Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Буденновска Буденовского района»
Конкурс
«Лучшая модель учебного занятия»
Учебное занятие
«Занимательная грамматика»
(Богатство русского языка. Мягкие согласные звуки и мягкий знак.)
в форме игры «Счастливый случай»
Пустовая Галина Алексеевна,
педагог дополнительного образования
2024г.
«Занимательная грамматика»
в форме игры «Счастливый случай» слайд № 1
Цель: - прививать любовь к родному языку через игру,
- развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку,
- воспитывать любознательность, чувство товарищества, вежливости;
- способствовать дружбе и сплоченности коллектива.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями для команд, ручки, маркеры.
В игре участвуют 2 команды. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков. Задания командам написаны на карточках. На игровых столах - листочки бумаги, ручки. Представление жюри.
Ход игры
1. Вступление.
- Ребята, я рада приветствовать Вас и наших гостей на игре «Счастливый случай». Во время игры мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, вспомним некоторые правила русского языка, а также найдем среди вас лучших знатоков русского языка.
А главный гость у нас сегодня – его величество русский язык.
Вот послушайте, что говорил о русском языке писатель А.Н. Толстой: слайд № 2
«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Итак, в сегодняшней игре, посвящённой русскому языку, участвуют 2 команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)
Предлагаю командам вскрыть конверты и составить из слогов название своей команды:
слайд № 3 «Зна - то - ки», «Гра - мо - те - и»
слайд № 4 «Разминка»
Ребусы (словарные слова) - слайды № 5-11
(грипп, огород, актриса, лимон, вдруг, дорога, Москва)
Отгаданное слово пишется на листочках.
ГЕЙМ 1: «Без языка – мы никуда» - слайд № 12
Ведущий. Ребята: «Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?»
(1.
Подвижный
мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека,
способствующий захватыванию, пережевыванию и т.п. пищи.
2. Такой орган, участвующий в образовании звуков речи (у человека).
3. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.
4. Способность говорить, выражая словесно свои мысли..)
Это многозначное слово.
А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.
Язык
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
- Какой вывод можно сделать? Вспомните соответствующую пословицу («Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»).
Послушайте стихотворение О.Дриза «Кто я?»
Мать говорит: «На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а еж!»
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»”
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
«Да замолчишь ты, горластый петух!»
Спать я сегодня не сразу пошел,
Дед рассердился: «Упрямый козел!»
К стене отвернулся и дуюсь молчком -
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!
Задание первого гейма «Фразеологический зверинец» - слайд № 13
– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
трещит как... нем как…. труслив как… хитрый как… голоден как… |
|
упрямый как… здоров как… писать как… надутый как… грязный как… |
|
Проверка
ГЕЙМ 2. «Заморочки из бочки» - слайд № 14
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была…
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Кто догадался, о чем будет следующее задание? (о пословицах)
- В пословицах допущены ошибки. Исправьте их. Объясните смысл пословиц.
Задание для разминки: слайд № 15
А)
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Первый блин ломом.
Сашу маслом не испортишь.
Трус своей лени боится.
Б)
В мешочке – деревянные бочонки с числами. 1 игрок от команды. Правильный ответ-2 балла, помощь команды 1 балл
Каждой команде предназначено по 2 пословицы. Достают «заморочки» по очереди.
Закончите пословицу.
1.Сделал дело … 6.Слово – серебро, молчанье – …
2. Век живи, … 7. За двумя зайцами погонишься – …
3. Ученье – свет, … 8. Поспешишь-…
4. Ум – хорошо, … 9. Что посеешь, …
5. Один в поле … 10. Слово не воробей, …
ГЕЙМ 3. «Ах, этот ь знак!» - слайд № 16
Исправь все ошибки. Каждая команда получает листок с заданием. Жюри проверяет.
На польке стоят книги.
Дети танцевали полку.
На столе лежит булька.
Под ногами скрипит галка.
Собаку зовут булка.
ГЕЙМ 4. «Темная лошадка». слайд № 17
Игра «Из двух слов - третье». слайд № 18
Соедините линиями таблички со словами так, чтобы получилось третье слово.
ЧЕЛО ОСА
ВЕРХ ВЕК
БАЛ РАК
ПОЛ УШКИ
ВОЛ ОКНО
МАК УШКИ
ПРИЗ КОН
«ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» (1 минута)- слайд № 19
Конкурс «Путаница».
Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского.
Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки: (от команды 1 чел. отвечает)
слайд № 20
В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержаться в порядке.
Как только одна команда выполнит задание, другая команда прекращает работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.
ГЕЙМ 6. «Где спрятался Ь знак» - слайд № 21
Дети должны записать в две колонки с названиями:
1. «Ь» - в конце слова, 2. «Ь» - в середине слова» номера вопросов, ответы на которые будут соответствовать названию колонки.
Читаю загадку, называя её порядковый номер. Дети про себя на неё отвечают, получая слово с «Ь» и, в соответствии с условием, записывают лишь номер ответа в нужную графу:
слайд № 22
1. Муж лошади. (конь)
2. Кто была мама Пятачка? (свинья)
3. День недели между воскресеньем и вторником. (понедельник)
4. Время года перед зимой. (осень)
5. Второй летний месяц. (июль)
6. Самая юркая любительница сыра. (мышь)
7. Время суток между утром и вечером. (день)
8. Папа, мама, я – дружная … (семья)
9. На этом дереве растут финики. (пальма)
10. Рыба – чешуя, птица - … (перья)
11. Женский день – март. Новый год - … (декабрь, январь)
12. Время года – три месяца, полугодие - … (шесть)
Слайд 23 ОТВЕТЫ:
«Ь» в конце слова «Ь» в середине слова
1,4, 5, 6, 7, 11, 12 2, 3, 8, 9, 10
Подведение итогов - слайд № 24 «Кто больше?»
Молодцы, вы все хорошо сегодня поработали, но я предлагаю Вам найти среди Вас лучшего знатока русского языка. Для этого Вам надо за три минуты составить как можно больше слов, используя слово «ЖИВОТНЫЕ»
(живот, ноты, жетон, тон, нет, вот).
- Лучшим знатоком русского языка стал - …..
Жюри подводит итоги.
Список литературы:
1. Морук, Л.А. Внеурочная деятельность как условие воспитания читательской культуры школьников [Текст] / Л. А. Морук // Методист. - 2015. - №1. - С.41-44.
2. Москаленко, Т.Н. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку [Текст] / Т. Н. Москаленко // Практические советы учителю. - 2013. - №6. - С.30-33.
3. Подгорная, Л.Г. Организация занятий по русскому языку во внеурочной деятельности [Текст] / Л. Г. Подгорная // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.35-38.
4. Снеткова, И.А. Лингвистическая игра по русскому языку [Текст] : 5-6-е кл. / И. А. Снеткова // Все для учителя. Русский язык и литература. - 2014. - №7. - С.43-45.
5. Чугунова, Н.П. В мире фразеологизмов: (значение, происхождение, употребление в речи): [сценарий в помощь школьной программы - русский язык] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. - 2007. - № 9. - С. 12-15.
6. Яковлева, Т.В. Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по русскому языку в начальной школе [Текст] / Т. В. Яковлева // Начальная школа. - 2015. - №9. - С.69-73.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.