Учебный план
Учебный план организаций, реализующих АООП начального общего образования
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных пред-
метных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по клас-
сам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых
решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению
и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов ее реализации.
Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивать реализацию требований ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических
требований к режиму образовательной деятельности, установленных действующим
СанПиН 2.4.2.3286-15.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развиваю-
щая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных
потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая
область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков пси-
хофизического развития обучающихся.
Части учебного плана
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана
определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, кото-
рые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП начального общего образо-
вания, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучаю-
щихся с ЗПР:
–– формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его ин-
теграцию в социальное окружение;
–– готовность обучающихся к продолжению образования на следующем уровне
основного общего образования;
–– формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к об-
щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
–– формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экс-
тремальных ситуациях;
–– личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности,
в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая дея-
тельность, экскурсии).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для
обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной
нагрузки обучающихся может быть использовано:
–– на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных пред-
метов обязательной части;
–– на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образова-
тельных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостат-
ков в психическом и/или физическом развитии;
–– на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов, например элементарная компьютерная грамотность;
–– на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающих-
ся, в том числе этнокультурные, например история и культура родного края.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образователь-
ных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой
недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-ги-
гиеническими требованиями.
Внеурочная деятельность
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся
с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития лично-
сти: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное. Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в об-
разовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определя-
ется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно
требованиям ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, является
Управление начальной школой
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными
и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими
и психокоррекционными) и ритмической гимнастикой. Выбор коррекционно-раз-
вивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание могут осуществляться образовательной организацией
самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР
на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации
и абилитации. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индиви-
дуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники: учитель-дефектолог, воспитатели групп
продленного дня, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог
дополнительного образования.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП на-
чального общего образования. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную
деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов,
из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий. 1680 ча-
сов за 5 лет обучения. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации АООП начального общего образования определяет образовательная
организация.
Индивидуальный учебный план
АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР может включать как
один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся
с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают труд-
ности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием
их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы (ИУП),
в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание
дисциплин, курсов, модулей, формы образования).
В целях индивидуализации содержания образовательная организация вправе ор-
ганизовывать обучение обучающихся с ЗПР по индивидуальному учебному плану.
Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяет-
ся образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального
учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
Обучение по ИУП может быть организовано по отношению к обучающимся с ЗПР
в следующих случаях:
–– ребенку с ЗПР организовано обучение на дому;
–– ребенок с ЗПР обучается в инклюзивном классе;
–– ребенок с ЗПР испытывает значительные трудности освоения одного из предметов;
–– ребенок с ЗПР имеет академическую задолженность (по одному, двум предметам).
ИУП разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся
на основе учебного плана школы в соответствии с АООП начального общего об-
разования. ИУП регламентируется локальным актом образовательной организа-
ции «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану». При
формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный
принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов,
курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов, входящих в учебный план школы.
Он разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной
организации. ИУП может быть предоставлен с 1-го класса, за исключением ИУП,
предусматривающего ускоренное обучение. В случаях когда требуется индивиду-
ализация содержания предметной области учебного плана в части, формируемой
участниками образовательных отношений, в ИУП включаются учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы обучающихся с ЗПР, может предусматри-
ваться увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов.
Предметные области и курсы вводятся в учебный план на основании разработан-
ных рабочих программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности, в которых подробно прописывается
содержание, требования к образовательному результату, приводится тематическое
планирование.
Режим работы
Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по-
средством реализации АООП начального общего образования для обучающихся
с ЗПР. Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение ги-
гиенических требований к режиму образовательной деятельности, установленных
действующим СанПиН 2.4.2.3286-15, и предусматривает 5-летний срок освоения
АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) с вве-
дением 1-го дополнительного класса.
Учитывая психофизические возможности обучающихся с ЗПР, учебные занятия
в образовательной организации, реализующей АООП начального общего образова-
ния для обучающихся с ЗПР, проводятся в режиме 5-дневной учебной недели. Уроки
проводятся в одну смену. Продолжительность учебного года на уровне начального
общего образования составляет в 1-м и 1-м дополнительном классе – 33 недели,
во 2–4-м классе – 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 ка-
лендарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся с ЗПР в 1-м и 1-м до-
полнительном классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные
каникулы.
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждый год обучения, обеспечивает каче-
ственное усвоение учебных предметов. Учебные занятия в школе с 1-го по 4-й класс
начинаются в 8 часов 30 минут, нулевые уроки отсутствуют.
Продолжительность урока во 2–4-х классах – 40 минут. При определении про-
должительности занятий в 1-м и 1-м дополнительном классах используется «сту-
пенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока
в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;
январь –май – по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков –
по 20 минут.
Для обучающихся 1-го и 1-го дополнительного классов объем максимально допу-
стимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и один день в не-
делю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Для обучающихся
2–4-х классов – не более 5 уроков. Во время прогулки, динамической паузы проис-
ходит уточнение первоначальных математических представлений, используются
упражнения по развитию моторики, скоординированности движений, внимания.
Домашние задания даются обучающимся с учетом их индивидуальных возможно-
стей. В 1-м и 1-м дополнительном классах обучение осуществляется без домашних
заданий. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания по-
знавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель
таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов
к самостоятельной домашней работе.
Со 2-го класса рекомендуется предлагать дифференцированные домашние зада-
ния, объем и сложность выполнения зависят от индивидуальных возможностей
обучающегося. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам
в 3-м классе – до 1,5 часа, в 4 – до 2 часов.
Расписание уроков составляется отдельно для урочной и внеурочной деятельности,
в том числе коррекционно-развивающей области. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-
15 продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна
составлять не менее 30 минут.
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его
изучение отводится 1 час в неделю. В зависимости от особенностей учащихся
и уровня их образовательных достижений учебный предмет «Иностранный язык»
может реализовываться в учебном плане со 2-го класса за счет части, формируемой
участниками образовательных отношений, либо как часть внеурочной деятельности.
Количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, может увеличиться
до двух в неделю.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индиви-
дуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-
коррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми
занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии
моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,
координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю
указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся
в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 минут, на групповые – до 40 минут.
В образовательной организации предусмотрен режим группы продленного дня,
двухразовое бесплатное питание, дневной сон для обучающихся первых классов,
двухразовая прогулка. Режим позволяет проводить все необходимые развивающие
и коррекционные мероприятия с обучающимися.
Образовательная деятельность для обучающихся с ЗПР строится на принципах
здоровьесбережения. Строго соблюдается режим предупреждения физического и ин-
теллектуального утомления, охраны зрения на уроках и во внеурочной деятельности.
В образовательной организации обеспечивается статико-динамический режим,
который способствует:
–– поддержанию психоэмоционального тонуса детей с ЗПР в кратковременный
(урок, занятие, учебный день) и долговременный (учебная четверть, год) периоды;
–– совершенствованию физического развития во всех его аспектах;
–– профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через
это поддержанию работоспособности ребенка.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.