УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для проведения вводного инструктажа учебной практики по профессии машинист локомотива по теме: «Воздухопровод и соединительные рукава»
Оценка 4.6

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для проведения вводного инструктажа учебной практики по профессии машинист локомотива по теме: «Воздухопровод и соединительные рукава»

Оценка 4.6
docx
17.03.2024
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ для проведения вводного инструктажа учебной практики по профессии машинист локомотива по теме: «Воздухопровод и соединительные рукава»
Учебное пособие Воздухопровод и соединительные рукава.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АЛЧЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

для проведения вводного инструктажа учебной практики

по профессии машинист локомотива по теме:

«Воздухопровод и соединительные рукава»

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/15270/pub_5c51db33c9fd5600ae461f43_5c5290bfee8f3100ade484f7/scale_1200

ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт локомотива (по видам)

 





РАССМОТРЕНО И УТВЕРЖДЕНО:

цикловой комиссией общепрофессиональных и профессиональных дисциплин

Протокол № 2 от 03.10.2023  г.

Председатель ЦК_________ Фабрицкая Г.С.

 

РАЗРАБОТАЛА:

мастер производственного

обучения

Ермишина Ирина Петровна

 

 

Алчевск

2023

Тема занятия: «Воздухопровод и его арматура»

 

Тормозная магистраль.

Передача сжатого воздуха от источника (компрессора) до потребителей (ЗР, ТЦ) производится по воздухопроводам.

По своему назначению воздухопроводы делятся на магистрали и отводы от них. Магистралями называются воздухопроводы, которые проходят вдоль локомотива или вагона и оканчиваются концевыми кранами с резиновыми соединительными рукавами.

ТМ, помимо снабжения сжатым воздухом ЗР поезда, служит для дистанционного управления тормозами. Дистанционное управление тормозами происходит за счет повышения давления в ТМ при зарядке и отпуске и понижения при торможении.

Воздухопроводы подвижного и его арматура должны обладать:

· минимальным сопротивлением для движения сжатого воздуха;

· максимальной плотностью в местах соединения труб и присоединения тормозных приборов;

· минимальным количеством резьбовых соединений.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza3/1413865031574.files/image091.jpg

 

 

 

 

Рисунок 1. – Воздухопроводная ТМ с арматурой:

1 – тройник; 2 – стоп-кран; 3 – пылеловка; 4 – магистральная труба; 5 – муфта; 6 – контргайка; 7 – концевой кран; 8 – соединительный рукав; 9 – головка рукава; 10 – подвеска; 11 – ВР; 12- разобщительный кран; 13 – отвод к ВР.

 

Для воздухопровода подвижного состава применяются трубы с резьбой трубной цилиндрической. Воздухопроводные магистрали не должны иметь резких переходов и провисания, в которых может скапливаться влага. Тряска труб вызывает нарушение герметичности в резьбовых соединениях. Внутренняя поверхность труб должна быть чистой, без окалины, песка и ржавчины. Во избежание коррозии трубы хорошо окрашивают. Большое значение имеет прочность крепления воздухопроводов и отводов к приборам. 

Воздухопроводная ТМ состоит из магистральной трубы, концевых кранов клапанного типа, междувагонных соединительных рукавов с головками для гибкого соединения воздухопроводов, подвесок, разобщительных кранов для включения и выключения ВР, пылеловки или тройника для присоединения к магистрали отвода трубы, идущей к ВР, стоп-кранов и соединительных частей – муфт, контргаек, тройников.

Плотность ТМ поезда характеризуется снижением давления в единицу времени. Перепад давлений в магистрали между головным и хвостовым вагоном зависит от плотности магистрали, а также резервуаров и распределения утечек по длине поезда. Плотность ТМ проверяют согласно Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.

Появление утечек воздуха в процессе эксплуатации объясняется двумя причинами: низким качеством монтажа воздухопроводов и слабым креплением воздухопроводов, арматуры и тормозных приборов, что приводит к расстройству соединении.

Утечки сжатого воздуха приводят не только к бесполезному расходу воздуха, но, самое главное, к усиленной работе компрессоров, к поступлению теплого воздуха в ТМ и выделению влаги, что в зимних условиях может привести к замораживанию магистрали и тормозных приборов.

Правилами техники безопасности запрещается устранять утечки в резьбовых соединениях и вывертывать краны, клапаны и соединительные рукава при наличии давления в воздухопроводе. Ремонтные работы разрешается производить только после выпуска воздуха из воздухопровода, камер и резервуаров. При этом ВР должен быть выключен.

 

Тема занятия: «Соединительные рукава»

 

Резиновые соединительные рукава предназначены для гибкого соединения воздухопроводов вагонов и локомотива в одну общую магистраль. Также рукава применяются для соединения тормозных приборов между собой.

Типы рукавов:

Р-1 – с одной головкой и одним резьбовым наконечником или с двумя головками.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza3/1413865031574.files/image103.jpg

Рисунок 1. – Соединительный рукав усл. № Р17:

1 – наконечник; 2 – хомут; 3 – болт хомута; 4 – резинотканевая трубка;

5 - уплотнительное кольцо; 6 – головка.

 

Р-2 – с двумя резьбовыми наконечниками, один из которых изогнут под углом 45˚ к продольной оси.

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza3/1413865031574.files/image104.jpgР-3 – с двумя прямыми резьбовыми наконечниками.

 

1 – наконечник; 2 – хомут; 3 – болт хомута; 4 – резинотканевая трубка;

5 – гайка; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – штуцер

Рисунок 7.14 – Соединительные рукава Р2 и Р3

 

 

Каждый тип рукавов делится на типоразмеры.

Р-11, Р-12, Р-13, Р-14 – для соединения тормозных и других воздушных магистралей вагонов и локомотивов между собой. Р-16 – с двумя головками – для соединения питательных магистралей локомотивов при работе по системе многих единиц.

Р-15 – для гибкого неразъемного соединения воздухопровода к ТЦ на электровозах. Р-17, Р-17Б – для разъемного соединения ТМ локомотивов и вагонов между собой, а также ПМ на тяговом подвижном составе.  Р-21, Р-23, Р-31, Р-32, Р-34 – для неразъемного соединения воздушных магистралей.

Устройство рукавов. Рукав состоит из:

· Резинотканевая трубка (из 3-х слоев резины каждый толщиной от 1,5 до 3 мм и двух слоев ХБ ткани).

· Саморасцепляющаяся головка (в канавке головки вставлено резиновое уплотнительное кольцо клапанного типа).

· Резьбовой наконечник.

· Хомутики (ставят на расстоянии 8 – 12 мм от торцов трубки).

Срок службы рукава 6 лет.

На рукаве должно быть три контрольных обозначения:

· Резиновая наклейка с указанием завода изготовителя и даты изготовления;

· Металлическая пластинка под хомутом верхнего наконечника с указанием даты и пункта формирования рукава;

· Жестяная бирка с указанием места и даты последнего испытания рукава.

Проверка на прочность.

В заглушенный рукав подается вода под давлением 1,3 МПа для ПМ или 1 МПа для других магистралей. Время выдержки 1,5 – 2 мин.

Проверка на плотность.

Заглушенный рукав опускают под воду на 5 – 10 мин. Давление воздуха внутри рукава 0,7 МПа. По истечении этого времени на поверхности рукава не должно быть пузырей.

Рукава с протертыми местами или трещинами и надрывами до оголения текстильного слоя, имеющие внутренние отслоения, а также со сроком службы более 6 лет и не имеющие клейма даты изготовления заменяются новыми. Протертость и образование сетки мелких трещин на верхнем слое резины не являются браковочными признаками.

Головки соединительных рукавов осматриваются и проверяются шаблоном. Неисправная головка заменяется. Зазор между ушками хомута должен быть в пределах 7 - 16 мм при крепко затянутых болтах.

При приемке электропоезда проверяют чтобы:

· на резиновой трубке не было порезов, трещин, отслоений, вздутий;

· в соединительной головке были исправные уплотнительные резиновые кольца (в запасе на поезде должно быть не менее 4 штук);

· хомуты были хорошо уплотнены и имели натяг;

· шпильки в головке были хорошо укреплены и не были погнутыми (шпилька фиксирует сцепленное состояние рукавов).

 

Вопросы для самоконтроля:

Что такое воздухопроводы? Как они подразделяются? Для чего служит тормозная магистраль? Какие требования предъявляют к воздухопроводам?


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема занятия: «Воздухопровод и его арматура»

Тема занятия: «Воздухопровод и его арматура»

ВР; 12- разобщительный кран; 13 – отвод к

ВР; 12- разобщительный кран; 13 – отвод к

Правилами техники безопасности запрещается устранять утечки в резьбовых соединениях и вывертывать краны, клапаны и соединительные рукава при наличии давления в воздухопроводе

Правилами техники безопасности запрещается устранять утечки в резьбовых соединениях и вывертывать краны, клапаны и соединительные рукава при наличии давления в воздухопроводе

Р-3 – с двумя прямыми резьбовыми наконечниками

Р-3 – с двумя прямыми резьбовыми наконечниками

Металлическая пластинка под хомутом верхнего наконечника с указанием даты и пункта формирования рукава; ·

Металлическая пластинка под хомутом верхнего наконечника с указанием даты и пункта формирования рукава; ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2024