Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"
Оценка 4.7

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
биология
10 кл
31.03.2018
Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"
Продолжительность светового дня оказывает большое влияние на жизнедеятельность всех живых организмов нашей планеты. От него зависит интенсивность роста растений, активность животных. Человек, будучи частью живой природы, тоже испытывает на себе влияние продолжительности светового дня. С ним тесно связаны сезонные биоритмы человеческого организма.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов  пгт  Демьяново  Подосиновского  района  Кировской  области Влияние продолжительности светового дня на организм человека проект Проект выполнила ученица 11 класса Федец Анна Александровна Руководитель: Ногтева С.В. пгт Демьяново  2014 Содержание Введение………………………………………………………………………   3 I.Обзор информации:     1.1.Компоненты солнечного света………………………………………… 4     1.2. Роль света в жизни человека…………………………………………..  5     1.3. Влияние солнечного света на работу органов и систем органов           человека……………………………………………………………………….   6     1.4. Короткий световой день………………………………………………   9     1.5. Продолжительный световой день……………………………………. 10     1.6.Хронотипы……………………………………………………………… 11     1.7. Как можно обезопасить себя от воздействия изменения  продолжительности светового дня? ..............................................................   13     1.8. Лампы от грусти………………………………………………………   14 II. Исследование     2.1. Результаты социологического опроса………………………………    15 III. Работа над продуктом     3.1. Разработка первоначальной идеи……………………………………   17     3.2. Дизайн­спецификация……………………………………………….    18     3.3. Дизайн­анализ…………………………………………………………  19     3.4. Разработка продукта………………………………………………….   20     3.5. Готовый продукт……………………………………………………...   21 Самоанализ……………………………………………………………………  22 Заключение……………………………………………………………………  23 Список литературы ………………………………………………………….   24 Приложения…………………………………………………………………..   25 2 Введение      Продолжительность   светового   дня   оказывает   большое   влияние   на жизнедеятельность всех живых организмов нашей планеты. От него зависит интенсивность   роста   растений,   активность   животных.     Человек,   будучи частью живой природы, тоже испытывает на себе влияние продолжительности светового   дня.   С ним   тесно   связаны   сезонные   биоритмы   человеческого организма.      Данные факты очень заинтересовали меня, и поэтому я решила больше узнать о влиянии продолжительности светового дня на организм человека.      Проблема:  хочу обладать полной информацией о зависимости организма человека от продолжительности светового дня, но на данный момент почти ничего не знаю об этом.    Данную проблему можно решить различными способами, например, изучить и проанализировать литературу о влиянии продолжительности светового дня на   человека,   найти   информацию   в   учебниках   и   справочниках,   изучить интернет­источники , проконсультироваться с педагогом, просмотреть фильм на данную тему. Для себя я выбираю изучение и анализ литературы по данной теме,  поиск  информации  в  учебниках  и  справочниках,  изучение  Интернет­ источников.   Мой   проект   будет   информационным,   а   предполагаемый результат­буклет. Им смогут воспользоваться  все желающие, которые хотят узнать, как же фотопериодизм влияет на организм человека, его здоровье. Так же   ,он   может   быть   использован   на   уроках   биологии.  Для   достижения результата   мне   потребуются   следующие   ресурсы:   книги,   время,   Интернет­ ресурсы.    В   процессе   выполнения   проекта   я   должна   находить   необходимую информацию,   проводить   анализ   информации,   выделять   самое   главное   для себя, закрепить навык проведения социологического опроса, представить свой результат.     Цель:  собрать   и   изучить   информацию   о   влиянии   продолжительности     светового дня на организм человека. На основе изученного материала сделать буклет. 3 Задачи: 1.Собрать и проанализировать информацию о продолжительности светового дня, его влиянии на человека; 2.Выявить зависимость организма человека от продолжительности светового дня; 3.Разработать буклет, сделать его эскиз; 4.Сделать буклет; 5.Представить результат окружающим. 1.1 Компоненты солнечного света    Солнечный свет благотворно действует на общее состояние и тело человека, заряжает энергией, дарит радость жизни и   здоровье. Солнечный свет состоит   из   нескольких   компонентов:   видимый   свет,   невидимые инфракрасные и ультрафиолетовые лучи.   Видимый   свет   (видимое   излучение)   —   электромагнитные   волны, воспринимаемые человеческим глазом.  Инфракрасное   излучение  или   инфракрасные   лучи,   это электромагнитное излучение, занимающее спектральную область между красным   света   и   коротковолновым   радиоизлучением.   Благодаря инфракрасному излучению существует жизнь на земле ­ именно с его помощью Земля получает солнечное тепло.  Ультрафиолетовое   излучение   —   электромагнитное   излучение, занимающее диапазон между фиолетовой границей видимого излучения и количество ультрафиолетового   излучения   полезно   и   необходимо   для   выработки витамина D. рентгеновским   излучением.     Небольшое   4 1.2.Роль света в жизни человека    Освещение играет важную роль в жизни человека. Около 90% информации воспринимается   через   зрительный   канал,   поэтому   правильно   выполненное рациональное освещение имеет важное значение для выполнения всех видов работ.   Свет   является   не   только   важным   условием   работы   зрительного анализатора, но и биологическим фактором развития организма человека в целом. Для человека день и ночь, свет и тьма определяют биологический ритм ­ бодрость и сон. Недостаточная освещенность или ее чрезмерное количество снижают уровень возбуждения центральной нервной системы и, естественно, активность всех процессов.       Солнечный   свет   влияет   на   работоспособность   человека.  Дневной   свет положительно   влияет   на   производительность   труда   человека   и   на   общую дневную активность. Действуя через зрительный анализатор, световая энергия влияет на обмен веществ    Так же, свет влияет на настроение человека. Солнце стимулирует выработку «гормонов удовольствия», поэтому считается, что солнечный свет – лучший природный антидепрессант. Его положительное влияние распространяется и на сферу межличностных отношений: если холод побуждает нас «закрыться», то  солнце, напротив, «раскрывает» нас  по   отношению   к  внешнему  миру  и окружающим.  Солнце и солнечная энергия занимают важное и значительное место среди других факторов, способных помочь человеку «раскрыться» в полной мере. 5 1.3 Влияние солнечного света на работу органов и систем органов человека    Солнечный   свет   оказывает   влияние   на   человеческий   организм.   При   недостатке   солнечного   света   у   человека   могут   возникать   проблемы   со здоровьем. Но стоит помнить о побочных действиях – при его избытке могут возникнуть   аллергические   реакции   или   может   произойти   обострение   всех хронических процессов.    Солнечный свет влияет на:  кожу      Умеренное воздействие ультрафиолета на кожу полезно: повышается иммунитет, улучшается кровообращение в коже, стимулируется выработка витамина D, повышается обмен веществ. Однако, благотворное влияние солнца   длится   не   более   15   минут.   В   больших   количествах   из терапевтического средства солнечное излучение превращается в яд. Оно высушивает кожу, ускоряет образование морщин и пигментных пятен, и даже может вызвать тяжёлые кожные заболевания.  органы зрения      Наиболее чувствительно на солнечные лучи реагируют органы зрения. Полезны для глаз лишь рассеянные солнечные лучи. Это солнце на закате, или же скрытое туманом. В этом случае капли влаги блокируют синий спектр,   раздражающий   клетчатку,   тогда   как   красный   спектр   лучей 6 стимулирует   кровообращение   и   улучшает   способность   глаз   к   видению окружающего мира. Но повышенная солнечная активность может вызвать аллергический   конъюнктивит,   поэтому   наблюдать   за   солнцем   без специальных очков не рекомендуется.  Скелет      Ультрафиолет провоцирует образование в нашем организме витамина D.Этот витамин необходим, в первую очередь, для всасывания кальция в кишечном   тракте   и   формировании   нормального,   здорового   костного скелета.  дыхание      Солнечный свет оказывает свое влияние на механизм дыхания. Во время световых ванн сокращается частота дыхания и увеличивается  его глубина. Подобное явление оценивается как благоприятное, связанное с увеличением газообмена   и   с   усилением   процессов   легочного   и   тканевого   дыхания. Изменение   дыхания   (колебания   глубины   и   частоты   дыхательного   акта)   в большинстве случаев не очень значительно, но очень большое значение имеет здесь   повышение   газообмена,   т.   е.   увеличенное   поглощение   организмом кислорода и усиленное выделение углекислоты.   сердечно­сосудистую систему       В   сердечно­сосудистой   системе   световое   раздражение   прежде   всего сопровождается   расширением   капилляров   кожи.   Это   расширение   сосудов может   долго   оставаться   после   облучения   и   сопровождаться   усиленным приливом крови к периферии. Многие исследователи отмечают длительное понижение   кровяного   давления   после   облучения. Понижение   кровяного давления   происходит   главным   образом   при   патологически   повышенном кровяном   давлении   (гипертонии).   Нормальное   кровяное   давление   после солнечных ванн, если и понижается, то не часто.    замедляется, у других остается без изменения, у третьих учащается.      Действие   световой   ванны   на   пульс   тоже   различно:   у   одних   пульс  нервную систему      Солнечный свет оказывает значительное влияние на нервную систему. Влияние   солнечного   света   распространяется   на   центральную   нервную 7 систему   рефлекторным   путем   через   нервные   окончания   в   коже   и зрительный   анализатор.   При   достаточно   сильном   освещении,   особенно ультрафиолетовыми лучами, отмечаются повышение осязательной, кожной чувствительности и понижение болевой чувствительности (болеутоляющее действие   проявляется   даже   в   более   глубоких   слоях).   Раздражающее действие   лучистой   энергии   усиливается   при   приеме   солнечных   ванн вследствие   добавочного   воздействия   атмосферных   факторов. Возбуждающее действие лучистой энергии особенно заметно на людях с повышенной   возбудимостью.   Так,   у   психоневротиков   при   приеме солнечных   ванн   часто   замечается   общее,   нередко   длительное,   нервное возбуждение.  Эндокринную систему      Также   солнце   может   оказывать   влияние   на   эндокринную   систему (см.приложение   №   1).Если   у   человека   нет   заболеваний   щитовидной железы, надпочечников и паращитовидных желез, то солнечные лучи не страшны для него. Они даже полезны, ведь солнце помогает образованию витаминов,   а   также   обладает   бактерицидными   свойствами.   Если   же   у человека проблемы со здоровьем, связанные с эндокринной системой, или же он входит в группу риска, следует быть осторожным. На жаре людям с такими   заболеваниями   становится   хуже.   И   дело   не   в   самом ультрафиолетовом   излучении,   а   в   спровоцированном   им   повышении температуры.   Это   влияет   на   выработку   свободных   радикалов   и   как следствие ­ ухудшает работу эндокринной системы. 8 1.4.Короткий световой день      Соотношение   продолжительности   светлого   и   темного   времени   суток   в течение года неодинаково. Зимой, когда светлое время суток длится намного меньше, чем темное, наблюдаются самые непродолжительные световые дни. Они имеют определенное влияние на организм человека, его настроение.     Короткий   световой   день   приводит   к снижению   интенсивности   обмена   веществ. В итоге появляется повышенная сонливость, избыточная масса тела. Недостаток   солнечного   света   вызывает   нарушения   в психоэмоциональном состоянии:  появляется   плохое   настроение,  головная   боль,  нарушается  сон, развивается   повышенная   раздражительность,   что   вызывает   сезонную депрессию. Появление этих состояний связано с резким снижением продукции серотонина,   называемого   часто   гормоном   радости,   и увеличением   синтеза гормона   мелатонина,   под   действием   которого   возникает   повышенная сонливость. Уменьшение количества дневного света приводит к обострению нервных срывов, психических расстройств.    При недостатке света развиваются депрессивные состояния. С недостатком света   связаны   также   сезонные   аффективные   расстройства,   которые проявляются в подавленном состоянии.     Согласованная   работа   организма   зависит   от функционирования   нервной системы.   Нарушения   в ее работе   вызывают   изменения   в разных   органах и системах.   Недостаточное   количество   солнечного   света   провоцирует   оказывающего   влияние снижение   синтеза   в организм   витамина D, 9 на иммунную   защиту   организма.   Именно   с этим   связана   высокая   сезонная заболеваемость, появление обострений хронических болезней. 1.5.Продолжительный световой день      Летом же, продолжительность  светлого  времени суток увеличивается  и превышает продолжительность темного времени суток. Увеличение светового дня улучшает эмоциональное состояние человека. А если улучшается эмоциональное состояние, улучшается и самочувствие.   заболеваний.      Улучшается обмен веществ, что так же благотворно влияет на организм человека.  Повышается   иммунитет,   и   организм   становится   менее   уязвим   для 10 1.6.Хронотипы      Современное   учение   о   хронотипах(см.приложение   №1)   зародилось   в Европе   примерно   в   1970­х   годах.   Поначалу   к   нему   относились   весьма скептически,   но   постепенно   эта   информация   распространилась повсеместно   и   сегодня,   когда   данные   о   хронотипах   подтверждены многочисленными   научными   исследованиями,   можно   с   уверенностью сказать — совы, жаворонки и голуби существуют.      Основная характеристика, которую описывает хронотип — это уровень работоспособности,   который   и   позволяет   разделить   людей   на   утренний (жаворонок),  вечерний  (сова)   и  дневной  (голубь)  типы.  Для  каждого  из этих типов подъем интеллектуальной и физической активности наступает в соответствующее описанию время. Жаворонки: 11 • Просыпаются рано без особых усилий, чувствуют себя бодрыми, свежими, отдохнувшими. • Работоспособность максимальна утром до полудня. • К концу дня утомление нарастает, запас энергии иссякает и, если позволяют обстоятельства, они укладываются спать пораньше. • Показатели здоровья более высокие, чем у сов. • Тяжело приспосабливаются к новому режиму работы и стилю жизни. Представители этого типа ложатся спать вечером на полтора часа раньше, чем совы, и встают утром на два часа раньше явной совы. Совы: • Ранний подъем дается крайне тяжело и до полудня выбивает из колеи. •   Работоспособность   утром   минимальна,   к   шестнадцати   часам   она повышается, а пик ее приходится на вечерние часы и ночные. • Ложатся спать намного позже полуночи. •   Их   биоритмы   пластичнее,   они   легче   переносят   изменения   в   привычном режиме жизни Голуби:   • Хорошо адаптируются к любому режиму. • Работоспособность максимальна около трех часов дня. • Спать ложатся приблизительно в 23 часа. их специалисты называют аритмиками, относятся к смешанному типу, могут быть и жаворонками и совами.     Согласно   статистике   40%   всего   населения   Земли   составляют   совы,   жаворонки — 25%, а остальные — голуби. 12 1.7.Как можно обезопасить себя от воздействия изменения продолжительности светового дня? 1. Старайтесь   больше   находиться   на   свежем   воздухе,   не   только   в выходные, но и в будни, во время обеда также старайтесь хотя бы на 10­ 15 минут выйти на улицу. 2. Постарайтесь   включить   в   рацион   свежие   фрукты,   овощи,   зелень, откажитесь от жирной и вредной пищи (исключите фастфуды, жареную картошку,   консервы).   Помните,   что   еда   должна   приносить   не   только удовольствие, но и пользу! 3. Используйте лампы дневного света не только на работе, но и дома, не экономьте на искусственных источниках света, сделайте все, чтобы ваш организм не чувствовал себя «обделенным светом». 4. Необходимо позаботиться и о детях. Многие педиатры рекомендуют принимать   препараты,   содержащие   витамин   D.   Применение   таких 13 препаратов   является   отличной   профилактикой   рахита.   Также   можно применять комплексные поливитаминные препараты. 5. Многие   взрослые   предпочитают   посещать   солярий,   однако злоупотребление   такой   процедурой   может   нанести   большой   вред (увеличение развития рака кожи, ожогов сетчатки, раннее старение кожи). Для   людей,   склонных   к   депрессиям,   дома   необходимо   создать атмосферу   комфорта,   удобства   и   ярких   акцентов,   можно   поменять шторы, светильники, также использовать ароматические масла и травы. 6. 7. Очень   эффективным   является   применение   цветоимпульсной   терапии. Эта методика использует положительное влияние электромагнитных волн определенной длины на органы человека с использованием аппаратов. 1.8Лампы от грусти      Пару лет назад оригинальный способ борьбы с зимней хандрой, которая является следствием короткого светового дня придумали в шведском городе Умео   (зимой   там   начинает   смеркаться   уже   в   час   дня),   где   местная энергетическая компания разместила на автобусных остановках «лампы от грусти»,   то   есть   лампы   дневного   света.   Светотерапия,   или   фототерапия, известна давно – это метод лечения сезонной хандры, при котором человек находится вблизи ярких источников света, близких по спектру солнечному. Такое   освещение   помогает   «обмануть»   организм   и   перестроить   его   на позитивный лад. В Швеции сеанс светотерапии может выглядеть так: светлая комната, светлая мебель и люди, «впитывающие» солнечный свет пару часов в день. А основателем метода считается датский физиотерапевт, Нобелевский лауреат   Нильс   Рюберг   Финзен,   первым   заметивший   благотворное   влияние света на эмоциональное состояние человека при сезонной хандре. 14 II. Исследование 2.1.Результаты социологического опроса    Я провела социологический опрос, чтобы узнать уровень осведомленности  людей о влиянии продолжительности светового дня на организм человека. Мной было опрошено 20 человек в возрасте от 12 до 55 лет ­ школьники и  обычные рабочие (см.приложение №2) 15 Исходя из результатов проведенного опроса, я могу сделать следующие  выводы: большинство опрошенных считают, что продолжительность светового дня влияет на организм человека; многие замечают повышенную  утомляемость зимой; большинству участников опроса легче просыпаться  летом. Более половины опрошенных знают о классификации, которая делит  людей на «жаворонков», «сов» и «голубей» и с легкостью могут отнести себя  к тому или иному типу 16 III. Работа над продуктом 3.1.Разработка первоначальной идеи классный час стенд результат буклет 17 презентаци я памятка 3.2.Дизайн­спецификация    Критерии: ­Удобный, компактный; ­Эстетичный; ­Содержательный 18 Критерии Результат Стенд Буклет Классный час 3.3. Дизайн­анализ Удобство, компактность Эстетичность Содержательность  ­ + ­ + + ­ + + + 19 Презентация Памятка ­ + + + ­ ­ Вывод: на основании выбранных критериев будущим  результатом будет буклет. 3.4.Разработка продукта 20 3.5. Готовый продукт 21 Самоанализ    Проект закончен. Цель достигнута. Результат проекта достаточно удобен и практичен. Он может быть использован всеми, кто желает узнать о влиянии продолжительности   светового   дня   на   организм   человека.   Созданный   мною проект мне нравится, но его можно доработать, улучшить. Для улучшения моего проекта можно провести исследование, результаты которого помогут глубже понять, как действует продолжительность светового дня на человека. В   процессе   работы   над   проектом     я     улучшила   свои   навыки   работы   с литературой,   научилась   работать   с   публикой,   проводя   социологический 22 опрос,   освоила   программу  Microsoft  Office  Publisher  2007   для   создания буклетов.   В   процессе   работы   над   проектом   у   меня   возникли   некоторые трудности, в основном связанные с недостатком времени. Но все трудности были преодолены. В дальнейшем ,чтобы избежать данных трудностей, нужно более рационально распределять время для работы. Заключение    Выполнив этот проект, я могу сделать следующие выводы: 1. 2. 3.    Солнечный свет влияет на организм человека;    Продолжительность светового дня имеет влияние на человека;    Короткий световой день приводит к снижению интенсивности обмена веществ,   к   нарушениям   в   психоэмоциональном   состоянии,   вызывает ослабление иммунной системы; 23 4. 5.    Продолжительный световой день благоприятно действует на человека: улучшается его эмоциональное состояние , самочувствие, повышается иммунитет;    В зависимости от работоспособности в то или иное время суток всех людей можно разделить на «жаворонков», «сов» и «голубей». Список литературы Зачем     http://shkolazhizni.ru/archive/0/n­4520/ солнечный нужен   свет?  [Электронный   ресурс]// 24 Влияние   солнечного   света   на   организм   человека.   [Электронный   ресурс]// http://www.skalpil.ru/1410­vliyanie­solnechnogo­sveta­na­organizm­ cheloveka.html Этот   целительный   солнечный   свет. http://lechebnik.info/417/8.htm    [Электронный   ресурс]// Солнечный свет  [Электронный ресурс]// http://fc.duny.ru/publication­99.html инфракрасное,   видимое   ресурс]// http://bibl.tikva.ru/base/B1334/B1334Chapter8­4.php   и   ультрафиолетовое   излучения.  [Электронный Биоритмы   и  хронотипы.  Совы,  жаворонки,  голуби.  [Электронный   ресурс]// http://snotvornoe.ru/sleep/biorhythms/about/%E2%80%8E Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень :учеб. для 10­ 11 кл общеобразовательных учреждений. ­М.:  «Дрофа»,2009,368 с. Терминология Приложение №1 25 Эндокринная система­ совокупность эндокринных желез, обеспечивающих выработку гормонов.      Серотон нии ­ это  химическое вещество, которое образуется в результате обмена   аминокислот   и   относится   к   группе   так   называемых   биогенных аминов.Является   регулятором   нервных   процессов   в   центральной   нервной системе.        Мелатонин  — основной гормон эпифиза, регулятор суточных ритмов. Принимается в таблетках для облегчения засыпания, с целью корректировки «внутренних часов» при длительных путешествиях.      Хронотип  ­  это  специфическая   организация   работы   всего   организма   в течение суток. Приложение № 2 26 Социологический опрос 27

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"

Ученический проект "Влияние продолжительности светового дня на организм человека"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018