Учебные Продуктивные задания, формирующие УУД на уроках математики
Александрова С.Ф.,
учитель математики
Учебные Продуктивные задания, формирующие УУД на уроках математики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Сегодня необходимо развивать у учащихся способность решать возникающие в жизни проблемы на основе имеющихся знаний и умений. Эту задачу как раз и решает реализация метапредметного подхода в обучении. Одним из способов его осуществления является решение учебных продуктивных заданий.
Что такое продуктивное задание?
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Порядок выполнения продуктивного задания
Осмыслить задание (что надо сделать?)
Найти нужную информацию (текст, рис…)
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)
Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Виды и цели учебных продуктивных заданий:
поиск закономерностей;
Цель: развитие логического мышления.
-классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур);
Цель: формировать умения делить объекты на группы и объединять в группы.
-преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
Цель: умение составлять, преобразовывать и решать задачи.
Виды и цели учебных продуктивных заданий:
-задания с недостающими или лишними данными;
Цель: -выяснение понимания связи между данными в задаче;
- составление и решение задач с изменением условия.
-выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
Цель: научить осуществлять выбор рационального способа решения.
- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;
Цель: умение составлять задачи, выбирать правильное решение.
- нестандартные и исследовательские задания;
Цель: умение решать жизненно- практические задачи, проводить исследование.
Критерии создания учебных продуктивных заданий
Содержание продуктивного задания и порядок его выполнения не должен быть описан в учебно-методической литературе
При выполнении продуктивного задания обучающийся сам должен определять последовательность своих действий
Продуктивное задание должно:
1) быть направлено на формирование метапредметных результатов, в частности ИКТ-компетентности, универсальных учебных действий;
2) выполнять ключевую задачу новых ФГОС – учить учиться;
Критерии создания продуктивных заданий
3) формировать умение учиться, учить использовать полученные компетентности в реальной жизни, в нестандартных ситуациях;
4) быть направлено на самостоятельный поиск решения учебной задачи, самостоятельную активную мыслительную деятельность обучающегося;
5) содержать в своей структуре недостающие элементы, которые необходимо найти обучающемуся самостоятельно.
Выполнение продуктивных заданий должно предполагать алгоритм самостоятельного рассуждения обучающегося.
Задание должно требовать творческого применения знаний и быть связано с практической деятельностью.
Почему мы считаем, что продуктивные задания очень нужны и важны?
Продуктивное задание – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие. Продуктивные задания нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.