Учет возрастных особенностей младших школьников в системе дополнительного образования
Оценка 4.6

Учет возрастных особенностей младших школьников в системе дополнительного образования

Оценка 4.6
docx
26.04.2020
Учет возрастных особенностей младших школьников в системе дополнительного образования
младшие школьники.docx

Учет возрастных особенностей младших школьников в системе дополнительного образования

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие.

Существенной особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи, весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать слушание с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить "физкультминутки", в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать кабинет.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Все это создает биологические предпосылки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Происходят сдвиги во взаимодействиях процессов возбуждения и торможения: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему преобладающим в поведении остается возбуждение. Высокая подвижность младших школьников и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психологии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия педагога должны направляться на то, чтобы, учитывая особенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом отношении определяющее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершенствование их познавательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психические процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. На занятиях нужно обращать внимание на формирование у школьников точности восприятии предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Так как у младших школьников интенсивно развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий. Но здесь нужна определенная мера. Необходимо развивать у младших школьников аналитико-синтетического мышления при усвоении изучаемого материала, учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выводы и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опытами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее количество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.

Качественные сдвиги происходят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал, но следует побуждать ребят к глубокому осмыслению знаний и развитие логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями, используя игровые приемы, чтобы сделать учение более занимательным.

Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников, начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями педагога. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от педагогов внимания и специальной педагогической работы.

Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.

На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность педагога, а также родителей и взрослых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовывать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят и решающей мере определяет успех воспитания.

Важную роль играет своевременное выявление и учет индивидуальных особенностей и темпов развития учащихся в объединении. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что младшие школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (опять связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы.

Индивидуальный подход к учащимся в объединении осуществляется с учетом особенностей их познавательной деятельности, свойств памяти, склонностей и интересов.

Необходимо своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития учащихся – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к педагогу и детскому коллективу.

Только внимательное изучение и учет особенностей развития каждого воспитанника создает условия для получения высоких результатов реализации образовательной программы и создания благоприятного климата в объединении.


 

Учет возрастных особенностей младших школьников в системе дополнительного образования

Учет возрастных особенностей младших школьников в системе дополнительного образования

Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются…

Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способности к восприятию и определению существенных признаков изучаемых предметов и явлений, они приучаются…

Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность

Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и общая работоспособность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020