Учебное занятие 4 классе
Тема: Необычные свойства воды.
Цель: 1.Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
2.Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
3.Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
4.Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Оборудование: Конспект, бейджики для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, наборы для проведения опытов (3 литровые банки, 3 носовых платка, 3 картинки (маленьких), лёд, алюминиевую кружку, горячая вода), энциклопедию.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
•Задают вопросы
•Ищут ответы на эти вопросы
•Наблюдают, проводят опыты
•Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
• Старший научный сотрудник
• Помощник
• Эксперты
II Сообщение темы и целей.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
Верно. Это вода.
Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
Какие свойства воды указаны в отрывке? Без вкуса, без цвета, без запаха.
Воду можно изучать бесконечно, ведь у неё столько необычных свойств. Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: необычные свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.
Определим правила, по которым работают учёные в группах.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
· Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
· С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
· Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
-Давайте повторим и заполним таблицу, о каких свойствах воды мы еже знаем.
Свойства воды. |
Есть (да) |
Нет
|
вкус |
|
|
запах |
|
|
цвет |
|
|
прозрачность |
|
|
текучесть |
|
|
имеет ли форму |
|
|
является ли растворителем |
|
|
-А теперь продолжим изучать свойства воды.
Опыт №1.
Вопрос: Предположите, что произойдёт с банкой, если в неё налить горячей воды?
Варианты ответов: расколется, внутри образуется облако, ничего.
Зачитаем план опыта:
· возьмём литровую банку и нальём в неё горячую воду.
· поставим на горлышко банки алюминиевую кружку со льдом
· Расскажем о результатах наблюдений.
· Сделаем вывод.
- Что образовалось внутри? (пар)
-Почему так случилось?
-Что произошло с банкой?
Вывод: Всё очень просто у воды есть три состояния. В обычной жизни мы называем водой одно из её состояния «жидкое». При 0 градусах вода превращается в лёд, а ещё вода испаряется, точно мокрое бельё, через несколько часов становится сухим. Это происходит потому, что через несколько часов вода из жидкого состояния переходит в газообразное. Между молекулами воды есть притяжение. Они всегда находятся в движении. А на поверхности воды молекулы движутся ещё быстрее, и они могут порвать притяжение. Вот так испаряется вода. Чем горячее вода, тем она быстрее испаряется. Поэтому, когда мы налили кипяток в банку, пар стал отрываться и подниматься наверх. Там он натолкнулся на ледяную стену. Ведь лёд сильно охладил дно кружки и задержал пар в банке. А немного пара от холода превратилось в капли воды. Это явление называется «конденсация».
- Где в жизни можно увидеть это явление? (ответы детей)
-Мы только что создали модель «Круговорота воды в природе».
Опыт №2.
Зачитаем план опыта:
· возьмём литровую банку и на дно опустим картинку .
· замотаем горлышко банки пищевой плёнкой и сделаем углубление.
· в углубление нальём воды.
· Расскажем о результатах наблюдений.
· Сделаем вывод.
- Что вы видите?
- Что получилось?
Вывод: у нас получилась линза, через которую можно рассмотреть все детали.
-А почему?
Вода прозрачная, как стекло. Линзы обычно делают из стекла, и они выпуклой формы. Мы налили воду в углубление, и она приняла форму такую же, как и линза.
Вот у нас и получилась линза.
Опыт №3. Узнаем, какое влияние оказывает вода на различные материалы.
-Как заставить бумажные цветы распуститься? (ответы детей)
-Что происходит с бумагой, когда она попадает в воду? (намокает)
-Обладая этими знаниями, мы можем творить настоящие чудеса.
- Хотите попробовать?
Зачитаем план опыта:
· Вырежем цветок по контуру .
· Сложить лепестки, чтобы получился бутон.
· Аккуратно опустим цветы в воду, лепестками вверх.
· Расскажем о результатах наблюдений.
· Сделаем вывод.
-Что произошло?
-А как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)
-Сделайте вывод.
Вывод: Бумага состоит из волокон древесины. Они напоминают очень тонкие трубочки. А когда бумага намокает трубочки наполняются водой и лепестки распрямляются. Такие цветы распустятся даже зимой.
III Устный журнал. (Резерв).
А сейчас мы послушаем подготовленные ребятами интересные факты о свойствах воды и о её состояниях.(работа с энциклопедиями)
IV Закрепление.
-Сделаем вывод по проведенной нам работе.
-Какие свойства имеет вода?
-О каких свойствах воды, мы узнали?
Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?
VИтог урока.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории.
Что нового вы узнали о воде?
Все ребята сегодня хорошо работали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.