Учебный план работы для детей ОВЗ
Оценка 4.9

Учебный план работы для детей ОВЗ

Оценка 4.9
docx
03.06.2020
Учебный план работы для детей ОВЗ
Учебный план.docx

Учебный план

Учебный план организаций, реализующих АООП начального общего образования

обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный

объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных пред-

метных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по клас-

сам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых

решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению

и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного

из основных механизмов ее реализации.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской

Федерации в области образования, обеспечивать реализацию требований ФГОС

начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических

требований к режиму образовательной деятельности, установленных действующим

СанПиН 2.4.2.3286-15.

В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развиваю-

щая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной

области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных

потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая

область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков пси-

хофизического развития обучающихся.

Части учебного плана

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой

участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана

определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, кото-

рые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию

образовательных организациях, реализующих АООП начального общего образо-

вания, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое

обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучаю-

щихся с ЗПР:

–– формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой

социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его ин-

теграцию в социальное окружение;

–– готовность обучающихся к продолжению образования на следующем уровне

основного общего образования;

–– формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к об-

щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

–– формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экс-

тремальных ситуациях;

–– личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Организация самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности,

в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая дея-

тельность, экскурсии).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,

обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для

обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной

нагрузки обучающихся может быть использовано:

–– на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных пред-

метов обязательной части;

–– на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образова-

тельных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостат-

ков в психическом и/или физическом развитии;

–– на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных

предметов, например элементарная компьютерная грамотность;

–– на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающих-

ся, в том числе этнокультурные, например история и культура родного края.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,

состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образователь-

ных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой

недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-ги-

гиеническими требованиями.

Внеурочная деятельность

Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся

с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития лично-

сти: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,

спортивно-оздоровительное. Организация занятий по направлениям внеурочной

деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в об-

разовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определя-

ется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно

требованиям ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, является

Управление начальной школой

обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными

и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими

и психокоррекционными) и ритмической гимнастикой. Выбор коррекционно-раз-

вивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное

соотношение, содержание могут осуществляться образовательной организацией

самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР

на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации

и абилитации. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индиви-

дуальной и групповой форме.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают

участие все педагогические работники: учитель-дефектолог, воспитатели групп

продленного дня, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог

дополнительного образования.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении

максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при

определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП на-

чального общего образования. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную

деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов,

из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий. 1680 ча-

сов за 5 лет обучения. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках

реализации АООП начального общего образования определяет образовательная

организация.

Индивидуальный учебный план

АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР может включать как

один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся

с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают труд-

ности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием

их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы (ИУП),

в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание

дисциплин, курсов, модулей, формы образования).

В целях индивидуализации содержания образовательная организация вправе ор-

ганизовывать обучение обучающихся с ЗПР по индивидуальному учебному плану.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяет-

ся образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального

учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

Обучение по ИУП может быть организовано по отношению к обучающимся с ЗПР

в следующих случаях:

–– ребенку с ЗПР организовано обучение на дому;

–– ребенок с ЗПР обучается в инклюзивном классе;

–– ребенок с ЗПР испытывает значительные трудности освоения одного из предметов;

–– ребенок с ЗПР имеет академическую задолженность (по одному, двум предметам).

ИУП разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся

на основе учебного плана школы в соответствии с АООП начального общего об-

разования. ИУП регламентируется локальным актом образовательной организа-

ции «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану». При

формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный

принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов,

курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов, входящих в учебный план школы.

Он разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной

организации. ИУП может быть предоставлен с 1-го класса, за исключением ИУП,

предусматривающего ускоренное обучение. В случаях когда требуется индивиду-

ализация содержания предметной области учебного плана в части, формируемой

участниками образовательных отношений, в ИУП включаются учебные занятия,

обеспечивающие различные интересы обучающихся с ЗПР, может предусматри-

ваться увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов.

Предметные области и курсы вводятся в учебный план на основании разработан-

ных рабочих программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей

области и курсов внеурочной деятельности, в которых подробно прописывается

содержание, требования к образовательному результату, приводится тематическое

планирование.

Режим работы

Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по-

средством реализации АООП начального общего образования для обучающихся

с ЗПР. Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение ги-

гиенических требований к режиму образовательной деятельности, установленных

действующим СанПиН 2.4.2.3286-15, и предусматривает 5-летний срок освоения

АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) с вве-

дением 1-го дополнительного класса.

Учитывая психофизические возможности обучающихся с ЗПР, учебные занятия

в образовательной организации, реализующей АООП начального общего образова-

ния для обучающихся с ЗПР, проводятся в режиме 5-дневной учебной недели. Уроки

проводятся в одну смену. Продолжительность учебного года на уровне начального

общего образования составляет в 1-м и 1-м дополнительном классе – 33 недели,

во 2–4-м классе – 34 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 ка-

лендарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся с ЗПР в 1-м и 1-м до-

полнительном классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные

каникулы.

Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает

оптимальную нагрузку обучающихся на каждый год обучения, обеспечивает каче-

ственное усвоение учебных предметов. Учебные занятия в школе с 1-го по 4-й класс

начинаются в 8 часов 30 минут, нулевые уроки отсутствуют.

Продолжительность урока во 2–4-х классах – 40 минут. При определении про-

должительности занятий в 1-м и 1-м дополнительном классах используется «сту-

пенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока

в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;

январь –май – по 4 урока по 40 минут каждый).

Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков –

по 20 минут.

Для обучающихся 1-го и 1-го дополнительного классов объем максимально допу-

стимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и один день в не-

делю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Для обучающихся

2–4-х классов – не более 5 уроков. Во время прогулки, динамической паузы проис-

ходит уточнение первоначальных математических представлений, используются

упражнения по развитию моторики, скоординированности движений, внимания.

Домашние задания даются обучающимся с учетом их индивидуальных возможно-

стей. В 1-м и 1-м дополнительном классах обучение осуществляется без домашних

заданий. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания по-

знавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель

таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов

к самостоятельной домашней работе.

Со 2-го класса рекомендуется предлагать дифференцированные домашние зада-

ния, объем и сложность выполнения зависят от индивидуальных возможностей

обучающегося. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам

в 3-м классе – до 1,5 часа, в 4 – до 2 часов.

Расписание уроков составляется отдельно для урочной и внеурочной деятельности,

в том числе коррекционно-развивающей области. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-

15 продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна

составлять не менее 30 минут.

Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его

изучение отводится 1 час в неделю. В зависимости от особенностей учащихся

и уровня их образовательных достижений учебный предмет «Иностранный язык»

может реализовываться в учебном плане со 2-го класса за счет части, формируемой

участниками образовательных отношений, либо как часть внеурочной деятельности.

Количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, может увеличиться

до двух в неделю.

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индиви-

дуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-

коррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического

развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми

занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии

моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,

координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю

указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся

в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные

занятия отводится до 25 минут, на групповые – до 40 минут.

В образовательной организации предусмотрен режим группы продленного дня,

двухразовое бесплатное питание, дневной сон для обучающихся первых классов,

двухразовая прогулка. Режим позволяет проводить все необходимые развивающие

и коррекционные мероприятия с обучающимися.

Образовательная деятельность для обучающихся с ЗПР строится на принципах

здоровьесбережения. Строго соблюдается режим предупреждения физического и ин-

теллектуального утомления, охраны зрения на уроках и во внеурочной деятельности.

В образовательной организации обеспечивается статико-динамический режим,

который способствует:

–– поддержанию психоэмоционального тонуса детей с ЗПР в кратковременный

(урок, занятие, учебный день) и долговременный (учебная четверть, год) периоды;

–– совершенствованию физического развития во всех его аспектах;

–– профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через

это поддержанию работоспособности ребенка.

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.


 

Учебный план Учебный план организаций, реализующих

Учебный план Учебный план организаций, реализующих

Внеурочная деятельность Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность

Он разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации

Он разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации

В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286- 15 продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут

В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286- 15 продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2020