Учебно-методическое пособие “Креативные техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста”
Оценка 4.6

Учебно-методическое пособие “Креативные техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста”

Оценка 4.6
docx
изобразительное искусство
3 кл—7 кл
08.11.2020
Учебно-методическое пособие “Креативные техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста”
Демина Креативные техники.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» города Сарова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Креативные техники нетрадиционного рисования

для детей дошкольного возраста”

 

учебно-методическое пособие

преподавателя Деминой Ирины Викторовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Саров

2018

Содержание

 

Введение

1.

Методическое описание нетрадиционных приемов рисования:

1.1.

«Пальчики-палитра», «Печать от руки»

1.2.

«Печатка»

1.3.

«Монотипия»

1.4.

«Тампонирование»

1.5.

«Кляксография»

1.6.

«Набрызг»

1.7.

«Рисование по сырой бумаге»

1.8.

«Цветные ниточки»

1.9.

«Граттаж»

1.10.

«Рисование по манке»

1.11.

«Печать шариками из газеты»

1.12.

«Печать спичечными коробками»

1.13.

«Рисование по мятой бумаге»

1.14.

«Рисование восковыми мелками или свечой»

1.15.

«Рисование мыльной пеной»

1.16.

«Яичный грунт»

1.17.

«Тушь+соль»

1.18.

«Рисование зубной пастой»

1.19.

«Рисование пластилином»

1.20.

«Рисование крашеными опилками»

1.21.

«Рисование на холсте»

1.22.

«Обрывная аппликация»

2.

Заключение

3.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

 

В. А. Сухомлинский.

 

Из многолетнего опыта работы на подготовительном отделении детской школы искусств по развитию детей в области архитектурно-художественного творчества стало понятно, что стандартных наборов материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей.

Работа в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста может быть построена с использованием разнообразных необычных материалов и оригинальных креативных технических приемов рисования.

 Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Креативные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому в образовательном процессе необходимы новые развивающие технологии.

Использование в обучении детей нетрадиционных технических приемов позволяет проектировать широкий диапазон работ с материалами как в чистом виде (рисование, лепка, аппликация, конструирование), так и в их сочетании.

Данное учебно-методическое пособие адресовано преподавателям учреждений дополнительного образования, предназначено для применения в работе с детьми дошкольного возраста и включает методическое описание нетрадиционных приемов рисования.

Проведение занятий с использованием предложенных в пособии различных изобразительных креативных техник позволят успешнее развивать у обучающихся творческие способности и воображение, воспитать особое цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость цвета, некоторые его оттенки, помогут сформируют мелкую моторику рук, научат детей работать с разнообразными художественными и природными материалами.

 

Методическое описание нетрадиционных приемов рисования.

 

«Пальчики-палитра», «Печать от руки»

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой — в синюю, третий — в желтую. Чем не палитра!

Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

 

 

«Печатка»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т. д. «Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Теперь прижмем ее к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

«Монотипия»

Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой от сгиба стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист... Что получилось? Мяч. А может быть, солнце? Тогда пририсуем лучи. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы.

Нарисуем рожицу, сложим лист пополам, тщательно разгладим в разные стороны и развернем... Получились «братики-близнецы».

 

Монотипия + печать картофелем

 

Нетрадиционные, специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами в процессе апробирования их возможностей как правило приводят к возникновению новых неожиданных решений поставленных художественных задач.

Сочетание различных креативных техник нетрадиционного изображения предметов дают начинающим художникам перспективу расширения своего творческого потенциала, приводят к цветовым и фактурным находкам, формируют у дошкольников инициативу и нестандартность мышления.

 

 

«Тампонирование»

 

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберем краски на тампон и легкими прикосновениями к бумаге и будем рисовать: воздушные облака, одуванчики, пушистых цыплят, веселых медвежат.

 

«Кляксография»

 

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.

Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю...

Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем.

А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся.

А на что же похожи их следы? Думайте!

 

 «Набрызг»

 Непростая техника. Ее суть - в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления или зубной щетки и стеки (палочка для работы с пластилином). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки — быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на нее... Вот и все. Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем.

«Рисование по сырой бумаге»

 

Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке, чтобы бумага не высыхала. Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно.

 

 «Цветные ниточки»

Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите (как захочется) на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу.

Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте.

Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой.

Разверните лист... Нитки-то волшебные!..

 

 

 

 «Граттаж»

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке,— в процарапывании.

Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу.

Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечой.

Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем.

Затем покроем этой смесью парафиновый лист.

«Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок.

 

 

 

 

«Рисование по манке»

Эта техника интересна тем, что манка, используемая в работе, создает эффект фактурности. Может использоваться при изображении животных, пейзажей и т.д. Перед работой можно сделать контурный рисунок карандашом. На лист наносится тонкий слой клея ПВА и затем на этот слой накладывается манка. После высыхания клея рисунок можно раскрасить гуашью.

 

«Печать шариками из газеты»

Печать шариками из газеты может использоваться в рисовании с детьми дошкольного возраста.

В этой технике можно выполнить «Летящий снег» с детьми 3-х летнего возраста,

«Сугробы и снеговика» - с детьми 4-х летнего возраста.

А в школе этот способ можно использовать для заполнения фона.

 

 

 «Печать спичечными коробками»

 

Этот способ рисования интересен для детей своей необычностью. Материалы: бумага, спичечный коробок с кусочком поролона (штемпельная подушечка), на который накладывается жидкая краска и крышка от спичечного коробка. Ребром крышки от спичечного коробка мы набираем краску на поролоне и начинаем печатать.

 

«Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной.

Это называют эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте.

А после окончания работы поместите рисунок в паспарту.

 

  «Рисование восковыми мелками или свечой»

Такой способ издавна использовался мастерицами при расписывании пасхальных яиц.

Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой.

Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу — на цветном фоне появляется рисунок.

Итак, нам понадобятся розетки с разной краской, флейцевые кисти или тампоны, восковые мелки.

 

 

  «Рисование мыльной пеной»

 

Для работы вам понадобятся: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, бумага, карандаш, кисть.

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур.

На карандашный рисунок накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасится в нужный нам цвет.

Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на оргстекло, прижимаем, затем отрываем от стекла.

 

 «Яичный грунт»

Нам понадобиться гуашь разного цвета и куриное яйцо.

Все компоненты тщательно перемешиваются и наносятся на картон ровным слоем. Высохший грунт оптимален для рисования пастелью, сангиной, углем.

        Особенность заключается в том, что грунт «впитывает» в себя используемый при рисовании материал и не дает осыпаться. Рисунок, выполненный на яичном фунте более долговечен. Такой способ использовался и используется при росписи церквей.

 

«Тушь + соль»

Эта техника интересна тем, что соль, используемая в работе, нейтрализует (смягчает) цвет рисунка выполненного тушью. Создает эффект буклированности, фактурности.

Может использоваться при изображении животных, пейзажей.

 Работа тушью и солью выполняется очень быстро, поэтому необходимо перед раскрашиванием выполнить контурный рисунок простым карандашом.

Раскрашивать подготовленный рисунок рекомендуется маленькими частями. Пока тушь не высохла, закрашенный рисунок посыпают солью (тушь моментально впитывает соль).

 

 

 

«Рисование зубной пастой»

Рисование зубной пастой является объемным рисованием и используется в искусстве плаката и афиш.

В детском творчестве может выступать, как вид украшательства при рисовании зимних деревьев, изображении снежного царства.

Способ применения очень простой. Достаточно, регулируя нажим на зубной тюбик, выдавливать пасту, закручивая необыкновенные зимние узоры, и рисунок готов.

Итак, нам понадобится зубная паста (можно разных цветов) и цветная бумага темных оттенков.

 

 

 

 «Рисование пластилином»

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур.

Рисуйте по нему теплым пластилином.

Получается очень выразительно. Ребятишки в полном восторге.

 

   

 

«Рисование крашеными опилкам»

Заранее красим опилки гуашевыми красками в разные цвета. Для этого в марлю складываем небольшое количество опилок и опускаем в баночку с разведенной гуашью. Затем мокрые окрашенные опилки сушим на газете.

Рисуем на бумаге или картоне контур простым карандашом. Мажем нужный нам участок внутри контура клеем ПВА, посыпаем опилками выбранного цвета. Через минуту переворачиваем лист и встряхиваем: где нужно — опилки приклеились, а где нет — осыпались. Так последовательно раскрашиваем опилками весь рисунок.

 «Рисование на холсте»

Прием, позволяющий добиться эффекта «древности» рисунка, выполняется так: плотные листы шкурятся наждачной бумагой в разных направлениях. Затем лист смачивается водой и дальнейшее изображение (фон) наносится по сырому листу. При рисовании на таком листе бумаги краска как бы потрескивается, что и создает эффект холста. Для работы понадобится бумага для черчения и наждачная бумага №2.

 

«Обрывная аппликация»

Способ обрывания бумаги, так называемое рисование способом обрыва, прекрасно развивает тонкую моторику руки и стимулирует зрительно-двигательные, пространственные действия.

Работа в данной технике позволяет при минимуме затрат изготовить успешную работу.

 

Заключение.

 

Нетрадиционные техники рисования для детей - это не значит что-то сложное. Совсем наоборот - такое рисование превращает занятие в веселую забаву. Не обязательно обладать сложными навыками владения карандашом и кистью.

В простых приемах нетрадиционного рисования ребенок способен создать красивые рисунки и картины, и это даст ему творческий опыт с хорошим итоговым результатом. Он сам потянется к искусству, когда почувствует, что может творить красоту своими руками.

В конце занятия можно собрать работы и организовать презентацию, посвященную одной тематике. Такие выставки работ стоит устраивать после каждого занятия нетрадиционным рисованием.

Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные занятия не только интересны для детей, но и несут большую пользу. Они способствуют развитию у ребенка художественного воображения, формируют навыки творческой самостоятельности.

Особенно ценно в нетрадиционных методах то, что большая часть из них под силу малышам раннего возраста, в отличие от привычного рисования кистью или фломастерами и карандашами. Для детей среднего возраста (4-5 лет) доступны более сложные техники, которые выполняются с помощью взрослых. Дети в 6 лет могут применять все нетрадиционные способы самостоятельно.

Благодаря тому, что в рисовании можно использовать совершенно нетипичные предметы, детям открываются возможности нестандартного мышления. Получается, что они весело и с пользой проводят время, экспериментируют с различными методами рисования и пробуют разные способы самовыражения. Занятия развивают наблюдательность, творческие способности, художественный вкус. Образовательный процесс превращается в весёлую игру.

Диагностика использования нетрадиционных методов рисования в раннем возрасте показывает хорошие результаты в обучении детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ /Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М., Просвещение, 1979.

3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., “Просвещение”, 1976.

4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008.

5. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации. - М. : Центр пед. образования, 2008.

6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. -М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Иванова О.Л., Васильева И.И., Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.

8. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009.

9. Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» города

Содержание Введение 1

Содержание Введение 1

Введение. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев

Введение. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев

Методическое описание нетрадиционных приемов рисования

Методическое описание нетрадиционных приемов рисования

Монотипия» Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги

Монотипия» Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги

Тампонирование» Увлекательное занятие!

Тампонирование» Увлекательное занятие!

Набрызг» Непростая техника

Набрызг» Непростая техника

Цветные ниточки» Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите (как захочется) на одной стороне сложенного пополам листа

Цветные ниточки» Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите (как захочется) на одной стороне сложенного пополам листа

Рисование по манке» Эта техника интересна тем, что манка, используемая в работе, создает эффект фактурности

Рисование по манке» Эта техника интересна тем, что манка, используемая в работе, создает эффект фактурности

Печать спичечными коробками»

Печать спичечными коробками»

Рисование восковыми мелками или свечой»

Рисование восковыми мелками или свечой»

Яичный грунт» Нам понадобиться гуашь разного цвета и куриное яйцо

Яичный грунт» Нам понадобиться гуашь разного цвета и куриное яйцо

Рисование зубной пастой»

Рисование зубной пастой»

Рисование на холсте» Прием, позволяющий добиться эффекта «древности» рисунка, выполняется так: плотные листы шкурятся наждачной бумагой в разных направлениях

Рисование на холсте» Прием, позволяющий добиться эффекта «древности» рисунка, выполняется так: плотные листы шкурятся наждачной бумагой в разных направлениях

Заключение. Нетрадиционные техники рисования для детей - это не значит что-то сложное

Заключение. Нетрадиционные техники рисования для детей - это не значит что-то сложное

Список литературы. 1. Рисование с детьми дошкольного возраста:

Список литературы. 1. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020