Учебно-методическая разработка
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс
Учитель начальных классов: Мухаметшина Эльвира Рашитовна
Тема: «Совесть»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть».
Задачи:
· дать представление о нравственных понятиях – совесть и стыд;
· развитие навыков совместной учебной деятельности, адекватной оценки собственной деятельности и деятельности товарищей;
· воспитание доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» отражают сформированность умений:
· выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;
· выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
· выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;
· раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
· высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;
· первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
· раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
· рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
· рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;
· приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать, согласно своей совести;
· выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
Планируемые результаты освоения учебного материала:
· Метапредметные результаты: развитие рефлексии «чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
· Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Методы, приемы: «Кластер», рефлексия «Лист самооценки», «Минута прощения».
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование; программа Smart Notbook для интерактивной доски Smart Board,
Программно-методическое обеспечение:
Ход урока
I. Организация деятельности (настрой на урок)
Учитель:
- Добрый день, ребята. Выберите себе цветную карточку. Дети с желтой карточкой сядут за 1 ряд, вы – 1 группа: с зеленой карточкой – за 2 ряд (2 группа), с синей карточкой – за 3 ряд (3 группа). Сегодня мы с вами будем общаться группами.
-Ребята, проверьте ваше рабочее место, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!
- Какое у вас настроение, покажите смайлика (дети показывают смайлик: грустного, весёлого, спокойного)
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа с притчей
Учитель: Ребята, послушайте притчу. Учитель читает притчу “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Учитель: Ребята, как вы думаете, что в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, что решит сделать мальчик с бабочкой? (убьёт или отпустит)
– Убийство бабочки - это…? (это зло)
– А если сохраним ей жизнь? (это добро)
Учитель: Ребята, я предлагаю сегодня поговорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы с вами не раз говорили о добре и зле, и мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо.
- Как вы считаете, как часто надо говорить о добре и зле? (ответы учащихся)
Учитель: Почему? (Ответы учащихся)
- Приведите примеры, когда люди знают правила, но забывают о них. (Дети приводят примеры)
2. Тренинг «Как не попасть в сети зла?
Учитель: Ребята, а как же не попасть в сети зла? (Дети отвечают)
- А давайте покажем это на руке. Объяснение учителя.
- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.)
- Как мы можем защитить себя от зла? (Ответы учащихся: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.)
(Дети называют положительные качества, а учитель открывает «сердечки» на слайде.)
III. Целеполагание, постановка проблемы.
1. Учитель: Ребята, выберите из списка слова, обозначающие чувства человека, который совершил зло, нехороший поступок. (стыд, радость, вину, восхищение, огорчение, удовлетворение, грусть, тяжесть на душе, счастье.
(Дети подходят к доске и прикрепляют слова, получается кластер)
Использование метода «Кластер».
Учитель: (Работа в парах) У Вас на столах лежат карточки со словами. Составьте из них предложение. Какое предложение у вас получилось, зачитайте. (Жить в ладу со своей совестью.)
Учитель: Молодцы!
2. Сообщение темы и цели занятия
Учитель: Кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить? (О совести)
- Какие бы вы вопросы поставили перед собой, перед тем, как мы начнём говорить по теме «Совесть»? (Дети называют и на доске появляются основные вопросы)
1. Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
4. Какая совесть бывает чистая?
Далее учитель предлагает учащимся заполнить таблицу.
- Ребята, оцените, насколько вы владеете знаниями на начало урока по следующим вопросам.
Таблица 1
Вопрос |
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
||
начало урока |
конец урока |
начало урока |
конец урока |
конец урока |
|
1. Что такое совесть? |
|
|
|
|
|
2. Нужна ли человеку совесть? |
|
|
|
|
|
3. Что значит поступать по совести? |
|
|
|
|
|
4. Какая совесть бывает чиста? |
|
|
|
|
|
- А в конце урока мы снова вернёмся к ней.
IV. Этап открытия новых знаний.
1. Работа с произведением А. Гайдара «Совесть».
Учитель: У писателя А. Гайдара есть рассказ для детей «Совесть».
- Послушайте этот рассказ. (слушают аудиозапись в исполнении Павла Беседина)
– Какое впечатление произвела на вас Нина? Какой вы увидели Нину до встречи с мальчиком?
(На доске кластер «Нина»)
недисциплинированная легкомысленная беззаботная весёлая
- Что испытывала Нина после встречи с мальчиком?
стыд грусть обида совесть тяжесть на сердце
(Заполнение кластера)
– Каким был мальчик, которого встретила Нина?
смешной добрый правдивый доверчивый
Учитель:
- Подумайте, почему Нина заплакала? (Ответы учащихся.)
- Как вы понимаете выражение «грызла беспощадная совесть»? (Ответы учащихся.)
- В нас как бы говорят два голоса: один зовёт к добру, другой – к злу. И нам постоянно приходится делать выбор, решать, как поступить, что позволить себе и что запретить. Борьба добра и зла внутри нас.
- Отчего было тяжело на сердце Нины? (Ответы учащихся.)
- Вспомните, какое предложение вы составили из слов? (Жить в ладу со своей совестью.)
- Что значит слово ЛАД?
- Как вы понимаете это выражение?
- Можно ли сказать, что Нина жила в ладу со своей совестью? (Ответы учащихся.)
- Какие чувства противоречат голосу совести? (Ответы учащихся.)
- Какие чувства помогают человеку восстановить мирное состояние души? (Ответы учащихся.)
- Что испытывает душа, когда ее покидает зло, обида, гнев? (Ответы учащихся.)
- Что является лекарством, исцеляющим душу? (Ответы учащихся.)
- Что такое СОВЕСТЬ? (Ответы учащихся.)
- Продолжите мою фразу: «Совесть – это…» (Дети передают друг другу сердечко и отвечают.)
-А теперь давайте узнаем из толковых словарей, что такое совесть? (2-3 ученика читают определение из толковых словарей)
- Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним. Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
2. Работа с текстом учебника.
Учитель: Разобраться чем отличаются понятия «стыд» и «совесть» нам поможет учебник.
- Ребята, откройте свои учебники на странице 48. Начинаем читать первый абзац по цепочке. Каждый по предложению. Слушайте друг друга внимательно, чтобы потом вы могли ответить на вопросы. (Дети читают по цепочке первый абзац)
- Кто первым попытался понять, что такое совесть? (Первым попытался понять, что такое совесть Дневрегреческий философ Демокрит).
- А что же такое стыд? (Стыд - тяжелое переживание позора перед другими людьми за свое поведение).
- Похожи ли по смыслу слова «стыд» и «совесть»? (Нет)
- Являются ли они синонимами? (Слова «совесть» и «стыд» имеют разный смысл. Совесть — это когда человеку стыдно перед самим собой, а стыд — это когда стыдно перед людьми.
- Правильно, молодцы! А теперь откройте страницу 49. Читаем по цепочке. (дети читают)
- Ответьте теперь на вопрос: Какие чувства сопутствуют голосу совести? (голосу совести сопутствуют Удовлетворенность и неудовлетворенность).
- Что значит «чистая совесть»? («чистая совесть» — это когда человек совершает хороший поступок).
- А какие можно совершать хорошие поступки? (Ответы учащихся)
- Совершенно верно! Кому из вас приходилось испытывать «муки совести»? Из-за чего? (Учащиеся делятся своими ситуациями).
- Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову.
- Какое чувство испытывает герой? Почему? (Ответы учащихся.)
- Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.
- А теперь давайте найдём определение слов «совесть» и «стыд» в толковых словарях. (Дети зачитывают определения совести и стыда из словарей.)
(Стыд — чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.
Стыд - чувство сильного смущения предосудительности поступка, вины)
- Ребята, вспомните произведения, в которых герои литературных произведений испытывали стыд или им было совестно. (Дети поочерёдно называют В.Осеева «Почему?», Л. В. Драгунский «Друг детства», В. Осеева «Хорошее»)
3. Упражнения совести.
А) «Минута раскаяния»
Учитель: На протяжении всей жизни мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести - это когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает.
Учитель: А теперь послушайте стихотворение Касимова Батыра, которое подготовил ученик нашего класса Артур.
Артур читает выразительно наизусть:
Однажды в классе уронили цветок.
Совершил это я, непоседа.
Кто разбил? Выяснение шло...
И тогда я свалил на соседа.
С той минуты повсюду, всегда
Взгляд его тяготил мою душу.
Я боялся его, как огня,
И ребят на уроках не слушал...
Но однажды на уроке ОРКСЭ
Нам пояснили про слово "совесть".
И тогда мое сердце,
Словно камень, сорвалось в пропасть.
И я, из-за парты вставая,
Учителю правду сказал
И просил его очень, рыдая,
Чтобы строго меня наказал!
- От чьего имени идёт рассказ в стихотворении? (от имени автора)
- О какой ситуации рассказывает автор? (уронили цветок)
- Кто уронил? (сам мальчик)
- Что его мучало? (что он не сознался, а обвинил соседа)
- О каком слове он услышал на уроке ОРКСЭ? (совесть)
- Как он поступил? (Он рассказал правду учителю и просил, чтобы его наказали за то, что он не сразу сознался и обвинил соседа.)
Учитель:
- Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека.
- А сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки с надписями «СОВЕСТЬ»)
- Что надо делать, чтобы совесть была всегда чиста? (совершать, как можно больше добрых дел и хороших поступков).
- Запишите на обратной стороне сердечка добрые дела и поступки, чтобы наша совесть была чиста. (Дети записывают)
Б) «Минута прощения».
Учитель:
- Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все вы знаете такой праздник, как Масленица.
Группа ребят рассказывают о празднике.
1-ый: Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства.
2-ой: Последнее
воскресенье Масленицы, перед началом Великого поста называется Церковью
Неделей сыропустной или Прощеным воскресеньем.
3-ий:
В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин
прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга
прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми
ближними, когда просят прощения у родных и знакомых за
обиды.
4-ый: Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Учитель:
- Бывают моменты, когда и в школе мы друг друга обижаем. Раскаявшись, мы просим прощение.
- Какие слова при этом мы говорим?
- Может быть, кто-то из вас захочет попросить прощения у тех, кого обидел?
(Дети пожеланию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя)
- Мы можем просить прощение и дома, у своих самых близких, мамы, папы.
4. Физкультминутка
Руки кверху поднимаем.
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
5. Работа в группах.
Учитель:
-А теперь ребята, мы с вами поработаем в группах и выполним задания, которые помогут нам в умении различать и видеть совестливого и честного человека.
1 задание. «Честный и нечестный сказочный герой».
-Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
Разделите сказочных героев на две группы.
- Карлсон
- Красная Шапочка
- Маша из сказки «Маша и Медведь»
- Золушка
- Винни-Пух
- Кот Базилио и Лиса Алиса
- Лиса из сказки «Лиса и волк»
- Старик из сказки «Сказка о золотой рыбке»
-Давайте. Проверим.
2 задание. «Муки совести»
Как понять выражения? Каждая группа вытягивает по 1 выражению и объясняют.
- меня мучает совесть;
- совестливый человек;
- моя совесть молчит;
3 задание. «Собери пословицы»
- Соберите пословицы (у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц).
- Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста.
- В ком стыд, в том и совесть.
- Совесть без зубов, а загрызёт.
6. Рисование символа совести.
Учитель:
- Мы с вами много нового узнали о себе, выяснили, что такое совесть, и я вам предлагаю нарисовать символ совести. Он должен быть простой и понятный всем. (Дети каждой группы рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…). (Выставка символов на доске. Защита выборочно (по желанию учеников).
- Ребята, рассмотрите свои работы. Почему вы решили изобразить символ совести именно так? (Каждая команда защищает – объясняет, почему такой символ совести изобразили)
V. Рефлексия
-Можете
ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?
(На доске прикреплено наглядное пособие «Пустыня», на которой нет ни одного
растения.)
Учитель:
- Ребята, посмотрите на изображение. Опишите? (Природная зона пустыня) Нравится? Почему? (ответы учащихся)
- Что нужно изменить? От кого это зависит? (От нас)
Учитель:
- У вас на партах лежат ручки, листики, цветочки. Напишите на цветочках, какими качествами ты хотел бы обладать, а на листиках, какие есть у тебя недостатки, от которых хотелось бы избавиться. (Дети записывают и прикрепляют листочки и цветочки к изображению)
Учитель:
- Какой вывод вы можете сделать?
Учащиеся:
- Силой своего характера, целеустремленностью, человек даже пустыню может превратить в цветущий оазис.
VI. Домашнее задание.
1. Учебник стр.48-49, ответить на вопросы.
2. По выбору сделать любое из заданий:
Ø Расспросите родителей о значении совести, долге в их жизни.
Ø Составить каталог литературных произведений по теме урока.
Ø Найти пословицы и поговорки по теме урока.
Ø Составить небольшой рассказ «Моя совесть».
Учитель: Заканчивая урок, я хочу вам пожелать: будьте добрыми и честными людьми. Мы счастливы, если совершаем добрые дела. Будьте же счастливы! Всё в Ваших руках!
Спасибо за урок!
Дополнительный материал
Совесть
Гайдар А.П.
Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
Памятка.
· Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
· Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
· Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
· Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
· Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
· Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
· Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
- Не берите чужого без разрешения.
- Не желайте никому зла
- Не допускайте грубости
- Во всём помогайте ближним
- Будьте добрым человеком
Использованная литература:
· Copyright © 2012. В чем смысл жизни человека? Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни.
· http://www.mtelegin.ru/dialog/vdialog/82-metod15
· Совесть как предмет психологического исследования. С.А. Барсукова (Пенза) Психология человека в современном мире Том 6 .Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Издательство «Институт психологии РАН» .Москва – 2009
· «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение- 2012
· «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение -2012
· Пособие для учителя. М.: Просвещение-2011 (Стандарты второго поколения)
Авторы: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов
Методическая разработка размещена на образовательных сайтах:
http://shkollegi.ru/clubs/8357/posts/15264/
https://znanio.ru/media/uchebno-metodicheskaya-razrabotka-po-kursu-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoj-etiki-modul-osnovy-svetskoj-etiki-4-klass-tema-sovest-2854508
https://nsportal.ru/node/6010717
https://proshkolu.ru/user/19e7r3/file/6791079/
https://infourok.ru/uchebno-metodicheskaya-razrabotka-po-kursu-osnovy-religioznyh-kultur-i-svetskoj-etiki-modul-osnovy-svetskoj-etiki-4-klass-tema-s-6555440.html
https://videouroki.net/razrabotki/uchiebno-mietodichieskaia-razrabotka-po-kursu-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-sv.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.