Занятие 7.1
Основное и дополнительные назначения объектов
Оборудование: рисунки с изображением человека рассеянного, Маши-растеряши.
1. Упражнение «Гипотезы»
Класс делится на три группы (можно по рядам), и каждой группе в течение минуты нужно придумать как можно больше различных вариантов ответа на «свой» вопрос:
• Как такое может быть: надевал, но не надел? (первая группа)
• Как такое может быть: покупал, но не купил? (вторая группа)
• Как такое может быть: ехал, но не приехал? (третья группа)
Примеры ответов учащихся: «надевал, но не надел» (одежда неподходящего размера, одежда грязная или рваная, примерял одежду в магазине, перепутал, надевал чужое и др.); «покупал, но не купил» (товар бракованный, выставочный экземпляр, не хватило денег, магазин закрылся и др.), «ехал, но не приехал» (сломался автобус, перепутал номер автобуса, застрял в пробке, ехал на велотренажёре и др.).
Затем загадка для всего класса: «Кто это: он надевал, но не надел; покупал, но не купил; ехал, но не приехал?» (Человек рассеянный с улицы Бассейной, на доске или на экране демонстрируется соответствующее изображение.)
Желательно данные ситуации проиллюстрировать отрывками из текста:
Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки – оказалось, это брюки!
Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши – говорят ему: не ваши!
Вместо шляпы на ходу он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
Он отправился в буфет покупать себе билет,
А помчался в кассу покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы, рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном и заснул спокойным сном…
– Это что за полустанок? – закричал он спозаранок.
А с платформы говорят: – Это город Ленинград!
Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал, потянулся и сказал:
– Что за станция такая: Дибуны или Ямская?
А с платформы говорят: – Это город Ленинград!
Закричал он: – Что за шутки! Еду я вторые сутки,
А приехал я назад, а приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!
2. Игра «Маша-растеряша»
Учитель сообщает, что рассеянными могут быть не только мальчики, но и девочки (демонстрируется рисунок), и предлагает сыграть в игру «Маша-растеряша».
Игра основывается на том, что требуется выполнить определённое действие, а привычного инструмента для его выполнения нет. Учащимся надо придумать, чем его можно заменить.
Вариант объяснения игры:
– Давайте поиграем в Машу-растеряшу. Когда у неё что-нибудь теряется, то она тоже растеряна и не знает, что делать.
Итак, стоит Маша-растеряша и плачет:
– Ой, ой, ой!
– Что такое? Что случилось?
– Я ножик потеряла! Чем я теперь смогу яблоко отрезать?
– … (Черенком вилки или ложки, металлической линейкой, леской, ножницами и др.)
– Спасибо! Ой!
– Что опять произошло?
– Я клей потеряла! Как я аппликацию сделаю?
– …(Бумагу можно смазать мокрым мылом или можно для крепления использовать пластилин, жвачку, скотч и т. д.)
Игру проводят несколько раз. Желательно, чтобы роль ведущего была сменной: Маша-растеряша оценивает ответы и выбирает самый интересный, автор этого ответа становится ведущим и «теряет» другой предмет.
3. Упражнение «Объясняем перевёртыши»
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
– Можно ли сказать, что детские писатели тоже бывают человеками рассеянными и Машами-растеряшами, когда они придумывают стихи, в которых «всё перепутано», например: «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята – хрюкать!» (К. Чуковский) или «У меня на грядке крокодил растёт, а в Москве-реке огурец живёт!» (Ю. Коваль)?
– …
– Тогда зачем они придумывают такие стихи?
Вариант ответа: для маленьких детей перевёртыши – это своеобразный экзамен, проверка того, что они знают и понимают, как надо и как должно быть.
Учитель рассказывает несколько текстов-перевёртышей из русского и зарубежного фольклора, например «Ехала деревня мимо мужика», «Сосед растил в саду одни сорняки», и предлагает учащимся придумать объяснение, как такое может быть, кому и для чего могло бы это понадобиться (например, жители деревни – «деревня» – все вместе отправились на ярмарку; сорняки можно выращивать для красоты (васильки, одуванчики и др.), это лекарственные растения (подорожник, тысячелистник, чистотел и др.), медоносы (клевер, вереск, иван-чай и др.), «кладовая витаминов» (щавель, крапива и др.), корм для животных).
Наиболее интересные варианты записываются в Летопись.
Перевёртыши
Из русского фольклора
Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из-под собаки лают ворота.
Я схватил дубину, разрубил топор,
и по нашей кошке побежал забор.
Лошадь ела кашу, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
Из зарубежного фольклора
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил.
Джейм Ривз
Мой бывший сосед был ужасный чудак,
Всё время он делал не то и не так:
Ходил он гулять со щенком на руках,
А кошку держал он на двух поводках,
Цветы поливал он горячей водой,
Очки протирал он своей бородой,
Растил в огороде одни сорняки,
Играл на рояле в четыре руки,
Из лейки садовой он пил лимонад
И был на такой же чудачке женат…
Н. Разговоров Ералаш
Светофор на солнце тает,
пастушок на кошку лает,
снеговик в углу мяучит,
самосвал уроки учит,
шахматист горит без дыма,
паучок поймал налима,
рыболов залез на сноп,
рыжий кот наморщил лоб,
ученик привёз песок,
фокстерьер дудит в рожок, –
Это что за ералаш?
Приготовьте карандаш.
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!
4. Упражнение «Зонтик в Африке»
Учитель для каждой группы называет ситуации, в которых предметы оказываются в несвойственных им условиях. Учащимся надо придумать новое, неожиданное применение для них, причём как реально возможное, так и сказочное. Например, зонтик в Африке по его традиционному назначению использовать не получится: там дождя или нет, или идёт такой ливень, что обычный зонт не поможет. Другие варианты применения: корзинка для фруктов, веер, лодка для мелких животных, воздушный змей, гнездо, сачок в качестве средства самообороны, шляпка для слонихи, гамак для удава, тренажёр для обезьян, купол для термитника и др.
Примеры ситуаций:
• Зачем футбольный мяч зубному врачу?
• Зачем ножницы продавцу мороженого?
• Зачем клей сторожу?
• Зачем гвозди программисту?
• Зачем духи милиционеру?
• Зачем мороженое контролёру в автобусе?
• Зачем шприц футболисту?
И др.
При проверке ответы оцениваются с точки зрения оригинальности и соответствия ситуации. Сравним: «Духи нужны милиционеру, чтобы приятно пахнуть» и «У милиционеров есть специальные духи с очень сильным необычным запахом, они нужны, чтобы ловить нарушителей: брызнуть на них и потом найти по запаху».
5. Рисование «Путаница»
Учитель предлагает учащимся придумать и нарисовать обычные предметы в непривычных ситуациях и дать объяснение, для чего они могут быть использованы.
Наиболее оригинальные рисунки размещаются в Летописи.
6. Подведение итогов занятия
Учитель сообщает, что быть рассеянным, растеряшей – плохо, потому что ты всё путаешь, забываешь, над тобой все смеются, но предлагает учащимся подумать, может ли в этом быть что-то хорошее.
Вариант ответа: человек учится быть находчивым, умеет придумывать необычное применение знакомым предметам.
В качестве примера, иллюстрирующего вывод «Не бывает ничего только плохого, в любом плохом можно найти хорошее», желательно рассказать стихотворение В. Чижикова «Годные негодники».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.