Учимся мыслить креативно для 2-4 классов22

  • docx
  • 06.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Занятие22.docx

Занятие 7.1

 

Основное и дополнительные назначения объектов

 

 

Оборудование: рисунки с изображением человека рассеянного, Маши-растеряши.

 

1. Упражнение «Гипотезы»

 

Класс делится на три группы (можно по рядам), и каждой группе в течение минуты нужно придумать как можно больше различных вариантов ответа на «свой» вопрос:

 

• Как такое может быть: надевал, но не надел? (первая группа)

 

• Как такое может быть: покупал, но не купил? (вторая группа)

 

• Как такое может быть: ехал, но не приехал? (третья группа)

 

Примеры ответов учащихся: «надевал, но не надел» (одежда неподходящего размера, одежда грязная или рваная, примерял одежду в магазине, перепутал, надевал чужое и др.); «покупал, но не купил» (товар бракованный, выставочный экземпляр, не хватило денег, магазин закрылся и др.), «ехал, но не приехал» (сломался автобус, перепутал номер автобуса, застрял в пробке, ехал на велотренажёре и др.).

 

Затем загадка для всего класса: «Кто это: он надевал, но не надел; покупал, но не купил; ехал, но не приехал?» (Человек рассеянный с улицы Бассейной, на доске или на экране демонстрируется соответствующее изображение.)

 

Желательно данные ситуации проиллюстрировать отрывками из текста:

 

                               Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,

                               В рукава просунул руки – оказалось, это брюки!

                               Надевать он стал пальто – говорят ему: не то.

                               Стал натягивать гамаши – говорят ему: не ваши!

                               Вместо шляпы на ходу он надел сковороду,

                               Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки.

                               Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

 

                               Он отправился в буфет покупать себе билет,

                               А помчался в кассу покупать бутылку квасу.

                               Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

 

                               Побежал он на перрон, влез в отцепленный вагон,

                               Внёс узлы и чемоданы, рассовал их под диваны,

                               Сел в углу перед окном и заснул спокойным сном…

                               – Это что за полустанок? – закричал он спозаранок.

                               А с платформы говорят: – Это город Ленинград!

                               Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко,

                               Увидал большой вокзал, потянулся и сказал:

                               – Что за станция такая: Дибуны или Ямская?

                               А с платформы говорят: – Это город Ленинград!

                               Закричал он: – Что за шутки! Еду я вторые сутки,

                               А приехал я назад, а приехал в Ленинград!

                               Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!

 

2. Игра «Маша-растеряша»

 

Учитель сообщает, что рассеянными могут быть не только мальчики, но и девочки (демонстрируется рисунок), и предлагает сыграть в игру «Маша-растеряша».

 

Игра основывается на том, что требуется выполнить определённое действие, а привычного инструмента для его выполнения нет. Учащимся надо придумать, чем его можно заменить.

 

Вариант объяснения игры:

 

– Давайте поиграем в Машу-растеряшу. Когда у неё что-нибудь теряется, то она тоже растеряна и не знает, что делать.

 

Итак, стоит Маша-растеряша и плачет:

 

– Ой, ой, ой!

 

– Что такое? Что случилось?

 

– Я ножик потеряла! Чем я теперь смогу яблоко отрезать?

 

– … (Черенком вилки или ложки, металлической линейкой, леской, ножницами и др.)

 

– Спасибо! Ой!

 

– Что опять произошло?

 

– Я клей потеряла! Как я аппликацию сделаю?

 

– …(Бумагу можно смазать мокрым мылом или можно для крепления использовать пластилин, жвачку, скотч и т. д.)

 

Игру проводят несколько раз. Желательно, чтобы роль ведущего была сменной: Маша-растеряша оценивает ответы и выбирает самый интересный, автор этого ответа становится ведущим и «теряет» другой предмет.

 

3. Упражнение «Объясняем перевёртыши»

 

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

 

– Можно ли сказать, что детские писатели тоже бывают человеками рассеянными и Машами-растеряшами, когда они придумывают стихи, в которых «всё перепутано», например: «Замяукали котята: «Надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята – хрюкать!» (К. Чуковский) или «У меня на грядке крокодил растёт, а в Москве-реке огурец живёт!» (Ю. Коваль)?

 

– …

 

– Тогда зачем они придумывают такие стихи?

 

Вариант ответа: для маленьких детей перевёртыши – это своеобразный экзамен, проверка того, что они знают и понимают, как надо и как должно быть.

 

Учитель рассказывает несколько текстов-перевёртышей из русского и зарубежного фольклора, например «Ехала деревня мимо мужика», «Сосед растил в саду одни сорняки», и предлагает учащимся придумать объяснение, как такое может быть, кому и для чего могло бы это понадобиться (например, жители деревни – «деревня» – все вместе отправились на ярмарку; сорняки можно выращивать для красоты (васильки, одуванчики и др.), это лекарственные растения (подорожник, тысячелистник, чистотел и др.), медоносы (клевер, вереск, иван-чай и др.), «кладовая витаминов» (щавель, крапива и др.), корм для животных).

 

Наиболее интересные варианты записываются в Летопись.

 

 

Перевёртыши

 

Из русского фольклора

 

                               Ехала деревня мимо мужика,

                               Глядь, из-под собаки лают ворота.

                               Я схватил дубину, разрубил топор,

                               и по нашей кошке побежал забор.

                               Лошадь ела кашу, а мужик овёс,

                               Лошадь села в сани, а мужик повёз.

 

Из зарубежного фольклора

 

                               Я видел озеро в огне,

                               Собаку в брюках на коне,

                               На доме шляпу вместо крыши,

                               Котов, которых ловят мыши.

                               Я видел утку и лису,

                               Что пироги пекли в лесу,

                               Как медвежонок туфли мерил

                               И как дурак всему поверил.

 

Джейм Ривз

 

                               Мой бывший сосед был ужасный чудак,

                               Всё время он делал не то и не так:

                               Ходил он гулять со щенком на руках,

                               А кошку держал он на двух поводках,

                               Цветы поливал он горячей водой,

                               Очки протирал он своей бородой,

                               Растил в огороде одни сорняки,

                               Играл на рояле в четыре руки,

                               Из лейки садовой он пил лимонад

                               И был на такой же чудачке женат…

 

Н. Разговоров Ералаш

 

                               Светофор на солнце тает,

                               пастушок на кошку лает,

                               снеговик в углу мяучит,

                               самосвал уроки учит,

                               шахматист горит без дыма,

                               паучок поймал налима,

                               рыболов залез на сноп,

                               рыжий кот наморщил лоб,

                               ученик привёз песок,

                               фокстерьер дудит в рожок, –

                               Это что за ералаш?

                               Приготовьте карандаш.

                               Поскорее нужно нам

                               Всё расставить по местам!

 

4. Упражнение «Зонтик в Африке»

 

Учитель для каждой группы называет ситуации, в которых предметы оказываются в несвойственных им условиях. Учащимся надо придумать новое, неожиданное применение для них, причём как реально возможное, так и сказочное. Например, зонтик в Африке по его традиционному назначению использовать не получится: там дождя или нет, или идёт такой ливень, что обычный зонт не поможет. Другие варианты применения: корзинка для фруктов, веер, лодка для мелких животных, воздушный змей, гнездо, сачок в качестве средства самообороны, шляпка для слонихи, гамак для удава, тренажёр для обезьян, купол для термитника и др.

 

Примеры ситуаций:

 

• Зачем футбольный мяч зубному врачу?

 

• Зачем ножницы продавцу мороженого?

 

• Зачем клей сторожу?

 

• Зачем гвозди программисту?

 

• Зачем духи милиционеру?

 

• Зачем мороженое контролёру в автобусе?

 

• Зачем шприц футболисту?

 

И др.

 

При проверке ответы оцениваются с точки зрения оригинальности и соответствия ситуации. Сравним: «Духи нужны милиционеру, чтобы приятно пахнуть» и «У милиционеров есть специальные духи с очень сильным необычным запахом, они нужны, чтобы ловить нарушителей: брызнуть на них и потом найти по запаху».

 

5. Рисование «Путаница»

 

Учитель предлагает учащимся придумать и нарисовать обычные предметы в непривычных ситуациях и дать объяснение, для чего они могут быть использованы.

 

Наиболее оригинальные рисунки размещаются в Летописи.

 

6. Подведение итогов занятия

 

Учитель сообщает, что быть рассеянным, растеряшей – плохо, потому что ты всё путаешь, забываешь, над тобой все смеются, но предлагает учащимся подумать, может ли в этом быть что-то хорошее.

 

Вариант ответа: человек учится быть находчивым, умеет придумывать необычное применение знакомым предметам.

 

В качестве примера, иллюстрирующего вывод «Не бывает ничего только плохого, в любом плохом можно найти хорошее», желательно рассказать стихотворение В. Чижикова «Годные негодники».