Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чебаркульский профессиональный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Профессия 15.01.25 Станочник (металлообработка)
Дисциплина ОУДБ.04 История
Курс обучения – 1,2
Форма обучения - очная
Чебаркуль 2019г.
Разработчик: Созинова И.С., преподаватель
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии ОГ и СЭД Протокол № от Председатель ЦК ______ / НовичковА.В. |
Составлено в соответствии с программой по дисциплине ОУДБ.04 История для специальности: 15.01.25 Станочник (металлообработка)
|
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Перечень практических работ.
3. Инструктивно-методические указания по выполнению практических работ.
4. Литература, информационное обеспечение.
5. Критерии оценивания практических работ.
1.Пояснительная записка
Методические рекомендации предназначены в качестве методического пособия при проведении практических работ по дисциплине ОУДБ.04 История для профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка).
Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины ОУДБ.04 История. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Цель практических занятий – закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, овладеть профессиональными умениями и навыками деятельности, опытом творческой исследовательской деятельности,
составлению плана текста, схемы, работе с картой.
Описания практических работ содержат:
- наименование работы;
- цель работы;
- дидактическое оснащение;
- краткие теоретические сведения;
- порядок проведения работы (инструкция),
- контрольные вопросы по данной работе;
- форма выполнения отчета.
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по дисциплине ОУДБ.04 История, обучающийся должен достичь следующих результатов:
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироовать деятельность;
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
- выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, информационной безопасности; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
-владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
-сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
-владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников.
2.Перечень практических работ.
Наименование темы |
Вид работ, №, наименование работ |
Количество часов. |
1.Древнейшая стадия истории человечества 2.Цивилизации Древнего мира 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века
|
Практические занятия 1. 1.Археологические памятники палеолита на территории России. 2.Неолитическая революция на территории современной России 3.Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. 4.Великая греческая колонизация и ее последствия. 5.Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. 6.Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. 7.Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. 8.Принятие христианства славянскими народами. 9.Китайская культура и ее влияние на соседние народы. 10.Военная реформа Карла Мартелла и ее значение. 11.Структура и сословия средневекового общества. 12.Повседневная жизнь горожан в Средние века. 13.Крестовые походы, их последствия. 14.Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. 15.Культурное наследие европейского Средневековья |
2
|
4. От Древней Руси к Российскому государству 5. Россия в ХVI — ХVII веках: от великого княжества к царству. 6.Страны Запада и Востока в ХVI — ХVIII веке |
Практическое занятие 2. 16.Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. 17.Крещение Руси: причины, основные события, значение. 18.Владимиро-Суздальское княжество. 19.Деревянное и каменное зодчество. 20.Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. 21.Куликовская битва, ее значение. 22.Образование единого Русского государства и его значение. 23.Опричнина, споры о ее смысле. 24.Окончание Смуты и возрождение российской государственности. 25.Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. 26.Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. 27.Культура России XVII века. 28.Зарождение ранних капиталистических отношений. 29.Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. 30.Высокое Возрождение в Италии. 31.Крестьянская война в Германии. 32.Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. 33.Итоги, характер и значение Английской революции. 34.Сёгунат Токугавы в Японии. 35.Европейские колонизаторы в Индии. 36.Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. 37.Идеология Просвещения и значение ее распространения. 38. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. 39.Якобинская диктатура. |
2
|
7. Россия в конце ХVII — ХVIII веков: от царства к империи. 8.Становление индустриальной цивилизации 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. 10.Российская империя в ХIХ веке.
|
Практическое занятие 3. 40.Итоги и цена преобразований Петра Великого. 41.Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. 42.Присоединение и освоение Крыма и Новороссии. 43. Историческая наука в России в ХVIII веке. 44.Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. 45.Крымская (Восточная) война и ее последствия. 46.Гражданская война в США. 47.Колониальный раздел Азии и Африки. 48.Революция Мэйдзи и ее последствия. 49.Отечественная война 1812 года. 50.Значение движения декабристов. 51.Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия. 52.Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность. 53.Героическая оборона Севастополя в 1854 — 1855 годах и ее герои. 54.Значение отмены крепостного права в России. 55.Народническое движение. 56.Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине ХIХ века. 57.Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов. 58.Золотой век русской литературы. |
2
|
11. От Новой истории к Новейшей. 12.Между мировыми войнами. |
Практическое занятие 4. 59.Синьхайская революция в Китае. 60.Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. 61.Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. 62.Русская философия: поиски общественного идеала. 63.Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне. 64.Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны. 65.Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. 66.II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. 67.Россия в годы Гражданской войны. 68.Причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов. 69.Гражданская война в Испании. 70.Великая национальная революция 1925 — 1927 годов в Китае. 71.Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. 72.Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века. 73.Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. 74.Советская модель модернизации. 75.Стахановское движение. 76.«Культурная революция»: задачи и направления. |
2 |
13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 14. Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века. 15.Апогей и кризис советской системы. 1945 — 1991 годы. 16. Российская Федерация на рубеже ХХ — ХХI веков. |
Практические занятия 5. 77.Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне. 78.Историческое значение Московской битвы. 79.Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны. 80.Создание ООН и ее деятельность. 81.Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». 82.Особый путь Югославии под руководством И. Б. Тито. 83.Основные проблемы освободившихся стран во второй половине ХХ века. 84.Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. 85.Кубинская революция. 86.Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. 87.Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века. 88.Послевоенное советское общество, духовный подъем людей. 89.XX съезд КПСС и его значение. 90.Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты. 91.Политика гласности в СССР и ее последствия. 92.Успехи советской космонавтики 93.Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. |
2 2
1 |
ИТОГО |
|
10
10 |
3. Инструктивно-методические указания по выполнению практических работ.
Практические занятия 1
1.Археологические памятники палеолита на территории России.
2.Неолитическая революция на территории современной России
3.Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной.
4.Великая греческая колонизация и ее последствия.
5.Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.
6.Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры.
7.Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения.
8.Принятие христианства славянскими народами.
9.Китайская культура и ее влияние на соседние народы.
10.Военная реформа Карла Мартелла и ее значение.
11.Структура и сословия средневекового общества.
12.Повседневная жизнь горожан в Средние века.
13.Крестовые походы, их последствия.
14.Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия.
15.Культурное наследие европейского Средневековья
Цель работы: способствовать формированию умений применять на практике исторические понятия и представления в контексте темы, систематизировать научный материал, отвечать на проблемные вопросы; сформировать представление о местах наиболее известных археологических находок на территории России. схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки
Продолжительность проведения – 2ч.
Дидактическое оснащение: карты, схемы, карточки с заданиями.
Задание 1. Используя материалы Интернет – ресурсов, вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Стоянки палеолита на территории России.
Первые признаки пребывания человека на территории современной России некоторые археологи датируют возрастом около_______________________________. Так, на стоянках Улалинка (в черте города Горно-Алтайска), Деринг-Юрях неподалеку от Якутска, Мысовая на Южном Урале обнаружены _________________________________________________________________из галек, похожие на древнейшие изделия из Восточной Африки. В период позднего палеолита большая часть современной России уже была заселена. Одним из самых известных мест, говорящих о пребывании ____________________________________________в нашей стране, является Капова пещера в Башкирии на Южном Урале. Там найдено более 40 выполненных красной охрой____________________________: мамонты, бизоны, дикие лошади, носорог. Возраст рисунков — 15—13 тыс. лет. Для археологов одним из самых интересных стал Костенко-Борщевский район под Воронежем. Здесь на небольшой территории раскопано 24 стоянки и 4 погребения, найдено огромное количество____________________________________________________________, в том числе огромное количество палеолитических Винер. Всего в этом районе обнаружены следы пяти __________________________________________культур. К одной из этих культур, распространившейся на значительной территории, относят и известную стоянку Сунгирь под Владимиром. В 60-х гг. XX в. там раскопано два захоронения, возраст которых 25 — 30 тыс. лет. В одном из погребений лежал мужчина 55 — 65 лет. Предполагают, что это был вождь племени. Вся его одежда и шапка были расшиты сотнями маленьких бусинок из бивней мамонтов. Его руки украшали более 20 браслетов, изготовленных также из бивней.
Задание 2:Используя учебную литературу, ответьте вопросы.
В.1. Почему современные ученые считают родиной земледелия Переднею Азию? Приведите конкретный пример, подтверждающий данную версию.
В.2. Каковы последствия неолитической революции? Выпишите их.
Задание 3. Прочитайте текст.
Неолитическая революция на территории современной России
В степях Южного Приуралья и Поволжья археологи нашли кости домашних животных (коров, коз, овец), которых начали разводить 8-7 тыс. лет назад. Это древнейшие следы производящего хозяйства на территории России. Домашних животных привели сюда переселенцы из южных земель.
Люди, обитавшие некогда на Южном Урале, также внесли свой вклад в неолитическую революцию. Именно здесь на стоянках Мулино и Давлеканово найдены самые древние в мире кости домашних лошадей.
Одомашнивание лошади резко ускорило ход истории. Так, после появления домашних лошадей на Ближнем Востоке здесь образовывались первые крупные государства. Благодаря использованию лошадей зарождались и укреплялись связи между народами, что способствовало их взаимному развитию. Не случайно в регионах, где не было возможности приручить лошадь, развитие шло замедленными темпами (например, в Америке и Австралии).
Ответьте на вопросы к тексту
-Каких животных и когда одомашнили на территории современной России?
-На каких территориях современной России были обнаружены следы производящего хозяйства.
Задание 4. Произведите сравнительный анализ понятий «присваивающее хозяйство» и «производящее хозяйство».
-С помощью археологических раскопок. Относящихся к периоду неолитической революции, ученые установили, что первым животным, которое сопровождало человека, была собака, вторым - коза, а третьим домашним животным стала кошка. Ответьте на вопросы
- Какое из указанных животных было приручено для привстающего хозяйства, а какое - для производящего?
- Как ивы думаете, с чем было связано приручение кошки? Например, древние египтяне обожествляли кошек и мумифицировали их, а город Бубаст в Египте был «домом богини- кошки Баст».
Задание 5. Запишите и сравните характеристики присваивающего и производящего хозяйства.
Критерии сравнения |
Присваивающее хозяйство |
Производящее хозяйство |
Хронологические рамки |
|
|
Виды деятельности |
|
|
Влияние |
|
|
Здание 6. Используя учебную литературу, вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Особенности цивилизаций Древнего мира
У разных народов цивилизация имела свои различия. На развитие цивилизации влияли______________________________________________________, обстоятельства исторического становления народов и т.д. Иногда термином «цивилизация» обозначают историю отдельного народа или государства (древнеегипетская цивилизация, шумерская цивилизация, китайская цивилизация, древнегреческая цивилизация, римская цивилизация и т.д.). Однако у всех цивилизаций Древнего мира было немало общего, что позволяет объединить их в две группы - _________________________________________________________цивилизации.
Древнейшей формой древневосточной цивилизации стали государства в долинах великих рек -_____________________________________________________. Затем государства стали возникать и вне речных долин. Для всех древневосточных государств была характерна огромная власть правителей-монархов, укреплению которой способствовали государственные чиновники, которые также играли ключевую общественную роль.
___________________________населением являлось___________________________, объединенное, как правило, в общины. Несвободную часть населения представляли рабы. Древневосточное общество можно сравнить с пирамидой: на вершине - правитель, в средней части - чиновничество, в основании - крестьяне и рабы.
___________________________цивилизация сложилась позднее. В основном она охватывала район Средиземноморья. Правда, первые государства здесь также принято относить к древневосточной цивилизации. Однако затем, по не совсем объяснимым пока причинам, развитие пошло по иному пути.
B устройстве античных государств стали преобладать черты самоуправления. Правителей избирали на народных собраниях, роль государственных органов исполняли прежние общинные структуры, например _______________________________________________________Позже самоуправление было заменено монархической властью. В античных государствах значительная часть населения проживала в_______________________________________________. Наряду с сельским хозяйством огромное значение приобрели ремесло и торговля. Значительную роль играл труд рабов.
Задание 7. Подпишите на контурной карте греческие города - колонии находящиеся на территории Кубани (города - колонии Северного Причерноморья).
Здание 8:
Используя Интернет-ресурсы, составьте план-схему: «Падение Западной Римской империи», определив основные причины кризиса Римской империи.
Задание 9: Проанализировав материалы Интернет-источников по теме: «Возникновение христианства», ответьте на приведенный вопрос, указав предпосылки возникновения христианства и ее становления как мировой религии.
В.1.Какие предпосылки возникновения христианства называют современные ученые?
Задание 10. Используя приведенный ниже текст (приложение № 1), учебную литературу, Интернет – ресурсы (2), заполните таблицу Сравнение двух религий». В таблице, подчеркните те черты, которые отличают ислам от христианства.
Таблица «Сравнение двух религий»
Вопросы для сравнения |
ислам |
христианство |
Представления верующих об основателе вероучения |
|
|
Главная Священная книга |
|
|
Представления о боге |
|
|
Представление о строении мира |
|
|
Представление о центре земного мира |
|
|
Представление о начале и конце истории |
|
|
Представление о человеке и цели его жизни |
|
|
Правила отношения к Богу |
|
|
Правила объединения с единоверцами |
|
|
Правила отношений с людьми |
|
|
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих |
|
|
Задание 11. Дать определения понятиям и записать их в тетрадь:
Христианство; Бог; Иисус Христос; Библия; Крест; Кадило; Радуница; Реквием; Часовня; Сатана; Святки Инквизиция.
Задание 12.Записать основные христианские заповеди.
Задание 13. Найти и объяснить: какой завет был нарушен:
13.1 Ваш одногруппник серьезно заболел, пролежал дома около месяца и никто к нему не пришел, не навестил. Каждый надеялся, что сделает это кто-то другой.
/Поступай так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали. Не бросай своих друзей в беде, приходи к ним на помощь./
13.2 Твой друг получил приз на конкурсе. Ты знаешь, что надо подойти к нему и поздравить.
Но ты не в силах себя заставить это сделать, так как рассчитывал получить сам награду и не можешь пережить успех друга.
/Не завидуй/.
13.3 Мама обратилась к тебе с просьбой ей помочь – она пришла с работы и устала, но ты отказалась, объяснив тем, что к тебе пришел друг.
/Почитай отца и мать/.
Задание 14. А) Раскройте термины: Бенефиции, Домен
Б) В чем суть военной реформы Карла Мартелла?
В) Записать причины крестовых походов.
Г) Заполнить таблицу:
Год крестового похода. |
Главные события похода. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 15. Используя учебную литературу - составьте схему: «Три сословия феодального общества», определив название сословий, права и обязанности представителей сословий.
Три сословия Феодального общества
Вопросы для сравнения |
Молящиеся |
Воюющие |
Работающие |
Кто входил |
|
|
|
Права |
|
|
|
Обязанности |
|
|
|
|
|
|
|
Задание 16. Заполните таблицу «Возникновение городов»
Возникновение городов
Возникновение городов |
Причины возникновения городов (Почему возникли города?) |
Процесс возникновения городов (Как возникли города?) |
Задание 17. Используя учебную литературу вставьте в приведенном тексте «Гуситские войны» пропущенные исторические термины и понятия.
Гуситские войны.
Важным событием позднего Средневековья стали_______________________________. Их центром была___________________________, которая входила в состав ________________________________ империи, являясь одной из ее наиболее развитых частей. Свое название войны получили по имени _____________________,выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, _____________________ обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В _____________________г. Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.
Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения.___________________ становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В _________ г. началась война _______________ и ________________, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря.___________________требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы —_______________________ (их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Войско таборитов во главе с _____________________________научилось побеждать рыцарскую конницу. В ___________ г. Папа Римский объявил ____________________ поход против ___________________________. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. _______________________ сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между _________________ и ______________________. Объединенные силы ______________________ и _____________________ в _________ г. разбили таборитов в битве у _____________.
В ходе ________________________ войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу _________ в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались _______________ и ________________________. Это обеспечивало быстрое развитие страны.
Порядок работы
1. Прочитайте внимательно предложенные задания.
2. Выполните предложенные задания в произвольном порядке, ответьте на вопросы.
3. Запишите ответы в тетрадь.
4.Ответьте на контрольные вопросы.
5. Сделайте выводы.
Содержание отчета: написать №, тему работы, ответы на предложенные задания и сформулированные выводы.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятий «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община».
2. Изучите карту и запишите места наиболее известных археологических находок на территории России
3. Вставьте пропущенные слова
Великое переселение народов__ эпоха с ___по_____ век массового передвижения племен, приведшего к _______Западной римской империи и образованию_____, изменивших всю Европу.
4. Как греки изменили жизнь людей в Северном Причерноморье?
5. Как изменилась жизнь самих греков?
6. Колонизаторов чужих земель часто называют захватчиками, несущими зло и порабощающими местное население. Относится ли это, на ваш взгляд, к греческим колониям?
7. Что такое религия? Каковы ее элементы?
8. Когда возникло христианство? С какими событиями связано его возникновение?888
9. Каковы основные положения христианского учения?
10. В чем состоят различия между православием, католицизмом и протестантизмом?
11. Подтвердите примером из Корана сходство Библии и Корана.
12.Определите, какие события произошли в 570 г. И 622г.?
13. В седьмом веке арабские племена были объединены в государство _____________ общины во главе с __________ Мухаммедом – основателем новой религии.
14. Какие государства вошли в империю Карла Великого?
15. Какие три самостоятельных государства образовались на территории правления Карла Великого?
16. Почему наступил такой период, когда франкская знать перестала поддерживать власть короля? Как называется такой период истории государства, когда происходит распад его
территорий на отдельные части.
Практическое занятие № 2.
16.Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.
17.Крещение Руси: причины, основные события, значение. 18.Владимиро-Суздальское княжество.
19.Деревянное и каменное зодчество.
20.Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. 21.Куликовская битва, ее значение.
22.Образование единого Русского государства и его значение. 23.Опричнина, споры о ее смысле.
24.Окончание Смуты и возрождение российской государственности.
25.Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. 26.Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.
27.Культура России XVII века.
28.Зарождение ранних капиталистических отношений. 29.Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий.
30.Высокое Возрождение в Италии.
31.Крестьянская война в Германии.
32.Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. 33.Итоги, характер и значение Английской революции.
34.Сёгунат Токугавы в Японии.
35.Европейские колонизаторы в Индии.
36.Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны.
37.Идеология Просвещения и значение ее распространения.
38. Война за независимость как первая буржуазная революция в США.
39.Якобинская диктатура.
Цель работы: способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки. Способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Продолжительность по времени – 2 часа.
Дидактическое оснащение: карты, схемы, карточки с заданиями
Задание 1. Используя Интернет – ресурсы заполните таблицу: «Теории происхождения государства у восточных славян».
Теории происхождения государства у восточных славян
Норманнская (варяжская) |
Славянская (антинорманнская)
|
Центристская
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Используя учебную литературу, ответьте на тестовые вопросы.
Выберите вариант ответа:
1) Центрами Древнерусского государства были:
а) Тверь и Смоленск,
б) Новгород и Псков,
в) Киев и Новгород,
г) Москва и Суздаль.
2) Государство у восточных славян сложилось в:
а) 8-9 вв.,
б) 9-10 вв.,
в) 10-11 вв.,
г) 7-8 вв.
3) Полюдье – это:
а) запись событий по годам,
б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань,
в) соседская община,
г) штраф.
4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с:
а) призванием варягов,
б) объединением Киева и Новгорода,
в) государственной деятельностью княгини Ольги,
г) княжением Олега Вещего.
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:
а) Новгород,
б) Константинополь,
в) Киев,
г) Псков.
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:
а) Рюрик в 862 г.,
б) Олег в 882 г.,
в) Аскольд при участии Дира в 865 г.,
г) Игорь в 945 г.
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:
а) Новгород,
б) Константинополь,
в) Киев,
г) Псков.
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:
а) Рюрик в 862 г.,
б) Олег в 882 г.,
в) Аскольд при участии Дира в 865 г.,
г) Игорь в 945 г.
Задания 3. Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.
Князь_________________, внук ________________________, сын___________________________, не зря получил почётное прозвище ________________,ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________________. Тогда же им была пожалована церкви ________________своих доходов на постройку первого _______________ храма на Руси – церкви ______________________________,названной____________________.Народные_____________называют князя _________________________, потому что он не только совершал __________________ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «____________________________» – линию оборонительных пунктов против ______________________________________.
Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников-печенегов, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 980, княгиня Ольга.
Задание 4. Используя учебную литературу, заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси»
Значение принятия христианства на Руси
Для экономического развития страны. |
Для политического развития |
Для культурного развития |
Для международного положения государства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 5. Используя учебную литературу Интернет - источники заполните таблицу: «Хронология событий монгольских завоеваний Руси».
Дата |
Событие |
1208-1223 гг |
|
1223 г |
|
1236 г |
|
1237 г |
|
1239 г |
|
1240 г |
|
1241 г |
|
1242 г |
|
Задание 6. Ответьте на вопрос: Последствия монгольского нашествия на Русь? (укажите не менее 5).
Задание 7. Используя учебную литературу ,ответьте на приведенные ниже вопросы
В чем причины возвышения Московского княжества?
Какой город являлся основным соперником Московского княжества в борьбе за объединение русских земель?
Каковы итоги Куликовской битвы?
При каком правителе из династии Рюриковичей (Имя, годы правления) завершится процесс объединения Русского государства, ознаменовавший окончание феодальной раздробленности и ордынского ига?
Задание 8. На основании текста Приложения установите, в чём состояла политическая причина конфликта между Москвой и Ордой. В чём состояла экономическая основа конфликта между Дмитрием Донским и Мамаем.
Задание 9. Из каких 7 частей состояло войско князя Дмитрия Донского на Куликовом поле? Используя карту-схему и текст Приложения, укажите в своём письменном ответе эти части под номерами. Опишите по карте-схеме, Куликовской битвы, тактику, построение русских отрядов. В чем заключается значение Куликовской битвы?
Задание 10. .Какие изменения произошли в экономике Европы в Новое время.
Задание 11. Раскройте термины:
Мануфактура-
Колония-
Конкиста-
Задание 12. Заполните таблицу: последствия Великих географических открытий
Последствия Великих географических открытий
Экономические последствия |
Политические последствия |
Культурные последствия |
|
|
|
|
|
|
Задание 13. Раскройте значение терминов:
Микадо
Сёгун
Кугэ
Даймё
Задание 14. В чем проявилась политика «закрытых дверей» Токугава?
Задание 15. Каковы последствия европейской колонизации Индии?
Задание 16. Заполните таблицу: «Гуманисты Возрождения»
Гуманисты Возрождения
Гуманист |
Работа |
Содержание |
Эразм Роттердамский |
|
|
Томас Мор |
|
|
Француа Рабле |
|
|
Мишель Мотье |
|
|
Задание 17. Заполните таблицу: «Великие деятели искусства»
Великие деятели искусства
Деятель |
Страна |
Произведения |
Содержание трудов, творчества |
Леонардо да Винчи |
|
|
|
Рафаэль Санти |
|
|
|
Микеланджело Буанноротти |
|
|
|
Задание 18. На выбор дать краткую характеристику идеям Просвещения (Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Адам Смит, Дени Дидро).
Задание 19. Раскройте понятие «абсолютизм» и назовите основные черты абсолютизма.
Задание 20. Расшифруйте, проверьте себя:
№1
Кюсю Хонсю Сикоку – крупнейшие из японских островов;
Эдо Осака Киото Нагоя Нагасаки Хаката - крупнейшие города Японии
18 млн. – численность населения в 17 в.
260 млн. – число княжеств в начале 17 в.
500 тыс.– –численность жителей Эдо и Киото – столиц Японии;
270 тыс. – численность населения Осаки.
№2
СИ ―
НО ―
КО ―
СЁ ―
микадо –
кугэ –
даймё –
сёгун –
Задание 21. В чем суть политики «закрытых дверей» .
Задание 22. Как вы понимаете понятие сёгунат Токугавы?
Задание 23. Кто такие самураи?
Задание 24. Заполните таблицу.
Реформы Петра 1.
Название реформы |
Направления |
Итоги реформы |
Экономические реформы |
Промышленность Торговля |
|
Военная реформа |
Армия Устав военной службы Строительство флота |
|
Административные реформы |
Изменение положения сословий |
|
Реформы в сфере образования |
Учебные заведения |
|
Задание 25. Заполните таблицу.
Даты восстания Е.И.Пугачева, этапы восстания.
Дата. Причины восстания |
Движущие силы восстания |
Имена, личности, участвующие в восстании |
Итоги и значение восстания |
|
|
|
|
Задание 26. Укажите исторические события:
1786-1774 –
1771-
1783-
1787-1791-
1788-
Июль 1789-
Август 1789-
1790-
1791-
Задание 27
Запишите итоги Ясского мирного договора.
Задание 28
Какое значение имело присоединение Крыма к России?
Задание 29. Заполнить таблицу: Ученые 18 века.
Ученые 18 века
Ученый Дата рождения |
Исторические труды |
Выводы |
|
|
|
Порядок работы
1. Выполнить указанные задания.
2. Ответы записать в тетрадь.
3. Сделать выводы.
Содержание отчета: написать №, тему работы, ответы на предложенные задания и сформулированные выводы.
Контрольные вопросы
1. В каком году проходила Куликовская битва
2. Какие главные герои.
3. Кто с кем воевал.
4. На чьей земле проходило сражение.
5. Сколько примерно человек погибло.
6. Сколько длилась битва?
7. Какое государство называется централизованным?
8. Кто же такой сёгун?
9. Как вы думаете, почему сегуны окружали свой замок множеством крепостных стен?
10. Кто такие самураи?
11. Что такое «бусидо»?
12. К чему привело «закрытие» Японии?
13. Каковы предпосылки развития капиталистического производства?
14. Дайте характеристику эпохи Возрождения: понятие, хронология, историография
15. В чем Петр 1 видел главные задачи своего правления?
16. Перечислите причины восстания под предводительством Е.И.Пугачева.
17. Перечислите причины русско-турецкой войны 1768-1774годов.
18. Для чего и в каком году была основана Академия наук?
Приложение
Историки и публицисты по-разному оценивают значение Куликовской битвы. Для одних "злая сеча" с Мамаем — перелом в русско-ордынских отношениях, предсказавший "татарам конец их владычества над Русью", для других — малозначительное событие, не давшее "никаких фактических результатов".
Не благодаря желанию Орды, а вопреки ему со второй четверти XIV века началось возвышение Москвы. "Великая замятия" — раскол, начавшийся в Орде в 1361 году, ослабил ханское влияние на Руси, что обеспечило условия для концентрации власти в руках московских князей.
В 1362 году князь Дмитрий Иванович покупает ярлык на великое княжение у сарайского хана Мюрида.
Летом 1373 года войска Мамая впервые вторглись на русскую землю, разорив Рязанское княжество. В июле 1375 года Мамай предпринял еще одну попытку ослабить позиции московского князя: ордынский посол Некомат привез в Тверь ярлык на великое княжение. Михаил Тверской принял ярлык и в союзе с Литвой и Великим Новгородом начал войну против Дмитрия Московского, по итогам которой Тверь вынуждена была признать старшинство московского князя.
Как свидетельствует летописная повесть 1425 года, Мамай "нача... слати к князю Дмитрию выхода просити, как было при Чанибе цари, а не по своему докончанию". Чаниб — это ордынский хан Джанибек, правивший в 1342—1357 годах. Размер ордынского "выхода", выплачивавшегося русскими княжествами Джанибеку, неизвестен, однако можно думать, что при Джанибеке Русь была обложена особенно высокими пошлинами (в том числе в 1344 году была предпринята попытка собирать ежегодную дань с русской церкви), впоследствии уменьшившимися в связи с ослаблением и расколом Орды. Вероятно, в 1371 году по "докончанию" Дмитрия с Мамаем были установлены более льготные для Руси размеры дани, и вот теперь Мамай требовал пересмотра договора 1371 года. В.Л. Янин проанализировал практику сбора ордынского "выхода" и предположил, что "выход" взимался примерно раз в 8 лет.
После сражения на р. Пьяна (1377 г.) и на р. Вожа (1378 г.) наступает кульминация во взаимоотношениях московского князя и темника Мамая - сражение на Куликовом поле 8 сентября 1380 г.
Куликово поле лежало на Муравском шляхе. Местность представляла ровную поверхность, изрезанную небольшими речками. К югу поле постепенно повышалось и переходило в господствующую высоту Красный Холм. Куликово поле являлось довольно хорошей оборонительной позицией. С запада и северо-запада его прикрывала р. Непрядва (приток Дона, с севера позицию ограничивала р. Дон, а с востока - речка Смолка, за которой располагался лес, носивший название Зеленая Дубрава.
Русские прибегли к пятичленному боевому порядку, в три линии. Главную линию заняли полки Правой руки, Большой полк и полк Левой руки. В передней линии расположились друг за другом Сторожевой и Передовой полки. Частный резерв стал за полком Левой руки. Наконец, в Зеленой Дубраве был сосредоточен Засадный полк.
Боевой порядок войска Мамая включал передовой отряд, состоящий из легкой конницы, центра, в который входила пехота, в том числе и отряд генуэзской пехоты, и крыльев, состоящих из кавалерии. Мамай выделил также сильный конный резерв для нанесения решающего удара.
Переправу через Дон русская рать начала на рассвете 8 сентября
Боевые действия включают три этапа борьбы и преследование.
Первый этап составил бой авангардов: русских Сторожевого и Передового полка с легкой конницей Золотой Орды. Следующим этапом было фронтальное столкновение основных сил противников. Главный удар Мамай наносил по центру русского боевого порядка. И хотя оба фланга русских войск были прикрыты справа оврагами речки Нижний Дубяк, а слева речкой Смолкой, все же более слабым являлся левый фланг. Это установил Мамай, наблюдавший за ходом сражения с Красного Холма, господствующего над всей местностью. Он решил нанести главный удар по Большому полку и полку Левой руки, чтобы оттеснить их от переправ и сбросить в Непрядву и Дон.
Пехота противника нанесла сильный удар по центру Большого полка. Одновременно конница Мамая атаковала полки Правой и Левой руки. Атака русского правого фланга была отбита. Более успешной была атака монгольской конницы против левого фланга русского войска. Полк стал подаваться назад, освобождая место для атакующей татарской конницы. Сражающиеся отошли до берега Непрядвы. Путь отхода к переправам был отрезан. Натиск татарской конницы, стремившейся выйти в тыл Большому полку, некоторое время сдерживал частный резерв Дмитрия Ольгердовича, но вскоре и он был смят свежими силами, направленными Мамаем для закрепления успеха.
Именно в это время воевода Дмитрий Боброк, наблюдавший из Зеленой Дубравы за ходом сражения, решил включить в него Засадный полк, состоящий из отборной, хорошо вооруженной конницы. Сначала легкая конница противника попыталась оказать сопротивление, но не смогла устоять перед натиском тяжелой конницы русских и стала подаваться назад. В это время перешли в наступление Большой полк и полк Левой руки.
Затем наступил перелом. Отступая под ударами русских, монголо-татарская конница опрокинула свою пехоту и увлекла ее за собой. Так завершился третий этап сражения.
Последний этап включает преследование разбитого войска Мамая.
В результате разгрома основных сил Орды её военному и политическому господству был нанесён серьёзный удар. В полосу затяжного кризиса вступил другой внешнеполитический противник Московского великого княжества — Великое княжество Литовское. «Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путем и к их освобождению от чужеземного господства»
Для самой Орды поражение Мамаевого войска способствовало её консолидации «под властью единого правителя хана Тохтамыша». Мамай спешно собрал в Крыму остаток сил, собираясь снова изгоном идти на Русь, но был разбит Тохтамышем. После Куликовской битвы Орда много раз совершала набеги (в частности, Москва была сожжена ордынцами спустя два года после битвы и была вынуждена возобновить выплату дани), но не решалась на битву с русскими в открытом поле.
Практическое занятие 3.
40.Итоги и цена преобразований Петра Великого.
41.Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение.
42.Присоединение и освоение Крыма и Новороссии.
43. Историческая наука в России в ХVIII веке.
44.Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество.
45.Крымская (Восточная) война и ее последствия.
46.Гражданская война в США.
47.Колониальный раздел Азии и Африки.
48.Революция Мэйдзи и ее последствия.
49.Отечественная война 1812 года.
50.Значение движения декабристов.
51.Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия.
52.Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятельность.
53.Героическая оборона Севастополя в 1854 — 1855 годах и ее герои.
54.Значение отмены крепостного права в России.
55.Народническое движение.
56.Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине ХIХ века.
57.Русско-турецкая война 1877 — 1878 годов.
58.Золотой век русской литературы.
Цель работы: формировать представление у студентов о развитии исторической науки в 18 веке, о вкладе в развитие истории таких ученых как Ломоносов М.В., Татищев В.Н., Миллер Г.Ф., Болтин И.Н об итогах реформ Петра Великого, сделать вывод о прогрессивном значении реформ, указать их недостатки о присоединении Крыма, освоении Крыма и Новороссии.
формировать представление у студентов представление о промышленной революции, о социальных последствиях революции, становлении индустриального общества сформировать у студентов.
Продолжительность проведения – 2ч.
Дидактическое оснащение: интернет - источники, словарь.
Задание 1. Заполните таблицу.
Реформы Петра 1.
Название реформы |
Направления |
Итоги реформы |
Экономические реформы |
Промышленность Торговля |
|
Военная реформа |
Армия Устав военной службы Строительство флота |
|
Административные реформы |
Изменение положения сословий |
|
Реформы в сфере образования |
Учебные заведения |
|
Задание 2. Заполните таблицу.
Даты восстания Е.И. Пугачева, этапы восстания.
Дата. Причины восстания |
Движущие силы восстания |
Имена, личности, участвующие в восстании |
Итоги и значение восстания |
|
|
|
|
Задание 3. Укажите исторические события:
1786-1774 –
1771-
1783-
1787-1791-
1788-
Июль 1789-
Август 1789-
1790-
1791-
Задание 4.
Запишите итоги Ясского мирного договора.
Задание 5.
Какое значение имело присоединение Крыма к России?
Задание 6. Заполнить таблицу: Ученые 18 века.
Ученые 18 века
Ученый Дата рождения |
Исторические труды |
Выводы |
|
|
|
Задание 7. Заполнить таблицу: «Изобретения эпохи промышленного переворота»
Изобретения эпохи промышленного переворота
Изобретения |
Конец XVIII века |
XIX век |
Выводы. Значение. |
|
|
|
|
Задание 8. Заполнить таблицу: Социальный слой населения
Социальный слой населения
Деятельность, условия жизни |
|||||
Крестьяне |
Ремесленники |
Рабочий класс |
Средний класс |
Землевладельцы |
Буржуазия |
|
|
|
|
|
|
Задание 9. Укажите основные черты индустриального общества:
Задание 10. Заполнить таблицу «Крымская война»
«Крымская война»
Дата |
Ход войны |
Причины войны |
Итоги войны |
|
|
|
|
Задание 11. Гражданская война в США - перечислите этапы.
Задание 12 :Заполнить таблицу: Колониальный раздел мира.
Колониальный раздел мира.
Страна метрополия |
Покоренные территории |
Дата |
|
|
|
Задание 13. Заполните таблицу: Последствия колониализма
Последствия колониализма
Для метрополий |
Для колоний |
Выводы |
|
|
|
Задание 14. Заполните таблицу: Причины революции.
Причины революции.
Этапы революции (Даты) |
Ход революции |
Результаты |
|
|
|
Задание 15. Составьте схему: Реформы Мэйдзи
Задание 16. Заполните таблицу: Бородинское сражение
Бородинское сражение
Вехи Бородинского сражения |
Главнокомандующий и герои сражения |
Итоги и значение битвы |
|
|
|
Задание 17. Какими реформами начал свое правление Александр1?
Задание 18. В чем суть указа Александра 1 «О вольных хлебопашцах»
Порядок работы:
1. Выполнить указанные задания.
2. Ответы записать в тетрадь.
3. Сделать выводы.
Содержания отчета: напишите номер, тему работы, ответы на указанные вопросы, дайте определения понятиям, сформулируйте выводы.
Контрольные вопросы:
1. В чем Петр I видел главные задачи своего правления?
2. Перечислите причины восстания под предводительством Е.И. Пугачева.
3. Перечислите причины русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
4. Для чего и в каком году была основана Академия наук?
Задание 19. Заполните таблицу: Бородинское сражение
Бородинское сражение
Вехи Бородинского сражения |
Главнокомандующий и герои сражения |
Итоги и значение битвы |
|
|
|
Задание 20. Какими реформами начал свое правление Александр I?
Задание 21. В чем суть указа Александра I «О вольных хлебопашцах»?
Задание 22. Определите, где было больше всего колоний: в Азии или в Африке.
Задание 23. Заполните таблицу: Исторические последствия революции Мэйдзи
Исторические последствия революции Мэйдзи
Направление реформы |
Историческое значение |
|
|
|
|
Задание 24. Запишите причины войны.
Задание 25. На контурной карте отметьте основные сражения, наши войска и войска противника.
Задание 26. С помощью интернет -поиска записать хронологию событий Обороны Севастополя.
Задание 27. Заполните таблицу: Оборона Севастополя.
Оборона Севастополя
Имена командующих гарнизоном |
Численность гарнизона |
Ход обороны |
|
|
|
Задание 28. Составьте схему хронологии русско-турецкой войны 1877—1878.
Задание 29. Каково значение отмены крепостного права в России?
Задание 30. Заполните таблицу: Промышленность в России в 19 в.
Промышленность в России в 19 в.
I половина XIX века |
II половина XIX века |
Выводы |
|
|
|
Задание 31. Какую роль движение декабристов сыграло в истории России 19 века?
Задание 32. Заполните таблицу: Общественные движения.
Общественные движения
Славянофилы |
Западники |
Русский утопический социализм А.И.Герцена |
Народники |
|
|
|
|
Задание 33. Запишите в левую колонку писателей и поэтов 19 века, в правую - произведения.
Практическое занятие 4
59.Синьхайская революция в Китае.
60.Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества.
61.Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России.
62.Русская философия: поиски общественного идеала.
63.Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне.
64.Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны.
65.Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году.
66.II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. 67.Россия в годы Гражданской войны.
68.Причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов. 69.Гражданская война в Испании.
70.Великая национальная революция 1925 — 1927 годов в Китае. 71.Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии.
72.Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века.
73.Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания.
74.Советская модель модернизации.
75.Стахановское движение.
76.«Культурная революция»: задачи и направления.
Цель работы: формировать знания у студентов о причинах, участниках, ходе и итогах Синьхайской революции. Формировать знания у студентов о становлении конституционной монархии в России, роли Восточного фронта в Первой мировой войне, основных сражениях, о взаимоотношениях власти и общества на разных этапах войны. формировать знания у студентов о периоде Двоевластия в 1917 г, первых декретах Советской власти, ходе Гражданской войны.
Продолжительность проведения – 2 ч.
Дидактическое оснащение: Интернет - ресурсы; СМИ. Контурные карты Учебная литература, раздаточный материал.
Задание 1: Заполните таблицу.
«Синьхайская революция в Китае».
Дата революции |
Причины революции |
Участники и выдвигаемые ими требования |
Итоги революции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. О чем говорилось в Манифесте от 17 октября 1905 г?
Задание 3. Заполните таблицу: «Реформы Столыпина»
Реформы Столыпина
Реформы местного самоуправления |
Аграрная реформа |
Переселенческая политика |
|
|
|
|
|
|
Задание 4. Кратко опишите идейные искания интеллигенции начала 20 века.
Задание 5. Заполните таблицу: Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне
Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне
Сражения на Восточном фронте |
Дата |
Результаты |
|
|
|
Задание 6.Охарактеризуйте взаимоотношения власти и общества на разных этапах войны:
1)……
2)……
3)……
Задание 7. Что такое экономический кризис?
Задание 8. Заполните таблицу: «Особенности мирового экономического кризиса»
«Особенности мирового экономического кризиса»
Причины кризиса
|
|
Масштаб кризиса
|
|
Последствия кризиса
|
|
Продолжительность
|
|
Задание 9. Заполните таблицу: «Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае».
Великая национальная революция 1925—1927 годов в Китае».
Причины революции |
Хронология событий |
Итоги революции |
|
|
|
Задание 10. Запишите значения слов:
Революция -
Реформа -
Национализация –
Задание 11. Заполните таблицу: «Мюнхенский сговор»
Мюнхенский сговор
Дата события |
Страны участницы Мюнхенского сговора |
Руководители стран участниц Мюнхенского сговора |
Решение принятое на конференции |
|
|
|
|
Задание 12. Сравните политику Военного коммунизма и НЭПа
Сравните политику Военного коммунизма и НЭПа
Политика Военного коммунизма |
Новая экономическая политика |
|
|
Задание 13. Заполните таблицу: Реформы НЭПа
Реформы НЭПа
Коллективизация |
Индустриализация |
Модернизация армии |
|
|
|
Задание 14. Заполните таблицу: Культурная революция СССР»: задачи и направления».
Культурная революция СССР»: задачи и направления
Музыка |
Литература |
Архитектура |
Изобразительное искусство |
|
|
|
|
Порядок работы:
1. Выполнить указанные задания.
2. Ответы записать в тетрадь.
3. Сделать выводы.
Содержания отчета: напишите номер, тему работы, ответы на указанные вопросы, дайте определения понятиям, сформулируйте выводы.
Контрольные вопросы:
1. Против какой правящей династии была направлена Синьхайская революция?
2. Какое событие произошло 3июня 1907года?
3. О каких опасностях революционного разрешения земельных и других споров предупреждал П.А.Столыпин?
4. По инициативе правителя какого государства состоялась первая в мировой истории Гаагская конференция?
5. Как вы думаете почему российское общество восприняло Февральскую революцию, освобождение, «воскрешение».
6. Заполните таблицу: «Гражданская война в Испании».
Гражданская война в Испании
Причины гражданской войны |
Противоборствующие стороны |
Ход Гражданской войны |
Итоги войны |
|
|
|
|
7. Охарактеризуйте противоречия НЭПа?
8. Назовите основные задачи культурной революции и ее направления?
Практические занятия 5
77.Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне.
78.Историческое значение Московской битвы.
79.Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны.
80.Создание ООН и ее деятельность.
81.Послевоенное восстановление стран Западной Европы.
«План Маршалла».
82.Особый путь Югославии под руководством И. Б. Тито. 83.Основные проблемы освободившихся стран во второй половине ХХ века.
84.Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе.
85.Кубинская революция.
86.Разрядка международной напряженности в 1970-е годы.
87.Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века.
88.Послевоенное советское общество, духовный подъем людей.
89.XX съезд КПСС и его значение.
90.Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты. 91.Политика гласности в СССР и ее последствия.
92.Успехи советской космонавтики
93.Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.
Политический кризис на Украине и воссоединение
Крыма с Россией.
Цель работы:
-формировать знания у студентов о планах сторон накануне Второй мировой войны, о международных отношениях накануне войны о Московской битве, Сталинградской битве и ее значении;
-значении Движения Сопротивления в годы Второй мировой войны. формировать представление у студентов о создании, структуре, деятельности ООН.
Продолжительность проведения – 2ч.
Дидактическое оснащение: Интернет ресурсы; СМИ.
Задание 1. Составьте хронологическую таблицу Развития международных событий накануне Второй мировой войны.
Развития международных событий накануне Второй мировой войны.
Подготовка Германии к войне |
Подготовка Красной Армии к войне |
|
|
Задание 2. Заполните таблицу: (Соотношения сил на Московском направлении осенью 1941 года). Соотношения сил на Московском направлении осенью 1941 года
Боевые силы и средства |
Красная Армия |
Германские войска |
|
|
|
Задание 3. Заполните таблицу: «Соотношения сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года».
Соотношения сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года
Силы и средства |
Красная Армия |
Германия и ее союзники |
|
|
|
Задание 4. Заполните таблицу: «Движение сопротивления»
Движение сопротивления
Разделы: |
Югославия |
Греция |
Франция |
Польша |
Название движения, лидер |
|
|
|
|
Численность партизанского движения |
|
|
|
|
Действия
|
|
|
|
|
Задание 5. Заполнить таблицу: Организация объединенных наций
Организация объединенных наций
Дата создания ООН |
|
Цель ООН |
|
Постоянные члены Совета безопасности ООН (страны) |
|
Международные организации при ООН |
|
Задание 6. Какие страны получили независимость после Второй мировой войны, какие проблемы пришлось решать бывшим колониям?
Задание 7. Дайте краткую характеристику Кубинской революции?
Задание 8. Заполнить таблицу: Развития социалистического «Китая на современном этапе».
Развития социалистического «Китая на современном этапе».
Политическое развитие |
|
Экономическое развитие |
|
Социальная сфера |
|
Культурное развитие |
|
Задание 9. Заполните таблицу: «Предпосылки разрядки международной напряженности»
Предпосылки разрядки международной напряженности
Предпосылки у США |
Предпосылки у СССР |
|
|
Задание 10. Раскройте термины:
Железный занавес-
Цензура-
Идеология-
Интеллигенция-
Космополитизм-
Задание 11. Укажите дату XX съезда КПСС, суть доклада Хрущева и значение съезда.
Задание 12. Выполните задания:
Заполните таблицу: «Экономические реформы 1965 года»
Экономические реформы 1965 года
Промышленность |
Сельское хозяйство |
|
|
Задание 13. Раскройте основные направления внешней политики М.С. Горбачёва в период перестройки.
Задание 14. Укажите годы перестройки:
1983 – 1985 гг.
1984 – 1989 гг.
1985 – 1991 гг.
1982 – 1986 гг.
Задание 15. Выберите правильный ответ:
1.Правительство Е.Т. Гайдара приступило к реформам экономики в России в:
А) январе 1991г.;
Б) январе 1992г.;
В) апреле 1993г.;
Г) июне 1996г.
Задание 16. Какое название получили экономические реформы, проводимые в России в начале 1990-х годов?
А) новая экономическая политика;
Б) перестройка и ускорение социально-экономического развития;
В) шоковая терапия;
Г) модернизация экономики.
Задание 17. Соотнесите определения с понятиями, которым они соответствуют:
А. Невыполнение договора займа, то есть отказ от своевременной выплаты процентов или основного долга по обязательствам или по условиям договора |
Денонсация
|
Б. Чек, который выдавался гражданам России в 1990-е годы, который подлежал обмену на активы предприятий и давал право на владение частью государственной собственности. |
Дефолт
|
В. Процесс перевода государственного имущества (собственности) под контроль и владение частных лиц. |
Девальвация |
Г. Уменьшение золотого содержания денежной единицы в условиях золотого стандарта или значительное снижение курса национальной валюты по отношению к «твёрдым валютам» (доллару США, евро и некоторым другим). |
Ваучер
|
|
Приватизация
|
Порядок работы:
1.Выполнить указанные задания.
2.Ответы записать в тетрадь.
3.Сделать выводы.
Содержание отчета: написать №, тему работы, ответы на предложенные задания и сформулированные выводы.
Контрольные вопросы:
1. Как называлась операция по захвату Москвы?
2. Охарактеризуйте значение битвы под Москвой?
3.Как называлась операция по уничтожению группировок немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении? Каково значение Сталинградской битвы?
4. В чем суть «Плана Маршалла?
5. В чем состоял «Особый путь» И.Б.Тито? Дайте краткую характеристику
6. Раскройте понятия:
ЕС-
НАФТА-
АТЭС-
АСЕАН-
7. Почему именно в Европе процессы интеграции оказались наиболее успешными?
8. Заполните таблицу: «Результаты реформ»
Результаты реформ
Достижения в промышленности |
Достижения в сельском хозяйстве |
Социальная сфера |
|
|
|
9.Охарактеризуйте успехи СССР в космонавтике?
10.Что означает понятие «Новое политическое мышление»?
11.Раскройте термины:
«Перестройка»-
«Гласность»-
«Ускорение»-
«Хозрасчет»-
12.Продажа или передача в частную собственность некоторых государственных предприятий, которая проводилась в ходе экономических реформ 1990-х, называется:
А) конверсией;
Б) национализацией;
В) приватизацией;
Г) монетаризмом.
13. Соотнесите элементы рыночной экономики и административно-командного способа ведения хозяйства:
Основные элементы экономического развития |
Подход к организации ведения хозяйства |
А. Конкурентная борьба между товаропроизводителями. |
Рыночная экономика
|
Б. Установление твердых цен |
|
В. Плановое ведение хозяйства |
|
Г. Кризисы перепроизводства |
Административно-командная экономика. |
Д. Дефицит товаров |
|
Е. Ведущая роль частной собственности |
14 . Почему жители Крыма приняли решение войти в состав России?
Порядок работы:
1.Выполнить указанные задания.
2.Ответы записать в тетрадь.
3.Сделать выводы.
Содержание отчета: написать №, тему работы, ответы на предложенные задания и сформулированные выводы.
4.Литература, информационное обеспечение
1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в ХХ – начале XXI века. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017.
2.Самыгин История. Учебник для средне - профессиональных образовательных учреждений. М. 2017.
3.Отечественная история. ХХ век. Учебное пособие для педагогических колледжей. / Под ред. проф. АВ. Ушакова. - М.2016.
Дополнительные источники:
4. Дворецкая И.А. Западная Европа в VI- IХ вв. М. 2015.
5. Загладин Н.В. Всемирная история. 10-11 кл. - М. 2017.
Интернет-ресурсы
Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия ХХ в.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ussr.htm
Биографическая литература СССР: http://biograf-book.narod.ru/
Вторая мировая война в русском Интернете: http://world-war2.chat.ru/
Герои страны: http://www.warheroes.ru/
Наша Победа: http://9may.ru/
Победители: Солдаты великой войны: http://www.pobediteli.ru/
Уроки истории. ХХ век: http://www.urokiistorii.ru/
5.Критерии оценивания практических работ
Критерии оценивания:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся за работу, выполненную безошибочно, в полном объеме с учетом рациональности выбранных решений;
- оценка «хорошо» выставляется обучающемуся за работу, выполненную в полном объеме с недочетами;
- оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся за работу, выполненную в не полном объеме (не менее 50% правильно выполненных заданий от общего объема работы);
- оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся за работу, выполненную в не полном объеме (менее 50% правильно выполненных заданий от общего объема работы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.