Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"
Оценка 4.7

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
физика
7 кл—9 кл
05.06.2017
Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"
Проза и поэзия, на первый взгляд, далеки от такой точной науки, как физика. Но это только на первый взгляд! Ведь писатели и поэты вклады-вают в наши души всю красоту природы, всё её многообразие, чтобы мы искренне восхищались, больше любили, оберегали, изучали её явления и законы. В литературных произведениях описывается окружающий нас мир. Главная задача физики – науке о природе - также состоит в том, чтобы описать всевозможные явления природы.Учебный проект по физике
РЕФЕРАТ САВИН ПУШКИН ПОСЛЕДНИЙ.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение Пермского края «Школа­интернат для детей с нарушением зрения» Читая А.С. Пушкина, изучаем физику Выполнен учащимся 9Б класса П.Н. Савиным Учитель физики: М.А. Гостева Пермь 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ...............................................5 ГЛАВА 2. НАУКА В ПУШКИНСКОЕ ВРЕМЯ.................................................................8 ГЛАВА 3. ПОЭЗИЯ, ПРОЗА И ФИЗИКА.....................................................................11 ГЛАВА 4. ФИЗИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА..........................................21 Кавказ......................................................................................................................23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................................26 2 ВВЕДЕНИЕ Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая­то усечённая физика, если хотите ­ выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, ­ плохой физик Л. Д. Ландау  Проза и поэзия, на первый взгляд, далеки от такой точной науки, как физика. Но это только на первый взгляд! Ведь писатели и поэты вкладывают в наши души всю красоту природы, всё её многообразие, чтобы мы искренне восхищались, больше любили, оберегали, изучали её явления и законы. В   литературных   произведениях   описывается   окружающий   нас   мир. Главная   задача   физики   –   науке   о   природе   ­   также   состоит   в   том,   чтобы описать всевозможные явления природы.  В   творческом   наследии   Александра   Сергеевича   Пушкина   много замечательных   поэтических   образов   и   находок,   где   ярко   и   безошибочно отражены   физические   явления,   хотя   само   слово   «физика»   используется только в одном из его произведений, да и то в качестве комментария самого автора.   Читая   А.С.   Пушкина,   можно   не   только   наслаждаться   прекрасной поэзией, но и знакомиться с различными физическими явлениями.  Время, в которое жил  А.С.  Пушкин, было эпохой заметного роста и значительных достижений в естествознании и «точных», экспериментальных науках,  и  поэт  не   мог   остаться   безмолвным   свидетелем   этих   достижений. Многосторонность   и   всеобъемлющий   характер   творчества  А.С.  Пушкина, изумительная широта, с которой сумел он охватить своим умственным взором всю   современную   ему   действительность   подчёркивал   Н.А. Добролюбов: «Пушкин откликнулся на всё, в чём проявлялась русская жизнь; он обозрел все её стороны, проследил её во всех степенях».  3 Цель: Изучение связи произведений А.С. Пушкина с физикой. Задачи:  1.   Поиск   фактов,   подтверждающих   связь   А.С.   Пушкина   с   физикой, исследование некоторых его произведений с точки зрения физики. 2. Знакомство в творческом наследии А.С. Пушкина с замечательными поэтическими   образами   и   находками,   где   ярко   и   безошибочно   отражены физические явления. 3.   Повышение   престижа   научных   знаний.   Совершенствование   умения объяснять   физические   явления,   развивая   грамотную   речь,   мышление, смекалку, внимание, умение анализировать прочитанное. Объект исследования: произведения А.С. Пушкина. Предмет исследования: физика. Методы исследования:  Сбор информации по теме.  Анализ использованных источников: литературы и Интернет­ресурсов.  Сопоставление физических явлений их ярким и образным описаниям в произведениях А.С. Пушкина. 4 ГЛАВА 1. А.С.ПУШКИН В ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ В мае 1811 года  А.С.  Пушкину исполнилось 12 лет. Родители решили было   отвезти   его   в   Петербург   и   отдать   на   воспитание   в   Иезуитский коллегиум. Но в это время до Москвы дошёл слух, что царь Александр I намерен   открыть   осенью   в   Царском   Селе   новое,   ещё   небывалое   в   России учебное   заведение   –   Лицей,   для   подготовки   будущих   помощников   царя, государственных деятелей. Царскосельский лицей был самым престижным учебным заведением в России.   В   нём   среди   других   предметов   юный   А.С.   Пушкин   изучал естественно­научные   дисциплины.   Однако,   несмотря   на   все   старания ведущего   уроки   физики   и   математики   профессора   Я.И. Карцова,   эти предметы мало увлекали и не давались лицеистам, потому их усвоение было слабым. Известно, что курс физики и математики тогда был намного проще, чем теперь.   К   тому   же   на   уроках   физики   изучали   элементы   и   других   наук,   в частности   географии   и   сейсмографии.  В   Государственном   историческом архиве Ленинградской области сохранились два письма Я.И. Карцова (1814, 1815   гг.),   на   основании   которых   можно   сделать   вывод   о   содержании излагаемого воспитанникам  Лицея курса физики.  Он  включал три главные части:   всеобщую   физику,   частную   и   прикладную.   Первые   две   части преподавались в начальном классе, последняя ­ в окончательном. Во всеобщей физике   рассматривались   такие   вопросы:   общие   явления   тел,   явления сцепления,   притяжения,   сродства,   законы   равновесия,   движение   твёрдых, жидких и других тел. Частная физика включала материал о явлениях теплоты, света,   простых   веществах   и   соединениях,   электричестве,   гальванизме   и магнетизме. 5 Такие   дисциплины,   как   механические   науки   (статика,   динамика, гидростатика,   гидродинамика,   аэрометрия),   астрономические   и   оптические науки   включала   в   себя   прикладная   математика.   Её   технический   отдел содержал практическую механику, гидравлику, гидротехнику, гражданскую архитектуру, артиллерию, фортификацию, морские науки. Историк   Лицея   И.Я.   Селезнёв   писал:   «Из   кабинетов   первым образовался   физический:   в   1812   г.   в   нём   были   уже   машины   и   простые аппараты,   необходимые   для   чтения   курса».   Известно,   что   приборы   для кабинета заказывались лучшему в ту пору в Петербурге механику Роспини. Сведения   о   приборах   сохранились   отрывочные.   По   воспоминаниям воспитанников   неизгладимое   впечатление   производили:   «превосходной работы   електрическая   машина»,   а   также   «машина,   представляющая обращение планет вокруг Солнца».  Отметок   по   физике   не   ставили,   но   составлялся   список   фамилий учеников по рейтингу, где первые строчки занимали наиболее успевавшие по этому   предмету,   а   последние   –   тем,   чьи   успехи   были   весьма   скромные. Фамилия поэта занимала место, близкое к концу списка.  Известно,   что   Александру   Сергеевичу   не   давалась   и   математика, поэтому   он   её   не   любил.   По   словам   сестры   поэта   О.С. Павлищевой, «арифметика   казалась   для   него   недоступною,   и   он   часто   над   первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». Лицейский   друг   поэта   И.И. Пущин   вспоминал   впоследствии,   что   «…все профессора   смотрели   с   благоговением   на   растущий   талант   Пушкина.   В математическом   классе   вызвал   его   раз   Я.И.   Карцов   к   доске   и   задал алгебраическую   задачу.   Пушкин   долго   переминался   с  ноги   на   ногу,  и   всё писал молча какие­то формулы. Профессор спросил его, наконец: «Что ж вышло?   Чему   равняется   икс?»   Пушкин,   улыбаясь,   ответил:   «Нулю!» 6 «Хорошо! У вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на своё   место   и   пишите   стихи».   Далее   И.И. Пущин   добавляет:   «Спасибо   и Карцову, что он из математического фанатизма не вёл войны с его поэзией». В   школьный   период   жизни   А.С.   Пушкина   и   его   друзей   притягивали такие   личности,   как   А.П. Куницын,   преподаватель   нравственных   и политических наук, А.И. Галич, ведавший русской и латинской словесностью, француз   де   Будри.   Развитию   гуманитарной   направленности   повлияло представление   лицеистов   об   учёной   сухости,   отвлечённости,   педантизме «точных» наук. Физика осталась для поэта тёмной наукой… Вывод: Прослеживается неразрывная связь поэта с физикой.   В лицее физику А.С. Пушкин изучал не как отдельную науку, а как составную часть естественно­математического   цикла.   В   то   время   в   лицее   была,   хорошо оборудованная   физическая   лаборатория.   В   характеристике   лицеиста   А.С. Пушкина нет упоминания об успехах по физике, тем не менее, будущий поэт получил неплохую   подготовку. Поэтому впоследствии в его творчестве мы находим некоторые интересные моменты, связанные с физикой.  7 ГЛАВА 2. НАУКА В ПУШКИНСКОЕ ВРЕМЯ В пушкинское время закладывались основы электричества, магнетизма,   кристаллографии, акустики,   термодинамики. Ощущался   скорый   приход   молекулярной   и   атомной   физики.   В   это   время   оптики,   метеорологии, наблюдается   резкий   рост   числа   научных   исследований,   физических лабораторий,   кафедр,   физико­химических   обществ.   В   физический   обиход входят новые приборы и методы, без которых был бы невозможен будущий бурный   прогресс   науки.   В   физике   окончательно   закрепляется   «дух эксперимента»:   опыт –  основной   двигатель   и  главный  критерий  истинного знания. Теоретическая физика всё более «насыщается» математикой, многие разделы   которой   навеяны   решением   текущих   задач   (дифференциальное   и интегральное исчисление, аналитическая геометрия, векторный анализ и др.). Астрономия   становится   ареной   применения   физических   законов   к окружающему миру планет, комет, звёзд. Многие выдающиеся учёные жили и творили в это время. Учёный Роберт Бунзен Алессандро Вольта Уильям Волластон Йенс Берцелиус Жан Био Год 186 0 186 1 180 0 180 1 180 4 181 4 181 5 182 0 Открытия спектральный анализ; открытие элементов цезий и рубидий; горелка Бунзена источник постоянного тока ­ Вольтов столб первооткрыватель ультрафиолетовых лучей; элементов палладий и родий; тёмных линий в спектре Солнца первая таблица атомных весов вращение плоскости поляризации света; закон   напряжённости   магнитного   поля   прямого тока 8 Амедео Авогадро Андре Ампер Вильгельм Вебер 182 0 182 0 182 9 183 3 закон   и   метод   определения   молекулярного   и атомного весов закон взаимодействия токов; изобретатель электромагнитного телеграфа звуковая интерференция; прибор для записи звука;  исследование   взаимодействия   движущихся электрических зарядов Современниками А.С. Пушкина также были великие Карл Гаусс и Генри Кавендиш, Никола Карно и Шарль Кулон, Пьер Лаплас и Симон Пуассон, Джеймс   Уатт   и   Майкл   Фарадей,  Огюстен   Френель   и   Томас   Юнг,   Михаил Остроградский   и   Борис   Якоби   и   многие   другие,   чьи   имена   стали нарицательными: единицами измерения, названиями приборов.  Таким   образом,   занятие   точными   науками   становится   общественно значимой деятельностью. Учёные из чудаков­отшельников предшествующих веков   превратились   в   уважаемых   членов   общества,   его   интеллектуальную элиту.  Приобщению   Пушкина   к   миру   естествознания   и   техники   в   немалой степени   содействовал   П.Л. Шиллинг,   известный   физик   и   востоковед, создатель   первого   в   мире   практического   телеграфа,   широко   образованный человек,   знаток   европейских   и   восточных   языков,   хорошо   знакомый А.И. Дельвигу,   П.А. Вяземскому,   В.Ф. Одоевскому   и   другим   друзьям А.С. Пушкина. Вывод:   Вся   сознательная   жизнь   А.С.   Пушкина   пришлась   на   годы крупнейших свершений в физике и технике, поэтому его обращение в своём творчестве   к   естественным   наукам,   технике   и   математике   не   кажется удивительным.  9 10 ГЛАВА 3. ПОЭЗИЯ, ПРОЗА И ФИЗИКА Учёные   беседы   с   друзьями   и   современниками,   в   частности   с П.Л. Шиллингом, были для А.С. Пушкина весьма полезными и оказали на него существенное влияние в осознании объективной роли науки и научных знаний в развитии общества и личности, в создании равновесия между разумом и воображением.   не   без   определённого   воздействия   Со   временем, П.Л. Шиллинга,   в   библиотеке   поэта   появятся   работы   Лапласа   по   теории вероятностей,   Гершеля   по   астрономии,   Араго   и   Даламбера   по   физике   и механике, Бюффона и Кювье по естествознанию и других известных учёных и философов. Почерпнутые   из   этих   работ   и   осмысленные   А.С.   Пушкиным   научно­ популярные   и   мировоззренческие   представления   о   природе,   философские размышления о процессе постижения мира нашли своё отражение в его поэзии и   прозе.   Часто   очень   тесной   является   связь   между   лирикой,   физикой   и религией,   что   подчёркивается   в   стихах   поэта.   Например,   в   1824   г.   в стихотворении «Подражание Корану» А.С. Пушкин написал строки:  Земля недвижна – неба своды, Творец, поддержаны тобой, Да не падут на сушь и воды И не подавят нас собой… К ним поэт добавляет примечание: «Плохая физика, зато какая смелая поэзия!» Это примечание, сделанное  А.С.  Пушкиным, свидетельствует, что при чтении Корана поэт обратил внимание на противоречие между «смелым» поэтическим представлением и научными данными о движении небесных тел, с   таким   трудом   добытыми   и   доказанными   европейской   наукой.   Физика   в «Подражании   Корану»   действительно   неважная,   поскольку   на   самом   деле 11 Земля движется вокруг Солнца и одновременно обращается вокруг своей оси, а   своды   неба   –   это   земная   атмосфера,   существующая   благодаря   полю тяготения   Земли   и   хаотическому   движению   молекул   газа.   А.С.   Пушкин понимал это, судя по его интересу к астрономии и естественным наукам. О понимании А.С. Пушкиным действительного положения дел в этом вопросе подтверждает стихотворение «Движение», написанное в 1826 г. В нём он рассуждает о кажущемся и истинном движении небесных тел, из анализа которых и возникло в своё время учение Н. Коперника. Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. Стихотворение «Движение» А.С. Пушкина – это удивительное по своей мысли философское суждение, имеющее в то же время явно полемический характер.   Как   заметил   известный   российский   физик   Е.Л. Фейнберг,   «не будучи   физиком,   Пушкин   показал   здесь   понимание   и   принципа относительности, и зловредности «здравого смысла». Следует   заметить,   что   у   А.С.   Пушкина   немало   стихов,   из   которых можно получить представление об его астрономических познаниях. В 1825 г. появились следующие строчки: Под каким созвездием,  Под какой планетою  Ты родился, юноша? 12 Ближнего Меркурия, Аль Сатурна дальнего. Марсовой, Кипридиной? Известно,   что   планеты,   звёзды,   кометы   с   их   античными   именами   и связанными с ними легендами нередко упоминаются в стихах А.С. Пушкина, но   начиная   с   середины   20­х   годов   в   его   творчестве   встречаются   отзвуки новейших   научно­космогонических   теорий   и   открытий   в   области астрофизики. Специальных   пояснений   требует   стихотворение   «Редеет   облаков летучая гряда...» с его обращением к «вечерней звезде»: Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и чёрных скал вершины... «Астрономическая картина в этом стихотворении совершенно ясна, – писал по этому поводу Н. Кузнецов, – поэт, увидев на вечернем небе звезду и приняв её за «знакомое светило» – Венеру, вспоминает её восход «над мирною страной»,   в   описании   которой   нетрудно   узнать   южный   берег   Крыма...». Однако в 1820 г. (год написания стихотворения) в Гурзуфе поэт не мог видеть Венеру   на   вечернем   небе,   где   могли   быть   видимы   в  то   время   только   две другие   планеты   –   Юпитер   и   Сатурн;   последний   находился   в   созвездии Водолея и заходил около полуночи. «Таким образом, – заключал учёный, – Пушкин хотя и ошибся, приняв одну из этих планет за Венеру, но всё же проявил  незаурядную наблюдательность, признав  в  случайно проглянувшей из­за облаков звезде планету».  Кстати, и пушкинский Онегин наряду с широко популярной в то время художественной,   философской   и   экономической   литературой   читает «творения Фонтенеля», в основе которого лежит учение Н. Коперника. А в 13 1836   г.   в   написанном   к   25­й   годовщине   лицейской   жизни   стихотворении «Была   пора:   наш   праздник   молодой...»  А.С.  Пушкин   в   последний   раз вспоминает об утверждении «упрямого Галилея». Вращается весь мир вкруг человека, – Ужель один недвижим будет он? Можно   предположить,   что   учение   Н.   Коперника   окончательно становится   мировоззрением  А.С.  Пушкина,   оказывается   для   поэта   не случайным знанием, также как его высказывания физического содержания. В «Сценах из рыцарских времён» от 1835 г. один из героев мечтает об изобретении вечного двигателя: «Если я найду вечное движение, то я не вижу границ   творчеству   человеческому...».   О   невозможности   создания   вечного двигателя стало известно лишь с открытием первого начала термодинамики, т.е.   после   смерти   Пушкина.   Вероятно,   поэт   знал   из   печати   о   неудачах изобретателей,   а   возможно,   и   читал   о   существующем   с   1775 г.   отказе Французской академии наук рассматривать проекты вечных двигателей. По крайней мере, в приведённом отрывке нет особой уверенности в успехе дела. А.С.  Пушкин внимательно следил за развитием научной мысли своего времени. Из его наблюдений не исключались те научные отрасли, от которых он, казалось бы, должен быть далёк по роду своих интересов. В 1830 г. поэт подчеркнул быстрый рост научных знаний в различных областях, процесс их непрерывного,   «...открытия   великих представителей   старинной   астрономии,   физики,   медицины   и   философии   «каждодневного»   обновления: состарились и каждый день заменяются другими...»  П.Б. Козловский   рассказывал,   что   за   этим   процессом  А.С.  Пушкин следил   по   новым   книгам   и   особенно   журналам:   «…иногда   случалось   ему читать   в   некоторых   из   наших   журналов   полезные   статьи   о   науках естественных...». 14 Дыхание науки и техники пушкинской эпохи ощущается и в содержании повести «Пиковая дама». Старая графиня качалась «по действию скрытого гальванизма»,   а   в   её   спальне   была   масса   вещей,   «изобретённых   в   конце минувшего   столетия   вместе   с   Монгольфьеровым   шаром   и   Месмеровым магнетизмом».   Кстати,   когда   создавалась   «Пиковая   дама»,   слова «гальванизм»   и   «гальванический»   применялись   в   России   в   их   истинном смысле. Все понимали, что речь идёт об источниках постоянного тока Вольта. Упоминание Монгольфьерова шара и Месмерова магнетизма имеет в том числе и хронологический смысл, указывая на возраст графини, и дату её пребывания  в Париже  («лет  шестьдесят  назад»).  Пушкин  здесь  безупречно точен. Братья Монгольфье пустили первый аэростат, наполненный нагретым воздухом («Монгольфьер»), в Версале в июне 1783 г., и приблизительно около того   же   года   начали   входить   в   моду   опыты   по   внушению   (гипнотические явления   именовались   тогда   «магнетизмом»)   немецкого   врача   Фридриха Антона Месмера (1733–1815). Следует отметить, что Герман – это инженер, скорее всего, выпускник знаменитого Корпуса путей сообщений и рассуждает он в соответствии со своими   физическими   познаниями   и   представлениями.   Например,   его аналитическое рассуждение о наблюдаемом событии: «...Так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». А.С. Пушкин даёт целый ряд деталей, позволяющих судить о профессии Германа. По воспоминаниям друзей, поэт нередко читал публиковавшиеся тогда в российских журналах статьи «о науках естественных» и это позволяло ему достаточно объективно изображать своих героев, имевших хотя бы косвенное отношение к науке и технике. Возможно,   Пушкин   слышал   о   создании   профессором   Казанского университета Н.И. Лобачевским неэвклидовой геометрии. 24 февраля 1926 г. 15 учёный выступил в университете с докладом «Воображаемая геометрия», об этом открытии А.С. Пушкин мог получить элементарные представления от того   же   П.Л. Шиллинга.   По   всей   вероятности,   это   событие   побудило   его вскоре записать следующую мысль: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии». Вероятно,   в   такие   моменты   А.С.   Пушкин   начинал   осознавать,   что   в творчестве поэта и учёного немало общего, как в создании стихов, скульптур или   музыкальных   произведений.   А   именно,   признание   Сальери:   «Ремесло поставил   я   подножием   искусству»   или   «Поверил   я   алгеброй   гармонию» доказывает, что в науке не обойтись без воображения.  Очевидно также, что интерес к науке пробудил у А.С. Пушкина желание в какой­то мере осмыслить применение научных достижений в общественной жизни, в повседневной практике, в технике и её использовании. Возможно, догадываясь   о   неотвратимом   наступлении   научно­технического   прогресса, поэт   рисует   в   «Евгении   Онегине»   картину   будущих   изменений   в   самой России. Лет чрез пятьсот дороги, верно, У нас изменятся безмерно:  Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведёт крещённый мир  На каждой станции трактир. 16 Панорама прогресса написана просто, доходчиво, современно и с долей иронии. Описанный выше отрывок можно сравнить с тем, что происходит в наше   время.   Дороги   действительно   изменяются,   хотя   до   сих   пор   не   так быстро   и   хорошо,   как   хотелось   бы.  «Мосты   чрез   воды»,  верно,   шагают   – посмотрел   бы   поэт   на   многокилометровые   стальные   стрелы,   перекинутые через Волгу и сибирские реки. Думается, они бы его так же вдохновили, как чугунные   мосты   над   Невой.  Горы   раздвигаются,   конечно,   медленнее,   но   и сквозь них прокладывают магистрали. Дерзостные своды под водой и землёй – метро и тоннели. На трассах в большом количестве появляются трактиры на станциях, отсутствие которых поэт ощущал на себе во время многочисленных поездок. Обратите внимание на срок – «лет чрез пятьсот». Прошло 186 лет. Так что не будем торопить события и подгонять нашу неспешную российскую действительность. Как видно из нашей реалии временной прогноз Александра Сергеевича достоверен. Стараясь представить себе практические результаты введения железных  А.С.  Пушкин   вникает   в   технические   подробности дорог   в   России, представлявшихся   проектов,   которые   не   предусмотрены   были представителями   передовой   русской   инженерной   мысли.   В   письме   к В.Ф. Одоевскому   он   писал:   «Некоторые   возражения   противу   проекта неоспоримы. Например, о заносе снега. Для сего должна быть выдумана новая машина. О высылке народа или о найме работников для сметания снега нечего и   думать:   это   нелепость».   В   этих   словах   поэта   поражает   его   смелое техническое предложение русским изобретателям – изобрести механический снегоочиститель. Для  А.С.  Пушкина   ликвидация   русской   технической   отсталости, тормозящей развитие производительных сил в стране, была одной из важных задач русской культуры («просвещения» – согласно его словоупотреблению); 17 с   его   точки   зрения,   технический   прогресс   не   препятствовал   дальнейшему развитию науки, а являлся естественным и закономерным. Русская поэзия откликнулась на разнообразные явления технического прогресса, укоренявшиеся в быту 20–30­х годов. «Пароходы» или «паровозы» на   железных   дорогах   сравнительно   быстро   сделались   предметами поэтического   воспроизведения,   стихотворных   обсуждений   и   размышлений; соответствующая   техническая   терминология   также   установилась относительно быстро, благодаря чему и могла постепенно пополнять русский поэтический словарь. Будучи   редактором  «Современника»,  А.С.   Пушкин   на   его   страницах стремился   помещать   материал,   рассказывающий   о   научных   и   технических достижениях того времени. Благодаря его поддержке в журнале появились статьи   князя   П.Б.   Козловского   «Разбор   Парижского   математического ежегодника», «О надежде», в которой рассказывалось о теории вероятностей. Высоко отзывался поэт о статье некоего Волкова о железных дорогах: «...В самом деле (она) очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого», но не мог напечатать, опасаясь противников железных дорог. Даже накануне дуэли поэт беспокоился о том, чтобы князь П.Б. Козловский не забыл подготовить для журнала свою статью о паровых машинах. А.С. Пушкин высказал и общие мысли о процессе познания: важности опыта, роли случая в достижении научного результата, а также сходстве и различии   в   творческой   деятельности   в   науке   и   искусстве.   Достаточно вспомнить хотя бы откровения Сальери о его попытках проникнуть в тайну гения Моцарта или строчки, ставшие эпиграфом к телепрограмме «Очевидное – невероятное». О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух 18 И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. Этот   фрагмент,   несмотря   на   свою   незавершенность,   по   словам С.И. Вавилова, «гениален по своей глубине и значению для учёного»; каждая его строчка «свидетельствует о проникновенном понимании А.С. Пушкиным методов   научного   творчества».   По   существу,   здесь   подчёркнуты   основные моменты в изучении природы: наблюдение, гипотеза, опыт, эксперимент. В   данном   отрывке  А.С.  Пушкин   Несомненно,   попытался   дать обобщённое   представление   о   научно­творческом   процессе,   об   условиях, определяющих   его   успехи,   о   предвидимых   и   неожиданных   результатах научных исканий, о роли закономерностей и случайностей в истории научных открытий. Основной, одушевляющей мыслью всего фрагмента, является вера в могущество разума; уверенность в том, что грядущие «чудные открытия» неисчислимы, обеспеченные умом и трудом. На   основании   всего   сказанного   можно   утверждать,   что   А.С. Пушкин был не только гениальным поэтом, но и мыслителем, которому не чужды были естественнонаучные   представления,   в   том   числе   по   астрономии   и   физике. Мыслителем,   который   по   достоинству   оценивал   роль   и   значение   развития науки   и   техники   в  прогрессе   общества.  А.С.  Пушкин   зорко   разглядел   все великие   вопросы   своего   времени.   Он   приветствовал   русский   научно­ технический прогресс, который послужит для дальнейшего развития России.  По выводам одного из исследователей его творчества – М.П. Алексеева, он «верил в науку, считая её одним из важнейших двигателей культуры, но он был так же далёк от односторонних увлечений в науке»: она предстояла перед ним   как   единое   мощное   орудие,   оказывающее   существенную   помощь творческому восприятию действительности. 19 Вывод:   Великий   русский   поэт   А.С.   Пушкин,   по   оценке   его современника – царя Николая Первого, «умнейший человек России». Пушкин явил   нам   универсальность   человеческого   гения.   Он   и   поэт,   и   прозаик,   и драматург, и публицист, и историк, и …немного физик!  20 ГЛАВА 4. ФИЗИКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА Сколько ярких картин природы и её ошлпроявлений представлено на страницах   пушкинских   произведений!   Его   наблюдения   разнообразны   и удивительно   точны.   Это   взгляд   зоркого   исследователя,   досконально изучившего   «объект   наблюдения»,   увидевшего   в   нём   то,   чего   не   смогли подметить   другие.   И   при   этом   ­   ничего   лишнего,   случайного.   Все   факты предельно лаконичны, изложены по порядку, т.е. систематизированы.  Описания   природы   и   явлений   у   А.С.   Пушкина   не   только   словесно красивы  ­   их   отличает   предельная   точность,  полнота   и   завершённость.  Он часто обращает внимание на то, чего до него никто не замечал.  …Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана... …Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета... …Морозна ночь, всё небо ясно; Светил небесных дивный хор Течёт так тихо, так согласно... Для   большинства   разделов   физики   найдутся   поэтические   строки великого русского поэта.  Внутри   этой   главы   строки   из   произведений   А.С.   Пушкина сгруппированы по основным темам курса «Физика»:  Механика;  Молекулярная физика;  Электродинамика;  Оптика. 21 22 ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ВЕЛИЧИНЫ Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м. Верста 1066 м. Методы   исследования физики. Время   ­   одно   из   основных понятий   философии   и   физики, мера длительности существования всех   объектов,   характеристика последовательной   смены   их состояний в процессах изменения и развития. Траектория   –   линия   вдоль которой движется тело. Различают видимые и невидимые траектории. Движение   по   окружности. Кот,   известный   своей   учёностью, совершает механическое движение относительно дуба.   –   Инерция явление сохранения   скорости   тела   в отсутствии   действия   на   него других тел. Сказка о царе Салтане …Наступает срок родин  Сына Бог им дал в аршин… Сказка о попе и о работнике его Балде …Задам тебе, вражёнок, задачу, Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь, там сивая кобыла? Кобылу подними ты, Да неси полверсты… Монах  …Из бедного седого простяка Панкратий вдруг в Невтоны претворился. Обдумывал, смотрел, сличал, смекнул И в радости свой опрокинул стул. И, как мудрец, кем Сиракуз спасался, По улице бежавший бос и гол, Открытием своим он восхищался И громко всем кричал:  «Нашёл! нашёл!»… Телега жизни Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везёт, не слезет с облучка. С утра садимся мы в телегу; Мы рады голову сломать И, презирая лень и негу, Кричим: пошёл!….. Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас; нам страшней И косогоры, и овраги; Кричим: полегче, дуралей! Катит по­прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И, дремля, едем до ночлега ­ А время гонит лошадей. МЕХАНИКА Кинематика            Руслан и Людмила          …Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Руслан и Людмила …У лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Все ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.. 23 Руслан и Людмила …Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой… Законы Ньютона. Силы в природе Здесь   представлены   далеко   не   все   физические   явления,   которые описаны великим поэтом.  Вывод:   Перечитывая   произведения   А.С.   Пушкина,   вы   найдёте   ещё множество   ярких   и   образных   описаний   природных   явлений,   имеющих физическое   содержание.   В   знак   благодарности   великому   русскому   поэту хочется вспомнить строки из стихотворения Николая Алифиренко:  Мы любим Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски, Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Работая над рефератом, я убедился в том, что, действительно, «читая А.С. Пушкина, можно изучать физику». Также получили подтверждение тому, что   гениальный   русский   поэт,   выдающийся   представитель   гуманитарных областей   человеческой   культуры,   стремился   разобраться   в   том,   что   несёт человеку наука.  Практическая   значимость   работы:   данный   материал   может   быть использован   как   дополнительный   источник   для   изучения   творчества   А.С. Пушкина или при обобщении знаний по физике. Планируется   дальнейшая   работа:   изучение   физических   свойств   и явлений в творчестве других поэтов. Действительно, мир многообразен,  и  нельзя  его делить на отдельные составные части, белое и чёрное, физику и лирику. Все школьные предметы взаимосвязаны,   и   по­настоящему   образованный   культурный   человек может быть одновременно и физиком, и лириком. А.С. Пушкин  понимал,  что  знания ­ такое  же богатство  страны, как запасы недр, полей и лесов. Знания ­ капитал, залог и необходимый потенциал развития общества. Хочется   обратить   внимание   на   строки  А.С.   Пушкина,   обращённые   к нашему поколению:    Как хорошо! Вот сладкий плод ученья! Как с облаков ты можешь обозреть Все царство вдруг: границы, грады, реки. Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни... Учись, мой сын, и легче и яснее 25 Державный труд ты будешь постигать.  «Борис Годунов» СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Литература 1. А.С.   Пушкин.   Драматические   произведения,   поэмы,   сказки, стихотворения: Т. 1:М.: РИПОЛ КЛАССИК, Самарский Дом печати, 1996.  2. Алексеев, М.П.   Пушкин:   Сравнительно­исторические исследования / М.П. Алексеев. – Л.: Наука, 1984. 3. 4. В.В. Вересаев. Пушкин в жизни. М.: Московский рабочий, 1984.  Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. М.: Молодая гвардия, 1989. 5. 6. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982. Модзалевский   Б.Л.   Род   и   потомство   Ломоносова.   // Ломоносовский сборник. СПб.: Академия наук, 1911. 7. 8. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.  Пушкин, А.С. Соч: в 3 т. / А.С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1985–1986. 9. Соловьёв, Ю.И.   М.В.   Ломоносов   в   оценке   А.С.   Пушкина / Ю.И. Соловьев // Вопросы истории естествознания и техники. – 1983. – № 4. С. 65­69. 10. Тихомирова С.А. «Пушкин и физика» / журнал «Физика в школе» №3 1999 г. 11. Чистякова Т.А. Физика в Пушкинском лицее / Т.А. Чистякова  // Физика в школе. 1987. №6. С. 25­28. 12. Щербаков Р. Н. Конференция на тему «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» / журнал «Физика в школе» №3 1999  26 13. Яроцкий, А.В.   Павел   Львович   Шиллинг.   1786­1837 /   А.В. Яроц­ кий. – М.: Изд­во АН СССР, 1963. 14. Нестандартные   задачи   по   физике.   Для   классов   гуманитарного профиля/ А.И. Семке. – Ярославль: Академия развития, 2007.  Интернет­ресурсы 15. Голубь   П.А.   А.С.   Пушкин   и   естествознание   его   времени. [Электронный   ресурс]/   Режим   доступа: www.altspu.ru/Journal/pedagog/ pedagog_6/a26.html (Дата обращения 01.04.2016) 16. Григорьева Е.А. Пушкин, физика и мы. Викторина. [Электронный ресурс]/   Режим   доступа: pushkin­fizika­i­my­viktorina (Дата обращения 25.03.2016)  http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/03/26/ 17. Дмитрева.К.   Драгоценные   подарки   Пушкину   [Электронный  http://www.acapod.ru/2274.html#ixzz2B4CsOFQ1 ресурс]/   Режим   доступа: (Дата обращения 01.04.2016) 18. Карцов Я.И. Физика в Пушкинском лицее [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.eduspb.com (Дата обращения 31.03.2016) 19. Ломакин   А.В.   Викторина   «Пушкин   и   физика»   [Электронный ресурс]/   Режим   доступа:   http://ladlav.narod.ru/pushkin.htm   (Дата   обращения 18.03.2016) 20. Лучков   Б.И.   Пушкин   и   физика.   [Электронный   ресурс]/   Режим доступа: http://fiz.1september.ru/2000/no21_1.htm (Дата обращения 25.03.2016) 21. Яшина В.А. Методическая разработка внеклассного мероприятия по   физике   «Физика   и   лирика»   [Электронный   ресурс]/   Режим   доступа:   http://www.metod­kopilka.ru/metodicheskaya_ meropriyatiya_po_fizike__fizika_i_lirika­40381.htm 10.03.2016) 27 razrabotka_vneklassnogo_ обращения  (Дата

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"

Учебный проект "Читая А.С. Пушкина, изучаем физику"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017