Учет наличия и движения основных средств и нематериальных активов

  • docx
  • 14.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0024684.docx

Учет наличия и движения основных средств и нематериальных активов

 

Приказом Министерства статистики Украины № 352 от 29.12.1995 г. “Об утверждении типовых форм первичного учета” утвержден и введен в действие с 1.01.1996 г. типовые формы первичной учетной документации по учету наличия на предприятии и движения основных средств:

03-1 “Акт приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств”;

03-2 “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов”;

03-3 “Акт списания основных средств”;

03-4 “Акт на списание автотранспортных средств”;

03-5 “Акт N об установке, пуске и демонтаже строительной машины”;

03-6 “Инвентарная карточка учета основных средств”;

03-7 “Описание инвентарных карточек по учету основных средств”;

03-8 “Карточка учета движения основных средств”;

03-9 “Инвентарный список основных средств”.

Для оформления зачисления в состав основных средств отдельных объектов, для учета ввода их в эксплуатацию применяется “Акт приемки передачи (внутреннего перемещения) основных средств” (форма № 03-1).

При оформлении приемки основных средств акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя предприятия (организации). Акт после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия (организации) или лицами, на то уполномоченными. Типовая Форма документа “Акт приемки - передачи (внутреннего перемещения) основных средств” (Форма № 03-1) приведена в образце 1.1.

Для учета всех видов основных средств, поступивших в эксплуатацию, в бухгалтерии применяется “Инвентарная карточка учета основных средств” (форма № 03-6). Форма заполняется в одном экземпляре на основании “Акта приемки - передачи (внутреннего перемещения) основных средств” (форма № 03-1), технической и другой документации.

 

 

 

 

Образец 1.1


http://na-uroke.in.ua/image031-15.jpg


 

 

 

 

Продолжение образце 1.1

 

 


http://na-uroke.in.ua/image032-15.jpg


В разделе “Краткая индивидуальная характеристика объекта” записываются только основные качественные и количественные показатели объекта, а также важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности, относящиеся к нему, ограничиваясь двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование данных, что есть на предприятии (организации), технической документации на данный объект.

Типовая Форма “Инвентарная карточка учету основных средств” (Форма № 03-6) приведена в образце 1.2.

Надо отметить, что предоставление объекта основных средств инвентарного номера осуществляется как правило опираясь на номер бухгалтерского счета и субсчета, на котором учитывается объект. Например, возьмем деревообрабатывающий станок, который за информацию вышеприведенных документов данного пункта темы были оприходованы в состав основных средств на предприятии ВО “Росток”. Как видим, его инвентарный номер (10408) включает первые три цифры (номер счета и субсчета - 104). Следующие цифры (08) указывают номер данного объекта основных средств в совокупности ему подобных. Техническая сторона присвоения определенному объекту основных средств инвентарного номера заключается в нанесении на него номера краской или прикреплении жетона с номером.

Рядом с инвентарными карточками аналитический учет основных средств осуществляется в книге учета основных средств, либо в Ведомости 4-М, при упрощенной форме учета (см. приложение А4). В книге или в ведомости учета основных средств регистрации объектов основных средств осуществляют в разрезе конкретных подразделений предприятия (цех № 1, цех №2 и другие) с разграничением их по обліковокласифікаційними группами (103 - здания и сооружения, 104 - машины и оборудование, 105 - транспортные средства и т. д.). Для разграничения принадлежности инвентарных карточек основных средств подразделения используют закладки, которые изготавливаются из картона или фанеры. С помощью них отделяют группы основных средств одна от другой в разрезе подразделений предприятия.

Для регистрации инвентарных карточек учета основных средств применяется “Описание инвентарных карточек по учету основных средств” (форма № 03-7). Опись составляется в одном экземпляре бухгалтерией в целях контроля за сохранностью инвентарных карточек. Записи ведутся в разрезе классификационных групп (видов) основных средств.

Для учета движения основных средств по классификационным группам при ручной обработке учетной документации применяется “Карточка учета движения основных средств” (форма № 03-8), которая заполняется на основе данных инвентарных карточек соответствующих групп (видов) основных средств и сверяется с данными синтетического учета основных средств. На основе итоговых данных этих карточек заполняются отчетные формы по движению основных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец 1.2


http://na-uroke.in.ua/image033-15.jpg


 

 

 

Продолжение образце 1.2


http://na-uroke.in.ua/image034-15.jpg


Для по-объектного учета основных средств по месту их нахождения (эксплуатации) по материально-ответственных лицах ведут “Инвентарный список основных средств” (форма № 03-9).

Данные пообъектного учета основных средств по местам их нахождения (эксплуатации) должны быть тождественны записям в инвентарных карточках учета основных средств, которые ведутся в бухгалтерии.

Типовая Форма “Инвентарный список основных средств” (Форма № 03-9). которая ведется по месту их нахождения, эксплуатации, приведена в образце 1.3.

При оформлении внутреннего перемещение основных средств “Акт приемки - передачи (внутреннего перемещения) основных средств” выписывается в двух экземплярах работником отдела (цеха) - сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, а второй - отдела (цеха) - здавальнику.

При передаче основных средств другому предприятию (аренду) акт составляется в двух экземплярах (для предприятия, сдает и принимает основные средства).

По данным акта делаются отметки в “Инвентарном списке основных средств” подразделения, из которого выбыл объект, а также изымается “Инвентарная карточка учета основных средств” по совокупности объектов, которые учитываются по данным подразделением в бухгалтерии.

Основанием для отметок в “Инвентарной карточке учета основных средств” о выбытии объектов основных средств при передаче их другому предприятию (организации), а также о перемещении внутри предприятия является “Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств” (форма № 03-1); при списании объекта основных средств вследствие старения или износа - “Акт на списание основных средств” (форма № 03-3). Записи о законченные работы по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации, ремонту объекта ведутся в карточке на основании “Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов” (форма № 03-2).

Для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации применяется “Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов” (форма № 03-2).

Акт, подписанный работником цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представителем цеха (предприятия), который выполнял ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию предприятия (организации). Акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами на то уполномоченными. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.

 

 

Образец 1.3

 


http://na-uroke.in.ua/image035-15.jpg


 

Вроде 1.4

 


http://na-uroke.in.ua/image036-15.jpg


 

 

 

Продолжение образце 1.4

 


http://na-uroke.in.ua/image037-15.jpg


 

Если ремонт, реконструкцию или модернизацию выполняет стороннее предприятие, акт составляют в двух экземплярах. Второй экземпляр передают предприятию, выполнившему ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Типовую форму “Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов” (форма № 03-2) приведены в образце 1.4.

При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции (модернизации), достройки и дооборудования предыдущую инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный (достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

В строительно-монтажных организациях для оформления передачи, установки и пуска строительных машин и последующего их демонтажа и передачи машинопрокатній базе применяется “Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины” (форма № 03-5).

Акт составляется в двух экземплярах представителем машинопрокатної базы и строительного участка, эксплуатирующей строительные машины и механизмы.

Типовая Форма “Акт об установке, пуске и демонтаже строительной машины” (Форма № 03-5) приведены в образце 1.5.

Для оформления выбытия основных средств (кроме автотранспортных средств) при полном или частичном их списании применяется “Акт на списание основных средств” (форма № 03-3). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем предприятия, учреждения, организации, утверждается руководителем предприятия (организации) или лицом, на то уполномоченным. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад запчастей, оставшихся в результате их списания, а также материалов, металлолома и т.п.

Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от износа и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражают в акте в разделе “Расчет результатов списания объектов”.

Типовая форма “Акт на списание основных средств” (форма № 03-3) приведены в образце 1.6.

Для оформления списания автомобиля, грузового или легкового, прицепа или полуприцепа при их ликвидации применяется “Акт на списание автотранспортных средств” (форма № 03-4). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, назначаемой руководителем автохозяйства (предприятия) и утверждается руководителем предприятия (организации) или лицом, на то уполномоченным. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за хранение основных средств, и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей и металлолома, оставшегося в результате списания.

Затраты по списанию, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе “Расчет результатов списания автомобиля (прицепа, полуприцепа)”.

Объект основных средств изымается из активов (списывается с баланса) в случае его выбытия вследствие продажи, безвозмездной передачи или несоответствия критериям признания активом.

Финансовый результат от выбытия б'єктів основных средств определяется вычитанием из дохода от выбытия основных средств их остаточной стоимости, непрямых налогов и расходов, связанных с выбытия тям основных средств.

Регистры аналитического учета выбывших основных средств прилагаются к документам, которыми оформлены факты выбытие основных средств.

 

 

Вроде 1.5

 


http://na-uroke.in.ua/image038-14.jpg


 

Вроде 1.6

 

http://na-uroke.in.ua/image039-14.jpg

 

Продолжение образце 1.6

 

http://na-uroke.in.ua/image040-15.jpg

 

 

В случае частичной ликвидации объекта основных средств его первоначальная (переоцененная) стоимость и износ уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта.

 

Учитывая то, что по счету основных средств осуществляется также учет животных основного стада (на сельскохозяйственных предприятиях), укажем на некоторые особенности документального оформления операций с указанной группой животных.

Надо отметить, что каждому животному, которая входит в состав основного стада, так как и любому другому объекту основных средств, присваивается инвентарный номер. Отображение наличия животных основного стада по месту их нахождения осуществляется в “Книге учета движения скота и птицы”. Поступление (перевод) животных из других групп к основному стада осуществляется на основании документа “Акт на перевод животных из группы в группу”. В свою очередь выбытие животных из основного стада в результате выбраковки осуществляется на основании оформления документов “Акт на выбраковку животных из основного стада” или “Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка, падеж)”. Информация из актов переносится в “Книгу учета движения скота и птицы”.

В конце каждого месяца руководитель подразделения, где находится указанная группа животных, передает в бухгалтерию “Отчет о движении скота и птицы”, составленный на основании актов, удостоверяющих увеличение или уменьшение основного стада на определенное количество животных.

На основании указанного отчета в бухгалтерии делаются отметки в “Ведомость аналитического учета животных”. По результатам заполненной ведомости производятся записи журналов-ордеров №4 и №5, а при упрощенной форме учета в Ведомости 2-М и 4-М (см. прил. А 2 и А 4).

Что касается нематериальных активов, то Приказом Министерства финансов Украины от 22.11.2004 г. № 732 утверждены типовые формы первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов:

НА-1 "Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов";

НА-2 "Инвентарная карточка учета объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов";

НА-3 "Акт выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов";

НА-4 "Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов".

Форма НА-1 "Акт ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов" (см. образец 1.7.) (далее - объект права интеллектуальной собственности) применяется предприятиями, учреждениями и организациями (далее - предприятия) независимо от форм собственности для оформления операций по введению в хозяйственный оборот и использованию отдельных приобретенных (созданных) объектов права интеллектуальной собственности.

При оформлении ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности акт составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект приемочной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного органа (должностного лица), который осуществляет руководство предприятием.

Акт заполняется в одном экземпляре на основе технической, научно-технической и другой документации (лицензионный договор, авторский договор, патент и т.п.), подписывается председателем и членами комиссии, лицом, ответственным за принятие для использования объекта права интеллектуальной собственности.

При оформлении акта ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в графе:

"Наименование и номер документа, подтверждающего имущественные права на объект права интеллектуальной собственности" - указывается номер патента (декларационного патента) на изобретение, декларационного патента на полезную модель, патент на промышленный вроде, номер свидетельства на знак для товаров и услуг, номер авторского свидетельства и т.п.;

"Дата возникновения права" - указывается дата подписания договора, дата приоритета, дата создания произведения т.п.;