Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика природопользования»
Оценка 5

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика природопользования»

Оценка 5
doc
31.05.2021
Учебно-методический комплекс по дисциплине  «Экономика природопользования»
Копия УМК ЭКП.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ»

 

 

 

Ф.и.о. автора    Умарова М.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Экономика природопользования»

 

 

 

 

 

 

Специальность: 013600 «Геоэкология»

                                                                                                                                          

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:                                                                Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление                               Протокол №____

«____» _____________ 200__ г.                                «___» ___________ 200__ г.

________________________                                     Зав. кафедрой _________

 

 

 

 

 

 

Грозный 20

 

 

 

Автор-составитель:

Преподаватель кафедры экология и природопользование

Умарова Мадина Зелимхановна

Учебно-методический комплекс «Экономика природопользования» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального  образования по специальности 013600 «Геоэкология»        

Дисциплина входит в федеральный / региональный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономическ/ общепрофессиональных / специальных дисциплин / дисциплин специализации и является обязательной для изучения..

Согласовано:

 

Декан                                                                                                                                      У.Т. Гайрабеков

Директор библиотек                                                                                                И.О. Фамилия


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………

1.              Цели и задачи изучения дисциплины...... .................................................................

2.      Требования к уровню освоения содержания дисциплины..........................

3.       Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

 

3.1.   Объем дисциплины и виды учебной работы.........................................

3.2.   Распределение часов по темам и видам учебной работы.....................................

 

4.      Содержание курса........................................................................................................

5.             Темы практических и семинарских занятий..............................................

6.             Лабораторные работы (лабораторный практикум)......................................

7.             Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов.................................................

8.              Учебно-методическое обеспечение..............................................................

 

8.1.   Литература................................................................................................................

8.2. Материально-техническое      и      информационное      обеспечение
дисциплины..................................................................... ,................................

8.3. Методические указания студентам

8.4. Методические рекомендации для преподавателя

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций


1.Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. В данном разделе отмечается, в какой области обеспечивается фундаментальная подготовка студентов, конкретизируются цели и задачи дисциплины, установленные ГОС ВПО по специальности, возможность использования полученных знаний в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности.

Цель изучения курса состоит в том, чтобы дать студентам целостное пред-

ставление о механизме рационального природопользования, научить их пра-

вильно владеть методикой экономических расчетов при комплексной оценке

природоохранных мероприятий

Основными задачами дисциплины «Экономика природопользования» яв-

ляются

исследование средств, методов, форм рационального природопользования;

рассмотрение мероприятий, направленных на комплексное использование

естественных ресурсов;

усвоение основных методов оптимизации взаимоотношений между общест-

вом и природой с учетом интересов будущих поколений;

приобретение практических навыков экономической оценки эффекта приро-

доохранных мероприятий.

 

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ГОС ВПО. В данном разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в соответствии с требованиями ГОС ВПО по выбранной специальности в результате изучения дисциплины. Дается характеристика дисциплины, ее места и роли в системе получаемых знаний, межпредметные связи с другими учебными дисциплинами,

«В результате изучения дисциплины специалист должен............... »

иметь представление:..концепции устойчивого эколого-экономического развития, выявлять

знать: экономические аспекты взаимодействия общества и природы, проблемы экологизации экономики

уметь: проводить анализ экономических проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов

приобрести навыки определения  экономической ценности природных ресурсов и услуг

владеть методами  применения рыночных инструментов для рационализации природопользования

В процессе изучения дисциплины «Экономика природопользования» студенты
должны усвоить основные понятия, категории и методические приёмы экономического
анализа; ознакомиться с действующим законодательством и инструктивными материала-
ми по экономическим вопросам, связанным с аналитическими функциями хозяйствую-
щих субъектов; с основными источниками экономической информации для выполнения
аналитических исследований.
      После изучения данной дисциплины студент должен:
      - иметь системное представление о назначении, видах и приёмах анализа;
      - знать основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие проведе-
          ние анализа на предприятии, их информационные источники;
      - владеть специальной терминологией и основными приёмами расчетов показателей
          экономического ущерба от загрязнения окружающей среды;
      - уметь ставить и решать конкретные аналитические задачи по оценке основных тех-
          нико-экономических показателей деятельности предприятия, в том числе с использо-
          вание ПЭВМ.

 

3.Объем дисциплины

 

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 1

Вариант 1: для одной специальности с учетом разных форм обучения (условный пример)

 

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

 

 

Очная

Заочная

№№ семестров

5

3

Аудиторные занятия:

54

 

лекции

36

 

практические и семинарские занятия

18

 

лабораторные работы (лабораторный практикум)

Не предусмотрено

Не предусмотрено

1 Заполняется в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям/направлениям подготовки и формам обучения


Самостоятельная работа

140

 

 

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

300

 

 

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров)

2 промежуточных контроля в виде компьютерного тестирования

 

 

Курсовая работа

(№ семестра)

3 сем.

 

 

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачет-5

 

 

 


3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Форма обучения очная

 

Названия разделов и тем

 

 

 

Всего часов по учебному плану

 

 

 

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа

 

 

лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Теоретические основы экономики природопользования

Тема 1. Предмет, метод и задачи Экономики природопользования

 

2

 

 

 

Тема 2. Взаимодействие общества и природной среды

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Экономическое развитие и экологический фактор

Тема 3.Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития

 

 

 

 

 

Тема 4. Влияние предприятия на окружающую природную среду

 

 

 

 

 

Тема 5. Устойчивое развитие

 

 

 

 

 

Тема 6. Экстерналии и общественные интересы

 

 

 

 

 

Тема 7. Государство и рынок в охране окружающей среды.   

 

 

 

 

 

Тема 8. Экономическая оценка природных  ресурсов

 

 

 

 

 

Тема 9. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования

 

 

 

 

 

Тема 10. Экономическая эффективность природопользования

 

 

 

 

 

Тема 11. Экономические инструменты рационального природопользования. Платежи в природопользовании

 

 

 

 

 

Тема 12. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию

 

 

 

 

 

Тема 13. Экологическое предпринимательство

 

 

 

 

 

Тема 14. Управление природопользованием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 15. Международный опыт и сотрудничество в решении
экологических проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

Примечание: нумерация тем - сквозная

 

Раздел 1. Теоретические основы экономики природопользования

Тема 1. Предмет, метод и задачи Экономики природопользования.

  1. Природопользование как объект изучения
  2. Предмет и методология экономики природопользования
  3. Основные понятия экономики природопользования
  4. Функции и задачи экономики природопользования

Тема 2. Взаимодействие общества и природной среды
1. Учение В.И. Вернадского о биосфере

2. Основные законы и принципы экологии

3. Диалектика взаимодействия человека и природы

4. Закономерности и принципы природопользования

5. Усиление антропогенного воздействия на природу и его последствия

 

Раздел 2. Экономическое развитие и экологический фактор

Тема 3. Природные условия и ресурсы как фактор экономического развития

1.      Факторы производства. Природный капитал

2.      Понятия «природные условия» и «природные ресурсы», классификация природных ресурсов

3.      Техногенный тип экономического развития

  1. Концепции мирового развития в связи с экологическими ограничениями

Тема 4. Влияние предприятия на окружающую природную среду

  1. Экологический паспорт предприятия
  2. Влияние окружающей среды на экономический рост
  3. Оценка воздействия предприятия на окружающую природную среду

Тема 5. Устойчивое экономическое  развитие

  1. Понятие устойчивого развития.
  2. Слабая и сильная устойчивость
  3. Индикаторы устойчивого развития

Тема 6. Экстерналии и общественные интересы

  1. Виды экстерналий
  2. Учет общественных издержек

Тема 7. Государство и рынок в охране окружающей среды.   

  1. Современное представление о рынке в экологической сфере
  2. Фиаско рынка. Внешние эффекты и общественные блага
  3. Интернализация внешних эффектов
  4. Механизм экологического регулирования

Тема 8. Экономическая оценка природных  ресурсов

  1. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы
  2. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг
  3. Традиционные методы оценки природных ресурсов
  4. Косвенные методы оценки природных благ и услуг

Тема 9. Эколого-экономический анализ, долгосрочное прогнозирование и планирование природопользования

1.      Система эколого-экономических показателей и нормативов

2.  Эколого-экономический анализ: содержание, цели и задачи

3.    Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

4.    Экологический аудит

5.    Прогнозирование и планирование природопользования

Тема 10. Экономическая эффективность природопользования

1.    Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка

2.    Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

3.    Экологические издержки

4.    Сметная стоимость проекта

Тема 11. Экономические инструменты рационального природопользования.   

         Платежи в природопользовании

1.    Инструменты экономического стимулирования рационального природопользования

2.    Эколого-экономическое содержание и формы платежей за природопользование

3.    Плата за загрязнение окружающей среды

Тема 12. Финансирование мероприятий по рациональному природопользованию

1.    Финансирование мероприятий по природопользованию. Система экологических фондов

2.    Экологическое страхование

3.    Экологический лизинг

Тема 13. Экологическое предпринимательство

1.    Сущность, основные принципы и формы экологического предпринимательства. Эффективность экобизнеса

2.    Экологический менеджмент

 Тема 14. Управление природопользованием

1.    Государственное управление природопользованием, его задачи и структура

2.    Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой

3.    Сертификация в экологической сфере

Тема 15. Международный опыт и сотрудничество в решении
экологических проблем    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Введение в курс «Экономика природопользования»

Современные представления о природопользовании

Предмет и задачи экономики природопользования

Основные понятия экономики природопользования

Концепция «устойчивое развитие»

Тема 2. Общетеоретические основы экономики природопользования

Эколого-экономические потребности и интересы

Собственность на ресурсы природы. Проблемы прав собственности в природопользовании

Экологизация экономических законов и эколого-экономические закономерности (принципы)       

 

 

 

 


ЛЕКЦИЯ №2 
Тема: Экономическая оценка природных ресурсов.
1.   Виды оценок природных ресурсов 
2.   Функции оценки природных ресурсов
3.   Природные кадастры
4.   Ассимиляционная емкость окружающей среды

ЛЕКЦИи №3-5
Тема: Платность за пользование природными ресурсами.
1.   Задачи и виды платности использования природных ресурсов
2.   Плата за использование природных ресурсов
2.1. Плата за землю
2.2. Плата за использование недр
2.3. Плата за пользование водными объектами
2.4. Платы за пользование лесными ресурсами 
2.5. Плата за пользование растительными ресурсами 
2.6. Плата за ресурсы животного мира 
3.   Плата за загрязнение окружающей природной среды

ЛЕКЦИЯ №6 
Экономическая оценка экологического ущерба 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОЕМОВ

ЛЕКЦИЯ № 7
Тема: Эколого-экономическая оценка предотвращения загрязнения окружающей сре-ды
1.   Общие положения по оценке предотвращения загрязнения окружающей среды
2.   Методика определения величины предотвращенного экологического ущерба
2.1. Оценка величины предотвращенного ущерба от загрязнения атмосферного воздуха
2.1.1. Укрупненная оценка величины предотвращенного ущерба от выбросов загряз-няющих веществ в атмосферный воздух
2.1.2. Расчет приведенной массы загрязняющих веществ.

ЛЕКЦИЯ № 8
Тема: Эколого-экономическая оценка предотвращения загрязнения окружающей среды
1.1   Методика определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды 
1.   Экономическая эффективность природоохранных мероприятий

ЛЕКЦИи №9-10
Тема: Экономическая эффективность природопользования и природоохранных мероприятий
1.   Природоохранные мероприятия
1.1.    Общие положения

ЛЕКЦИЯ 11

ПЛАТЕЖИ ЗА ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ И СБРОСЫ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы
загрязняющих веществ, за размещение отходов. Расчеты платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ

 

1

Научные основы рационального природопользования и охраны окружающей среды. 
1.1. Понятие, аспекты и социально-экономическая сущность рационального природопользования.
 
1.2. Предмет и задачи науки "Экономика природопользования".
 
1.3. Методы исследования в экономике природопользования.

2

 

1, 2, 3, 5,

 

2

Природные ресурсы, их экономическая оценка в системе рационального природопользования. 
2.1. Классификация природных ресурсов.
 
2.2. Экономическая оценка природных ресурсов.
 
2.3. Собственность на природные ресурсы.

2

 

2, 3, 4,

 

3

Хозяйственный механизм природопользования (ХМПП). 
3.1. Понятие и основные элементы ХМПП.
 
3.2. Законодательные основы и методы управления природоохранной деятельностью.
 
3.3. Экологические фонды

2

 

2, 4, 6

 

4

Экологические издержки производства и пути их сокращения. 
4.1. Понятие экологических издержек и себестоимости природоохранных мероприятий.
 
4.2. Ущерб от загрязнения окружающей среды, методы оценки.
 
4.3. Экономический оптимум загрязнения окружающей среды.

2

 

1-4, 6

 

5

Эколого-экономическая эффективность природоохранных мероприятий. 
5.1. Сущность эколого-экономической эффективности воспроизводства и охраны природных ресурсов, ее показатели.
 
5.2. Методика определения экономической эффективности экологических мероприятий.
 
5.3. Обоснование эколого-экономической эффективности капитальных вложений в природоохранные мероприятия.

2

 

1-4, 6

 

6

Экономика рационального использования ресурсов: 
6.1. Земельных
 
6.2. Водных
 
6.3. Воздушных ресурсов

2

 

2-4, 7

 

7

Предприятие и окружающая среда 
7.1. Предпринимательство и экология.
 
7.2. Влияние окружающей среды на экономический рост.
 
7.3. Природоохранная деятельность предприятий.

2

 

1, 2, 4, 6, 7

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

4.3. Практические, семинарские занятия

Тема и краткое содержание занятий

Кол-во 
часов

Исполь-
зуемые 
наглядные
пособия 
и ТСО

Рекомендуемая литература
(номер источника 
в соответствии 
с прилагаемым 
списком)

Формы контроля

1

Планирование показателей по охране и рациональному использованию ресурсов.

2

 

2, 4

 

2

Нормативы качества окружающей среды.

2

 

2, 4

 

3

Оценка вариантов очистки промышленных выбросов в атмосферу.

2

 

4

 

4

Оценка вариантов очистки промышленных сточных вод.

2

 

4

 

5

Оценка способов переработки промышленных отходов.

2

 

4

 

6

Оценка технологических и проектных решений. Экологическая экспертиза.

2

 

4, 6

 

7

Расчет ущерба по элементам воздействия.

2

 

4, 6

 

8

Экономическое обоснование направлений по охране земли и воспроизводству ее плодородия.

2

 

2, 4

 

9

Экологический паспорт предприятия.

2

 

4, 6

 

10

Экологическое лицензирование.

2

 

4, 6

 

11

Экологическое страхование.

2

 

2, 4

 

12

Экологическое районирование.

2

 

1-3

 

13

Учет и отчетность по охране окружающей среды.

2

 

2, 3

 

 

ИТОГО:

26

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия

1. Основные понятия природопользования

Контрольные вопросы

В чем сущность понятия "природопользование" и каковы особенности его современного толкования?

Каково соотношение понятий "природопользование" и "охрана природы"?

Каково место и значение природных ресурсов в антропогенной деятельности?

Дайте толкование понятия "природные ресурсы". Каковы критерии формирования данного понятия?

Каковы принципы рационального использования материальных ресурсов в народном хозяйстве?

В чем значение различных классификаций природных ресурсов?

В чем разница между природными ресурсами и природными условиями? Привадите примеры.

Что такое природ но-ресурсный потенциал?

В чем причины неопределенности прогнозов момента исчерпания того или иного природного ресурса?

Как классифицируют природные ресурсы по источникам и местоположению? Приведите примеры.

Как классифицируют природные ресурсы по сфере их использования? Приведите примеры.

Как классифицируют природные ресурсы по принципу используемости человеком в настоя шее время? Приведите примеры.

Как классифицируют природные ресурсы по принципу заменимости? Приведите примеры.

Как классифицируют природные ресурсы по принципу исчерпаемости и возобнови мости? Приведите примеры.

Как классифицируют природные ресурсы по направле­нию их использования в деятельности человека? Приведите примеры.

2. Учение о ноосфере биосфере и ноосфере

Контрольные вопросы

Каковы особенности формирования учения о ноосфере?

Приведите примеры услуг, предоставляемых окружающей средой человеку. Как устойчивость предоставления этих услуг может быть нарушена вмешательством человека?

Действительно ли снижение выбросов вредных веществ в России в период перехода к рынку привело к снижению загрязнения окружающей среды и воздействию на здоровье населения?

Какие проблемы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов являются наиболее актуальными в вашем регионе? Как экономическое развитие региона отразилось на состоянии окружающей среды в последние годы?

Существует ли сегодня адекватный механизм решения природоохранных проблем в России? Какую роль играют в этом государственные учреждения и неправительственные организации?

Как вы считаете, насколько устойчиво развивается современная российская экономика? Выполняется ли для нее правило слабой или сильной устойчивости?

Глобальные экологические проблемы: ваши примеры

Глобальное изменение климата : ваши примеры

Кислотные дожди : ваши примеры

Нарушение озонового слоя: ваши примеры

Сведение лесов : ваши примеры

Исчезновение редких животных и растений : ваши примеры

Токсичные вещества : ваши примеры

Опустынивание : ваши примеры

3. Научно-технический прогресс и устойчивое развитие

Контрольные вопросы

Определите характерные особенности этапов эволюции представлений о взаимоотношениях человеческого общества и природной среды. Какое место занимали идеи охраны природы в этих представлениях?

В чем особенность географического подхода к изучению проблем природопользования?

В чем сущность условий устойчивого развития природной и общественной систем?

Приведите примеры действия законов экономики природы.

В чем заключается негативное воздействие на окружающую среду предприятий тепловой энергетики, гидроэнергетики, атомной энергетики?

Как и где проявляются негативные экологические последствия нефтегазодобычи?

Какие вы знаете виды рекультивации нарушенных земель?

Являются ли предприятия машиностроения источниками шумового загрязнения?

Как проявляются негативные воздействия предприятий целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду?

Назовите основные экологические последствия несовершенной сельскохозяйственной деятельности.

В чем заключается негативное воздействие транспорта на окружающую среду?

В каких городах и почему загрязнение воздушного бассейна особенно велико?

Назовите регионы, для рек которых характерно особенно сильное загрязнение сточными водами.

Для каких регионов и городов характерно сильное загрязнение водного бассейна предприятиями жилищно-коммунального хозяйства?

Какие регионы особенно сильно ощущают эколого-экономические проблемы в связи с функционированием атомных электростанций?

Какие регионы особенно остро ощущают эколого-экономические проблемы в связи с функционированием гидроэлектростанций?

В каких регионах наиболее остро стоят проблемы обеспечения населения качественной питьевой водой?

Раскройте основные понятия и категории: информационный эффект экономический эффект; ресурсный эффект экологический эффект социальный эффект.

Значение научно-технического прогресса в рациональном природопользовании.

Основные эффекты научно-технического прогресса.

Исторические этапы развития взаимодействия общества и природы.

Особенность НТР по сравнению с предыдущими революционными изменениями в производственной деятельности.

Возможности НТР в преодолении современной эколого-кризисной ситуации.

Новые опасности взаимодействия людей с природой.

Причины возрастания антропогенной опасности для биосферы.

Опасность экологической катастрофы: основные выводы.

Основные направления и пути улучшения природопользования.

5. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды

Контрольные вопросы

Каковы характерные признаки структурных составляющих экологических издержек общества?

Каково соотношение природоохранных затрат и экономического ущерба в развитых странах и в России? Обоснуйте направления основных структурных сдвигов в общественных экологических издержках.

Какие виды ущерба можно определить с точки зрения различных критериев его выделения (по объектам, показателям, особенностям проявления и пр.)?

Каковы методические особенности расчета экономического ущерба? Обоснуйте преимущества и недостатки существующих методов определения экономического ущерба.

Каковы основные виды природоохранных затрат?

Каковы особенности расчета эффективности природоохранных затрат?

Как выражаются экстернальные эффекты в экономике природопользования? Приведите примеры.

В чем сущность проблемы экстернальности?

Каково экономическое значение ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС)?

Объясните особенности современных методических подходов к определению экономической оценки АПОС.

Как решается проблема рационального использования ассимиляционного потенциала окружающей среды? Приведите примеры.

Дайте интерпретацию теоремы Р. Коуза применительно к природопользованию. Проанализируйте ее действие на конкретном примере.

6. Отходы как источник загрязнения окружающей среды

Контрольные вопросы

В каких городах и регионах особенно остро стоит проблема хранения, утилизации, обезвреживания отходов?

В каких регионах особенно велика площадь и доля деградированных и загрязненных земель?

Практические занятия

1.   Обоснование экономической эффективности капитальных вложений в природопользование

Контрольные вопросы

Каковы основные элементы экономического механизма природопользования России?

Каковы основные принципы системы платежей за загрязнение окружающей среды?

Каковы основные проблемы и тенденции развития системы платежей за природные ресурсы?

В чем заключается экономическая сущность экологического страхования?

Выделите основные проблемы формирования финансово-кредитного механизма природопользования.

Назовите основные составляющие рынка экологических услуг.

В чем отличие процедуры экологического аудита от процедуры экологической экспертизы?

Укажите особенности добровольного и обязательного экологического страхования.

Обоснуйте роль экологического планирования для сохранения устойчивости развития.

В чем особенности учета минеральных ресурсов?

Каковы основные атрибуты экономической оценки природных ресурсов?

Определите основные направления развития теории дифференциальной ренты. Что подразумевают под динамической рентой?

В чем заключаются особенности отечественной методики оценки природных ресурсов?

Каковы принципы кадастрового учета природных ресурсов?

Для природоохранных мероприятий ценность природных ресурсов отражает благоприятный экономический эффект, оказываемый естественными биогеоценозами на условия жизнедеятельности человека.

Денежная оценка природоохранных мероприятий является правомерной, когда выполнение природоохранных мероприятий связано с возникновением прямых или сопряжённых затрат общественного труда в народном хозяйстве.

2.   Деловая игра "У озера"

Игровая модель предусматривает непосредственное ролевое взаимодействие игроков {проведение переговоров) и ставит целью отработку навыков подготовки и проведения многосторонних переговоров. Участниками переговоров являются директора предприятий А, В и С, мэр города, лидер профсоюза и председатель Комитета по охранен природы. Роли директоров предприятий разведены по функциональным целям в зависимости от характера взаимодействия предприятия с окружающей средой (озером). Каждой роли обеспечен набор альтернатив, установлены значения доходов и расходов для каждой альтернативы. Часть ролевых функций охвачена обратными связями, что позволяет анализировать, каким образом планируется осуществление санкций по отношению к тем участникам, которые не выполняют своих обязательств. Конечной целью каждого игрока является максимизация собственных доходов.

Игровая модель

В городе, расположенном на берегу озера, находятся 9 (6) градообразующих предприятий, деятельность которых в различной степени связана о озером (Арустамов Э.А. Природопользование. Учебник. М., 2005).

3.   Платежи в природопользовании

Контрольные вопросы

Каковы теоретические основы современного управления природопользованием?

Каковы основные формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды?

Раскройте особенности конвенционного регулирования в области охраны окружающей среды.

В чем заключаются принципиальные положения концепции устойчивого развития!

Каковы основные итоги и значение конференций ООН по окружающей среде?

В чем заключается особенность деятельности международных финансовых институтов в сфере охраны окружающей среды?

Каким образом можно охарактеризовать положение России в системе международных экономических отношений в области охраны окружающей среды?

 

 

 

 

При реализации дисциплины по разным формам обучения таблица заполняется для каждой формы отдельно.

 

 

4.Содержание  курса

Раскрывается содержание курса с учетом результатов современного состояния науки, техники, культуры, а также перспектив их развития. Этот раздел программы составляется в соответствии с требованиями ГОС ВПО по специальности/направлению подготовки. Все разделы дисциплины разбиваются на темы, охватывающие логически завершенный материал. Каждый раздел имеет свое название. Для дисциплин федерального компонента названия разделов должны соответствовать дидактическим единицам, указанным в государственном образовательном стандарте специальности/направления подготовки.

Раскрывается содержание теоретического курса в логической последовательности изучения разделов и тем. Каждый раздел и тема имеют свое название (нумерация тем внутри разделов - сквозная).

Раздел 1 рекомендуется начинать с введения, где даются основные понятия и термины, относящиеся к конкретной дисциплине (глоссарий).

 

Раздел 1. Название раздела

Тема 1. Название темы

Содержание темы.

Тема 2. Название темы

Содержание темы.

  

Раздел 2. Название раздела

Тема 3 .Название темы

Содержание темы

 Тема 4.  Название темы

Содержание темы.

   

Раздел 3. Название раздела

Тема 5. Название темы

Содержание темы.

Тема 6. Название темы

Содержание темы.

 

5.Темы практических и/или семинарских занятий

Указывается цель практических и/или семинарских занятий, тематических дискуссий, деловых игр и их тематика.

После каждой темы рекомендуется дать ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины.

 

Раздел 1. Название раздела

Тема   1.   Название   темы   (форма   проведения  -  практическое  занятие,   семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

1.

2.

3.

Тема   2.   Название   темы   (форма  проведения  -  практическое  занятие,   семинар, дискуссия, деловая игра)

Вопросы к теме:

1.

2.

3.

                                                Раздел 2. Название раздела

Тема   3.   Название   темы   (форма   проведения  -  практическое  занятие,   семинар, дискуссия, деловая игра)

           Вопросы к теме:

1.

2.

3.

6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т.п.).

При выполнении лабораторных работ проводятся: подготовка оборудования и приборов к работе, изучение методики работы, воспроизведение изучаемого явления, измерение величин, определение соответствующих характеристик и показателей, обработка данных и их анализ, обобщение результатов. В ходе проведения работ используются план работы и таблицы для записей наблюдений. При выполнении лабораторной работы студент ведет рабочие записи результатов измерений (испытаний), оформляет расчеты, анализирует полученные данные путем установления их соответствия нормам и/или сравнения с известными в литературе данными и/или данными других студентов. Окончательные результаты оформляются в форме заключения.

В данном разделе указывается перечень средств обучения, формулируется цель проведения и содержание каждой лабораторной работы.

 

№№ и названия разделов и тем

Цель и содержание лабораторной работы

Результаты лабораторной работы

Лабораторная работа № 1:............................................... (название).....................

 

 

 

Лабораторная работа № 2:............................................... (название).....................

 

 

 

Каждая лабораторная работа должна сопровождаться Методическими указаниями (рекомендациями) по ее выполнению, включенными в рабочую программу или оформленными в виде отдельного приложения к рабочей программе.

 

7. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению

 

В данном разделе  приводятся тематика курсовых/контрольных работ/рефератов, раскрывается цель и задачи исследования, требования к их содержанию, объему и оформлению, даются рекомендации по их выполнению, если они предусмотрены.

 

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

8.1. Литература

Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература на всю дисциплину в целом. Список учебной литературы к изучению курса состоит из двух частей: основной и дополнительной.

В список основной литературы (не более 3 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке ЧГУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности 0,5 экземпляра на одного студента очной формы обучения и степени устареваемости. Приоритет отдается изданиям, имеющим гриф  МОиН РФ или УМО по соответствующей специальности, которые изданы и имеются в продаже.

В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся в библиотеке ЧГУ.

В список литературы не следует включать материалы, не опубликованные в широкой печати, а также труднодоступные и устаревшие издания.

Основная:

Дополнительная:

Список литературы может также включать дополнительно рекомендуемую литературу для углубленного изучения и самостоятельного поиска в городских библиотеках, а также для приобретения в личную библиотеку:

- справочно-информационные  издания (словари, справочники, энциклопедии, библиографические сборники и т.д.);

- официальная (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов);

-   первоисточники (исторические документы и тексты, литература на иностранных языках);

-   научная и научно-популярная литература (монографии, статьи, диссертации, научно -реферативные журналы, сборники научных трудов, ежегодники и т.д.);

- периодические издания (профессиональные газеты и журналы); и т.д.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа». Перечень литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов, со сквозной нумерацией. Указываются также: название, вид учебной литературы, наименование издательства, год издания.

Список литературы должен обновляться ежегодно с учетом приобретенной и изданной в ЧГУ новой литературы - в виде дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу дисциплины в виде вкладыша.

 

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Указывается перечень необходимых технических средств обучения, используемых в учебном процессе для освоения дисциплины, и способы их применения:

-  компьютерное и мультимедийное оборудование;

-  приборы и оборудование учебного назначения;

-  пакет прикладных обучающих программ;

-  видео- аудиовизуальные средства обучения;

-  электронная библиотека курса;

-  ссылки на интернет-ресурсы
и др.

8.3. Методические указания студентам

 

Методические указания студентам должны раскрывать рекомендуемый режим и характер учебной работы по изучению теоретического курса (или его раздела/части), практических и/или семинарских занятий, лабораторных работ (практикумов), и практическому применению изученного материала, по выполнению заданий для самостоятельной работы, по  использованию информационных технологий и т.д. Методические указания должны мотивировать студента к самостоятельной работе и не подменять учебную литературу.

Указывается перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на бумажных и/или электронных носителях, выпущенные кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий:

-  рабочие тетради студентов;

-  наглядные пособия;

-  глоссарий (словарь терминов по тематике дисциплины);

-  тезисы лекций,

-  раздаточный материал и др.

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы составляются по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объеме запланированных часов.

Задания по самостоятельной работе могут быть оформлены в виде таблицы с указанием конкретного вида самостоятельной работы:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

-    проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- работа с нормативными документами и законодательной базой;

-   поиск и обзор научных публикаций и электронных источников  информации, подготовка заключения по обзору;

-  выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий, курсовых работ (проектов);

-  решение задач, упражнений;

-  написание рефератов (эссе);

-  работа с тестами и вопросами для самопроверки;

-  выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков;

-  моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций ситуации;

-  обработка статистических данных, нормативных материалов;

-  анализ статистических и фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа

и т.д.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, быть интересной и привлекательной для студента.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

8.4. Методические рекомендации преподавателю

 

1. Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.

-   Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

-   Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

-   изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

-  логичность, четкость и ясность в изложении материала;

-  возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

-  опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

-  тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

-  формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

-  определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

-  выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

-  подбор литературы для преподавателя и студентов;

-  при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

-   составление плана семинара из 3-4 вопросов;

-  предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

-  предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллютени, статистические данные и др.);

-  создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

-   полнота и конкретность ответа;

-  последовательность и логика изложения;

-  связь теоретических положений с практикой;

-  обоснованность и доказательность излагаемых положений;

-  наличие качественных и количественных показателей;

-  наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

-  уровень культуры речи;

-  использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

-   качество подготовки;

-   степень усвоения знаний;

-   активность;

-   положительные стороны в работе студентов;

-   ценные и конструктивные предложения;

-   недостатки в работе студентов;

-   -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность –главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.

 

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

 

В данном разделе указываются содержание и требования к текущему контролю, промежуточной аттестации. Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации должен проводится в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Чеченском государственном университете. Поэтому следует привести основные выдержки из Положения, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины. Требования к итоговой аттестации, если они предусмотрены по дисциплине, определяются требованиями к итоговой аттестации, установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки или специальности.

Приводится примерный перечень вопросов к зачетам и экзаменам по всему изучаемому курсу.


Скачано с www.znanio.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Автор-составитель: Преподаватель кафедры экология и природопользование

Автор-составитель: Преподаватель кафедры экология и природопользование

СОДЕРЖАНИЕ стр. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………………… 1

СОДЕРЖАНИЕ стр. Рабочая программа дисциплины ………………………………………………………… 1

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

ПЭВМ. 3. Объем дисциплины 3

ПЭВМ. 3. Объем дисциплины 3

Самостоятельная работа 140

Самостоятельная работа 140

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И

ИТОГО:

ИТОГО:

Подходы к экономической оценке природных благ и услуг

Подходы к экономической оценке природных благ и услуг

Тема 1. Введение в курс «Экономика природопользования»

Тема 1. Введение в курс «Экономика природопользования»

Методика определения величины предотвращенного экологического ущерба 2

Методика определения величины предотвращенного экологического ущерба 2

Ущерб от загрязнения окружающей среды, методы оценки

Ущерб от загрязнения окружающей среды, методы оценки

Экономическое обоснование направлений по охране земли и воспроизводству ее плодородия

Экономическое обоснование направлений по охране земли и воспроизводству ее плодородия

Кислотные дожди : ваши примеры

Кислотные дожди : ваши примеры

Как выражаются экстернальные эффекты в экономике природопользования?

Как выражаются экстернальные эффекты в экономике природопользования?

Платежи в природопользовании

Платежи в природопользовании

Раздел 3. Название раздела Тема 5

Раздел 3. Название раздела Тема 5

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях с применением необходимых средств обучения (лабораторного оборудования, образцов, нормативных и технических документов и т

ЧГУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности 0,5 экземпляра на одного студента очной формы обучения и степени…

ЧГУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности 0,5 экземпляра на одного студента очной формы обучения и степени…

Методические указания студентам

Методические указания студентам

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: - полнота и конкретность ответа; - последовательность и логика изложения; - связь теоретических положений с…

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: - полнота и конкретность ответа; - последовательность и логика изложения; - связь теоретических положений с…

II . Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

II . Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021