измените   количество   сотрудников   на   должностях   санитарки, медсестры и врача. 8.2.Подберите зарплату санитарки в новых условиях. 8.3.Составьте таблицу нескольких вариантов штатного расписания. В Excel имеется автоматическое средство сохранения вариантов поиска решения при помощи Диспетчера сценариев, который находится в меню Сервис ­  Сценарии. Им можно воспользоваться, но разбираться в принципе его работы придется самостоятельно. ЗАДАНИЕ 9. Сохраните таблицу в личном каталоге под тем же именем work3.xls ЗАДАНИЕ   10.  Проанализируйте   полученные   варианты,   выберите   и оформите один из них. 10.1. Оставьте столбцы С, D, Е, F. Внимание! Удалить столбцы А, В, Н нельзя, так как в таблице на них   есть  ссылки,  но   их   можно   скрыть.   Столбцы   А,  В,   Н  необходимо выделить, а затем воспользоваться пунктом главного  меню Формат.­ Столбец ­ Скрыть или вызвать контекстно­зависимое меню и выбрать пункт   ­ Скрыть. 10.2.Дайте   заголовок   таблице   "Штатное   расписание   хозрасчетной больницы и подзаголовок "Зав. больницей Петров И.С. " 10.3.Удалите таблицу вариантов штатного расписания. 10.4 Таблицу оформите, используя «автоформатирование»  выделите всю таблицу, включая заголовки;  выберите пункт меню Формат ­ Автоформат;  выберите удовлетворяющий вас формат.

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL

Учебник по EXCEL
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017