Материал учебного проекта предполагает его использование как в лекционной, так и практической работе. Важной составляющей является творческая (индивидуальная и коллективная) работа студентов, направленная на формирование у студентов умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по работе с ЭТ.
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
СанктПетербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«СанктПетербургский технический колледж управления и коммерции»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
______________ Э.И. Федорченко
«__» __________ 20__г.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
Изучение табличного процессора Microsoft
ExcelСанктПетербург
2018Учебный проект разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта
Организация разработчик: СПб ГБПОУ «СанктПетербургский технический
колледж управления и коммерции»
Разработчик:
Куприянова Е.Л., преподаватель СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК»
Учебный проект рассмотрен и одобрен на заседании предметной (цикловой)
комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин
.
Протокол №__ от __ ___________ 20__г.
Председатель П(Ц)К _________________ /Фролова Е.В./Оглавление
Паспорт Проекта...................................................................................................................5
Аннотация............................................................................................................................. 9
Актуальность......................................................................................................................10
Решаемые учебные задачи................................................................................................10
Цели Проекта......................................................................................................................11
Задачи Проекта..................................................................................................................11
Обоснование проекта.........................................................................................................11
Сроки реализации..............................................................................................................12
Формы и режим занятий....................................................................................................12
Сведения о проекте............................................................................................................12
План проекта......................................................................................................................13
Ход проекта........................................................................................................................14
Ожидаемые результаты.....................................................................................................14
Методы оценивания...........................................................................................................15
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов...........................................16
Педагогическая эффективность используемых технологий..........................................17
Список использованной литературы................................................................................19Паспорт Проекта
«Изучение табличного процессора Microsoft Excel»
Наименование Проекта Изучение табличного процессора Microsoft Excel
Разработчик Проекта
Куприянова Елена Львовна, преподаватель СПб ГБПОУ
Организация разработчик
Год разработки
Сроки реализации
Проекта
Место реализации
Проекта
Целевая аудитория
Предметное направление
Цели Проекта
«СПб ТКУиК»
СПб ГБПОУ «СанктПетербургский технический колледж
управления и коммерции»
2018 г.
2,5 месяца
СПб ГБПОУ «СанктПетербургский технический колледж
управления и коммерции»
студенты 2 курса колледжа
Информатика,
Информационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Цели Проекта:
1. содержательная – закрепление и отработка знаний об
информационных процессах, отработка на практике
умений работать с информационными технологиями (в
табличном процессоре);
2. деятельностная – формирование у обучающихся
способностей к рефлексии, фиксирование собственных
затруднений, построение и реализация выхода из
затруднений при работе за ПК;
3. методическая – продемонстрировать использование
современных интерактивных технологий, а также
преподаваемой
практическую
дисциплины, её тесную взаимосвязь с профессиональными
направленность
Задачи Проекта
Задачи Проекта:
модулями и будущей профессиональной деятельностью.1. Познавательная: получить практические навыки работы в
программе Ms Excel:
проведения расчетов с использованием логических
функций и операций,
работы с несколькими листами EXCEL, копирования
информации с одного листа на другой с
использованием буфера обмена,
оформления таблиц
2. Развивающая:
учить логически мыслить, выделять главное, ставить и
решать проблемы.
3. Воспитательная:
воспитывать аккуратность, внимательность,
вежливость, дисциплинированность и бережное
отношение к вычислительной технике.
Этапы:
1. Предварительная подготовка
1.1.Выбор преподавателем темы проекта
1.2.Составление методических материалов, размещение
на сайте учебного заведения
2. Этапы реализации проекта:
2.1.Постановка цели и задач
2.2.Работа по поиску и обработке информации
2.3.Оформление результатов
3. Подведение итогов
3.1.Формирование выводов
3.2.Защита проекта
Основные этапы
реализации Проекта
Ожидаемые результаты
Образовательные результаты:
3.3.Анализ проекта преподавателем
реализации Проекта
1.1. предметные – систематизированные представления о
технологиях подготовки табличных документов;
знание структурных компонентов табличныхдокументов;
1.2. метапредметные – широкий спектр умений и
навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для создания
табличных документов; умения критического анализа;
1.3.
личностные –
понимание
социальной,
общекультурной роли в жизни современного человека
навыков квалифицированного клавиатурного письма.
Обучающийся должен знать:
понятия: символ, слово, абзац, строка, предложение,
таблица, ячейка, столбец, строка, гиперссылка, табличный
процессор;
понятия объект, рисунок, вставка;
Обучающийся должен уметь:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование)
создания табличного документа и возможности тестового
процессора по их реализации;
определять инструменты табличного процессора для
выполнения базовых операций по созданию табличных
документов;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
осуществлять орфографический контроль в табличном
документе с помощью средств табличного процессора;
внедрять в табличный документ графические объекты;
колонтитулами, сносками;
осуществлять нумерацию страниц;
создавать оглавление.
1. Количественные
работать с таблицами,
качественные
колонками,
списками,
показатели
и
Критерии оценкирезультативность освоения дисциплин «Информатика» и
«Информационные технологии в профессиональной
деятельности»
2. Положительная динамика проявления интереса студентов
к исследовательской деятельности.
3. Положительная динамика посещаемости занятий
студентами.
4. «Портфолио» учащегося.
Методические рекомендации
по выполнению лабораторных работ по теме «Microsoft
Excel»
эффективности
ожидаемых результатов
Методические
рекомендации для
реализации проектаАннотация
Внедрение ФГОС СПО предполагает изменение подходов к
профессиональному образованию. В связи с этим современное образование должно
быть ориентировано не только на усвоение обучающимися определенной суммы
знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей.
Ключевые компетенции это интегрированная система знаний, умений,
навыков, качеств личности и опыта самостоятельной работы индивида,
обеспечивающая его готовность к социальной и профессиональной адаптации, к
продуктивному труду в конкретных сферах деятельности.
К ключевым компетенциям, значимым для профессиональной адаптации
выпускников СПО относятся:
коммуникативные, профессиональные и базовые.
социальные,
правовые,
информационные,
Основы формирования ключевых компетенций у обучающихся закладываются
при реализации образовательных стандартов на различных ступенях обучения путем
развития соответствующих личностных качеств (когнитивных, креативных,
коммуникативных, мировоззренческих).
Одним из наиболее значимых факторов, способствующих формированию и
развитию ключевых компетенции обучающихся, является их участие в проектно
исследовательской деятельности.
Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой,
информационный, практикоориентированный — это те необходимые методы, через
которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.
По продолжительности проведения представленный проект является
среднесрочным и ориентирован на индивидуальную деятельность студентов.
Этот и все другие выполненные проекты, пополнят портфолио студентов – это
сборник работ и результатов обучающихся, который демонстрирует его
самостоятельные усилия, прогресс и достижения в различных областях.Актуальность
В современном мире деятельность, как отдельных людей, так и целых
организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности
эффективно использовать имеющуюся информацию, а так же имеющиеся программы.
Microsoft Excel это программа, предназначенная для работы с электронными
таблицами, которая позволяет хранить, организовывать и анализировать
информацию. Основная методическая направленность проекта заключается в
обучении студентов навыкам самостоятельной работы по практическому
конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов
деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний,
изложенных в методическом пособии. Большинство заданий выполняются с помощью
компьютера и необходимых программных средств.
Материал учебного пособия предполагает его использование как в лекционной,
так и практической работе. Важной составляющей практического занятия является
творческая (индивидуальная и коллективная) работа студентов, направленная на
формирование у студентов умений, связанных с использованием полученных знаний,
закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг
Решаемые учебные задачи
приобретение практических навыков по применению современных
информационных технологии в профессиональнои деятельности;
обучение студентов рациональным приемам работы с табличным процессором
Excel, использованию процессора как системы управления базами данных;
освоение студентами технологии конструирования электроннои таблицы,
оформления результатов работы, анализа данных в Excel.Цели Проекта
1. содержательная – закрепление и отработка знаний об информационных
процессах, отработка на практике умений работать с информационными
технологиями (в табличном процессоре);
2. деятельностная – формирование у обучающихся способностей к рефлексии,
фиксирование собственных затруднений, построение и реализация выхода из
затруднений при работе за ПК;
3. методическая – продемонстрировать использование современных интерактивных
технологий, а также практическую направленность преподаваемой дисциплины, её
тесную взаимосвязь с профессиональными модулями и будущей
профессиональной деятельностью.
Задачи Проекта
1. Познавательная: получить практические навыки работы в программе Ms Excel:
проведения расчетов с использованием логических функций и операций,
работы с несколькими листами EXCEL, копирования информации с одного
листа на другой с использованием буфера обмена,
оформления таблиц
2. Развивающая:
учить логически мыслить, выделять главное, ставить и решать проблемы.
3. Воспитательная:
воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость,
дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.
Обоснование проекта1. Целевые образовательные стандарты:
ФГОС третьего поколения
2. Дидактические цели:
После завершения проекта учащиеся смогут использовать табличный редактор
в профессиональной деятельности
Сроки реализации
Курс лабораторных работ рассчитан на 2,5 месяца.
Формы и режим занятий
Проект предусматривает изучение теоретического материала и применение его
на практике.
Основная форма работы: выполнение заданий на ПК.
Режим занятий проходит по следующему графику: 1 занятие 1 раз в неделю 2
часа.
Сведения о проекте
1. Необходимые начальные знания, умения, навыки:
1.1.Общее представление о Компьютерах.
1.2.Навыки поиска информации в Интернет.
1.3.Навыки обработки различных видов информации на компьютере.
2. Учебные мероприятия
Проект начинается с обсуждения со студентами вопросов по темам проекта.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих
работ, которые затем обсуждаются и по необходимости корректируются.
Осуществляется поиск информации по тематике проекта. Выполнение практических
работ по проекту.
В завершении работы над проектом создаются отчеты о проделанной работе.3.
Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению.
3.1.Реализация программы кружка требует наличия:
учебного кабинета «Информационные технологии в профессиональной
деятельности».
3.2.Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся.
рабочее место преподавателя.
3.3.Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное и антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мультимедиапроектор.
4. Учебнометодическое и информационное обеспечение обучения.
МЕТОД
СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)
НАГЛЯДНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ
РАБОТА С КНИГОЙ
ВИДЕОМЕТОД
ОБЯСНИТЕЛЬНО
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
ПОИСКОВЫЙ
ПРИЕМ
Рассказ, объяснение, беседа,
инструктаж, дискуссия, диспут
Иллюстрация, демонстрация
Практические работы
Составление планаконспекта,
цитирование, конспектирование
Просмотр, демонстрация картин,
кинофильмов, видеороликов
Рассказ, лекция, объяснение, работа
с учебников
Решение проблемных ситуаций,
поисковая работа
План проекта
1. Предварительная подготовка1.1.Выбор преподавателем темы проекта
1.2.Составление методических материалов, размещение на сайте учебного
заведения
2. Этапы реализации проекта:
2.1.Постановка цели и задач
2.2.Работа по поиску и обработке информации
2.3.Оформление результатов
3. Подведение итогов
3.1.Формирование выводов
3.2.Защита проекта
3.3.Анализ проекта преподавателем
Ход проекта
Проект реализуется в процессе обучения дисциплине «Информационные технологии
в профессиональной деятельности»
1. Задания выполняются строго по порядку.
2. Все части работы имеют ключи к выполнению.
3. Задания построены таким образом, что каждая следующая часть закрепляет
навыки, полученные в предыдущих заданиях.
Ожидаемые результаты
Образовательные результаты:
1. Развивать навыки работы с ЭТ.
2. Использовать логические функции для проведения более сложных вычислений
в ЭТ.
3. Использовать графическое представление числовой информации.
Обучающийся должен знать и уметь:
Учащиеся должны знать структуру окна Excel; назначение табличного
процессора, его команд и режимов; вводить и редактировать данные в ячейках;
иметь понятие о типах данных и использовать их при решении задач.
Уметь вставлять, удалять, перемещать и переименовывать листы.
Копировать и перетаскивать содержимое ячеек. Изменять высоту строк и ширину столбцов; менять ориентацию текста;
оформлять таблицы и рабочие листы.
Правила записи и выполнения формул в среде Excel. Иметь понятие о
константах и переменных; уметь использовать абсолютные ссылки; копировать
формулы; устанавливать связи между ячейками; уметь преобразовывать
данные к табличному виду; иметь понятие об основных встроенных функциях
среды Excel; уметь находить нужные функции; получать справку по синтаксису
функций; решать различные задачи с использованием мастера функций.
Вставлять, редактировать и форматировать графические и текстовые объекты.
Уметь представлять данные в виде диаграммы или графика; знать основные
типы диаграмм; иметь понятие о диапазонах, категориях. Аппроксимации и
прогнозировании; уметь форматировать диаграммы; добавлять, удалять и
изменять легенду; изменять номер категории пересечения осей; выполнять
построение нескольких графиков в одной системе координат.
Уметь организовывать ввод данных с помощью Списков и Форм; выполнять
поиск информации с учетом критериев и сортировки; создавать сводные
таблицы.
Методы оценивания
В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний
студентов. В ходе стартовой презентации преподавателя выясняются знания
учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в
проекте по заданным темам. Студенты заполняют таблицы ЗнаюИнтересуюсьУмею
(ЗИУ). Таблица позволяет активизировать предварительные знания студентов и
позволяет установить личные отношения с материалами, которые предстоит изучить.
Составляется план проведения проекта, в котором обговариваются такие
компоненты проекта как цели, процесс достижения, график работы, критерии
оценивания обучения.По итогам работы преподавателем ведутся журналы контроля, где отмечаются
своевременность выполнения работы, правильность ее выполнения, логичность
изложения и подачи информации, умение делать выводы, соответствие целей
результатам работы. Это позволяет своевременно скорректировать работу студентов
в нужном направлении и обеспечить обратную связь.
После завершения работы над проектом проводится конференция, где
заслушиваются выступления студентов с итогами своей работы. Здесь в первую
очередь оценивается умение аргументировано выступать перед аудиторией,
участвовать в обсуждении, задавать вопросы, краткость и полнота выступлений,
грамотность, творческий подход. В ходе выступлений группы демонстрируют
результаты своей деятельности, которые оцениваются по предложенному листу
оценивания.
Завершается проект обсуждением вопросов: Что удалось и не удалось сделать
в данном проекте? Какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих
работах?
Основные вопросы:
1. Основополагающий вопрос: Нужны ли особые навыки, чтобы работать в MS
Excel?
2. Проблемные вопросы:
2.1.Какую роль выполняют табличные редакторы?
2.2.Можно ли использовать табличный редактор в профессиональной
деятельности?
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели результативность освоения
дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в
профессиональной деятельности»
2. Положительная динамика проявления интереса студентов к исследовательской
деятельности.
3. Положительная динамика посещаемости занятий студентами.
4. «Портфолио» учащегося.Педагогическая эффективность используемых технологий
В ходе реализации проекта используются информационнокоммуникационные,
здоровьесберегающие, педагогика сотрудничества, личностноориентированная
технологии, технология развивающего обучения.
1. Целесообразность использования ИКТ определяется тем, что с их помощью
наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность,
сознательность и активность обучаемых,
доступность,
индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств
наглядность,
обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация
обучаемого.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии позволяют сохранить здоровье
обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии это
совокупность приёмов, форм и методов организации процесса обучения без
ущерба для здоровья обучающихся.
3. Педагогика сотрудничества способствует развитию умений обучающихся
работать в группе для совместного решения дидактических задач. Всё обучение
строится на общении и сотрудничестве.
4. Личностноориентированная технология формирует умение обучающихся
организовать собственную деятельность, реализовывать в повседневной жизни,
профессиональной деятельности полученные знания и навыки, способствует
укреплению веры в собственные силы и возможности.
5. Технология развивающего обучения используется при постановке познавательной
задачи (проблемной ситуации), проведении инструктажа о последовательности
работы на занятиях, выполнении практических работ на ПК. Способствует
обучению умения ставить цели, организовывать обучающимися свою деятельность
и оценивать результаты своей работы.6. Педагогика сотрудничества способствует развитию умений обучающихся
работать в группе для совместного решения дидактических задач. Всё обучение
строится на общении и сотрудничестве.Список использованной литературы
1. Бережнова, Е. В. Основы учебноисследовательской деятельности студентов:
Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. В.Бережнова, В. В.Краевский. – М.:
Издательский центр Академия, 2005. – 128с.
2. Васильев, В. Проектноисследовательская технология: развитие мотивации. –
Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177180.
3. Петрова, С. А. Основы исследовательской деятельности : учеб. пособие / С. А.
Петрова, И. А. Ясинская. – М.: ФОРУМ, 2010. – 208 с. – (Профессиональное
образование)
4. Сумина, Т.Г. Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и
практика развития. Том 1. Материалы VI Всероссийской НПК. г. Екатеринбург,
2013. – 273 с. 5. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и
ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию
образовательных стандартов.
6. Ярвилянина, Е.В. Проектная деятельность как средство развития творческих
способностей и повышения качества профессиональной подготовки студентов //
Научные исследования в образовании (приложение к журналу Профессиональное
образование. Столица), 2011, №4, С. 6064