Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Открытый урок
на тему:
«Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных».
10 класс
Урок подготовила: учитель русского языка и литературы Сайпуллаева З.И.
Махачкала
2019 г
Тема : « Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных».
Цели:
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-практикум
Оборудование: доска, мультимедийная установка, словари, справочный материал.
Оформление доски:
Записано:
Словарные слова:
Домашнее задание: параграф 40, упражнение 237 (по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.
Ход урока
I. Организационный момент.
Записать число, тему урока. Определение целей урока учащимися
II. Опрос.
Работа учащихся у доски с индивидуальными заданиями:
1. Рассказать о правописании н в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 1
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется НН?
2. Рассказать о правописании нн в суффиксах имен прилагательных.
Работа по карточке № 2
Правописание Н-НН в разных частях речи.
В каком слове на месте пропуска пишется Н?
III. Работа учащихся с новыми словарными словами.
Определение лексического значения слов по “Словарю русского языка” С.И.Ожегова. Слова указаны на слайде 2.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.
Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).
Дополнительный вопрос: к какому стилю речи можно отнести словарную статью? (к научному стилю)
Вспоминаем с учащимися, что слова эмиграции и иммиграция - паронимы (Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию).
Предлагаем учащимся решить тестовое задание (тест из книги С.А.Ильиной, И.С.Иванова “ЕГЭ по русскому языку 2006”):
Задание на слайде 3: В каком предложении вместо слова “терпимость” нужно употребить слова “терпение”?
(ответ: №4)
IV. Работа по орфоэпии.
На слайде 4 записаны слова:
Задание: в каком слове буква, обозначающая ударный гласный звук, выделена правильно? (ответ: №2)
V. Работа с литературоведческим словарем: повторение стилистической фигуры оксЮморон (стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов, например “Оптимистическая трагедия”, “Живой труп”)
VI. Ответы учащихся, работающих у доски.
Задание классу: дать рецензии на ответы учащихся, записать в тетрадь те слова, которые считают трудными. Оценивание ответов учителем.
Учащиеся класса при повторении используют справочные материалы (из журнала “Русский язык и литература для школьников”) Приложение 1.
VII. Закрепление.
1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями, отпечатанными для каждого ученика.
Тест
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН. (Тесты взяты из книги Н.Г.Гольцовой,И.В. Шамшина “Единый Государственный экзамен. Русский язык” М.: Русское слово, 2006)
2. Осуществляется дифференцированный подход, трем сильным ученицам предложено индивидуальное задание.
Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:
3. Взаимопроверка (работа учащихся в парах), сверяются с ответами на слайде 5. Ответы на тест: А - 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.
4.Самопроверка индивидуального задания (слайд 6).
Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.
VIII. Работа с текстом, отпечатанным для каждого учащегося.
Приложение 2 Текст В. Лакшина “Весь в письмах”.
Ответы. Приложение 3.
Учащиеся сдают на проверку учителю выполненную самостоятельную работу (оцениваются все работы учащихся).
Осуществляется дифференцированный подход: двум сильным ученицам, победившим в районной олимпиаде по русскому языку, предложено индивидуальное задание: написать сочинение- рассуждение по данному тексту. Им предлагается примерный план сочинения- рассуждения.
План.
Ученица зачитывает созданный ею текст сочинения- рассуждения.
IX. Итоги урока.
X. Домашнее задание: упражнение 239(по заданию), индивидуальное задание – отредактировать написанное сочинение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.