Елена Николаевна Щанова
учитель физики
МБОУ «Средняя школа № 3 города Няндома»
г. Няндома
Архангельская обл.
Математика на уроках физики
Краткая аннотация
В статье рассказывается о том, что математика часто используется в физике и в определённой мере определяет ход физического образования. Суть физических процессов можно изучать на основе доступных школьникам понятий математики. Одновременно это обеспечивает повышение уровня математической подготовки. К тому же учащиеся видят, что абстрактные математические формулы и понятия имеют реальное воплощение в физических процессах.
Ключевые слова: математика,
физика, формулы, физические процессы, преобразования.
Большое место при изучении различных разделов физики, начиная с 7 класса, отводится решению задач. Это одно из важнейших средств развития мыслительных и творческих способностей учащихся, это средство формирования ряда практических умений и навыков, это способ проверки уровня понимания и осмысления изученного материала.
Большинство физических задач требует проведения определенных расчетов, вычислений для получения конечного результата. Часто задача бывает правильно оформлена, решена в общем виде с применением физических формул, но ребята испытывают трудность в проведении расчетов. Поэтому, начиная с 7 класса, я рекомендую использовать на уроках физики самые простые микрокалькуляторы. Обычно к этому времени обучающиеся уже имеют навыки работы с калькулятором: выполняют простейшие операции сложения, вычитания, деления, умножения, возведения в квадрат, извлечение квадратного корня. Все это, безусловно, упрощает процесс решения задач.
К 7 классу для успешной работы на уроках физики у обучающихся должны быть сформированы навыки всех арифметических действий с целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями. Нахождение общего знаменателя, дополнительного множителя при действии с дробями, правила приближенного вычисления и округления чисел – часто вызывают у ребят затруднения.
На первых уроках в 7 классе мы выполняем лабораторную работу «Определение размеров малых тел», где знакомим обучающихся с методом рядов.[2] Одно из заданий заключается в том, что нужно определить размер молекулы на фотографии и ее истинный размер при увеличении в 70000 раз. Сложным для ребят оказалось проведение такого расчета:
= 0,0000357 мм
Вызывает затруднения деление и умножение на число, меньше единицы.
Например: 4 : 0, 0002 или 5,4 · 0,001
При изучении темы «Механическое движение» обучающиеся должны иметь понятие об использовании буквенных обозначений, о прямой и обратной пропорциональности, уметь выражать искомую величину из данной формулы. Особенно плохо ребята справляются с теми задачами, где требуется провести математическое преобразование, и даже самые простейшие преобразования у некоторых ребят вызывают затруднения.
Например:
S - путь V - скорость t – время
V= Выразить S - ? t - ?
Ребята легко запоминают единицы измерения физических величин, но перевод дольных и кратных единиц в основные (системы СИ) вызывает у них затруднение.
Проблемы возникают при переводе значения скорости из в .
Например: 36 = 36 = 10
Задача №1.[1]
В течении 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
В этой задаче время дано в секундах, значит скорость нужно представить в м/с.
V = 72 = = 20
S = V· t S = 20 · 30 с = 600 м
В процессе изучения этой темы мы уже работаем с графиками пути S(t) и скорости V(t) для равномерного движения, т.е. обучающиеся должны уметь определять по графику абсциссу и ординату точки в прямоугольной системе координат, уметь изображать точку по заданным координатам и строить графики прямой пропорциональности.
Задача №2.[2]
На рисунке изображен график пути равномерного движения. На графике OS – ось пройденных путей, Ot – ось времени. Найти по графику путь, пройденный телом за 10 часов и скорость движения.
Решение: S, км
t = 10 ч S = 500 км 500
|
0 10
При изучении темы «Плотность вещества» необходимо знать:
1) единицы измерения массы тела и соотношения между ними;
Например: Выполняя лабораторную работу «Измерение массы тела на рычажных весах»[2] ребята испытывают трудности при переводе единиц массы:
m = 52 г 300 мг = 52,3 г = 0,0523 кг
2) способы вычисления площади и объема тела, единицы измерения этих величин и соотношения между ними;
S = a b – площадь прямоугольника
V = a b c – объем прямоугольного параллелепипеда
V = S h – объем цилиндра
S = - площадь круга
l = 2πr – длина окружности
Задача №3.[2]
Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 тонны. Сколько листов железа можно на нее погрузить, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см, толщина 2 мм?
Дано: СИ Решение:
a = 2 м 1) V = a b c
b = 80 см 0,8 м V = 2 м· 0,8 м · 0,002 м = 0,0032
с = 2 мм 0,002 м 2) m = ρ · V
ρ = 7800 m = 7800 · 0,0032 = 25 кг
М = 3 т 3000 кг 3) N =
N - ? N = = 120
Ответ: 120 листов.
Очень часто в условии задачи объем жидкости задан в литрах, поэтому нужно знать и уметь пользоваться соотношением: 1 м ³ = 1000 л 1 л = 0,001 м ³
Изучая понятие силы, мы уже в 7 классе делаем упор на то, что сила – векторная величина, которая характеризуется не только модулем (числовым значением), но и направлением. Силу на чертеже изображают в виде направленного отрезка прямой со стрелкой на конце. Обучающиеся должны знать, что длина отрезка равна модулю силы в выбранном масштабе.
Задача №4.[2]
Мешок муки имеет массу 50 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на мешок, и изобразите ее на рисунке.
Решение:
= m g = 50 кг·10 = 500 Н
|
Уже здесь применяется обозначение вектора, но вскользь,
не заостряя на этом внимания.
В конце 7 класса изучается вопрос о КПД простого механизма. Предполагается, что учащиеся должны знать понятие процента и его вычисление:
КПД = ·100% 100% = 1 40% = 0,4
В 8 классе к перечисленным знаниям по математике добавляется умение работать с числом в степени, знать правила действия со степенями:
= 10000 = 0, 0001
Задача № 1.[3]
Удельная теплота сгорания топлива q = 1, 4 · Дж / кг. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании 0,4 кг этого топлива?
Q = q·m Q = 0,4 кг · 1, 4 · Дж / кг = 0,56 · Дж = 56 · Дж
Последнее преобразование числа обычно вызывает затруднение у ребят.
Задача № 2.[3]
Какая масса дров сгорела, если при этом выделилось 50 000 кДж энергии?
m = m = = кг = 5 кг
При решении задач на расчет общего количества теплоты необходимо производить сложение :
Q = Q1 + Q 2 Q = 6,8 · Дж + 8,4 · Дж = 15,2 · Дж
или 3,2 · Дж + 82 000 Дж = · ( 3,2 + 0,82) Дж = 4,02 · Дж
При изучении темы «Электризация тел» тоже приходится работать со степенями.
Задача № 3 .[3]
Какому числу электронов соответствует заряд электроскопа, равный – 6,4 · Кл?
N = N = = 4 ·
При изучении темы «Закон Ома для участка цепи» мы знакомимся с формулой I = U/R, где силу тока можно рассмотреть как функцию двух переменных. Установить функциональную зависимость между силой тока и одной из них можно лишь в том случае, если третья величина зафиксирована (например, R = const). При построении графика зависимости I(U) можно использовать тот же способ, что и в алгебре (с помощью таблицы, где U- аргумент, I- функция). Необходимо обратить внимание учащихся на сведения из курса математики:
1) Так как между силой тока и напряжением зависимость прямая, то достаточно двух точек для построения графика зависимости силы тока от напряжения.
2) Так как между силой тока и сопротивлением зависимость обратная, то двух точек уже недостаточно.
Следует напомнить, что если между двумя физическими величинами установлена функциональная зависимость, то ее можно задать тремя способами: формулой, таблицей и графиком.
В конце 8 класса при изучении темы «Световые явления» учащимся необходимо знать понятие угла, градусной меры углов, уметь пользоваться транспортиром и циркулем. Как видим, взаимосвязь физики с математикой настолько очевидна, что не говорить об этом нельзя.
В 9 классе самая сложная программа по физике за курс основной школы. Здесь изучается механика – раздел физики о движении и взаимодействии тел.[4] Его можно назвать «математической физикой», так как основной упор делается на решение задач и учащимся не обойтись без соответствующей математической подготовки. Необходимо повторить следующие понятия: система координат, вектор, действия с векторами, умножение вектора на скаляр, правила сложения и вычитания векторов (правило треугольника и правило параллелограмма), проекция вектора на координатную ось.
Задача №1.[5]
В начальный момент времени тело находилось в точке с координатами xo = - 2 м, yo = 4 м. Затем тело переместилось в точку с координатами x = 2 м, y = 1 м. Найти проекции вектора перемещения на ось x и y и модуль вектора перемещения.
= x – xo = 2 м – (- 2 м) = 4 м
= y – yo = 1 м – 4 м = - 3 м
Эта задача предполагает знание теоремы Пифагора:
= + = 16 м² + 9 м² = 25 м² S = 5 м
В процессе изучения физики в 9 классе широко пользуются такими математическими понятиями как функция, графики функции, т. е. устанавливают функциональную зависимость между физическими величинами. Известно, что формулировка любого физического закона имеет математическую форму, т.е. записывается в виде некоторой функциональной зависимости. Так для формулировки физических законов часто используются слова «прямо пропорционально» и «обратно пропорционально». Не все понимают смысл этих терминов. При изучении раздела механики «Кинематика» приходится иметь дело со следующими математическими функциями:
· линейной функцией вида y = ax (например: зависимость между перемещением и временем при равномерном движении S = V· t)
· линейной функцией вида y = ax + b (зависимость скорости от времени при равноускоренном движении V = Vo + at )
· квадратичной функцией вида y = a (зависимость кинетической энергии от скорости при постоянной массе = )
· квадратичной функцией вида y = a + bx (зависимость перемещения от времени при равноускоренном движении S = Vo t + / 2) [4]
Таким образом, суть физических процессов можно изучать на основе доступных школьникам понятий математики. Одновременно это обеспечивает повышение уровня математической подготовки. К тому же учащиеся видят, что абстрактные математические формулы и понятия имеют реальное воплощение в физических процессах.
В общеобразовательной школе изучение математики и естественных дисциплин происходит параллельно. Математика часто используется в физике и в определённой мере определяет ход физического образования. Преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и геометрии.
Список источников:
1. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике», Москва «Просвещение», 2005 г.
2. А.В.Перышкин «Физика 7класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Дрофа», 2009 г.
3. А.В.Перышкин «Физика 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Дрофа», 2009 г.
4. А.В.Перышкин, Е.М. Гутник «Физика 9 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Дрофа», 2009 г.
5. А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике», Москва «Просвещение», 2005 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.