РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ.
«Учитель—наставник в эпоху глобальных вызовов: деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся». Воспитание гражданской ответственности у детей и молодежи. Формы патриотического воспитания.
Дорогина Вера Юрьевна, учитель физики, классный руководитель,
руководитель школьного музея Лицея № 10 г. Каменска-Уральского
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Я им являюсь в течение всей своей педагогической деятельности (42 года). Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. Я окончила нашу школу в 1975 году и с 1990 года работаю в лицее. Так как я выпускница нашей школы, то сразу стала руководителем школьного музея. В моем выступлении обобщен опыт по патриотическому воспитанию детей в школе. Данный материал пригодится классным руководителям, воспитателям, организаторам по воспитательной работе.
21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.
В одном из выступлений президент
Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой
фундамент – это патриотизм».
Тема патриотизма одинаково важна как
для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но
патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь
детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви
к Родине.
Без патриотического воспитания мы
можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого
существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их
славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это
сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме
судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает
духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое
поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны
во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому
менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие
отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к
различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно
ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном
воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
В Государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы»
отмечается, что: «Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные
группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и
молодежи».
Сегодня много говорят о
возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно,
только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей
семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть
истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию.
Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать
гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого
великого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль классного
руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать
объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей
педагогической деятельности я осуществляю работу с детьми по
гражданско-патриотическому воспитанию. Работа по воспитанию ведётся круглый год
и поэтому мной составлена программа по этому направлению.
Цель программы: совершенствование системы патриотического воспитания,
формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской
ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели решаю
следующие задачи:
- стимулирую познавательный интерес к
историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формирую способности к общению, сопереживанию,
нравственное воспитание,
- развиваю творческие способности, знакомлю с
традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к
результатам труда;
- учу заботиться о своей школе, гордиться
историей своей школы;
- учу бережному отношению к общественному
достоянию;
- прививаю уважение к культуре и традициям
других национальностей;
- прививаю чувство любви к своему Отечеству.
- развиваю чувство национального достоинства на
основе толерантного отношения к другим народам России.
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия
и войны.
- способствую физическому развитию учащихся,
развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического
воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и
особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и
инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, с использование презентаций,
праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные
мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах,
школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев,
выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы
патриотического воспитания у обучающихся к моменту окончания школы должны быть
сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за
судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и
готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и
общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
В соответствии с целями,
задачами Программы, а также с ожидаемыми результатами выделяю несколько
направлений.
Направления патриотического воспитания
1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье
В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо»;
- создали библиографический альбом о земляках нашего города, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны; выставку «Мой Дед – участник ВОВ»;
- организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы
При работе по данному направлению
использовались следующие формы воспитательной работы:
- неоднократное участие в Городском конкурсе активистов школьных музеев в номинации «Юный экскурсовод»;
- сбор материала и оформление стенда «Из одного металла льют: медаль за бой, медаль за труд!» об учителях – участниках войны и работниках тыла;
- сбор материала и оформление стендов «История школы», «Школой руководили», «Учителями славится Россия», «Не стареют душой ветераны», «Через тернии к звездам», «Учителя – выпускники школы», «Наши победы – тебе родная школа»;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- выпускаем стенные газеты «В ДЕСЯТОЧКУ» о жизни школы и к праздникам.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
По данному направлению проведены
следующие мероприятия:
- ежегодно (уже в течении 20 с лишнем лет) участвуем в городской краеведческой конференции «Стяжкинские чтения»;
- участие в городском конкурсе творческих исследовательских работ «Семь чудес родного края», посвященного 80-летию со дня образования Свердловской области;
- участие в региональной научно-практической конференции «Экология города и региона: проблемы и пути решения»;
- неоднократное участие в Городском конкурсе активистов школьных музеев в номинации «Юный экскурсовод»;
- являемся Победителями Городской игры – путешествия «Знатоки родного края», посвященной Всемирному дню туризма;
- Призеры в Городском конкурсе маршрутов и экскурсий, посвященном Году особо охраняемых природных территорий;
- Участники Городского конкурса декоративно-прикладного и изобразительного творчества «Осенняя палитра»; Победители Городского фотоконкурса «Осенняя палитра» (фотографии городских улиц и природного ландшафта);
- Участники Всероссийского конкурса «Маршруты Петровской эпохи» об истории образования нашего города Каменска-Уральского;
- Победитель заочного тура Всероссийского конкурса «PRO- туризм»;
- Победитель Городского фестиваля юных талантов «Мечтай! Дерзай! Твори!»
- Победители Городского НПК с исследовательской работой «Дружина Александра Невского» (о земляках – участниках ВОВ и награжденных Орденом Александра Невского);
- Победители и призеры в Городском конкурсе проектов «Памятник природы» с проектом «Подземные ходы Каменска – Уральского. Таинственная пещера»;
- Победители краеведческого конкурса туристических маршрутов «Ревун-порог, Исеть река, как радует бегущая вода!»;
- Призеры Городского Смотра-конкурса музеев образовательных учреждений «Урал многонациональный»;
- Победитель в Городском конкурсе историко-краеведческих исследовательских работ «Каменный пояс»;
- Победитель в Областном конкурсе социальной рекламы «Для здоровья щедрый дар – грамотный эко-пиар!» по итогам экологического форума;
- Победители Всероссийского конкурса, посвященного 75-летию Великой Победы в номинации исследовательский проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
- Победитель в НПК с исследовательской работой «Рожденный войной» о строительстве Литейного завода;
- 7 место в Областной НПК с исследовательской работой «Каменцы – участники УДТК в Великой отечественной войне»;
- Призер в городском НПК «Ордена Российской
Империи в наши дни», о людях – уральцах, награжденных этими орденами;
- опубликование исследовательского проекта «Каменцы-участники Сталинградской битвы» и «Маршал Победы» на сайте infourok.ru, «Ордена Российской Империи в наши дни» и «Каменцы – участники УДТК в Великой отечественной войне» на сайте Знанио, «Подземные ходы Каменска. Пещера Таинственная» и «Ревун-порог, Исеть река, как радует бегущая вода!» на сайте videouroki,
4.
Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе
Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне — это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
По данному направлению провела
следующие мероприятия:
- являемся неоднократными Победителями городского конкурса изобразительного искусства «Гордимся тобою солдат!», «Дружба без границ»;
- традиционное участие в школьных мероприятиях,
посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
- Победители Областного конкурса на знание Государственной и региональной символики Российской Федерации в номинации «Исследовательский проект» «Ордена Российской Империи в наши дни»;
- Призеры конкурса рисунков, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации;
- Участники Городского конкурса детского рисунка «Великая Отечественная война 1941-1945гг. глазами детей»;
- Победители городского конкурса изобразительного искусства «Навстречу звездам!»;
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»;
- Победители Всероссийской исторической викторины, посвященной истории обороны и защиты города Ленинграда в годы Великой Отечественной войны «Этот город бессмертный над синей Невой,,,»;
- Победители Всероссийского конкурса на знание истории региональных символов и государственных символов Российской Федерации «Гимн славит Родины просторы!»;
- Имеем Свидетельство о публикации на страницах образовательного СМИ сайта Академии Развития Творчества «АРТ-талант» рабочей программы «Патриотический клуб «ЛИЦЕЙ»;
- являемся Призерами Городского конкурса музеев и уголков боевой славы, посвященного юбилею Г.К. Жукова;
Участвуем в акции «Свеча памяти».
Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов
погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за
Родину.
Приходим на митинг и участвуем в
почетном карауле около памятника Григория Кунавина, посвящённого Дню памяти и
скорби - 22 июня;
На всех патриотических мероприятиях
чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция имеет большое значение в
воспитании детей.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
В заключение хочется сказать, что
патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный.
Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей
Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы,
педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых
слов: «Ученик –
это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей
сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем
патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и
становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются,
честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества
необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в
семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что моя работа поможет
детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых
людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.
Надеюсь, мои ученики будут
настоящими патриотами! И нас будет много!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.