ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для проведения вводного инструктажа учебной практики
по профессии машинист локомотива по теме:
«Воздухопровод и соединительные рукава»
ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)
РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО: цикловой комиссией общепрофессиональных и профессиональных дисциплин Протокол № 2 от 03.10.2023 г. Председатель ЦК_________ Фабрицкая Г.С. |
|
РАЗРАБОТАЛА: мастер производственного обучения Ермишина Ирина Петровна |
Алчевск
2023
Тема занятия: «Воздухопровод и его арматура»
Тормозная магистраль.
Передача сжатого воздуха от источника (компрессора) до потребителей (ЗР, ТЦ) производится по воздухопроводам.
По своему назначению воздухопроводы делятся на магистрали и отводы от них. Магистралями называются воздухопроводы, которые проходят вдоль локомотива или вагона и оканчиваются концевыми кранами с резиновыми соединительными рукавами.
ТМ, помимо снабжения сжатым воздухом ЗР поезда, служит для дистанционного управления тормозами. Дистанционное управление тормозами происходит за счет повышения давления в ТМ при зарядке и отпуске и понижения при торможении.
Воздухопроводы подвижного и его арматура должны обладать:
· минимальным сопротивлением для движения сжатого воздуха;
· максимальной плотностью в местах соединения труб и присоединения тормозных приборов;
· минимальным количеством резьбовых соединений.
Рисунок 1. – Воздухопроводная ТМ с арматурой:
1 – тройник; 2 – стоп-кран; 3 – пылеловка; 4 – магистральная труба; 5 – муфта; 6 – контргайка; 7 – концевой кран; 8 – соединительный рукав; 9 – головка рукава; 10 – подвеска; 11 – ВР; 12- разобщительный кран; 13 – отвод к ВР.
Для воздухопровода подвижного состава применяются трубы с резьбой трубной цилиндрической. Воздухопроводные магистрали не должны иметь резких переходов и провисания, в которых может скапливаться влага. Тряска труб вызывает нарушение герметичности в резьбовых соединениях. Внутренняя поверхность труб должна быть чистой, без окалины, песка и ржавчины. Во избежание коррозии трубы хорошо окрашивают. Большое значение имеет прочность крепления воздухопроводов и отводов к приборам.
Воздухопроводная ТМ состоит из магистральной трубы, концевых кранов клапанного типа, междувагонных соединительных рукавов с головками для гибкого соединения воздухопроводов, подвесок, разобщительных кранов для включения и выключения ВР, пылеловки или тройника для присоединения к магистрали отвода трубы, идущей к ВР, стоп-кранов и соединительных частей – муфт, контргаек, тройников.
Плотность ТМ поезда характеризуется снижением давления в единицу времени. Перепад давлений в магистрали между головным и хвостовым вагоном зависит от плотности магистрали, а также резервуаров и распределения утечек по длине поезда. Плотность ТМ проверяют согласно Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
Появление утечек воздуха в процессе эксплуатации объясняется двумя причинами: низким качеством монтажа воздухопроводов и слабым креплением воздухопроводов, арматуры и тормозных приборов, что приводит к расстройству соединении.
Утечки сжатого воздуха приводят не только к бесполезному расходу воздуха, но, самое главное, к усиленной работе компрессоров, к поступлению теплого воздуха в ТМ и выделению влаги, что в зимних условиях может привести к замораживанию магистрали и тормозных приборов.
Правилами техники безопасности запрещается устранять утечки в резьбовых соединениях и вывертывать краны, клапаны и соединительные рукава при наличии давления в воздухопроводе. Ремонтные работы разрешается производить только после выпуска воздуха из воздухопровода, камер и резервуаров. При этом ВР должен быть выключен.
Тема занятия: «Соединительные рукава»
Резиновые соединительные рукава предназначены для гибкого соединения воздухопроводов вагонов и локомотива в одну общую магистраль. Также рукава применяются для соединения тормозных приборов между собой.
Типы рукавов:
Р-1 – с одной головкой и одним резьбовым наконечником или с двумя головками.
Рисунок 1. – Соединительный рукав усл. № Р17:
1 – наконечник; 2 – хомут; 3 – болт хомута; 4 – резинотканевая трубка;
5 - уплотнительное кольцо; 6 – головка.
Р-2 – с двумя резьбовыми наконечниками, один из которых изогнут под углом 45˚ к продольной оси.
Р-3 – с двумя прямыми резьбовыми наконечниками.
1 – наконечник; 2 – хомут; 3 – болт хомута; 4 – резинотканевая трубка;
5 – гайка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – штуцер
Рисунок 7.14 – Соединительные рукава Р2 и Р3
Каждый тип рукавов делится на типоразмеры.
Р-11, Р-12, Р-13, Р-14 – для соединения тормозных и других воздушных магистралей вагонов и локомотивов между собой. Р-16 – с двумя головками – для соединения питательных магистралей локомотивов при работе по системе многих единиц.
Р-15 – для гибкого неразъемного соединения воздухопровода к ТЦ на электровозах. Р-17, Р-17Б – для разъемного соединения ТМ локомотивов и вагонов между собой, а также ПМ на тяговом подвижном составе. Р-21, Р-23, Р-31, Р-32, Р-34 – для неразъемного соединения воздушных магистралей.
Устройство рукавов. Рукав состоит из:
· Резинотканевая трубка (из 3-х слоев резины каждый толщиной от 1,5 до 3 мм и двух слоев ХБ ткани).
· Саморасцепляющаяся головка (в канавке головки вставлено резиновое уплотнительное кольцо клапанного типа).
· Резьбовой наконечник.
· Хомутики (ставят на расстоянии 8 – 12 мм от торцов трубки).
Срок службы рукава 6 лет.
На рукаве должно быть три контрольных обозначения:
· Резиновая наклейка с указанием завода изготовителя и даты изготовления;
· Металлическая пластинка под хомутом верхнего наконечника с указанием даты и пункта формирования рукава;
· Жестяная бирка с указанием места и даты последнего испытания рукава.
Проверка на прочность.
В заглушенный рукав подается вода под давлением 1,3 МПа для ПМ или 1 МПа для других магистралей. Время выдержки 1,5 – 2 мин.
Проверка на плотность.
Заглушенный рукав опускают под воду на 5 – 10 мин. Давление воздуха внутри рукава 0,7 МПа. По истечении этого времени на поверхности рукава не должно быть пузырей.
Рукава с протертыми местами или трещинами и надрывами до оголения текстильного слоя, имеющие внутренние отслоения, а также со сроком службы более 6 лет и не имеющие клейма даты изготовления заменяются новыми. Протертость и образование сетки мелких трещин на верхнем слое резины не являются браковочными признаками.
Головки соединительных рукавов осматриваются и проверяются шаблоном. Неисправная головка заменяется. Зазор между ушками хомута должен быть в пределах 7 - 16 мм при крепко затянутых болтах.
При приемке электропоезда проверяют чтобы:
· на резиновой трубке не было порезов, трещин, отслоений, вздутий;
· в соединительной головке были исправные уплотнительные резиновые кольца (в запасе на поезде должно быть не менее 4 штук);
· хомуты были хорошо уплотнены и имели натяг;
· шпильки в головке были хорошо укреплены и не были погнутыми (шпилька фиксирует сцепленное состояние рукавов).
Вопросы для самоконтроля:
Что такое воздухопроводы? Как они
подразделяются? Для чего служит тормозная магистраль? Какие требования
предъявляют к воздухопроводам?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.