Учебный план работы для детей ОВЗ

  • docx
  • 03.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебный план.docx

Учебный план

Учебный план организаций, реализующих АООП начального общего образования

обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный

объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных пред-

метных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по клас-

сам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых

решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению

и организации образовательной деятельности, а также выступает в качестве одного

из основных механизмов ее реализации.

Учебный план должен соответствовать действующему законодательству Российской

Федерации в области образования, обеспечивать реализацию требований ФГОС

начального общего образования обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических

требований к режиму образовательной деятельности, установленных действующим

СанПиН 2.4.2.3286-15.

В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развиваю-

щая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной

области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных

потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая

область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков пси-

хофизического развития обучающихся.

Части учебного плана

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой

участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана

определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, кото-

рые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию

образовательных организациях, реализующих АООП начального общего образо-

вания, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое

обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучаю-

щихся с ЗПР:

–– формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой

социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его ин-

теграцию в социальное окружение;

–– готовность обучающихся к продолжению образования на следующем уровне

основного общего образования;

–– формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к об-

щекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

–– формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экс-

тремальных ситуациях;

–– личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Организация самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности,

в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая дея-

тельность, экскурсии).

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,

обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для

обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной

нагрузки обучающихся может быть использовано:

–– на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных пред-

метов обязательной части;

–– на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образова-

тельных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостат-

ков в психическом и/или физическом развитии;

–– на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных

предметов, например элементарная компьютерная грамотность;

–– на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающих-

ся, в том числе этнокультурные, например история и культура родного края.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,

состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образователь-

ных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой

недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-ги-

гиеническими требованиями.

Внеурочная деятельность

Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся

с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития лично-

сти: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,

спортивно-оздоровительное. Организация занятий по направлениям внеурочной

деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в об-

разовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определя-

ется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно

требованиям ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, является

Управление начальной школой

обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными

и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими

и психокоррекционными) и ритмической гимнастикой. Выбор коррекционно-раз-

вивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное

соотношение, содержание могут осуществляться образовательной организацией

самостоятельно исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР

на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации

и абилитации. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индиви-

дуальной и групповой форме.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают

участие все педагогические работники: учитель-дефектолог, воспитатели групп

продленного дня, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, педагог

дополнительного образования.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении

максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при

определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП на-

чального общего образования. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную

деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 часов,

из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий. 1680 ча-

сов за 5 лет обучения. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках

реализации АООП начального общего образования определяет образовательная

организация.

Индивидуальный учебный план

АООП начального общего образования обучающихся с ЗПР может включать как

один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся

с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают труд-

ности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием

их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы (ИУП),

в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание

дисциплин, курсов, модулей, формы образования).

В целях индивидуализации содержания образовательная организация вправе ор-

ганизовывать обучение обучающихся с ЗПР по индивидуальному учебному плану.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяет-

ся образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального

учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

Обучение по ИУП может быть организовано по отношению к обучающимся с ЗПР

в следующих случаях:

–– ребенку с ЗПР организовано обучение на дому;

–– ребенок с ЗПР обучается в инклюзивном классе;

–– ребенок с ЗПР испытывает значительные трудности освоения одного из предметов;

–– ребенок с ЗПР имеет академическую задолженность (по одному, двум предметам).

ИУП разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся

на основе учебного плана школы в соответствии с АООП начального общего об-

разования. ИУП регламентируется локальным актом образовательной организа-

ции «Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану». При

формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный

принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов,

курсов, дисциплин, модулей, иных компонентов, входящих в учебный план школы.

Он разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной

организации. ИУП может быть предоставлен с 1-го класса, за исключением ИУП,

предусматривающего ускоренное обучение. В случаях когда требуется индивиду-

ализация содержания предметной области учебного плана в части, формируемой

участниками образовательных отношений, в ИУП включаются учебные занятия,

обеспечивающие различные интересы обучающихся с ЗПР, может предусматри-

ваться увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов.

Предметные области и курсы вводятся в учебный план на основании разработан-

ных рабочих программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей

области и курсов внеурочной деятельности, в которых подробно прописывается

содержание, требования к образовательному результату, приводится тематическое

планирование.

Режим работы

Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность по-

средством реализации АООП начального общего образования для обучающихся

с ЗПР. Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение ги-

гиенических требований к режиму образовательной деятельности, установленных

действующим СанПиН 2.4.2.3286-15, и предусматривает 5-летний срок освоения

АООП начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) с вве-

дением 1-го дополнительного класса.

Учитывая психофизические возможности обучающихся с ЗПР, учебные занятия

в образовательной организации, реализующей АООП начального общего образова-

ния для обучающихся с ЗПР, проводятся в режиме 5-дневной учебной недели. Уроки

проводятся в одну смену. Продолжительность учебного года на уровне начального

общего образования составляет в 1-м и 1-м дополнительном классе – 33 недели,

во 2–4-м классе – 34 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 ка-

лендарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся с ЗПР в 1-м и 1-м до-

полнительном классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные

каникулы.

Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает

оптимальную нагрузку обучающихся на каждый год обучения, обеспечивает каче-

ственное усвоение учебных предметов. Учебные занятия в школе с 1-го по 4-й класс

начинаются в 8 часов 30 минут, нулевые уроки отсутствуют.

Продолжительность урока во 2–4-х классах – 40 минут. При определении про-

должительности занятий в 1-м и 1-м дополнительном классах используется «сту-

пенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока

в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый;

январь –май – по 4 урока по 40 минут каждый).

Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков –

по 20 минут.

Для обучающихся 1-го и 1-го дополнительного классов объем максимально допу-

стимой нагрузки в течение дня не должен превышать 4 уроков и один день в не-

делю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры. Для обучающихся

2–4-х классов – не более 5 уроков. Во время прогулки, динамической паузы проис-

ходит уточнение первоначальных математических представлений, используются

упражнения по развитию моторики, скоординированности движений, внимания.

Домашние задания даются обучающимся с учетом их индивидуальных возможно-

стей. В 1-м и 1-м дополнительном классах обучение осуществляется без домашних

заданий. Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания по-

знавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей. Цель

таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов

к самостоятельной домашней работе.

Со 2-го класса рекомендуется предлагать дифференцированные домашние зада-

ния, объем и сложность выполнения зависят от индивидуальных возможностей

обучающегося. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам

в 3-м классе – до 1,5 часа, в 4 – до 2 часов.

Расписание уроков составляется отдельно для урочной и внеурочной деятельности,

в том числе коррекционно-развивающей области. В соответствии с СанПиН 2.4.2.3286-

15 продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна

составлять не менее 30 минут.

Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его

изучение отводится 1 час в неделю. В зависимости от особенностей учащихся

и уровня их образовательных достижений учебный предмет «Иностранный язык»

может реализовываться в учебном плане со 2-го класса за счет части, формируемой

участниками образовательных отношений, либо как часть внеурочной деятельности.

Количество часов, отводимых на изучение иностранного языка, может увеличиться

до двух в неделю.

Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индиви-

дуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психо-

коррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического

развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми

занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии

моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений,

координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю

указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся

в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные

занятия отводится до 25 минут, на групповые – до 40 минут.

В образовательной организации предусмотрен режим группы продленного дня,

двухразовое бесплатное питание, дневной сон для обучающихся первых классов,

двухразовая прогулка. Режим позволяет проводить все необходимые развивающие

и коррекционные мероприятия с обучающимися.

Образовательная деятельность для обучающихся с ЗПР строится на принципах

здоровьесбережения. Строго соблюдается режим предупреждения физического и ин-

теллектуального утомления, охраны зрения на уроках и во внеурочной деятельности.

В образовательной организации обеспечивается статико-динамический режим,

который способствует:

–– поддержанию психоэмоционального тонуса детей с ЗПР в кратковременный

(урок, занятие, учебный день) и долговременный (учебная четверть, год) периоды;

–– совершенствованию физического развития во всех его аспектах;

–– профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через

это поддержанию работоспособности ребенка.

Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732 часов.