Учебно-методическое пособие по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" по теме: "Алиментарно-зависимые заболевания. Пищевые отравления"
Оценка 4.6

Учебно-методическое пособие по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" по теме: "Алиментарно-зависимые заболевания. Пищевые отравления"

Оценка 4.6
Контроль знаний +1
docx
07.05.2020
Учебно-методическое пособие по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" по теме: "Алиментарно-зависимые заболевания. Пищевые отравления"
Учебно-методическое пособие Алиментарно-зависимые заболевания. Пищевые отравления.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

ПМ.06 ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МДК.06.01 Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований

 

ТЕМА: «АЛИМЕНТАРНО-ЗАВИСИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ»

 

 

Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка)

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

 

Квалификация: медицинский лабораторный техник

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего общего образования

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2019 год

 

Учебно-методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

 

Организация-разработчик:

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

Разработчик:

Ватагина И.В., преподаватель

 

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №___от «____»____20___г.

Председатель _______Э.Р. Ганичева

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании Методического совета

Протокол №___от «____»____20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения лабораторно-практических занятий по междисциплинарному комплексу МДК 06.01 Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

·        осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

уметь:

·        осуществлять отбор проб, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

·        определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

·        вести учетно-отчетную документацию;

·        проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

знать:

·        механизмы функционирования природных экосистем;

·        задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

·        нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

·        гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.

 

Медицинский лабораторный техник (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующие видам деятельности:

ПК 6.1 Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.2 Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3 Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.

ПК 6.4 Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.5 Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

 

Медицинский лабораторный техник (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

 

ЗАДАНИЯ

1. Ответьте на вопросы:

1.      Какие заболевания называются алиментарно-зависимыми?

2.      Приведите классификацию алиментарных заболеваний.

3.      Охарактеризуйте бактерий рода Salmonella как возбудителей кишечных инфекций. Укажите симптомы, продукты – факторы передачи и диагностику сальмонеллеза.

4.      Перечислите признаки, характерные для вирусных гастроэнтеритов.

5.      Приведите примеры гельминтозов, передаваемых человеку с продуктами питания.

6.      Что такое пищевые отравления? Какими общими признаками они характеризуются?

7.      Приведите классификацию пищевых отравлений (дополните схему):

           

8.      Опишите токсикоинфекции, вызываемые:

а. колиформными бактериями,

б. бактериями рода Proteus,

в. стрептококками,

г. Clostridium perfringens,

д. Bacillus cereus,

е. Vibrio parahaemolyticus.

9.      Опишите бактериальные интоксикации, вызываемые:

а. Clostridium botulinum,

б. Staphylococcus aureus.

10. Опишите заболевания, вызываемые микотоксинами:

а. афлатоксикозы,

б. фузариотоксикозы,

в. эрготизм,

г. охратоксикозы.

11. Опишите отравления немикробной этиологии:

а. продуктами, ядовитыми по своей природе (ядовитыми грибами, растениями, тканями животных).

б. продуктами, ядовитыми при определенных условиях (животного и растительного происхождения).

в. отравления химическими веществами (свинцом, кадмием, ртутью).

12. Перечислите мероприятия по расследованию пищевых отравлений.

 

2. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Токсическое поражение печени с возможным канцерогенным эффектом характерно для:

1. отравления красавкой

2. афлотоксикоза

3. фузариотоксикоза

4. эрготизма

5. отравления ядрами косточковых плодов

2. Ботулизм может возникнуть при приготовлении с санитарными нарушениями продуктов:

1. пирожные с заварным кремом

2. вяленая рыба лососевых или осетровых пород

3. окорока домашнего приготовления

4. мясные полуфабрикаты (фарш, рагу)

3. Главным, определяющим мероприятием по профилактике токсикоинфекций является:

1. правильные условия хранения

2. соблюдение сроков реализации

3. соблюдение правил личной гигиены персоналом пищеблока

4. предупреждение инфицирования пищевых продуктов

5. правильная технология кулинарной обработки

4. Стафилококковые интоксикации чаще связаны с продуктами:

1. салаты из овощей

2. консервированные мясные продукты

3. консервированные рыбные продукты

4. яйца водоплавающей птицы

5. молочные продукты

5. Симптомы, напоминающие опьянение, сопровождающегося беспричинным смехом, пляской, пением, шаткой походкой, являются симптомами:

1. стафилококковой интоксикации

2. ботулизма

3. эрготизма

4. фузариотоксикоза

5. афлотоксикоза

6. Яйца водоплавающей птицы могут быть причиной:

1. стафилококковой интоксикации

2. ботулизма

3. сальмонеллеза

4. брюшного тифа

5. афлотоксикоза

7. Трихинеллезное мясо является продуктом:

1. фальсифицированным

2. санитарно опасным

3. пониженной пищевой ценности

4. условно годным

5. суррогатом

8. К профилактическим мероприятиям токсикоинфекций относятся:

1. предупреждение инфицирования пищевых продуктов

2. правильность технологической обработки на пищеблоке

3. соблюдение персоналом правил личной гигиены

4. соблюдение условий хранения и сроков реализации

9. Чаще всего причиной трихинеллеза является использование в питании зараженных:

1. мороженой рыбы

2. яиц водоплавающей птицы

3. консервов домашнего приготовления

4. говядины

5. свинины

10. Соланин содержится в:

1. дикорастущих луговых травах

2. сорных растениях злаковых культур

3. ядовитых грибах

4. проросшем картофеле

5. горьких ядрах косточковых плодов

11. Бактериемия характерна для:

1. отравления условно-патогенными микроорганизмами

2. отравления золотистым стафилококком

3. алиментарно-токсической алейкии

4. афлотоксикоза

5. ботулизма

12. Ведущим фактором развития пищевой интоксикации микробной этиологии является:

1. массивное обсеменение продукта микроорганизмами

2. поступление с пищей продукта жизнедеятельности микроорганизма - токсина

3. распад в крови микроорганизма с выделением эндотоксина

4. проникновение возбудителя в кровяное русло

5. грубые нарушения правил личной гигиены персоналом пищеблока

13. Золотистый стафилококк характеризуется:

1. стойкостью к воздействию высокой температуры

2. способностью образовывать споры

3. способностью продуцировать термолабильный токсин

4. способностью продуцировать термостабильный токсин

14. Возбудитель ботулизма:

1. в вегетативной форме устойчив к высокой температуре

2. имеет термостабильные споры

3. хорошо развивается на молочных продуктах

4. продуцирует термолабильный токсин

15. Эпидемическую опасность представляют продукты:

1. суррогаты

2. фальсифицированные

3. недоброкачественные

4. с пониженной пищевой ценностью

16. Амигдалин содержится в:

1. ядовитых грибах

2. горьких ядрах косточковых плодов

3. дикорастущих травах (вех, болиголов)

4. сорных растениях злаковых культур

5. проросшем картофеле

17. Участковый врач в очаге пищевого отравления должен:

1. оказать симптоматическую медицинскую помощь

2. поставить предварительный диагноз

3. послать экстренное извещение в центр санэпиднадзора о случае пищевого отравления

4. составить акт расследования случая пищевого отравления

18. Отберите названия вредных веществ, попадающих в оpганизм из следующих источников:

1) керамическая посуда, покрытая глазурью (кycтapного производства);

2) проросший картофель;

З) фасоль при неправильном хранении;

 

а) соли тяжелых металлов;

б) фазин;

в) соланин;

г) амигдалин.

 

 

3. Решите задачи:

Задача 1.

В детском саду на обед была дана баклажанная икра (консервы промышленного производства). Спустя 7 ч у 2 детей появились рвота, боли в животе, слабость, затрудненное глотание, неравномерное расширение зрачков. Позднее появились следующие симптомы: опущение века, охриплость голоса, гнусавая речь. Температура тела оставалась нормальной, при этом отмечалась тахикардия. Дети были проконсультированы невропатологом и госпитализированы в неврологическое отделение с диагнозами бульбарная форма полиомиелита и дифтерийный полиневрит. Для еще 5 детей с аналогичными жалобами, появившимися через 12-48 ч, была организована врачебная комиссия, в состав которой входил врач-инфекционист, невропатолог и педиатр. Комиссией был поставлен диагноз – пищевое отравление микробной природы. При этом было установлено, что все заболевшие дети получили во время обеда получили баклажанную икру из одной консервной банки. В результате проведенного лечения состояние 5 детей стабилизировалось.

Задание:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники. Обоснуйте диагноз.

Ответьте на вопросы:

1.      Какие дополнительные лабораторные исследования необходимы для уточнения диагноза?

2.      В чем должна заключаться немедленная помощь пострадавшим?

3.      Какие существуют меры профилактики отравлений данной этиологии?

 

Задача 2.

В различные больницы города в течение дня поступило 16 больных в тяжелом состоянии. Заболевание началось через 7-10 ч после последнего приема пищи и выражалось в появлении кратковременной рвоты (2 чел.), тошноты и неприятных ощущений в желудке через 12 ч после еды (2 чел.) и сильных головных болей, головокружения и резкой слабости (7 чел.). Очень быстро после начала заболевания появились двоение (диплопия) и туман в глазах, нарушение цветового различения, неподвижность глазных яблок, опущение век и отсутствие аккомодации. Одновременно наблюдались: сухость во рту, парез мягкого неба и языка, осиплость, а затем потеря голоса (афония), задержка стула, судороги. Все симптомы развивались на фоне нормальной температуры, ясного сознания и очень частого пульса.

Все пострадавшие накануне были на юбилее своего сослуживца и считали, что их состояние связано с отравлением какими-то продуктами, съеденными во время торжества, среди которых была колбаса домашнего приготовления.

Задание:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники. Обоснуйте диагноз.

Ответьте на вопросы:

1.      Какие продукты чаще всего вызывают подобные отравления?

2.      В чем должна заключаться немедленная помощь пострадавшим?

3.      Какие существуют меры профилактики отравлений данной этиологии?

 

 

Задача 3.

Заболели 7 человек после ужина в городском кафе. Сами пострадавшие связывают свое заболевание с пищей и скорее всего – с салатом ассорти, который показался им несвежим. Через 9-13 ч у заболевших повысилась температура тела до 37,5 – 37,8 оС, появились ощущение дискомфорта в желудке и ломота в теле, затем присоединились тошнота, рвота, диарея. Заболевшие прибегнули к медицинской помощи. В приемном покое больницы, куда они были госпитализированы, им сделали промывание желудка и назначили медикаментозное лечение. Из промывных вод желудка, из рвотных масс и испражнений был высеян микроорганизм Proteus. Аналогичная микрофлора была получена со смывов со столов и приборов в кафе.

Задание:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники. Обоснуйте диагноз.

Ответьте на вопросы:

1.      Какова природа данного заболевания, и какое место оно занимает в классификации заболеваний.

 

Задача 4.

К врачу детского лагеря через 3 – 5 ч после обеда начали обращаться дети, предъявляя следующие жалобы: тошнота, рвота, холодный пот, небольшая болезненность в эпигастральной области. Через 6 – 8 ч аналогичные жалобы были у всех детей и сотрудников лагеря.

На обед все пострадавшие ели картофельный суп на мясном бульоне, блинчики с мясом, компот из сухофруктов. Фарш для блинчиков изготовлен из вареного мяса, на котором был сварен суп. Отварное мясо измельчалось на мясорубке. Обработкой мяса и начинкой для блинчиков занималась работница столовой, которая, будучи на больничном по поводу панариция большого пальца левой руки, продолжала работать на пищеблоке лагеря. После измельчения фарш для начинки блинчиков термической обработке не подвергался, а сами блинчики подогревались в духовке перед раздачей. Врач, работающий в лагере, перед раздачей обеда сняла пробы всех блюд, изменений вкусовых качеств отмечено не было, обед был разрешен к раздаче.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай и укажите, какое заболевание возникло у детей и персонала.

2.      Перечислите лабораторные исследования, которые нужно провести для подтверждения диагноза.

3.      Предложите конкретные меры профилактики подобных заболеваний на пищеблоках учреждений, где питается организованное население.

 

Задача 5.

Во время обеда воспитательница группы детского сада отметила, что часть детей отказывается от еды, ссылаясь на головную боль, боли в области живота, общее недомогание. Было обнаружено, что все дети имеют температуру тела 37,4 – 37,8 оС. Заболевших детей (5 человек) врач направила в изолятор. Во время дневного сна еще у 9 детей началась рвота, они жаловались на боли в животе, температура тела поднялась до 37,9оС, у 3 детей был пенистый стул. Все заболевшие дети (14 человек) были срочно госпитализированы в детское отделение инфекционной больницы. Вечером того же дня у воспитательницы этой группы появилось недомогание, боли в животе, тошнота, многократный стул. Другие сотрудники и дети других групп жалоб не предъявляли и чувствовали себя хорошо. На завтрак всем детям было предложено следующее: каша манная на молоке, бутерброд с сыром, кофе с молоком, печенье. В группе, где возникло заболевание, дети, кроме указанных выше продуктов, за завтраком ели бисквитный торт с кремом. Торт был принесен в детский сад утром (в день заболевания) родителями одного из детей. Торт был куплен в магазине «Кулинария» за день до употребления в пищу, дома хранился на столе на кухне, а на ночь был поставлен в холодильник.

Задания:

1.      Проанализируйте указанный случай и укажите, какое заболевание возникло у детей и персонала, каковы причины инфицирования продукта.

2.      Предложите конкретные меры профилактики подобных заболеваний на пищеблоках учреждений, где питается организованное население.

 

Задача 6.

В районную больницу машиной скорой помощи доставлены Савкина Лена 6 лет, ее отец Савкин А.Ф. 32 лет и мать Савкина А.И. 27 лет.

При поступлении у Савкиной Лены температура тела 36,5 оС, бледность кожи и видимых слизистых, адинамичность, на вопросы отвечает вяло, состояние тяжелое. Зрачки расширены, реакция на свет несколько снижена. При глотании вода выливается через нос, твердую пищу глотать отказывается. Язык обложен, слизистая рта сухая, голос сиплый. Живот мягкий, безболезненный, умеренно выражен метеоризм. Стула в течение двух дней не было.

Савкин А.Ф. – объективно обнаружено: бледен, язык умеренно обложен, с белым налетом. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Температура 36,7 оС, пульс 105 ударов в минуту. Пациент жалуется на сильную слабость, туман в глазах, сухость во рту.

Савкина А.Ф. с утра предъявляла жалобы на общую слабость, тошноту, нарушение зрения. Слабость и нарушение зрения нарастали, самочувствие Савкиной А.И. ухудшалось, появилась гнусавость  голоса, першение в горле, сухость во рту, двоение в глазах. При осмотре невропатологом был обнаружен легкий двухсторонний птоз, реакция зрачков на свет вялая, менингеальных явлений нет.

Из опроса взрослых членов семьи было выяснено, что за медицинской помощью обратились на второй день заболевания. Питалась семья дома, за последние два дня в пищу употреблялись следующие продукты и блюда: яичница из диетических яиц, колбаса свиная копченая, пельмени, борщ, квашеная капуста, каша гречневая, огурцы и помидоры консервированные. Огурцы и помидоры были заготовлены хозяйкой дома, куплены в магазине, дома промыты, уложены в банки, залиты рассолом и законсервированы, стерилизации подвергнуты не были. Через 12 – 15 дней после консервации  рассол в банках помутнел.

Задания:

1.        Проанализируйте описанный случай и укажите, какое заболевание возникло в семье Савкиных, какие причины привели к его возникновению.

2.        Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 7.

В одном из детских учреждений (интернат) с 13 ч дня начались массовые заболевания среди учащихся в форме гастроэнтерита: болезненные спазмы в эпигастральной области, тошнота, рвота, резкая слабость. У части заболевших был жидкий стул и повышение температуры тела до субфебрильных цифр. Всего заболело 56 человек. 5 школьников из общего числа детей жаловались на сильную головную боль и обильное потоотделение. У 2 отмечались мышечные судороги, нитевидный пульс. У одной девочки на уроке отмечались потеря сознания, нитевидный пульс, коллапс. С машиной скорой помощи она была доставлена в больницу, где вскоре после промывания желудка ее состояние значительно улучшилось.

Всем остальным детям врачом интерната была оказана первая помощь: промывание желудка, выданы общеукрепляющие средства. После этого дети были госпитализированы в инфекционную больницу уже в удовлетворительном состоянии. Большинство из них были выписаны из больницы на 3-4-й день здоровыми.

При расследовании пищевого отравления установлено: все заболевшие дети пили во время завтрака кипяченое молоко, которое кипятилось накануне вечером, и частично было роздано на ужин, а оставшееся хранилось на кухне без холода, и утром следующего дня было подогрето. При обследовании пищеблока остатков молока для отправления на бактериологический анализ обнаружено не было. При медицинском осмотре персонала пищеблока у повара обнаружен инфицированный ожог предплечья. При посеве промывных вод желудочно-кишечного тракта заболевших и мазков с ожоговой поверхности кожи руки была выявлена аналогичная микрофлора.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники.

2.      Обоснуйте диагноз и определите природу данного заболевания.

3.      Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 8.

В детском саду присутствовало 69 детей. В 12 ч дня заболел ребенок из старшей группы: у него появилась рвота пищей. В 12 ч 15 мин появилась рвота у 3 детей из младшей группы. Во время обеда в 13 ч дня была рвота у одного ребенка старшей группы. У 12 детей рвота началась во время дневного сна. Всего заболело 17 человек. Клиническая картина заболевания у всех детей была одинакова: неоднократная рвота пищей. У 5 из них температура тела поднялась до 37-37,5оС, у большинства детей появился кашицеобразный стул.

Поскольку первые случаи заболевания появились еще перед обедом, можно подумать, что причиной его стал один из продуктов завтрака. Меню завтрака: чай, булка с маслом и сыром. Обследование санитарно-эпидемиологического режима в день заболевания в детском саду показало: неправильно хранятся разделочные доски в пищеблоке – без чехлов; неудовлетворительно проводится уборка в пищевой кладовой – она захламлена летним инвентарем, ящиками, лопатами.

При расследовании заболевания были отобраны и отправлены на бактериологическое исследование масло и сыр, которые давались детям на завтрак; отправлены на анализ рвотные массы и промывные воды желудочно-кишечного тракта, собранные у 10 заболевших; у двух детей был взят на анализ кал.

Взяты также на анализ смывы с инвентаря, оборудования, посуды, с рук персонала. Всех детей и обслуживающий персонал обследовали на тиф, паратиф и дизентерию. При анализе в рвотных массах и промывных водах была обнаружена кишечная палочка. В большом количестве она также была обнаружена в смывах с масла.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники.

2.      Обоснуйте диагноз, укажите, какова природа данного заболевания и какое место в классификации алиментарных заболеваний оно занимает.

3.      Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 9.

В больницу районного центра поступила группа пациентов (9 человек). Пациенты жаловались на режущие спазматические боли в животе, жидкий стул, общую слабость. Некоторые заболевшие жаловались на головную боль, у ряда больных отмечалась рвота, повышение температуры тела до 37,5-38оС. У нескольких больных была кратковременная потеря сознания, судороги.

Лечащий врач поставил диагноз: «пищевое отравление» и сообщил в районную санэпидстанцию. При расследовании было установлено, что все заболевшие питались в фабричной столовой. Общими блюдами для всех пострадавших были простокваша, приготовленная из сырого молока в этой же столовой, и тушеное мясо с макаронами. На бактериологическое исследование были отправлены пробы простокваши и остатки тушеного мяса. Из всех проб простокваши была выделена кишечная палочка.

При санитарном обследовании столовой выявлено нарушение санитарного режима, антисанитарное состояние оборудования, а также нарушение правил личной гигиены персонала. С рук повара и мойщицы посуды высеяны микроорганизмы группы кишечной палочки.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники.

2.      Обоснуйте диагноз, укажите, какова природа данного заболевания и какое место в классификации алиментарных заболеваний оно занимает.

3.      Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 10

В районную больницу обратились 20 человек с характерной клинической картиной: схваткообразные боли в области живота (18 человек из 20), многократный понос, у большинства со слизью (20), температура тела до 38-40оС (20), общая слабость, головокружение и головная боль (20). В стационаре больным была оказана помощь, но выздоровление наступало медленно, и даже после выписки из стационара у отдельных лиц длительное время отмечалась слабость.

Все заболевшие являлись участниками семейного торжества. Было установлено, что общим для всех пострадавших продуктом были котлеты из телятины, купленной на рынке. Котлеты в ходе приготовления были только обжарены и не подвергались термической обработке в духовом шкафу. Блюдо подавалось на стол в горячем виде.

Для этиологической расшифровки был отобран материал: от больных - промывные воды, копрокультура и гемокультура. Исследованию подверглись также сырое мясо, из которого были приготовлены котлеты, 25 смывов с инвентаря и посуды. Остатки готовой пищи не исследовали, т.к. к началу расследования они не сохранились.

От 18 больных и 5 здоровых лиц, участвовавших в приготовлении пищи, из промывных вод и сырого мяса, а также в 5 смывах с инвентаря обнаружена однотипная культура условно-патогенной микрофлоры. Патогенная микрофлора не обнаружена.

Задание

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. К какому виду пищевых отравлений в соответствии с классификацией относится указанное заболевание?

3. Какой пищевой продукт явился причиной возникновения пищевого отравления?

4. Несоблюдение каких условий способствовали развитию заболевания?

5. Перечислите основные мероприятия по профилактике пищевых отравлений этой группы.

 

Задача 11

Семья из 4 человек: отец, мать, бабушка и дочь вечером 21 августа использовали на ужин отварной картофель со сливочным маслом, рыбу вяленую домашнего приготовления, бисквитный пирог и чай. Отец пил только чай с бисквитом.

Утром следующего дня отец и мать ушли на работу, бабушка отвела ребенка в детский сад, а сама пошла в поликлинику.

В детском саду во время завтрака воспитательница заметила, что девочка вялая и с затруднением глотает пищу. При опросе ребенка о самочувствии девочка сказала, что у нее кружится голова, а во рту «все пересохло». Девочка была направлена к врачу детского сада. При осмотре ребенка врач установил, что помимо затруднения глотания имеется анизокория. Девочка сообщила, что при рассматривании предметов они начали двоиться. Было принято решение госпитализировать ребенка в инфекционную больницу с предварительным диагнозом «пищевое отравление».

Бабушка с трудом дошла до поликлиники, ощущая нарастающую слабость и появления «тумана в глазах». Участковый терапевт, выслушав жалобы, посоветовал обратиться к окулисту, так как хорошо знал, что больная уже ряд лет страдает глаукомой. Однако, на фоне нарастающей слабости и головокружения, бабушка решила, что к окулисту придет в следующий раз, и отправилась домой. По дороге началась рвота. Скорой помощью больная была доставлена в больницу. При поступлении сознание ясное, температура нормальная, жалуется на головную боль и расстройство зрения. Отмечается упадок сердечной деятельности и нарушение дыхания. О госпитализации девочки и бабушки было сообщено матери и отцу, которые сразу же приехали в больницу. Чувствовали они себя хорошо. При их опросе врачом было выяснено, что бисквитный торт был куплен накануне в магазине. Рыбу завялил отец во время отпуска. Пойманную рыбу разделал на песке, промыл, слабо посолил в эмалированной кастрюле в течение 4 часов и затем вялил на солнце.

Картошка привезена с собственного огорода, на который весной был привезен навоз с соседнего фермерского участка.

Остатков пищи в семье не оказалось. По коробке из под пирога было установлено, что произведен он был в заводских условиях 20 июля и до употребления дома хранился в холодильнике.

Задание

1. Поставьте предположительный  диагноз заболевания у бабушки и внучки. Какие лабораторные исследования следует провести для уточнения диагноза?

2. К какой группе и подгруппе пищевых отравлений относится это заболевание?

3. Какой продукт явился причиной возникновения заболевания и почему?

4. Сделайте предположение о причине отсутствия клинических симптомов заболевания у всех членов семьи.

5. В чем заключается немедленная помощь пострадавшим?

 

Задача 12

В 11 часов утра к врачу детского сада, обратилась воспитательница с сообщением о массовом заболевании в группе. При осмотре детей отмечается бледность кожных покровов, холодные конечности. Пострадавшие жалуются на головную боль и головокружение. У всех имеется тошнота и многократная рвота. Двое ослабленных детей с низким уровнем физического развития находятся в коллаптоидном состоянии.

При расследовании случая установлено следующее: На завтрак дети ели гречневую кашу с молоком, какао и бутерброд с сыром. Установлено, что при готовке пищи поваром было смешано молоко, привезенное накануне вечером и прокипяченное, с молоком утреннего завоза, также прокипяченным. Смесь молока дополнительному кипячению не подвергалась. Кроме повара на пищеблоке работает вспомогательный персонал из двух человек также своевременно прошедших медицинское обследование. У одной из работниц на тыльной стороне ладони имеется след от ожога двухдневной давности.

Дополнительно были обследованы обслуживающий персонал молочной фермы, откуда молоко сразу же после дойки доставлялось в детский сад, и с помощью ветеринара обследованы коровы. Обслуживающий персонал молочной фермы жалоб на нарушения состояния здоровья не предъявлял. Коровы при осмотре также оказались внешне здоровыми.

Задание

1. Поставьте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. К какой группе пищевых отравлений относится данное заболевание?

3. Какой продукт и почему стал причиной заболевания?

4. Могло ли кипячение смеси молока утреннего и вечернего завоза предотвратить возникновение заболевания? Ответ обоснуйте.

5. Перечислите основные подходы в профилактике пищевых отравлений данной этиологии.

 

Задача 13

К врачу медико-санитарной части предприятия перед окончанием смены обратились рабочие с одинаковыми жалобами на головную боль, общую слабость и головокружение, боли в области живота, тошноту и жидкий стул без слизи и крови.

Температура у всех обратившихся за помощью нормальная. Врач медико- санитарной части госпитализировал 18 человек с указанными симптомами. Все заболевшие завтракали дома, обедали в столовой предприятия.

Обед в столовой состоял из следующих блюд: салат из квашеной капусты, суп картофельный на костном бульоне, поджарка мясная с гречневой кашей, хлеб, компот из сухофруктов. Указанный набор блюд был отпущен 230 рабочим. Все госпитализированные дополнительно ели холодец, используя в качестве приправы горчицу. Блюдо показалось слегка ослизненным и горчило на вкус.

Студень был приготовлен из субпродуктов в столовой, хранился до реализации в холодильной камере, где до этого лежали сырые субпродукты. Все работники пищеблока здоровы, своевременно прошли медицинское обследование и сдали анализы на бактерионосительство. Технологическое оборудование и кухонная посуда содержатся в чистоте.

Для постановки диагноза на лабораторное исследование были посланы промывные воды желудка, испражнения, а также остатки студня

Задание

1. Ваш предположительный диагноз нарушений состояния здоровья.

2. Симптоматика заболеваний имеет или не имеет специфических проявлений? Какие косвенные данные позволяют с большей уверенностью обосновывать диагноз?

3. Какое блюдо и почему стало причиной возникновения заболевания?

4. Перечислите основные направления профилактики заболеваний этой этиологии.

 

Задача 14.

Женщина купила на рынке свежие грибы, дома сварила из них суп. Через 6-10 ч после ужина появились боли в животе, тошнота, затем присоединились сильная головная боль, слабость, появились галлюцинации с бредом, у детей потеря сознания. Больные были госпитализированы. При поступлении в больницу у них регистрировались боли по всему животу, анурия. На следующий день наиболее отчетливая болезненность стала определяться в правом подреберье, появилась желтушность склер и кожных покровов. Самочувствие пациентов резко ухудшилось, и их с трудом удалось вывести из коматозного состояния.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники.

2.      Обоснуйте диагноз, укажите, какова природа данного заболевания и какое место в классификации алиментарных заболеваний оно занимает.

3.      Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 15.

Зимой в одной семье, состоящей из 4 человек, произошло заболевание следующего характера: понизился аппетит, появились слабость, схваткообразные боли по всему животу, тошнота, запоры. При объективном исследовании пациентов, госпитализированных с диагнозом «пищевое отравление», отмечались резкая бледность кожных покровов с сероватым оттенком, анемия, появление в крови эритроцитов с базофильной зернистостью и увеличение количества ретикулоцитов.

При детальном опросе заболевших было выяснено, что пища систематически готовилась в медной посуде, которая была полужена 3 мес назад у частного лица. Кроме того, в семье употреблялось вишневое варенье, сваренное летом и хранившееся в глиняной глазурованной посуде. При осмотре этой посуды обнаружено, что внутренняя ее поверхность была шероховатой, с углублениями, и полуда местами отсутствовала. При лабораторном исследовании варенья в нем обнаружены следы токсического вещества.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники.

2.      Обоснуйте диагноз, укажите, какова природа данного заболевания и какое место в классификации алиментарных заболеваний оно занимает.

3.      Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 16.

В районную больницу поступили 7 человек учащихся 7-го класса и спортивный инструктор, которые ходили в поход в соседний населенный пункт. После разбивки лагеря приготовили ужин из следующих продуктов: макароны, крупа продел, сгущенное молоко, суп в пакетах, консервы «тушенка говяжья», галеты. Суп и макароны варили в эмалированном ведре, кипятили чай. Поблизости от лагеря ребята обнаружили грибы, по внешнему виду определили, что это сморчки. Грибы были собраны, промыты в речной воде и сварены в ведре (кипятили не более 10 мин), а затем, не сливая воду, в которой кипятили грибы и не промывая их, ели дети и инструктор.

Ужин состоялся в 18 – 19 ч. К утру все съевшие грибы почувствовали боли в животе, тошноту, слабость, головокружение. У 3 ребят инструктор отметил желтушность склер и кожных покровов. Ввиду того, что юноши были в лесу, недалеко от дороги и населенного пункта, инструктор забрал все пострадавших ребят и пошел с ними в больницу.

Задания:

1.      Проанализируйте описанный случай пищевого отравления, используя данные анамнеза и клиники.

2.      Обоснуйте диагноз, укажите, какова природа данного заболевания и какое место в классификации алиментарных заболеваний оно занимает.

3.      Предложите конкретные меры профилактики отравлений данной этиологии.

 

Задача 17

Больная А., 17 лет, заболела остро 14 августа в 3 часа ночи. Появились резкие схваткообразные боли в животе, тошнота, многократная рвота (до 20 раз), озноб, водянистый стул до 15 раз в сутки. Машиной скорой помощи была доставлена в приемное отделение больницы, где пациентке было проведено промывание желудка, после которого она самовольно уехала домой. Дома состояние больной прогрессивно ухудшалось, рвота повторялась до 10 раз в течение дня, жидкий стул без примесей - 5 раз, сохранились боли в эпигастральной области. Была повторно госпитализирована в больницу с диагнозом «пищевая токсикоинфекция».

В анамнезе употребление жареных грибов за 9 часов до начала заболевания. Грибы (со слов пострадавшей шампиньоны) собирали сами во время поездки на дачу. Грибы ели 3 человека, в том числе мать, заболевшая почти одновременно с дочерью и знакомый, у которого не было никаких признаков заболевания.

При поступлении в приемное отделение больницы 15 августа состояние средней тяжести. Боли в эпигастрии, тошнота, бледность кожных покровов, акроцианоз носа и губ, АД 120/70 мм рт ст., пульс 96 в минуту, температура тела 37оС. Стул жидкий без примесей. Печень не увеличена в размерах. В крови лейкоцитоз. Поставлен диагноз «пищевая токсикоинфекция гастроэнтерическая форма».

16 августа состояние больной не улучшилось. Продолжалась рвота, тошнота, обильный жидкий стул. Присоединились головокружения, выраженная адинамия, тремор пальцев рук. 17 августа на фоне лечения состояние больной ухудшилось. Нарастала адинамия, появилась легкая желтушность склер и кожи, печень на 1,5 см выступает из под реберной дуги. Рвота с сукровичным содержимым, стул жидкий без примесей.

18 августа нарастает желтушность кожи и склер, печень на 2 см выступает из-под реберного края.  Днем больная впала в коматозное состояние, была переведена в отделение печеночно-почечной недостаточности, где в тот же день скончалась.

Задание

1. К какой группе пищевых отравлений следует отнести данное заболевание?

2. Указанные симптомы заболевания характеризуют специфичность действия этиологического фактора? Если да, то, в каких синдромах это проявляется?

3. На основании клинической картины можно ли однозначно судить об этиологическом факторе?

4. Какие свойства токсических веществ при отравлении грибами являются причиной тяжелых поражений вплоть до смертельного исхода?

5. Основные подходы к профилактике заболеваний данной этиологии.

 

Задача 18.

Через 2 часа после лесной прогулки воспитательница детского сада отметила резкое двигательное и психическое возбуждение у 8 из 18 детей группы. При обследовании детей врачом было установлено следующее: сознание спутанное, бред, выраженная тахикардия, расстройство речи и глотания, нарушение ближнего видения, диплопия, светобоязнь. Кожа красная, сухая, пульс частый, зрачки расширены, на свет не реагируют. Дети жалуются на сухость во рту. Остальные 10 детей из этой группы никаких жалоб на плохое самочувствие не предъявляли.

Дети гуляли в лесу всей группой с 10 до 12 часов. На завтрак ели кашу манную с маслом, какао, бутерброд с сыром. В лесу дети играли в подвижные игры, никаких жалоб не предъявляли. По рассказам оставшихся здоровыми детей во время игры они нашли большой куст с крупными ягодами красного цвета, «похожими на вишню». Несколько детей собрали по горсти этих ягод и съели. Именно эти дети оказались в числе пострадавших. Один из мальчиков, оставшийся здоровым, сказал, что он тоже попробовал одну ягоду, но глотать не стал и выплюнул ее. Со слов мальчика, ягода была сладкая.

Заболевшим детям было срочно проведено промывание желудка через зонд и все были госпитализированы в неврологическое отделение больницы. Диагноз при госпитализации поставлен не был.

В лесу, где гуляли дети, росли кусты бузины, калины, красавки.

 

Задание

1. Поставьте предположительный диагноз, учитывая механизм действия этиологического фактора.

2. К какой группе острых расстройств здоровья относится данное заболевание?

3. Приведите примеры других отравлений из этой группы.

4. Какие профилактические мероприятия могут предотвратить повторение описанной ситуации?

 

Задача 19

В населенном пункте Н зарегистрирован семейный случай заболевания. Клинические проявления средней тяжести сопровождались лихорадкой, болями в жевательных мышцах и мышцах шеи, в межреберных мышцах и мышцах верхних и нижних конечностей, миастенией, отеками преимущественно периорбитальной части и лица в целом.

В питании заболевших используются традиционные пищевые продукты. Неделю назад все члены семьи ели мясо кабана, застреленного на охоте.

Задание

1. Поставьте предположительный этиологический диагноз заболевания с его обоснованием по данным клинической картины.

2. Что Вы можете сказать об эпидемиологии заболевания?

3. Как осуществлять профилактику этого заболевания?

4. Назовите другие заболевания, относящиеся к этой группе болезней.

 

Задача 20

В клинику внутренних болезней поступил молодой человек 22 лет с признаками острого холецистохолангита. При поступлении температура 380С, больной жалуется на повышенную потливость, адинамию, слабость и головную боль. Печень увеличена, имеются признаки желтухи. В крови картина эозинофильного гиперлейкоцитоза. Семейный анамнез больного не отягощен.

Первые признаки недомогания появились 5 дней назад в Сибири, где больной проводил отпуск. Во время отпуска много времени проводил на реке, где ловил сазанов, лещей, карпа, линя. Практически ежедневно из улова готовилась уха, часть рыбы подвергалась слабой засолке и вялению. Этот вид рыбной продукции также периодически использовался в питании.

Задание

1. Поставьте предположительный этиологический диагноз заболевания.

2. Какова эпидемиология данного заболевания и особенности его патогенеза?

3. Перечислите меры профилактики заболевания.

4. Какие дополнительные данные необходимы для постановки окончательного диагноза?


 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Учебно-методическое пособие разработано на основе

Учебно-методическое пособие разработано на основе

Пояснительная записка Учебно-методическое пособие предназначено для проведения лабораторно-практических занятий по междисциплинарному комплексу

Пояснительная записка Учебно-методическое пособие предназначено для проведения лабораторно-практических занятий по междисциплинарному комплексу

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1

ЗАДАНИЯ 1. Ответьте на вопросы: 1

Опишите бактериальные интоксикации, вызываемые: а

Опишите бактериальные интоксикации, вызываемые: а

Симптомы, напоминающие опьянение, сопровождающегося беспричинным смехом, пляской, пением, шаткой походкой, являются симптомами: 1

Симптомы, напоминающие опьянение, сопровождающегося беспричинным смехом, пляской, пением, шаткой походкой, являются симптомами: 1

Золотистый стафилококк характеризуется: 1

Золотистый стафилококк характеризуется: 1

Для еще 5 детей с аналогичными жалобами, появившимися через 12-48 ч, была организована врачебная комиссия, в состав которой входил врач-инфекционист, невропатолог и педиатр

Для еще 5 детей с аналогичными жалобами, появившимися через 12-48 ч, была организована врачебная комиссия, в состав которой входил врач-инфекционист, невропатолог и педиатр

Заболели 7 человек после ужина в городском кафе

Заболели 7 человек после ужина в городском кафе

Во время обеда воспитательница группы детского сада отметила, что часть детей отказывается от еды, ссылаясь на головную боль, боли в области живота, общее недомогание

Во время обеда воспитательница группы детского сада отметила, что часть детей отказывается от еды, ссылаясь на головную боль, боли в области живота, общее недомогание

Огурцы и помидоры были заготовлены хозяйкой дома, куплены в магазине, дома промыты, уложены в банки, залиты рассолом и законсервированы, стерилизации подвергнуты не были

Огурцы и помидоры были заготовлены хозяйкой дома, куплены в магазине, дома промыты, уложены в банки, залиты рассолом и законсервированы, стерилизации подвергнуты не были

Задача 8. В детском саду присутствовало 69 детей

Задача 8. В детском саду присутствовало 69 детей

Из всех проб простокваши была выделена кишечная палочка

Из всех проб простокваши была выделена кишечная палочка

Задача 11 Семья из 4 человек: отец, мать, бабушка и дочь вечером 21 августа использовали на ужин отварной картофель со сливочным маслом, рыбу вяленую домашнего…

Задача 11 Семья из 4 человек: отец, мать, бабушка и дочь вечером 21 августа использовали на ужин отварной картофель со сливочным маслом, рыбу вяленую домашнего…

Задача 12 В 11 часов утра к врачу детского сада, обратилась воспитательница с сообщением о массовом заболевании в группе

Задача 12 В 11 часов утра к врачу детского сада, обратилась воспитательница с сообщением о массовом заболевании в группе

Студень был приготовлен из субпродуктов в столовой, хранился до реализации в холодильной камере, где до этого лежали сырые субпродукты

Студень был приготовлен из субпродуктов в столовой, хранился до реализации в холодильной камере, где до этого лежали сырые субпродукты

При лабораторном исследовании варенья в нем обнаружены следы токсического вещества

При лабораторном исследовании варенья в нем обнаружены следы токсического вещества

В анамнезе употребление жареных грибов за 9 часов до начала заболевания

В анамнезе употребление жареных грибов за 9 часов до начала заболевания

Со слов мальчика, ягода была сладкая

Со слов мальчика, ягода была сладкая

Поставьте предположительный этиологический диагноз заболевания

Поставьте предположительный этиологический диагноз заболевания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020