Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
классное руководство
3 кл
27.03.2017
Сегодня перед нами, педагогами, один путь – уметь вовлечь учеников в общий труд учения, вызывая радостное чувство успеха, движения вперёд, развития. И этот путь – педагогика сотрудничества, которая делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителя и детей.«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха» - В.А. Сухомлинский.
Учебное сотрудничество.docx
Учебное сотрудничество – путь к учебной
самостоятельности.
Сегодня перед нами, педагогами, один путь – уметь вовлечь
учеников в общий труд учения, вызывая радостное чувство
успеха, движения вперёд, развития. И этот путь – педагогика
сотрудничества, которая делает упор на вовлечение детей в
учение, на совместный труд учителя и детей.
В школе всегда были и есть учителяпредметники и учителя –
воспитатели: одни идут с предметом к детям, другие вместе с
детьми идут к предмету вот это и есть сотрудничество с детьми.
Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из
первых мест. Центральная точка такой педагогики – исключение
методов принуждения к учению.
«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение,
рождающееся от успеха» В.А. Сухомлинский.
Педагогика сотрудничества вся направлена на одно – дать ребёнку
уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не
допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.
***
Вот некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые
способности детей:
1) Идея опоры.
Поскольку в классе занимаются дети с разными способностями,
ктото усваивает учебный материал быстро, ктото с трудом –
возникает необходимость использовать опорные схемы по мере
изучения учебного материала на уроке ( с правой стороны доски).
Это не готовая таблица, а родившаяся на уроке схема или
формула, которой дети пользуются на уроке ( слабые ученики
пользуются дольше). Эту сему можно затем набрать на компьютере
и использовать дальше.
На уроках чтения, окружающего мира – это ключевые слова – очень
облегчают понимание и запоминание материала. Любой ученик
может рассказать по опорным словам весь изученный материал.
2) Идея свободного выбора.
Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками учителя, я стараюсь
предоставлять им свободный выбор: какую задачу решить, какое
стихотворение выучить, какие трудные слова написать на доске для
работы над изложением; на уроках труда и ИЗО – просто может
объявляться тема – делаем дом, а кто и как будет это делать – это выбор ребёнка. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию
творческой мысли.
3) Идея опережения.
Уже несколько лет использую опережающее обучение – и это
необходимо, т.к. многим детям
не хватает предусмотренных
программой уроков, чтобы усвоить учебный материал ( комуто надо
5 уроков, комуто 50).Для «сильных» детей это возможность
отвечать на вопросы, которые ещё не изучались, пользоваться
догадкой, отчего они развиваются и не скучают на уроке среди
более слабых детей.
4) Идея самоанализа.
и приучен
учитель
Трудность школьного учения состоит в том, что это единственный
вид работы, который нуждается в оценке учителя. Между тем
лишь того можно назвать самостоятельным и независимым, кто
может сам вынести точную оценку своей работы, не завышенную и
не заниженную, кто научен
анализировать свою
деятельность. Поэтому с первого класса учу детей приёмам
самооценки, взаимооценки.
***
Используя приёмы педагогики сотрудничества, учителю необходимо
выстраивать с учениками «учебное сотрудничество». Учебное
сотрудничество
предлагает
ученикам решить практическую задачу, но не даёт готового
образца её решения. Сюда относится и технология проблемного
диалога, где дети выдвигают гипотезы для решения той или иной
учебной задачи.
Учебное сотрудничество может использоваться как способ
организации учителем взаимодействия детей и в группах.
***
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована
так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
возникает тогда, когда
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на
основе:
единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределенных внутригрупповых ролей, функций;
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы
отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно
познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило,
либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего
задания на фрагменты.
4) Рефлексия обсуждение группой качества работы и эффективности
сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
***
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание
уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который
может быть достигнут только в результате самостоятельной работы
каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее
членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей
изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы
сделать чтото вместе, но и в том, чтобы узнать чтото вместе, чтобы
каждый участник команды овладел необходимыми знаниями,
сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда
знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть
заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
Примерные темы для работы в группе:
Изготовить памятку по изученной теме;
Изготовить бумажные слайды (окружающий мир);
Создать кадры для мультфильма;
Подготовить вопросы по новому материалу;
Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Придумать, стихи, правила;
Провести наблюдение и исследовать предметы;
Придумать сказку;
Составить загадки по какойлибо теме;
Сделать коллективную композицию;
Сделать коллективный проект; и т.д.
***
Работу в группах стараюсь организовывать на разных уроках:
технология, ИЗО, чтение, окружающий мир это может быть и круг
общения, и общество ученых, где группы выдвигают свое решение,
свой продукт.
Хорошо организовать и групповую проектную работу как на уроке,
так и вне уроков.
***
Учебная самостоятельность учеников существенно зависит от опыта
учебного сотрудничества, от того, насколько учитель умеет включать каждого ребёнка в совместный поиск нового знания, от
того, насколько учителю удастся превратить класс в учебное
сообщество (группа способная сорганизоваться для совместного
труда). Местом рождения учебного сообщества является 1 класс,
откладывать такую организацию на следующую четверть, на
следующий год нельзя.
В учебном сообществе у ребёнка складываются установки:
Нет ошибок, есть догадки (гипотезы), которые подтверждаются
или нет. Гипотезы высказывать почётно.
Моё мнение важно и учителю, и одноклассникам, но его
желательно обосновать.
По реакции учителя я редко могу понять, правильно ли
высказана мысль. Понять это помогают одноклассники.
***
В классе кроме учебного сотрудничества на уроках стараюсь
организовать и сотрудничество в воспитании. Для этого в начале
каждого учебного года ребята объединяются в группы и планируют
дела класса. Каждая группа выдвигает свои предложения ученики
голосуют, выбирают интересные дела и очень активно к ним
готовятся, участвуют и проводят.
Например: впереди праздник 8 марта. Детям даются карточки после
обсуждения – выходит план мероприятия, дети распределяются, кто
за что будет отвечать и готовятся.
***
Переменки и то стараются проводить интересно в сотрудничестве,
организовывая игры.( в классе есть группа ребят – ИГРОВИЧКИ,
которые и планируют игры)
Выходы, экскурсии, посещение музеев, спортивные праздники,
походы, выход на каток и лыжню – всё это учит детей сотрудничать.
***
Ценным в организации сотрудничества является вера учителя в силы
и способности учащихся, уважительное, внимательное отношение к
детям:
умение видеть перед собой не объект воспитания, а конкретную
личность со своими особенностями, достоинствами и способностями;
обладание индивидуальным стилем работы;
способность уважать мысли и чувства учащихся, их права на
свободу выбора; понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений и
слабостей;
создание особой атмосферы общения, при которой снимаются
барьеры, разделяющие учителя и ученика;
создание благоприятных условий для личностного самоопределения
учащихся, прежде всего, через организацию совместной творческой
деятельности, сотрудничества;
умение создавать каждому ученику ситуацию успеха, а также
атмосферу коллективной творческой работы;
умение осуществлять эмоциональность в педагогическом
воздействии.
***
Сотрудничество
предполагает, что дети открыто, доверчиво
относятся ко взрослым – в школе и в семье. Для этого нужны
доверительные, дружелюбные
отношения с детьми в семье, и
родителей этому необходимо учить. Поэтому в классе простроено
сотрудничество
с родителями: – от построения родительских
собраний в интересных формах, до проведения праздников, где
родителипервые помощники (я пишу сценарий – родители –
сказочные герои), праздники устраиваем с чаем.
***
Весь этот комплекс построения учебной и воспитательной работы в
сотрудничестве приводит к повышению уровня воспитанности
учеников, повышению уровня адекватной самооценки.
Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно
описать так:
все они умеют и любят думать,
обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить
материал другому;
обладают организаторскими и коммуникативными способностями;
способны к творчеству,
становятся самостоятельными.
Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.