Учимся у гроссмейстеров. 1-й метод М.Ботвинника
Оценка 4.8

Учимся у гроссмейстеров. 1-й метод М.Ботвинника

Оценка 4.8
docx
07.08.2024
Учимся у гроссмейстеров. 1-й метод М.Ботвинника
Знакомство с игрой в шахматы.Учимся у гроссмейстеров. 1-й метод Ботвинника.docx

Автономное учреждение социального обслуживания

Удмуртской Республики

«Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

(Реабилитационный центр «Адели»)

                                                                                                  

 

 

 

 

Знакомство с игрой в шахматы.

«Учимся у гроссмейстеров.

Первый метод Ботвиника: e4xf5 – g6xf5, f2-f4!»

 

 

 

Возраст обучающихся от 10 до 14 лет

Контингент обучающихся – дети- инвалиды

Уровень обучения детей  - разный

Автор-составитель:

Протопопова Е.А.,

воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

Город Ижевск, 2024 год.

 

 

 

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров.

Первый метод Ботвиника: e4xf5 – g6xf5, f2-f4!»

 

 

Цель- на основе примера игры Михаила Ботвинника ознакомить с вариантом пешечной структуры в староиндийской защите и  белые ходами e4xf5 – g6xf5, f2-f4 могут ограничить активность соперника и сами создавать угрозы.

Задачи:

- повторить- пешечная структура, виды пешечных структур, дебют староиндийская защита

- познакомить с краткой биографией М. Ботвинника

- познакомить на основе примера партии «Ботвинник- Болеславский, Москва, 1940г.» с  вариантом пешечной структуры в староиндийской защите и  белые ходами e4xf5 – g6xf5, f2-f4 могут ограничить активность соперника и сами создавать угрозы.

- повторить знания шахматной доски

- закрепление знаний шахматной нотации

-провести тренировочную игру.                                                          

 

Оборудование:

-демонстрационная шахматная доска, 

- комплекты шахматных фигур

- ученическая доска

-распечатанная партия «Ботвинник- Болеславский, Москва, 1940г.», «Лихачёв – Елагин, Барнаул, 1977г.», «С. Решевский- З. Марголит, Хайора, 1968г.»

-электронные шахматные часы

 

Ход занятия.

Педагог. Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать на нашем очередном занятии, которое будет посвящено знакомству с краткой биографией и опытом гроссмейстера, 6- го чемпиона мира по шахматам Михаила Ботвинника. Для того, чтобы занятие прошло успешнее, вспомним о пешечных структурах и дебюте староиндийская защита. Итак:

- что такое пешечная структура?

Ответы детей. Расположение пешек на шахматной доске.

 

 

 

Педагог. На что влияет та или иная пешечная структура?

Ответы детей. Определённая пешечная структура во многом влияет на выбор плана игры, расстановку фигур обеих сторон, снижая или повышая их активность.

 

Педагог. Какие различают позиции в пешечных структурах?

Ответы детей. Различают позиции с определившейся, фиксированной пешечной структурой и с неопределившейся структурой.

 

Педагог.

 Какие пешечные структуры вам известны?

Ответы детей. В шахматах существуют следующие пешечные структуры:

1.     Проходная пешка. Пешка называется проходной, когда нет неприятельской пешки ни перед ней (то есть на той же линии), ни на одной из соседних линий.

2.     Изолированная пешка. Пешка не может быть защищена другими пешками, поэтому превращается в слабость по мере исчезновения фигур с доски.

3.     Связанные пешки. Пешки, которые могут защитить друг друга. Это лучшая пешечная структура, к которой нужно стремиться по ходу партии.

4.     Сдвоенные пешки. Пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали. В большинстве случаев надо избегать такой структуры, особенно в эндшпиле.

 

Педагог. Да, правильно! Какими ходами начинается дебют староиндийской защиты?

Ответ детей.  Староиндийская защита — это дебют, который начинается ходами:

1. d2-d4 Kg8-f6
2. c2-c4 g7-g6
3. Кb1-c3 (или 3. g2-g3) Сf8-g7.

Педагог. Верно! Этот дебют относится к полузакрытым началам. Одна из наиболее актуальных систем индийской защиты. Характерные особенности этого дебюта : создание белыми крепкого пешечного центра и возможность фланговых ударов или, в случае размена пешек на поле d4, фигурной игры на пунктах e5 или c5; активность «староиндийского» слона чёрных по диагонали a1 — h8 и фигурное давление по полуоткрытым вертикалям «e» или «c». Наибольший вклад в развитие староиндийской защиты за чёрных внесли Исаак БолеславскийДавид БронштейнЕфим ГеллерЭдуард ГуфельдСветозар ГлигоричБобби ФишерГарри КаспаровТеймур Раджабов, а за белых — Александр АлехинТигран ПетросянАнатолий Карпов и Лев Полугаевский.

Педагог. Хорошо! Ребята, Михаил Ботвинник разработал  с вариантом пешечной структуры в староиндийской защите  ходами белых  e4xf5 – g6xf5, f2-f4,  ограничивается активность соперника и  создание угрозы белых чёрным. Кто расскажет кратко  биографию Михаила Ботвинника?

Ответы детей.

-Михаил Моисеевич Ботвинник (1911-1995) — известнейший советский и российский шахматист, VI чемпион мира, в течение 15 лет (с перерывом) удерживавший за собой это звание. Первый советский обладатель мировой короны и шестикратный чемпион СССР. Ученый, доктор технических наук, заведующий сектором Института электроэнергетики, автор многочисленных изобретений, запатентованных во многих странах мира.

-Михаил Ботвинник родился 4 (17) августа 1911 года в финском городке Куоккала в семье зубных врачей. В школе он учился хорошо и всерьез занимался фотографией. Увлечение шахматами пришло к Михаилу достаточно поздно — лишь в 12 лет, что в будущем иногда будет давать о себе знать отдельными неудачами. Первый опыт  игры в шахматы будущий чемпион постигал в ленинградском клубе советских торговых служащих у Петра Арсеньевича Романовского. Кроме того, он очень много занимался самостоятельно, изучая шахматную литературу. Систематизированные представления об игре помогла заложить книга Хосе Рауля Капабланки «Основы шахматной игры».

-В 1924 году он стал чемпионом школы, а на следующий год в блестящем стиле побеждает на первенстве Ленинграда, потеряв лишь 0,5 очка. В 1925 году юный Миша Ботвинник стал участником сеанса одновременной игры против самого Р. Капабланки, вынудив великого кубинца признать поражение.Как сказал Михаил Ботвинник в фильме «Осень шахматиста», Капабланка был очень рассержен этим поражением и смахнул фигуры с доски. Естественно, не последовало и рукопожатия после сыгранной партии.

- В 1932 году окончил Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина. В 1951 году получил степень доктора технических наук.В составе сборной СССР Михаил Ботвинник шесть раз выигрывал Всемирную шахматную олимпиаду

-С 1970-х годов занимался проблемами искусственного интеллекта, в том числе разработкой программы «Пионер» для ЭВМ, моделировавшей мышление профессионального шахматиста. Михаил Ботвинник скончался 5 мая 1995 года в Москве на 84-м году жизни от онкологического заболевания

                                              

Педагог. Очень замечательно, ребята, что вы интересуетесь жизнью шахматистов. А сегодня на занятии мы познакомимся с «первым методом Ботвинника», который ходами белых e4xf5 – g6xf5, f2-f4 в староиндийской защите останавливает активность чёрных и белые могут создать угрозу чёрным на примере партии Ботвинник- Болеславский, которая была сыграна в Москве в 1940 году. Ребята, мы обсудим важность пешечных структур, возникших к 17 ходу. Дальнейшую эту игру гроссмейстеров предлагаю разобрать по шахматной нотации. Вы увидите пример позиционной игры и мастерство Михаила Ботвинника!

 

 

Педагог расставляет фигуры на демонстрационной доске, объясняет  ходы и ведёт запись на шахматной нотации на ученической доске.

 

Педагог. Представим себе, что на доске создалась следующая пешечная структура, особенно часто возникающая из староиндийской защиты. Как правило, в подобной ситуации шансы чёрных связаны с игрой на королевском фланге.

Нередко белым могут путём e4xf5-g6xf5, f2-f4 не только ограничить активность соперника, но и при случае и самим создать угрозы на этом участке доски. Судя по всему, первым применил этот метод Джон Кохрен (Кохрен - Махескандра, Кольката 1855). Также можно найти ряд примеров, принадлежащих практике начала 20-го столетия. Тем не менее, первую стратегически цельную партию на эту тему сыграл, на наш взгляд, Михаил Ботвинник, и поскольку в своих комментариях к ней он ещё и осветил наиболее важные моменты, и поэтому этот метод его именем.

 

Педагог. Итак!

 

Москва, 1940 год, Чемпионат СССР

дебют - староиндийская защита

М. Ботвинник

И. Болеславский

1. d2-d4

Кg8-f6

2. с2-с4

d7-d6

3. Кb1-c3

е7-е5

4. Кg1-f3

Кb8-d7

5. g2-g3

g7-g6

6. Сf1-g2

Сf8-g7

7. 0-0

0-0

8. е2-е4

Лf8-e8

9. d4-d5

Кd7-c5

10. Кf3-e1

а7-а5

11. h2-h3

Ле8-f8

12. Сс1-е3

Кf6-е8

13.  Ке1-d3

b7-b6

План белых состоит в подготовке b2-b4, чтобы затем осуществить с4-с5.

14.  Фd1-d2

f7-f5

Типичное для такой пешечной структуры продвижение - чёрные начинают контригру на королевском фланге. Обратите внимание на то, как Ботвинник реагирует на эту акцию: 15.e4xf5! g6xf5

На 15...Cс8xf5 было запланировано 16.К
d3хс5 d6xc5 17.g3- g 4!±.

15. е4х f5

gf5!

16. f2-f4

Кс5хd3

Позиционная неточность. Как пишет Ботвинник, Болеславский «...очевидно опасался, что на 16... е4 последует 17.К d3-f2 с возможной угрозой g3-g4. Но тогда он сохранял мощного коня с5, а продвижение пешки «g», даже если бы его удалось осуществить, приводило к обоюдоострой игре». Конечно, вместо 17.Кf2 белые могут избрать 17.К d3хс5, но после

17...dxc5 эта пешка контролирует поле d4 и тем самым лишает соперника важного ресурса Сe3-d4.

17. Фd2xd3

 

е5-е4

Ещё раз обратимся к комментариям Ботвинника:
«Все комментаторы расценивали эту позицию в пользу чёрных, что, на мой взгляд, недоразумение.
На ферзевом фланге только белые могут предпринять пешечное наступление (а2-аЗ, b2-b4, с4-с5), и там их перевес очевиден. Проходная пешка е4, пока партия не пришла к пешечному окончанию, не представляет особой ценности. Что же касается слабой пешки g3, то не видно, как организовать на неё эффективное нападение».
Однако, в ряде вариантов чёрные должны считаться также и с продвижением g3-g4.


Ещё раз посмотрим на пешечную структуру, которая возникает, если чёрные встречают первый метод Ботвинника продвижением е5-е4:

 



Как следует из примера, подобное пешечное расположение может оказаться для чёрных довольно неприятным. Поэтому во многих случаях продвижению е5-е4 предпочитается размен e5xf4, после которого пешечная формация выглядит примерно следующим образом:



Конечно, недостаток такой структуры для чёрных очевиден - пешка f5 изолирована и может стать серьёзной слабостью.

 

18. Фd3-d2

Фd8-f6

19. Лf1-f2

Сс8-d7

20. Ла1-d1

Фf6-g6

21. Кс3-е2

Ке8-f6

22. Се3-d4

Ла8-е8

23. Фd2-е3

h7-h6

24. Ке2-с3

Лf8-f7

25. Сg2-f1

Крg8-h7

26. Сf1-e2

h6-h5

27. Лf2-g2

Сg7-h6

28. Лd1-f1

Ле8-g8

29. Лf1-f2

 

Сh6-g7

В своих примечаниях Ботвинник предлагает вместо этого следующий план: Сh6-f8, Лf7-g7, Фg6-h6. По его мнению, тогда чёрные «по крайней мере будут держать белых в напряжении».

30. а2-а3

h5-h4

В результате предшествующего долгого маневрирования белые обезопасили свой королевский фланг и теперь готовы, наконец, сконцентрироваться на основном плане - подготовке и проведению продвижения b2-b4.

Это вскрытие игры на королевском фланге оборачивается для чёрных бумерангом. Следовало придерживаться выжидательной тактики.

31. g3xh4

Фg6-h6

32. Лg2-g5

Фh6xh4

33. Лf2-g2

Единственная защита. Как  только 2-я ладья белых перешла на линию g,  создалась угроза выиграть ферзя.

Сd7-e8

34. Лg5xf5

Белые подготовили победу.

Сg7-h6

35. Лf5-g5

Самое простое. Белые сохраняют в конечном итоге материальное превосходство при подавляющей позиции.

Сh6xg5

36. f4xg5

Кf6-h5

37. Се2хh5

Фh4xh5

38. Фе3хе4 +

Лg8-g6

39. Фе4хе8

Лg6xg5!

40. Фе8-h8+

Крh7-g6

41. Фh8-g8+

В этой позиции белые записали ход. Преимущество их велико, но финал не лишён интереса.

Крg6-f5

42. Фg8-c8+

Крf5-f4

43. Фс8-е6

Забавный ход. Несмотря на открытое положение короля, его удаётся защитить от вечного шаха, а чёрного короля спасти от атаки невозможно.

Лg5xg2 +

44. Крg1xg2

Фh5-f3 +

45. Кр g2-g1

Фf3-g3 +

46. Крg1-f1

Фg3-f3 +

47. Сd4-f2

Фf3-h5

48. Кс3-е2+

Крf4-g5

49. h3-h4 +

сдался

 

Педагог. Ещё раз посмотрим на пешечную структуру, которая возникает, если чёрные встречают первый метод Ботвинника продвижением е5-е4:

 



Как следует из примера, подобное пешечное расположение может оказаться для чёрных довольно неприятным. Поэтому во многих случаях продвижению е5-е4 предпочитается размен e5xf4, после которого пешечная формация выглядит примерно следующим образом:



Конечно, недостаток такой структуры для чёрных очевиден - пешка f5 изолирована и может стать серьёзной слабостью.

 

Педагог. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей. Повторили пешечные структуры. Познакомились с биографией М. Ботвинника- 6 чемпиона мира по шахматам. Познакомились с первым методом М. Ботвинника – это продвижение черной пешки е5-е4. пешки возможных вариантах ладейных окончаний. Разобрали партию М. Ботвинник – И. Болеславский. Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать.

                       

Педагог. Всё правильно! Вы, ребята, очень внимательны! Теперь предлагаю сыграть партию в парах. Внимательно следите за игрой соперника, постарайтесь использовать полученные знания на занятии. Для ребят, которые уже имеют опыт игры в шахматы, предлагаю сыграть рапид с шахматными часами. Напомню, что шахматы расставляете вместе. Приветствуйте друг друга пожатием  руки до начала игры и после. При возникновении вопроса, поднимаете руку.  После игры складываете фигуры вместе. Ребята, если желаете, то предлагаю по шахматной записи самостоятельно воспроизвести игру «Лихачёв – Елагин, Барнаул, 1977г.», «С. Решевский- З. Марголит, Хайора, 1968г.»

 

Дети раскладывают фигуры. Проходит игра в парах.

Педагог. Дорогие ребята! Наше занятие подошло к завершению. Понравилось ли оно вам?

Ответы детей. Да! Понравилось!

Педагог. Благодарю всех за участие на нашем занятии! Хорошего вам отдыха! Жду вас на следующем занятии!

Дети благодарят педагога за занятие и прощаются.

 

 

Москва, 1940 год, Чемпионат СССР

дебют - староиндийская защита

М. Ботвинник

И. Болеславский

1. d2-d4

Кg8-f6

2. с2-с4

d7-d6

3. Кb1-c3

е7-е5

4. Кg1-f3

Кb8-d7

5. g2-g3

g7-g6

6. Сf1-g2

Сf8-g7

7. 0-0

0-0

8. е2-е4

Лf8-e8

9. d4-d5

Кd7-c5

10. Кf3-e1

а7-а5

11. h2-h3

Ле8-f8

12. Сс1-е3

Кf6-е8

13.  Ке1-d3

b7-b6

14.  Фd1-d2

f7-f5

15. е4х f5

gf5!

16. f2-f4

Кс5хd3

17. Фd2xd3

е5-е4

18. Фd3-d2

Фd8-f6

19. Лf1-f2

Сс8-d7

20. Ла1-d1

Фf6-g6

21. Кс3-е2

Ке8-f6

22. Се3-d4

Ла8-е8

23. Фd2-е3

h7-h6

24. Ке2-с3

Лf8-f7

25. Сg2-f1

Крg8-h7

26. Сf1-e2

h6-h5

27. Лf2-g2

Сg7-h6

28. Лd1-f1

Ле8-g8

29. Лf1-f2

Сh6-g7

30. а2-а3

h5-h4

31. g3xh4

Фg6-h6

32. Лg2-g5

Фh6xh4

33. Лf2-g2

Сd7-e8

34. Лg5xf5

Сg7-h6

35. Лf5-g5

Сh6xg5

36. f4xg5

Кf6-h5

37. Се2хh5

Фh4xh5

38. Фе3хе4 +

Лg8-g6

39. Фе4хе8

Лg6xg5!

40. Фе8-h8+

Крh7-g6

41. Фh8-g8+

Крg6-f5

42. Фg8-c8+

Крf5-f4

43. Фс8-е6

Лg5xg2 +

44. Крg1xg2

Фh5-f3 +

45. Кр g2-g1

Фf3-g3 +

46. Крg1-f1

Фg3-f3 +

47. Сd4-f2

Фf3-h5

48. Кс3-е2+

Крf4-g5

49. h3-h4 +

сдался

1

0

 

                                        Барнаул, 1977 год,

дебют - староиндийская защита

Лихачёв

Елагин

1. d2-d4

Кg8-f6

2. с2-с4

g7-g6

3. e2-e4

Cf8-g7

4.Kg1-e2

e7-e5

5.d4-d5

Kc6-d4

6.g2-g3

Kd4-f3#

0

1

 

Хайора, 1968 год

 

C. Решевский

З. Марголит

1. d2-d4

Кg8-f6

2. с2-с4

е7-е6

3. Кb1-c3

Сf8-b4

4.е2-е3

с7-с5

5.Кg1- е2

Кb8-с6

6.а2-а3

Фd8- а5

7.Сс1-d2

d7-d5

8.а3хb4

Кс6хb4

9.Ла1ха5

Кb4-d3#

0

1

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автономное учреждение социального обслуживания

Автономное учреждение социального обслуживания

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров

Тема занятия : «Учимся у гроссмейстеров

Педагог . На что влияет та или иная пешечная структура?

Педагог . На что влияет та или иная пешечная структура?

Кто расскажет кратко биографию

Кто расскажет кратко биографию

Вы увидите пример позиционной игры и мастерство

Вы увидите пример позиционной игры и мастерство

Педагог. Итак! Москва, 1940 год,

Педагог. Итак! Москва, 1940 год,

Конечно, вместо 17.Кf2 белые могут избрать 17

Конечно, вместо 17.Кf2 белые могут избрать 17

Конечно, недостаток такой структуры для чёрных очевиден - пешка f5 изолирована и может стать серьёзной слабостью

Конечно, недостаток такой структуры для чёрных очевиден - пешка f5 изолирована и может стать серьёзной слабостью

Сh6-f8, Лf7-g7, Фg6-h6. По его мнению, тогда чёрные «по крайней мере будут держать белых в напряжении»

Сh6-f8, Лf7-g7, Фg6-h6. По его мнению, тогда чёрные «по крайней мере будут держать белых в напряжении»

Се2х h 5 Ф h 4 xh 5 38

Се2х h 5 Ф h 4 xh 5 38

Педагог. Ещё раз посмотрим на пешечную структуру, которая возникает, если чёрные встречают первый метод

Педагог. Ещё раз посмотрим на пешечную структуру, которая возникает, если чёрные встречают первый метод

Ботвинник – И. Болеславский. Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать

Ботвинник – И. Болеславский. Узнали, что можно находить несколько вариантов ходов и нужно уметь их просчитывать

Ле8- f 8 12. Сс1-е3

Ле8- f 8 12. Сс1-е3

Барнаул, 1977 год, дебют - староиндийская защита

Барнаул, 1977 год, дебют - староиндийская защита

Сс1- d2 d7-d5 8

Сс1- d2 d7-d5 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2024