Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Оценка 4.7

Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
классное руководство
3 кл
27.03.2017
Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.
Сегодня перед нами, педагогами, один путь – уметь вовлечь учеников в общий труд учения, вызывая радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. И этот путь – педагогика сотрудничества, которая делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей.«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» - В.А. Сухомлинский.
Учебное сотрудничество.docx
Учебное  сотрудничество – путь к  учебной самостоятельности. Сегодня     перед     нами,   педагогами,       один     путь   –   уметь   вовлечь учеников     в     общий     труд     учения,   вызывая     радостное     чувство успеха,   движения   вперёд,   развития.   И     этот     путь   –   педагогика сотрудничества,   которая    делает    упор     на    вовлечение     детей     в учение, на  совместный  труд  учителя  и детей. В   школе   всегда   были и есть учителя­предметники   и учителя – воспитатели: одни   идут   с   предметом   к   детям, другие   вместе   с детьми  идут  к  предмету­ вот  это  и есть сотрудничество  с  детьми. Именно   отношения   с   учениками   выходят   сегодня   на   одно   из первых   мест. Центральная   точка   такой   педагогики – исключение методов  принуждения  к  учению. «Интерес     к     учению     есть   только     там,   где     есть   вдохновение, рождающееся  от  успеха» ­ В.А. Сухомлинский. Педагогика  сотрудничества  вся  направлена  на  одно – дать ребёнку уверенность  в  том, что  он добьётся  успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы  он  отстал  и  заметил  своё  отставание. *** Вот   некоторые   идеи, позволяющие   развивать даже   самые   малые способности детей: 1) Идея  опоры. Поскольку   в   классе   занимаются   дети с   разными способностями, кто­то   усваивает     учебный     материал   быстро,   кто­то   с     трудом   – возникает     необходимость   использовать   опорные     схемы   по     мере изучения учебного материала  на  уроке  ( с  правой  стороны  доски). Это   не готовая   таблица, а     родившаяся   на   уроке   схема   или формула, которой   дети пользуются   на   уроке ( слабые   ученики пользуются дольше). Эту сему  можно  затем  набрать на  компьютере и  использовать дальше. На  уроках  чтения, окружающего  мира – это ключевые  слова – очень облегчают     понимание     и   запоминание   материала.   Любой     ученик может  рассказать по  опорным  словам  весь  изученный  материал. 2) Идея  свободного  выбора. Чтобы  дети  чувствовали  себя  сотрудниками учителя, я  стараюсь предоставлять им свободный   выбор: какую   задачу   решить, какое стихотворение  выучить, какие  трудные  слова  написать на  доске для работы  над  изложением; на  уроках  труда и  ИЗО – просто  может объявляться  тема – делаем  дом, а  кто и как будет  это делать – это выбор   ребёнка. Свобода  выбора – самый простой  шаг  к  развитию творческой  мысли.  3) Идея  опережения. Уже     несколько     лет     использую     опережающее   обучение   –   и   это необходимо,   т.к.   многим   детям     не   хватает   предусмотренных программой уроков, чтобы усвоить учебный  материал ( кому­то надо 5     уроков,   кому­то   50).Для     «сильных»   детей   это   возможность отвечать   на     вопросы,   которые     ещё     не   изучались,   пользоваться догадкой, отчего они   развиваются   и не скучают   на   уроке среди более слабых  детей. 4) Идея  самоанализа.   и   приучен     учитель   Трудность  школьного  учения  состоит в  том, что это единственный вид   работы, который нуждается   в   оценке   учителя. Между   тем лишь     того   можно     назвать     самостоятельным   и   независимым,   кто может  сам вынести  точную  оценку  своей  работы, не завышенную  и не   заниженную,   кто   научен     анализировать   свою деятельность.   Поэтому       с    первого   класса     учу     детей    приёмам самооценки, взаимооценки. *** Используя  приёмы  педагогики сотрудничества, учителю  необходимо выстраивать   с     учениками     «учебное     сотрудничество».     Учебное сотрудничество     предлагает ученикам     решить     практическую     задачу,   но     не   даёт     готового образца  её  решения. Сюда  относится   и технология  проблемного диалога, где  дети  выдвигают  гипотезы для решения той или  иной учебной задачи. Учебное     сотрудничество     может     использоваться     как   способ организации  учителем  взаимодействия  детей  и в  группах. *** Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Основные принципы обучения в сотрудничестве:   возникает   тогда,   когда   1) Взаимозависимость  членов  группы, которую  можно создать на основе:  единой цели, которую можно достичь только сообща; распределенных внутригрупповых ролей, функций; 2)   Личная   ответственность   каждого.   Каждый   участник   группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей. 3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно­ познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо   выделением   внутригрупповых   ролей,   либо   делением   общего задания на фрагменты. 4) Рефлексия ­ обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования. *** Таким   образом,   при   обучении   в   сотрудничестве   особое   внимание уделяется   групповым   целям   и   успеху   всего   коллектива,   который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого   члена   группы   в   постоянном   взаимодействии   с   другими   ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что­то вместе, но и в том, чтобы узнать что­то вместе, чтобы каждый   участник   команды   овладел   необходимыми   знаниями, сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда знала,   чего   достиг   каждый   ученик,   т.е.   вся   группа   должна   быть заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом. Примерные  темы для работы в группе: Изготовить памятку по изученной  теме; Изготовить бумажные слайды (окружающий  мир); Создать кадры для мультфильма; Подготовить вопросы по  новому  материалу; Подготовить ответы на вопросы по новому материалу; Придумать, стихи, правила; Провести наблюдение  и исследовать предметы;  Придумать сказку;  Составить загадки по какой­либо теме; Сделать коллективную  композицию;  Сделать коллективный  проект;  и т.д. *** Работу   в   группах   стараюсь   организовывать на   разных   уроках: технология, ИЗО, чтение, окружающий мир­ это может быть и круг общения, и общество  ученых, где  группы  выдвигают  свое решение, свой продукт. Хорошо организовать и групповую  проектную  работу как на уроке, так  и вне  уроков. *** Учебная самостоятельность учеников  существенно зависит от  опыта учебного     сотрудничества,   от   того,   насколько     учитель     умеет включать   каждого ребёнка в совместный поиск   нового знания, от того,   насколько     учителю     удастся     превратить   класс   в     учебное сообщество   (группа     способная   сорганизоваться   для   совместного труда). Местом рождения учебного   сообщества   является 1 класс, откладывать   такую     организацию   на     следующую   четверть,     на следующий год нельзя. В учебном  сообществе  у  ребёнка складываются  установки:  Нет  ошибок, есть догадки (гипотезы), которые  подтверждаются или  нет. Гипотезы  высказывать почётно.  Моё     мнение   важно     и   учителю,   и   одноклассникам,   но     его желательно  обосновать.  По   реакции учителя   я   редко   могу   понять, правильно   ли высказана  мысль. Понять это помогают одноклассники. *** В    классе  кроме     учебного    сотрудничества     на    уроках   стараюсь организовать и сотрудничество в   воспитании. Для   этого в начале каждого учебного года  ребята  объединяются в группы  и планируют дела  класса. Каждая группа выдвигает свои предложения ­  ученики голосуют,   выбирают   интересные   дела­   и   очень   активно     к     ним готовятся, участвуют  и проводят. Например: впереди праздник 8 марта. Детям даются  карточки­ после обсуждения – выходит план мероприятия, дети распределяются, кто за что будет отвечать и готовятся. *** Переменки   и то стараются проводить интересно­ в сотрудничестве, организовывая   игры.( в классе есть группа ребят – ИГРОВИЧКИ, которые  и планируют игры) Выходы,   экскурсии,   посещение   музеев,   спортивные   праздники, походы, выход на каток и лыжню – всё это учит детей сотрудничать. *** Ценным в  организации сотрудничества  является вера учителя в силы и   способности   учащихся,   уважительное,   внимательное   отношение   к детям: ­   умение   видеть   перед   собой   не   объект   воспитания,   а   конкретную личность со своими особенностями, достоинствами и способностями; ­обладание индивидуальным стилем работы; ­   способность   уважать   мысли   и   чувства   учащихся,   их   права   на свободу выбора; ­ понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений и слабостей; ­   создание   особой   атмосферы   общения,   при   которой   снимаются барьеры, разделяющие учителя и ученика; ­ создание благоприятных условий для личностного самоопределения учащихся, прежде всего, через  организацию   совместной  творческой деятельности, сотрудничества; ­   умение   создавать   каждому   ученику   ситуацию   успеха,   а   также атмосферу коллективной творческой работы; ­   умение   осуществлять   эмоциональность   в   педагогическом воздействии.  *** Сотрудничество     предполагает,   что   дети   открыто,   доверчиво относятся    ко  взрослым  – в   школе  и в    семье. Для  этого нужны доверительные,   дружелюбные     отношения   с   детьми   в   семье,   и родителей этому  необходимо  учить. Поэтому  в  классе простроено сотрудничество     с   родителями:   –   от   построения   родительских собраний  в     интересных    формах,   до    проведения   праздников,  где родители­первые     помощники   (я     пишу   сценарий   –   родители   – сказочные  герои), праздники  устраиваем  с  чаем. *** Весь  этот комплекс построения учебной и воспитательной работы в сотрудничестве   приводит     к     повышению     уровня     воспитанности учеников, повышению  уровня  адекватной  самооценки. Ребят,   которые     вырастают   в     атмосфере   сотрудничества,   можно описать так:  все  они  умеют  и любят  думать,  обладают  дидактическими способностями: каждый может  объяснить материал другому; обладают   организаторскими   и   коммуникативными способностями; способны  к  творчеству,  становятся самостоятельными.

Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2017