Учебное занятие «Занимательная грамматика» (Богатство русского языка. Мягкие согласные звуки и мягкий знак.) в форме игры «Счастливый случай»

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебное занятие «Занимательная грамматика» (Богатство русского языка. Мягкие согласные звуки и мягкий знак.) в форме игры «Счастливый случай»
Иконка файла материала Счастливый случай.docx

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества города Буденновска Буденовского района»

 

 

 

 

 

Конкурс

 «Лучшая модель учебного занятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебное занятие

«Занимательная грамматика»

(Богатство русского языка. Мягкие согласные звуки и мягкий знак.)

в форме игры «Счастливый случай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пустовая Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

2024г.

«Занимательная грамматика»

в форме игры «Счастливый случай» слайд № 1

 

Цель: - прививать любовь к родному языку через игру,

- развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку,

- воспитывать любознательность, чувство товарищества, вежливости;

- способствовать дружбе и сплоченности коллектива.

 

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки с заданиями для команд, ручки, маркеры.

 

В игре участвуют 2 команды. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся и для болельщиков. Задания командам написаны на карточках. На игровых столах - листочки бумаги, ручки. Представление жюри.

 

Ход игры

 

1.     Вступление.

- Ребята, я рада приветствовать Вас и наших гостей на игре «Счастливый случай». Во время игры мы будем отгадывать загадки, решать ребусы, вспомним некоторые правила русского языка, а также найдем среди вас лучших знатоков русского языка.

А главный гость у нас сегодня – его величество русский язык.

 

Вот послушайте, что говорил о русском языке писатель А.Н. Толстой: слайд № 2

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

 

Итак, в сегодняшней игре, посвящённой русскому языку, участвуют 2 команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)

Предлагаю командам вскрыть конверты и составить из слогов название своей команды:

 

слайд № 3  «Зна - то - ки», «Гра - мо - те - и»  

 

слайд № 4  «Разминка» 

Ребусы (словарные слова)слайды № 5-11

 (грипп, огород, актриса, лимон, вдруг, дорога, Москва)

Picture background Picture background Picture background Picture background  Picture background Picture background

Отгаданное слово пишется на листочках.

 

ГЕЙМ 1: «Без языка – мы никуда» - слайд № 12

Ведущий. Ребята: «Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?»

 

(1.    Picture backgroundПодвижный мышечный орган в ротовой полости позвоночных животных и человека, способствующий захватыванию, пережевыванию и т.п. пищи.

2.       Такой орган, участвующий в образовании звуков речи (у человека).

3.       Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.

4.       Способность говорить, выражая словесно свои мысли..)

Это многозначное слово.

 

А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.

Язык

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

 

- Какой вывод можно сделать? Вспомните соответствующую пословицу («Слово не воробей, вылетит - не поймаешь»).

 

Послушайте стихотворение О.Дриза «Кто я?»

 

Мать говорит: «На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а еж!»
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: «Неуклюжий медведь!»”
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
«Да замолчишь ты, горластый петух!»
Спать я сегодня не сразу пошел,
Дед рассердился: «Упрямый козел!»
К стене отвернулся и дуюсь молчком -
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

 

Задание первого гейма «Фразеологический зверинец» - слайд № 13

– Многих людей сравнивают с животными. Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:


трещит как...

нем как….

труслив как…

хитрый как…

голоден как…

https://urok.1sept.ru/articles/610301/3.JPG

упрямый как…

здоров как…

писать как…

надутый как…

грязный как…

https://urok.1sept.ru/articles/610301/4.JPG


Проверка

 

ГЕЙМ 2. «Заморочки из бочки» - слайд № 14

 

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была…
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

 

Кто догадался, о чем будет следующее задание? (о пословицах)

- В пословицах допущены ошибки. Исправьте их. Объясните смысл пословиц.

 

Задание для разминки: слайд № 15

А)

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два лучше.

Первый блин ломом.

Сашу маслом не испортишь.

Трус своей лени боится.

 Б)

В мешочке – деревянные бочонки с числами. 1 игрок от команды. Правильный ответ-2 балла, помощь команды 1 балл

Каждой команде предназначено по 2 пословицы. Достают «заморочки» по очереди.

 

Закончите пословицу.

1.Сделал дело … 6.Слово – серебро, молчанье – …

2. Век живи, … 7. За двумя зайцами погонишься – …

3. Ученье – свет, … 8. Поспешишь-…

4. Ум – хорошо, … 9. Что посеешь, …

5. Один в поле … 10. Слово не воробей, …

 

ГЕЙМ 3. «Ах, этот ь знак!» - слайд № 16

  Исправь все ошибки. Каждая команда получает листок с заданием. Жюри проверяет.

 

На польке стоят книги.

Дети танцевали полку.

На столе лежит булька.

Под ногами скрипит галка.

Собаку зовут булка.

 

ГЕЙМ 4. «Темная лошадка». слайд № 17

 

Игра «Из двух слов - третье». слайд № 18

Соедините линиями таблички со словами так, чтобы получилось третье слово.

 

ЧЕЛО    ОСА                 

ВЕРХ    ВЕК

БАЛ      РАК

ПОЛ     УШКИ

ВОЛ     ОКНО

МАК    УШКИ

ПРИЗ   КОН

 

 

«ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» (1 минута)- слайд № 19

Конкурс «Путаница».

Каждая команда получает листок со стихотворением К. Чуковского.

Задание: разделить его на предложения, поставить, где надо точки: (от команды 1 чел. отвечает)

слайд № 20

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержаться в порядке.

 

Как только одна команда выполнит задание, другая команда прекращает работать, сдают листики. За каждую ошибку снимается по одному очку.

 

 ГЕЙМ 6. «Где спрятался Ь знак» - слайд № 21

 Дети должны записать в две колонки с названиями:

1.     «Ь» - в конце слова, 2. «Ь» - в середине слова» номера вопросов, ответы на которые будут соответствовать названию колонки.

Читаю загадку, называя её порядковый номер. Дети про себя на неё отвечают, получая слово с «Ь» и, в соответствии с условием, записывают лишь номер ответа в нужную графу:

слайд № 22

 

1.     Муж лошади. (конь)

2.     Кто была мама Пятачка? (свинья)

3.     День недели между воскресеньем и вторником. (понедельник)

4.     Время года перед зимой. (осень)

5.     Второй летний месяц. (июль)

6.     Самая юркая любительница сыра. (мышь)

7.     Время суток между утром и вечером. (день)

8.     Папа, мама, я – дружная … (семья)

9.     На этом дереве растут финики. (пальма)

10.  Рыба – чешуя, птица - … (перья)

11.  Женский день – март. Новый год - … (декабрь, январь)

12.  Время года – три месяца, полугодие - … (шесть)

 

Слайд 23 ОТВЕТЫ:

«Ь» в конце слова        «Ь» в середине слова

1,4, 5, 6, 7, 11, 12             2, 3, 8, 9, 10

 

Подведение итогов - слайд № 24 «Кто больше?»

Молодцы, вы все хорошо сегодня поработали, но я предлагаю Вам найти среди Вас лучшего знатока русского языка. Для этого Вам надо за три минуты составить как можно больше слов, используя слово «ЖИВОТНЫЕ» 

 (живот, ноты, жетон, тон, нет, вот).

- Лучшим знатоком русского языка стал - …..

 

Жюри подводит итоги.

 

 

Список литературы:

 

1.   Морук, Л.А. Внеурочная деятельность как условие воспитания читательской культуры школьников [Текст] / Л. А. Морук // Методист. - 2015. - №1. - С.41-44.

2.   Москаленко, Т.Н. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку [Текст] / Т. Н. Москаленко // Практические советы учителю. - 2013. - №6. - С.30-33.

3.   Подгорная, Л.Г. Организация занятий по русскому языку во внеурочной деятельности [Текст] / Л. Г. Подгорная // Начальная школа. - 2014. - №3. - С.35-38.

4.   Снеткова, И.А. Лингвистическая игра по русскому языку [Текст] : 5-6-е кл. / И. А. Снеткова // Все для учителя. Русский язык и литература. - 2014. - №7. - С.43-45.

5.   Чугунова, Н.П. В мире фразеологизмов: (значение, происхождение, употребление в речи): [сценарий в помощь школьной программы - русский язык] / Н.П. Чугунова // Досуг в школе. - 2007. - № 9. - С. 12-15.

6.   Яковлева, Т.В. Проектная деятельность в процессе внеурочной работы по русскому языку в начальной школе [Текст] / Т. В. Яковлева  // Начальная школа. - 2015. - №9. - С.69-73.


 

7.