Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере образования
«Управление образования Североуральского городского округа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Учебный проект по физике
Голография и ее применение
Исполнители:
Скопина Анастасия, учащаяся 10А класса
Жидков Илья, учащийся 11А класса
Руководитель:
Леоненко Анна Николаевна,
учитель физики высшей категории Североуральский городской округ
2014
Учебный проект по физике
“Голография и ее применение”.
Учебный предмет: физика
Продукты проекта:
MicrosoftPowerPoint
презентация,
выполненная в программе
Возраст учащихся: 1011 класс
Тип проекта: поисковый
Основополагающий вопрос: Голография – окно в мир объемов?
Проблемные вопросы:
Что такое голография?
Какова история изобретения голографии?
В чем заключается суть метода голографии?
Какими свойствами обладают источники света?
Какие существуют виды голографии?
Каковы свойства голограмм?
Где применяется метод голографии?
№1.Проблемный вопрос: Что такое голография?
Голография особый фотографический метод, при котором с помощью лазера
регистрируются, а затем восстанавливаются изображения трехмерных объектов,
в высшей степени похожие на реальные. Такая фотографическая запись
называется голограммой. В отличие от фотографии Голограмма фиксирует не
само изображение предмета, а структуру отраженной от него световой волны (ее
амплитуду и фазу).
Для получения голограммы необходимо, чтобы на фотографическую
пластинку одновременно попали два когерентных световых пучка: предметный,
отраженный от снимаемого объекта, и опорный – приходящий непосредственно от лазера. Свет обоих пучков интерферирует, создавая на пластинке
чередование очень узких темных и светлых полос – картину интерференции.
№2.Проблемный вопрос: Какова история изобретения голографии?
Фотографический способ основан на том, что он позволяет получить так
называемое оптическое изображение, как говорят оптики, сформировать
изображение. Роль формирующей системы при этом поручается объективу
фотоаппарата. С его помощью на светочувствительной поверхности
фотопластинки (фотопленки) создается сфокусированное изображение.
За счет чего же получается сходство фотографического изображения с
оригиналом? Прежде всего за счет того, что каждая точка предмета передается
в виде некоторого кружка рассеяния. Между всеми точками предмета и
изображения сохраняется пропорциональность. Процесс получения изображения
по аналогии с процессом наблюдения можно представить так: предмет —
волновое поле, рассеянное предметом,— фотообъектив — изображение
предмета на фотопластинке.
Куда же пропадает информация об объемности предмета, создающая
дифракционную картину? Этот вопрос долгое время волновал оптиков.
Оказалось, что информация о предмете никуда не исчезает, порок кроется в
самой фотопластинке, которая как приемник светового излучения инерционна.
Она не может разрешить во времени колебания со световыми частотами. Кроме
того, она, как и другие фотоматериалы, реагирует только на усреднённую во
времени Интенсивность световых колебании, рассеянных предметом. Эта
интенсивность пропорциональная квадрату амплитуды световых колебаний.
Значит, фотопластинка регистрирует только амплитудную информацию.
Но фотопластинка совершенно нечувствительна к тому, в какой фазе
подошла к ней световая волна. Поэтому информация о фазе рассеянной
световой волны безвозвратно теряется. Следовательно, фотопластинка
регистрирует только половину информации, принесенной рассеянной световой
волной. А это приводит к неполному, лишенному объемности отображению
трехмерного образа. Итак, основная причина получения плоского изображения
вместо объемного при обычном фотографировании заключается в
невозможности зарегистрировать на фотопластинке фазовую информацию об
оптическом изображении, приносимую световой волной.
И вот, наконец, способ, позволяющий фотографическим путем
зарегистрировать фазу световой, волны, был найден. Оказалось, что для этого
нужна среда, в которой должен происходить независимый от регистрируемой
волны колебательный процесс, создающий эталонную волну, причем частота
эталонной волны обязательно должна быть одинаковой с частотой
регистрируемой волны. Кроме того, должно быть известно распределение фазы
эталонной волны. Если в качестве приемника света взять фотопластинку, то на ней можно сравнить фазы регистрируемой волны с фазой эталонной волны в
каждой точке.
Основоположником голографии является профессор государственного
колледжа в Лондоне Деннис Габор, получивший в 1948 г. первую голограмму.
Открытие голографии было им сделано в ходе экспериментов по увеличению
разрешающей способности электронного микроскопа. Названием "голография"
Д. Габор подчеркнул, что метод позволяет зарегистрировать полную
информацию об исследуемом объекте.
Формулируя свое изобретение, Габор рассуждал примерно так. Для того
чтобы получить качественное изображение пространственного предмета, надо
возможно более точно воспроизвести рассеянное им волновое поле. Чем с
большими подробностями оно будет воспроизведено, тем больше гарантия, что
глаз наблюдателя увидит изображение предмета, ничем не отличающееся от
оригинала.
Вместо изображений пространственного предмета Габор предложил
регистрировать пространственную структуру световой волны. Сложный узор
волнового фронта, который содержит всю информацию о предмете, надо было
както записать, т. е. «заморозить», а потом, когда захочешь снова увидеть
предмет, «разморозить» световую волну, 'восстановить волновой фронт.
Схема Габора
Точечный источник света располагается на некотором расстоянии от
фотопластинки. Фотопластинка также освещается когерентной плоской волной.
В результате интерференции плоской волны и волны точечного источника на
фотопластинке возникает потемнение, повторяющее интерференционную
картину. При освещении такой голограммы изображение источника
восстанавливается в том же месте, где он находился при записи голограммы.
Причём восстановленное изображение трёхмерное.
Помимо мнимого
восстановленного изображения предмета имеется его действительное
изображение , расположенное симметрично с противоположной стороны
фотопластинки.
Голография начала бурно развиваться и приобрела большое практическое
значение после того, как в результате фундаментальных исследований по
квантовой электронике, выполненных советскими физиками академиками Н.Г.
Басовым и А.М. Прохоровым и американским ученым Чарльзом Таунсом,
в 1960 г. был создан первый лазер. В том же году профессором Т.
Маймамом был сконструирован импульсный лазер на рубине. Эта система (в
отличие от непрерывного лазера) дает мощные и короткие, длительностью в
несколько наносекунд (109 сек), лазерные импульсы, позволяющие фиксировать
на голограмме подвижные объекты. Первый портрет человека был снят с
помощью рубинового лазера в1967 году.
Начало изобразительной голографии было положено работами
ЭмметтаЛейта и ЮрисаУпатниекса из Мичиганского
Технологического
Института (США), получившими в 1962 г. первую объемную пропускающую голограмму, восстанавливаемую в лазерном свете. Схема записи голограмм,
предложенная этими учеными, теперь используется в голографических
лабораториях повсюду в мире.
Решающее значение для развития изобразительной голографии имели работы
академика Ю.Н. Денисюка, выполненные в 6070х годах. Он впервые получил
отражательные голограммы,
позволяющие воспроизводить объемные
изображения в обычном, белом свете. Практически вся современная
изобразительная голография базируется на методах, предложенных Денисюком.
В 1969 г. Стивен Бентон из PolaroidResearchLaboratories (США) изготовил
пропускающую голограмму, видимую в обычном белом свете. Голограммы,
изобретенные Бентоном, были названы радужными, так как они переливаются
всеми цветами радуги, из которых состоит белый свет. Открытие Бентона
позволило начать массовое производство недорогих голограмм путем
"штамповки" интерференционных картин на пластик. Голограммы именно
такого типа применяются сегодня для защиты от подделок документов,
банковских карточек и т.д.
№3.Проблемный вопрос: В чем заключается суть метода голографии?
Голография основана на явлении интерференции. Интерференция – явление
сложения волн, в результате которых образуется постоянная во времени
распределение амплитуд результирующих колебаний. Интерференционная
картина – чередование светлых и темных полос.
Те участки голограммы, где фазы опорной и предметной волн совпадали,
окажутся наиболее прозрачными – максимум интерференции (белая полоса).
Там, где волны находились в противофазе, участки голограммы окажутся
темными – минимум. Условие наблюдения интерференции – когерентность
источников света (когерентные волны – волны одинаковой частоты, фазы и
поляризации).
Пучок света, создаваемый лазером, отличается от света, испускаемого
обычными источниками, например электролампой, в двух отношениях. Во
первых, он монохроматичен, т.е. характеризуется только одной длиной волны.
Вовторых, он когерентен, т.е. гребни и впадины каждой его волны согласуются
с гребнями и впадинами каждой другой волны. Если рассматривать пучок света
как последовательность волновых фронтов, лазерный луч представляет собой
такой луч, в котором все точки волнового фронта согласованы по фазе. При
взаимном наложении двух когерентных волновых фронтов (в месте пересечения
двух когерентных пучков) происходит интерференция: волновые фронты
усиливают друг друга, если совпадают по фазе, и ослабляют, если не
согласуются по фазе. Когерентный свет лазера разделяется на два пучка. Одним
пучком освещается объект, который необходимо зарегистрировать; свет,
отражающийся от объекта, падает на фотографическую пластинку или другую
фоточувствительную регистрирующую среду. Другой пучок, называемый опорным, направляется зеркалом под некоторым углом на ту же
фотографическую пластинку, где его волновой фронт налагается на волновой
фронт, пришедший от объекта. В результате взаимного наложения двух
когерентных волновых фронтов возникает интерференционная картина, которая
и регистрируется на фотографической пластинке как изменения плотности
почернения увеличение плотности почернения в тех местах, где волновые
фронты совпадают по фазе, и уменьшение плотности почернения там, где они
пришли не в фазе. Эта запись интерференционной картины и называется
голограммой.
Обычно голограмма не обнаруживает никакого сходства с
зарегистрированным объектом; это просто какойто набор темных и светлых
пятен, в которых не угадывается никакого смысла. Но, будучи
интерференционной картиной, голограмма содержит информацию весьма
особого свойства: это запись не только амплитудных, но и фазовых
характеристик волнового фронта, отразившегося от объекта. (Амплитуда равна
половине разности высот гребня и впадины волны. Чем больше амплитуда, тем
интенсивнее свет.) Если теперь объект удалить, а на голограмму направить
опорный пучок (т.е. такой же пучок света, как и тот, которым она была
записана), то она сформирует волновой фронт, несущий всю ту информацию,
которую нес первоначальный волновой фронт. По принципу Гюйгенса —
Френеля вторичные источники создают в окружающем пространстве такую же
картину волновых полей, какая была в сигнальном пучке от предмета.
Таким образом, голограмма воссоздает волновые фронты, исходившие от
объекта, хотя самого объекта в этом месте уже нет.
Голографический метод применим также в случаях звуковых и ультразвуковых
волн. Если на объект, помещенный в непрозрачную жидкость, воздействовать
звуковым генератором, то на поверхности жидкости можно создать звуковую
голограмму . Для этого необходим вспомогательный источник звука, создающий
опорную волну. Если звуковую голограмму, образующуюся в результате
интерференции звуковых волн (опорной и сигнальной), осветить лазером, то
можно увидеть объёмное изображение предмета.
Голографическое
"звуковидение" важно, в частности, для исследований внутренних органов
животных и людей.
Можно получить цветное голографическое изображение предмета, если при
изготовлении голограммы использовать 3 монохроматических лазера,
излучающие разные длины волн (например, синий, жёлтый и красный лучи). В
этом случае запись может производиться на обычную эмульсию, и голограмма
по внешнему виду не будет отличаться от обычной чернобелой. Цветное
изображение предмета наблюдается при одновременном освещении голограммы
3 опорными волнами, соответствующими указанным цветам.
№4.Проблемный вопрос: Какие существуют виды голографии? 1. Изобразительная аналоговая голография
Технология позволяет снимать очень точные копии реальных объектов
(физически существующих) с масштабом передачи примерно 1:1. Съемка
производится на мастерголограмму и потом производится тиражирование в
любом количестве. Размер объектов от 10х12 см до 40х60 см с глубиной сцены
до 30 см. Технология пока монохромная, но в ближайшем будущем появятся
цветные расширения. Объект может быть как живым (фрагмент тела или
органа), так и мертвым, включая иммитации. Технология даже в отсутствии
цвета очень точно передает фактуры поверхностей, рельефы, характер тканей.
2. Цифровая голография.
Этот процесс сейчас находится в экспериментальной стадии и будет готов для
использования в ближайший годдва. Технология основана на компьютерном
синтезе голограмм на основе трехмерных моделей, которые уже широко
используются в техническом проектировании и дизайне. Повидимому, и в
области медицины должны существовать банки трехмерных моделей
фрагментов склетномышечной системы. Они используются , например, для
моделирования пластических хирургических модификаций. Кроме того, такие
модели могут быть созданы и на основе цифровых томографических карт
сканирования.
Цифровая голография позволяет рассчитать голографическую матрицу по
имеющейся в компьютере трехмерной модели и физически изготовить ее с
использованием специального станка. После этого производится тиражирование
объемного изображения на различные материалы (термопластичные ленты или
на фотополимерные пленки).
Технология при полном развитии обеспечивает объемность, цвет и даже
ограниченную динамику (кинематику),
то есть изображение может
модифицироваться при плавном изменении угла наблюдения.
3. Трехмерные дисплеи.
Трехмерные дисплеи осуществляют прямой вывод трехмерного изображения,
рассчитанного компьютером. Это изображение может быть статическим или
динамическим, то есть управляться также, как и в обычном плоском мониторе.
Законченных коммерческих приборов этого класса пока нет, существуют
только опытные образцы, отличающиеся как размерами области отображения,
так и принципом формирования изображения. В отличии от стереоскопии
просмотр таких изображений не требует специальных технических средств (типа
очков) и изображение видно с разных точек зрения как и реальный объект. В
большинстве реализаций изображение полупрозрачное, что как раз хорошо для
представления органов тела. Такого рода дисплеи, после появления на рынке,
могут стать обязательной составной частью томографов или иных объемных
сканеров. Изображение может быть монохромным, цветным и интерактивным
(содержать программносинтезируемые метки, указатели, слои разрезов. №6.Проблемный вопрос: Каковы свойства голограмм?
Голографическое изображение отличается от фотографии не только своей
объемностью, но и еще несколькими важными свойствами.
1. В любую точку плоской голограммы «по Габору» попадает свет, отраженный
от всех точек предмета. Это означает, что любой, самый маленький ее участок
содержит зрительную информацию обо всем предмете. Голограмму можно
разбить на несколько кусков, и каждый будет полностью воспроизводить
первоначальное изображение. Отпечаток голограммы, где черные полосы стали
прозрачными и наоборот, дает то же изображение, что исходная голограмма.
2. Голографическое изображение можно увеличить на стадии восстановления.
Когда голограмму записывают параллельным световым пучком,
а
восстанавливают расходящимся, изображение увеличивается пропорционально
углу расхождения (геометрический коэффициент увеличения kг). Если запись
ведется излучением длиной волны l1, а восстановление – кратной ему l2> l1,
изображение станет больше в k =l2/l1раз (волновой коэффициент увеличения kв).
Полное увеличение равно произведению обоих коэффициентов; например, для
рентгеновского микроскопа (l1 = 10–2 мкм, l2 = 0,5 мкм) с kг = 200 полное
увеличение k= 106.
3. Если на одну пластинку записать несколько голограмм, используя разные, но
не кратные, длины волн, все они могут быть считаны независимо при помощи
лазеров с соответствующим излучением. Таким же образом можно записать и
полноцветное изображение.
4. Голограмму можно рассчитать и нарисовать при помощи компьютера и даже
вручную. Так, зонную пластинку Френеля нетрудно начертить, получив
простейшую голограмму одной точки, но чем сложнее объект, тем более
запутанной становится такая искусственная голограмма.
5. Качество голографических изображений зависит от монохроматичности
излучения лазеров и разрешающей способности фотоматериалов, используемых
при получении голограмм. Если спектр излучения лазера широкий, то при
съёмке голограммы каждой определённой длине волны этого спектра будет
соответствовать свой интерференционный узор и результирующая
интерференционная картина будет нечёткой и размытой. Поэтому при
изготовлении голограмм применяются лазеры с очень узкой спектральной
линией излучения.
Качество интерференционной картины определяется также разрешающей
способностью фотоматериала, то есть числом интерференционных линий,
которое можно фиксировать на 1 мм. Чем больше это число, тем лучше качество восстановленного изображения. В связи с этим в Г. применяются
фотоматериалы, имеющие высокое разрешение (1000 линий на 1 мм и более).
Наиболее часто используемые фотографические эмульсии представляют
собой взвесь светочувствительных зёрен, расположенных на некотором
расстоянии друг от друга. Дискретная структура фотоэмульсий приводит к
тому, что на голограмме записывается не непрерывное распределение яркости
интерференционной картины, а лишь её "отрывки". Это создаёт световой фон,
поскольку при просвечивании голограммы свет рассеивается на проявленных
зёрнах. В связи с этим ведутся широкие поиски беззернистых фотоматериалов,
которые, кроме того, позволяли бы производить стирание и повторную запись
информации, что очень важно для ряда голографических применений. Уже
получены первые голограммы на мелкодоменных магнитных плёнках,
фотохромных стеклах и плёнках, на кристаллах и на других материалах.
На качество голографических изображений влияют также условия съёмки.
При использовании лазеров непрерывного излучения время экспозиции меняется
от долей секунды до десятков минут (в зависимости от размеров объекта и
голограммы). В течение этого времени недопустимы какиелибо смещения
объекта, фотопластинок и оптических элементов схемы на расстояния,
сравнимые с длиной волны l. В противном случае интерференционная картина
будет смазана. Эти трудности исключаются при использовании импульсных
лазеров, обеспечивающих мощное световое излучение в течение очень коротких
промежутков времени (до 109сек). При таком малом времени экспозиции легко
получать голограммы объектов, движущихся со скоростями порядка 1000 м/сек
№7.Проблемный вопрос: Где применяется метод голографии?
1. Голограммы широко используются для сохранения ценнейших памятников
мировой культуры. Редкие экспонаты многих музеев заменяются на их
голографические копии. Это позволяет улучшить условия их показа,
поскольку не надо соблюдать жесткий режим температуры и влажности, а
также предохранять их от возможной кражи. Особенно эффектно на
голограммах выглядят старинные изделия из металла, иконы в окладах.
Изготовление голограмм с изображениями редких и ценных предметов —
одно из направлений, приобретающих сейчас все большую популярность. Так,
в последние годы проведена работа по созданию банка голографических
изображений святынь Русской православной церкви. Вопрос о том, является
ли голография богоугодным делом, специально обсуждался Синодом и был
решен положительно. В будущем такой банк поможет реставраторам
сохранять уникальные произведения в их первозданном виде. Кстати,
голографические изображения произведений православного искусства уже
можно приобрести в специальном магазине. А в скором времени ожидается
открытие и специального голографического фотоателье, где можно будет
заказать свой объемный портрет.
Сейчас активно развиваются голографические ателье. Пока в Москве действует всего одна коммерческая
студия голографии.
2. Возможность голографического кодирования информации может быть
широко использована в криминалистике. Например, как средство,
устраняющее возможность подделки документов, или как средство
технической гарантии,
препятствующее фальсификации объектов.
Голографическое кодирование осуществляется с помощью специальных
масок, которые в процессе фиксации интерференционной картины создают
сложную форму волнового фронта. Для восстановления записанной таким
образом информации об объекте необходимо иметь точную копию
использованной при записи маски, форма которой может быть самой
разнообразной, вследствие чего подобрать ей подобную практически
невозможно. Также голографические методы могут быть использованы при
исследовании рельефа поверхности объекта. Также голографию используют
для сравнительного исследования фотопортретов в целях идентификации
личности, сравнение следов папиллярных узлов рук.
3. Голограммы используют на производстве, чтобы обнаружить небольшие
различия в механизмах и их деталях, которые должны в точности совпадать.
Интересно знать, что голографию применяли при ремонте космического
«шаттла», чтобы определить, какие из его защитных щитков расшатались во
время полета.
4. Метод также применяется в голографическая маркировка. В нее входит три
типа продукции: стикеры на полимерной основе, фольга для горячего
тиснения, комбинированные этикетки на бумажной основе. Она используется
для защиты продукции, полиграфическая — для нанесения важной
информации, например, срока годности товара. Голограмма это
металлизированная полимерная пленка с особым рельефом. Голограммы
могут сохранять несколько изображений в разных ракурсах, иметь сложные
кинетические эффекты, скрытые изображения, микротексты, нумерацию,
кодировку и многие другие элементы защиты, в том числе видимые или
невидимые. Изображение наблюдается в проходящем свете при освещении
элемента обычным источником белого света. Запись в объеме материала,
исключающая копирование рельефа, наблюдение изображения в узком
диапазоне углов в проходящем, а также отраженном свете отличает элементы
на основе объемной решетки от классических рельефных радужных
голограмм.
5. Еще одним примером является голографический прицел электронно
оптическое устройство. Особенность такого прицела состоит в том, что в
стекле его выходного окна записано голографическое изображение
прицельной марки, которое проявляется под воздействием луча лазера. Прицельная марка голографического прицела может иметь самые разные
формы, в том числе быть трехмерной.
6. Одно из самых последних необычных изобретений японских креативщиков –
это голографическая певица Хацунэ Мику. Она уже около трех лет ездит по
стране с гастролями и пользуется большой популярностью. Для иностранцев
немного непонятен ее голос и звучание. Но чистота подобрана так, что она
является идеальной, и живому человеку так не спеть. Если бы она пела на
Английском то представьте себе, что она бы вобрала лучшие тональности и
звучание мировых звезд, вот кто такая Хацунэ Мику идеальный голос + 3D
анимация.
7. Голографический светофор. Китайский дизайнер Hanyoung Lee изобрёл
оригинальное средство, заставляющее водителей останавливаться на красный
сигнал светофора. Одновременно с запрещающим сигналом на проезжей
части возникает проекция изображения пешеходов. Такая виртуальная
"стена" действует на водителей эффективнее обычного красного света. После
смены цвета светофора "стена" становится желтой, а потом исчезает. Автор
отмечает, что даже если автомобиль пересечет "преграду", голограмма не
нанесет никакого вреда ни машине, ни водителю.
профессор
из
8. Трехмерные голографические экраны.
Автор новой работы Насер
Пейхамбариан,
университета.
Аризонского
Основа устройства – новый полимерный материал, который может
записывать трёхмерную графическую информацию, стирать ее и выводить на
экран новый объёмный кадр в считанные минуты. Несмотря на то, что
внедрение новой технологии в использование подразумевает ряд технических
сложностей, ученые уверены, что им удастся усовершенствовать свое
изобретение и добиться обновления голографической информации со
скоростью около 30 кадров в минуту.
голографический дисплей,
Сейчас
разработанный аризонскими
специалистами, представляет из себя пленку толщиной менее миллиметра и
площадью около 10 квадратных сантиметров. Трехмерное голографическое
изображение может быть построено на таком экране менее чем за 3 минуты.
Чтобы добиться такой эффективности ученые поместили фотополимер
между двумя стеклянными пластинами, к которым приложили разность
потенциалов в 9 тысяч вольт.
Пейхамбариан уверен, что в течение нескольких лет ему удастся довести
скорость обновления графической информации на экране до уровня,
достаточного
видеомонитора.
В настоящее время круг применения данного голографического устройства
весьма ограничен. Оно может быть использовано в медицинских целях, а также
наверняка заинтересует военных. Говорить о трёхмерном телевидении тоже пока
рано: помимо экрана для просмотра телепрограмм нужны сам телевизор,
передающая станция и камеры, снимающие передачу.
полноценного
создания
для В перспективе, голографию можно использовать для создания иллюстативно
учебных материалов, атласов в объемном исполнении. В будущем нам может
больше не понадобятся 3Dочки, мы будем наблюдать голографическое кино.
Ведутся также работы по созданию трехмерных дисплеев для отображения
фрагментов тела человека: прибор с объемом изображения 10х10х20 см
предполагается использовать для отображения пространственного
расположения системы сосудов, например, для лучшей ориентировки хирурга
при сложных операциях.
Заключение:
Таким образом, можно с уверенностью сказать: голография замечательное
достижение современной науки и техники. Она погружает в мир, где перед нами
представлены трехмерные изображения, которые так и хочется потрогать. Этот
удивительный метод способен поразить своей практичностью и уникальностью.
Работая над проектом, мы узнали много нового о голографии, с удивлением
обнаружили, что встречаемся с ней каждый день. Мы изучили ее суть и
принципы, узнали, как она используется человеком.
Во время работы мы столкнулись с такими трудностями, как поиск и отбор
нужной информации; грамотно создавать презентацию и проектный продукт.
Мы считаем, что знания, полученные при создании проекта, помогут нам лучше
понять мир, в котором все мы живём.
Источники информации:
1. Книжные ресурсы:
Статья в журнале "Коммерсантденьги" №26 за 5 июля 2000 г
Оптическая Голография т.1 С.Б. Гуревич, Г. Колфилд
Оптическая Голография т.2 С.Б. Гуревич, Г. Колфилд
2. Интернетресурсы:
http://www.holography.ru/
http://slovari.yandex.ru/Голография
http://potomy.ru/things/2970.html
http://www.holography.by/
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/fizika/GOLOGRAFIYA.html?
page=0,0
http://dic.academic.ru/Голография
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Учебный проект по физике "Голография и ее применение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.