ВСЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ТИПЫ ЗАДАЧ
ВСЕХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
СПОСОБЫ РЕШЕНИЙ ВСЕХ ВИДОВ ЗАДАЧ.
КРАТКИЕ ЗАПИСИ. ЧЕРТЕЖИ. ФОРМУЛЫ.
Типы и виды задач в начальной школе.
Решение задач - это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся, но в то же время- это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.
В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.
С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен:
- уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;
- уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми;
- уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;
- уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики;
- умение составлять задачи.
В начальном курсе
математике понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об
арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в котором находят
отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их
называют «текстовыми», « сюжетными», «вычислительными» или
«практическими».
Начальный курс математики ставит основной целью
научить младших школьников решать задачи арифметическим методом, который
сводится к выбору арифметического действия или действий, моделирующих связи
между данными и искомыми величинами. Оно оформляется в виде последовательности
числовых равенств или выражением, к которым даются пояснения.
Виды задач:
• Простые;
• Текстовые;
• Составные;
• Обратные;
Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой, так что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. В подготовительный период перед знакомством с составной задачей одной из форм работы является решение простых задач. Простые задачи являются составными частями одного из
способов введения составных задач. Решение
составной задачи всегда начинается знакомством с условием и вопросом к ней.
Далее используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить
величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам
относятся и иллюстрация задачи.
Наряду с предметной иллюстрации, начиная с 1
класса, используется и схематическая – это краткая запись условия задачи.
В краткой записи фиксируются в удобнообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1).Краткую запись составлять на основе анализа текста
задачи;
2). В краткой записи должно быть
минимальное количество условных обозначений;
3). Количество вопросительных
знаков в краткой записи должно соответствовать
количеству действий в задачи;
4). Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
В формировании умения решать текстовые задачи велика роль правильно организованного разбора задачи. В методике обычно говорят о двух способах проведения такой работы: о разборе от данных к искомым значениям и, наоборот. От искомых (вопроса задачи) к данным (известным) значениям. Первый называется синтетическим, второй – аналитическим. Возможна их комбинация – аналитико-синтетический способ рассуждений.
Составление задач по краткой записи – важный этап в работе над составной задачей и отработке навыков решения ее. Эту работу надо начинать еще при работе над простой задачей и параллельно с записью краткого условия задачи. Сначала рекомендуется научить составлять краткое условие составной задачи, решать ее, затем предложить аналогичную краткую запись, но с другими числами и попросить сформулировать задачу, аналогичную данной. Затем постепенно, работая над составлением задач, менять формы краткой записи условия задачи и исключать предварительную работу с заданной задачей и ее краткой записью
Пояснения к решению задач. Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы. Работа по осознанию хода решения той или иной математической задачи дает импульс к развитию мышления ученика.
При изучении задач в курсе математики, как простых, так и сложных, как обычных арифметических, так и типовых оказывается высокоэффективным систематическое применение так называемого метода обратных задач. Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные задачи объясняется как первопричиной тем, что такой путь заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключенных в содержании задачи. Это и обеспечивает – на языке дидактики – глубокое и прочное усвоение материала. На составление и решение обратной задачи уходит несравненно меньше времени, чем на решение новой задачи, так как числовые данные и сюжет остаются прежними; производится здесь лишь логическая операция по переосмыслению ролей чисел; неизвестное в прямой задаче становится известным и наоборот.
Типичные краткие записи представляю вам ни листах. В первом классе это могут быть рисунки, геометрические фигуры, но с умением писать вводятся краткие записи.
Так же представляю вам типы задач в начальной школе, каждому типу своя краткая запись.
ЧАСТИ ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ ДЛЯ ЛЮБОГО КЛАССА
Выучить и знать всегда:
Компоненты любой задачи:
УСЛОВИЕ – ВОПРОС – РЕШЕНИЕ – ОТВЕТ
Задание
Прочитай задачу и подчеркни УСЛОВИЕ – синей ручкой, ВОПРОС – зелёной ручкой. ОПОРНЫЕ СЛОВА – обведи в овал простым карандашом.
Объяснение
Например, в задаче:
В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?
------------------------------------------------- --------------------------------------
ОПОРНЫЕ СЛОВА нужно уметь находить для нахождения главного в задаче.
Опорные слова – это основа краткой записи.
В указанной задаче опорные слова:
Первое опорное слово – БЕЛЫХ (выделено жирным), который сокращаем в первом классе Б., но, начиная со второго класса, БЕЛ.
Второе опорное слово – РОЗОВЫХ (выделено жирным),, которое в первом классе сокращаем Р., но, начиная со второго класса, РОЗ.
Третье опорное слово всегда содержится в вопросе. В данной задаче третье опорное слово – ВСЕГО, которое в краткой записи задачи заменяется ФИГУРНОЙ СКОБКОЙ С ВОПРОСОМ ПОСЕРЕДИНЕ.
Б. – 3
г.
Р. – 2 г. ? г.
Потренируйся
Прочитай задачи и подчеркни УСЛОВИЕ – синей ручкой, ВОПРОС – зелёной ручкой. ОПОРНЫЕ СЛОВА – обведи в овал простым карандашом.
1) В вазе лежало 5 карамелек и 3 шоколадных конфеты. Сколько всего конфет лежало в вазе?
2) За два дня Вера прочитала 8 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы. Сколько страниц она прочитала во второй день?
3) У Оли было 3 куклы. На день рождения девочке подарили 4 куклы. Сколько кукол стало у Оли?
4) В автобусе ехало 9 человек. На остановке вышли 5 человек. Сколько человек осталось в автобусе?
5) У Юры 3 машинки, а у Максима 5 машинок. Сколько всего машинок у мальчиков?
6) Саша и Лёва поймали 8 карасей. Лёва поймал 3 карася. Сколько карасей поймал Саша?
7) У Васи 5 марок, а у Коли на 4 марки больше. Сколько марок у Коли?
8) Длина огорода 7 м, а его ширина на 2 м меньше. Какова ширина огорода?
9) У портнихи 5 катушек белых ниток, а чёрных катушек на 2 меньше. Сколько катушек чёрных ниток у портнихи?
10) На одном этаже 5 жильцов, а на другом этаже на 2 жильца меньше. Сколько жильцов на другом этаже?
11) За два дня турист прошёл 9 км. В первый день он прошёл 4 км. Сколько км он прошёл во второй день?
12) Длина синего отрезка 4 см, а красного на 2 см больше. Чему равна длина красного отрезка?
13) На столе стояли 4 тарелки. Мама поставила ещё 2 тарелки. Сколько тарелок стало на столе?
14) У Вани было 2 диска с мультфильмами. Ему купили ещё 3 диска. Сколько дисков стало у Вани?
15) В первой группе детского сада 5 детей, во второй на 3 ребёнка меньше. Сколько детей во второй группе?
16) На ветке сидело 3 воробья и 2 снегиря. Сколько всего птиц сидело на ветке?
17) Серёжа исписал за первую четверть 3 тетради, за вторую четверть – 4 тетради, а за третью четверть столько, сколько за первую и вторую вместе. Сколько тетрадей исписал Серёжа в третьей четверти?
18) В одном стручке 5 горошин и в другом столько же. Сколько горошин в двух стручках?
19) На стоянке было 2 машины. Вечером приехало ещё 2 машины. Сколько машин стало?
20) У кошки 4 белых и столько же черных котят. Сколько всего котят у кошки?
21) В букете 2 колокольчика, 5 ромашек, а васильков столько, сколько колокольчиков и ромашек вместе. Сколько васильков в букете?
22) На кусте было 3 распустившиеся розы. Скоро распустилось ещё 3 роз. Сколько роз стало на кусте?
23) В спортивном зале занималось 6 человек. Когда несколько человек пришло, то стало 10 человек. Сколько человек пришло в спортивный зал?
24) У подъезда росло 4 дерева. Дети посадили столько же деревьев. Сколько деревьев стало у подъезда?
25) У мамы было 4 гвоздики. Потом ей подарили ещё 3 гвоздики. Сколько гвоздик стало у мамы?
26) На даче росли 4 куста смородины. Посадили ещё 2 куста. Сколько кустов смородины стало на даче?
27) Бабушка испекла 10 пирожков. После обеда их осталось 9. Сколько пирожков съели за обедом?
28) На опушке играло 7 лисят. Когда несколько лисят убежало, осталось 3 лисёнка. Сколько лисят убежало?
29) В первый день Митя нарисовал 3 рисунка, во второй 6 рисунков. Сколько всего рисунков теперь у Мити?
30) В классе 9 дисков. Из них 7 с песнями, а остальные со сказками. Сколько дисков со сказками в классе?
ПАМЯТКА (алгоритм)
«КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Выдели условие и вопрос.
3. Запиши условие кратко или выполни чертёж.
4. Подумай можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что надо узнать сначала, что потом?
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и запиши ответ задачи.
Примерный план ответа-рассуждения ребенка при решении
задачи:
Анализ задачи.
1. Известно, что … (расскажи условие задачи)
2. Надо узнать… (повтори вопрос)
3. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо …
4. Сразу мы не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем…
5. Поэтому в первом действии мы узнаем …
6. Во втором действии мы ответим на вопрос задачи. Для этого … ( какое действие выполняем)
1.Задачи на нахождение суммы
В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?
Б. – 3
г.
Р. – 2 г. ? г.
3 + 2 = 5 (г.)
Ответ: 5 гвоздик в вазе.
Во дворе было 3 мальчика. К ним пришли ещё 2 мальчика. Сколько мальчиков стало во дворе?
Было – 3
м.
Пришли – 2 м.
Стало – ? м.
3 + 2 = 5 (м.)
Ответ: 5 мальчиков стало во дворе.
В пакете лежали 3 зелёных , 2 жёлтых яблока, а красных яблок столько сколько зелёных и жёлтых яблок вместе. Сколько красных яблок лежало в пакете?
З. – 3 яб.
Ж. – 2 яб. К. - ? яб.
3 + 2 = 5 (яб.)
Ответ: 5 яблок в пакете.
2.Задачи на нахождение остатка
На тарелке было
5 персиков. 3 персика съели. Сколько персиков осталось на тарелке?
Было – 5 п.
Съели – 3 п.
Осталось – ? п.
5 – 3 = 2 (п.)
Ответ: 2 персика осталось на тарелке.
3.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?
Б. – 5 п.
М. –?
п., на 2 п. больше
Рассуждай так: На 2 больше, это значит столько же сколько и больших подосиновиков и ещё 2.Значит надо к 5 прибавить ещё два.
5 + 2 = 7 (п.)
Ответ: 7 маленьких подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы
меньше. Сколько кукол у Ани?
Ир. – 5 к.
Ан. –? к., на
2 к. меньше
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рассуждай так: На 2 меньше, это значит столько же сколько и кукол у Иры, но без 2. Значит надо от 5 отнять два.
5 – 2 = 3(к.)
Ответ: 3 куклы у Ани.
4.Задачи на разностное сравнение
У
Вики 5 тетрадей, а у Марины 2 тетради. На сколько больше тетрадей у Вики, чем у
Марины? (На сколько меньше тетрадей у Марины, чем у Вики?)
В. – 5 т.
М. – 2 т. на ? т.
Рассуждай так: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
5 – 2 = на 3(т.)
Ответ: на 3 тетради больше у Вики, чем у Марины
5.Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В
саду было 6 роз. Из них 4 красные, а остальные розовые. Сколько розовых роз
было в саду?
К. – 4
р.
Р. – ? р. 6 р.
6 – 4 = 2 (р.)
Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Ответ: 2 розовые розы цвели в саду.
У Саши 6 самолётиков. Когда мама купила ему ещё несколько самолётиков, у него их стало 10. Сколько самолётиков купили Саше?
Было – 6 с.
Купили - ? с.
Стало – 10 с.
10 – 6 = 4 (с.)
Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Ответ: 4 самолётика купили Саше.
6.Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В саду были розы. 4 розы срезали, и осталось ещё 3 розы Сколько роз было в саду?
Было –? р.
Срезали – 4 р.
Осталось – 3 р.
3 + 4 = 7 (р.)
Рассуждай так: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Ответ: 7 роз цвели в саду.
7.Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В саду цвели 7 роз. Несколько роз срезали, и осталось ещё 3 розы Сколько роз срезали в саду?
Цвели –7 р.
Срезали – ? р.
Осталось – 3 р.
7 – 3 = 4 (р.)
Рассуждай так: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность
Ответ: 4 розы срезали в саду.
8.Задачи на умножение
В одном наборе 3 ручки. Сколько ручек в 7 наборах?
1н.- 3 р.
7н. - ? р.
Рассуждай так: 3 ручки повторяются 7 раз, значит,
3 • 7 = 21(р.)
Ответ: 21 ручка в 7 наборах.
9.Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?
Б. – 6 п.
М. –? п., в 2
раза. больше
6 • 2 = 12(п.)
Ответ: 12 маленьких подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Ани?
Ир. – 6
к.
Ан. –? к., в
2 раза меньше
6 : 2 = 3(к.)
Ответ: 3 куклы у Ани.
10.Задачи на деление по содержанию и на равные части
18 апельсинов раздали детям по 3 штуки каждому. Сколько детей получили апельсины?
1 р.— Зап.
? д. —18 ап.
18:3 = 6 (д.)
Ответ: 6 детей получили апельсины.
18 апельсинов раздали 6 детям поровну. Сколько апельсинов получил каждый ребёнок?
6 д.—18 ап.
1 р. — ? ап.
18:6 = 3(ап.)
Ответ: 3 апельсина получил каждый ребёнок.
11.Задачи на кратное сравнение
В одной вазе 6 яблок, в другой вазе 3 яблока. Во сколько
раз в первой вазе яблок
больше, чем во второй? (Во сколько раз во второй вазе меньше яблок, чем в первой?)
I – 6 яб. Во ? раз
II – 3 яб
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее:
6:3 = в 2(р.)
Ответ: в 2 раза больше яблок в первой вазе, чем во второй (в 2 раза меньше яблок во второй вазе, первой).
12.Задачи с косвенными вопросами
В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинки меньше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?
I – 10 к., это на 3 к. меньше
II – ? к.
Рассуждай так: Если в первой книжке на 3 картинки меньше, то во второй книжке на 3 картинки больше:
10 + 3 = 13 (к.)
Проверяю: в одной книжке 10 картинок, а другой 13. В первой книжке на 3 картинки меньше. Верно.
Ответ: 13 картинок во второй книжке.
В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинки больше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?
I – 10 к., это на 3 к. больше
II – ? к.
Рассуждай
так: Если в первой книжке на 3 картинки больше, то во второй книжке на 3
картинки меньше:
10 - 3 = 7 (к.)
Проверяю: в одной книжке 10 картинок, а другой 7. В первой книжке на 3 картинки больше. Верно.
Ответ: 7 картинок во второй книжке.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у Серёжи?
В. – 4 м., это в 2 раза меньше
С. – ? к.
Рассуждай
так: Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.
4 • 2 = 8(м.)
Проверяю: у Валеры 4 машинки, у Серёжи 8 машинок. У Валеры машинок в 2 раза меньше. Верно.
Ответ: 8 машинок у Серёжи.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза
больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у Серёжи?
В. – 4 м., это в 2 раза больше
С. – ? к.
Рассуждай так: Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.
4 : 2 = 2(м.)
Проверяю: у Валеры 4 машинки, у Серёжи 2 машинки. У Валеры машинок в 2 раза больше. Верно.
Ответ: 2 машинки у Серёжи.
13.Задачи на цену, количество и стоимость
Килограмм яблок стоит 30 рублей. Сколько стоят 3 кг яблок?
Цена Количество Стоимость
30 руб. 3 кг ? руб.
Ст = Ц • К
30 • 3 = 90 (руб.)
Ответ: 90 рублей заплатили за 3 кг яблок.
За 3 кг слив заплатили 60 рублей. По какой цене покупали сливы?
Цена Количество Стоимость
? руб. 3 кг 60 руб.
Ц = Ст : К
60 : 3 = 20 (руб.)
Ответ: 20 рублей стоит 1 кг слив.
Килограмм груш стоит 20 рублей. Сколько груш купили, если за покупку заплатили 60 рублей?
Цена Количество Стоимость
20 руб. ? кг 60 руб.
К = Ст : Ц
60 : 20 = 3 (кг)
Ответ: 3 кг груш купили.
14.Задачи нахождение числа по доле и доли по числу.
В книге 90 страниц. Дедушка прочитал 1/3 часть книги. Сколько страниц прочитал дедушка?
Вся кн. – 90 стр.
1/3 кн. - ? стр.
Рассуждай так: Чтобы найти долю числа, надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель.
90 : 3 • 1 = 30 (стр.)
Ответ: 30 страниц прочитал дедушка.
Длина ¼ верёвки составляет 8 метров. Определи длину всей верёвки.
¼ в . – 8м
Вся в. - ? м
8: 1 • 4 = 32 (м)
Ответ: 32 метра длина всей верёвки.
Методика Узоровой-Нефёдовой
ПО РЕШЕНИЮ ВСЕХ ВИДОВ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ.
ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ
После нахождения опорных слов, составления краткой записи или чертежа, мы настоятельно рекомендуем ЛЮБУЮ задачу начинать решать С КОНЦА, то есть с ВОПРОСА. Эта СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ приведет ребёнка к правильному решению ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ.
В приведённых ниже разборах задач, ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ ТОГО, ЧТО НАДО НАЙТИ сначала идёт после слов: Рассуждай так.
Потом ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ
превращается в схему, типа:
Осталось Ушло
Как составлялась эта схема? Была задача:
Во дворе гуляли 16 ребят. Сначала домой ушли 6 девочек, а потом 3 мальчика. Сколько ребят осталось во дворе?
Пошаговый образец рассуждения вслух ребёнка:
Решаем с конца, с вопроса.
- Что спрашивается в задаче?
- сколько ребят осталось.
- значит, первое слово в цепочке пишем - осталось.
Осталось
- чтобы узнать, сколько осталось, надо знать, сколько БЫЛО и сколько УШЛО. Сколько БЫЛО мы знаем, сколько УШЛО – не знаем, значит в цепочке дописываем слово Ушло.
Осталось
Ушло
- так как в цепочке ДВА СЛОВА, то, значит, в задаче ДВА ДЕЙСТВИЯ.
РЕШАЕМ ЗАДАЧУ, РАСРУЧИВАЕМ ЦЕПОЧКУ С КОНЦА.
- Первое слово с конца – УШЛО, значит, сначала узнаем,
сколько ребят УШЛО:
6+3 = 9 (р)
- Второе слово в цепочке – Осталось. Значит, вторым действием мы отвечаем на главный вопрос задачи и узнаём, сколько ребят Осталось.
16 – 9 = 7 (р)
Почему так важна такая ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ,
которая пишется слева направо, а
раскручивается с конца, справа налево?
Почему ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ НЕОБХОДИМА
при решении КАЖДОЙ ЗАДАЧИ?
· Потому что ТОЛЬКО при ТАКОМ систематическом ПОДХОДЕ Ваш ребёнок сможет решать ЛЮБУЮ ЗАДАЧУ в начальной и средней школе, экономя Вам лично время, силы и нервы.
· Потому что это развивает логику ребёнка
· Потому что такая ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ развивает ВСЕГО ребёнка по ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ.
P.s. Я знаю, что эту задачу можно решить другими способами. Тогда будут другие цепочки.
Задачи на нахождение суммы
Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?
Б. – 5 п.
М. –? п., на
2 п. больше ? п.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем. Надо найти сколько маленьких.
1)5 + 2 = 7 (п.) – маленьких
2) 5 + 7 = 12 (п.)
5 + (5 + 2) = 12 (п.)
Ответ: 12 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше, чем у Ани, а у Светы кукол столько, сколько их у Иры и Ани вместе Сколько кукол у Светы?
Ир. – 5 к.
Ан. –? к., на
2 к. меньше С. - ? к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько кукол у Светы, нужно знать, сколько кукол у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Иры мы знаем. Нужно узнать, сколько кукол у Ани.
1)5 – 2 = 3(к.) – у Ани
2) 5 + 3 = 8 (к.)
5 + (5 – 2) = 8 (к.)
Ответ: 8 кукол у Светы.
Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?
Б. – 6 п.
М. –? п., в 2
раза больше ? г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем Надо найти сколько маленьких.
1) 6 • 2 = 12(п.)– маленьких
2) 6 + 12 = 18 (п.)
6 + 6 • 2 = 18 (п.)
Ответ: 18 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Иры и Ани вместе?
Ир. – 6 к.
Ан. –? к., в
2 раза меньше ? к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько всего кукол Иры и Ани вместе, нужно знать, сколько кукол у Иры и сколько кукол у Ани. Сколько кукол у Иры мы знаем Надо найти сколько кукол у Ани.
1) 6 : 2 = 3(к.) у Ани
2) 6 + 3 = 9 (к.)
6 + 6 : 2 = 9 (к.)
Ответ: 9 кукол у Иры и Ани вместе.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи.
Сколько машинок у мальчиков?
В. – 4 м., это в 2 раза меньше ?
м.
С. – ?
к.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.
1) 4 • 2 = 8(м.) у Серёжи
2) 4 + 8 = 12 (м.)
4 + 4 • 2 = 12 (м.)
Ответ: 12 машинок у мальчиков.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи.
Сколько машинок у мальчиков?
В. – 4
м., это в 2 раза больше ? м.
С. – ? к.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.
1) 4 : 2 = 2(м.) у Серёжи
2) 4 + 2 = 6 (м.)
4 + 4 : 2 = 6(м.)
Ответ: 6 машинок у мальчиков.
Задачи на нахождение остатка
Во дворе были 7 девочек и 9 мальчиков, 3 мальчика ушли. Сколько детей осталось во дворе?
Было
Ушли Осталось
Д. – 7 ч. ?
ч.
М. – 9 ч. 3 ч. ? ч.
1 способ
Осталось
Было
1) Сколько детей было во дворе?
7 +9 = 16 (р.)
2) Сколько детей осталось во дворе?
16-3 = 13 (р.)
(7+ 9)-3 = 13 (р.)
2 способ
Осталось детей Осталось
мальчиков
1) Сколько мальчиков осталось во дворе?
9-3 = 6(м.)
2) Сколько детей осталось во дворе?
6 + 7 = 13 (д.)
7+ (9-3) = 13 (д.)
Ответ: 13 детей остались во дворе
Во дворе гуляли 16 ребят. Сначала домой ушли 6 девочек, а потом 3 мальчика. Сколько ребят осталось во дворе?
Гуляли
Ушли Осталось
16 чел. Д. – 6
чел. ? чел.
М. – 3 чел. ? чел.
1 способ
Осталось
Ушло
1) Сколько ребят ушло домой?
6 + 3 = 9 (чел.)
2) Сколько ребят осталось во дворе?
16-9 = 7 (чел.)
16-(6 + 3) = 7 (чел.)
2 способ
Осталось детей Осталось
после девочек
1) Сколько детей осталось во дворе, после того как ушли девочки?
16-6 = 10 (чел.)
2) Сколько детей осталось во дворе?
10- 3 = 7 (чел.)
16-6-3 = 7 (чел.)
Ответ: 7 ребят, остались во дворе
Было
Подарила Осталось
I – 8 р.
II - ? р.,
на 2 р. больше ? р. 10 р. ?
р.
Осталось
Было II
1) 8 + 2 = 10 (р.) — во второй коробке
2) 8 + 10 = 18 (р.) -- было
3) 18 – 10 = 8 (р.)
(8 + (8+2)) – 10 = 8 (р.)
Ответ: 8 ручек осталось.
У Вали в двух коробках по 8 ручек, 10 ручек Валя подарила. Сколько ручек осталось у Вали?
Было — 2 к. по 8 р.
Подарила —10 р.
Осталось—? р.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько ручек осталось у Вали, надо знать, сколько ручек было, и сколько она их подарила. Сколько ручек Валя подарила, известно. Узнаем, сколько ручек было у Вали.
1) 8 • 2 =16 (р.) — было у Вали
2) 16 – 10 = 6 (р.)
8 • 2-10 = 6 (р.)
Ответ: 6 ручек осталось у Вали.
Задачи на нахождение третьего слагаемого
Три девочки собирали грибы. Первая нашла 5 грибов, вторая 3. Сколько грибов нашла третья девочка, если всего они собрали 10 грибов?
I – 5 г.
II – 3 г. 10 г.
III - ? г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько грибов нашла третья девочка, необходимо знать, сколько грибов нашли вместе первая и вторая девочка.
1) 5 + 3 = 8 (г.) — нашли I и II девочки вместе
2) 10 – 8 = 2 (г.)
10 – ( 5+3) = 2 (г.)
Ответ: 2 гриба нашла третья девочка
Задачи на нахождение вычитаемого
У хомяка было 6 земляных и 4 грецких орехов. Хомяк сгрыз несколько орехов, у него осталось 7 орехов. Сколько орехов сгрыз хомяк?
![]() |
![]() |
||
Было Сгрыз Осталось
З. – 6 ор.
Г. – 4 ор. ? ор. ? ор. 7 ор.
Сгрыз
Было
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько орехов сгрыз хомяк, знать, сколько у него их было и сколько осталось. Сколько осталось орехов, мы знаем. Необходимо узнать, всего было орехов
1)6 + 4 = 10 (ор.) —было у хомяка
2)10-7 = 3(ор.)
(6+4)-7 = 3(ор.)
Ответ: 3 ореха сгрыз хомяк.
У причала стояло 8 катеров. Утром ушло в море 3 катера. Сколько катеров ушло в море днём, если вечером осталось 4 катера?
Стояло Ушло Осталось
8 к. Ут. – 3 к. ? к. 4 к.
Д. - ? к.
Ушло
Днём Ушло Всего
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько катеров ушло в море днём, надо знать, сколько катеров было, ушло и осталось. Сколько было и осталось катеров, мы знаем. Чтобы знать, сколько катеров ушло в море днём, надо знать, сколько всего катеров ушло в море.
1)8 – 4 = 4(к.) — ушло в море
2)4 – 3 = 1 (к.)
(8 – 4) – 3 = 1 (к.)
Ответ: 1 катер ушёл в море днём
В вазе было 3 красных и 6 зелёных яблок, Когда мама жила в вазу ещё несколько яблок, в вазе стало 12 яблок. Сколько яблок мама положила в вазу?
Было Положила
Осталось
К. – 3 яб. ? яб. ? яб. 12 яб.
З. – 6 яб.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько яблок мама положила в вазу нужно знать, сколько яблок было и стало в вазе. Сколько стало яблок, мы знаем. Необходимо узнать, сколько яблок было в вазе
1) 3 + 6 =9 (яб.) — было в вазе,
2)12-9 = 3(яб.)
12 – (3 + 6) = 3 (яб.)
У хомяка было 4 стручка гороха по 6 горошин в каждом стручке. Когда несколько горошин хомяк съел, у него осталось 7 горошин. Сколько горошин съел хомяк?
Было- 4 с. по 6 г.
Съел —? г.
Осталось -7 г.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько горошин съел хомяк, надо знать, сколько у него было и осталось горошин. Сколько осталось горошин, известно. Надо узнать, сколько было горошин у хомяка.
1)6 • 4 = 24 (г.) - было
2) 24-7 =17(г.)
6 • 4-7= 17 (г.)
Ответ: 17 горошин съел хомяк.
Задачи на нахождение уменьшаемого
У хомяка были орехи. Когда хомяк сгрыз 6 земляных орехов и 4 грецких ореха, то у него осталось 7 орехов. Сколько орехов было у хомяка?
Было
Сгрыз Осталось
? ор. З. – 6ор. ? ор. 7ор.
Г. – 4 ор.
Было Сгрыз
1) 6 + 4 = 10 (ор.) — сгрыз
2) 10 + 7 = 17 (ор.)
? к. 3к. Б. – 8 к. ? к.
М. – 4 к.
1)8 + 4 = 12 (к.) осталось у причала
2)12 + 3 = 15 (к.)
(8+4) + 3 = 15 (к.)
Ответ: 15 катеров было у причала
В вазе были яблоки. Когда мама положила в вазу ещё 3 красных яблока и 6 зелёных яблок, в вазе стало 12 яблок. Сколько яблок было в вазе?
Было
Положила Стало
? яб. К. – 3 яб. ? яб. 12 яб.
З. – 6 яб.
1)3 + 6 = 9 (яб.) — положила мама
2)12-9=3(яб.)
12 – (3 + 6) = 3 (яб.)
Ответ: 3 яблока было в вазе
Бригаде строителей надо отремонтировать комнаты. После того как они отремонтировали 6 трёхкомнатных квартир, им осталось отремонтировать ещё 12 комнат. Сколько комнат надо отремонтировать строителям?
Надо отремонтировать—? ком.
Отремонтировали - 6 кв. по 3 ком.
Осталось-12 ком.
Надо
отремонтировать Отремонтировали
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько комнат надо отремонтировать строителям, надо знать, сколько они отремонтировали и сколько им осталось отремонтировать комнат. Сколько комнат осталось отремонтировать, известно. Требуется узнать, сколько они отремонтировали комнат.
1) 3 • 6 = 18 (к.) — отремонтировали
2) 18 + 12 = 30 (к.)
3 • 6+ 12 = 30 (к.)
Ответ: 30 комнат надо отремонтировать строителям.
Задачи на приведение к единице
В 7 одинаковых ящиках 28 кг киви. Сколько кг киви в 4 таких ящиках?
7 ящ. – 28 кг
4 ящ. - ? кг
4ящ. 1 ящ.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько киви в 4 ящиках, надо сначала определить, сколько киви в 1 ящике.
1) 28 : 7 = 4 (кг) – в одном ящике
2) 4 • 4 = 16 (кг)
28 : 7 • 4 = 16 (кг)
Ответ: 16 кг киви в 4 ящиках.
В 7 одинаковых ящиках 28 кг киви. Сколько надо таких ящиков для 40 кг киви
7 ящ. – 28 кг
? ящ. - 40 кг
Ящ. для 40
кг 1 ящ.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько потребуется ящиков для 40 кг киви, надо сначала определить, сколько киви в 1 ящике.
1) 28 : 7 = 4 (кг) – в одном ящике
2) 40 : 4 = 10 (ящ.)
40 : (28 : 7) = 10 (ящ.)
Ответ: 10 ящиков надо для 40 кг киви.
Задачи на разностное и кратное сравнение
Яб. – 8д.
Г. - ? д. на ? д. 10 д.
На ? д. Г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, на сколько больше яблонь, чем груш, надо знать, сколько груш росло в саду.
1)10 – 8 = 2 (д.) – груши
2)8 – 2 = на 6 (д.)
8 – (10 – 8) = на 6 (д.)
Ответ: на 6 яблонь в саду больше, чем груш
Платье
стоит 180 руб., а юбка в 3 раза дешевле. На сколько рублей платье дороже, чем
юбка?
П.-180 руб.
Юб. - ?
руб., в 3 раза дешевле на ? руб.
На ? руб. Юб.
Рассуждай так: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Чтобы узнать, на сколько дороже платье, чем юбка, надо определить, сколько стоит юбка.
1) 180 : 3 = 60 (руб.) — стоит юбка
2)180-60 = на 120(руб.)
180-180 : 3 = на 120 (руб.)
Ответ: на 120 руб. платье дороже, чем юбка.
Платье стоит 180 руб., а юбка на 120 руб. дешевле. В о сколько раз платье дороже юбки?
П.-180 руб.
Юб. - ?
руб., на 120 руб. дешевле во ? раз
Во?
раз Юб.
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее
Чтобы узнать, во сколько раз дороже стоит платье, чем юбка, надо знать, сколько стоит юбка.
1) 180 - 120 == 60 (руб.) — стоит юбка
2) 180: 60=в 3 (раза)
180:(180-120) = в 3(раза)
Ответ: в 3 раза дороже стоит платье, чем юбка.
У Валеры
4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Сережи. На сколько машинок меньше у
Валеры, чем у Серёжи?
В. — 4м., в 2 раза меньше
С. - ?
м. На ? м.
На ? м. С.
Рассуждай так: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть, меньшее.
Чтобы узнать, на сколько машинок меньше у Валеры, чем у Серёжи, надо знать, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи. Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Сережи — в 2 раза больше.
1)4 • 2 = 8 (м.) — у Серёжи
2)8 - 4= на 4 (м.)
4 • 2 - 4 = на4(м.)
Ответ: на 4 машинки меньше у Валеры, чем у Серёжи.
У Валеры 4 машинки. Это на 2 машинки больше, чем у Серёжи. Во сколько раз больше машинок у Валеры, чем у Серёжи?
В. — 4м., на 2 м. больше
С. - ?
м. во ? раз.
Во ? раз С.
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Чтобы узнать, сколько машинок у мальчиков, надо знать, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи — в 2 раза меньше.
1)4 – 2 = 2 (м) — у Серёжи
2) 4: 2 = в 2 (раза)
4 : (4 – 2) = в 2 (раза)
Ответ: в 2 раза больше машинок у Валеры, чем у Серёжи.
В вазе стояло 10 белых гвоздик, розовых на 5 меньше, чем белых. А красных гвоздик столько, сколько белых и розовых вместе. Во сколько раз больше в вазе стояло красных гвоздик, чем розовых?
Б. – 10
г.
Р. – ? г., на 5 г. меньше во
? раз
К. – ? г.
Во ? раз К Р
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Чтобы узнать, во сколько раз больше в вазе стояло красных гвоздик, чем розовых, надо знать, сколько красных, белых и розовых гвоздик в вазе. Известно, сколько белых гвоздик л вазе. Для того чтобы узнать, сколько красных гвоздик, надо знать, сколько розовых гвоздик в вазе.
1) 10 - 5 = 5 (г.) — розовых
2) 10 + 5 = 15 (г.) — красных
3)15:5 = в 3(раза)
Ответ: в 3 раза больше в вазе стояло красных гвоздик, чем розовых.
В саду росло 4 ряда яблонь по 8 деревьев в ряду и 2 груш по 5 деревьев в ряду. На сколько больше в саду яблонь, чем груш?
Яб. – 4
р. по 8 д.
Г. – 2 р. по 5 д. на ? д.
На ? д.
Г. Яб.
Рассуждай так: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. Чтобы узнать, на сколько больше яблонь, чем груш, надо знать, сколько яблонь и сколько груш росло в саду.
1)8 • 4 = 32 (д.) — яблони
2)5 • 2 = 10(д.) —груши
3) 32 - 10 = на 22 (д.)
8 • 4 - 5 • 2 = на 22 (д.)
Ответ: на 22 яблони в саду больше, чем груш.
В 5 букетах 40 ромашек и в 3 букетах 12 васильков. Во
сколько раз больше в одном букете ромашек, чем васильков?
Цветов в 1 букете Кол-во букетов Всего цветов
Р. - ? ц. 5
б. 40 ц.
В. - ? ц. Во ? раз 3 б. 12 ц.
Во ? раз Вас. в 1 букете Роз в 1 букете
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Чтобы узнать, во сколько раз в одном букете ромашек больше, чем васильков, надо знать, сколько васильков и сколько ромашек в одном букете.
1) 40 : 5 = 8 (р.) – в одном букете
2) 12: 3= 4 (в.) – в одном букете
3) 8 : 4 = в 2 (раза)
(40 : 5) : ( 12 : 3) = в 2 (раза)
Ответ: в 2 раза больше в одном букете ромашек, чем васильков
Задачи на нахождение суммы двух произведений
У продавца было 5 ящиков со сливами по 7 кг в каждом и 4 ящика с виноградом по 12 кг в каждом . Сколько всего кг фруктов было у продавца?
Масса 1 ящика Кол-во ящиков Масса всех ящиков
С. – 7
кг 5 ящ. ? кг ? кг
В. - 12 кг 4 ящ. ? кг
Всего
В. С.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько фруктов у продавца, надо знать, сколько винограда и сколько слив.
1) 7• 5 = 35 (кг) - сливы
2) 12 • 4 = 48 (кг) - винограда
3) 35 + 48 = 83 (кг)
7• 5 + 12 • 4 = 83 (кг)
Ответ: 83 кг фруктов было у продавца.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
С трёх
грядок собрали по 5 кг клубники и с нескольких грядок по 4 кг земляники. Всего собрали 23
кг ягод. Определите число грядок,
с которых собрали землянику.
К. - 3 г. по 5 кг
3.— ? г по 4 кг 23 кг
Грядок
Земляники Кг земляники Кг клубники
Рассуждай так: Чтобы узнать число грядок, с которых собрали землянику, нужно знать, сколько собрали всего килограммов клубники и сколько всего килограммов земляники.
1) 5 • 3 = 15 (кг) — клубники
2) 23 - 15 = 8 (кг) - земляники
3) 8: 4 = 2 (г.)
Ответ: с двух грядок собрали землянику.
В столовой за неделю израсходовали 60 кг крупы. 4 дня расходовали по 12 кг крупы в день, а остальную поровну в следующие 3 дня. Сколько крупы в день расходовали в последние дни?
4дня –
по 12 кг
3 дня – по ? кг 60 кг
Кг в день Кг
за 3 дня Кг за 4 дня
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько крупы в день расходовали в последние дни, надо знать, сколько всего крупы за 4 дня и сколько крупы израсходовали за 3 дня.
1) 12 • 4 = 48 (кг) — израсходовано за 4 дня
2) 60 — 48 = 12 (кг) — израсходовано за 3 дня
3) 12 : 3 = 4 (кг)
(60 —12 • 4): 3=4 (кг)
Ответ: по 4 кг крупы расходовали в последние дни.
Задачи на деление суммы на число и числа на сумму
В магазин привезли 48
кг пряников и печенья. В двух коробках были пряники, а в четырёх коробках печенье. Сколько килограммов
в каждой коробке?
Пр. – 2 к. по ? кг
П. – 4 к. по ? кг 48 кг
Масса 1 к. Всего к.
Рассуждай так: Чтобы определить массу каждой коробки, надо знать, сколько всего привезли коробок с пряниками и печенье.
1. 2 + 4 = 6 (к.) - привезли в магазин
2. 48 : 6 = 8 (кг)
48 : ( 2 + 4) = 8 (кг)
Ответ: масса каждой коробки 8 кг.
15 белых роз и 10 розовых поставили в вазы по 5 роз каждую. Сколько потребовалось ваз?
Б. – 15
р. ? в. по 5 роз
Р. – 10 р.
В. Всего роз
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько нужно ваз, надо знать, сколько всего было белых и розовых роз.
1)15 10 = 25 (р.) – поставили в вазы
2)25 : 5 = 5 (в.)
(15 + 10) :5 = 5 (в.)
Ответ: 5 ваз потребовалось
Задачи на нахождение цены, количества, стоимости.
Мама купила 5 столовых ложек и 8 чайных ложек по одинаковой цене. За столовые ложки она заплатила 100 рублей. Сколько стоили чайные ложки?
Цена Количество Стоимость
С. одина 5 л. 100 руб.
Ч. ковая 8 л. ? руб.
Стоимость Ч. Цена С.
Рассуждай так: Чтобы найти цену, надо знать стоимость и количество. Количество столовых ложек и их стоимость известна.. Можно найти цену.
1) Ц = Ст: К
100 : 5 = 20 (руб.) – цена столовой ложки
2) Ст = Ц • К
20 • 8 = 160 (руб.)
100 :5 • 8 = 160 (руб.)
Ответ: 160 рублей мама заплатила за чайные ложки
Мама
купила 5 столовых ложек и несколько чайных ложек . Цена столовой ложки 20
рублей, а чайной – 10 рублей. Стоимость столовых и чайных ложек одинаковая.
Сколько мама купила чайных ложек?
Цена
Количество Стоимость
С. 20 руб. 5 л. одина-
Ч. 10 руб. ? л. ковая
Кол-во Ч. Стоимость С.
Рассуждай так: Чтобы найти стоимость, надо знать цену и количество. Количество столовых ложек и их цена известна. Можно найти стоимость.
1) Ст = Ц • К
20 • 5 = 100 (руб.) – стоимость столовых ложек
2) К = Ст : Ц
100 : 10 = 10 (л.)
(20• 5 ) : 10 = 10 (л.)
Ответ: 10 чайных ложек купила мама.
Задачи на пропорциональное движение
В первых классах школы учится всего 75 детей. В каждом классе по 13 девочек и 12 мальчиков. Сколько всего девочек и сколько мальчиков в первых классах?
Д. – 13 чел. ?
кл. ? чел.
М. – 12 чел. ? чел. 75 чел.
М. или
Д. Кол-во классов Всего детей в одном классе
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько всего девочек и сколько всего мальчиков, мы должны знать количество классов, а для этого надо выяснить, сколько детей в одном классе.
1)13 + 12 = 25(чел.) - в одном классе
2) 75 : 25 = 3 (кл.) - в школе
3) 13 • 3 = 39 |чел.) - девочек
4) 12 • 3 - 36 (чел.) - мальчиков
Ответ: в первых классах 39 девочек и 36 мальчиков
В девяти клетках 20 серых и 25 белых кроликов. Сколько клеток с серыми кроликами и сколько клеток с белыми кроликами?
Кроликов в клетке Кол-во клеток
Всего кроликов
С. - ? к. ?
кл. 20кр.
Б. - ? к. ? кл. 9 кл. 25 кр.
Кол-во клеток
С. или Б. Кроликов в 1 клетке Всего кроликов
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько клеток с серыми и сколько клеток с белыми кроликами, мы должны знать, сколько серых и сколько белых кроликов в одной клетке, а для этого надо знать, сколько всего кроликов.
1) 20 + 25 = 45 (кр.) — в 9 клетках
2) 45 : 9 = 5 (кр.) - в 1 клетке
3) 20 : 5 = 4 (кл.)
4) 25 : 5 = 5 (кл.)
Ответ: 5 клеток с белыми кроликами, 4 клетки с серыми кроликами
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
В одном куске 3 м шёлка, а во втором 7 м щёлка, Второй кусок стоит на 240 руб. дороже. Сколько стоит каждый кусок?
Цена
|
Кол-во
|
Стоимость
|
Одинаковая
|
Зм
|
?руб.
|
7м
|
? руб., на 240 руб. дороже
|
Рассуждай так: Чтобы найти стоимость, мы должны знать цену и количество. Чтобы определить цену, надо знать стоимость и количество. Известно, что стоимость второго куска на 240 руб. больше. Почему? Потому что второй кусок больше первого. Мы узнаем разность стоимостей, узнаем разность количеств и тогда можно найти цену.
1) 7 - 3 = 4 (м) — на столько метров второй кусок длиннее первого
2) Ц = Ст : К
240 : 4 = 60 (руб.) – цена шёлка
3) Ст = Ц • К
60 • 3 = 180 (руб.) – стоит 1 кусок
4) Ст = Ц • К
60 • 7 = 420 (руб.)
Ответ : 420 рублей стоит второй кусок ткани.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.